Посвящается моим родителям Инне и Валерию Гилелах, с детства дававшим мне уроки радости, и моей главной радости Елене Шубиной, без которой эта книга никогда не была бы написана.
Автор особо благодарит Дениса Соболева за идеи и поддержку в написании книги, Константина и Валентину Асмоловых за редакцию и отзывы, Игоря Колмакова за плодотворные обсуждения.
Предисловие
Так уж вышло, что от автора современной эзотерической или психологической книги ожидается следование ряду канонов. Во-первых, автор должен продемонстрировать, что его знания были получены им от высочайших учителей и/или от основателей какой-нибудь тайной системы. Возможен вариант, что автору было откровение, или с ним, автором, вышла на контакт сущность какого-нибудь просветленного или древнего мага. Но и неземной разум подойдет.
Методика, излагаемая автором, должна опираться на мудрость древних. И чем древнее система, тем она лучше. В идеале учение должно восходить к Атлантиде или Лемурии. Но сгодятся и системы, полученные от уцелевших шаманов какого-нибудь малоизвестного племени или, в самом крайнем случае, созданные в секретных лабораториях современных спецслужб. Хорошо также, если автор послан какой-нибудь тайной школой или хотя бы принят в клан или "семью", и теперь он (автор) щедро делится древними знаниями, адаптированными под современность.
Особо смелые авторы могут написать, что система создана ими после долгих лет бесплодных поисков и раздумий - в результате озарения. Самые смелые при этом еще и понимают, что все, созданное до них, жалко, малоэффективно и убого.
Далее должно следовать описание жизненного пути автора, включающее намеки, как ему было плохо до создания системы (приобщения к истине) и как радостна его жизнь теперь. После обычно следуют истории из жизни его учеников или письма от благодарных участников его курсов, повествующие о том, как волшебно изменилась их жизнь уже после освоения азов учения, излагаемого автором. Обычно благодарные последователи обретают здоровье, богатство, уверенность в себе, становятся душой компании, приобретают популярность у противоположного пола, а также чувствуют свою связь со вселенской гармонией, коей благополучно и следуют.
Далее, как правило, следуют ссылки на священные книги разных времен и народов, а также изречения мудрецов, подтверждающие мысли автора.
Автор, как правило, объясняет читателям, что изначально они совершенны, могущественны, сотворены по образу божьему и подобию, и немного рассуждает о детстве, когда этот потенциал был особенно проявлен. Далее читателю объясняется, что в его нынешнем состоянии он (читатель) нисколько не виноват, а виноваты либо родители, которые и закрыли в ребенке все чудесные способности, либо коварный социум, навязавший стереотипы поведения. В ряде случае виноватым оказывается и христианство, наложившее запрет на проявление естественных эмоций и все магическое в человеке. Можно также порассуждать о вреде НТР, оторвавшей человека от природы, навязавшей неестественный образ жизни, и призвать к этой природе вернуться. Среди виновников могут оказаться также паразиты сознания, демоны и инопланетяне. В редких сегодня случаях - мировое правительство и масоны. Патогенные факторы можно также сочетать и комбинировать.
Дальше читателю обычно объясняется, как легко можно избавиться от всех проблем и вернуться к изначальной природе. Но... в читателе сидит столько блоков и программ! А если читатель их не чувствует - то дело совсем запущено... К счастью, на пороге - эра Водолея, (а в руках - бессмертное творение великого учителя) и то, что раньше было доступно лишь избранным, теперь доступно всем, а посему - немедленно приступаем к борьбе с блоками, мешающими счастью! Ведь чтобы стать счастливым, надо обязательно освоить курс внутренней археологии, раскопать свою внутреннюю природу и глубоко внутренне измениться. Иначе никак. Борьба за радость и счастье будет долгой, но успешной.
В книге также многократно будут встречаться фразы типа "ученые установили" или "согласно новейшим исследованиям", причем все эти открытия, естественно, будут подтверждать сказанное автором. Конечно, уважающий себя автор не преминет намекнуть, что древней традиции, адептом коей он является, все уже давно известно, а современная наука (конечно, пока далеко не вся, а только в лице самых прогрессивных своих представителей) только начинает подбираться к истинам, изреченным автором.
Далее излагается суть учения, принесенного автором - читатели еще раз призываются быть как дети, вернуться к природе, хорошо себя вести и обязательно любить себя, а потом и ближних, идет еще несколько рассуждений о единстве мировых религий и учений, и о том, что учат они все одному и тому же, а именно изложенному автором, и хэппи-энд.
Что ж, и автор данной книги попробует не разочаровать читателя и по возможности следовать классическим канонам.
Прежде чем начать или немного о метапрограммах восприятия
Существует набор советов, как вести радостную жизнь, известных еще с древних времен. Хороших, понятных советов. Вроде бы простых. Продиктованных здравым смыслом. Их, хотя бы частично, знают почти все. И почти никому и никогда они не помогают.
Перечислим самые распространенные.
Довольствуйся малым.
Радуйся тому, что у тебя есть.
Не сожалей о содеянном и утраченном.
Живи сегодняшним днем.
Следуй своей природе.
Устрани ожидания.
Устрани каким-либо образом страх смерти.
Устрани страх посмертия
Поскольку все знакомы с этими советами, но почти никто не способен их осуществить, часто возникает следующая ситуация. При попытке рассказать человеку о техниках, связанных с радостью, как только человек слышит что-то, что напоминает ему что-нибудь из вышеперечисленного, он испытывает кризис доверия. Как правило, следует тирада в стиле: "Ну, это все общеизвестно"... Или "это я и сам знаю...", и человек начинает воспринимать все излагаемое как очередную банальность, попытку продать ему обычный здравый смысл не первой свежести под этикеткой чего-то необычного.
Существует несколько причин недоверия ко всем известным советам. Во-первых, человеку все это уже как бы известно, но скорей всего никак не помогло в жизни. И неважно, что он по-настоящему и не пытался воплотить эти советы. "Раз я об этом знаю, и мне это не помогло, это знание не чудодейственно, а бесполезно, не так ли?"
Во-вторых, люди, от которых он услышал все эти простые советы, как правило, тоже не являли собой пример удачного их применения, а посему добавили естественного недоверия к полученной от них информации.
