Приехав в столицу Варя Мамонова без особого труда нашла по заветному адресочку рождественского гостя Софьи Павловны. На стук в дверь, вышла молодая девушка, служанка. Узнав, что та приехала из далекого Луганска, она молча впустила гостью в дом. Поставив свой скудный багаж в передней, Варя робко прошла по чистому коридору в гостиную. Ей навстречу поднялся с кресла сам хозяин квартиры Валентин Иванович. Он удивленно и радостно развел руки в стороны.
- Какая приятная неожиданность! Очень рад за столь смелый и отважный шаг. Непременно ваша настойчивость, голубушка, даст положительные результаты. Раздевайтесь, вот так, проходите в комнату. А теперь вот садитесь сюда и выкладывайте все по порядку. Сначала о себе, а затем обо всем, чем живет ваш уездный город.
Валентин Иванович хлопнул в ладоши в сторону столовой комнаты.
- Настенька! Приготовьте на стол чего нибудь. Наша гостья наверное очень голодна. Этакий путь проделать - дело не шуточное...
Варя хотела возразить, но хозяин нарочито сдвинув брови, погрозил пальцем. Затем улыбнувшись гостье, добавил, - И так я полон внимания, рассказывайте...
Мамонова немного освоившись, ответила. - Что рассказывать то? Надумала вот и приехала.
- Как Софья Павловна? Удалось ли ей поставить музыкальный спектакль?
- Он сейчас в стадии завершения.
Девушка не спеша стала говорить. Мойников слушал ее внимательно не перебивая. Затем стал задавать вопросы. Они были разные, но в основном касались музыкальной жизни уездного городка. Тема была близка Варе и она охотно поделилась с Валентином Ивановичем со всеми новостями в этой области. Затем хозяин дома хитро прищурился.
- А этот прыщ луганский? Выскочка, фамилия его, дай бог вспомнить...
- Юлий, что ли?
- Да, да.
- Софья Павловна быстро наладила его. Теперь он в Народном доме что -- то там организовывает.
- Мутит воду. Вот как это называется. В такой водице легче рыбку словить. Дай ему чуть на бугорок влезть, все - вся цивилизация ему должна! У нас в Петербурге их тоже, не сеют и не жнут. Вам, дитя мой, совет такой. Как встретите такого вот прошелыгу, за версту к себе не подпускайте. Будьте настороже, как Туманова Софья Павловна ваша. Мания величия -- это болезнь!
Когда все вопросы были исчерпаны, Валентин Иванович хлопнув себя слегка по колену, приказал.
- Сейчас вас Настенька накормит, чем бог послал, затем определит уголок для отдыха. Завтра в театр и за учебу!
Видя нерешительность гостьи, Мойников улыбнулся.
- Все в порядке, дитя. С Вагнером у меня уже есть договоренность по поводу вас. Только вы уж меня не подведите?
Мамонова благодарно кивнула головой.
- Я вас не подведу, буду стараться.
- Вот и прекрасно!..
...Валентин Иванович сдержал свое слово. Он определил луганскую хуторянку в студию вокала при театре. Вокальный класс известного на Неве заведения, пользовался заслуженным вниманием певцов столицы России. Руководил студией, известный в городе Эрик Вагнер. Мастерство и талантливость немецкого педагога - вокалиста, сделало его имя известным не только в Петербурге, но далеко и за его пределами.
Луганчанке повезло. На сцене театра, она впервые знакомилась с высоким классическим уровнем исполнительского искусства. За время существования Мариинский театр видел много звезд вокалистов. Еще живы были воспоминания о Бодео Анжелике, прекрасной итальянской певице. Ее сопрано, как говорил немец Вагнер, обладал волшебной красотой тембра, а также изяществом и фразировкой текста. Темы Верди, Доницетти и Белинни были вершиной ее творчества. Портрет Бодео, наряду с другими, висели на стенах в классе.
Варя Мамонова подолгу останавливалась возле портрета итальянской певицы, чтобы представить и прочувствовать во всем ее облике величие бельканто, которым в совершенстве владела она.
В настоящее время в театре работали не менее известные мастера вокала. Среди них, луганчанка выделяла такие величины как семья оперных певцов Петровых, особенно одного из них, певшего Сусанина. А с баритоном Генадием Петровичем и контральто Анной Яковлевной, у Мамоновой вообще сложились прекрасные отношения.
