Гниляков Владимир Николаевич : другие произведения.

Гости из будущего...супермаркета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы свидетели появления новой общности российских людей - живущие в супермаркетах.

   Гости из будущего...супермаркета.
  
  
  За несколько последних десятилетий, до неузнаваемости изменилась наша жизнь. Научно-технический прогресс, последние достижения цивилизации потребления, новые взгляды на маркетинг, логистику и шопинг. Внесли значительные коррективы в поведение людей, их взаимоотношения, манеру общения, отдыха. Семью и дом незаметно заменили культурно-досуговые центры. Супермаркеты, являющиеся одновременно местом приобретения одежды, обуви, мебели и интерьера. Бытовой техники, электроники, спортивного инвентаря, инструментов и средств гигиены. Продуктов и разнообразных напитков. Туалетных принадлежностей, косметики, химии, канцелярских товаров, посуды, живых и неживых цветов, и многого-многого другого. Здесь же можно перекусить, отдохнуть в мягком кресле, или на вибротренажёре, посмотреть кинофильм, покататься на коньках. Порадовать детей на площадках детского отдыха, проехаться на маленьком поезде, поиграть на бильярде. Короче сделать и испытать то, что раньше можно было сделать, лишь, в разных концах города, или, вообще, в разных городах. По всей стране, как грибы после денежного дождя, повырастали громадные торговые комплексы с трудно читаемыми, ничего не говорящими названиями - "Мега", "Ашан", "Икея", "Леруа Мерлен". Именуемые - "Супер и Гипер Маркетами". Юные жители страны, с рождения, впитавшие в себя передовые технологии и иностранные названия, свободно жонглировали этими невыговариваемыми словами. Более старшее поколение, по привычке побрюзжав, стали ассоциировать их с более известными им выражениями и названиями. Не буду останавливаться на каждом - в любом, конкретном сообществе, ареал обитания имел своё название на особом сленге персон, там проживающих. Жители и посетители, приходящие туда, время, от времени, по необходимости, называли эти заведения известными на весь город словами. Например, торговый комплекс "Леруа Мерлен", был более известен гражданам, не обременённым знанием языков, как "Мерлен Мурло".
   Надо отдать должное, некоторые предприниматели, ещё не утратившие былого патриотизма, именовали свои детища русскими, или, околорусскими названиями. Как правило, большее количество из них, отожествляли собой нечто величественное, монументальное, радостное и притягательное. Это были различные "Континенты", "Каскады", "Триумфы" и "Маяки". Особняком стояли менее громогласные, но не менее помпезные - "Миры" - меха, кожи, обуви, посуды, плитки и многого другого. Более продвинутые и любознательные, скромно именовали себя "Планетами", "Орбитами", "Созвездиями", "Лентами" и "Метро".
   Независимо от названий, главной целью любого подобного заведения, было привлечение максимально большего количества посетителей. Появились целые кварталы и улицы под одной крышей, с громадными парковками, светлыми проспектами нескончаемых магазинов и бутиков.
   Поначалу народ, не избалованный таким изобилием всего и вся, толпами ринулся в эти "окна западного благоденствия и процветания". Примерно так же, как ранее, падкие до всего нового москвичи, часами выстаивали у дверей "Макдональдс". Быстро усвоив знакомо звучащее слово "шопинг". "Пошопинговать" ходили семьями, приезжали целыми группами из дальних деревень и посёлков. Люди, привыкшие к многочасовым стояниям в умопомрачительных очередях. Прекрасно знающие, что завезённого сегодня в деревенское "Сельпо" дефицитного товара на всех не хватит. Жалобно выкрикивали равнодушному продавцу - "В одни руки, одну штуку!". Именно эти люди, измученным хроническим дефицитом, не могли поверить в то, что всё нужное, и ненужное, теперь, есть. И оно не закончится ни сегодня, не завтра, ни через неделю.
   Конечно, цены кусались. Такое громадное количество товара, вызывало у посетителей оправданные сомнения и в качестве. Бум китайского ширпотреба, с брюками, костюмами и куртками на неделю. С обувью, на один выход, научил россиян быть осторожными с покупками. Народ присматривался - щупал и мял, мерил и приценивался. Но, пока, не торопясь, покупал редко.
   Недоверчивые пенсионеры, прослышав о неожиданно упавшем на страну изобилии, тоже поспешили в эти "очаги капиталистического, чуждого мира". Жизнерадостные бабушки, сосредоточенно изучали инструкции, проверяли даты выпуска и сроки хранения незнакомых, заморских продуктов. Удивляясь изобилию свежего, не заветрившего мяса и возможности выбрать из него то, что тебе нужно. При этом не опасаясь, что кто-то попытается подсунуть подслеповатой пенсионерке, вместо мякоти, тяжёлые кости или несъедобные сухожилия.
