Глущенко Александр Григорьевич: другие произведения.

К вопросу о первых драгах Дальстроя

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для интересующихся историей Дальстроя.

Александр ГЛУЩЕНКО


К  ВОПРОСУ  О  ПЕРВЫХ  ДРАГАХ  ДАЛЬСТРОЯ

Из цикла «К северу от бухты Волок»




 []
 

   Вроде бы, общеизвестный факт: первая драга на территории Дальстроя вступила в эксплуатацию на прииске им. Фрунзе 15 или 16 августа 1949 года и имела номер 170. Так это указано на мемориальной табличке Сусуманского ГОКа, так, по воспоминаниям местных жителей, упомянуто в статье «Дражный» сайта В. Образцова «Моя родина — Магадан», так написано в статье Ксении Музалевской «История дражного флота» в сусуманской газете «Горняк Севера» за 5 июля 2013 г. (№ 27). Заметим, между прочим, что сведения эти приведены без каких-либо ссылок на документальные источники.

   Аналогичным образом в статье К. Музалевской утверждается, что 21 сентября 1950 г. в Чай-Урьинской долине Западного горно-промышленного управления начала работу вторая в Дальстрое 210-литровая драга «Юба» — № 171.

   Однако историки-краеведы — со ссылками на документы Государственного архива Магаданской области (ГАМО) —указывают несколько иное.

   Так, В. Г. Зеляк в своей фундаментальной работе «Пять металлов Дальстроя : История горнодобывающей промышленности Северо-Востока России в 30-50-х гг. XX в.» ( Магадан, фил. Ин-та управления и экономики (г. С.-Петербург). — Магадан: Кордис, 2004) на стр. 186 сообщает: «...в приказе от 22 октября 1949 г. начальник Дальстроя генерал-майор И. Г. Петренко указывал, что окончание работ по строительству драги № 156 на р. Чай-Урья (прииск им. Чкалова) сделало возможными её ввод в действие и промышленную добычу металла с 14 сентября 1949 г.».

   Далее В. Зеляк пишет: «В 1950 г. первая драга Дальстроя (№ 156) на р. Чай-Урья заработала уже в начале июня. Ввод в эксплуатацию второй драги (№ 157) планировался с 15 августа 1950 г. В связи с этим проводилась интенсивная работа по скорейшему монтажу, доставке необходимого оборудования, материалов и т. п. В конце сентября 1950 г. вторая драга была введена в эксплуатацию (на р. Берелёх) и до 18 октября успела дать 77,7 кг золота (при наличии значительных дефектов и недоделок). Всего в 1950 г. две драги добыли 400,17 кг золота, значительно перевыполнив установленный план.»

   Практически те же самые сведения В. Г. Зеляк чуть ранее приводил и в своём докладе на II Диковских чтениях (Дражная золотодобыча на Северо-Востоке России в 50-е годы ХХ столетия / II Диковские чтения: Материалы научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Дальстроя. — Магадан : СВКНИИ ДВО РАН, 2002. — С. 49).

   Допустим, что В. Г. Зеляк ошибался (хотя, как может ошибиться серьёзный исследователь, работая с первичными документами?!), — других прямых доказательств я не обнаружил. Но есть доказательства и косвенные.

   В альбоме «75 золотых сезонов ОАО «Сусуманзолото» (Магадан: «Охотник», 2013. — С. 115) о «важном и творческом процессе модернизации плавучих фабрик рассказывает ветеран золотодобывающей отрасли, заслуженный металлург РСФСР В. П. Наумов. «...А строительство драг продолжалось. В 1950 году построили вторую (ныне № 171) на прииске «Перспективный», в 1955 году вошли в строй действующих сразу две — 176-я и 178-я, годом позже запустили 179-ю, в 1958-м начала давать продукцию 180-я, через год — 182-я...». Обратим внимание на слово «ныне» — то есть, надо полагать, раньше драга имела другой номер? И, кстати, прииск «Перспективный» находился именно на р. Берелёх, не на Чай-Урье...

 []

Посёлки Дражный (прииск им. Чкалова), Холодный (прииск им. Фрунзе) и Беличан (прииск «Перспективный») на карте Сусуманского района.
 
   А вот запись, относящаяся к 7 ноября 1950 г., из книги «Хроника горнодобывающей промышленности Магаданской области» (сост. С. П. Ефимов. — Магадан : Кордис, 2002. — Часть 1 : Горнодобывающая промышленность Дальстроя (1931–1957). — С. 105): «...Переходящее Красное знамя ВЦСПС и МВД и первую денежную премию завоевали прииск им. Фрунзе и фабрика № 7, вторую премию получил прииск им. Гастелло, третью — драга № 156». (Но мы-то помним, что в 1950-м году в Дальстрое работали всего две драги — якобы, по версии К. Музалевской и др., №№ 170 и 171...)

   Наконец, на стр. 109, С. Ефимов делает запись, относящуюся к 21 июля 1951 г.: «Приказом ГУСДС № 513 в целях сокращения административно-хозяйственных расходов драга № 156 с 1 августа включается в состав прииска им. Чкалова, а драга № 157 — в состав прииска «Перспективный».

   Мне не совсем понятно, почему драги, работавшие в 1950 г., соответственно, на участках приисков им. Чкалова и «Перспективного», включены в состав этих приисков только летом 1951-го (Ефимов, к сожалению, того не поясняет), но, однозначно, речь идёт о двух эксплуатировавшихся к тому времени в составе ЗГПУ драгах — №№ 156 и 157. О драге № 170 С. Ефимов в «Хронике» вообще не упоминает.

   Таким образом, попытаюсь сделать вывод. Первая колымская драга начала свою работу на чай-урьинском полигоне прииска им. Чкалова (который, очевидно, позднее вошёл в состав прииска им. Фрунзе) — в районе пос. Дражный и имела изначальный номер 156. Вторая драга — № 157 — была собрана и начала работу на прииске «Перспективный» (р. Берелёх, район пос. Беличан). Позднее обе драги были «перенумерованы» — соответственно, в № 170 и № 171.


Магадан, 24 марта 2017 г.




©   Александр Глущенко, 2017.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список