Ormona: другие произведения.

Рецензия на роман М.Казанцевой "Император Мертвых. Стамуэн"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
  • Аннотация:


Марина Казанцева
  
"Император Мертвых. Часть первая "Стамуэн"
  
http://zhurnal.lib.ru/k/kazancewa_m_n/1stamuen.shtml
  
   Вот роман, в который я погрузилась, словно в параллельный мир с его удивительными мистическими законами и событиями, кажущимися фрагментарными лишь на первый взгляд и ближе к финалу первой части непостижимым образом сливающимися в общую симфонию. И тогда наконец становится понятна разгадка этого гигантского, уходящего корнями в невообразимо далекое прошлое, ребуса.
  
   И снова мне придется быть необъективной: я обожаю такие сюжеты. Вот ничего не могу с собой поделать. Тема настолько близка мне, что я могла бы простить и серьезные огрехи, присутствуй они в романе. Однако этот текст настолько тщательно и с душою обработан автором, что огрехов как таковых я не нашла, даже приглядываясь. Пара-тройка опечаток или какие-то пунктуационные привычки (как, например, запятая после "но") - не в счет.
  
   Были моменты, когда начинало казаться: что-то автора заносит. Это в сюжете с Али-Бабой и его осликом: уж очень сленг ослика напоминал о "Шреке". Или в эпизоде, где героев едва не умерщвляет людоед Прокруст, живущий в юрском периоде и невесть откуда знающий такие слова, как "джентльмены" или "генацвале". И всего несколькими фразами автор все расставила по местам, и стало понятно, для чего ей понадобилось это утрирование. Таких эпизодов в "Стамуэне" немало, и всюду заметен незаурядный ум и фантазия сочинителя, умеющего так ловко преподнести идею, что вдумчивый читатель и не заметит, как это происходило - поймет, лишь оглянувшись назад.
  
   Да "вдумчивый читатель" - это, пожалуй, основное требование для определения целевой аудитории этой книги. Поскольку мне попадались высказывания от "не очень вдумчивых читателей", привыкших глотать легкоусвояемые тексты по диагонали и выносить суждения о них сообразно своей эрудиции и способности оперировать знаниями. Так, например, мне было очень весело читать в комментариях придирки по поводу линии "Соломон - царица Савская", когда люди упорно размахивали Библией и кричали, что все было совсем не так (и, честно говоря, немного радовало, что сейчас не средневековье, а то гореть бы бедному автору на инквизиторском костре, как закостенелой еретичке). А то, что эти два ветхозаветных персонажа действуют в условиях волшебного сна героев - понять тем возмущенным, вероятно, не судьба. Это лишь единичный пример таких нападок. Но не стоит, как говорится, о грустном. Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево.
  
   Что еще очень порадовало в романе - очень легкий и грамотный язык. Даже когда идет игра со стилями, автор не перебарщивает. И еще у нее есть собственный, уже выработавшийся, ни на кого не похожий стиль: он не сух и не излишне цветист, в нем нет набившей многим оскомину слезливости и излишних нагромождений - только по делу, только самое необходимое. Но как красиво и с каким ненавязчивым юмором это сделано! Скажу по секрету: будучи пишущим прозу автором, я сама при чтении немного завидовала Марине Казанцевой, наталкиваясь на особенно удачные пассажи. И, конечно же, много взяла себе на заметку - например, ее способность создать настроение мистического трепета перед необъяснимым. Это ведь тоже нужно уметь сделать, мистика дается далеко не всем, вопреки расхожему мнению, будто только те, кто не умеет писать в жанре реализма, находит убежище в рамках мистики и фантастики. Тут уж, как говорится, "а вы сами попробуйте!"
  
   А теперь - "за мной, мой читатель"!
  
   Где-то в суровой африканской пустыне стоит древний город Стамуэн, населенный странным народом - додонами (догоны?). В отличие от догонов, додоны полностью отрешились от окружающего мира и не принимают извне никаких веяний. Современные же догоны, насколько я знаю, мусульмане по вероисповеданию, хотя и сохранили старинные легенды о предках, явившихся со звезд. Но это неважно, это лишь отправная точка, дальше все будет развиваться по совершенно непредсказуемому плану.
  
   Близ Стамуэна работает группа студентов-археологов, возглавляемая профессором Кондором и проводником-переводчиком, полукровкой Маркусом (Сади). Все неприятности начинаются с того, что при обвале на раскопках пострадало несколько местных - додонов. Этим предлогом не прочь воспользоваться старая шаманка - шаария, как называют здесь женщин, которые с одной стороны изгои, а с другой - духовные наставники вырождающегося племени. Кто-то портит оборудование экспедиции, пробивает бензобаки автомобилей, проливает воду, которая в пустыне на вес золота, а самое главное - бесследно пропал экспедитор группы. Проводник-переводчик предполагает самое страшное: из экспедитора сделали "зомби" (там есть пояснение, что это все же не зомби, но для простоты обозначения я все же остановлюсь на нем).
  
