Орден "иезуитов" пришел на смену ордену "доминиканцев" (Ordo fratrum praedicatorum). Главу можно начать отрывком из сочинения Хайме Бальмеса, письмом из XIX века: "Одного этого имени довольно, чтобы вызвать тревогу у определенного класса читателей...". Чем это, -- будем откровенны -- не призыв к осторожности?! И вспомним французского историка Рейналя, который произнес "орден иезуитов есть меч, рукоять которого находиться в Риме, а острие -- повсюду". А из-под пера Вильяма Крэшоуа, в 1643 году выходят следующие строчки: "Иезуиты вышли на арену истории, выпорхнув, словно саранча, "из бездонной ямы", дабы восстановить руины римской державы и наполнить золотой фиал новой порцией духовного блуда".
Но сначала следовало бы познакомиться с их предшественниками: братьями ордена Святого Доминика. Задача которых состояла в привлечении как можно больше людей на сторону папы: как европейских правителей, знать, так и простолюдинов. И конечно, это миссионерство -- разработка богословских догматов и всего прочего.
Сначала о Доминике де Гусмане...
С какой целью в Тулузе, в 1215 году, был организован орден общество "братьев-проповедников"? скорей с целью -- сбора хвороста предстоящим кострам "возрождения". Центральной фигурой общества становится дворянин из Старой Кастилии, которого звали -- Гусман Гарсес. Этот борец с ересью "альбигойцев", в 1216 году основал монастырь в Париже, а за тем, в 1218 году, получил от папы титул "высшего цензора" (magister sacri palatii). Род его происходил от тюрков-агузов (Осман Гази. Тюрк. gazi -- дорогое, милое). Родился он в Калеруэге, образование получил в Паленсии: где, этим этническим тюрком и были приобретены теологические знания.
J Слово "доминик" (Dominic -- имя давалось в католических семьях мальчикам, родившимся в воскресенье) происходит от тюркских слов: "duymak" -- ощущать, чувствовать, слышать, и"niq" -- сильный, могущий;duymak-niqa -- сильная чувственность. В древнетюркском языке "toyum", это -- рождение, перерождение; "neq" -- предмет, дело, богатство, средство существования (Тур. "devam" -- продолжение, длительность). На французском: "domen" -- владение, имение, область, сфера; "domine" (доминанта) -- господствовать, властвовать, превосходить, преобладать, возвышаться, подчинять себе, владеть, преодолевать, пересиливать себя, брать себя в руки. Отсюда и латинское: dominicus -- господин, господь, всевышний.
Кастилия и Леон, объединяются в королевство в 1230 году, а уния 1479 года, образовало Испанию, со столицей Толедо, -- к юго-западу от Мадрида (Араб. Маджирит). Яркое солнце, золотой песок тёплое море -- вот родина передовой европейской мысли времен позднего средневековья. Здесь созревают богословские догматы, различные общества, течения и направления... Цитаделью с ранних времен здесь стоял город Паленсия (Palencia) -- на берегу реки Каррион, позднее переименованный в Саламанку. В этой королевской резиденции, в 1208 году и был заложен университет.
В истории -- в последующем -- обществ-проповедников христианской веры католического толка будет много. Мелкие группы под общим названием "братство", расплодятся по всему свету: "братья общей жизни", "братские школы", "братские демократы"... Германский город Пресбург, в XVI веке, переименуют в "Братиславу" (Bratislava -- город станет местом инаугурации королей, в 1541 году получив статус столицы). Опричники царя Иоанна IV тоже позаимствуют идею: "Грызть врагов Божьих и государевых" -- станет их лозунгом. Была даже попытка создать женский орден "английских сестер" (иезуиток), но в 1603 году идею эту прикрыли. А в середине девятнадцатого столетия, к примеру, в Поволжье откроются школы "Братства Святого Гурия".
Что же это такое - "братство"?
Вот что написано в энциклопедии: "Братство национально-религиозные и просветительные общественные организации XV-XVIII веков при православных церквах Белоруссии, Украины, Литвы, Чехии".Дальше, в этом же источнике есть интересная фраза, своим смыслом противоречащая исторической картине: "Боролась против национального угнетения и насильственного окатоличивания православного населения". К сожалению, такие парадоксальные суждения не редко встречаются в научных изданиях, порой лукавя на широкую ногу... Что же означает "братство"? И какова этимология этого слова? И для чего этот институт, в эпоху средневековья был так необходим христианскому миру? И не только...
В христианстве, как и в исламе, есть такое понятие -- душа. Душа -- по-тюркски это "кут". У тюрков, еще до новой эры было поверье, -- вместе с ребенком появляется на свет его кут(душа) и тын(дыхание), и они (кут и тын) сопровождают его всю жизнь. И в чем же здесь прослеживается взаимосвязь?
Для объединения общество (сообщество) в некую мощную силу, в сплоченный союз, одной идеологии мало, одной ее недостаточно. Следует объединить в одно целое еще и "душу" (кут) !.. О чем трактует философия? -- быть сильным не только физически, не только идеологически, но и духом. Духом -- который бы сплотил этот союз, укрепил, объединил... Вот что такое орден! ...Это то, что дается сверху (небом), извне; им награждают самых выносливых (Дух -- душа дает телу жизнь. Араб. "рух" -- душа. "Ruh belen -- kucle bulegez" (Будь сильным -- духом) -- гласит древняя поговорка). И служитель, -- в данном примере монах, -- должен был своей сущностью соответствовать совокупности всех этих перечисленных требовании. Быть преданным делу своего общества. Фанатично выполнять все его требования, иметь несгибаемую волю, и силу духа. А как этого достичь? Древняя восточная философия гласит: "возможно сближение через ощущение, так это потому, что сознание, соприкасается, находящимися в нем, приводит в соответствие с самыми различными причинами". Вот что означает brotherhood. Одним алтайским словом определили его (Бияорт). Так появились брат,братство...
Для сплочения рядов католической веры другого не нашлось. Не было! Данную идеологию следовало не просто, разъяснит каждому члену "национально-религиозного" общества -- а вбить, вогнать, впитать в душу.
***
В восточной Европе говорили на тюркском языке, а в западной, его -- помнили! Языком международного общения являлся язык Алтая. Тюркский. Для проповедников Евангелия, и создателей христианских догматов, подходил только один язык -- язык своих отцов. Предков. Тюрки, став христианами, проповедовали уже чужую религию, призывая европейцев найти убежище под эгидой папы римского, -- стать его "союзникам", -- сменив древнетюркский равностороннийсимвол на крест с барельефом распятого страдальца. Иисуса Христа.
Слово католик происходит от тюркского qatel (катылык), от корня qate. Значения -- соединяться, смешиваться; союзничество. Э.Гиббон -- английский историк -- в своей книге "История упадка и разрушения Римской Империи" пишет: "Их многочисленность и внешние признаки могущества давали им некоторое права называть себя католиками ...верования которых основывались не на Священном Писании, не на рассудке не на традиции, а были установлены и поддерживались произвольной властью светского монарха". О каких либо религиозных постулатах, здесь нет и речи. Изначально, эта организация (католики), собой представляла не духовную силу, не религиозную, а, -- не в укор будет сказано -- политическую. И никакого отношения к религии не имела. ...Преследовалась одна единственная цель, -- собрать как можно больше народу под крыло Рима. Быть для них союзником.
JВ греческом языке kat holou, будет -- всецело, полностью, на итальянском cotholk -- крепки народ. Одно из значений тюркского слова qatel-- союзничество; соединяться, смешиваться. Татарское слово "каты", переводится как крепкий, прочный. Катылык -- крепкий. Такие слова как -- "каталка", "катать", "каток" тоже из этого корня.По-казахски: "катты" -- крепкий. (Тюрк. "halq" -- народ).
