Голобоков Олег Александрович : другие произведения.

Панда

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы постоянно думаем, но редко задумываемся. Мир сложен и многообразен. Материальная часть - это одна из множества его составляющих. И "Ламборджини" хорошо только тогда, когда все остальные части нашего мира так же хороши, как "Ламборджини".

  - Привет.
  - Привет.
  - Ты кто?
  - Я - Панда, ты что, забыл?
  Сашка задумался: как можно забыть то, чего не знал? В общем, ощущение было странное. С одной стороны, он сейчас в автобусе мчится в командировку. Сидит, опёршись лбом на прохладное стекло, и бездумно смотрит на проплывающие мимо осенние поля и слегка пожелтевшие деревья. С другой - он стоит на дороге, точнее идёт по дороге и беседует с пандой.
  Знаете, бывает, такое странное состояние полудремы, когда вы ещё не уснули, но видите сон. Точнее даже не видите, а думаете. Даже не так. Вы этот полусон видите, и он дорисовывается в ваших мыслях. Вы даже осознанно можете предпринимать какие-то действия в этом полуяви-полусне. Но сама нить полусна вам не подвластна. Здесь было то же самое, но с точностью до наоборот. Сашка вполне ощущал себя идущим по дороге и беседующим с пандой. Но при этом где-то краешком сознания он ощущал себя сидящим в уютном кресле автобуса, который мчался по убаюкивающему ровному шоссе.
  - Послушай, панда, а как тебя зовут?
  - Панда.
  - В смысле ты панда, которую зовут Панда?
  - Да, это очень удобно.
  - Чудеса, - подумал Сашка. - Вообще-то сон, это отражение реальности. Точнее некое переосмысление прожитого, переработка опыта. Сон - это благо, которое помогает человеку избавиться от ненужного в голове, а то, что необходимо оставить "в голове" и привести в порядок, "разложив по полочкам". Но здесь всё было не так. Окружающий мир был вроде знаком, но как-то странен. И хотя Сашка эту странность чувствовал, он никак не мог её обнаружить.
  - Извини, Панда, ты не мог бы мне объяснить, где это я? - решил схитрить Сашка.
  - А ты действительно сейчас в автобусе? - вопросом на вопрос ответил Панда.
  - Да.
  - Coniunctio spatiorum, - мудро произнёс Панда. - Объединение пространств. Случай крайне редкий, но, как видишь, реальный.
  - В смысле? - изумился Сашка. - Какое объединение? Каких пространств? Ты вообще о чём?
  - Тогда внемли! - зачем-то перешёл на пафос Панда и поднял указательный палец вверх. Хотя откуда у панды указательный палец? Но я это так, мимоходом.
  - Пространство вообще-то вещь странная. И одна из этих странностей - многомерность. Для тебя привычно физическое трёхмерное пространство. Время является несколько иной мерностью пространства, это я так, на всякий случай. Под мерностью я имею в виду исключительно геометрическое понятие. Перпендикуляры и прочее. Но главное не в этом, главное в том, что физический объект принадлежит сразу всем мерностям пространства. То есть ты, как физическое осознающее себя тело, принадлежишь трёхмерному пространству. Но в это же время ты принадлежишь и двухмерному, и четырёхмерному и так далее пространствам. Обычно, точнее в основном, ты осознаёшь себя всё же в трёхмерном. Но конкретно в данный конкретный момент ты осознаёшь себя в двухмерном. Понятно?
  - Как-то не очень, - честно признался Сашка.
  - Хорошо. Уточнимся. - уже нормальным, а не назидательным тоном продолжил Панда. - Ты абсолютно спокойно воспринимаешь время. Не задумываясь. И течение времени для тебя естественно. Но вот неожиданный вопрос, что значит "время идёт" с точки зрения физики? Ни что никуда не девается и не берётся ни откуда. А как тебе такая концепция, что прошлое и будущее это набор физических матриц, внутри которых движется только сознание? Как автобус. Ты смотришь в окно и мир за окном меняется. Но если отмотать поездку назад, то ты опять увидишь тоже самое. В общих чертах. Про реку, в которую нельзя войти дважды я знаю. Но это так, одна из теорий. И хотя она скорее всего ошибочна, на этом примере можно понять суть пространств.