В-третьих, человек, как правило, слышит такие советы в состоянии, когда на душе у него плохо, а окружающие с оттенком превосходства изрекают подобную мудрую сентенцию, и естественно, что мудрость, подаваемая в такие моменты, вызывает реакцию отторжения, отпечаток которой и остается на ней на долгие годы.
И, наконец, даже если человек и считает все эти советы верными и правильными, он часто совершенно не представляет себе, как применить их на практике.
Как правило, доверие вызывают какие-нибудь экзотические системы, в которых те же простые советы запрятаны гораздо глубже. А ничто так не радует человека, как открыть самому после долгих усилий то, что ему уже давно было известно... Тогда давно известное приобретает дивное очарование истины, человек испытывает чувство ясности, и думает: "Как глубоко, правильно и всеобъемлюще открывшееся мне знание"...
Далеко не всегда преподнесение человеку известного ему, но под другой этикеткой является мошенничеством, во многих системах это вполне сознательно используемый прием, ведь истина просто известная, и истина осознанная, да еще к тому же самостоятельно открытая, совершенно по-разному воспринимаются и ценятся. Так что, возможно, дорогой читатель, вам уже известно много действенных методик и стратегий для радости, просто вы не считаете их таковыми. В качестве упражнения попробуйте-ка вспомнить известные вам советы как больше радоваться. А теперь проверьте, как вы к ним относитесь, и попробуйте определить почему.
Возможно, ваше отношение предвзято..Дело в том, что каждый человек обладает устойчивой системой личных фильтров восприятия, иногда называемых метапрограммами. Метапрограммы задают рамку восприятия мира: то, как вы склонны оценивать, отбирать и структурировать информацию. Итак, вы читаете, что существует способ по желанию радоваться больше, что вам приходит в голову? "Да, это так, и это можно сделать так-то и так-то". Или: "Нет... это не сработает потому и потому-то..." Читая эту книгу, на чем вы акцентируете свое внимание: на том, как сделать, чтобы описанные методики и идеи лучше работали у вас и как их применить или на том, почему все это не сработает, где автор не прав и где он меня обманывает? Собственно, именно метапрограммы во многом определяют то, как человек воспримет любой текст, и что именно будет с ним делать.
Хорошая новость: осознав, какая метапрограмма действует в данный момент, можно сознательным усилием выбрать наиболее этому моменту адекватную.
Да и, кстати, прежде чем начать читать про техники достижения радости, полезно проделать еще и следующее упражнение - спросите себя: "А есть ли у меня уже представления и ожидания, какой должна быть работающая техника достижения радости?"
Может, вы ожидаете, что она должна быть революционной, эзотерической, трудно или наоборот легко осваиваемой, совсем экзотической или известной вам? Поэтому - нет, нет, не пробегаем дальше, а честно задаем себе следующие вопросы.
- Готов ли я поверить в технику, которая будет включать в себя что-то уже мне известное? Использовать ее?
- Готов ли я поверить в технику, которая будет совсем необычной, о которой я никогда раньше не слышал? Использовать ее?
- Готов ли я поверить в технику, которая будет трудна в освоении? Использовать ее?
- Готов ли я поверить в технику, которая будет очень легка в освоении? Использовать ее?
- Готов ли я поверить в технику умеренной сложности? Использовать ее?
Нет-нет, читатель, не пробегаем дальше, мол, все эти вопросы понятны, потом сделаю, а сейчас почитаем и посмотрим, а стоит ли оно вообще того, чтобы все это начинать... а останавливаемся и задаем себе вопросы.
Проверьте себя: когда вы читаете, o способe по желанию радоваться больше, какие мысли (и/или ощущения) у вас преобладают?
Да, то насколько техники работают, зависит и от вашего отношения к ним.
Нет, автор не прикрывает свое неумение выдать сразу что-то могучее банальными истинами, и, да, без должного вашего отношения многие вещи будут работать хуже. Хотя некоторые будут работать независимо от ваших ожиданий...
Так, посмотрели вопросы? Ответили? Теперь, когда вы знаете свои ожидания, не пытайтесь отложить их в сторону, это все равно не получится у большинства. Даже если вы захотите и попробуете, то, в результате, скорее всего у вас появятся новые ожидания. Например того, как вы должны будете все воспринимать, после того как уберете предыдущие. В общем, нет, не надо ничего предпринимать. Попробуйте лишь понять и запомнить этот факт.
И тогда, если какая-то техника не вызовет у вас доверия и вы подумаете: "Ну вот, так я и знал!", - вы вспомните, что у вас уже были ожидания, и, возможно, это именно они влияют на ваше отношение... и, может быть, вам удастся отодвинуть их в сторону и все-таки попробовать.
Теория радости.
Определения радости
Радость притягивается радостью. Ну, питать радость хорошо шоколадом, финиками, солнечным светом. Для радости больше подходит свежий воздух. Как правило, радость предпочитает обитать на подвижных объектах... Ну, а отпугнуть радость нетрудно...
Из рассказов бывалого охотника за радостью.
Способы достижения счастья вообще и радости, как одного из его неотьемлемых атрибутов, являлось темой исследования практически во все времена. Авторы книг о счастье отмечают, что за последние две тысячи лет в технологиях достижения счастья не наблюдается значимого прогресса.
Любопытно, что книги о счастье и радости, как две тысячи лет назад, так и сегодня, у тех самых авторов, сетующих на остутствие прогресса в способах достижения счастья, как правило, построены по одному принципу.
Описание радости и счастья, обьяснение, почему хорошо уметь достигать этих состояний по желанию и что для этого нужно сделать, и множество примеров людей, сумевших этого достичь, зачастую весьма удачных. И... практически полное отсутсвие описания, как реализовать это понимание и воплотить его на практике. Однако в большинстве случаев знание, если не описны конкретные способы его реализации, остается мертвым.
Для успешного воплощения практически любого плана необходимы несколько видов знания: знание мотивационное - зачем мы это делаем; знание декларативное - что нужно сделать; и, наконец, знание процедуральное - как это сделать. Только в единстве этих трех видов знания совершается превращения знания в действия.
