Никогда в жизни не думала, что когда-нибудь придется писать о такой скользкой теме, как еврейская. Но...
Я попробую здесь ответить на те вопросы, которые были заданы на страничке С.Варсонофьева Именем "патриотизма", или Философия быдла
Да, Зор, Вы правы. Среди моих ДРУЗЕЙ есть евреи. Правда, Вам бы они не понравились. Они позиционируют себя как марксисты. И есть даже троцкисты. Поэтому, предполагаю, мы с ними были бы по одну сторону "баррикад" в идеологических дискуссиях на СИ. Хотя и спорим с ними до хрипоты, когда удается встретиться.
И не коснуться темы антисемитизма, как Вы сами понимаете, было невозможно даже с ними. Только такого рода разговоры у нас шли по-честному. Может, они были не совсем откровенными со мной, тем не менее, в идеологическом плане мы остались друзьями по-прежнему.
Тема национальной идентичности начинается и формируется в семье. Не буду ссылаться на учебники психологии и педагогики. Лучше на художественную литературу. Например, на книгу Л.Кассиля "Кондуит и Швамбрания". Об этом чуть ниже.
Утверждаю: до определенного возраста человек, обычно, не задумывается о своей национальности.
Проиллюстрирую на собственном примере.
В далекие годы моего детства отца перевели на работу в Россию. Приехали мы из Туркмении. Помню, где-то, наверное, в 3-м классе (это значит, мне было где-то лет 9), нам дали что-то вроде анкеты. Одной графой значилась национальность. Логично прикинув, что, коль я приехала из Туркмении и даже родилась там, я с чистой совестью написала: "туркменка".
И только после того, как учительница растолковала мне, что национальность ребенка по установленным правилам пишется по национальности отца...С тех пор я пишу во всех анкетах: "украинка". Моя же родная сестра, вопреки официальным правилам, написала: "русская". И, в общем-то, по крови и она и я правы. Отец - украинец, мать - русская. Мы с сестрой просто "поделили" национальные корни наших родителей. (Братскому украинскому народу - пламенный привет! Как бы ни ссорили нас политики.)
Я вспомнила этот момент своей биографии, потому что в одном из споров по поводу бытового антисемитизма, мой товарищ-еврей (назовем его, например, Саша) уверял меня, что его в 4 года избили коллеги по песочнице за то, что он - еврей!
Я пробовала сначала убедить его своим педагогическим опытом (я в некоторое время работала в детском саду). Моя 100%-ая уверенность, что дети, как минимум до 7-9 лет не воспринимают национальную идентичность, как некую "особость", была основана на практике.
Я проводила такого рода эксперимент.
Если кто из участников развернувшейся дискуссии помнит свое сопливое детство, то не забыл славный праздник 1 Мая. Перед этим днем в детских садах проводили утренники. Идеологическая окраска - дружба народов СССР. На детей нацепляли национальные костюмы, что им безумно нравилось. Веночки с ленточками и расшитые розочками блузки или широченные штаны с заправленными в них вышитыми рубахами и кушаками - это украинцы. Десяток косичек, тюбетейка и цветастое платьице - узбечка. Русские - сарафанчик и кокошник, косоворотка у мальчиков. Верхом шика, указывающим на финансовые возможности детского садика, был костюм "а-ля грузины". Ну и так далее. Без различия официально записанной в свидетельстве о рождении детей национальности. Так что мальчик-еврей вполне мог изображать украинца, а девочка-еврейка с удовольствием заплетала косички "узбечки".
На вопрос, чем отличается украинка от узбечки, дети хором отвечали - косичками. А кому какая национальность больше нравится? Чаще всего, с завистью поглядывая на разноцветные ленты "украинки" и шикарные красного атласа шаровары "украинца", называли именно их.
То есть для детей этого возраста, национальность - понятие эфемерное и никак не связанное с личностью. Все начинается позже и в семье.
Саша моих доводов не слушал. Я пробовала уточнить, что сказал ему отец, которому он, наверняка пожаловался на жестокость товарищей по играм.
- Он сказал, что еврей - это национальность.
Я: - И ты в 4 года понял, что это такое?
Он: - Ну, может, не совсем...
Я открыла книгу Кассиля.
"Мама, - спрашивает Ося, уже садясь на постели, - мама, а наша кошка - тоже еврей?"
(Осе в это время, насколько я помню, 6 лет)
Словом, Сашу я не убедила. И это заставило меня задуматься.
Моя мама - врач. И у нее было много довольно близких знакомых среди коллег. Когда я стала анализировать, то обратила внимание на то, что среди них было не только много врачей-евреев. Многие старые врачи были женаты (замужем) за русскими.
В то время я уже точно знала, что современные (но еще не "демократические") родители-евреи категорически против браков с иноплеменниками. Два примера.
Соседка по подъезду, умная и милая женщина, запретила дочери выходить замуж за любимого человека. Он был по национальности белорусом. У девушки не хватило то ли решимости, то ли большой любви и она смирилась. При этом ее мать, не смущаясь, говорила:
- Лора выйдет замуж только за еврея.