Brotherhood - братство
Так появился символ новой идеологической системы. Новая сила. Новое сознание в голове человека, перешагнувшего в следующее тысячелетие: очередным шагом на пороге передела мира. Истории. ...Общество назвали тюркским словом "берейту", что переводится как -- стать одинаковыми, быть одним целым. От тюркского корня ber (бер) -- один. И появились братства: английское --brotherhood;немецкое beratend -- совещательный, berater -- советчик.
J Английское: "brother" -- брат, "brotherhood" -- братство. Французское: "barrette" -- кардинальская шапка, заколка. Немецкое: "beratend" -- совещательный, "berater" -- советчик, "bereit" -- готовый на что-либо. Даже на аравийском полуострове слог "бер", образовал свое словосочетание, арабы своих братьев называют -- beraderan.
Древние тюрки говорили: bjoritmak -- ощущение;bjort -- ощущать, касаться;bjortus -- ощущать друг друга, соприкасаться. В татарском языке, слово "бер" -- один. Отсюда и "бериту", "берэйту" -- сделать одинаковым, делать одним целым. А вот интересное западноевропейское слово, с ярко выраженным тюркским корням (бер, пер): "премьер", "премьера" (premiere) berem-jire -- первое исполнение...
Монахи ордена доминиканцев носили белую рясу с белым капюшоном. Вне помещения, на улице, надевали сверху черный плащ с черным капюшоном. Учителей отличал головной убор с плоской поверхностью. Достигшие высокого чина в церковной иерархии, получали кардинальскую шляпу. Круглая шапка без тульи и околыша. В XVI веке ее назовут словом -- barrette (кардинальская шапка). Берет. Тот головной убор, который равнял члена общества, ставил его в один ряд с товарищами, с братьями. Этим, высшие чины от низших и отличались. Так строилась иерархия.
На коллегии руководящих лиц (капитуле), в 1220 году в городе Болонье, орден Доминика провозглашается "нищенствующим". Как никак, к нищим доверие больше. А через тринадцать лет, папа Григорий IX передает в их руки инквизицию. Что такое инквизиция сегодня понятно многим, но все ли знают первоначальную функцию этого института власти? Этот государственный орган изначально, контролировал работу судей: следил за законностью судопроизводства... Так было в эпоху раннего средневековья. Но, после, сам сделался судьей; судьей и палачом в одном лице.
J Истоки возникновения этого государственного органа, ведут свои следы ко временам правления византийского императора Юстиниана I, ко временам преобразования римского права. От латинского слова Inquisition -- расследование -- считается происхождение термина... Но, в этом слове, ярко прослеживаются тюркские корни, видны не вооруженным глазом: in-quzeter --наблюдать, следить. От тюркского:in --очень, чрезмерно, и quz (quzeter)--глаз; глазеть... Отсюда и inquisitio.
В своем расцвете, ряды доминиканцев насчитывали более 150 тысяч членов. На своем гербе изобразили собаку с факелом во рту, с надписью "псы господни" (Domini canes), таково неофициальное название братства. Альберт Великий, Жан Буридан, Эккерд, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский и многие другие воспитанники ордена, церковными проповедями и богословскими откровениями оставили свой следы в истории. В теологии и в философии. А Фома Аквинский -- основатель философского течения "томизм", ортодоксальной схоластики и автор научной работы "Сумма теологическая" -- высказал что "природа завершается в благодати, разум - в вере", выдвинув тем самым, пять доказательств существования Бога.
Рыцари ордена Доминика, влияние папы римского на запад континента, сделали немалым. Благодаря им, папы выдвинулись на наместника Бога в Европе, чьи чрезмерные заботы о пастве, переполнили чашу европейского терпения. И оно вылилось... Пий III (Франческо Нанни Тодескини-Пикколомини) всего месяц просидев на этой должности, скоропостижно уступив место итальянцу из Савоны по имени Джулиано делла Ровере. Взявшего имя Юлий II, и ставшего покровителем живописи и полководцем, получившим прозвище "грозный"; запомнившись одним из сильных правителей того времени. Ну а Лев X -- великий Медичи -- это отдельная тема, отдельная книга. Джованни Медичи, возглавивший папство 11 марта 1513 года, произнес, "Давайте будем наслаждаться папством, которое ниспослал нам Бог!". И до конца его правления, музыка, танцы, оргии, различные театральные представления не покидали стены папского дворца. Как отметил в веке просвещения Вольтер: "Папы держали весь мир в оцепенении и дурманили людей невежеством".
В Париже (в XVI веке), это разлитое терпение образовало движение "протестантов". С этим невежеством надо было что-то делать, и один немецкий проповедник к двери церкви, в 1517 году прибивает лист с текстом девяноста пяти вопросов;критики негативных сторон практики современной ему католической церкви. Документ, ставший своего рода манифестом нового вероучения. Героя этого звали -- Мартин Лютер (Martin Luther).
Ренессанс
Ренессанс входил в ту фазу, когда надо было уже уничтожать тех, с кем совершался этот нелегкий путь. В Европе, происходила династическая борьба. Испанский король Карлос I планировал подчинить себе Рим... шума было много. Сподвижники Мартина Лютора и Ульриха Цвингли, сводили на нет католическую идеологию. Легитимность папской церкви -- повисает на волоске. ...Один протестант, на "золоченном канате", даже собирался повесить папу, скрывавшегося во время осады в замке Святого Ангела. В 1527 году Германские войска вошли в город Рим, подвергнув его нещадному разорению. Рим -- великолепие итальянского Ренессанса -- "превратился в город-труп". Войска Карла V в течение долгого времени пытались взять неприступную крепость, где папа Клемент VII, схоронился от европейской напасти. Но, оборону Святого Ангела, длившуюся около девяти месяцев, немцам сломать не удалось.
Все это происходило в начало шестнадцатого века. Начало великих перемен, великих открытии. Кузницей "протестантизма" стал немецкий город Виттенберг, земля Саксония-Анхальта. Здесь немецким монахом Мартином Лютером начинается так называемая реформация. Появляются труды различные ученых, возникает ряд религиозных направлении: "лютеранство", "протестантизм"... Но, не смотря на протестантские волнения, Рим все же продолжал свою мессу (Итал. messa -- основная литургическая служба в латинском обряде). Ради спасения власти, и спасения церкви, в ход шли различные легенды, например то, что, тело голгофского мученика может прибывать в "крошечной частице хлеба"...
J Латинское слово protestantism, переводится как -- публично доказывающий. Другое латинское слово protestari, означает уже следующее -- торжественно заявлять.
...18 октября 1534 года в Париже, были развешаны плакаты, со словами "ужасные, величайшие и невыносимые нелепости мессы". Списки их были найдены и в других городах: как гласит придание, даже нашли их в замке Амбуаз, в спальне Франциска I. Реакция властей последовала незамедлительно. Ответом был -- "аутодафе". Поскольку слово это забытое, вопрос -- что это такое? читателя приведет к изумлению... Аутодафе -- это "торжественное оглашение приговора инквизиции, а также само исполнение приговора". Вот что кроется под тенью католического благоденствия. (Греч. autos -- сам.Тюрк. ut -- огонь.) Публичная казнь, то есть сожжение осужденного, и чтобы действие имело форму всеобщности -- приговор приводился на городской площади, и обязательно в присутствии горожан. В январе 1535 года в Париже, перед собором Нотр-Дам было заживо сожжено шесть протестантов. Сам Франциск I присутствовал на аутодафе, личным примером продемонстрировав непогрешимость монаршей воли.
