В преддверии публикации лонг-листа решила вскочить в вагон уходящего поезда и опубликовать свой топ сказок. В топе только сказки, так как их я прочитала 90% из представленных на конкурс. Рассказы и познавательные читала выборочно, поэтому не взяла на себя смелость выбирать лучшие. Хочется отметить очень высокий уровень профессионализма присланных работ, даже несмотря на то, что среди участников есть как матёрые писатели (например, Татьяна Рик, на книгах которой росла я сама), так и совсем новички и даже дети. Но даже новички смотрятся на уровне. Заодно, пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех сказочников за их нелегкий труд. Ведь сказочники - это особые люди, которые сумели сохранить в себе детство.
Комментарии к сказкам будут неравноценны по объему. Но просто некоторые работы так безусловно прекрасны, что и сказать-то нечего, кроме: "Браво, автор!" У некоторых есть ошибки, нелогичности, недочеты, поэтому в этих случаях буду подробнее.
1.Райцес. Лес Ламинарии.
Очень хорошая сказка. Столько важных тем вы сумели затронуть в одном небольшом тексте - и тему равенства, и любви к дому, и тему заботы об окружающей среде, и тему любви, и еще массу других. И все благодаря емким, почти афористичным высказываниям мамы Калана.
Кроме того, ребенку, наверняка, будет интересно почитать про подводный мир. Сказок про зайчиков и белочек много, а вот сказок про каланов я лично еще не встречала. Одно лишь это уже ставит сказку особняком.
Из минусов: мне резало слух слишком частое, на мой взгляд, употребление слова калан. Иногда оно встречается по 3 раза в одном предложении. Это делает текст неблагозвучным.
Невозобновляемый ресурс, как мне кажется, тоже не совсем удачное словосочетание для детской сказки. Разрушает сказочность языком учебника. Да и ребенку такие слова будут не совсем понятны, к тому же объяснение ляжет на плечи родителей, ведь в тексте нет информации, что такое невозобновляемые ресурсы. В мое время мы эту тему проходили на уроках географии в классе так 9-ом.
2.Волховская А.В. Черничный мишка.
Хорошие малышовые сказки. И мне кажется, что их нужно издавать непременно в форме календаря, благо композиция произведения это позволяет. Маленьким детям будет удобно учить по таким сказкам названием месяцев.
Написано легко и незатейливо. Несмотря на отсутствие событий как таковых, в сказках передано много ощущений и эмоций: вкусы, запахи, настроение.
3.Буркова А. Колька-Царь.
Сказка очень хорошая. Понравилась сама идея сказочной демонстрации необходимости учиться. Она, конечно, не нова (вспомним хотя бы "В стране невыученных уроков), но используется авторами далеко не так часто, как тема дружб в ее различных вариациях. Однако глава про школу царей, на мой взгляд, не получилась. Живой язык сказки сбивается в ней на язык исторического учебника. Ребенку, особенно маленькому (5-7 лет), будет крайне тяжело воспринимать это текстовое нагромождение про гениальные стратегические решения различных полководцев.
Из этой главы можно было бы сделать отдельный познавательный очерк. Но в качестве главы сказки этот текст негоден, так как сказочного в нем нет ничего. Кроме того, этим историческим описаниям отведено слишком много места, а все остальные предметы в школе царей упоминаются мельком.
Ну и конец, с моей точки зрения, тоже не совсем удачен. А что стало с настоящим царем? А как будут жить родители Кольки без своего чада? Это как-то не очень правильно, что все не возвращается в статус кво.
Сама сказка ( идея, юмор, диалектика героя, его моральный и умственный рост)замечательная. Но автору есть над чем поработать.
4.Венедиктова Ю. Стадо слонов.
Удивительная юмористическая история, которая захватывает буквально с первых строк. Автор умеет держать своих читателей в тонусе, поэтому постоянно заставляет их удивляться. А удивляться есть чему, ведь никто из нас прежде не встречался с таким чудом природы, как Стадо слонов, которое умудрилось поместиться всего лишь в одного ребенка.
Мне не хватило только мамы Стада слонов, а всего остального - юмора и хорошей детской литературы эта сказка предоставляет с избытком.
5.Рубцова Н.С. Одуванчиковая дорога.
