|
|
||
Теократия как симфония властей через параллелизм всем существующим формам власти и строя и синтез их в обратной перспективе - демократия, монархия, революция наоборот... Принцип Ученичества, Симфонии, Параллелизма, 'Ступеньки'... |
|
Перейти на тему:
|
|
...На протяжении христианской истории люди неоднократно пытались что-то называть "теократией" (Qeo-krateia - в прямом смысле слова, "Божия власть"), просто провозглашая кого-то из самих себя (или даже, что чаще, - самопровозглашая) "людьми от Бога", "Божьими ставленниками", "викариями Иисуса Христа"..; однако делали это скорей по-язычески, во всяком случае не выявляя почти никаких радикальных отличий в сравнении с тем, как уже и испокон языческие императоры и цари провозглашали себя и свою власть "священной"; - за тем лишь отличием, что, вместо имени Иисуса Христа, освящали её именами своих богов ("Апполонов" и "Зевсов" различных...). И если серьёзно рассматривать эти попытки на основании христианского вероучения (запечатлённого как в Священном Писании, так и Священном Предании), то налицо ряд очень крупных попраний его самых основоположных основ. Назову только некоторые: |
------>> Предварительный краткий обзор некоторых из принципов христианства, которые были попраны прежде всего в исторических опытах "теократии"... + + + +++++++ + + + + + + + + + + + + + + | 1.) ПРИНЦИП УЧЕНИЧЕСТВА.
Христианству исконно присущ ПРИНЦИП УЧЕНИЧЕСТВА, т.е., наследование духовной власти (как в смысле заслуженного авторитета, так и в обычном, "административном" её даже смысле) по схеме "учитель-ученик": Апостолы назывались "учениками"; у этих Учеников - тоже были ученики; главою епархии, монастыря, или просто духовным наставником ("старцем") человек в христианстве всегда становился - тоже не иначе как долго учившись (у другого подобного тому учителя), и притом в силу заслуженного авторитета среди "братии", и признания прочими авторитетами. В христианстве не было НИКОГДА, чтобы кто-то наследовал хоть какую-то власть просто в силу "родственного преемства", или просто в силу какого-то "случая" (кстати, демократические выборы тоже следует отнести к подобному "случаю"), как уже это исконно было среди светских правителей...
2.) ПРИНЦИП ПАРАЛЛЕЛИЗМА.
"Царство Моё не от мира сего" - к этим словам Иисуса Христа всё-таки надо прислушаться. С другой стороны, уже пишет Апостол, что все существующие установления, порядки и власти для христианства НУЖНЫ: Но тут сила внешней необходимости - в прямом смысле давит на христианина, ибо вопрошает: "Как же христианское государство будет всё это осуществлять?.. Ведь, с т.зр. Божьего Промысла (если только ВЕРИТЬ в Промысел) они все НУЖНЫ, и ДАНЫ в силу нашей неспособности жить как-то иначе. Хотим жить иначе? - Вряд-ли мы должны начинать с разрушения этих "костылей" и "подпорок".., но и должны учиться ходить В РАМКАХ их. (В этом - осуществление заповеди Христа "Не противься злому", Мф.5:39.) И даже более: тут эта внешняя ("злая") необходимость даёт себя знать с совершенно другой стороны - прямо в духе того, что в христианской иконографии называется как "обратная перспектива":
3.) ПРИНЦИП СИМФОНИИ.
