Голиков Александр Викторович : другие произведения.

Записки Михал Михалыча

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если что, то это не я, это - сосед со второго этажа...


  
   А. Голиков
  

ЗАПИСКИ МИХАЛ МИХАЛЫЧА

   Это действительно записки моего соседа, Михаила Михайловича, что живёт этажом ниже. Хороший, умный и талантливый дядька, работает где-то в рекламном агентстве, что вовсе не умаляет... Дал он мне как-то посмотреть свои записи о том, о сём. Вчитавшись, я вдруг понял, что это будет интересно не только мне и ему, а, возможно, и паре светлых голов и тут, на СИ. Сказано - сделано. С удовольствием выкладываю его мысли здесь, у себя на странице (ибо у Михал Михалыча ничего подобного в интернете не имеется, насколько я знаю). И ещё: не судите слишком строго. Сатирик Задорнов, помнится, делал примерно тоже самое, только с юморком, шутками-прибаутками, анекдотично и с прочим весельем, а сосед мой говорит об этих вещах куда серьёзней. Редакцию оставляю оригинальную, за исключением кое-каких мелких правок. Итак...
  
  

ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ

   "Смотрел я как-то по телевизору фильм про русских офицеров девятнадцатого века, а там в разговорах только и слышалось "благородство", "честь", "патриотизм", которые, мол, для них дороже жизни. Мимоходом подумалось: ну какие могут быть благородство и честь у этих раздолбаев - пьяниц, картёжников и бабников? Кстати, когда читал "Айвенго" Вальтера Скотта, то ужасался порочности "благородных" рыцарей. Решил разобраться, что же на самом деле подразумевают эти понятия? Тем более, жена моя частенько называет благородными некоторые вещи. Одежду, например: благородную рубашку вот она мне купила. Причём тут рубашка и благородство?
   Открыл этимологический словарь, а там десятка два слов, начинающихся с "благо" в значении "хороший", "добрый", в том числе и "благородный", то есть, хорошего рода. Однако какой такой хороший род мог быть у этих отпрысков мелкопоместных дворян, фактически дворни, слуг какого-нибудь князя, пусть и из доброго рода? Вспомним комедии Фонвизина. Одна спесь. Но ведь на чём-то же она была основана! На чём?
   Тот же словарь растолковывает и родственное слово "блаженный", пришедшее к нам из старославянского, как производное от "блажити" - восхвалять, почитать. И тут же добавляет, что иное значение этого слова - "глупый, дурак", возникло на основе понятия "святой", поскольку святыми на Руси чаще всего считались юродивые. Вот она, разгадка - святой, светлый. Думаете, отчего юродивые добровольно бичевали себя кнутами и цепями? Да потому что в них было столько энергии, этого самого святого духа, что они не знали, куда его деть! Думаете, им было больно? Нет. Христос избитый, в терновом венке тащил на Голгофу тяжёлый крест - откуда столько сил? Да всё оттуда же, от Бога, насытившего его духом святым. Это завистники от церкви окрестили юродивых дураками. Нет, через блаженных Бог являл свою силу. Вспомним индийских йогов, которым всё нипочём! Поэтому, если заглянуть за временные рамки этимологического словаря, то слово "блаженный" будет обозначать и "божий". Поэтому, думается, мы вправе читать слово "благо" как "бого". Ведь что нисходит на прихожан в храме? Именно благодать, дух святой, то, что даётся Богом. Не зря говорят: кто рано встаёт, тому Бог подаёт. А что конкретно он подаёт? Энергию. Потому-то в монастырях и подъём ни свет ни заря, чтобы осознанно получить эту энергию, зарядиться ею на весь долгий день.
   Это отступление, думается, пояснит суть моих дальнейших откровений (если эти мысли можно так назвать). Так вот, "благородный" изначально значило "Богу родня". Не зря же легенды говорят о том, что когда-то на земле жили боги, или люди, богам подобные. Светлые, "светящиеся" люди встречаются среди нас и поныне, только они не знают об этом, заурядному человеку не дано видеть их свечение, но гении, как и люди с очень сильной энергетикой, себя проявляют. Так вот. Жили эти светлые люди, а рядом с ними плодились всякие хомосапиенсы, хомоэректусы, хоббиты и прочие троглодиты. Но у всех у них почему-то был общий генотип, потому и скрещивание было возможным. Всем этим "чёрным" обезьянам очень хотелось стать белыми, иметь столько же энергии, сколько у тех, кому они подражали, служили и кого невольно боготворили. Ведь женщины до сих пор осветляют волосы, чтобы стать более привлекательными с точки зрения "тёмных" мужчин - психо-генетическая память жива, для мужчины очень привлекательно сочетание якобы "светлости" и животной сексапильности. Великие князья, цари, монархи и короли во всей Европе были косвенными потомками этих светлых людей, а греческая мифология о таком вообще говорит прямо. Но вот ведь какая штука: при них ещё жила и дворня, слуги, чему-то вольно или невольно учившиеся у своих господ, а потом и вовсе возомнившими себя равными им, присвоившие, в итоге, и право называться "роднёй Богу". Кстати, словом "подлый", "подлым сословием", по моему мнению, в старину называли тех, кому в поместье элементарно не хватало места, и такой человек спал под лавкой.
   Как свидетельствуют события не такого уж и далёкого прошлого, Всевышнему стало "стыдно" за таких "родственников", и он позволил уничтожить их под корень. Ведь сказано: ни один волос не упадёт с головы человека без воли Господней. Светлые, настоящая "родня", так или иначе выжили - Толстые, Шереметьевы, Долгорукие, Лермонтовы, кое-кто из дворян. Они стали известными людьми - Пастернак, Флоренский, пензенские потомки князей Путятиных - Викманы. В своё время декабристы многое сделали для просвещения народов Севера...
   И, как следствие, на смену "тёмным благородиям" (без малого сто лет назад) пришли новые светлые люди, но к ним, как и во времена оные, примазались новые "тёмные", испохабившие идею всеобщей свободы, равенства и братства до уровня низкопробной, второсортной продукции...
   Такие вот мысли и выводы пришлю в мою голову в ходе этимологических изысканий, господа...".
  