  Ты себя ощущаешь в трёхмерном пространстве, потому что твоё сознание адаптировано под это пространство. Однако физически ты существуешь и в двухмерном и в четырёхмерном, и может даже в пространстве более высокой размерности. Из двухмерного пространства твоё сознание эволюционировало, но до четырёхмерного ещё не доросло.
  - Ты хочешь сказать, что я нахожусь в двухмерном пространстве? - удивился Сашка. - Но я всегда себя чувствовал именно так, как себя чувствую сейчас. Что-то не сходится.
  - Ты всегда будешь ощущать себя собой. Если ты перестанешь ощущать себя собой или наоборот начнёшь ощущать себя ещё кем то, это будет уже психическое расстройство, - сказал Панда. - Твоё сознание принадлежит тебе, и оно всегда будет ощущать себя собой. Если твоему трёхмерному сознанию показать тебя двухмерного я представляю, как бы вытянулась твоя физиономия. Но такое невозможно.
  - Как это невозможно! - возмутился Сашка. - Я в трёхмерном мире вижу двухмерные объекты! Например, фотографии или любую линию на листе.
  - Ты просто читал о плоскостях, - ответила Панда. - В трёхмерном мире ты видишь объекты условно как двухмерные. Что такое линия, нарисованная карандашом на бумаге? Это кусочки графита из карандаша, которые имеют свои трёхмерные свойства. Двухмерное - это отсутствие одного измерения. Ноль. Нет ничего. Но если нет ничего, то ты не можешь это увидеть. И кто сказал, что в твоём мире это "ничего" лежит, а не стоит?
  Сашка задумался. Они молча шли некоторое время и каждый размышляя о своём. Панда была невозмутима и по её хитрой мордочке нельзя было понять, о чём она думает.
  - Слушай, а почему мы все время идём? - прервал молчание Сашка.
  - Ты устал?
  Сашка задумался. Он не чувствовал усталости. Он даже не чувствовал физической нагрузки на ноги. Но при этом они шли.
  - Мы вообще-то не идём, мы перемещаемся - заявил Панда.
  - Как это?
  - Опять вопрос не о том, ну так уж и быть, вернёмся к геометрии пространства. И восприятию. Вот ты сказал, что идём, но это твоя трёхмерная интерпретация процесса перемещения тел. Мозг просто "дорисовал" недостающие детали. Приведу, наверное, лучшее объяснение этой мысли из твоего трёхмерного мира. Мозг. Кроме того, что мозг прибежище сознания, он ещё очень любопытная штука. Он очень ленив и оптимален. Главная его забота думать, как можно быстрее и как можно менее энергозатратно. Ты знаешь, что мы картинку цветной видим только в начале? В том смысле, что цветной сигнал от объекта приходит к мозгу от глаз только один раз? Дальше мозг работает в чёрно-белом режиме, для ускорения процесса, и "подкрашивает картинку" только в финале, из воспоминания. Примерно тоже происходит и с осознанием себя в мире иной мерности. Мозг цепляется за привычно, поэтому двухмерный мир ты видишь, точнее обрабатываешь в трёхмерном сознании. Возможно отсюда и всякие НЛО, приведения и прочие чудеса в трёхмерном мире. Ты случайно видишь объект из четырёхмерного мира, а мозг цепляется за привычное.
  - Ты хочешь сказать, что ты не Панда?
  - Если тебе так проще думать, то пусть будет так.
  - А как ты выглядишь на самом деле?
  - Я выгляжу как я.
  - Ладно, тогда скажи, как бы ты выглядел в моем мире?
  - Наверное, отлично. Но я не знаю, я никогда не был в твоём мире.
  - Тогда объясни, кто ты или зачем ты. Точнее выразиться не могу.
  - Я - это почти ты, или я - это часть тебя. А может я твоё активное отражение. Как-то так.
