Аннотация: Мой первый опыт в написании длинных отзывов к литературным произведениям. Осторожно - СПОЙЛЕРЫ! Саму книгу можно прочитать здесь.
Здравствуйте, Варвара!
Я тоже попыталась написать свой отзыв, говоря о Вас в третьем лице, но почувствовала, что обращаться к Вам напрямую будет более уместно. :) Что же до объективности и беспристрастности, то с первой, конечно, вряд ли что-то получится - на роль литературного эксперта я не претендую ни в малейшей степени! - но со вторым, полагаю, всё будет в порядке: мы с Вами друг друга не знаем, а потому не рискуем перемешать личное отношение с отношением к книге. Как и Вы, я просто попробую сформулировать свои читательские впечатления: что мне понравилось, что - нет, что показалось убедительным, что - спорным, какие мои ожидания подтвердились, какие - были обмануты.
Восемь человек на ограниченной территории, убийства, следующие одно за другим, необходимость вычислить убийцу, чтобы выжить... Сюжет сразу же показался мне знакомым, но, к стыду своему, я не сразу поняла, что именно он мне напоминает. "Десять негритят" - само собой; впрочем, о том, что эта книга послужила источником вдохновения, Вы предупредили заранее. Но было что-то ещё, причём известное мне не из литературы или, допустим, кино, а из какой-то другой области... и, наконец, я сообразила: "мафия"! Разумеется, "мафия"! Похоже, Вы решили провести мысленный эксперимент: что было бы, если бы кто-то попытался сыграть в "мафию", поставив на кон реальные человеческие жизни. Пожалуй, единственное существенное отличие в правилах жестокой игры, в которую приходится играть героям, от канонических правил "мафии" заключается в том, что два человека, вытянувших жребий стать убийцами, не имеют права открыться друг другу и потому лишены возможности сходу объединиться в тандем. В остальном, всё как положено: участники тянут жребий, город (то есть остров) засыпает, одного из жителей убивают, город (то есть остров) просыпается, оставшиеся в живых голосованием решают, кто их них убийца, и удаляют его из игры (то есть убивают); побеждают уцелевшие - "мафия" ("киллеры") или "мирные жители".
Ну что же - эксперимент удался! :)
Итак, на уединённом острове собираются вместе восемь человек (мужчин и женщин поровну), до того момента никогда друг о друге не слышавших. Это не случайная встреча и не результат обмана - все они добровольно согласились участвовать в игре, исходом которой станет либо их гибель, либо получение ими солидного денежного вознаграждения. Восемь "гладиаторов" - потенциальных убийц или самоубийц, крепко нуждающихся в деньгах. Пятеро гибнут от рук других игроков; один кончает с собой, поняв, что проиграл; двое оставшихся получают шанс спастись вместе, хотя, по правилам, остаться в живых из этой пары должен только один. Устроители игры, наблюдавшие за трансляцией, получают удовольствие от зрелища и сопутствующего ему тотализатора - и собираются поставить развлечение на поток.
Вот, собственно, и вся история. А теперь - мои впечатления от неё.
Прежде всего: прочиталась книга влёт, за пару дней, скучать не пришлось ни на одной странице!
Язык - правильный, чистый и внятный (будь иначе, я просто не взялась бы читать); в первых главах текст показался мне несколько более многословным, чем в последних - возможно, поначалу Вы стремились украсить его метафорами и отступлениями, но позже на это дело "забили", отчего, на мой взгляд, книга только выиграла в динамике и лёгкости восприятия.
Герои совершенно не похожи друг на друга ни по описанию, ни по поведению, некоторые даже имеют запоминающуюся манеру речи; путаницы между ними не возникает в принципе, и это большой плюс, для детектива - особенно. Правда, пару раз я поймала себя на том, что читаю "Марго", думаю "Мадонна", либо читаю "Виктор Степанович", думаю "Василий"; но это моя личная заморочка - смешивать имена, начинающиеся с одинаковой буквы. С тем, кто есть кто и кто откуда взялся, никаких проблем не было, желание вернуться и перечитать "вводные" меня не посещало.
Атмосфера - напряжённая, но не жуткая (в "Десяти негритятах" была пожутче!); лично для меня это тоже плюс - не люблю триллеры - но есть подозрение, что Вы задумывали более жуткую книгу, чем, в итоге, написали. К этому я ещё вернусь.