   Забронзовевшие лицами на дачных участках деды, со знанием дела, осматривали нескончаемые ряды загадочных вин; изысканных, но дорогущих коньяков; разномастных напитков, с крепостью не ниже сорока. В хрустальных бутылках, квадратных ёмкостях и привычных "поллитровках", с чужими надписями на "языках народов всего мира". И, лишь, дойдя до конца стеллажей, с облегчением, находили знакомые этикетки, с милыми сердцу названиями и, не вызывающими ужас, ценами.
   В центрах торговли, привычной стала картина, когда согоблённые старушки, лихо перепрыгивали на ленту эскалатора, без страха быть "затянутой в него". Спешащие на второй этаж в продуктовый супермаркет за молоком и хлебом. Попутно успевающие перекрестится на тёмные лики неизвестных, изображённые на старинных картинах в витрине антикварного магазина.
   Легче всего кардинальные изменения перенесли люди молодого, или среднего возраста "до сорока". Прежнюю, "социалистическую" жизнь с бесконечными приобретениями "по блату и звонку", с постоянными "доставаниями" через "заднее кырыльцо", многие вообще не знали, или, не желали помнить. Они быстро вписались в новые реалии, без опаски и недоверия приобретали нужное для дома и семьи. Всячески стимулируя к этому своих недоверчивых родителей и родственников, призывая выкинуть из головы старые понятия и смириться с наступившей действительностью.
   Неожиданно выяснилось, что если раньше не хватало "что купить", то, теперь не хватает "на что". Денежные возможности граждан не совпадали с возросшими запросами и предложениями. Как не странно, но этот факт, подстегнул деловую активность населения. Имеющие работу, старались работать и получать больше. Не имеющие, пытались её найти. Криминал тоже не сидел, сложа руки, мошенничество и имущественные преступления приняли невиданный размах. Чиновники резко увеличили собственные зарплаты, но не прекратили, при этом, воровать.
   Загрустили, совсем недавно считающие себя полубогами, заведующие государственными магазинами и торговыми базами. Отсутствие дефицита, свело на, нет, их привилегированное положение и лжеуважение, в обществе. Пропали "левые деньги" и приближённость к власть имущим, а вместе с ними, исчезли различные социальные блага. Ежегодные поездки по профсоюзным путёвкам к тёплым морям, внеочередное получение квартир и приобретение престижных автомобилей. Наступило время, которое гениально предсказал великий сатирик Аркадий Райкин - "Исчез дефицит. Всё смешалось в торговых кругах: - Товаровед! Обувной отдел! Живёт как простой инженер! Где и когда это видано!".
   Изменения коснулись и подрастающего поколения. Кто не помнит стаи агрессивных подростков оккупировавшие тёплые подъезды многоэтажных домов. Озлобленные неизвестно чем, постоянно готовые к ругани и насилию, они стали головной болью жильцов, родителей и правоохранительных органов. А если разобраться спокойно и внимательно, выяснится, что им, попросту, было некуда идти! В годы разнузданных рыночных отношений, многие предприятия отказались от своих объектов соц. культ быта. Немногочисленные кружки, спортивные секции, технические объединения исчезли, их помещения скупили, "сообразительные" дяди и тёти. Детей выкинули на улицу.
   С открытием торгово-развлекательных комплексов весь контингент переместился туда. По-прежнему, меньшая часть молодых людей, вела себя агрессивно. Раньше подростки враждовали по территориальному признаку - "улица на улицу, район на район". Теперь разборки происходят по названиям торговых центров, типа - "Мега" на "Континент" и т.д. Но в любом случае - дети находятся под присмотром, даже когда это не делают их горько пьющие, или вечно занятые родители. Сама обстановка торгово-развлекательных комплексов дисциплинирует даже явных хулиганов. К тому же, охрана заведения строго следит за поддержанием порядка.
   Многие подростки проводят здесь целые дни, сбегая из школы. Они, по сути, тут живут, праздно проводя время. Знакомятся, гуляют, кушают, спят. Получая то, что не смог им дать дом и. вечно занятые, родители. Подрастая и переходя во взрослую жизнь их, по-прежнему, тянет сюда.
   На центральном перекрёстке, куда сбегаются ярко освещённые улицы торгового комплекса, многие юные обитатели встречают своих возлюбленных. Здесь они влюбляются, беседуют, за столиками маленьких кафе, бесцельно бродят по многочисленным улицам и закоулкам. В рекламно-мебелированных комнатках отдела "Дом и интерьер" мечтают о собственном доме и семье. Девушки, как обычно, фантазируют на тему:- Что, куда поставим? Какого цвета будут обои и портьеры? И какая кровать подойдёт для будущей спальни?
   А потом, у влюблённых рождаются дети. И когда они немножко подрастают, малышей, тоже, приносят сюда, показать друзьям. Дети растут, приобретая навыки жизни, играют на детских площадках, катаются на детских паровозиках, позже - на коньках.
  