Глубокий след в душе Вари оставило балетное искусство Петипа и Иванова. В их интерпретациях балеты Чайковского, были великолепны, и вызывали бурю восторга и восхищения...
Первые месяцы занятий девушке казалось, что ей никогда не осилить таких высот, которые с успехом преодолевают ее знакомые и друзья по студии. Мамоновой было трудно перестроится на новый ритм работы. Вид немецкого педагога, его неброская внешность, не сочетались с его великолепным педагогическим талантом и умением привлекать к себе внимание воспитанников. Первые занятия Варя, со смешанным чувством тревоги входила в его класс, где в присутствии пианиста, немец разносил нерасторопность своих учеников, их прохладное отношение к своей будущей профессии.
Сев в уголке, она наблюдала за работой Вагнера, с волнением ожидая своей очереди. Выслушав певца, педагог вставал, подходил к нему и в который раз начинал вновь объяснять ему его ошибки. Если тот молчал, что бывало довольно часто, наставник демонстрировал фрагмент произведения, который, по его словам, должен звучать именно так, а не иначе.
К Мамоновой, Вагнер относился иначе. На неоднократные ошибки в словах, мелодических пассажах, он недовольно качал головой, затем сам садился за рояль и начинал петь. Девушка подавляя в себе слезы отчаяния и робости вновь и вновь пыталась преодолеть трудный вокальный барьер. Неудачи приводили бедняжку до слез, но Эрик по отечески успокаивал ее старался приободрить и не падать духом, добавляя при этом, что ошибки не страшны тому, кто ничего не делает.
Время летело быстро. Месяцы складывались в годы. Ее настойчивость и старание не прошли даром. Чистый, грудной голос луганской хуторянки, теперь заполнял классную комнату, вырывался из открытых дверей и окон, заполняя прилегающий сквер и весь второй этаж театра.
Ее первые выступления на частных сценах, не приносили радости, как это бывало раньше. Девушке казалось, что ее голос не представляет особой ценности, а значит и не может привлечь внимание слушателей. Эрик Вагнер советовал ей не спешить с такими выводами.
- Твой голос будет украшением любой приличной сцены и ты сама будешь вправе выбирать ту, которую ты посчитаешь для себя нужной.
Мнение педагога для Мамоновой были очень ? важны и певица терпеливо ждала своего звездного часа...
Глава - 2. Граф Левицкий.
На одном из больших концертов в Мариинском театре, присутствовал граф Левицкий, владетель верфей в Кронштадте. Поклонник искусства он сразу заметил новую восходящую звезду. Услышав в ее исполнении Верди и Россини, граф был восхищен исполнительским мастерством певицы. А физическая красота и обаяние ее, покорили его. Левицкий дал положительную оценку Мамоновой и добавил при этом, в кругу своих друзей, что новенькая певица в недалеком будущем займет достойное место в когорте известных звезд в столице.
Слова Эрика Вагнера сбывались. Певицу заметили. Мнение графа Левицкого быстро разнеслось по столице. Мамонову стали приглашать в свои дома богатые горожане. Природная застенчивость девушки, ее чистота и непосредственность пленили мужчин. Ею восхищались, ее хотели видеть и слушать...
Выступая в пригороде Петербурга, в Павловске, где некогда танцевала в молодости Софья Павловна, Варя с трепетом вдыхала атмосферу тех лет. Ей казалось, что она слышит "Морокский марш" в исполнении оркестра, которым дирижировал молодой венский композитор и танцевальную музыку, от которой публика приходила в восторг.
Каждый раз выступая здесь, Мамонову не покидало чувство, что она видит, и слышит своих старых знакомых, среди праздничной, разодетой публики. Девушка, конечно не допускала мысли, что когда -- либо ее судьба может свести с предметом своего обожания, с композитором из австрийской столицы. Судьба непредсказуема. И как величайший подарок от нее, она преподнесет русской певице свой неожиданный сюрприз.
Но прежде чем это произойдет, ей придется немало претерпеть препятствий и невзгод на жизненном и творческом пути...
...Продолжая заниматься у Эрика Вагнера уже третий год, немецкий педагог высказал свою мысль, что для совершенства мастерства, ей необходимо побывать в Италии и познакомится с искусством бельканто. Это было сладкой мечтой луганчанки, но об этом и думать нечего. Ни денег, ни покровителя.