Сюжет... сюжет, увы, для меня оказался довольно предсказуемым. Сходу стало понятно, что, во-первых, двум потенциальным самоубийцам - Василию и Соне - предстоит влюбиться друг в друга, обрести потерянный вкус к жизни и никого намеренно не убить, несмотря на вытащенный одним из них жребий "киллера", а во-вторых, что Жанна (и только она!) - "тёмная лошадка". Правда, сначала я подозревала Жанну в связи с правоохранительными органами, но потом, когда раскрылись детали её биографии, от этой мысли отказалась. И если первый пункт ("встретились два одиночества") по-женски меня порадовал, то второй, скорее, огорчил - лишив удовольствия удивиться. Сходное впечатление произвёл финал: мне думалось, там будет выверт, благодаря которому мы узнаем нечто совершенно неожиданное о самой игре; но сюрпризов не было, игра оказалась именно тем, чем и выглядела изначально - развлечением для состоятельных циников. Остался открытым вопрос, следует ли считать ли сюрпризом отсутствие сюрпризов. :)
Детективная интрига добротная, никаких оборванных нитей, никаких вопросов без ответов - всё как положено. Единственное, чего я так и не поняла: что за мишек имел в виду Джокер, упомянув их после выстрела в Иеремию? И ещё: исчезновение диктофона было уликой, причём одной из ключевых, но должного акцента на ней сделано не было (или я не заметила?) - кто-то из героев вскользь упоминает, что устройство пропало, но никого это не озадачивает и на размышления не наводит. При том, что, по крайней мере, Мадонне отлично известно, что диктофон был в руках у Марго, когда та сидела у костра. И чтобы не возвращаться к теме диктофона: ужасно жалко, что песни, по-видимому, оказались утрачены. Было бы справедливо, если бы они остались после смерти Марго - пусть даже не "пошли в народ", но хотя бы отыскали себе десяток-другой слушателей.
С мотивацией героев тоже, в целом, всё в порядке. Правда, у меня, так же, как у участников игры, вызывает недоумение присутствие на острове Сони. С какой стороны ни посмотри, типаж у неё радикально неподходящий для развлечений такого рода - и те, кто занимались отбором, вряд ли могли этого не заметить, пусть даже "книжная" девочка знала, как следует отвечать на вопросы теста, чтобы произвести впечатление авантюристки. Психическая неустойчивость обычно видна безо всяких тестов - так почему же тогда в игру взяли человека, который едва не тронулся умом в первые сутки? Изобразить силу характера, на самом деле, отсутствующую -не то же самое, что занизить себе IQ (как сделала Жанна) или скрыть детдомовское прошлое (как сделала Мадонна); это требует недюжинных актёрских способностей, которых у Сони тоже нет. Если бы в финале промелькнул хотя бы намёк, что её участие было подстроено одним из организаторов (желающим выиграть побольше денег или просто добавить эмоционального накала происходящему), он бы всё объяснил - но такого намёка я не увидела. Да, кое-кто остался очень доволен результатом игры - но он ли приложил руку к тому, чтобы финал получился именно таким, или всё складывалось само собой?
Образы персонажей - целостные и понятные, за единственным исключением. Возможно, даже чересчур понятные - в том смысле, что "главный злодей" (то есть "злодейка") моментально попадает под подозрение именно потому, что есть лакуны в описании тех обстоятельств прошлого и настоящего, которые привели его на остров, а у других подобных лакун практически нет (не считая разве что тяжёлого детства Мадонны и семейных проблем Сони - но эти две девушки показаны достаточно выпукло, чтобы сразу понять, что первая - волчонок, ни в грош не ставящая чужую жизнь, а вторая - затюканный родственниками домашний ребёнок). Сдаётся мне, если бы часть информации о персонажах, возможно даже, бóльшую часть, мы получали бы не из их мыслей, а с их слов, это бы усложнило и углубило интригу.
