Благодарный Зритель: другие произведения.

"Наследники Фауста" Елены Клещенко

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa


Мефистофель:
- Пора, Фауст, расплачиваться
по договору, подписанному
твоей кровью!
Фауст:
- По какому такому договору?
Лично я подписывал договор,
потому ничего не знаю!
И, кстати, бес, группу крови
в каракулях на твоей бумажке
тоже не мешало бы проверить!
  
  
Елена Клещенко
  
"Наследники Фауста"
  
   Вот книга, заставившая меня немало попереживать за героев и "за идею".
   Своего рода продолжение знаменитого сюжета о судьбе связавшегося с Мефистофелем доктора Фауста. Правда, в романе знаменитому ересиарху отводится роль относительно небольшая (но важная!).
   Обычно автор фанфиков или произведений, где действующие лица - известные всему миру персонажи (сие отличается от фанфика тем, что герои уже вовсе не принадлежат какому-то одному автору) или, того пуще - полумифические и скрытые флером таинственности реальные люди, подобные Джузеппе Калиостро или Иоганну Фаусту, рискует натолкнуться на постоянные сравнения с книгой-оригиналом или наиболее известным произведением на эту же тему (в данном случае - с трагедией Гёте). Но "Наследники Фауста", по крайней мере в моем восприятии, этого счастливо избежали. Для меня это совершенно самостоятельное и сильное произведение.  []
   Да, это стилизация под Средневековье. Да, здесь много примет того времени, нет "крутых чуваков с мечами" и умопомрачительных боев (автор об этом предупреждает сразу - видимо, чтобы не забредали лишние - и правильно делает, потому что либроманам в этом произведении делать будет абсолютно нечего, разве что уточнить: "А кто такой Фауст Гёте?"). И при этом роман настолько психологичен, что постоянно приходится ловить себя на мысли: да, и я об этом думал! да, и это было! да, и я бы поступил так же (или, наоборот, не так, но применительно к тому персонажу такой поступок весьма органичен). Не впадая "во грех мерисьюшности", но при этом и не соскальзывая в свойственную иным авторам-мужчинам сухость передачи женского характера - характера, кстати, цельного и до удивления правдивого, вплоть до мелочей - Елена Клещенко проводит читателя такими тропами сюжета, что воистину периодически кружилась голова: что там еще за испытание уготовила автор своей бедной героине (а во второй половине книги - еще и своему бедному герою)?
   Самое главное: в этом романе если говорится "а", то обязательно будет сказано и "б", если ружье - то выстрелит. Это те самые первоосновы, на которых обычно срезаются начинающие. То есть, читая "Наследников...", понимаешь, что пишет отнюдь не новичок, но при этом и не ремесленник, ибо написано, право слово, от души и для души. Единственное, что осталось немного недопонятым (мной) - что за тварь приходила в Вагнеру в последнюю ночь в доме у друга-итальянца? Это был Мефистофель или просто мираж, морок, им напущенный?
   Упомяну к слову еще одно. Все-таки одно сравнение сделать придется (чтобы отрицать какие-либо подозрения в попытке автора сравниваться). Когда читаешь "Фауста" Гёте, то постигаешь немыслимую философскую глубину произведения, но сопереживать столь глубоко, сколь хотелось бы, его героям... не получается. Не на то упирал великий философ - а, быть может, виной тому каноны тогдашнего сочинительства. Бытописание "Наследников Фауста", несмотря на мастерскую стилизацию, остается близким по духу сегодняшним читателям. Разумеется, во времена оны некоторые подробности были бы не только пропущены - пропущен был бы и сам намек на них. И тем самым "страшно далеки они от народа"... Времена меняются, и это надо признать и принять.
   Да, роман Елены Клещенко - развлекательный по своей сути и нисколько не тягается с "бездной смысла" произведения мэтра, хотя и в нем найдется множество мест, где нужно крепко подумать. В нем много приключений, довольно описаний и крутых поворотов. Он достаточно "крамолен", по крайней мере в глазах многих поднявших ныне голову религиозных фанатиков (для людей нормальных преступления на почве веры, так искусно преподнесенные в романе, были преступлениями всегда, независимо от конъюнктуры).
   Итак, сюжет.
   Безродная девушка Мария, которую приютила благочестивая купеческая вдова, живет в маленьком германском городишке уже 23 года и даже не догадывается о том, кто ее настоящие родители. Такое вот классическое начало, которое, по канонам, подсказывает нам: нет-нет, все не так просто, и на нашей штрассе появится стая белых сов! Так оно и есть, да только "избавление" сложно назвать таковым, а "избавителя" - добрым дядюшкой. Мефистофель (имя которого, кстати, в романе не упоминается ни разу) теперь выступает отнюдь не как всемогущий дух зла и "часть силы той", а как мелкий бес, некое персонифицированное порождение людских страхов и необразованности. Впрочем, все здесь упирает именно на иллюзорность и надуманность запретов и суеверий - кульминацией этого становится путешествие Кристофа Вагнера в Новый Свет, где он сталкивается с языческими верованиями индейцев и видит, что одно и то же становится разным лишь в зависимости от точки зрения смотрящего: те же самые духи, которых как огня чураются простецы и с которыми якобы борется инквизиция (сама уличенная в сговоре с чертями), призванные полукровкой госпожой Исабелью, помогают бывшему ученику Фауста без малейшего посягательства на его душу или благополучие. Очень интересный момент, достойный обсуждения: "Все как вы захотите!" - словно бы говорят создания тонкого мира человеку. Выдумал, будто надо расплачиваться душой - да пожалуйста, плати. Придумал преисподнюю с зубовным скрежетом и жаровнями - так жарься в удовольствие! А хочешь общаться на равных - это тоже пожалуйста, всегда рады. Впрочем, это немного уход от основного сюжета.