Они, в конце концов, уехали в Америку. Лоре к тому времени было уже под 40. Надеюсь, она нашла там свое счастье.
Другой пример.
Позже, уже в институте. Мне встретился наш бывший одноклассник Яшка. Он был не шибко симпатичным парнем. Тем не менее, к этому времени был уже женат и вполне счастлив. Женат на русской девушке. Через пару лет, тусклый и унылый, он встретился мне под руку с полненькой женщиной, явно старше его. Как я потом узнала, его заставили развестись и женили на соплеменнице.
Еще один пример. Было мне примерно лет 15, когда я обратила внимание, что с колясочкой с младенцем ( наша учительница истории родила его без мужа. Теперь-то я догадываюсь, что главное - от соплеменника) в нашем дворе прогуливается учительница музыки, женщина пожилая и той же национальности. Я удивилась, потому что знала, что она - не родственница Софье Константиновне. А когда спросила у приятельницы постарше, та рассмеялась.
- Дурочка! Да вашей Софье евреи со всего города помогают! У них так заведено.
То, что существует такая взаимопомощь, вызывало только уважение. Но!
Из всех этих житейских наблюдений я сделала свой вывод. Люди еврейской национальности в СССР (а, возможно, и в других странах), образовывали внутри страны свою "страну". В этой внутренней "стране" были свои законы, свои обычаи, свои приоритеты. Свою "особость" они создавали сами. Это воспитывалось в детях, закреплялось в подростковом возрасте и расцветало пышным цветом в молодости.
И все попытки "политкорректности", которую официально таки воспитывали во всех нас, гражданах СССР, наталкивались на эту "особость".
Поэтому грешно вам, ребятки, жаловаться на бытовой антисемитизм. Он начался с вас.
Что касается не бытового.
Вернусь к спорам с моими друзьями-евреями.
- Была дискриминация со стороны государства, - уверял меня Игорь.- Например, при поступлении в ВУЗы. Я поступал на физмат в МГУ и меня не приняли, потому что я еврей.
Я ему отвечаю:
- Меня тоже не приняли. А я - не еврей.
(Я была девушка любопытствующая и интересы мои простирались от математики до истории. Поэтому я по-наглому подавала документы и на физмат и на истфак. Решив три задачи из пяти на экзамене по математике, я забрала документы. Мальчики из приемной комиссии уверяли меня, что делаю глупость и шанс есть. Но поскольку они со мной вовсю флиртовали, я сделал вывод, что дело не в оценках.)
Я - Игорю:
-Вот скажи, почему, когда не поступает русский, то это значит, у него мозгов маловато. А когда - еврей, то это потому, что национальность не та?
(Кстати, он успешно закончил Калужский филиал МФТИ им. Баумана. Но ведь не МГУ! Вот она, дискриминация!)
Наконец, я, сама, сдавая экзамен по истории на истфак МГУ, была свидетельницей разного подхода к абитуриентам. Правда, не совсем в том духе, о котором пишут здешние обвинители.
Я сидела уже перед экзаменатором со своими листочками, когда его куда-то вызвали. Он извинился и вышел. И я получила возможность понаблюдать за тем, что происходит рядом. За соседним столом своему экзаменатору сдавала экзамен моя ровесница, по внешнему виду явно относящаяся к соответственной национальности. Девочка краснела, путалась, экала-мекала-бекала, экзаменатор ее ласково поправлял. А я уже сочувственно улыбалась. И как оказалось, напрасно! Когда, получив в конце концов свою заработанную потом и кровью пятерку, я вышла из кабинета, девочка радостно обнималась с мамой и повторяла: "Пятерка! Пятерка!"
Я рассказала Игорю другую историю, которую слышала от ее непосредственного участника. Я упоминала о ней на одной из дискуссий на Альдебаране. У моей подруги в Ленинграде ( то есть до переименования) муж учился в аспирантуре ЛГУ. Их привлекали к приему экзаменов. Перед этим декан провел инструктаж. Экзаменаторам был выдан листок с фамилиями - сами понимаете какими - и сказано, что оценки должны быть соответствующие. Ну, мужикам было по-фигу, и они, сверяясь со списком, рисовали цифирьки, как говорится, не взирая на. Но ближе к вечеру, когда они уже слегка обалдели, а списки куда-то потерялись, парни стали ставить оценки свирепо. В результате на следующий день декан наорал на них. "Мне всю ночь евреи со всего города звонили!" И потребовал слегка подправить оценки.
Если бы я не гостила в то время у подруги и не слышала своими ушами эту историю, которую расстроенный "экзаменатор" рассказывал нам за ужином, я бы ей не поверила. Но - увы!