Именно так называю я соединение злой внешней необходимости и ... как ни странно, СВОБОДЫ В ХРИСТЕ! Обычно ведь человек НЕ ЗНАЕТ, чтО делать в "свободе" (и в этом - основная беда "борьбы за неё"...). Тут же - сила (злой) внешней необходимости буквально УКАЗУЕТ ПЕРСТОМ, чтО надо делать (голодного - накорми, нищего - одень, а там, где существуют конфликты, попытайся посеять семена грядущего мира...) (прямо как по молитве Франциска Асизского!). |
1. КРИТИКА ДО СИХ ПОР БЫТОВАВШЕГО (НЕ?)ПОНИМАНИЯ ТЕОКРАТИИ И "ХРИСТИАНСКОГО ГОСУДАРСТВА" Христианское государство в истории понимали то "слишком физично", то слишком, напротив же, "мета~физично" - в прямое попрание истины собственно христианства о соединении подобных начал во Христе. И:
1.) "Слишком физично" его понимали, когда теократию так и пытались на земле воплотить в совершенно физическом виде: государства, со всеми его, соответствено же, атрибутами и "органами государства": полицией, армией, бюрократическим аппаратом и карательными механизмами (с таковых даже и начинали...). При этом во-первых, возникал очень страшный вопрос: "Как же всё это может быть "христианским"?!"; во-вторых же - (за неспособностью дать вразумительного ответа на этот вопрос) очень быстро утрачивалась и за всем государством этим какая-либо "христианская суть", когда: и "карало" оно не меньше любого другого ("языческого"), и войн вело не меньше; оставшаяся же от христианства какая-то "отвлечённая очень идея" нещадно эксплуатировалась для прибавления к всему этому ещё бОльшей (языческой) ярост<ност>и.., но только, вот, под "христианским обличием"...
2.) Но вот, во-вторых уже, "слишком метафизично" его понимали, когда сводили всё просто к идее христианского "Царствия Божия", которое "внутри вас есть", и которому, стало быть, все эти внешние "государственные приспособления" отнюдь не помогут, а могут лишь, в лучшем случае, "не мешать".
|
|
------>>христианские основания и право христианина об этом вообще рассуждать | Если же в саму основу эту христианства (иногда называемую: Евангелием) уверовать и действительно всею душой.., то никогда уже не будет достаточно для веры в это: ни "только земного", ни "только небесного".., ибо она устремляет к осуществлению всего по слову молитвы: "На земле как на небе". Ибо "Так должна быть исполнена всякая истина", Мф.3:15).
Иное дело - что что-то одно мешать не должно и всему остальному, а совершенно не как по злому закону мира сего, когда переключение внимания на что-то одно АВТОМАТИЧЕСКИ его лишает всего остального (отсюда - и подозрения: раз мы собрались выдвигать здесь идеи "усовершенствования жизни общественной", то это только может и должно означать - ужасы, ужасы, ужасы в отношении жизни личной...), и всё - потому, что за этим одним человек вы~гораживается в отношении всего остального. Именно ГОРДЫНЯ есть корень любого греха, по христианскому вероучению, и, прежде всего, греха догматического, как самого разрывания указанных нами сторон (которые, если верить ОСНОВАМ догматики христианства, соединились в Христе). |
2. ГОРДЫНЯ КАК КОРЕНЬ ТОГО, ПОЧЕМУ ДО СИХ ПОР ТАК НАЗЫВАЕМАЯ "ТЕОКРАТИЯ" - БЫЛА НА НЕЁ ЛИШЬ ПАРОДИЕЙ |
3. ПРИНЦИП ПАРАЛЛЕЛИЗМА ТЕОКРАТИИ ВСЕМУ СУЩЕСТВУЮЩЕМУ |
------>> П П Р А И Р Н А Ц Л И Л П Е Л И З М А | Теократия ПАРАЛЛЕЛЬНА всему существующему, а не что-то в нём "вы~гороженное взамен уже вы~гороженному". Напротив тому, всё в мире уже существующее теократии КРАЙНЕ НУЖНО, ибо (даже как выясняется) она КРАЙНЕ ПЛОХО может справляться с всем тем, с чем что-либо другое справляется лучше. Подчас же - она НЕ МОЖЕТ И ВОВСЕ делать всё то, что для чего-то другого - "родная стихия"... Простейший пример:
Христианское оправдание им есть только одно: если они в УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕМ виде будут КАК-ТО использованы (я не говорю "напрямую", но под "как-то" и понимаю КАКУЮ-ТО ПОЛЬЗУ от них в любом опосредованном виде: например, если даже от неумелого и неверного их использования, с христианской точки зрения, среди мирских государств будут сделаны правильные христианские выводы.., то это - ТОЖЕ "какая-то" польза от них в христианстве...). Ведь если для христианина всё это решительно неприемлемо, то вот и возникает вопрос: - А как осуществляло-то?
