Голиков Александр Викторович : другие произведения.

"Восставший из пепла". 1 Группа Нн-15. Обоснование оценок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


"ВОССТАВШИЙ ИЗ ПЕПЛА". 1 ГРУППА НН-15. ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНОК

  
   О принадлежности к жанру не будем, преноминаторы любезно данную задачу решили. Я же обосную оценки с точки зрения чисто литературных критериев и соответствию теме. Интересовать будет прежде всего качество текста, его стилистика, образы героев, динамика повествования. Ну, и не забудет про такую штуку, как читательский интерес. Потому что если читается скучно, если нет никакого сопереживания героям, то вряд ли шансы на высокую оценку будут велики.
  
   Вебер А. Эликсир счастья
  
   С подозрением отношусь к подобным названиям. Какие-то они, на мой взгляд, претенциозные и, как правило, сути не отображают. Подспудное желание автора лишний раз сделать тексту красиво. Но, да бог с этим, кто из нас таким не грешил? Что касается самого текста, то тема конкурса как бы присутствует: отказался человек от таблеток счастья, решил начать новую жизнь. Однако никакого сопереживания или даже мимолётного участия в судьбе героя от меня, как читателя, не последовало. Потому что не раскрыт характер персонажа. Так, какие-то общие фразы о работе, времяпрепровождении, семье. На поверку вышел довольно плоский тип. Рассказу явно не хватает в этом смысле колоритных деталей. Завязка же была нормальной, даже определённая стилистическая планка задана. Нет, потом всё скатилось к рядовому, в общем, описанию того-то и того-то. На мой взгляд, тексту не хватает глубины, ощущение поверхностного взгляда не проходило до самого финала, характер героя так и остался на уровне "пришёл/выпил/посмотрел/опять на работу". Даже вставки о ТВ-программах не играют никакой роли - ну и что? С какой стати я должен поверить в "перерождение" героя, если к этому выводу автор подводит всё с той же схематичностью? Надо - вот и переродился. Потому что такая у нас на конкурсе тема. Не, не верю...
   Тема присутствует. В целом средняя работа.
   Оценка 3.
  
   Бьюфорт К. Жди, пока кошка не прыгнет
  
   Всем хороша новелла, только тема завуалирована. Интересно и с композиционной точки зрения. Имеются и чисто стилистические находки: про горы-мороженое прозвучало не диссонансом, а вполне органично, самое то. Хотя присутствует что-то и от очерка, но, опять же, особо подобные вставки не выделяются, также органично вкрапляются в текст. Правда, не совсем понятно, о чём тут речь, что из себя представляют герои и причём тут кошки, но побыть мне, как читателю, в роли созерцателя (в данном случае) весьма понравилось.
   Тема присутствует частично. Стилистическое оформление на очень высоком уровне. В целом - понравилось.
   Оценка 6.
  
   Мякин С. В. Местный пунш и коктейль
  
   Ох, автор, ну что за кондовые фразы типа: "призвал он к порядку странницу и усилием воли притянул её к себе по безопасному для завсегдатаев пути". Или: "с надеждой спросила она, внемля сливающемуся в единый шелест шёпоту всех тех, кто прятался под её рассудком". И подобного хватает в тексте, да плюс канцелярит в речи персонажей - "погиб из-за преступных противоестественных опытов". Я не знаю вашу задумку, но осталось ощущение того, что прочёл некий кое-как скроенный отрывок с претензией не то на легенду, не то на фэнтезятину. К тому же ничего толком не понял. Этот трактир что, был на перекрёстке миров? А трактирщик типа демиурга? И причём тут пунш с коктейлем? И потом, начали вроде как с постапока, а после скатились чуть ли не в сказку с малопонятными персонажами. На мой взгляд, это не рассказ, а зачин, завязка для чего-то. И стиль изложения желает лучшего, хотя местами и было симпатично, но не более. При всём уважении, но вы с этим текстом кандидат на низкий балл. Что и фиксирую.
   Тема задета краешком, а в целом ничего толкового.
   Оценка 2.
  
   Бочаров А. Фата-Моргана "Москва-Одесса"
  
   Спасибо, автор, за правильные слова о Москве, тут абсолютно согласен - чужой, страшный и ненасытный город. Ещё спасибо за чуть ли не детективно-мистическую завязку, как читатель проникся, интерес разгорелся от элементарного - ну, и что же дальше? А дальше всё в таком вот мистическом духе. Особых объяснений автор не даёт, случилось и случилось. Тут я с ним солидарен, занимательна была история, сама по себе. И герой оказался не разочарован. Правда, осталось неясным, что там с Милой этой произошло, но тут автор барин, не захотел, не сказал, хотя зачем-то о разлуке и чувствах героя к ней рассказал очень даже подробно. А так рассказ выдержан в одном темпе, повествование ровное, без каких-либо изъянов и выкрутасов, что доставило. Остальное пусть домыслит читатель, как раз тот случай.
   Тема проглядывает слабо, в целом понравилось. Мало ли что бывает в жизни.
   Оценка 7.
  