Король Франциске I (Francois I, 1494 -1547) стал отцом французского возрождения. При нем -- без преувеличения отметим -- начинается переход от "преосвященного гуманизма" к публичным казням. Тех, кто не желал отречься от своего Бога, от культуры своих предков... назвали словом -- еретик. В 1539 году для разбирательств дел этих непослушных, заводят даже специальную комиссию, впоследствии получившую название Chambre ardente (Огненная палата). Откуда еретики отправлялись прямиком на аутодафы. (В числе первых, кто рьяно сопротивлялся, был чешский богослов и церковный реформатор Ян Гус; которого, огонь адской машины поглотил еще в прошлом веке. Этого еретика сожгли в 1415 году, в немецком городе Констанц, как и его ученика Иеронима Пражского.)
В 1545 году, к юго-западу от Турина, против религиозного течения "вальденсов" (сторонники учения Петера Вальдуса, жившего в XII веке) был предпринят целый поход; в ходе которого было разрушено двадцать два поселения, и 4000 человек убито, в последующие годы, бесчинства по отношению к вальденсам шли по нарастающей. 3 августа 1546 года в Париже, на костре был сожжен поэт и филолог Этьен Доле, а 7 октября, там же было сожжено сразу четырнадцать протестантов.
...Между реформаторами, и контрреформаторами "велись постоянные споры о спасении, о непостижимых таинствах предопределения, о том, как и кому, подобает толковать Библию. Но, пожалуй не было темы более важной, чем богословское обоснование реальности присутствия Бога. То есть пресуществления (Лат. transsubstantiatio) вина в кровь и хлеба в тело Христа, и все символически-ритуальные действия, окружающие это таинство". Не понимая что делать, в какую сторону смотреть европейцы запутались. То ли слушать наставления Рима, то ли встать на сторону Лютора и Кальвина, то ли переметнуться "к идеалам раннего христианства" (вальденсам), или еще куда-то: в век реформ выбора было предостаточно.
Протестантизм набирал силу кальвинисты, баптисты, адвентисты... сплотились в борьбе с католичеством: собирая под общим знаменем своих сторонников. Сколачиваясь в союзы и братства. В результате чего, католики оказывались "во враждебной осаде". Основоположник протестантизма Лютер, требовал, чтобы папство вернулось к апостольской бедности и простоте. Доминиканцами -- Мартину Лютеру была объявлена война.
Иоханн фон Экк -- один из братьев этого нищенствующего ордена, некогда дружный с Мартином -- в своем публичном выступлении осудил Лютера, своего друга детства, признав его тезисы "богемским ядом". В ответ Лютер, "мастеру говорить по-латыни" оппонировал: "Я узник совести по слову Божию, я не могу отречься, я не отрекусь. Да поможет мне Бог. Амин". Но все же, даже несмотря на то что в его поддержку выступали многие германские князья, он был отлучен от церкви, и признан еретиком. Наконец в 1555 году был заключен "Аугсбургский религиозный мир". Положения этого документа предусматривали что, князья будут вольны выбирать для своих подданных любую из двух конфессий, и что в пределах вольных имперских городов можно использовать обе веры. По принципу: "чья страна того и вера". Этим документ "лютеранство" было признано официальным вероисповеданием.
В 1572 году произойдет резня, этих братьев, как и их сторонников, в канун дня святого Варфоломея утопят в крови. В небезызвестную Варфоломеевскую ночь, для абсолютно иной пьесы, в Европе были сооружены декорации на совершенно новых подмостках. На сцене показались новые герой... В этот год папский престол возглавит Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи), который через девять лет заявит: "в наши дни нет более великого орудия, вознесенного Богом против еретиков, через ваш святой орден. Он явился в мир в тот самый момент, когда в нем начали распространяться новый заблуждения".
Иниго Лопесу де Лойола
Начало жизненного пути Игнатия Лойолы покрыто тайной. Но все же. Родился в 1491 году в замке де Лойола в Северной Испании, в провинции Гуипускоа. Испанец из "басков". Рожденный в варварском поместье, хорошо знал свой родной язык. В фамилии скрыты древнетюркские слова: "льюй" -- дракон, змея; "юла" -- дорога, ищущий дорогу ("Сопровождающий дракона"). Этот испанец, и стал родоначальником "великого орудия". Отцом ордена "Иезуитов". Общества Иисуса.
J Народ Басков (Испанское: Vascongadas) заселил северную Испанию еще до новой эры. Появление народа мало изучено. Отношение их к римской империи, было -- номинальным. Независимо от принятого алфавита латиница, народ издревле пользуется своим. Имеет свою письменность. (Одна из гипотез -- это, грузинская письменность, которая была создана царем Фарнавазом в IV-III веках до новой эры.)
Название страны -- Испания -- окутано различными версиями, их довольно много. (Греки называли жителей восточной части полуострова "иберами".) Например, вот одна из них -- от баского ezpanna -- край, граница. С учетом того, что Испания находится на краю континента, эта версия вполне могла бы возглавить список. Другая. Испания славилась во все века своим холодным оружием, отрицать чего, очень трудно. Факты налицо. Офицеры римских легионов, во времена античности, владели оружием из испанской стали.
"Шпага" появилась в Испании в шестидесятые годы пятнадцатого века. А само название страны, звучит как -- "ышпан", "шпан". Почему? Слово это тюркского происхождения. От "шебэн" -- металлическая палка, "шеб" -- быстро, немедленно, сейчас. Отсюда и итальянское spada -- рубящее и колющее оружие. (Татарское: "чебек" -- прут, палка; русское "сабля" (чёбыла) -- вырубленное.)
Испания это страна, напичканная старинными замками. За стенами этих крепких сооружений в средневековье, тренировали молодежь. Варвары учили своих детей искусству владеть боевым оружием. Также преподавалась философия... готовили "джентльменов". Одним из этих джентльменов и был Лойола. Род Лойолы происходил из особ гвардейцев царя, правителя. "Судьба приготовила жизненный путь придворного, и в возрасте тринадцати лет, он поступает на службу к Хуану Веласкесу де Куэльяру". Где провел десять лет своей жизни в роли пажа (Франц. Page - мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе у высокопоставленного вельможи), пристрастившись к чтению книг в богатой библиотеке своего хозяина. После ранения, оставив военную службу, погружается в чтение опусов. Книги "Жизнь Христа", и созданная на основе "устных и письменных источников" творение доминиканца Иакова Ворагинского "Золотая легенда" (Legenda Aurea) -- популярная после Библии -- для Игнатия Лойолы повеяли новым мышлением; стали поворотными в жизни. Во Франции, позже, о нем скажут: "Испанский кабальеро... нажил мозговую горячку от чтения романов о рыцарских подвигах, а затем, от чтения священных книг, забрал себе в голову, будто он - Дон Кихот Девы Марии".
Этот кабальерос -- для своего времени -- был очень образованным человеком. В Манресе, вступающим в новую жизнь, он пишет первые строки своей книги "Духовные упражнения", вошедшие в сокровищницу римско-католической традиции. В Барселоне изучает латынь. Его академиями стали такие города как Алькал, Саламанка. В последнем (в Саламанке, в университете основанном доминиканцами в 1218 году), учителя знавшие некоторые "запретные богословские темы" -- о чем -- настырного выпускника убедительно попросили хранить молчание. Посоветовав покинуть приделы Испании.
***
Считают что имя Игнат (Игнатии), происходит от латинского корня: означает "огненный" или "неродившийся". В старину, "такие имена давали в защиту от злых духов, в надежде что, приняв смысл имени буквально, те не заметят рождения ребенка и не причинят ему вреда". Латинское ignis -- огонь. Английское ignait -- зажигать, воспламеняться. Возможно отсюда и этимология имени?