Хоть мы и называем её "государственной властью" и "строем": в тождество всем уже существующим (это в опровержение того аргумента, что "раз она не от мира сего, то и называться должна совершенно не так, как уже называется всё в этом мире"...), не может же быть она в то же время и им во всём идентичной, "такой же", им совершенно тождественной, ибо тогда бы она, как минимум, не могла поделить с существующей властью те "сферы влияния" о которых мы сейчас говорим, и вместе две однотипные формы эти просто бы не ужились как "два медведя в берлоге", вступая друг с другом грызню...
И это уже нас выводит к следующему, пожалуй самому сокровенному звену данной идеи о Теократии: |
4. ОБ ИСТИННОЙ ВЛАСТИ (ТЕО~КРАТИИ) КАК ТОМ, ЧТО ВЛАСТВУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАД ДУШОЙ (о "покорении Парижа"...) |
Не только вышеданный пример из "Деяний апостолов", но и уже существующая в сфере "мира сего" такая сфера его как культура, искусство - наглядно очень демонстрирует:
- Разве НЕ ЧУВСТВУЕТСЯ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ? - Да-да; именно так мы подходим к известной идее, которой бравировала всегда теократия: пресловутой "Симфонии государственнх и духовных властей"; но понимая под тем решительно что-то другое... | <<------ ОБ И С В Т Л И А Н С Н Т О И Й |
5.) О ПОДЛИННОМ ПОНИМАНИИ "СИМФОНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ДУХОВНЫХ ВЛАСТЕЙ" (с объединением также "в симфонию" всего того, о чём выше мы говорили) |
(ретро- | Ибо из небезпечально известных исторических опытов приведения властей в так называемую "СИМФОНИЮ" (греч., "со~звучие") получалась скорей какофония (т.е., в прямом смысле слова, - зло~звучие):
|
6. ТЕОКРАТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ КАК СИНТЕЗ ВСЕХ ИЗВЕСТНЫХ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ ФОРМ ВЛАСТИ И СТРОЯ (на примере пока только двух: демократии и монархии) |
Подробнее рассмотрением того, как теократия своеобразно вбирает в себя - и в то же время опровергает, преодолевает - все существующие формы власти и строя, мы займёмся в дальнейшем. Но уже и сейчас для примера можем рассмотреть, как она синтезирует в себе начала монархии и демократии (наиболее распространённых в мире форм правления, и наиболее несовместимых, с мирской точки зрения, начал):
Ведь совершенно естестенно, что вокруг каждой "звезды" (просто ТЕХ, КТО СВЕТИТ) будут формироваться ... УЧЕНИКИ, и среди этих учеников - выделяться, в свою очередь же, "светила" (кто светит ярче других - пусть и отражённым пока ещё светом), многие из которых переходить будут уже постепенно и в учителя, т.е., формировать вокруг себя, в свою очередь же, новый круг учеников, и т.д..; - это ли не очерчивает ИСТИННО ТЕОКРАТИЧЕСКИЕ ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ?! Ведь это теперь остаётся помножить на то, что и В КАЖДОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ будут свои такие "цари", свои "светила", свои, соответственно же, структуры их власти - переплетающиеся, естественно, со структурами смежных им сфер... Вот это и вычерчивает ТЕОКРАТИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ, ПРОНИЗЫВАЮЩУЮ ВСЁ ОБЩЕСТВО. А потом - посмотрите: ведь так есть и всё в Божьем мире! Планеты вращаются вокруг звёзд, но и вокруг тех планет - вращаются тоже планеты (как и сами эти звёзды - вращаются вокруг более мощных центов притяжения...). (На этом слова апостола "Звезда бо от звезды разнится в славе" - принимают совершенно конкретный теократический смысл!..) | <<------ ОБРАЗ ЗВЁЗДНОГО НЕБА с достаточной силой ясности демонстри- рующий, чтО мы имеем в виду... |
7. Принцип УЧЕНИЧЕСТВА как подлинный плод и связующий стержень синтеза демократии и монархии (Уже о структуре самой теократической власти, "скелете" её) |
Вам не кажется справедливой одна поговорка о несправедливости мира сего: "Всему подобает учиться, кроме одного: управлять государством"?.. Цари, президенты и короли - пришли в это звание вовсе не в результате какого-либо долгого и многотрудного обучения, но силою именно обстоятельств иррациональных: собственно, какова, в данном случае, и сама эта власть...