Определения радости
На протяжении всей своей истории люди пытались дать определения счастью и радости. Проанализировав описания состояний радости в разных культурах и языках, можно сделать какие-то выводы о природе этих состояний, закономерностях, свойственных им, и способах, которыми пользуются люди для их достижения. В идеале можно вычленить инструментальное определение и описание, то есть определение, на основании которого можно предпринять какие-то шаги для достижения желаемого состояния. К сожалению, большинство существующих определений, встречающихся в словарях, не несут практической пользы, а сводятся к набору синонимов.
Приведем несколько примеров.
Например, Степанов Ю.С. в работе "Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., Школа "Языки русской культуры" пишет:
Радость - традиционно относится к положительным эмоциям. Радость - это "ощущение внутреннего комфорта, удовольствия бытия, возникшее в ответ на осознание (или просто ощущение) гармонии со средой, "заботы" кого-то обо мне (это причина; причина здесь может и "неведомой"), и сопровождающееся моей готовностью проявить заботу в отношении к другому (это мотив, цель; как и причина, цель и её объект - "другой, другое" могут быть также неведомыми"). [ Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., Школа "Языки русской культуры ,44]
Немногим больше помогает и Даль:
Радость - веселье, услада, наслажденье, утеха, противопол. скорбь, грусть, горе, печаль и пр. внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая; || самое событие или предмет, возбудивший эти душевные чувства (Даль)
Счастье - благополучие, удачная участь, доля, судьба. Благоденствие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревоги; покой и довольство, все желанное, все то, что покоит и доволит человека, по убеждениям, вкусам и привычкам его (В.И. Даль).
Не слишком радует разнообразием и словарь Ожегова
Радость
1. Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения
2. Радостное, счастливое событие, обстоятельство
3. То, что (тот, кто) вызывает такое чувство
Словарь Ушакова я даже не упоминаю, при случае посмотрите - повеселитесь...
Лоуэн
Радость принадлежит к кругу позитивных телесных ощущений; она не является умственным чувством и не присуща разуму
"Википедия"
Сильное положительное чувство, весёлый душевный подъём
Несколько больше пользы приносит анализ пословиц и поговорок, связанных со счастьем вообще и с радостью в частности.
Так, например, в русском языке большинство пословиц, связанных с темой счастья вообще и радости, как одного из его проявлений, связанны с противопоставлениями счастья и несчастья. Как правило, при описании радости используются противопоставления верха и низа, неба и земли. Очень часто земные радости противопоставляются небесным, как менее ценные и преходящие.
Как правило, радость описывается, как состояние неустойчивое, хрупкое, преходящее, неподвластное желанию человека.
Кроме того, радость описывается как что-то, что всегда является результатом каких-то событий.
В современном русском языке радость часто противопоставляется удовольствию, причем удовольствие рассматривается как что-то грубое, телесное, а радость, как явление душевное и духовное.
В некоторых случаях радость описывается в категориях живого существа: она может родиться, ее можно "убить" или, скажем, "отравить". Счастье можно "загубить" и "спугнуть", "приманить" и "поймать". Сравните это с удовольствием, которое можно "сломать" или "испортить". Кстати, эту особенность восприятия радости мы сможем использовать для ее достижения. Что интересно, радость, в тех случаях, когда описывается в категориях живого существа, помещается не внутри человека, но живет где-то снаружи, иногда навещая человека.
Как правило, радость описывается как что-то летучее или крылатое. Радость обладает свойством уничтожать силу тяжести, способствует расширению объекта, а также его выходу из тела. Например, "быть вне себя от радости", "на седьмом небе от радости", "от радости не чуять под собой земли". Под действием радости человек становится менее жестким. Во многих языках радость уподобляется свету: человек может "излучать радость", "светиться от радости" и т.д. Почему-то во многих культурах отражено представление, что радость неблаготворно влияет на ум - такие выражения, как "без ума от радости" встречаются, например, в русском, арабском и греческом. В русском языке радость зачастую связывают с теплом, а вот в ряде восточных языков понятие радости может быть связанно и с прохладой, возможно, ввиду значения, которое приобретает прохлада в жарком восточном климате.
Кроме того, радость оказывает влияние на дыхание и сердцебиение, что отражено в многочисленных описаниях в мировой литературе.Влияние радости на сердцебиение и дыхание зависит от силы эмоции: при невысокой и средней интенсивности стимулируется сердцебиение, а дыхание освобождается; при высокой интенсивности чувства дыхание может замирать - от радости дыхание может перехватывать, а сердце может, как замирать, так и выпрыгивать из груди.
Например: "от радости в зобу дыханье сперло" или "позабыто все на свете, сердце замерло в груди ", "сердце взыграло от радости"...
Мне неизвестны языки, где радость сравнивается с чем-то твердым, ползающим, черным, неподвижным, подземным, сдавливающим.
В ряде случаев радость может восприниматься как дрожь, "мурашки" по телу. Так у героев Махабхараты чуть что на теле вставали все волоски от восторга.
Дорогие читатели, чтобы вы не терялись среди описаний и определений, попробуем их как-то классифицировать. Причем желательно так, чтобы классификация легко всплывала в вашей памяти и позволяла использовать определения и описания радости, как инструмент ее достижения. Ну и конечно (поскольку автору полагается опираться на плечи титанов), желательно, чтобы классификация соотносилась с чем-то древним, проверенным тысячелетиями... С чем любили соотносить древние мудрецы все феномены? С числами, буквами... нет, это, пожалуй, не подойдет... С богами? Как-то неактуально... С геометрическими фигурами? Слишком мудрено... Ах да, вспомнил, со стихиями! Что ж, последуем их примеру и мы.
Радость и стихии
"Радость сильнее силы, но без силы нет радости" (Сутра Короны, 17-9).
"А зачем нужны все эти классификации? - возможно, спросит читатель, - всего лишь еще один способ описания!" Верно, но... Чем больше в нашем распоряжении различных описаний одного и тоже объекта или явления, тем больше наши возможности его понять и применить. Если какое-то описание вам не близко или непонятно, то, возможно, вам подойдет другое.
Радость можно описать в категориях биохимии, психологии, энергетики.
Кстати, определения радости не столь безобидны: они могут стать как инструментом достижения, так и помехой на этом пути. Так, представления о радости, имеющиеся у человека, иногда мешают ему радоваться.
Люди часто натыкаются на определения того, что есть радость, а каждый автор старается, чтобы его определение было красивым, лаконичным и запоминающимся. Далее, из-за доверия к печатному слову или просто очаровавшись афоризмом, люди приходят к выводу, что есть "правильная" радость и радость "неправильная"... последствия очевидны.