   Трофиненко Д. В. Мёртвая ночь
  
   Задам тот же вопрос, что автору уже озвучивали: кругом темнотища, даже Луна ничего не освещает, а наш герой свободно разгуливает по дому и, более того, с ориентировкой у него всё в порядке, да ещё умудряется что-то писать в этих вечных потёмках. Не кажется ли автору, что в данном случае имеется некоторый перебор по описательной части этой тьмы? Но такое ещё можно как-то стерпеть, но беда в том, что начинает хромать логика повествования, а это уже такой огрех, что всякие достоинства автоматом отступают на второй, если не третий план. И, пардон, а чем юноша питался три недели? А финал вообще слит. Мало того, что никаких намёков, что это за дом (если не считать того, что была вялая попытка привязать данное место к воображаемым мирам героя), так ещё и пафос. Вот уж чему тут не место точно! Особенно - в финале. Короче, рассказ не получился. На мой взгляд, была попытка влезть в шкуру молодого талантливого писателя, побродить вместе с ним по этому странному дому, задействовать некие механизмы его неокрепшей души и сделать вывод, что у него всё получится. Как по мне, в реале ничего похожего. Попытка так и осталась попыткой.
   Тема не раскрыта, русским духом не пахнет. В целом ощущение подростковой такой прозы, пробы пера на заданную конкурсом тему. Шито всё в рассказе белыми нитками да вкривь и вкось - криво оттого, что стилистика желает лучшего.
   Оценка 1.
  
   Махавкин А. А. Крысиный лев
  
   Сильный рассказ. История впечатляет. И вроде идея не нова, и сюжет без поворотов и таинственных ниш с острыми углами, а держит интересом и внутренним каким-то напряжением. Потому что герой такой, созданный автором уже как законченный персонаж со сформированным характером и возможностями, ничего более придумывать не надо, знакомьтесь. Да и фантэлемент играет (возвращение с Марса в исключительных обстоятельствах), весьма он к месту. Невольно представляешь себя на месте ГГ - и что? И как? В этом, на мой взгляд, сильная сторона рассказа, потому что воображение работает на полную. Хочешь того или нет, а задумываешься. В этом смысле есть сопереживание, попадание состоялось. Другой вопрос, те самые возможности. Каким-то образом ГГ влияет на людей, буквально подчиняет своей воле, вплоть до летального исхода. Интересно, каким? Вроде как декламируя четверостишья? Ещё один фантэлемент. Но срабатывает куда слабее, потому что тут сомнения относительно такого поворота. Не очень понятно, за счёт чего такие возможности проявились, откуда взялись. Да и о выживании на корабле как-то скупо, чем там всё для героя закончилось, а главное - как, больше гадаешь, нежели в уверенности пребываешь. В данном случае эта сторона рассказа куда слабее предыдущих, а ведь носит-то сюжетообразующий характер. Есть тут некая недоработка. Не совсем ясно и с крысиным львом: что, вот так запросто он подчиняет себе остальных сородичей? Силой "мысли"? Как-то это более чем фантастично, совсем за гранью. И ещё, совет на будущее: с запятыми повнимательней бы. Не критично, но цепляло.
   Тема более чем, чего не скажешь о русском духе. В целом рассказ сильный во всех смыслах. Правда, я бы ещё усилил его, но уже исходя из вышесказанного.
   Оценка 9.
  
   Ковалевская А. В. Театральные сезоны на Марсе
  
   И тоже сильный рассказ (и тоже - Марс, как и в предыдущем случае). Но здесь Марс полноправный герой, а не только место обитания, потому что с ним жить, потому что ты с ним один на один, это теперь твоя земля. Оттого и обряд инициации необходим. Интересная тема: посредством искусства приручить целую планету, подготовить людей к "перерождению". Именно - подготовить, потому что таковы правила, таков сценарий. Рассказ во многом схож с театральной пьесой, где слова - декорации, герои и обстоятельства - сцена, а вместо музыки - стилистическая составляющая. Очень хороши сложные грамматические конструкции, словно сложные вокальные партии, но притом ничего лишнего, всё играет на сюжет. Возможно, не совсем хватает динамики, однако и стасиса нет. Баланс соблюдён. Да и финал тоже играет, особенно намёк Полины на поджог. Вот и думай, читатель, сопоставляй. Рассказ для понимания и "усвоения" не лёгкий, прямо скажем. Но заслуга автора в том, что в довольно большом объёме читатель не заплутался, нить повествования не дёргалась туда-сюда, и в итоге он не только не потерял или остался при своих, а кое-что и приобрёл. Например, очень хорошую историю, написанную не скучным языком.
   Тема имеется, русский дух тоже. В целом качественная, хорошая работа, стилистически органичная и с живыми героями.
   Оценка 10.
  