- О, сколько раз истрически уже было именно так, что ... и образование в этом смысле получил человек предостаточное, и генеалогически у него вроде бы всё было <в роде> в порядке (в отличие от "там некоторых").., а одного не хатало: Призвания!
Поэтому я даже здесь приведу эпизод этот полностью:
Почему же тогда за неё так хватаются, когда даже пытаются видеть идею земного царя как ЕДИНСТВЕННОЕ осуществление Qeo-кратии как "власти Божьей"?! Нет; но, видим мы, даже в Ветхом завете это и была ... маргинальная очень идея, - даже если судить со стороны человека ("человеческим разумением"), со стороны Бога же - ВЕЛИКАЯ милость и НИСХОЖДЕНИЕ ко грехам человека..; как же и в Новом завете можно это проецировать на "всё и вся".., возводя "в эталон"?! ...Человеческая гордыня вообще очень странно устроена, ибо ей присущ принцип: "Либо всё, либо же ничего" (надо же чем-то ведь вы~городиться!). Поэтому ... из того, что в России была НЕУДАВШАЯСЯ (ибо рухнувшая) теократия с Царём во главе как "Помазанником Господним" ("Христом") делают вывод, что "другой она и быть не может". - Да как же не может, если эта, видим мы, РУХНУЛА; значит, было в ней что-то "очень сильно не так"... Это не значит, что "ВСЁ" не так (как уже любят подчёркивать оппоненты такой теократии: опять же В ГОРДЫНЕ своей); но она и была попустительством Божьим к грехам человека: которые, видим мы, оказались сильней! Какой же из этого вывод? - Покаяться во грехах! И покаяться - видим мы, не "внешне" ("косметически") (дескать, "Плохо были верны своему Императору, давайте поставим нового, чтобы проявить ему бОльшую верность").., но узрев САМЫЙ КОРЕНЬ гордыни, которая - в вы~гораживании одной стороны над другой.
Я бы предложил воздержаться от суждений таких, ибо ваши противники могут их с лёгкостью перевернуть (и сказать: "Раз вы заменяете Христа царём, то - чем же это не отвержение Христа как Царя, чем же это - не прямое приуготовление пути для антихриста?!.."). Не желая, однако, сейчас заниматься таким вы~гораживанием чьей-либо одной стороны (ибо, как видим ... "каким судом судите, таким же и вам отмерят", Мф.7:1...), я и должен, признав относительную правду каждой из них, попытаться понять АБСОЛЮТНУЮ ИСТИНУ, которую выражает догматика христианства, и к которой находится ближе куда учение Христа (Самого) и Апостолов, запечатлённое во Священном Писании, нежили эти его более поздние исторические "модификации", в которых как "белыми нитками шита" простая попытка "приладить" его к сложившимся историческим обстоятельствам. Ведь Апостол, когда говорит о "властях", то:
В переводе же на сегодняшнее положение вещей (когда низложены царства, а на месте их воцарилось пресловутое "народовластие") (это когда "холопы будут командовать их царями", по выражению одного из царей), христианин вовсе и не должен искать любою ценой восстановления монархии. Вместе с тем, он не должен и делаться лёгкой добычей идей "ширпотребовской демократии", очень ясно себе представляя, что ЦАРЬ ВСЕГДА ЕСТЬ.., и если нет ("не видать") царя, сидящего прилюдно на троне.., то, стало быть, он затаился где-то в "оккультных потьмах", из которых, как опытный кукловод, водит за ниточки "демократических" марионеток. Тем не менее, ДАЖЕ ЭТО принять надлежит как просто ДАННОСТЬ злой внешней необходимости, - ДАННОЙ, как следует понимать, вовсе не для того, чтобы её бездумно "свергать", "опровергать", "отвергать", но чтобы именно - в её рамках действовать. Разве мало того, что можно ХРИСТИАНСКОЕ сделать в рамках демократии? - Очень даже много! Не использовать эту возможность - именно идти вразрез тому учению апостола, что "Верующему всё служит ко благу" (Рим.8:28); ведь общепринятое в историческом христианстве БЛАГОГОВЕНИЕ К МОНАРХИИ тут именно следует перевернуть - на благоговение в отношении именно ТЕХ КОНКРЕТНЫХ УСЛОВИЙ, которые от Бога даны! И ... если угодно, то именно в этом есть суть христианского переворота! Неожиданный поворот?!.. Христианский переворот (или, проще сказать, революция) - в самом деле, в СМЕЩЕНИИ ИДОЛОВ. Вот что надо свергать (опровергать, отвергать), а вовсе не земных правителей! Была ли ИДОЛОМ для христианства идея монархии? - Конечно была! Является ли ИДОЛОМ для современного мира идея "народовластия"? - Конечно является! - Вот потому и принятие ТОГО ЖЕ (т.е., Бога, попускающего различные обстоятельства), но ЧЕРЕЗ ДРУГУЮ ИДЕЮ - и было бы наилучшим свидетельстом ВЕРЫ В ТВОРЦА, отличившей себя от поставленных на пути этом идолов. ============== |
(17окт2004) После многолетнего перерыва, я продолжил написание сочинения "Теократическая идея"; в предыдущей части его говорилось, что теократия параллельна уже существующей власти, и должна делать лишь то, что у ней получается ЛУЧШЕ, не должна вообще соваться в дела, на которые даже и НЕТ ДРУГОГО ОТВЕТА кроме того, чтО уже ЕСТЬ (две цитаты из Библии: "...носит меч" и "...от Бога даны"); а вот этот фрагмент звучит немного иначе:
Существующая система "преступления и наказания" - по сути система узаконивания преступления, когда совершивший какое-то преступление - просто обязан "отбыть положенный срок" в "местах не столь отдалённых", тем заплатив как-бы "цену" и "дань" своего злодеяния, и после - выйдя на свободу, может всё продолжать, как ни в чём не бывало ("цена заплачена" и "дань воздата"). Убил человека - отсиди 10 лет, и можешь потом продолжать убивать (а если поймают - то отсиди ещё 10 лет, и продолжай убивать...). Такова ЦЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. У того человека, которого жизнь оказалась отнята (или хотя бы у близких его) - естественно "не спросили". Посему, мы живём в ПРИНЦИПИАЛЬНО ПРЕСТУПНОМ со-обществе, где царит диктатура Убийцы, Насильника, Вора, и - либо совершают убийства и издевательства над достоинством человека, либо - молятся на них (разве заполонившая ныне телеэкраны и книги "мафиозная тема" - не есть такая молитва?!; вот они, настоящие-то "герои" и "боги" современного мира!), и требуют лишь, в худшем случае (т.е., в случае, если насильник, убийца и вор окажется пойман), - "штраф".
Меня тут уже могут спросить: "Ужели я за какое-нибудь изуверское наказание насильнику"? "За смертную казнь"?! "Жизни лишил - заплати своею"?!...