Итак, сформулируем наши требования к определению радости.
Главное, чтобы описание было рабочим. Таким, чтобы можно было использовать легко и быстро, как для анализа, так и для действий. Например, для понимания своего состояния и того, какие действия нужно совершить, чтобы его изменить в желаемом направлении.
Кроме того, описание не должно вас ограничивать, навязывать предпочтения в выборе какого-то вида радости. И, конечно, оно должно быть легко запоминающимся, чтобы остаться с вами.
Существуют разные подходы к описанию какого-либо явления, и во многом они диктуются поставленной автором описания целью. Для научного понимания радости мы должны описать его в терминах физиологии и психологии эмоций. Такое описание, даже будучи максимально подробным, остаётся однобоким, описывает радость лишь одним из возможных способов. Когда же мы осваиваем искусство, нам недостаточно только логического понимания, нам нужны еще и переживания и описания, позволяющие передать состояние и настраиваться на него по желанию в дальнейшем.
Наша цель - освоить искусство радости, и для этого мы должны использовать не только научные, но и метафорические описания, аналогии, которые соответствуют тому, как мы переживаем состояние радости.
В работе с радостью мы будем пользоваться тремя типами описаний - радость, как некая сущность, радость, как набор ощущений, которые легко описываются в категориях стихий, и, наконец, радость, как процесс, который имеет свою динамику.
Итак, радость, как процесс.
Одно из удобных метафорических описаний радости - это описание в категориях стихий.
Стихии - это способ описания, где свойства, присущие различным явлениям, соотносятся с природными элементами, как, например, огонь, вода, земля, воздух (в индийской и западной традиции) или объектами, как дерево, металл, гора и т.д. (в китайской).
На протяжении веков люди описывали в категориях стихий самые разные явления - от стилей боевых искусств до человеческих темпераментов.
Воспользуемся системой пяти стихий, где четыре стихии - это огонь, воздух, земля и вода, а пятая - жизнь, как некое гармоничное сочетание четырех стихий, дающее новое качество.
Рассмотрим подробнее некоторые качества стихий.
Свойства огня - это тепло и свет, свойства воздуха - легкость и расширение (воздух, как любой газ, стремится занять весь отведенный ему объем). Еще к атрибутам воздуха относятся свобода и подвижность.
А каковы свойства земли? Структура, твердость, тяжесть.
А теперь сравним эти качества с описаниями, как радости, так и негативных переживаний.
Как люди обычно описывают негативные состояния? Правильно - тело зажато, мышцы - каменные, чувство тяжести. А еще на душе холодно, пусто, и темно... Вывод? Это стихия земли. Для ощущений (и описаний) радости она не свойствена.
Человек часто ощущает радость, как проявления разных форм стихии огня. Так ощущения тихой спокойной радости часто воспринимаются как тепло и свет, а ощущения бурной радости - как жар и огонь. Самые простые ощущения радости связаны с чувством тепла. Вот и говорят "на душе тепло". А про человека, с которым радостно - "теплый человек". Более сильные ощущения радости, как правило, уже описываются не просто как тепло, но как горение. Не зря можно услышать: "пойдем туда, там зажигают". А как часто говорят про человека, с которым не просто спокойно и хорошо, но еще и весело и интересно? Правильно, "человек с огоньком". А если совсем радостно, то даже просто - "огонь-мужик" или "огонь-баба".
Ощущениям жара и огня соответствует еще один важный тип ощущений, а именно ощущение разгонки. Это ощущение, как правило, характеризуется как "огонь в крови", и именно оно относятся к типу ощущений, наиболее радующих и наиболее любимых человечеством, как прогрессивным, так и диким. Вот за этим ощущением "огня в крови" столь многие и гоняются. Именно в поисках этого ощущения люди мчатся по автострадам на скоростях за 170 км, за ним прыгают с парашютом, именно его пытаются пережить при просмотре чьих-то захватывающих приключений.
Кроме тепла, стихии Огня соответствуют еще и свет. Причем, часто степень радости соответствует силе света. Примеры описания ощущения радости "по возрастающей": "на душе светло", "весь светится", и, наконец, "весь сияет".
Восприятие огня во многом связанно у нас с теми же ощущениями, что и радость, возможно, еще и благодаря тому, что огонь испокон веков радует человека. И иногда все, что нужно для радости - это посидеть у костра или полюбоваться пламенем свечи.
Другой тип ощущений радости связан со стихией воздуха. А именно чувство легкости, парения. Причем степень радости коррелирует с количеством стихии воздуха. Вот и говорят "с ним легко". Или с "ним я парю", а то и просто "летаю от счастья". О связи радости со стихией воздуха, говорит и тот факт, что очень часто, когда человек ощущает радость, особенно после негативных переживаний, он чувствует, что наконец-то может "свободно вздохнуть". Очень часто уже простое повышение уровня кислорода, например, выход на свежий воздух или вдох после продолжительной задержки дыхания вызывает ощущения, способствующие радости.
Во многих случаях радость связывается с неким ощущением свободы вообще или освобождения от чего-нибудь неприятного в частности. Что ж, и здесь не обошлось без стихии воздуха. Наверное, вам приходилось встречать сравнение свободы с ветром?
А вот слышали ли вы выражения "свободен, как камень"? Или "радостен, как скала?"
Другой важный компонент ощущений радости, связанный со стихией воздуха - это ощущение расширения, наполнения. В радости возникает чувство заполненности подобно воздушному шарику, наполненному воздухом, но без чувства тяжести свойственного "земле". Обычно при радости человек испытывает как ощущение расширения в грудной клетке, так и некоторое расширение - распрямление в теле в целом, вызывающее улучшение осанки.
Влияние радости на осанку отражено, например, в таких пословицах "Радость прямит, кручина крючит". Ведь говорят про человека "согнулся от горя". А вот фразы "согнулся или скрючился от радости" мне до сих пор слышать не доводилось.