J Возьмем шире. Обратимся к тюркскому языку. Слово ige, в тюркском языке означает -- хозяин; дух, божество. "Игеннет", будет -- обожествляй... Ну а вот слово ogun, -- по-тюркски -- будит -- растирать, натереть. И, не отсюда ли происхождение латинского слова (ignis -- огонь)? (Тур. ogun -- растирать; огонь. Казах. ukalay -- тереть. Татар. уга, угалау -- растирать.)
После "освобождения" от власти доминиканцев, Лойола направляется в Париж, где, с 1528 года, шесть лет учится в университете. И, заметим, оказался в нужное время в нужном месте... в Париже вспыхивает "хаус реформации". Под угрозой висела жизнь Николя Копа, нового ректора университета: учебное заведения будоражили прокламации запрещенных авторов, в том числе и "Виттенбергского дьявола" (Мартина Лютера). Статуи Девы Марии подвергались яростным нападкам; еретиков бросали в тюрьмы, где те, пройдя все круги ада, испускали дух...
В эти тяжелые исторические дни для Франции, семеро выпускников университета и учреждают новую "религиозную организацию" -- орден Иезуитов. 15 августа 1534 года, дав друг-другу клятву "служить Господу Нашему, отказавшись от всех мирских соблазнов". Единомышленников Иниго Лопеса де Лойолы звали -- Франсиско Хавьер (Francisco Javier), Педро Фабро (Pedro Fabro), Альфонсо Сальмерон (Alfonso Salmerоn), Диего Лаинес (Diego LaМnez), Николас Бобадилья (NicolАs Bobadilla), Симао Родригеш (Simаo Rodrigues).
...Жесткие выступления лютеранов и кальвинистов -- наводивших ужас на двор папы римского -- обязывали викария принять любую помощь; согласиться на любое предложение. И наместник Христа, в 1534 году увидев на пороге своей резиденции молодых людей -- любезно предложивших свои услуги -- хватается за соломинку. Во благо "христианских душ, и славы Бога", эти семеро смелых парней были готовы на все, предложение было принято. Отравленный "бледной поганкой", в сентябре 1534 года уходит в мир иной папа Климент VII (Джулио Медичи), его место 14 октября 1534 года занимает Павел III, в миру Алессандро Фарнезе. Служение которого, на престоле Петра Господу -- стало самым продолжительным в XVI столетии. Вот о ком следует писать книги; у кого жизнь полна невероятных подвигов (!). Этот ярый сторонник контрреформаций, в 1540 году официально признает организацию иезуитов. Буллой "Regiminis militantis ecclesiae" утверждается орден, так лигимитизируется "Общество Иисуса".
...Существует такая легенда: в 1537 году, в Риме, в капелле Ла Сторт, Игнатию Лойоле явился сам Господь, "пообещавший, что Он будет покровительствовать ему и в Вечном граде". И Господь сдержал свое слово. Павел III благословил его и выделил средства для паломничества в Иерусалим, и наделил "декретом". Но этот тур, из-за воины венецианцев с турками, не состоялся.
Академик Джонатан Райт, автор книги "Иезуиты тайная гвардия Ватикана", отмечает: "...современники немало спорили -- а историки спорят и поныне -- о сути ментальности и идеологии иезуитов. Многим наблюдателям казалось, будто Общество выработало некую свою, уникальную духовную практику и специфически иезуитский принцип обучения и проповеди. Считалось, что они апеллировали не только к покаянию, но и к роли чувств в процессе обращения и умелому использованию изящной риторики в деле наставления на путь христианской истины".
***
В 1541 году,Иниго Лопесу де Лойола становится первым генералом (Лат. generalis. General -- общий, главный) иезуитов. Так, "Общество Иисуса" стало достойным ответом на выступления Лютера и Кальвина и многих других. Оно было "создано ради возвращения в лоно Церкви заблудших душ в Европе и привлечения новой паствы Азии, Африке и обеих Америк, чтобы выправить пошатнувшееся равновесие за века духовной борьбы".
С разногласием встретила Европа появление нового религиозного общества.
Орден принес особую форму духовного опыта, которая принималась в кругах кардиналов как враждебно, так и равнодушно. Власти ждали нового... спасительного... Уставом, в начале -- для первых членов общества, -- служили "духовные упражнения" Лойолы. Через которые и вступали в орден. Вначале, организуя иерархическую структуру, устанавливая патронаты и одновременно обучая первых своих членов -- общество занималось уходом за больными, в особенности сифилисом; погребением умерших... опекая заключенных в тюрьмах, проституток, сирот... Далее, организовывались женские религиозные общины... и многое другое, жизненно необходимое... что составляло общепринятые человеческие ценности. Также, братья ордена, в городах, где случались вспышки чумы или другого рода заболевании, в ликвидации трагедии принимали активное участие. Предлагали свою помощь.
Богоугодные поступки членов организации, становились примером для подражания. Символом порядочности. Что непременно, в первую очередь, привлекало простолюдинов... мысль -- стать одним из них, стала посещать головы многих. К ним потянулись, так, орден и стал пополняться.
Реформация
Сегодня, нечто прекрасное ассоциируется со словом -- "возрождение". Сразу на ум приходят великий Тициан, Леонардо, Рафаэль... и многие другие. А ведь в те времена -- без преувеличения будет замечено -- на западе континента шла братоубийственная бойня. Не считая тех костров инквизиции, где испускали дух еретики с ведьмами, европейские феодалы лили кровь друг у друга, и насыщаясь кровью своих подданных. Острым скальпелем резали старое. Кровь лилась рекой, пробивая дорогу новому...
J Лев Николаевич Гумилев пишет: "всё культурное наполнение Ренессанса создано трудами нескольких десятков талантливых художников и очарованных античностью гуманистов именно в то время, когда человекоубийство стало для западноевропейцев повседневным занятием и приняло массовые масштабы".
Этот предмет, под названием -- "Эпоха Возрождения" тема, тема для особой книги. Наукой, она рассмотрена поверхностно. Высказано -- к сожалению -- только желаемое... например, по какой причине резко возросла тяга к живописи; в чем причина появления сотен живописных полотен на библейскую тему?.. Тысячи художественных работ, посвященных только одному, именно христианству?! Может ли это быть инструментом пропаганды?.. Ведь наивно полагать, что Тициан или Рафаэль, и тем более Микеланджело творили по воле собственного вдохновения, по собственной прихоти. Одних работ "Мадонна с младенцем", только у Рафаэля не менее десяти (И что интересно, а ведь слово "Мадонна" (Исп. madonna), имеет тюркское происхождение. От двух слов происходит оно: "мэ", -- служебная часть речи, -- что по-тюркски будет "на", и "дин", что переводится как "вера". Отсюда и имя христианской богоматери. Дословный перевод -- "мэ-динне" -- прими Веру). А в чем секрет абсолютной обнаженности фигуры -- Давида?
Тюркский след, в этих европейских преобразованиях, мировой наукой почему-то не предусмотрен. Не учтет. Его там попросту нет! Хотя факты -- которых здесь полно -- не скрывают говорят обратного, как говорится все на лицо. Почему-то слово -- "ренэсес" (ренессанс), по-французски пишется как renaissance -- оживление, возобновление, а по-итальянски -- rinascimento? И есть твердая научная позиция -- ренессанс это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переход от средневековой культуры к культуре нового времени. Ну а слово это возникло от корня "ir" -- основа,и кто бы спорил (?)...