   А затем начинается большая игра - ритуал, исполняемый додонами уже не в первый раз с целью вызволить застрявшего в Изнанке Мира Пространственника, который теперь стал Императором Мертвых. Правда, ритуал этот исполняется уже без знания дела: его сущность почти растворилась в веках, тысячелетиях и даже миллионолетиях. Чем-то подобным представляется мумифицирование тел древними жрецами известных цивилизаций: они будто повторяли подсмотренные действия, которые и в самом деле тогда приводили к "оживлению умершего" (который, быть может, и не умирал, а просто засыпал, чтобы продлить жизнь). Во всяком случае, существует и такая версия: мумия - это неудачная попытка изобразить анабиоз, который сохранял тело, в течение долгого времени лишенного сознания. И мне эта версия по душе. Во всяком случае, лучшего объяснения, зачем было столько трудностей в похоронном деле у тех же древних египтян, на сегодняшний день еще не придумано, а ортодоксальные - неубедительны (уж простите, господа историки!). Впрочем, мы отвлеклись.
  
   Самое интригующее начинается, когда из лагеря начинают исчезать студенты. Один за другим они попадают в ловушку - одну из странных пещер в горах, где додоны собирают драгоценную воду. Измученные жаждой, они пьют из каменной чаши и попадают в мир развоплощенных, где их проводниками становятся души и предлагают им стать участниками собственной мечты. При этом некоторые студенты оказываются вдвоем в одном и том же сне - так, например, в уже упомянутой истории Соломона и царицы Савской это произошло со студентами Аароном Коэном и Маргарет Мэллори, которые увидели себя именно этими полумифическими персонажами.
  
   И тут, именно во время этой игры, раскрывается истинная сущность каждого из ее участников. Один становится рыцарем-героем, хотя реальность не позволяла ему реализоваться, и он прикрывался маской недалекого качка-забияки. Другой, ненавидящий всех, исполняет свою мечту и становится богом в созданном им же мире - богом жестоким и мелочным, настолько злым, что весь этот мир ополчается против него. Третий обделен фантазией и навскидку выбирает комиксного персонажа из "Тысячи и одной ночи". И каждый, каждый по-своему интересен. Мне не удалось угадать, кто кем захочет стать, ни разу - настолько неожиданной оказывалась истинная сущность людей. Настоящая ломка стереотипов!
  
   Несмотря на то, что каждый персонаж прописан безупречно, больше всех мне понравился Аарон. Кроме достоверности образа, это еще и поистине благородный человек, но благороден он не по-книжному, а по-бытовому, по-настоящему. Иногда мы этого благородства и не замечаем в повседневной жизни, ведь, еще раз напомню, многим приходится надевать маску, чтобы выжить. И меня порадовало (я уже начала вторую часть дилогии), что он будет основным действующим лицом в продолжении. Бывает так в хороших книгах, когда ждешь появления кого-то из персонажей. Для меня таким стал Аарон.
  
   Яркая, яростная, несомненно харизматичная амазонка Фанта также оставила свой заметный след в моем читательском сердце. Замечательный персонаж! Она - как противовес властной и лицемерной, но ради достижения своей цели готовой унизиться и терпеть лишения Алисии, Железной Королеве, некогда мечтавшей о принце на белом коне, рюшечках и пампушечках. К слову, это также было для меня неожиданным поворотом событий: ну кто мог предугадать такое развитие событий с участием гламурной мисс?
  
   В общем, я очень рада, что у сюжета есть продолжение. Что же ждет миллионолетний Стамуэн и его обветшавших жителей? Избавится ли Пространственник от своего проклятия? Смогут ли герои спасти мир деспота-Рушера и его обитателей? Будут ли возвращены к жизни проводник и экспедитор, ставшие мертвыми спутниками Мариуша Кондора? Много вопросов оставил автор для реализации сюжета во второй части, и я уже предвкушаю увлекательное чтение. А также приглашаю с собой всех, кто подобно мне проникнется этим миром.
  
   Так что ж, за мной, читатель, - в загадочные и неповторимые вселенные, созданные автором Мариной Казанцевой!
  ________________________________
  
   Думаю, дальше в этом файле будет рецензия на цикл о Селембрис. А пока смотрим иллюстрации - подборка на тему приключений земного школьника-подростка Лёни Косицына в загадочной волшебной стране под названием Селембрис.
  
   Иллюстрации


Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"