Глан Исаак Владимирович: другие произведения.

София

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
 Ваша оценка:

  Это воспоминание возникло после того, как я прочитал реплику Анны Ахматовой в 'Записках' Лидии Чуковской:
   -Новгородская София, - сказала Анна Андреевна, - тоже очень хороша.
   Забыл, с чем ее сравнивала, но запомнилось только, что слова были сказаны как бы в проброс, собор поставлен в ряд с другими сооружениями, пусть на высокое, но не исключительное место. Как же так? Это самая старая сохранившаяся постройка на Руси, и самая совершенная - по красоте, гармонии, античной соразмерности частей. Нет примера ей в древней русской архитектуре, а есть ли в новейшей мировой, пусть даже светской - не знаю.
   Впрочем, Ахматова собора не видела. Она не была в Новгороде, знала его только снимку, рисунку, но снимок не только не передает замысла, но затемняет древних архитекторов, но затемняет, искажает его. Смотришь - простое, безыскусное здание, да еще грузное, приземистое. Невпопад поставленные апсиды, полукружия которых вдруг прерываются остроугольной кровлей, а то и скатом, при этом видимый край кровли кажется наивной забавой ребенка, в руки которого попал карандаш. Сами полукружия разновелики, три главы расположены кучно, две поодаль, в общем, никакой логики, никакой мысли.
   Софийский собор не отнесен к великим мировым памятникам архитектуры. Афинский Парфенон, римский Колизей, Кельнский собор, собор св. Петра - там-то запредельное искусство, безусловная гениальность, с ними ли равнять скромное и простое новгородское сооружение? А тут еще исторические изыскания - образцом-де для него послужила киевская София, а та в свою очередь взяла за основу византийские образцы, за что ценить?
   Не признают. Ну и что?
   Видел собор три или четыре раза, и каждый раз он не просто привлекал, но не давал уйти, как-то по-тихому, но настойчиво, может, навсегда вторгался в душу. 'Выпрямлял', как писал Глеб Успенский о Венере Милосской. Впрочем, если говорить о впечатлении, лучше вспомнить другую знаменитость - 'Сикстинскую' Рафаэля, где Мадонна является зрителю из распахнувшихся завес, делая его сопричастным волшебству. В Новгороде именно так и происходит: выходишь из унылых жилых кварталов, заполненных типовыми пятиэтажками, и закрывавшими Кремль, ничего не подозревая и не ожидая, и вдруг останавливаешься, замираешь. Что это? Кто поставил здесь это диво? Грузности, тяжеловесности как не бывало. В случайных формах и линиях неожиданно появляется соотнесенность и легкость, все органично, необходимо. Божественная гармония! Я имел возможность проверить свое впечатление, когда однажды был в Новгороде со спутницей. Она точно также остановилась, и несколько мгновений стояла, как вкопанная, не говоря ни слова. И после этого - по пути к собору - молчала или отвечала невпопад.
   Увидев собор, не хочется ни размышлять, ни анализировать, только смотреть на него. Так бывает, когда ничего не придумано, не сочинено, а явлено, приснилось - зрителю остается только запомнить и запечатлеть видение. Сон, который вдруг обретает плоть.
  Старые мастера! Им было ведомо золотое сечение, они знали, что не так важен объем со всей своей массой и очертаниями, как его соотнесенность с общим замыслом, рожденным высокой мыслью и глубоким чувством. Надо сказать, что это тайное знание неземной гармонии воплотилось и в других новгородских постройках - небольших одноглавых часовенках, находящихся в разных концах города, стоявших когда-то в границах усадеб. Перед ними тоже останавливаешься, и потом, еще долго несешь в себе подаренный образ. И в них явлена волшебная соразмерность частей. Их много. Они не только сохранились, когда рушили церкви, но и пережили войну. Ведь Новгород был разрушен до основания. Невольно думаешь: не красота ли спасла их?
  Сохранилась и София, донеся до нас свою неразгаданную тайну. Псковские постройки тоже таят в себе величественный замысел, высокое мастерство, там тоже думаешь о золотом сечении, счастливо найденном в нагромождении массивных и тяжелых глыб, но псковская архитектура все же на излете, с некоторым, пусть и не сразу осознанным изъяном, усталостью, там лишь какая-то часть тайны, полностью явленной в городе на Волхове. Волшебство не повторяется. В более же поздних постройках - Москве, Владимире, Ярославле, Ростове Великом - оно вовсе исчезает. Его место занимают изощренность и украшательство.
  Новгород Великий - потому что в нем Великая София. Но есть загадка еще и другого рода - я много раз фотографировал собор, искал разные ракурсы, расстояния, все напрасно. Ни один снимок не передавал даже крошечной доли подлинного впечатления. На снимках собор являл свою тяжеловесность и громоздкость, именно то, что представлялось туристическому верхоглядству. Позже я увидел десятки фотографий Софии в интернете. То же впечатление, просто древняя безыскусная архитектура. Он живой, такой же живой, каким оставался всю тысячу лет.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"