J Древнетюркское слово erinz, означает -- спокойствие, хорошее расположение духа, блаженство. Erinzlam -- прибывать в покое, в хорошем расположении духа. San -- почет, уважение. И не отсюда ли erinz-san?
Основы европейских университетов, в XII-XIII веках, заложили монахи доминиканского ордена. Цель этих учебных заведении, -- сегодня, -- это подготовка специалистов по фундаментальным наукам. Но, первоначальная идея скорее не включала в себя изучение наук, и тем более фундаментальных? В эпоху средневековье, стоит предположить, фундаментально там изучались догматы христианской религии. Принято считать, что название этого учебного заведения произошло от немецкого слова -- universitat, которое в свою очередь, берет свое начало от латыни -- universitas (совокупность, общность). Термин конечно же, возник в средние века, где "варварский" язык еще не был утрачен, не был забыт. Его понимали, на нем общались. Он был главенствующим. В древнетюркском языке слово una, означает соглашаться, отсюда и "уния" (единство).Словоvara(тоже тюркское слово) -- набожность, богобоязненность, благочестие (Вера). Itu --создавать, строить; устраивать, приводить в порядок. Вот эти слова и легли аббревиатурой в название учебного заведения: "Уна-Верис-Ите". Просто следует отрыть любой этимологический словарь, там все есть... Ведь они, первоначально, строились на основе церковных школ и входили в систему духовного образования.
В последующем появляются и другие западноевропейские термины, такие как: junjen -- объединение; juniti -- единства, junivesl -- универсальный; uni -- объединение, univtr -- вселенная, мир... Но вернемся в век шестнадцатый -- в эпоху Иниго Лопеса де Лойолы.
***
Появляются толки, это -- "реформация" и "контрреформация". Что обозначают эти слова? Первое слово, это термин идеологии лютеранов и кальвинистов с их единомышленниками: еретиками. Второе: это идеология "Общества Иисуса", вместе с католической церковью. Загадка для историка здесь кроется в том, что с рождения Иисуса Христа проходит полторы тысячи лет, -- а на кону вопрос, -- верить ему или нет?! Идеологий реформ (реформации) своих послушников возвращают к античности, к истокам. Пытаясь у античных философов доискаться истины, правды. Обнаружить в их книгах, ответы на многие вопросы: причину европейского раздора.
И не стоит тут удивляться... буквально за какие-то несколько десятков лет, из небытия возникают работы древнегреческих философов. В руках отцов контрреформации оказываются сотни философских сочинении античных авторов. В руках иезуитов. На что, по странному стечению обстоятельств, до этого почему-то не обращали внимание.
События во Франции, всколыхнули Европу. На то и ренессанс...
Под руководством иезуитов, на западной части евразийского материка, создаются "семинарий", в которых, в срочном порядке формируют проповедников... солдат контрреформации. Борцов с реформациями, точнее будет сказано -- с самими реформаторами. В 1552 году в обществе Иисуса, создается устав, долг иезуита гласил: "отыскивать скрытую заразу еретического учения и попирать ее, а затем восстанавливать поврежденную ветвь на древе веры". Открываются иезуитские школы. Первый удар принимает на себя Испания, первая кровь проливается там. Во второй половине шестнадцатого века в городе Тулузе и Лионе погибает около 4000 протестантов.
J Что такое "семинария"? Это -- среднее учебное заведение для подготовки служителей религиозного культа некоторых христианских конфессий; в некоторых странах для подготовки учителей начальных школ, от латинского - seminarium. Но так ли это на самом деле?
Именно так!..
"Сейм" (sejm), это -- сословно-представительный орган в феодальной Польше, Литве, Чехии и в восточной Европе, так пишет энциклопедический словарь. А что написано в древнетюркском словаре: sema -- совершать, радение; петь. В татарском языке есть слово "жием" -- собирать, собрание, собирание. Казахское: "жинау", "жиылым" -- собрать, собранное. ("Радение"это-- усердие, старание, забота о чем-либо; в сектах религиозный обряд, сопровождающийся прыганием, кружением, иногда самоистязанием приводящий в состояние экстаза.)
Индекс и конгрегация
На островах Британии появляются "иезуиты-мученики" -- первые герои: ими стали Роберт Саутуэлл и Томас Коттэм. Иезуита Педро Мартиниса, в 1560 году рубят топором на побережье современной Грузии. Гозало да Сильвейр, в Мозамбике был объявлен шпионом и задушен. Французы корсары-гугеноты, во главе с Ж.Сурье, в 1570 году "безжалостно умертвили" около сорока монахов этого ордена. В 1686 году Джованни де Бритто был обезглавлен кривой саблей, отрубленные руки и ноги иезуита были привязаны к туловищу и вывешены на высоком деревянном столбе...
Так, видимо, поощрялся чрезмерный иезуитский пыл.
Система ордена была устроена таким образом, что мученическая смерть, это путевка в лики святых: путевка на канонизацию. Любой член ордена был готов последовать за своим учителем. Иезуит смерти не боялся. Помнили: "Когда ты переродишься, удостой нас чести родиться на нашей земле", древнетюркское предание...
В 1559 году выходит знаменитый папский "Индекс" ("Index librum prohibitorum"). Список запрещенных и отреченных книг, утверждается папой и римской курией. Важность этого документа обосновывается просто: ничего кроме научных трудов Возрождения и Нового времени! В один ряд с писаниями еретиков, магов, астрологов... ставятся и второканонические книги такие как "Ветхий Завета", и творения отцов восточной церкви. В последующем этот список пополнят неугодными словами и терминами, как и неугодными писателями.
J Индекс -- это слово тоже тюркского происхождения. Другого придумать не могли. Не имели права. Здесь тюркское ed -- вещь, имущество, богатство, qes -- укорачивать, сжимать. "Ede-qes" (Латинское: Index -- указатель, реестр имен, названии... Французское: "эдекс".)
Существуют утверждения, что индексация существовала еще в античные времена -- в римской империи составляли реестр свободных граждан, подлежащих налогообложению, или призыву в армию. Также, этим словом именовали доносчика, стукача, сообщавшего о заговоре против властей.
Основанная "конгрегация" (совет кардиналов) была призвана осуществлять контроль над умами и ведать списком запрещенных книг. Куда заносились "названия печатных сочинений, противоречащих духу и букве католического христианства". Также "индекс" запрещал знакомиться со старыми книгами... Ранняя "священная" богословская литература, становилась под запретом. Особо еретические книги сжигались, остальными заполняли подвалы и хранилища... куда доступ имели только определенные лица.
Иезуитские книгохранилища, и по сей день, для исследователя находятся под замком. В них покрываются плесенью древние книги, в том числе рукописные, представляющие большую ценность для науки. Но вход, только уже особой когорте. К примеру, библиотеки восточной Европы: библиотеки брестских иезуитов, где хранятся издания XVI-XVII веков. Или библиотека гродненской коллегии, располагающая томами на многих языках, не говоря уже о Ватиканской апостольской библиотеке. Где есть "секретный архив", с документами, относящимися к средневековой истории: переписка папы римского и иностранными дворами.
J С.Д.Артамонов в своей книге "История зарубежной литературы...", написал: "Строжайшая дисциплина, четкая иерархия в отношениях между его членами, беспрекословное выполнение всех приказов "черного папы", генерала ордена, который подчас бывал могущественнее самого папы, полнейший аморализм в средствах достижения цели (шпионаж, подкуп, убийства)... трепетали не только простые смертные, но и короли и папы".