Замечательная сказка в духе Вальтера Скотта. Шотландия, принцессы, замки, - все то, что так любят девочки. Думаю, именно они составят основную читательскую аудиторию этой сказки. Написано на профессиональном уровне. Качественная стилизация под народную шотландскую сказку с сохранением культурных особенностей.
6.Дёгтева В.А. Лунный лимонад.
Восхитительная сказка про двух враждующих королей Солярика и Лунарика, которые, конечно же, в конце мирятся, а нам показывают пример того, как глупо проходит жизнь людей, которые кому-то завидуют и обижаются. Автор очень хорошо воспроизводит сказочную жизнь на Луне и на Солнце, описав и обитателей, и их рацион, и занятия. И сами персонажи получились очень запоминающимися и яркими.
7.Колесникова Е.В. Письма в красном ящике.
Очень красивая и атмосферная сказка. В ней и запахи, и звуки, и мелодии. Удивительная магия повествования. Однако событий как таковых в ней мало, так что, возможно, детям, которые не сумеют оценить всех достоинств живописного языка автора, будет скучновато. Нет какого-то большого затягивающего приключения.
8.Холоденко И. В наши дни чудес не бывает.
Очень добрая сказка, которая, конечно же, опровергает своим содержанием собственное название. Чудеса еще как бывают, надо только в них верить. Прекрасное предновогоднее чтение, пользительное для взрослых и детских душ.
9.Рик Т. Звёздочка в кармане.
Прекрасные сказки. Наслаждалась книгами Татьяны в детстве и не перестаю наслаждаться, став взрослой. Прекрасный слог, интересные образы и ситуации. Из замечаний: пожалуй, в первой сказке, несмотря на всю ее фантазийность и юмор, мне не хватило какой-то морально-нравственной начинки, какого-то жизненного урока. А вот в сказках про Бурчиллу и Ботинок с этим полный порядок.
10.Полуницын И. Чемпион по слонянию.
Чудесный Слоня познает мир, при этом не только наблюдает, но и задается вопросами. Такие вопросы в малышовых сказках очень важны. Прекрасный юмор сказки доставит слоновое удовольствие всем прочитавшим. Отдельно хочется отметить то, как автор играет с языком: для создания комических ситуаций он вводит омонимы (гриф птицы - гриф гитары), сопоставляет разные слова с похожими корнями слон - слоняться. Такие лингвистические приемы любимы детьми, начиная с "Алисы в стране чудес".
11.Полуницын И. Хухры-Мухры
Cказочный ответ рекламным деревням Вилларибо и Виллабаджо) Не зря ведь эти деревни появлялись в рекламе средства Fairy (то есть сказка). Увлекательное повествование про деревенскую жизнь и ее главных героев с неизменным для автора юмором.
12.Гафарова Л.Е. Приключения кота Мухтара.
Веселая осовремененная вариация на тему известных сказок. Необычно само попадание кота в сказочную страну, которая по факту является компьютерной игрой.
13.Гафарова Л.Е. Как монстрик друга искал.
Согласна с теми, кто написал, что монстрика нужно заменить на Чудика и в названии в том числе. Зачем нам эти западные монструозные персонажи, когда у нас есть совершенно свои - родные и милые сердцу? Тем более, что герой по определению не монстр (в сказочном понимании этого слова ). Это все равно что в сказке про персонажа, например, из камня называть его троллем. Это другая культура, мифология и тд. То же самое с вашим монстриком. Сказка очень хорошая и милая. Очень понравился неожиданный финал. А вот серединка не могу сказать, что понравилась. Уж больно напоминает "Гадкого утенка", когда он тоже ходил по двору от одних домашних животных к другим и все его отвергали. Даже слово "уродец" было у Андерсена. У вас, конечно, не так все трагедийно, как у него: диалоги и ситуации смешные (особенно понравилось с козлятами), но все-таки выглядит данный сюжет достаточно вторично. Включила в топ за прекрасный финал и разрешение проблемы отсутствия друзей, а также за хороший юмор.
14.Рада Н. Давай писать сказки наяву.