Часто радость связана не просто с чувством расширения в теле, а еще и с неким желанием охватить что-то. Можно сказать, что при чувстве радости часто возникает желание объединить свое внутренне пространство с пространством внешним. Причем внешним пространством сколько его есть - в максимуме со всем миром. Это желание, как правило, принимает одну из двух форм: или раскрыться навстречу миру и раствориться в нем, или растворить мир в себе. Доводилось ли Вам слышать "меня сжимает от радости"? Вряд ли. /А вот/ радость описывают чаще всего в категориях расширения - Вы распахиваетесь до горизонта и вмещаете в себя целый мир. Другое проявление этого чувства - это желание кого-нибудь обнять, вместить в себя.
Одно из удачных описаний подобного состояния, как ни странно (поскольку автор не относился к жизнелюбам) можно найти у протопопа Аввакума:
"благоволением в нощи вторыя недели, против пятка, распространился язык мой и бысть велик зело, потом и зубы быша велики, а се и руки быша и ноги велики, потом и весь широк и пространен под небесем по всей земли распространился, а потом бог вместил в меня небо, и землю, и всю тварь...так добро и любезно мне на земле лежати и светом одеянну и небом прикрыту быти; небо мое, земля моя, свет мой и вся тварь".
Стихия воздуха традиционно воспринимается как антагонистичная стихии земли. Когда человек пребывает под действием стихии воздуха, и хочет поддержать это состояние, он интуитивно избегает объектов и действий, содержащих стихию земли.
Так, в радости человек воздушен, и с легкостью расстается с такими "земляными" объектами как деньги (покупая подарки, подавая милостыню и т.д.). Как правило, в радостном состоянии человек тратит на покупки или пожертвования, больше чем в состоянии печальном или нейтральном.
Кстати, в восприятии многих людей чувство долга, как и сопутствующие ему слова, в частности такие как "надо" и "должен", а также слова, означающие запрет или ограничение, такие как "нельзя", "запрещено" или "никогда" имеют "земляной" компонент антагонистичный воздуху. Произнесите любое из этих слов, и вы почувствуете, как мир становится жестким, незыблемым.
Думаю, тот факт, что гипертрофированное чувство долга часто мешает радоваться, не является новостью ни для кого из читателей. По моим наблюдениям, люди, радующиеся больше других, реже используют в своей речи слова, содержащие "земляной" компонент, особенно такие как "должен" и "надо".
Единственное известное мне исключение, когда радость имеет и компонент земли, это радость после еды. Но даже она (и это каждый может легко проверить на себе)
больше связанна с ощущением заполненности, чем тяжести.
Существует еще один вид радости, так называемая "тихая радость". В описаниях этого вида радости присутствует трудноразделимый комплекс из перечисленных ощущений, но в гораздо менее яркой форме. Его можно соотнести со стихией жизни, как неким гармоничным сочетанием всех стихий. Кстати, этот вид радости отличается большой устойчивостью, и в нем человек может находиться долгое время непрерывно. Ощущение тихой радости - это тот редкий случай, когда радость сама становится психологическим фоном, которым окрашивается вся жизнь.
Подведем итог главы.
Радость всегда проявляется в ощущениях в теле. Если соотнести эти ощущения с основными свойствами стихий, то стихиями, соответствующими радости будут огонь, воздух и жизнь.
Стратегии достижения радости
Разбирая стратегии достижения радости, мы коснемся как действий, способствующих этому, так и ошибок, которые либо не позволяют правильно использовать имеющиеся у вас ресурсы и техники, либо становятся причиной плохого настроения.
О возможностях радоваться
Иногда приходится слышать утверждения типа: "Как я могу радоваться в такой ситуации?" Теоретически, исходя из того, что любое событие может рассматриваться как радостное в определенном контексте, любой человек может радоваться любому событию. Здесь возможны два варианта: первый - человек, возможно, хочет, но не умеет, и второй - человек не позволяет себе радоваться в определенном контексте. То есть сама идея применить какие-то методы, для исправления своего настроения кажется человеку неприемлемой.
Что интересно, сам тезис, что при некоторой подготовке можно радоваться любому событию, как правило, еще на уровне идеи встречается в штыки очень многими, от обычных людей до философов и психологов всех времен и народов.
Кстати, у большинства последних отношение к радости особенно примечательно. Расходясь во многих своих идеях, они дружно протестуют против идеи радости, достижимой по желанию. Радость обязательно должна быть чем-то очень ценным и труднодостижимым. Этот пункт часто отстаивается с таким воодушевлением, что кажется, что идея легко достижимой радости просто раздражает многих философов, духовных лидеров и психологов.
Видимо, потому что большинству из них так и не удалось реализовать радость в своей жизни. А возможно, это некая воспитательная установка. В смысле "человек дик и отвратителен, поэтому его нужно мотивировать". По крайней мере, о воспитательной функции художественной литературы все твердят, но, мне кажется, от подобной дидактичности не свободны и другие ее виды.
Даже лучшие из авторов, писавших о стратегиях достижения радости, обязательно напишут о важности связи радости с личным развитием, о постоянном личном развитии как о непременном условии радости. Все что угодно, лишь бы не дать человеку радоваться просто так!
Вот автор, как и положено, нашел врага, виноватого в плохом настроении человечества. Но, несмотря на многотысячелетний мировой заговор мыслителей против хорошего настроения, радость все же может быть легко достижима по желанию. Разумеется, при следовании высшему знанию, которое откроет вам автор. А теперь, когда очередной канон эзотерико-психологической литературы соблюден, поговорим об оценочном компоненте эмоций.
Как и любая эмоция радость является результатом оценки ситуации. Оценка может иметь отношение к соответствию ситуации сознательно поставленным целям или основываться на каких-то бессознательных предпочтениях, например, эстетических. Соответственно, существуют два взаимодополняющих способа увеличить количество радости в своей жизни. Первый - создавать ситуации, спсособствующие возникновению радости, второй - управлять своим сознанием в аспекте восприятия ситуации. И то, и другое требует знаний, в первую очередь знаний о себе. Конечно, подобным знанием обладают все люди, однако у большинства знание о своих эмоциях, их особенностях и условиях возникновения явлется довольно неоформленным.