Интерны и экстерны
Верховный правитель у иезуитов, то есть генерал, выбирался пожизненно... управлялся орден через региональные "ассистенции" (Лат. Assistentia. Сопровождающие): каждый из которых подразделялся на "провинции". Ну а лидеры в регионах назначались приказом сверху: постоянный контакт которых в письменном порядке, поддерживался со штаб-квартирой в Риме. Следует отметить -- приказы выполнялись беспрекословно! Но это были только первые шаги; первые правила грозного ордена; когда еще "числившиеся, не слишком хорошо представляли себе, что конкретно означает быть иезуитом". Быть неотъемлемой частью братства.
С начала XVII века, "Духовные упражнения" Лойолы (практика медитации, и строгой дисциплины сознания), -- которые в последующем станут средством вербовки в ряды ордена, -- печатаются. И по этой книге, санкционированной папой в 1548 году, каждый иезуит раз в год должен был совершать "упражнения". Духовные. Если перевести на современный язык, то это выгладило как своего рода аттестацией. ...Собором было предписано монахам ордена, контролировать библиотеки: отвлекать паству от всякого рода развлечении недостойных образу добрых христиан. Как и то, что стоит изучать только специально подобранные книги.
С каждым годом орден укреплялся. В1558-1559 годах была "отпечатана" латиноязычная версия (своего рода) конституции общества: в провинции были назначены "европейские инспекторы". А в 1586 году, пятым генералом ордена Клавдио Аквавивой (Aduaviva), был принят первый устав (экспериментальный). "Руководство, легшее в основу иезуитского школьного образования". Следующий устав, прослуживший неизменно два столетия, был принят в 1599 году, получивший свое название -- "Ratio studiorum". Где без всякой назойливости, первый пункт гласил -- общение тольконалатинскомязыке!..
J В латинском языке -- раз речь о нем -- слово "студиоз" (studious), это -- усердие;"студия" (studium) -- место занятий;"студент" (studens) -- учащийся. Все слова однокоренные, но, что интересно, с различными значениями... и как не трудно заметить, сплошное разногласие.
Древнетюркское "ерт", будет -- проходить, миновать совершать; "ертюр" -- устраивать, проводить, вести, проводить; "ерёт", "ирёт" -- мужи, мужчины, войны (усваивать манеры мужчин, становиться похожим на мужчин). "Уры", по-тюркски -- спор, галдеж. В турецком языке слово "урет", имеет значение -- создавать, выращивать. В татарском: "урету" -- обучить, воспитывать, приучать. Возможно, корень слова ratio -- из древнетюркского?.. (Ratio studiorum -- усердное обучение?)
Женатых и эмоционально неустойчивых, повинный в убийствах и имеющих физические отклонения, травмы -- в орден не допускали. Лица имеющие дефекты, например горб, увечий врожденные или приобретенные, шансов попасть в общество не имели. Поскольку руководством ордена считалось -- "не способствует наставлению ближних". В лице иезуита должны были непременно присутствовать два начала: "приметная угрюмость и мрачность". Но со временем правила изменились, и двери отварили всем желающим.
Эти восстановители руин римской державы, предприняли глобальные шаги в обучении европейской части континента. Последователи Лопесу де Лойола, кардинально взялись за работу. ...Следовало догонять неумолимо бегущее вперед время. Где на передних рубежах, в авангарде, непременно должно было быть водружено знамя величия Великой Римской Империи!.. И их труд, оказался весомым. Плодотворным. Многие европейцы изъявили желание получить у них образование, почувствовать себя частью общества новой формации.
Познавания азов наук у иезуитов, начиналось с изучения философии и "регентства" (управлять, царствовать), в младших классах, около трех лет преподавались эти предметы. Четыре года уходило на богословие и тертианство ина изучение в полном объеме духовных упражнении основателя ордена. По окончании этих курсов давалась клятва: бедность, целомудрие, послушание. После всего довольно изнурительного периода времени, присуждалось звание "иезуит" или "коадъютор". Ну а четвертая клятва: "послушание папе римскому", приносилась только в узком кругу, в высшем эшелоне ордена. В кругу элиты. Только узкий круг, имел право выбирать верхушку ордена -- генерала. Где присутствовали -- администратор, генеральный прокуратор, генеральный секретарь, ассистенты... Ну а духовник генерала, назначался обществом.
J Что такое "регентство"? От латыни regens -- правящий. А что такое "тертианство"? (Тертий (Терентий), ученик апостола Павла, записавший послание к римлянам? Или что-то иное?)
***
В далеком прошлом, монахи запирались в своих кельях, жили отшельниками: уходили в пустынь. Так было и в древние времена. Ну а монахи "Общества Иисуса", наоборот, готовились к борьбе: "Ринуться в бой, чтобы убедить всех жить так, как подобает добрым католикам". С момента своего зарождения (с 1546 года), как грибы после дождя возникают иезуитские школы. Училища и коллегиумы. От Гибралтара до берегов Днестра... Даже на американском континенте, в Перу, с 1567 года, иезуитские школы открывают свои двери. К концу века в Европе, и во многих других странах, в среднем появляются по шесть училищ в год. Так к 1600 году в Италии и Сицилии, их насчитывалось пятьдесят шесть, в Испании более пятидесяти. Во Франции, к середине семнадцатого столетия студентов -- осваивавших "много новых сведений" -- насчитывалось уже сорок тысяч.
Иезуитская система образования, была доступной для всех социальных кругов... и весьма широких. Мальчики, девяти-десяти лет, принимались в эти школы, их назвали -- "экстернами". То есть "внешние". Первое -- чему учили их, это, конечно же, грамматика. Шесть лет отводилось на изучение древнегреческого и латинского языка. А затем изучение риторики и античных авторов. Дальше, год для произведений Цицерона, Вергилия, Горация, Ливия, Цезаря, Саллюстия... И конечно, особое внимание уделялось "концепции образования" (Modus Parisiensin), -- "содержащие в себе много новыхдля аудитории сведений".
J Соломон Смоляницкий, в своей книге "Три века Яна Амоса Коменского", приводит интересную цитату, он пишет: "Беспросветная бедность словно навечно поселилась в каждой крестьянской халупе. Да и как ей не быть? От зари до зари крестьяне гнули спину на панских землях -- отрабатывали барщину, да еще были обязаны платить натурой, да еще денежный налог -- "урок"". Стоит здесь заметит, в тюркском понимании слово "урок" (урык) это то, что собрано -- имеется в виду зерновые; урожай. И не отсюда ли начало этого термина?.. И не это ли автор имел ввиду?
...К 1599 году, через полвека с момента образования ордена, вырабатывается довольно четкая педагогическая политика. Доведенным до совершенства, такое преподавание стало революционным: с отсутствием малейшей щербинки. Что бы перейти на следующий класс (Лат. classis -- группа) -- для примера -- воспитаннику следовало обязательно усвоить весь пройденный материал, без единой погрешности. Что интересно, чем занимателен был учебный процесс? неуспевающему -- следующий уровень был не доступен! Он не переходил в следующий класс. (Трудно себе представить, что приходилось переносить ребенку, что терпеть?) ...Через что проходилось проходить этим "экстернам"? Детям приходилось выучивать тот язык, который был им абсолютно неизвестен, на нем не говорили ни родители ни люди из окружения. "Иллитерати" (не знающие писать) -- было довольно много: ну а начатками латыни простолюдины не владели...
"Письмо -- это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени". И мы все помним советскую форму образовательного процесса, школу. Когда в классе, вслед за учительницей хором повторяли: "после Ж и Ш не пишется буква Ы, а пишется буква И".
По требованию Игнатия Лойолы, чтобы поступающие в школу владели хотя бы начатками познаний в латыни, создаются специальные элитные коллегиумы (Лат. collegium -- товарищество, содружество), в основном, для детей аристократии.