Хорошая сказка. Мне понравилась. Конечно, говорящими котами никого в наши дни уже не удивишь, но вот нестандартными ситуациями, участником которых становится этот говорящий кот, очень даже. Понравились именно ситуации, очень оригинальные. Истоиия с митингом даже напомнила стилистику Ильфа и Петрова. Мне кажется, что подобная история вполне могла произойти в "Золотом теленке" или "12 стульях", очень злободневно. В каждой из историй - очень меткие замечания. Например, про то, как оратор должен сосредоточиться и накопить отрицательные эмоции, чтобы долго призывать к чему-то толпу. И про то, как насмеявшись, люди уходят, потому что смех лучше гнева. А в истории про забег понравилось описание типа личности - ребенка, который умеет работать только в команде, и нестандартное решение ситуации. А порция добра в этой сказке даже не двойная, а тройная. Просто весенняя витаминизация добром.
15.Нестеренко Е.Ю. Про зайцев и про уши.
Хорошая стилизация под народную сказку про животных. Она настолько добротная, что если не знаешь, трудно догадаться, что сказка авторская. Поучительная, будет полезно почитать и детям, и взрослым, которые тоже часто совершают ошибку, описанную автором.
16.Аюпова М. Пуговка.
Хорошие поучительные сказки. Легко читаются, интересные сюжеты. Понравились все, кроме сказки Семья, которая ну просто откровенно отсылает к голливудскому "Один дома".
17.Мазоха В.В. Мишка, я не хочу быть богатым.
Хорошая задумка и реализация. Тема богатства и адекватного отношения к деньгам не так уж часто поднимается в детской литературе. А в этом сезоне НиН - это, пожалуй, единственная сказка на эту тему. Не понравились аллюзии на современность, а именно на Прохорова. По-моему, такого рода вещи портят любую сказку, да и ни к чему они вовсе.
18.Кисиль О.В. Мы должны похитить принцессу.
Замечательное переложение известных сказочных сюжетов, в таком хорошем шварцевском стиле. Блестящий юмор, симпатичные персонажи и насыщенность текста событиями не заставят скучать ни взрослых, ни детей.
19.Клапчук Т.А. День солнечных зайчиков.
Восхитительная реализация темы поиска ребенком новых друзей. Автор умеет заинтриговать. Я, например, просто затаив дыхание читала эпизод с разбитым зеркалом и появлением зайчиков. Прекрасный слог и динамика повествования. Динамика изложения поспевает за динамикой самих событий, это важно.
20.Бухрякова М.А. Суп лесной красавицы.
Хорошая сказка, также из разряда стилизаций под народные. Мне кажется, что сама идея рассказывать детям сказку про какую-то полезную пищу очень плодотворна. Так что может родиться даже целый цикл про правильное детское питание)
21.Тихонова Е.О.Чашка.
Чудесная и поучительная сказка. Присоединяюсь к мнению предыдущего комментатора - сказка действительно написана в андерсеновской стилистике.
Прекрасный легкий слог, который нигде не сбивается ни на мораль в лоб, ни на менторские наставления. Это сказка от начала и до конца, при этом философский смысл в ней можно черпать не только чашками, но целыми ведрами.
22.Вьюга В. Ой-сказки.
Очень забавные и смешные сказки про приключения кота и деда. Позабавила аллюзия на кошку из Владивостока, которая полакомилась на 60 тысяч. Ойев слишком много, они тормозят и мешают чтению. Я бы их количество подсократила.
23.Васильева О.В. Сказки и истории с маминых дред.
Подборка немного странная, так как, видимо, автор просто соединил все из когда-либо написанного. В качестве сборника, конечно, не смотрится, потому что уж слишком разноформатные истории. Но по отдельности сказки и истории замечательные. В сказке про Пароходик поднята очень важная проблема загрязнения окружающей среды. За это - респект автору. К сожалению, она не так часто освещается в детской литературе, а зря. Бережное отношение к природе - одна из характеристик высоконравственного человека. А ведь все хотят, чтобы их дети выросли именно такими. Очень понравились философские крохотки, замыкающие цикл.
А вот название сборника решительно не нравится. Странное оно. Если здесь под дредами имеются в виду спутанные в колтун волосы (может быть, есть еще какое-то значение, мне неведомое), то это, на мой взгляд, недопустимо. Каждый волен носить, что хочет, но вот рисовать в литературе образ мамы с дредами, а не с вьющимися аккуратными локонами, считаю плохой затеей.
24.Семенова Т.А. Каменное сердце.