   Прудков В. Торпеда совести
  
   Рассказ получился социальной направленности, речь идёт о вещах тут актуальных для любого общества, а уж нам - сам бог велел вшивать чиновникам подобные гаджеты. "подчинился поднаторевшему помощнику" - корявенько звучит. "Той самой, которую фигуры двигают" - непонятно, о чём речь: какие именно фигуры двигают пешку? Или пешка кого-то там двигает? "бездумными одеревенелыми лицами" - я понимаю, хотелось поточнее сказать, сделать запоминающийся эпитет, да вышло не очень, вышло снова корявенько. "единоличные кресла" - совсем неудачно, по крайней мере, применительно к мебели, сразу возникает, Володя, вопрос: а что, бывают (пардон) и "многожопные кресла"? "Физически расслабляясь" - это как? Боюсь даже представить. Такие вот "конструкции" портят всё впечатление, спотыкаешься о них, как о выставленную ногу. Дальше по тексту пробуксовывает логика: с трудом представляю себе подобную инициативу властей, если только в утопии, но вроде текст с ремаркой "реквием". Кстати, это-то тут причём? К минусам я бы добавил ещё словно нарисованных героев, не чувствуется в них ни искры, ни живости, оттого и сочувствия никакого. Зато несомненный плюс - сама идея. Но, как известно, на одной идеи далеко не уедешь...
   Тема вроде есть, русский дух постольку-поскольку. Стилистика хромает, ты можешь куда лучше, Володя.
   Оценка 4.
  
   Ёлшин О. И. На другом берегу
  
   Название уже нравится. Есть место для фантазии - и что, интересно, на том берегу? А там, оказывается, любовь. Люди. И понимание сопричастности. Только надо сделать шаг в ту сторону. И стать одним из них...
   Рассказ напоминает притчу о вечных ценностях с вкраплениями историй о них же. Здесь нет сюжета как такового (какой сюжет в притче?), герои фактически обезличены, хотя и узнаваемы, мир даётся через детали, диалоги. Композиционное построение оправдано, по-другому просто бы не получилось. И остаётся после новеллы светлое чувство, вера в то, что всё у нас получится. Потому что одна из богинь решилась стать одним из нас.
   Лирическое составляющее более чем, но меня другое интересует: а где русский дух? Где одно из составляющих конкурса?
   Тема присутствует, чего не скажешь о русском духе. В целом хороший, добрый текст, но...
   Оценка 8.
  
   Чернов Е. И. София
  
   Н-да... Религия, вера, русская душа, путешествия во времени и до кучи зомби с чёрной магией. Воистину, надо постараться, чтобы из такого компота вышло что-нибудь толковое. Но надо признать, что вышло. С грехом пополам, но вышло. Из плюсов: герои получились, я их, что называется, вижу. Стиль изложения хорош, правда, кое-где провисает, стопорится, но это не столь существенно, на общей картине выглядит лишь помарками. Композиция из нереального в реальное и обратно тоже в зачёт, как и лекция о снах и путешествиях во времени с привлечением физики явления. Читатель, несомненно, обогатился. Ну, и так, по мелочи: есть толика образности и метафор, имеется и философские, пусть и по мизиру, отступления.
   Из минусов: конкурсного задания "русская душа" - тот же мизер. Ярослав тут далеко не во главе угла, скорее уж речь о легате и его "противостоянии" с отцом Грегориусом, а там ещё и чёрная магия с колдуном в придачу. Описание обряда с оживлением зомби и вообще их роли во всей истории тоже не впечатлило, понятно, что это нужно автору, чтобы оттенить образ Софии-Лиззи, дать ей жизнь в свете такого вот поворота сюжета. Но главный минус: да простят меня преноминаторы, но это - не новелла. И хотя спорить о том сейчас не имеет смысла, но для меня лично это осталось весьма существенным. В данном случае особенно.
   Тема прослеживается (одни зомби чего стоят!), а с русским духом напряг. Вряд ли его второстепенное положение играет рассказу на руку. В целом - более-менее, стиль приемлем, герои получились, история всё же состоялась.
   Оценка 5.
  
   На этом закончим. В целом тексты в группе выше среднего уровня, что по-любому радует. Благодарю авторов и - Удачи!
  
  
  
  
  
  
  
  

4

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"