   Поморочив Марию, бес заставляет ее покинуть город, слегка приоткрыв завесу тайны над ее происхождением. И девушка идет на поиски каких-либо сведений о своем беспутном папаше, что приводит ее в "город Лютера" - Виттенберг. Там она и знакомится с прежним учеником Фауста - Кристофом Вагнером, и попутно они спасают от костра двух польских женщин, обвиненных в ведовстве шизоидным проповедником. В конце концов Мария и Кристоф, полюбив друг друга, венчаются. Тут бы, как говорится, и сказке конец - а на самом деле начинается самое интересное. Кристоф едет на встречу с Мефистофелем, чтобы освободить жену от условий коварного договора с бесом, а Мария остается отбиваться от нападок инквизиторов. Соответственно, здесь и начинается финальная битва интеллектов, захватывающая настолько, насколько не сможет захватить ни один боевик.
   А теперь о главных героях.
   Мария - душа, по ошибке родившаяся в женском теле, не в то время и не в том месте, где можно было бы удовлетворить ее чаяния. Если кто-то считает, что это пережиток прошлого и что сейчас с женщинами не обращаются так же или еще хуже, пусть попутешествует по миру и убедится, что все не так радужно, как ему представлялось. Тяга к знаниям толкает ее на рискованные поступки, но в то же время натура ее крепка и основательна. Она не делает ничего, что идет вразрез с ее нравственными убеждениями и совестью. Она готова жертвовать собой, полагаться на везение, но только не стать рабой существа, взращенного темностью и глупостью тысяч соотечественников. По сути, она бежит от косности. И не ошибается. Правда, иногда она казалась мне много старше своих лет, причем с самого начала. Что до личных симпатий - очень понравилось ее размышление о том, какой предстает усталая мать в идеале и в реальности. Это так точно описано!
   Кристоф - ученик Фауста, своеобразный везунчик-гаррипоттер (только куда более вдумчивый и образованный), столь уверенный в том, будто кому-то там, наверху, есть до него дело, что это и правда делает его счастливым и проводит с завязанными глазами по нитке над пропастью. Образ чрезвычайно интересный, мужественный и неидеальный. Берусь утверждать, что таким же описал бы героя-мужчину и автор-мужчина.
   Тетушка Лизбет - пожилая купеческая вдова, якобы взявшая на воспитание подброшенную обесчещенной Маргаритой Марию. Тетушка Лизбет (ах, так и тянет назвать ее Петунией!) хранит в своем вдовьем шкафу не только много гульденов, но и немало скелетов, о которых мы не станем распространяться, потому как автор разрешит узнать о них только в конце книги. В целом - ханжа и личность неприятная, тем более будет разочарование многих романтиков, когда они узнают ее истинную роль в этом деле.
   Фауст - он тоже удивит читателя своим неожиданным появлением в жизни дочери и своим грандиозным уходом. Вот что значит - уйти, громко хлопнув дверью! В духе истинного Волдеморта, заключенного в крестраж! Но далее - молчу-молчу, не желая портить удовольствием истинному ценителю закрученных сюжетов, буде таковой внезапно забредет в этот "обзор". Скажу только, что и этот персонаж весьма своеобразен и не похож ни на одного другого - с его манерой совмещать площадную брань и высокий штиль, притворяться презирающим, а в глубине души все-таки любить. Такой вот неоднозначный и тем более интересный герой.
   Доктор Майер. Хоть и не совсем он главный герой, однако роль ему отведена немалая и, пожалуй, даже ключевая. Как-никак он Учитель Марии, ее добрый гений и ангел-хранитель. Недаром он в первую же встречу испытал дружеское расположение Кристофа Вагнера и сам признал себя другом мужа своей ученицы, а потому, не боясь "общественного порицания" городских сплетников, способного, несмотря на всю его досужесть, повлечь серьезные последствия, помогал Марии и после ее возвращения из Виттенберга.
   О Мефистофеле же было сказано выше. Он не кажется самостоятельным и тем более всемогущим. Он напоминает ярмарочного фокусника "с большими связями в правящих кругах". Но оттого он не менее страшен, ибо кто в нашем государстве не знает, что будет, если это государство повернет против тебя в лице хотя бы одного сановника.
   Второстепенные персонажи, между тем, прописаны не менее филигранно, в чем читатель удостоверится, начав читать произведение.
   В разборах принято придираться и искать осечки автора. Ну и пусть принято! Пусть таким же нестандартным, как сам роман, будет и его разбор! Не только не хочется "выискивать блох", но и, на неизощренный вкус среднего читателя, их там нет. Разве что пара-тройка незначительных опечаток (в согласовании и в роде). Не спорю, историк может нарыть кучу неточностей где угодно, псевдоисторик - тем более. Ну и пусть их... ищут! И пусть жадные до злата издатели штампуют одну за другой фэнтези и иронические детективы. А я тем временем посоветую всем тем, кто устал от литжвачки и способен переварить куда более интеллектуальное чтиво, познакомиться с "Наследниками Фауста".


Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"