Через месяц после упомянутого разговора, от Валентина Ивановича Мойникова и режиссера театра Кондратьева, девушка узнает, что граф Левицкий отправляет в этот благоуханный край своего племянника. С ним, в Соренто, отправляются также, сын и дочь графа.
Веру Григорьевну и Владимира Григорьевича, Варя уже видела на своих концертах. Им было за тридцать и выглядели они вполне порядочными людьми. На одном из приемов австрийского посла в Зимнем дворце, граф Левицкий вновь слышит прелестный голос молодой певицы. Узнав от друзей, что той необходимо завершить свое образование в итальянской опере, граф будучи поклонником ее таланта, без колебаний предложил девушке свою помощь. Мамонова была смущена благородством Левицкого.
- Я не могу принять от вас этот подарок.
- Почему, позвольте спросить? Если вы полагаете, что вам нечем оплатить эти расходы сейчас, вы их оплатите позже. Ваш голос, и ваш талант будет этому порукой. Я убедил Вас?
- Я право, не знаю. Все это так неожиданно...
- А потом, вы бы могли составить неплохую компанию моим уже взрослым детям и племяннику Дмитрию, до Милана. Думайте, решайте. Я жду от вас положительного ответа.
Мамонова была в нерешительности. Поездка с близкими родственниками графа Левицкого, смущали ее. Какое будет отношение к ней, в столь долгом путешествии? Не будет ли она обузой им?
После долгих колебаний, девушка все же согласилась на предложение графа. Это был шанс попасть в Ла - Скала. Вскоре она получила приглашение от графа на маленькое торжество, по случаю удачного контракта с Мильвольским заводом в Лондоне.
- Поезжайте к Левицким. Будьте уверены, - сцена оперного театра Милана, вам теперь обеспечена, - напутствовал ее Валентин Иванович.
- У меня,- продолжал он,- была возможность использовать предложение московского фабриканта - мецената съездить туда, но увы, мелкие, жизненные неурядицы помешали мне осуществить мечту. Не повторите моих ошибок. Все сомнения прочь! Вперед к музыкальным вершинам Олимпа!..
...Граф прислал за ней экипаж и Мамонова, все еще волнуясь, решилась съездить к нему. Когда коляска подъехала к его двухэтажному особняку, на Васильевке, глава семейства лично встретил певицу у дверей. В гостиной уже было много людей. Григорий Павлович представил ее своим домочадцам, а также друзьям и знакомым по работе.
Особое внимание он уделил своему племяннику, знакомя его с гостьей. Девятнадцатилетний молодой человек понравился Мамоновой. Дмитрий был спокойный и вежливый с гостьей. За столом Варе предложили место рядом с ним.
Мамоновой было трудно вначале ориентироваться в столь многочисленной публике, но благодаря Дмитрию, Варя, вскоре уже могла для себя определить, среди собравшихся за столом, близких и просто знакомых хозяина дома. Первой, обратила на себя внимание, Вера Григорьевна.
Ей было не более тридцати пяти лет. Склонная к полноте, женщина продолжала сохранять красоту и привлекательность. Взгляд серых глаз источал симпатию и дружелюбие. За столом ее окружали двое мужчин. В одном из них, сидевшего рядом, нетрудно было определить сына графа Левицкого. Внешнее сходство с хозяином дома, явно указывали на это. Второй, сидевший по другую сторону тетушки Дмитрия, был его приятель, гость из Веймара. Он был примерно одних лет с певицей. Все трое рассуждали о политике. В светских кругах столицы, тема Тройственного союза на Западе, ее влияние на интересы России, была широко распространенной. Об этом говорили повсюду, как в дымных кабаках, так и в кулуарах высших чиновников. Кроме родственников и знакомых графа за столом сидело много других гостей. Потому как Левицкий вел с ними, можно было предположить, что все они имели непосредственное отношение к верфям, где хозяином был граф.
В своей беседе с ними, он часто упоминал немецкого барона Гютнера Мая и судно "Русь", принадлежавшего брату графа, Александру Павловичу Левицкому.
- Александр Павлович, это мой отец, - сказал Дмитрий, стараясь поддержать разговор с певицей.
- Он погиб на судне "Русь" вместе с моей матерью и матросами.
- Я вам сочувствую...
- Все в порядке, жизнь продолжается. Так часто любит повторять мой дядя.
Тетушка Дмитрия вместе с братом Владимиром тоже не оставили без внимания очаровательную гостью.