   Незаметно мчатся годы.
   И однажды, постаревший родитель, сидя на знакомой скамейке, скажет седеющей жене:
   - Помнишь, у какого бутика мы с тобой познакомились?
   - Конечно, помню, рядом со "Спорт товарами"
   - Вон там, мы гуляли с нашим маленьким?
   - На той скамейке нянчили нашего второго?
   - Годы бегут - согласится жена.
  
   Минули десятилетия. Дети обзавелись собственными семьями. Появились внуки
   По-прежнему шумит в торговом комплексе многоликая толпа посетителей. Играет музыка, как на новогоднем празднике. Мамы наблюдают за розовощёкими детьми. Озабоченные папы помогают радостным мальчишкам забраться на надувную горку. Всё на той же легендарной скамейке, под сенью искусственной пальмы, отдыхают знакомые нам пенсионеры.
   - Смотри, кто приехал! - удивился муж, указывая на подходящую пару с улыбающимся карапузом, неуверенно перебирающим ножками, крепко держась за руки родителей.
   - Вот и внучок пожаловал! - радостно воскликнула бабушка.
   - Точнее, мы сегодня к ним пожаловали, - отпарировал супруг, - невестка пока не работает, сидит с внуком. Поэтому, приходит сюда с сыном утром и уходит вечером. Благо, тут полно таких же мам-подруг, и среди персонала много знакомых. Есть подсобки, где ребёнка можно покормить, помыть, переодеть. Говорят, что скоро откроют "Комнату матери и ребёнка".
   - Так ребёнок и на улице не бывает? И не знает что это такое? - Удивилась бабушка.
   - Конечно, утром наш сын на машине их привозит, вечером, после работы, забирает.
   - Бедный ребёнок, - снова тяжело вздохнула бабушка.
   - День добрый! - громко поздоровались подошедший сын и невестка. - Сегодня выходной, решили всей семьёй по старым отделам, секциям, бутикам и магазинам прогуляться! Как раньше! В юности! - радостно сообщил молодой муж.- А тут видим, вы, как раз, на своём обычном месте посиживаете.
   - Присмотрите, пожалуйста, за Пашкой. - попросила невестка, - мы мигом за продуктами в "Ашан" сбегаем.
   Внук перекочевал на руки бабушки, молодые отошли и затерялись в многоголосой толпе.
   - Вырастет пацан, - вернулся к разговору дед, - будет, проезжая мимо, своим детям рассказывать: - "Вот здесь в "Икее" прошло моё детство и юность! Здесь я познакомился с вашей мамой".
   - Жалко, - охотно поддержала бабушка, покачивая задремавшего внука, - вырастет и не узнает, как пахнет трава летом в лесу. Как рано поутру из-за горизонта поднимается огненный шар солнца. Как шумят деревья, и гремит гром. Как поют птицы. Как приятно, пробежавшись по зелёной травке, окунуться в ласковые воды тихой речки.
   - Не услышит, как скрипит под ногами снег и серебристо-белый иней покрывает деревья, кусты, провода, - добавил дед. - И удивился: - А ты откуда знаешь про лес и речку?
   - Мне мама в детстве рассказывала, - смутившись, ответила жена, - она это ещё видела, и помнит. Они тогда с её мамой, моей бабушкой, часто стояли в очередях. Рано вставали, чтобы быть первыми. И у них было время всё это увидеть и рассмотреть
   - Это хорошо, что сейчас всё можно купить, и у многих есть на что. А когда у всех, всё будет, жить станет не интересно, - помолчав, философски изрёк супруг, - как говорил тот же Аркадий Райкин: - "Пускай в магазинах будет всё! Но пусть, в чём-то, будет, хотя бы, маленький, но Дефицит!".
  
  
  
  
   Омск. Январь 2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"