Когда я просила своих товарищей-евреев указать мне на какие либо официальные документы, в которых бы было черным по белому написано: не принимать граждан еврейской национальности...., какую-нибудь ссылку на постановление идеологической комиссии (или как он там назывался) ЦК КПСС, хоть какое-нибудь решение или что там имеет место быть, как ОФИЦИАЛЬНЫЙ документ, они обычно говорили, что не имеют доступа к архивам. И таких документов до сих пор еще нигде не опубликовали, как я понимаю. Иначе, г-н Зор или г-н Славкин, или кто-нибудь из их единомышленников, уже ткнули бы пальцем и сурово бы вопросили:
- Ну? И вы еще сомневаетесь?!
Если есть ссылки на такие документы - жду.
Я проработала на одном крупном заводе почти 30 лет. Из высшего руководства - гл.экономист - еврей, гл. механик- еврей, гл. приборист - еврей, начальник АСУП -еврей. Правда из 32 технологических цехов и отделений только в одном начальник - еврей. Да уж больно "тяжелые" цеха, честно говоря.
Я бы никогда не задумалась над этим, если бы не постоянные вякания о "затирании" карьеры евреев по пятому пункту. Тем более, что все эти специалисты были уважаемыми на заводе людьми, профессионалами своего дела.
Это я к словам о "евреях-дворниках с университетскими дипломами".
Вернусь к своей версии о "стране" в стране.
До войны такого выделения, как мне кажется, не было. И это вполне объяснимо. Революция открыла всем нациям доступ к образованию. Но лучше всего ей воспользовались самые унижаемые в РИ - евреи. И, возможно, потому, что среди лиц данной национальности было много настоящих революционеров, оценивших настоящее равенство народов, декларированное в документах большевиков, много настоящих интернационалистов, в конце концов, настоящих "совков" (по вульгарному определению некоторых из присутствующих на СИ), они не зацикливались на своей национальной принадлежности. Они были советскими гражданами в полной мере. Наравне с другими. Евреи женились на не-еврейках, еврейки выходили замуж за не-евреев. Можно посмотреть статистику смешанных браков (буду благодарна за ссылки, ежели у кого есть). Я почему-то уверена, что процент достаточно высок.
"Развела" их война.
Воинствующий антисемитизм фашистской Германии заставил советских евреев вспомнить о национальной идентификации. Почувствовать свою "отдельность" от других советских граждан. Выделиться из понятия "советский народ". И это выделение после войны закреплялось на бытовом уровне в еврейских семьях с пугающей скоростью.
Так что Холокост был двойным. Для Советского Союза он означал уничтожение целой генерации СОВЕТСКИХ евреев.
Будьте честными, мужики. Ведь это именно дома вам напоминали, что вы - избранные, особенные. Именно мамы (папы всех народов мира чаще всего не вмешиваются в формирование личности на первоначальном уровне) внушали вам, что вы - НЕ РУССКИЕ, даже в то время, когда единственным языком, на котором вы читали и общались, был именно русский.
Ну, а уж противоположная сторона, в свою очередь, тоже постаралась.
Очень интеллигентная дама, подруга моей мамы, белорусска по национальности, ехидно говорила, глядя на соревнования по боксу:
-Вот, смотри: как морду бить, так русские или хохлы. А как шашки-пешки переставлять - так евреи.
А мой знакомый преподаватель философии не менее ехидно сообщает, что в пед.ВУЗах евреев сегодня днем с огнем не сыщешь.
- Они теперь все - граждане экономической национальности.
Кстати, что такое национальная неприязнь на бытовом уровне, я тоже на себе испытала. Это когда в Закарпатье тебе в спину несется бабское шипение:
-У-у-у, моцкалька проклятая.
Зато и в Голландии мы с приятельницей наблюдали кое-что похожее. Она хорошо владеет немецким языком, поэтому старалась говорить за двоих. И когда моя приятельница попросила продавца-голландца по-немецки подать булку, он сделал вид, что не слышит и не видит. Просто повернулся спиной. Зато когда я, тыча пальцем и мучительно вспоминая школьный французский, повторила просьбу, он расплылся в улыбке и подал мне хлеб.
Потом наш гид сказал, что голландцы ненавидят немцев и по-немецки к ним лучше не обращаться. Но это, понятное дело, личный опыт, который, возможно, не ведет к таким глобальным выводам.
Вот такой у меня взгляд на антисемитизм, который именно вы, уважаемые, успешно взрастили, выпестовали и распространили. Создали своего рода внутреннюю национальную эмиграцию. И чего теперь обижаться на ответную реакцию?
Повторяю: лично для меня национальность не имеет абсолютно никакого значения. Поэтому мои любимые книги Александры Бруштейн или Льва Кассиля я с удовольствием читала детям и до сих пор храню их в своей библиотеке. Так же как и книги М.Галлая или воспоминания очаровательной хулиганки Фаины Раневской. Я купила диски с концертами Райкина и Жванецкого и предвкушаю удовольствие от остроумных и веселых миниатюр этих замечательных актеров. Я обожала Быстрицкую и считаю, что лучше ее никто не сыграл казачку Аксинью.
Словом, я не буду перечислять тех евреев, которые остались для меня просто советскими гражданами, умными, веселыми и талантливыми. Какие бы ярлыки вы, господа, на меня не навешивали бы.