  Сашка оторопел.
  - Представь себе отражение в зеркале. Оно реально или нет? С одной стороны, конечно, нет. С другой - вроде да. А теперь представь отражение, которое может влиять на того, кого оно отражает? Нет, это не шутка про зазеркалье или в стиле Кинга. Просто ты в каждой мерности обладаешь определённой самостоятельностью. И мои и твои поступки, и поступки наших сущностей в более высоких измерениях каким-то образом влияют на нас. Хотя исходя из своих философских познаний, я думаю, что есть сущности, образно говоря, "мономеры". Они находятся в одном из измерений и никак не связаны с другими сущностями. Они просты, как ... - Панда задумался ...
  - Как точка, - бухнул Сашка.
  - Что ты, что ты! - замахал на него Панда лапками. - Точка - это самое совершенное, что можно представить. У неё нет ни одной мерности. Вообще. То есть её нет. Но она есть! Это вообще за пределом понимания. Нет, я имел в виду что-нибудь очень простое, даже примитивное. Они просты, как пять копеек, кажется, так у вас в трёхмерности говорят.
  Сашка опять задумался. Во-первых, он задумался о том, что он задумался. В трёхмерности, он задумывался на единицу времени гораздо реже. Не в том смысле, что он вообще не думал. Просто его мысли в основном были заняты чем-то приземлённым, сиюминутным. Хотя ответы на многие вопросы лежат не на поверхности. И все наши проблемы в том, что, порой отвечая на вопросы для себя, мы действуем по принципу: "надо ввязаться в драку, а там разберёмся". И во-вторых, он задумался о людях-мономерах.
  - Слушай, Панда, - подумал Сашка уже вслух. А может вся проблема этих мономеров в том, что они не имеют опыта или знаний из других измерений? В том смысле, что они просто обычные примитивы в данном измерении? Наверное, их можно так и отличить в своей мерности? У нас это называется "ничего святого".
  - Почему бы и нет, - ответил Панда. - Кстати, исходя из этого посылa, скорее всего, число личностей в мерностях не одинаковое.
  Какое-то время они шли молча, и каждый думал о своём. Но очень может быть, что каждый думал свой кусочек одной и той же мысли. Хотя, наверное, мысли были и должны были быть всё-таки немного разными. Из-за мерностей.
  - Ты здесь давно? - спросил Сашка.
  - Скоро семьсот семьдесят семь Деревьев.
  - Это как, - уже не удивился Сашка.
  - Видишь, впереди Дерево?
  Где-то на линии горизонта, если такое выражение было допустимо, возвышалось огромное, скорее всего, дерево. Корней видно не было, всё-таки расстояние было приличным. Крона уходила в поднебесье и скорее угадывалась, чем была видна. Отчётливо прорисовывался только ствол. Огромный, в десятки охватов, мощный и ровный, как у корабельной сосны.
  - А теперь посмотри назад.
  За спиной, так же на огромном расстоянии, подпирал небо ствол.
  - Мы движемся от ствола к стволу, как вы от года к году. Наверное, появление стволов связано с каким-то объективным процессом. И я даже не знаю, как эти деревья воспринимают другие.
  - Так спроси, - выдал "мудрость" Сашка.
  - Кого и как? Тебе покажется странным, но за всё расстояние я встретился только с одной личностью, с которой можно было бы поболтать ни о чём, да и то краем ...
  - В смысле краем? - уточнил Сашка.
  - В буквальном смысле. В нашей мерности всё немного совсем не так, как у вас. Я, например, даже не знаю своих размеров, веса, по-вашему, или площади, кто разберёт. Например, в вашем мире размер не связан с мыслительной деятельностью. У нас же всё по-другому, чем выше уровень мышления, тем больше размер. Вы, трёхмерники, чтобы не столкнуться, используете третью координату. У нас так не прокатывает. Поэтому мы разряжаемся и как бы проходим сквозь друг друга. Чем выше разумность, тем выше способность разряжаться.