Нетрудно показать, что оценка ситуаций субъективна. И одна и та же ситуация может вызывать совершенно разные эмоции, как у разных участников, так и у одних и тех же людей в разные моменты жизни. Этому можно привести бесчисленное множество примеров. Например, результаты одних и тех же событий, например, политических выборов или просто футбольного матча будут радостными для одной группы людей и печальными для другой. Приводя совсем крайние примеры, можно показать, что даже такое событие, как смерть родственника или знакомого нельзя рассматривать вне контекста отношения к ним. Оно может быть как поводом для горя, если Вы любили этого человека, так и для радости, если, например, Вы его ненавидели или только и ждали, когда же, наконец, вам достанется наследство. Даже собственная болезнь может рассматриваться как повод для радости - можно вспомнить множество людей, радовавшихся ранению, если в результате их отправляли в госпиталь из смертельно опасной зоны. "Какое счастье сломать ногу при крушении самолета".
Из вышеперечисленного можно сделать несколько полезных выводов. Например, такой: от чего бы вы ни испытывали радость, видимо, всегда можно испытать и от противоположного. И не менее полезный вывод из данного вывода: радость можно испытать практически от чего угодно, а значит, повод для радости можно найти почти всегда и везде. Что, согласитесь, радует.
В замечательной системе развития мышления ТРИЗ, есть такая игра "Это хорошо - это плохо". Суть игры проста, один участник выбирает событие, например, "идет дождь", и говорит: "Идет дождь, это хорошо, потому что после него вылезут дождевые черви". Другой продолжает: "То, что дождевые черви вылезут после дождя - это плохо, мальчишки будут их собирать и пугать сверстниц". Третий подхватывает: "Напуганные сверстницы - это хорошо, поскольку даст возможность заработать детским психологам". И так далее. Если долго играть в эту игру, то приходит понимание, что любая ситуация кем-то в каком-то контексте может быть рассмотрена, как хорошая и радостная.
Убедиться в этом не сложно -- для начала поиграйте в эту игру на вечеринке.
И все же, несмотря на понимание, у многих вышесказанное вызывает реакцию отторжения. Во-первых, логически соглашаясь с субъективностью оценки ситуации, люди, как правило, все же не принимают этого эмоционально. Большинство все же считают свои эмоциональные реакции единственно возможными, как некоторою данность присущую мирозданию. И признание факта, что они могут реагировать иначе, воспринимается как некоторое предательство собственных ценностей.
В сознании многих людей существует неявная логическая связка, что если что-то для них ценно, то они обязательно должны страдать, не имея этого или утратив его, любая же другая реакция будет отказом от своей ценности.
Кроме того, многие люди почему-то делают вывод, что если радоваться можно в каком-то контексте чему угодно, то сейчас их будут заставлять радоваться, когда они того не хотят. Ну и раз можно радоваться чему угодно, значит, они ответственны за свою радость и настроение, и уже не могут апеллировать к каким-то событиям, как к оправданию своего плохого настроения. Дорогие читатели, не пугайтесь, ваша внутренняя позиция, ваши ценности и убеждения и, как их результат, готовность радоваться или не радоваться чему-либо - гораздо более уважительная причина, чем какие-нибудь внешние события. Просто помните, что, возможно, у вас чуть больше выбора в этом вопросе, чем вам кажется.
Прежде, чем углубиться в тонкости стратегии достижения радости, хочется сказать несколько слов о трех общеизвестных, но малополезных советах для обретения радости.
Совет первый: измените свое мировоззрение
Часто приходится слышать такое мнение: "Ваше мировоззрение мешает Вам радоваться, значит, Вам надо поменять мировоззрение". Совет этот замечателен тем, что его очень легко дать и почти невозможно выполнить. Ведь желания человека - функция его мировоззрения, и поменять мировоззрение по желанию человек не может в принципе. Мировоззрение человека включает его ценности и убеждения, а ведь именно на основе своих ценностей и убеждений человек во многом и будет определять, что для него хорошо и желанно. То есть так легко даваемый совет "изменить мировоззрение" опять возвращает нас к процессу "внутренних раскопок" - требует тщательного вычленения, анализа и, возможно, пересмотра этих ценностей и убеждений. Что, возможно, и неплохо, но точно не происходит быстро. То есть, попытавшись последовать этому совету, радоваться вы начнете нескоро.
Совет второй: Учитесь у детей
Как это ни странно, но читателям разных пособий постоянно рекомендуют учиться радоваться у детей. Хотя очень многие из опрошенных мной людей говорят, что сейчас (во взрослом состоянии) им живется гораздо радостнее, чем в детстве.
Но это и понятно. Радоваться надо как некие гипотетические свободные и вечно радостные сферические дети в вакууме, а сами они были детьми обычными, то есть (если верить другим, а иногда и тем же авторам) несчастными, кондиционированными родителями, социумом, религией и далее по списку.
Совет третий. Уменьшайте свои желания. Счастлив не тот, у кого много всего. А тот, кому всего хватает.
Об этом присутствующем в массовом сознании убеждении мы еще поговорим подробнее. Конечно, существует мнение, что именно желания являются причиной страданий. С другой стороны, радость часто приходит именно от исполнения желаний. Избавление от желаний часто приносит покой, но не радость. Следует заметить, что страдание часто приходит не от наличия желаний как таковых, а от неправильного "применения" желаний.
О выборе стратегии достижения радости.
Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.
Барух Спиноза
Как правило, при выборе стратегии достижения радости выбирается один из трех путей. Можно стремиться к радости и совершать действия, которые радость вызывают, а можно устранять страдание и убирать то, что мешает радоваться. Или совмещать оба вида описанных действий, что хотя и подсказывается здравым смыслом, тем не менее, довольно редко выполняется.
В том, какому из аспектов уделяется больше внимания, и заключается одно из фундаментальных идеологических различий между разными системами. Естественно, направление работы над собой диктуется философскими представлениями данной системы, как правило, представлениями об изначальной природе человека, сути жизни и связи радости с вышеперечисленным. Возьмем, к примеру, буддизм.