Кодификация языков
Венец творения, иезуитов, стали -- грамматики. К этому делу, реформаторы посвящения человечества, подошли со всей скрупулезностью. Львиная доля всех их усилий, была брошена на эту линию фронта... То что добрые христиане должны слышать слово Божье на своем родном языке, их не устраивало, и следовало подвести черту к единому... к одному знаменателю. И работа закипела.
Монахами ордена, -- со всех уголков земного шара -- в одно место скапливаются "языки": информация о них. Таким образом, создаются фонды. База данных. С момента рождения ордена по сегодняшний день, тысячи грамматик, десятки тысяч филологических трудов написаны на эту тему. И авторами этих многотомных трудов -- непременно -- являются обладатели диадем европейского образования: находясь рядом со знаменем передового просвещения, считающие себя докторами наук.
J Европа свое римское просвещение начала получать еще в VIII веке, во времена Карла Великого. Хотя и был Карл из варваров, и плохо понимал латынь, все же издал указ, "по которому во всех монастырях должно было быть организовано обучение чтению и письму". Был назначен министр образования, -- из Нортумбрии, -- звали его Флакк Альбин Алкуин. Этот англосаксонский ученый, автор богословских трактатов, организовал школы и установил стандартное преподавание. В его "мастерских рукописной книги" (скрипториях) были скопированы тысячи древних книг.
Наступило новое время...
Пришли времена по изменению речи "заблудших христиан", точнее "кодификация языков народов мира". Что бы не был ясен "язык гугнивых" -- некоторые коллегиумы "посвящали всю свою деятельность созданию и кодификации универсальных грамматик, а также выявлению общих корней в большинстве языков мира". Вот некоторые из них, оставивших неизгладимый след в истории языкознания. Петр Статориус-Стойенский, в 1568 году пишет грамматику польского языка, Лаврентий Зизаний, выпускник львовской академий, в1596 году создает славянскую грамматику. Ратные их труды продолжил М.Смотрицкий, опубликовав в 1619 году свою славянскую грамматику.
Х.Анхиета создает грамматики языков Тупи и Гуарани, Э.Массе и Жан де Бребёф составляют франко-гуронсийсловарь, Александр де Родес пишет латинско-персидско-аннамский словарь.
Так же, не покладая рук, сочинялась история... составлялась хронология.
Французский историк Дени Петро, с протестантом Жозефом Скалигером (Joseph Juste Scaliger), трудится над упорядочиванием исторических событий. Работали эти двое над христианским летоисчислением, создавая так называемую "научную хронологию". Выпускник Сорбонны Ж.Скалигер, оставил свой след в истории и тем, что в 1599 году пишет сочинение под названием "Рассуждение о языках европейцев" ("Opuscula varia antehac non edita"), впервые сформировав такое понятие как "языковая группа". Разделил все известные ему европейские языки на одиннадцать разделов. Но факта родства языком, кальвинист не заметил. Его матрица праязыков (linguae matrix), состояла из таких групп: греческая, латинская, тевтонская, славянская, эпирская, татарская, венгерская, финская, ирландская, британская, кантабрская. Филолог Скалигер, их происхождение привязал к еврейскому языку, дав обоснование причиной этому Вавилонское столпотворение.
В этот период, было установлено такое понятие как "эра"... до новой эры, после новой эры. Что интересно, назвали тюркским словом ara, -- то есть промежуток, середина. Ж.Скалигер в 1572 году издает словарь древнегреческого языка под названием "Сокровищница греческого языка", а в 1628 году выходит труд Д.Петро, под заглавием "De doctrina temporum" -- ставшийодной из первых попыток внести в научную систему единую хронологию. Жак Сирмонд, прославился "историей церковных соборов во Франции". А "парадоксальный историк" француз Жан Ардуэн -- иезуит, в двадцать лет вступивший в орден -- осознав что общество перегибает палку, "взял под сомнение всю античную традицию и стремился доказать, что большинство произведений древних авторов в действительности написаны средневековыми монахами" в XIII веке. Такие как например Энейда Вергилия, Оды Горация... а все соборы, происходили до "Тридентского собора" (1545)... чем, естественно, и сократил годы своего существования на земле.
J Разберем слово "доктор", доктор и доктрина (doctrine) -- слова однокоренные. Доктрина, это -- научная или философская теория, или руководящий теоретический или политический принцип. Определение взято из энциклопедического словаря. Латинское: doctor -- учитель; docere -- учить, обучать. Во времена римской империи, были свои доктора, которые "обучали рекрутов умению владеть оружием и маршировке, устройству военного лагеря и экипировке". Было оказывается и такое.
В академической среде "доктор", это -- высшая ученая степень, присуждаемая магистрам после защиты диссертации по гуманитарным и социальным наукам. Слово несомненно древнетюркского происхождения. "Toqerley", в смысле -- увенчанный короной. От тюркского корня doq (toqe)--биться стучаться, ковать, громить, устанавливать, воздвигать... (В татарском языке "тагу" --цеплять, зацепить).
Научная или философская теория
Касаемо образовательного процесса века иезуитского разгула -- показательна история чехов. Лаврентий-Бенедикт Недожерский, в 1603 году становится автором -- первой оригинальной грамматики чешскогоязыка. Затем, в 1745 году, Павел Долежал публикует грамматику чешского языка, и -- внимание! -- один из основоположников славянской филологии Йозеф Добровский (1753-1829),осуществляет гигантскую работу по нормализации и регламентации чешского литературного языка. Разоблачивший немало шарлатанов от науки, типа: Ганки, Циммермана, Линды... Но все это, происходит лишь в XIX веке.
Только одни эти сухие факты, говорят нам о глобальной иезуитской деятельности.
J Первым, кто взялся за чешскую грамматику, был "славный" Ян Благослав (Jan Blahoslav 1523-1571), гуманист, поэт, переводчик, этимолог... из общества "Чешских братьев". В 1571 году написал учебник "Чешская грамматика": книга издается лишь в 1857 году. Ян Благослав -- сыграл немаловажную роль в становлении чешского литературного языка, приняв за основу пражский диалект.
Для чехов, национальной трагедией стало 8 сентября 1629 года. Германский император Фердинанд II Гасбург, одержал победу над чешскими повстанцами, и "покоренная Прага была залита кровью". Слуга Климента VIII, Фердинанд, произнес тогда фразу: "Лучше пустыня, чем страна, заселенная еретиками". И вместе с немецкими князьями Чехию заполонили иезуиты, с целью просвещения славянского народ, поменять им правила правописания.
Куда делась древняя чешская литература?.. Книги? Вопрос повис в воздухе... Ян Амос Коменский, о родном языке говорил так: "Ведь все ровно юноша будет мыслить на родном языке и, сам язык -- неисчерпаемый кладезь мудрости. А как богат наш язык, как красив, звучен, приятен для сердца и ума!". Кто являлся представителем народного языка? Российский лингвист-славист C.Б.Бернштейн, в энциклопедическом словаре пишет: "В Чехии в 18 в. литературный язык, достигший в 14-16 вв. большого совершенства, почти исчез. В городах господствовал немецкий язык. В период национального возрождения чешские "будители" искусственно возродили язык 16 в., который в это время уже был далек от народного языка. Вся история чешского литературного языка 19-20 вв. отражает взаимодействие старого книжного языка и разговорного... В Сербии до 19 в. господствовал церковно-славянский язык русского варианта. В 18 в. начался процесс сближения этого языка с народным. В результате реформы, проведенной В.Караджичем в сер. 19 в., был создан новый литературный язык...". Вук Караджич, рожденный в Османской империи, практически "из ничего" создал грамматику сербского языка, издав в 1814--1818 годах первую сербскую грамматику и словарь. Этот самоучка, всего два года проучившись в гимназии города Сремски-Карловцы, стал чуть ли на самым главным деятелем национального возрождения.