-Я слышала, - сказала Вера Григорьевна, - ваше выступление на балу у князя Селезнева и его дочери Марии. Розина, в вашем исполнении, восхитительна. Я с братом Владимиром получила большое наслаждение. Жаль, что наш дорогой Курт не мог этого лицезреть.
- Я действительно сожалею, но надеюсь, и мне повезет услышать вас, - улыбнулся молодой немец неплохо владевший русским языком.
- Курт, как и мой дядя, - сказал Дмитрий гостье,- оба закончили юристпруденцию в университете. Один в Петербурге, другой в Кенигсберге.
- Заметив, что девушка так и не притронулась к блюду, удивленно спросил. - - Почему вы не кушаете? У нас кухарка лучшая в городе, и готовит превосходно. Попробуйте, чего нибудь, и вы в этом убедитесь.
Мамонова на какой то миг смешалась. - Спасибо,...я отведаю...
- Не обращайте ни на кого здесь внимания. У нас всегда так. Сел за стол, будь любезен, нож, вилку в руки и вперед! Никаких стеснений. Здесь все свои!
Дмитрий улыбнулся. - Берите пример с них. Они не теряют времени даром.
Молодой человек принялся за индейку. Поглядывая на соседку, подбадривал ее. - Ну, смелее же...
Мамонова благодарно улыбнулась ему краешком рта и взяла в руки нож и вилку. Незаметно разговор перешел на породы лошадей. Тетушка Дмитрия оказалась для певицы большим знатоком в этой области.
- Вы бы только видели, как она держится в седле, - продолжал Дмитрий. Ей бы копье в руку. Не тетка, а Георгий Победоносец !
- А вы, хорошо держитесь в седле?
- Ну, наверное не так, как моя тетушка, но как говорит Владимир Григорьевич, "можно было и лучше, но всему свое время"...
...За столом наступила тишина. Все взоры были обращены на главу семейства. Григорий Павлович не спеша встал и поднял бокал с шампанским. Обведя всех присутствующих за столом, он остановил свой взгляд на певице Мариинского театра и своего племянника.
- У нас сегодня в гостях молодая, но уже достаточно известная личность в Петербурге. Многие из нас уже видели и слышали эту певицу. Ее пение - это эликсир жизненной силы, входящий в наши сердца. Выпьем же за ее молодость, красоту и талант!
Все поддержали тост графа Левицкого. Мамонова была смущена вниманием к себе хозяина дома и в тоже время была рада, что ее работу заметили и оценили.
- Наш Григорий Павлович - оригинал...
Дмитрий посмотрел на Мамонову. Убедившись, что та уже немного освоилась за столом, продолжал.
- Открою вам маленький секрет. В его рабочем кабинете, в Кронштадте, на стенах размещены портреты выдающихся личностей. Это портреты Пушкина, Данте, Авраама Линкольна, Петра 1...
- А из музыкантов, живописцев, скульпторов?
- Конечно! Бах, Рафаэль, Бенвенуто Челлинни...
- Этому есть объяснение?
- Да. Григорий Павлович видит в этом свой стимул к жизни...
...Хозяин дома вновь поднял наполненный бокал. В своем следующем тосте, он сказал, что в своей жизни он много раз слушал приличную музыку, но дважды получил истинное наслаждение от нее. И хотя для девушки этот тост был не вполне ясен, но сердцем она почувствовала и свою причастность к этому. И она не обманулась в этом.
- Этот бокал я поднимаю за вторую встречу. За вас!
И граф Левицкий чуть улыбнувшись Мамоновой поднес к губам бокал. Девушка почувствовала как начали гореть ее щеки. Чтобы как -- то скрыть свое волнение, она повернулась к Дмитрию.
- Григорий Павлович наверное очень любит ездить в оперу?
- В общем то да.
Варя чувствовала себя скованной. Она решительно не знала, о чем говорить, считая свои вопросы неуместными и бестактными.
- А вы часто бываете в театре?
- Все зависит от репертуара. Езжу в основном с Владимиром Григорьевиче и тетушкой.
Наступила короткая пауза. Тщеславие задело девушку. О каких двух встречах, имел в виду граф? Ее мысли нарушил молодой человек.
- Вы бывали в Павловске?
- Да.