Почти две тысячи шестьсот лет назад Гаутама Будда изрек четыре благородные истины. И первая из них была "жизнь есть страдание" или в других переводах на русский - "жизнь полна страданий". Подобное мировоззрение свойственно многим индийским системам. И это неудивительно: жизнь и в современной Индии - не сахар, а две с половиной тысячи лет назад была неприятной и подавно, как для простолюдинов, так и для индийских царевичей. Средняя продолжительность жизни меньше сорока лет, отсутствие нормальных стоматологов и нормального спиртного, индустрия развлечений - в зачаточном состоянии. Литература в основном религиозная и, так сказать, военные мемуары, до художественной - в лице Калидасы - еще лет семьсот, да и тот писал в основном трагедии, эстрада того времени тоже не балует разнообразием... В защиту индусов следует сказать, что все же старались развлекаться, как могли - и в чем-то даже преуспели - разработали "Кама сутру", правда, лет через восемьсот после Будды... (кстати, после появления данного труда, практически не возникало новых учений, где жизнь рассматривалась бы как страдание). Вот представьте себе, каково это - жить за восемьсот лет до "Кама-сутры".
В общем, неудивительно, что принц Гаутама пришел к таким неутешительным выводам. А я хотел бы обратить внимание читателя на тот факт, что по меркам древней Индии уровень жизни современного преуспевающего горожанина - это вполне уровень жизни индийского мира богов. И на огромные расстояния на сутки можно перенестись, и со здоровьем в основном неплохо, и жизнь раза в два подлиннее. В своих волшебных приборах мы можем видеть то, что творится на других концах света и даже события дней минувших. Нам даже по силу остановить мгновение: понравилась мелодия - запиши ее на магнитофон и проигрывай сколько угодно. Понравился фильм - то же самое. Фотоаппарат позволит остановить самые интересные и памятные моменты. В общем, те уровни рая, которые в Индии надо было заслужить, у большинства из нас есть от рождения... А некоторые все равно недовольны!
Думаю, что сегодня Будда мог бы сказать, что, в общем-то, жизнь полна радости, а страдание преходяще.
В ряде других религий (например, в джайнизме) существует постулат, что радость изначально присуща человеческой природе, и как только будут убраны негативные кармы или другие мешающие факторы, человек сразу обретет высшую радость, в частности, сможет (и будет) радоваться непрерывно, ничего для этого делая.
И вот тут многие последователи данных учений сделали вроде бы очевидный логический вывод. В стиле "лучше день потерять, а потом за пять минут долететь". А именно: "Сейчас мы немного позанимаемся неприятными практиками, зато вскоре очистимся и уж тогда будем радоваться постоянно".
Многие люди отправились в поход за высшей радостью, и вместо того чтобы учиться радоваться каждому мгновению сейчас, стали заниматься процессом освобождения себя от негативных карм. Не переживать радость, а убирать мешающее. Не радоваться, а бороться за радость. В итоге, большинство из них обнаружило, что прошли годы, а радости все нет, а время, которое могло бы быть заполнено радостными переживаниями, потрачено на практики, которые должны были потом дать эту пресловутую высшую радость.
Конечно, хорошо было бы выдать читателям какие-нибудь методики, овладев которыми, они навсегда избавятся от влияния внешних феноменов на сознание, и все необходимое для радости у них всегда будет при себе. К сожалению, таких техник, видимо, не существует.
Многие системы, например, буддизм (и ряд других) обещают, что как только освободишься, то... Общим моментом в данных учениях является то, что вначале необходимо пережить некоторую внутреннюю трансформацию. До которой, кстати, запросто можно не дожить. А ведь радоваться хочется именно сейчас! Кстати, встречаясь с представителями самых разных систем: от буддистов до психологов и от каббалистов до суфиев, причем самого разного уровня - от неофитов до глав орденов, автор пока, к сожалению, не встретил никого, кто был бы свободен от внешних феноменов и всегда радостен. В лучшем случае мне попадались те, кто умел жить в покое. Почти всегда. А вот в радости по желанию - нет.
Так что не будем ждать трансформации и примем за факт, что в одних обстоятельствах нам удастся управлять своим сознанием, а в других - нет.
И если управлять сознанием напрямую не получается, нам понадобятся вспомогательные средства.
О наличии которых следует позаботиться заранее, чтобы в нужный момент они были под рукой (я не имею в виду химические стимуляторы, хотя именно они приходили на ум многим моим слушателям, когда я объяснял свою идею до этого момента).
Правильная стратегия достижения радости должна не только определять общий путь, но и включать подбор необходимых для этого ресурсов. А поскольку мы подвержены влиянию настроения и у нас не всегда будут силы и желание пользоваться наиболее привычными ресурсами, список ресурсов должен быть максимально разнообразным.
Среди ресурсов у нас должны быть средства, которые влияют на наше настроение практически без каких-либо усилий с нашей стороны. А именно: музыка, друзья, интересные книги, игры и фильмы, список ближайших интересных мероприятий в вашем городе. Какие-нибудь мелкие желания, исполнение которых вы откладывали и ресурсы на их исполнение.
Кстати, хорошо бы заготовить список таких желаний заранее. Да-да, именно желаний. Желания,особенно легко выполнимые,являются одним из важнейших ключей к возможности себя радовать.
Радость, как психофизическая активность
Как мы уже говорили, радость - это форма психофизической активности. Любая активность требует энергии, а любая энергия - источника. Источниками энергии для радости будут являться два вида пищи: физическая и духовная.
Духовную пищу мы рассмотрим позднее, а пока займемся физическим компонентом. Часто люди пытаются решить все проблемы через психическую сферу, забывая про физическую сторону своего существования. И удивляются тому, что, несмотря на работу над собой, хорошее настроение все не приходит. Они начинают искать ошибки в своих практиках, не отдавая себе отчета в том, что ошибка лежит в совершенно другой области.
Между тем радость, как и другие процессы, требует соответствующей подпитки. Итак, пару слов о биохимии радости.
Биохимия радости или "ел не досыта ..."
В хорошей книге в наши дни положено хоть иногда встречаться фразе "ученые установили". Так вот, ученые установили, что основные вещества, принимающие участие в возникновении состояния радости - это вырабатываемые мозговым веществом и другими тканями (например, почками) гормоны и нейромедиаторы: серотонин, допамин, окситоцин, вазопрессин и группа эндогенных опиатов, иначе называемая эндорфинами.
В популярной литературе их принято называть "гормонами радости".
С биохимическими механизмами, отвечающими за эмоции, всегда есть несколько проблем. Во-первых, исследования этих механизмов ведутся постоянно, и информация, считающаяся на сегодня верной, может быть опровергнута через несколько лет. Во-вторых, действие большинства описанных гормонов больше коррелирует с состояниями удовольствия и эйфории, чем собственно радости. Удовольствие, особенно чувственное, само по себе не является радостью (но зачастую создает фон и основу для радости). Радость может возникнуть, как результат осознания удовольствия, его оценки. Например, я ем вкусную еду, получаю удовольствие и то, что я получаю удовольствие - меня это радует. Жизнь идет как надо!