- Кто думает так, тот меня решительно не понимает, не знает: Я против вообще "НАКАЗАНИЯ" КАК ТАКОВОГО, я ЗА отсутствие преступлений. Наказание - не избавляет от преступлений (и даже как "устрашение" действует слабо) (многие же - напротив, "хотят быть наказанными"; небезызвестны и случаи, когда человек ХОТЕЛ смертной казни, и СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЭТОГО совершал преступления...), оно их УЗАКОНИВАЕТ. "Совершил преступление - заплати цену" - вот и вся суть наказания. Наказание "не волнует", чтО будет с человеком тем дальше (да и как это может его "волновать"? Оно же бездушно!). Станет ли он от того ещё более матёрым преступником-рецидивистом (повращавшись среди таковых); это его НЕ ВОЛНУЕТ. Это "НЕ ЕГО ВООБЩЕ ДЕЛО"; его дело - ВЗЯТЬ ЦЕНУ, и всё!
Напротив тому, христианский подход ставит в основу всего ПОКАЯНИЕ:
Напротив же: мы-то сейчас говорим здесь о Тео~кратии!; какова же должна она быть, в этом плане? В общих чертах, из сказанного уже что-то можно понять; иной вопрос - конкретные механизмы осуществления того; на бумаге-то многое чтО "очень гладко", однако сегодняшний мир не позволяет уже доверять никаким таковым "бумажным проектам", будучи многократно уже тем обманут, и по этой причине не верящий больше ни в чтО; что же мы можем сказать тут НЕ ТРЕБУЯ ВЕРЫ, а просто ... по-казав на примере того, что уже есть (теократия, в данном её понимании, - ПААЛЛЕЛЬНА всему существующему, вот мы и должны показать ПАРАЛЛЕЛЬ).
А в мире сегодняшнем есть ведь такая уже параллель: суды присяжных; их даже и называют-то иногда "параллельными общепринятому судопроизводству"; нам же - и остаётся теперь провести параллель эту ДАЛЬШЕ, или - ЕЩЁ ОДНУ параллель, ибо суд присяжных выносит вердикт: "виновен" подозреваемый, или же "не виновен"; а - чтО нам до отвлечённых понятий "вины"?! Наше дело - это попытаться понять, БУДЕТ человек и дальше совершать преступления, или НЕ БУДЕТ, а это уже "десятый" вопрос, будет он это делать сразу же, если окажется выпущен, или же сразу преступит к тому, "отмотав" прежде срок "от звонка до звонка"...
Нас вообще не волнует: ни вопрос пресловутой "Цены" (к тому же, по отношению того, чему и ЦЕНЫ-то НЕТ!), ни отвлечённые "представления о Справедливости"; нас волнует одно: чтобы НЕ БЫЛО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, чтобы образ Бога, вписанный в человека, не хулился в мире, и не пребывал постоянно под угрозой хулы; ВОТ И ВСЁ, чтО нас волнует (а - "судить", "осуждать", "обвинять" и докапываться до понятия "вины" - в самом деле НЕ ХРИСТИАНСКОЕ дело, ибо: "Не судите, и да не судимы будете.., ибо каким судом судите, таким же и вам отсудят...").
Поэтому и от "суда" здесь остаётся одно лишь название: "Суд" здесь - не выяснение пресловутой "вины" и не определение "штрафа-возмездия-наказания", а в чистом виде самозащита общества и человека от богохульников. Присяжные тут выносят вердикт не "виновен или не виновен", а вот ... ВЕРЯТ ОНИ ИЛИ НЕ ВЕРЯТ покаянию преступника, если они верят, конечно, уже, что он - преступник, и т.д...
- То есть, так вплоть до самых начальных основ всё при этом упирается в ВЕРУ: верят ли они, что преступление как таковое БЫЛО; верят ли, и допускают ли верой они, что он его мог совершить, или что он его и совершил.., и т.д. Естественно, что на первом месте при этом должна пребывать ВООБЩЕ ВЕРА в Бога, а их действия - диктуемы основополагающими христианскими заповедями, включая и заповедь "Не судите и да не судимы будете". Не "осудить" и не "покарать" их цель, а обезопасить себя и других, и помочь тому самому человеку (именно потому смертная казнь - тоже исключена...).
Продолжение следует, и рано или поздно появится здесь: http://www.kmtn.ru/~inoe/teocracy.htm
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"