- Лет десять тому назад, там многие годы играл с оркестром венский скрипач, дирижер. Григорий Павлович любил его слушать. Эта была его первая встреча с прекрасным. А вторая,...
Молодой человек вздохнул глядя ей в лицо.
- В Петербурге давно уже не слышали такого прекрасного исполнения Розины и Аиды, как сделали это вы....
Дмитрий явно говорил с чужого голоса, но Варе было приятно слушать эту похвалу в свой адрес. Опять этот венский композитор! Как и Наташу, (прислуга Тумановой) так и ее судьба невидимыми нитями постоянно связывает с этим человеком, начало которому дала статистка петербургского театра. Это случайность ? Прихоть судьбы?
...Стали выходить из-за стола в зал. Там уже играла музыка. Двое цыган, гитарист и скрипач, исполняли чарующую импровизацию, унося сердца и души присутствующих в раздольные степи к таборам под звездным небом, на поляны, освещенные костром, сидевшим вокруг него людей, с темными, заросшими лицами. Вера Григорьевна подвела Владимира и его гостья из Веймара, к Мамоновой.
Улыбнувшись Варе, она сказала. - Теперь они ваши. А вы, - эти слова относились к мужчинам, - ни на минуту не оставляйте нашу гостю, в одиночестве. Покажите образец русской и немецкой воспитанности.
Сказав это, Вера Григорьевна величаво направилась к графу, раздавая на пути улыбки гостям. Первым заговорил Курт. - Я пожалуй начну с того, что сожалею о том, что не слышал в вашем исполнении Глюка, Моцарта и Бетховена. Мой дядюшка Гютнер Май, имел честь слушать вас здесь, в Петербурге. Он в восторге от вашего пения, и надеется вновь увидеть вас и услышать чарующий голос.
Владимир Григорьевич поддержал Курта. - Немецкий барон имеет свой домашний театр и очень гордится им.
- Да, это так.
- Мой немецкий друг отлично разбирается в прозе и поэзии. Если его попросить, он не откажет нам, и прочитает что -- либо возвышенное, романтическое.
- Владимир явно завышает мои познания в литературе, но я не сержусь на него, потому, как он мой друг, а друзьями не разбрасываются.
- Давай Курт, мы уже слушаем тебя.
- Может нашей гостье это будет неинтересно?
Владимир лукаво улыбнулся и сказал Мамоновой, кивая на своего немецкого друга.
- Несколько минут назад он грозился прочитать вам стихи.
- Какие?
Курт поднял голову и чуть задумавшись начал, глядя на девушку.
- Холодный ветер, ночь темна.
А ты красавица одна.
Бескрайний темный лес кругом.
Скачи за мною! Где твой дом?
Твой конь в алмазах, весь как ты.
Сама ты дивной красоты.
О боже! Горный свет пролей.
Не ты ль колдунья Лорелей
- Узнал? Где встал седой гранит.
Мой дом с вершины в Рейн глядит,
И тьма и стужа...Нет пути,
Тебе из леса не уйти...
Курт читал стихотворение на своем родном языке. Звучность, музыкальность строк и ритма, их тихая грусть, отзывалась в душе певицы, сладкими нотками ностальгии, о чем -- то очень хорошем, и далеком, безвозвратно канувшее в неизвестность.
Владимир Григорьевич перевел текст. Мамонова улыбнувшись, вздохнула.
- Прекрасные стихи. И читали вы превосходно.
- Вы мне льстите, но я принимаю это. Хотите, я прочитаю вам еще в этом плане?
- О, да, конечно!
-Жила на Рейне фея,
В селенье Бахарах.
И красотой своею,
Повергла всех во прах.
Сгубила, осмеяла,
Свела с ума людей -
И так околдовала,
Что льнули все сильней...
- У вас с именем Лорелей что -то связано?
Прежде чем ответить, Курт посмотрел на своего русского друга.
- На моей родине красивую девушку сравнивают с эдельвейсом, или с Лореллей. Здесь в Петербурге я увидел вас. Вы также красивы и обаятельны, как горный альпийский цветок, как обольстительная колдунья у лесного ручья.
- Однако,...что теперь подумает обо мне, ваш друг?
- Курт прав, вы заслужили эту похвалу. Но если бы он еще услышал как вы поете, наверное бы он и Фатерланд забыл.
- О. нет! Свою родину нельзя забывать. Это грех перед Господом нашим...