  

ВЖ, ВЗ, ВС, ВОЗДУХ

   "Мы дышим, не отдавая себе отчёта в том, что вбираем в себя нечто такое, без чего невозможна наша жизнь. И что же это? Ну, смесь газов назовёт и школьник: кислород, водород, углекислый газ, столько-то азота, - и будет прав, но лишь отчасти. Есть в этой смеси и разные, простите за тавтологию, примеси - пыль, споры вирусов и бактерий, молекулы различных летучих веществ, полезных и не очень. Но ещё есть в нём нечто, не поддающееся анализу. Почему вот нам в одном месте дышится легко, аж душа звенит, а в другом элементарно не хватает воздуха? Ответ, думается, в самом значении слова "воздух" - высший дух! Йоги называет его "праной", а попросту - некоей энергией, разлитой в атмосфере. В одном месте её больше, в другом - чуть-чуть. Почему нам так хорошо в лесу? Кислорода там больше, деревья поглощают углекислый газ, а выделяют окислитель. Вдумайтесь! Всего лишь окислитель, с помощью которого в нашем организме образуются различные ферменты, разрушающие пищевые цепочки. И всё-таки, отчего нам в лесу так хорошо? Да потому, что воздух там насыщен не только живительным кислородом, но и энергией самих деревьев. Другой вопрос, что благоприятна для нас не всякая. В глухом, тёмном лесу, где полно умерших деревьев - и нам плохо, неуютно, хочется поскорей из такого места уйти.
   Вычитал как-то в словаре имён, что для Михаила (а меня так зовут), деревья-покровители - это прежде всего липа, потом вяз. И тут же вспомнил, как хорошо мне дышалось в липовой аллее, и есть что-то для меня притягательное именно в вязах, так и хочется подойти и обнять это дерево...
   Однако вернёмся к нашим баранам - "вжикам" и "взикам".
   Русский язык, как никакой другой, весьма богат различными комбинациями и вариациями звуков в словах, обозначающих оттенки чего-то главного, подчас самого важного, и до чего я пытаюсь докопаться в своих "беседах" с этимологическим словарём и попутно с высшими силами, как бы дающими мне направление поисков и показывающие суть понятий, скрытых в некоей глубине многочисленных образов и разветвлений смысла. Вот, задумался о "воздухе", а мне подсовывают: "воспитание", мол, это кормление чем-то "высшим". Думается, понятно, чем: "духом святым", делающим нас человеками. Ведь и само слово "человек", если разобраться, состоит из двух взаимосвязывающих - "чела" (в санскрите это "дух") и "век" - то бишь "вечность". Добавьте сюда эпитеты "высокий", "святой", "светлый" и будет ясно, как воспитывать подрастающее поколение, чтобы создать там образ Бога, подобием которого мы должны по замыслу и являться. Вот что такое дОлжно быть образование, а не "дважды два" и "Война и мир" (хотя и это тоже). А ведь на самом-то деле: путаем с обучением и говорим о человеке с дипломом института "образованный" вместо правильного - "обученный". Вот так-то...
   Нормальному человеку свойственно стремиться к чему-то высокому, прокладывать себе путь наверх. Этим стремлением приблизить себя как бы к Богу обусловлены многие человеческие порывы - летать (хоть и во сне, но свободно, без помощи вездесущих механизмов!), покорять горные вершины, делать карьеру, идти в монастырь за духовными высотами. Или по-другому: взбираться на что-то, на кого-то (да хоть на плечи компаньона по бизнесу!). Вождизм - свойство натур целиком энергичных, деятельных. Как удалось выяснить посредством тех же словарей, слово "вождь", оказывается, из того же порядка, что и "воздух", "высь" (эх, сюда бы сатирика Задорнова. Вот бы поиздевался в силу специфики своего мышления!). А все эти слова идут, в свою очередь, от правослова, обозначающего "гору" и звучавшего примерно как "вз". И сразу становится понятным происхождение слова "взбираться", то есть, фактически, брать высоту. А слова взвизг, всхлип, вздох, взошёл, и просто - вжик? Куда уж выше?..
   Такие вот откровения пришли ко мне, когда привычные слова приобрели свою первозданную высоту и значимость".
  