  "Камень" не разряжается совсем. Поэтому мы разойтись не можем. "Цветок" разряжается только с краю, поэтому я могу зацепить кусочек и получить информацию о цветке ...
  Что бы получить знания о другом разуме или знания, мы как бы просачиваемся друг сквозь друга. Если информация, то быстро. Если знания, то застреваем на долго. На несколько Деревьев.
  Что вытаращился? А у вас, что, не так? Например, о цветке. Ты принимаешь отражённый сигнал и из него мозг формирует физический облик объекта. Ты получаешь сигнал через обоняние и формируешь понятие о запахе. А цвет, аромат, красота - это уже баловство мозга.
  - Ты хочешь сказать, - возмутился Сашка, понятие красоты не существует?
  - Тут два аспекта, - опять подняв палец вверх произнёс панда, - аспект первый и плохой. Социальный. Люди в какой-то момент зачем-то договорились, что это красиво. Яркий пример - "Чёрный квадрат" Малевича. Что там красивого? Ничего. Квадрат он и есть квадрат. До Малевича их были миллионы и после него их было не меньше. Но миллионы уже не штук, а денег стоит именно Малевич. Это - договорняк. Странный, но договорняк.
  Аспект второй, природная рациональность. Здесь всё сложнее. Например, снежинка или раковина красивы математически - фрактал. С "золотым сечением" сложнее, но это опять же чистая математика. Например, тот же пейзаж можно рассматривать как некую сложную математическую конструкцию.
  Особняком - красота человека. Я говорю о красоте физической, а не духовной. Человеческое тело совершенно, как совершенны движение пумы или стойка таксы. Человеческое тело абсолютно рационально. Какая женщина красива? Та которая может родить здоровых детей и уберечь их от опасности. Отсюда -широкие бёдра для безтравматических родов. Грудь, дающая необходимое пропитание детёнышу. Широко поставленные глаза, чтобы видеть опасность, высокий голос, чтобы предупредить о ней и так далее. Кстати, я думаю отсюда и некоторая разбежка в понятии красота у разных народов. У европейцев - это одно, у жителей степей - совсем другое и глобализация как бы не корячилась в глубинном смысле на это не влияет. На всякий случай, я не социодарвинист. Просто мы рассматривали понятие "красота физическая".
  Сашка ещё немного подумал. Обо всё сразу.
  - Хорошо, что же тогда по-твоему мышление?
  - Вот тут ты молодец. Наконец-то. - рассмеялась Панда, - Понятия не имею.
  - "Это как?"
  - "Так я тебя для этого и затащил в двухмерность, чтобы у тебя спросить. А то я всё время разглагольствую, напрягаю мыслительный аппарат. А ты только вопросы подкидываешь.
  Мне кажется, что сознание - это процесс, а мышление - это свойство этого процесса.
  Как завернул?" - подмигнул Панда.
  - "Очень даже ничего," - согласился Сашка. Ему как-то такая мысль приходила в голову. Но давно-давно. Он даже её несколько развил, для себя.
  - Я думаю, - Сашка поднял указательный палец вверх передразнивая Панду, но тот сделал вид, что не понял шутки - скорее всего оно так и есть. Даже больше скажу, сознание самообучаемо. Как пример - понятие "перспектива". Я имею в виду в рисунках. На старинных картинах маленькие люди соседствуют с огромными. Но дело не в великанах. Люди просто не умели передать перспективу. Точнее их сознание было не в состоянии двухмерную информацию преобразить в трёхмерную. Следовательно, если в трёхмерном мире мы сможем вшить информацию четвёртого измерения, например, ..."
  Здесь автобус неожиданно качнуло и Сашка осознал себя сидящим в кресле и бездумно взирающим на окраины города, который проявился вдруг. Не постепенно, маленькими домиками, всё увеличившимся количеством людей, а именно вдруг: многоэтажки, пробки, толпы.
  И только где-то на краю сознания маячили Панда и мысль, недосказанная в двухмерности ... Или она всё-таки была сказана, и за ней надо обязательно вернуться на бесконечную дорогу к Панде.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"