...Весь вечер Мамонова и ее новые друзья были неразлучны. К ним подходили знакомые графа и разговор сразу же переходил на светскую хронику столицы. Девушка старалась быть сдержанной в своих оценках и больше слушала.
Когда торжество подходило к концу и пришло время прощаться, к ней подошел Дмитрий.
- Я рад нашему знакомству и хотел бы вас чаще видеть в нашем доме. С ними, - он кивнул в сторону гостей,- такая скучища.
- Я не знаю, право,...возможно мы еще увидимся.
- Я скажу Григорию Павловичу и он все устроит.
Певице не очень хотелось, чтобы молодой человек об этом беспокоил графа. Она не успела ответить. Дмитрий, глядя с укором в сторону Григория Павловича, сказал.
- Какая жалость, что так скверно получилось...
- О чем вы сокрушаетесь?
- Если бы Курт приехал на день или два позже, мы бы уже были далеко от Петербурга на пути в Италию.
Видя на лице певицы недоумение, молодой человек продолжал.
- Барон Гютнер Май прислал приглашение посетить его в замке в Веймаре. И для этого он хочет, чтобы мы свое путешествие начали морем, на судне, капитаном которого является его родственник.
Наш Григорий Павлович недолюбливает этого барона и не хотел, чтобы мы посещали его.
Дмитрий невольно раскрывал перед ней семейные секреты.
- Курт, родственник барона?
- Племянник. Он человек умный, образованный, чего не скажешь о его дядюшке. Вы бы видели этого напыщенного индюка.
- Может быть все не так плохо?
Молодой человек не успел ответить. - Меня зовут, извините.
Тетушка действительно нетерпеливо махнула ему рукой. Уходя Дмитрий сказал. - Она тоже не может терпеть его.
Известие племянника тетушки, поколебали ее уверенность в осуществлении мечты. Ее надежда попасть в Милан стала бледнеть.
Девушку провожали все. Вера Григорьевна стоя на крыльце приветливо махнула ей рукой, пожелав доброй ночи и спокойного сна. Владимир Григорьевич и Курт помогли ей сесть в крытый экипаж.
- Вы не против,- сказал он,- если мы вас подвезем к вашему дому? Знаете ли, ночь, снег, спящие темные улицы....
Варя потеснилась, давая им место. "Вот почему, - подумала она,- ни граф, ни кто другой, не единым словом не обмолвились о поездке".
Владимир Григорьевич и Курт, старались развлечь ее. Девушка из приличия поддержала общее настроение, но ее мысли были уже далеко от всего этого...
...Прежде чем лечь спать, она случайно увидела конверт на столике. Письмо было из Луганска от Петра. Волнуясь, она вскрыла его.
Читая мелко исписанный лист, ее радостное лицо постепенно мрачнело. Ее руки стали дрожать. Мамонова вновь и вновь перечитывала строчки уже не видя расплывавшихся букв перед глазами. Она медленно опустилась на пол, беззвучно плача, затем, словно не веря написанному тексту, пыталась вновь перечитать письмо... Теперь она понимала молчание Андрея Кирилловича, на ее запросы, где она просила его узнать причину отсутствия писем от Скворцовой Наташи. Эта ночь была для Мамоновой ужасной, и она твердо решила уехать в свой родной Луганск.
Ни Петербург, ни театр, ни Ла - Скала ей теперь уже не нужны.
Весь следующий день певица находилась в подавленном состоянии. О своем горе, Варя поделилась с Валентином Ивановичем. Тот сочувственно покачал головой стал успокаивать девушку.
- Я понимаю и сочувствую тебе. Смерть твоей близкой подруги, это ужасно! Но чем ты теперь ей поможешь? Ну сходишь на кладбище, уберешь один, два, много раз, а дальше? Выйдешь замуж за Петра, нарожаешь ему детей, стирка, уборка. Все! Можешь считать свою жизнь законченной. Тебя Бог отметил талантом, что не каждому дано. Подумай хорошенько, что ты можешь потерять.
Девушка склонилась ему на плечо продолжая всхлипывать. Мойников продолжал. - Поплачь немного, это помогает. В жизни каждого из нас случаются такие ситуации, и мы должны быть готовы к ним, но не терять, при этом, главного своей жизни.
Слова утешения отрезвляюще действовали на девушку.
- Простите меня, мне так тяжело...