Кстати, удовольствие не обязательно является источником именно радостных эмоций - нередко оно становится поводом и для сильных негативных эмоций. Как правило, это происходит, когда сам факт получения удовольствия оценивается как запретный, вредный и нежелательный.
Реакцией человека, сидящего на диете, или курильщика, пытающегося бросить курить, на удовольствие от кремового торта или сигареты, соответственно, будет не радость, но чувство вины, гнев на себя и печаль по поводу своей слабости.
Тем не менее, позитивный фон, фон удовольствия и эйфории, создаваемый "гормонами радости", конечно, способствует оценке большего количества событий как радостных, а проблемы с выработкой данных гормонов зачастую приводят к негативному эмоциональному фону и депрессии. Поэтому целесообразно разобрать базовую биохимию удовольствия, как способствующую радости.
Начнем с основного гормона удовольствия: допамина. Допамин считается основным фактором "системы внутреннего вознаграждения". Этот нейромедиатор активно вырабатывается во время субъективно приятного для человека опыта. Самые простые примеры - еда или секс.
Область допаминосодержащих нейронов имеет активные связи, по которым допамин может выбрасываться в мозговые области-мишени, в частности, отвечающие за эмоции, мотивацию, память на факты и события, образование привычек, суждения и планирования. Кроме того эта область принимает сигналы и из ряда областей мозга, которые могут как стимулировать выброс допамина, так и подавить его. Таким образом, опыт, приводящий к высвобождению допамина в области-мишени, будет восприниматься как приятный, а предшествующие и сопутствующие опыту сигналы и обстоятельства запомнятся, как связанные с позитивными чувствами и эмоциями. Таким образом, допамин становится важнейшим фактором в системе мотивации и обучения.
Кстати, именно с воздействием на допаминовые цепи вознаграждения связанно действие большинства наркотиков. Эти же механизмы отвечают и за образование большинства зависимостей - от азартных игр до наркомании, привычки к курению или обжорству.
Понимание этих механизмов позволяет осознанно создавать ресурсы приятных переживаний. Причиной множества неприятных переживаний является проблема мотивации. В большом количестве случаев человеку приходить прилагать значительные волевые усилия, чтобы мотивировать себя на какие-либо действия, что парадоксально. Многим необходимо мотивировать себя не только на полезные, но и на приятные действия.
Бывало ли в вашей жизни такое, что есть возможность порадовать себя, и вы даже уверены в том, что точно получите удовольствие, но для этого нужно что-то сделать, а так лень... Причем иногда бывает лень не то чтобы поехать на интересную выставку на другой конец города, но просто встать с дивана. И человек ничего не делает, при этом даже осознанно понимая, что упустил возможность себя порадовать. Управляя механизмами допаминового подкрепления, можно не только снизить количество неприятных переживаний, связанных с проблемой самомотивации, но и превратить рад необходимых действий в источник приятных эмоций, и осознано усилить привычку радовать себя. Попробуйте вознаграждать себя и за деятельность, которую считаете полезной, и за все действия, когда вы просто сумели себя порадовать. В обоих случаях, вы получите положительное подкрепление. В результате и приятные и полезные действия будут ассоциированы с положительными эмоциями, и их каждый раз будет легче совершать. Методы подкрепления могут самые разные, отметить, вкусно поесть, пойти в кино, сделать себе подарок, рассказать об этом правильным людям которые смогут искренне похвалить вас и разделить вашу радость. Кстати, можно использовать несколько способов самовознаграждения сразу.
Теперь поговорим о другом важном нейромедиаторе - Сэр О`Тонине.
... или Спал без просыпа, недосыпал в общем...
Стенания домовенка Кузьки.
Серотонин, как правило, связан не столько с непосредственно удовольствием и вознаграждением, сколько с позитивным настроением, как фоном. Именно поэтому его чаще остальных нейромедиаторов называют "гормоном радости". Знание особенностей выработки серотонина может быть полезным, хотя бы для того чтобы избежать ряда распространённых ошибок в повседневном поведении, снижающих естественную выработку серотонина.
На синтез серотонина влияют разные факторы, один из которых - количество часов сна. При постоянном недосыпании количество синтезируемого серотонина снижается.
А если у вас будет меньше гормона радости, то, угадайте, каков будет результат?
... или "Сладок кус недоедала"...
А теперь обратимся к сокровищам народной мудрости. Знакома ли вам, читатель, русская народная сказка "Белая уточка"? В тяжелую минуту уточка произносит следующий текст: "Я слезой вас выпаивала, темну ночь недосыпала, сладок кус недоедала"...
Из сего образца народной мудрости вырисовывается следующая картина - если недосыпать и не есть сладкого, то скорей всего будешь кого-нибудь слезами выпаивать. И вряд ли это будут слезы радости.
О недосыпании мы уже сказали. Теперь поговорим о пагубном влиянии недоедания "сладкого куса" на настроение.
Действие серотонина зависит от зоны мозга, в которую он поступает. Так серотониновые нейроны в гиппокампе и мозжечковых миндалинах управляют настроением. Серотонин синтезируется из незаменимой аминокислоты триптофана. Триптофан содержится во множестве продуктов, например, в молоке, яйцах, рыбе, красном мясе, финиках, бананах, твороге.
Но одного триптофана в крови еще недостаточно для синтеза серотонина. Без должного количества углеводов триптофан не проходит гематоэнцефалический барьер и не попадает в мозг, где синтезируется серотонин. И только при должном уровне углеводов (например, после десерта) сладкого происходит повышенный выход инсулина в кровь, который дает команду основным аминокислотам, но не триптофану уйти из кровяного русла в депо. Таким образом, отношение триптофана к основным аминокислотам в крови увеличивается и триптофану освобождается дорога в мозг - на выработку серотонина. Кстати, незнание этого факта является причиной частых депрессий, как правило, свойственных тем людям, которые сажают себя на строгую диету, лишенную сахаров. Синтез серотонина снижается, и депрессия раскрывает свои объятья.