Очень напомнило сказки Бажова, которые я в детстве обожала. А потому не взять это произведение в свой ТОП было просто невозможно. Добротно написано. А главное, герою действительно сопереживаешь. Значит, всё удалось.
25.Репенинг Л. Ухтик великий.
Сказка милая, но ошибок, конечно, автор навалял вагон и маленькую тележку. Тем не менее, взяла в топ за атмосферность и колоритных персонажей. Очень понравилось имя главного героя и этимология имени. Очень подходит совёнку и к тому же оно звукоподражательно, так как сова, действительно, ухает.
Об ошибках - логических и фактических.
Маленький кабан и поросенок все-таки разные животные, и использовать их как синонимы не стоит.
Также мне было непонятно, почему Ужик решил вырасти именно в Удава, а не в большого Ужа.
Ухтик, который, как мы знаем по его первому наказанию, не умеет читать, вдруг рассказывает друзьям об энциклопедии и пересказывает содержание некоторых статей. Нелогично. То есть как-то надо обозначить тот момент, когда Ухтик научился читать. То ли от того, что произведение было сокращено под конкурс, то ли ещё от чего, но этот эпизод просто отсутствует, хотя, судя по началу сказки, эпизод обучения Ухтика чтению должен был бы быть одним из важнейших.
26.Сон С.Л. Сборник сказок "Длинные ушки, Шустрые лапки".
Написано легким слогом, который воспринимается как при чтении про себя, так и при чтении вслух. Так как сказки малышовые, этот критерий очень важен. Повествование сдобрено прекрасными детскими стихами. Есть погрешности в плане соблюдения всех элементов сюжета, а именно: иногда отсутствует кульминация и собственно развитие действия (как в сказке про мышонка и про кораблик). Сказка про китёнка, на мой взгляд, самая удачная. В ней соблюдены все сюжетные элементы, и идея показать, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, несмотря на критику остальных, мне тоже очень нравится. Эта сказка очень полезна для прочтения.
27.Демидова В.В. Песня дождя и ещё о ком-то.
Чудесные малышовые сказки. Особенно понравилось Медленное путешествие и Про лошадку Пятнышко. Эти сказки учат наблюдательности. Они не просто развлекательные, а помогают ребенку познавать мир и извлекать уроки из разных ситуаций (сказка про Обезьянку Янку, например). Но с пунктуацией в тексте просто беда: либо запятые стоят там, где они не нужны, либо их нет там, где они нужны. Ну и тся/ться в глаголах тоже часто перепутаны. Так что автору есть что подкорректировать.
И еще местами встречается нагнетание слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Это очень распространенная ошибка. Подобное сюсюканье ребенку не требуется и только портит текст.
28.Шигарова Ю.В. В городе М.
Прекрасная сказка про мышку и кота. Прекрасна она тем, что образы главных героев в ней не избитые, не привычные и скучные, а такие, которые рисуют нам мышку и кота с совершенно неизвестной для нас, так сказать, творческой стороны их личности. Талантливая швея Мышка и известный театральный режиссер Кот. Вот такие вот необычные социальные роли примерил автор на героев сказки. Из замечаний: в сказке "Мерзкий Боб" слово мерзкий лучше бы заменить. Оно вообще какое-то, мягко говоря, не сказочное и неприемлемое для детской сказки, а для такой красивой и поэтичной оно вдвойне не приемлемо. Ну и гнездо ворон на сосне мне показалось достаточно странным явлением.
29.Алексеев Д.Ю., Нефёдов Г.М. Операция Игольс.
Замечательно. Ярко, образно, прекрасные персонажи - каждый со своим характером. Интересная ситуация в основе сюжета. И весь этот фейерверк литературного праздника еще и выстреливает прекрасными стихами. Очень понравилось.
30. Петрушов В.Ю. Маленькие московские сказки.
Сказки хорошие. Название не соответствует данной конкретной выборке. Очень симпатичные образы зверей, описывая которые автор ломает стереотипы. Так, например, волк у него пьет молоко и из жалости спасает насекомое. Мне напомнило любимый мультик из детства про то, как волк воспитывал бычка, которого изначально украл, чтобы съесть.
Иногда возникало ощущение, что не такие уж эти сказки и детские (пожалуй, под определение "детские" подпадают только первая и последняя). А остальные примерно как "Вино из одуванчиков" - вроде бы и герои дети, и про детство, вот только философия там очень взрослая.