Помолчав немного, Варя рассказала ему о визите ее к Левицким
- Рано хоронить свои надежды. Не за горами весна, лето. У нас и здесь, в столице, будет масса предложений. Без работы не останешься А "Ла - Скала" от тебя не уйдет. Была бы мечта.
Эрик Вагнер тоже настраивал свою воспитанницу. - Лучшее лекарство от хандры - работа, и только работа! Поверьте мне, старому музыканту. Вы обязательно побываете в Италии. И не только в Милане будут восторгаться вашим голосом, но и в других городах этой страны. Ваш голос будет желанный повсюду! Это я вам говорю, Эрик Вагнер.
Мамонова последовала советам своих старших друзей и с головой ушла в работу, просматривала либретто опер, учила арии, усиленно занималась гармонией, много играла на инструменте, читала художественную литературу на немецком языке.
В начале марта возвращаясь из театра в дом, где снимала квартиру, она заметила у входа знакомый экипаж. Мамонова замедлила шаги и на углу дома остановилась. Ждать пришлось недолго. Из дверей вышел Владимир Григорьевич, сын графа Левицкого. Сев в экипаж он тотчас уехал. Варя зашла в дом и поднялась на второй этаж. Хозяйка увидев ее, кинулась к ней и выложила все о приезде молодого графа.
Однако, увидев на лице у девушки безразличие, воскликнула.
- Вас будут ждать. Поезжайте, "Викинг" уже стоит на пристани.
Возможно уже завтра вы отправитесь в дальний путь.
Хозяйка протянула певице записку с приглашением, лично от Григория Павловича. "Да, хозяйка не пропустила ничего, из написанного ей листочка".
- Не знаю. У меня сейчас много работы в театре.
- Да, но вы ведь так хотели побывать в Италии?
Певица ушла в свою комнату. "Как же мне теперь поступить? А если, вновь у этих господ, что -- то опять не сладится?"
Девушка решила подождать следующего дня. До самого вечера, она старалась не думать о приглашении. Утром, Мамонова уже была в театре. Буквально, через полчаса в класс, в котором занималась Варя, вошел Дмитрий.
- Я к вам.
Мамонова была рада его появлению.- Проходите, садитесь.
Молодой человек сел на предложенный стул.
- Я, понимаю, - начал он,- почему вы не пришли к нам. На вашем месте наверное каждый уважающий себя человек, поступил бы также.
Дмитрий волнуясь, стал подробно объяснять ситуацию, которая сложилась на момент первого ее прихода к ним. - Григорий Павлович и Гютнер Май, одно время были связаны между собой, деловыми отношениями, что- то с оснащением судов. Тонкостей я не знаю. Мне лишь известно то, что немецкий барон одно время оказал услугу графу и выручил его из трудного финансового положения. Когда наши дела пошли на поправку, Григорий Павлович и мой отец решили отблагодарить барона. Тогда и отправился мой отец на судне "Русь" в Германию, в Висмар, где заранее была намечена их встреча. Вместе с отцом решила отправиться и мать, хотя она не очень хотела этого, словно чувствовала беду. Недалеко от порта, в Макленбургской бухте, это и случилось. Говорят, судно попало в шторм. Его отнесло далеко в море, где он и затонул...
Молодой человек замолчал, заново переживая трагедию на море. Затем он продолжил. - Моряки, бывавшие в этих местах, говорят, что видели "Русь" вновь. Но этого не может быть. Мало ли похожих кораблей плавает в этих широтах.
- Я вам искренне сочувствую, это ужасно...
- "Русь"- прекрасное судно. На нем мы часто плавали к берегам Франции, Испании, Италии. На корабле были все удобства, для долгого путешествия, ну что -- то вроде дома на воде...
Варя чувствовала волнение Дмитрия, его боль, его страдания, но что она могла противопоставить этому? Утешение? Он в нем уже не нуждался.
- Григорий Павлович вначале не знал, как поступить с приглашением Гютнера Мая, потому как планы у него были совершенно другие. Сейчас ситуация, кажется, проясняется и я думаю, что намеченная поездка все же состоится, но с небольшими изменениями.
Дмитрий подумал немного, затем продолжил.
-Только не подумайте, ради Бога, что меня обязали дома на эту встречу с вами. Если об этом узнают, мне неприятностей не избежать.
- Это будет нашей маленькой тайной, хорошо?
- Вы добры ко мне.
- Итальянский климат вам будет на пользу.