Почему же исчез язык позднего средневековья Чехов? И на каком они говорили, на коком писали?..
Выше приведенным текстом, более чем проиллюстрированы плоды непосильной иезуитской работы. Для чего, спрашивается, был уничтожен старый язык?.. И заново, с большим трудом остановлен. И является ли восстановленный язык исконным?
"Топор палача, виселица, пытки, гнусное издевательство над умом и совестью человека. Сознательное истребление народа, истребление в невиданных масштабах, уничтожение культуры, книг, письменности, самого чешского языка проводилось под флагом борьбы с еретиками, с протестантизмом" в свое книге "История зарубежной литературы XVII-XVIII веков", разлился печально Сергей Дмитриевич Артамонов. Ответ здесь очевиден.
Писать на чешском -- не дозволялось! В стране "строго-настрого было запрещено иезуитами не только распространение, но и хранение" книг написанных по-чешски. Чешские писатели "переходили на латинский язык, чтобы труд их принес пользу другим народам"... Куда делась древняя чешская литература? Ответ кроется в довольно простой истине -- незнание своего языка, это -- незнание своего прошлого.
Не менее трагична и судьба Венгров.
В 1699 году, по Карловицкому договору, Австрия получает восточную Венгрию Трансильванию и Хорватию. Попытки Габсбургов установить в венгерских землях абсолютистский режим в ущерб интересам венгерских феодалов привели к ряду дворянских заговоров -- возникает антигабсбурская коалиция. Вторая половине XVII века, кишит антиправительственными выступлениями. Габсбурги вводят в Венгрию оккупационные войска, что стало причиной репрессии. Турецких угнетателей сменили австрийские. Казни руководителей венгерского освободительного движения совершались ежедневно, в течение целого месяца, тридцатью палачами одновременно... преследовались куруцы и протестанты: закрывались их церкви, превращающиеся в последующем в конюшни.
Не смотря на иезуитское мракобесие, протестанты все же оставили свои следы на родной земле. Ими, было сделано не мало. Альберт Сенци Молнар (1574-1634) написал "венгерскую грамматику", он же составил латино-венгерсий и венгро-латинский словарь, перевел многие книги на венгерский язык, в том числе и сочинение Жана Кальвина "Наставление в христианской вере" и псалмы французских поэтов Маро и Беза. Гашпар Каройн перевел Библию на венгерский язык. А иезуит Петер Позмань (1570-1637), стал для венгров национальным героем, написав в 1613 году книгу "Проводник к правде божьей". Этот монах святого ордена, профессор Грацкого университета, считается у них "великолепным образцом церковной риторической прозы". Безудержно проводивши политику укрепления католицизма.
Один из руководителей антигабсбургского движения Миклош Зриньи (1620-1664), у Венгров, считается самым крупным автором шестнадцатого века. Главным его произведением стала эпическая поэма из пятнадцати песен "Сигетское бедствие". Так же, в эпоху ненавистных Габсбургов, в Венгрии была распространена поэзия куруцев (меченосцев). Поэзия была анонимной, преследуемая властями, и распространялась устно или в рукописях. В их поэзии были и песни-жалобы и песни-плачи, и задорные баллады ("Песня о Ракоци" о вожде освободительной борьбы).
Ситуация Болгар XVII века просто парадоксальна. Здесь история загадочная. Как сегодня в исторических кругах принято думать, в утрате письменности -- древней литературы -- виновато турецкое иго! Можно ли это себе представить? Но ничего подобного, не было и в помине!.. Единственное литературное произведение Болгарии семнадцатого столетия это -- "Слово о страшном суде". Но и это произведение не оригинал а список.
Турецкий султан, константинопольскому патриарху подчинил все православные церкви южнославянских государств. Но, а сам патриарх, стал его служителем. Слугой султана -- распорядившись уничтожить все книжные фонды болгарских монастырей: повелев вести церковную службу только на греческом языке: раздав высшие духовные должности лишь лицам греческого происхождения. ...Воля господа православного, в греческую церковь проникала через руки турецкого султана. Помимо привилегий были у патриарха и обязанности. Он был ответственен за поведение православных... за любое восстание или волнения, со стороны христиан, он расплачивался собственной жизнью. В 1821 году вспыхнул греческий мятеж (восстание румынских крестьян), жесткого подавленный турецкими властями... В историю, вошедши как "Валашское восстание". Итогом этого кровопролития, стало повешение патриарха Григория V на воротах Патриархии, и выбора нового -- Евгения II.
У патриарха была своя опричнина, которая -- что, не следует упускать из вида -- у болгар считалась ненавистнее самих турок. Этих слуг, из резиденции греческого патриархата называли "фанариоты", от названия квартала -- "Фанар" (Тур. "янар" -- светит, загорается). И никакого "возрождения национальной культуры"! Любая попытка пресекалась. ...Показательна судьба двух патриотов-болгар -- братьев Миладинов. Братья занимались народным фольклором, составляли и напечатали сборники болгарских песен. Фанариот епископ Мелетий, по обвинению в государственной измене, добился ареста одного из них. Второй, желая выручить своего брата, добившись разрешения на встречу, отправился к нему, где и был задержан.
Под давлением мирового общественного мнения, турецкое правительство распорядилось освободить их из-под стражи. Но покинуть сырые апартаменты гостеприимного греческого духовенства, братьям так и не было суждено. В Константинопольской тюрьме, в 1862 году "они были отравлены фанариотами".
J Миладиновы -- Димитр (1810--1862), Константин (1830-1862). Родились в городе Струге (Современная Македония). Происходили из ремесленников. Димитр -- окончивши греческую школу в Охриде, затем гимназию в Янине -- вел борьбу против элинизации болгарских школ, за преподавание на болгарском языке. Константин -- младший брат -- в афинском университете заканчивает элинскую филологию. Четыре года в московском университете проходит курсы славянской филологии. Братья стали создателями сборника "Болгарские народные песни", в нем -- 665 песен, свадебные обычаи, верования, народные предания, описания детских игр, собственные народные имена, пословицы...
Димитр, в письме Григоровичу оставил такие строки: "Мои старания для нашего болгарского языка и для болгарских народных песен согласно вашему поручению чрезвычайно большие".
Болгарский математик Йордан Борисов Табов, автор многих научных трудов и член редколлегии сборника статей "Новая Хронология" пишет: "Период с ХV до середины ХХ в. характеризуется "процессом эллинизации" на Балканах. Он недостаточно исследован; среди его составляющих следует отметить -- возвеличение всего "эллинского", прежде всего языка, письменности, культуры, нравов, "утонченности"; в противовес "варварским"; презрение ко всему не эллинскому, "варварскому". В результате на практике имели место -- уничтожение памятников болгарского книжного наследия, -- устранение болгарского языка из церквей и монастырей и вообще из общественной жизни, -- изменение имен географических объектов. Носителями, или творцами "эллинизации" были не только греки; скорее всего, наиболее ревностно проводили ее в жизнь люди негреческого происхождения -- в том числе и болгары по крови. Эллинизация тоже внесла заметный вклад как в отрицании и даже удалении имени болгар, так и в искажении истории Балканского полуострова. В ряде случаев она переплетается с борьбой православия против ересей. Очевидные признаки этих явлений... есть и в Сказании К.Костенечки; как было уже отмечено, Константин Костенечки жил в первой половине ХV в., а дошедшая до нас рукопись с его произведением датируется ХVII веком".