Что касается "исключения", то есть образа, показавшегося мне не вполне достоверным: это Иеремия. По Вашему замыслу, он - фанатик, одержимый евгенической идеей. Но фанатизм - любой фанатизм! - немыслим без страсти. Я всё пыталась уловить: к чему же (или к кому же) Иеремия испытывает такую страсть, что готов положить на её алтарь всю свою жизнь? И не уловила. Нет в нём горячего чувства ни к человеческому роду как таковому, ни к человеческому совершенству, ни к природе, это совершенство породившей, ни к России и русским, о которых он, якобы, печётся, ни даже к самому себе, с желанием прославиться и обессмертить своё имя; нет даже полнокровной ненависти к уродству и несовершенству. Его Идея словно висит в воздухе, ни к чему не привязанная - такое, наверное, тоже случается, но вряд ли может подталкивать человека к активным действиям. Холодным получился Иеремия - тотально, всеобъемлюще холодным. А фанатизма без огня не бывает.
И напоследок - то, к чему я собиралась вернуться: атмосфера книги. При всех напряжённости и динамичности сюжета, заставляющих читать и читать, пока не дойдёшь до финала, настоящего саспенса я не испытала. По настроению "Аве, цезарь!" - спокойный классический детектив, о котором заранее знаешь, что в нём не будет ничего такого, чем современные читатели и зрители привыкли щекотать себе нервы. Отсутствие жестокости (сверх той, что неизбежна по сюжету), крови, грязи, насилия лично я могу только приветствовать. :) Но кое-чего всё-таки недоставало даже мне: а именно, внутренней трансформации героев, оказавшихся на границе жизни и смерти. Быть может, тут сказывается своего рода штамп восприятия, но от истории выживания в экстремальных условиях невольно ждёшь, что одни из её участников, несмотря ни на что, останутся порядочными людьми, другие - пустятся во все тяжкие, лишь бы уцелеть и сорвать куш. Здесь ничего подобного не произошло. Действующим "киллером" в игре стала уже состоявшаяся убийца; тем же героям, которые убивать не собирались изначально, достались роли защитников и жертв. Единственной, кто претерпел трансформацию, стала Соня, но и в Сонином случае причиной стала не близость смерти, а взаимная любовь.
Эпилог своей атмосферой разительно отличается от остального текста - и отличается странно. Я уже упоминала, что ожидала чего-то особенного от встречи с организаторами игры. Учитывая характер игры - чего-то особенно мрачного. Но вместо того чтобы ужаснуться, я смеялась, иногда в голос. А что ещё оставалось делать, если эти самые организаторы оказались вполне симпатичными людьми, нормально взаимодействующими друг с другом? :) Не исключено, что в реальной жизни дела ровно так и обстоят: устроители и потребители подпольных реалити-шоу - не монстры, с клыков которых капает кровь, а обычные люди, разве что несколько одуревшие от безнаказанности и пресыщенности. И всё же, всё же... хотя бы лёгкого оттенка инфернальности в последней сцене мне не хватило.
Но зато не составило проблемы в своём воображении достроить до хэппи-энда последний абзац - для меня лично это безусловный плюс! :)
Я не читала пока других Ваших книг, Варвара, но рискну предположить, что светлая, слегка юмористическая проза ближе Вам по духу, чем триллеры - и в данном случае настоящего триллера (все предпосылки к которому, в общем-то, были заложены) не получилось именно потому, что авторский Ваш характер взял своё. Хорошо это или плохо, я не знаю. Но непременно бы прочитала у Вас что-нибудь ещё - проверить догадку и просто получить удовольствие. :)
P. S. С другой стороны, - подумала я задним числом - Мадонна, скрывавшая своё реальное прошлое, в общем-то, тоже не могла пройти отбор, если допустить, что участники, на самом деле, должны были оказаться близки по уровню психологической подготовки. Потому что сведения, которые организаторы игры получали непосредственно от кандидатов, нуждались в обязательной проверке. Детдом "в анамнезе" - ещё полбеды; а окажись один из потенциальных "гладиаторов" агентом полиции или спецслужб? Или, хуже того, бунтующим отпрыском богатых и влиятельных родителей? Иными словами, обман Мадонны мог состояться разве что в том случае, если сама она была агентом спецслужб с вымышленной биографией - но в книге ничего такого не говорится. :) Остаётся допустить, что задачи уравнять возможности игроков организаторы не имели вовсе - наоборот, людей подбирали самых разных, чтобы посмотреть, не проявится ли кто-нибудь с неожиданной стороны.