- Владимир Григорьевич приезжал к вам с предложением не отказываться от поездки, но не застал вас...
- Я думаю, что у вас все будет прекрасно.
- А как же вы? Ведь вам необходима эта поездка?
- Мне надо подумать...
Глава -- 3. "Викинг"
После долгих раздумий, Мамонова все же решилась на встречу с графом Левицким. Вместе с Владимиром Григорьевичем, вновь посетившим ее, она отправилась на Васильевку. В экипаже, сын графа пытался загладить свою вину перед певицей.
- Вы простите меня. Я не должен был огорчать вас в тот вечер. Приглашение немецкого барона, было для нас всех большой неожиданностью. Григорий Павлович с трудом согласился на посещение его замка. Придется некоторое время терпеть общество Гютнера Мая, но зато быстро покинув его, мы сразу же направимся к границе Швейцарии, а там до Италии уже и рукой подать...
В доме графа, Варя пробыла недолго. Григорий Павлович тоже выразил ей свое сочувствие, добавив при этом, что все вопросы с поездкой решены и теперь можно будет уже отправляться...
Вернувшись к себе на квартиру, она тщательно отобрала в дальнюю дорогу, только самые необходимые вещи. Главным, безусловно, были ноты, написанные от руки. Все было размещено в одном чемодане.
Первоначальный план поездки в Италию через Прагу и Вену был изменен. Теперь, чтобы попасть туда, нужно будет пересечь всю Германию, с севера на юг, а затем и ряд городов Швейцарии...
Сам же граф сожалел, что не может составить им компанию. С день на день к нему должны пожаловать английские купцы с товаром индиго и сандаловым деревом. От их встречи, многое зависит на верфях, и да бог, чтобы все прошло хорошо, а там можно будет и в Европу махнуть. К поездке Мамоновой, Вера Григорьевна, женщина деликатная, придерживающаяся старых, светских взглядов, отнеслась положительно. Певица была красива, умна и стало быть появиться с ней в обществе будет приятно...
..Март 1888 года был снежным и ветреным, но путешественников это не смущало. В Кронштадском порту их уже ждало судно. "Викинг" был небольшой, серой посудиной, на котором обычно моряки возят пеньку, меха, лес. Экипаж подъехал к причалу.
- На этом месте, - сказал Дмитрий, Мамоновой,- стояла наша "Русь". Белоснежная, как чайка, готовая вот- вот вспорхнуть и исчезнуть в снежном вихре небес.
- А это судно, - добавил ему в тон Владимир Григорьевич, - приблизит наши мечты о Северной Ломбардии, где уже весна начинает свое торжественное шествие.
Затем взглянув на Мамонову, добавил. - Забудем на время все наши хлопоты и посмотрим, чем живут другие.
Вера Григорьевна нетерпеливо перебила его. - Как только подъедем к этой мышеловке, сразу же иди на судно. Узнай, что твой дружок Курт нам приготовил. Да, чтобы наша с Варей каюта солнышком проглядывалась. И вообще, осмотри все и доложишь нам, не то и назад недолго повернуть...
Как только сани остановились у борта судна, Владимир Григорьевич вылез из саней и направился к трапу "Викинга". Тетушка Дмитрия явно была не в духе. Она перекрестилась. - Ох, не лежит моя душа к этой посудине. Говорила же Григорию Павловичу, подождем другого, попутного, так нет же, настоял на своем. Говорит, на "Викинге" вам будет хорошо, потому как капитан этого судна, не кто иной, как близкий родственник Гютнера Мая. И он сделает все, чтобы ваше пребывание на его судне было комфортным и приятным.
- Ты же сама настаивала, чтобы как можно скорее начать путешествие?
Дмитрий с тоской посмотрел на залив, на его холодные и мрачные волны, накатывающиеся на берег.
- Хотела. Но ты погляди, на каком посмешище нам придется плыть! Срамота одна!
- Зато безопасно.
- Дай бог!
Владимир Григорьевич не появлялся. Вера Григорьевна окунулась в воспоминания. - В Италии совсем не так, как у нас в России. Все не так! Там все иначе, традиции, одежда, мысли. Я уже несколько раз бывала там, Дмитрий едет второй раз. Отдых на море, ни с чем не сравнимое удовольствие. А какие лагуны, пейзажи...
- Но согласись тетушка, пребывать лишь в одном Соренто, это довольно скучно!