  

ДР, ХР, КР, ТР - ХОРС, КРЕСТ, ТРАВА

   "Территория, заселённая нашими далёкими предками, представляла из себя сплошной лесной массив, полный тайн и загадок, потому и деревья в их представлении были существами особенными, священными, они были другими и в тоже время живыми, и им потому и поклонялись (чем мы хуже тех же друидов? А Дриада, столь популярный персонаж компьютерных игр? Не оттуда ли?..). И всё же - почему? Лес нас испокон веку кормил, обувал, одевал. Не потому ли? Но не только...
   Наблюдательные пращуры умели слушать деревья. Для них они не просто дребезжали, скрипели, трещали, хрустели и даже кричали. До сих пор шахтёры ставят в забоях крепи из сосны, которая, прежде чем сломаться, издаёт особый звук, схожий со стоном. Это - предупреждение о беде!
   Нетрудно догадаться, что и многие привычные сейчас слова пошли от подражания звукам различных деревьев (а там, как у птиц, - каждому виду своя трель/голос). Например, звуки "хр" и "кр", в сущности, прародители слов "хороший", "крепкий", "красный" и "красивый". Отсюда и имя славянского бога Хорс. У древних жителей Британии он так же был в почёте, ведь мы когда-то были единым народом, ариями, оттого в наших языках и много общего. Хотя арии - это отдельная песня и мысли, не здесь и не сейчас, увы.
   От таких вот "деревянных" звуков пошли многие значимые слова: король - хороший, красивый и крепкий человек; кролик - маленький король. А слово "крест" в старину вообще звучало как "крыж", отсюда, кстати, и крыжовник, листочки которого до сих пор украшают нательные и многие другие кресты. Эту ягоду выращивали монахи и делали из него то самое царское варенье (а у румын "цара" - вообще земля!). В целом же арий - это всего лишь земледелец, что в своё время было столь же естественным и нормальным занятием, как сегодня, например, специальность программиста. Отсюда пошло и "царь". От звука "ар", укороченного грачиного "карр" или "гарр", пошло "арало", "пахарь", "гектар", "арбуз", имена - Юрий, Егор, Георгий, означающие лишь одно - земля, земледелец!..
   Но вернёмся всё же к лесу, то бишь деревьям. "Кров", "крыша", даже "кровь", как вариации "др" - род, город, огород. Происходят как раз из того "леса".
   Лесное происхождение имеет и слово "мудрость". В далёкие времена оно означало "бодрость". Мало общего, правда? Но всмотритесь в последнее слово, и вы увидите в нём "бог" и "дерево". В "мудрости" их тоже два - "муж" и такое же "дерево". А слово "муж" родственно старорусскому "уд" или "муд", означающему мужское достоинство. Хотя ум тут, как видим, и нипричём.
   А вот "мягкий лес" - труху, траву, трясину наши предки, судя по всему, обозначали мягким звуком "тр". В связи с этим пойдёт речь о таких словах, как "старость", "страсть", "страдание", "страда". Ведь тут основа одна - "тр" и "ра". Пусть и добавлено твёрдое "да", что, наоборот, лишь подчёркивает суть.
   Вот умели же наши предки выдумывать слова, права слово! Сейчас толком и не разберёшься..."
  
   Пока примерно так. Сосед мой что-то домысливает сам, ищет путём проб и ошибок, хотя многое, о чём он рассуждает, давно известно на любой кафедре русского языка в любом педагогическом институте. Но мне не это главное. Мне интересен прежде всего ход его мыслей, вариативность рассуждений, некие даже мне неизвестные факты. И вообще, писано не канцеляритом, что уже подкупает.
   И - продолжение следует...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"