Российский черноморский флот едва ли сможет остаться на территории Украины. МИД Украины 15 апреля 2008 года направил России меморандум - Киев ожидает, что российские формирования покинут республику до 2017 года, как и предусматривают двусторонние соглашения. Ранее в Верховной Раде Украины было подготовлено постановление, обязывающее правительство начать консультации о выводе ЧФ. Как заявил автор постановления, депутат от пропрезидентского блока НУНС Владислав Каськив, Украине необходимо четко декларировать, что с ее территории должны уйти российские войска. Таким образом, по его мнению, возможность продления соглашения по ЧФ будет исключена.
Напомним, что длившийся с 1992 по1997 год процесс разделения Черноморского флота (до того бывшего частью Объединенных вооруженных сил СНГ) породил ВМС Украины и ЧФ России с раздельным базированием на территории Украины. Личный состав нашего флота размещён в трёх пунктах базирования: в Севастополе (бухты Севастопольская, Южная, Карантинная, Казачья), Феодосии и временно в Николаеве, где идёт постройка и ремонт российских судов [1]. Соглашение о пребывании Черноморского флота РФ в Крыму было заключено в 1997 году сроком на 20 лет. Несмотря на то, что в этом документе оговаривается фиксированная плата РФ за аренду объектов на украинской территории (около 98 миллионов долларов в год), официальный Киев не раз поднимал вопрос о повышении ставок аренды, увязывая это то с ценой на российский газ, то с коллизиями вокруг имущества флота, то с экологическими проблемами.
Все попытки России сохранить военное присутствие в Крыму встречают последовательное и непреклонное противодействие украинских властей. Их позицию яснее всего обозначил глава Службы Безопасности Украины А.Турчинов: "Пребывание Черноморского флота России на украинской территории противоречит национальным интересам Украины". Показательно и то, что Президент Украины В. Ющенко, считает Черноморский флот РФ " главной проблемой" (наряду с энергетической сферой и вопросом границ) наших двусторонних отношений - "Есть две реальности, которыми нужно руководствоваться. Конституция не предусматривает размещение на территории Украины иностранных баз, и намерение Украины придерживаться всех пунктов соглашения, которые предусматривают временное нахождение Черноморского флота России в Украине после 2017 года". В 2006 году, другое официальное лицо - тогдашний министр обороны Украины А.Гриценко, комментируя слова президента РФ В. Путина о готовности защитить Украину от каких-либо внешних вмешательств путем сохранения базирования в Крыму Черноморского флота РФ: заявил "Украина сама в состоянии обеспечить защиту своих национальных интересов". Касаясь экономического аспекта, он отметил, что "Черноморский флот России дает возможность нескольким тысячам наших людей получать рабочие места. Но все это несопоставимо с теми возможностями, которые открываются после того, как ЧФ после завершения срока пребывания будет передислоцирован на территорию РФ или в какое-то другое место" [2].
Некоторые из этих "возможностей" озвучил член правления и глава администрации по кадрам и связям с общественностью "Mittal Steel Кривой Рог" Франк Паннир, заявивший, что транснациональный концерн купит за четыре миллиарда долларов один из крымских морских портов, разумеется "при соответствующем разрешении правительства". В том, что Лакшми Миталл его получит, сомневаться не приходится - он ведь основной спонсор украинских "оранжевых". По мнению наблюдателей, Миттала интересуют Керченский, Ялтинский, и особенно Феодосийский и Севастопольский морские порты [3]. О вынашиваемых украинской стороной планах организации транзита российских и казахских грузов через крымские порты (заметим - в ущерб интересам России) говорит и Ласло Сабов - весьма информированный бизнесмен, директор компании Black Sea Shipping Service Ltd. [4]. Дело за малым - выдавить российские базы из Крыма, одновременно осложнив ситуацию в Новороссийском порту.
Ещё более вероятным представляется передача бывших баз ЧФ силам НАТО. Украинский флот будет окончательно сведен к декорации, а его функции будут выполнять американские, турецкие и европейские корабли.
Содержание своего военного флота Украине и сейчас не по карману. Так в рапорте заместителя командующего ВМС ВС Украины по логистике "Техническое состояние кораблей и судов, входящих в состав ВМС ВС Украины по состоянию на 2005 г.", говорится о необходимости немедленного ремонта 27 кораблей из 28 имеющихся. Причем, "самым новым" исполнилось 15 лет, а большинству - за 30 [5]. "По одежке протягивай ножки" - экономика давно уже определяет морскую доктрину Украины. В "Программе развития вооружения на период до 2010 года" основными кораблями ВМС Украины назван корвет, ракетный катер и тральщики. На прочее (в том числе подводные лодки, десантные и вспомогательные корабли) не хватает денег. Украинские политики видят во вступлении в НАТО не только возможность удовлетворения своих амбиций, но и избавление от постоянных и крупных расходов.
Собственно, пересмотр Украиной своего внешнеполитического курса: отказ от нейтрального статуса* в пользу атлантического блока, есть признание экономической и военной несостоятельности украинской державы. Ведь бедная и раздираемая противоречиями Украина не может позволить себе то же, что и Австрия, Ирландия, Финляндия, Швеция, Швейцария - роскошь быть внеблоковым государством. Европейские "нейтралы" по общему уровню ВВП превосходят Украину в 3-5 раз, по уров-ню ВВП на одного жителя - в 20-35 раз. Там достаточно мощные вооруженные силы и развитый оборонно-промышленный комплекс, что, впрочем, не удивительно - уровень военных расходов в 4,5-12 раз выше украинского [6].
Покровитель на Западе был выбран украинской элитой не только в силу своей закономерной русофобии. Как известно, союзы заключают с сильным и влиятельным партнером. Мы же на Черном море сейчас не в состоянии защитить даже себя, соотношение сил России и НАТО 1: 11. Один только турецкий флот превосходит российский по боевым возможностям в 2-3 раза. [7]. И дело не только в количестве и качестве кораблей - эффективность флота России невысока из-за низких возможностей систем освещения обстановки, целеуказания и автоматизации выдачи данных [8]. Кстати, тянущаяся неопределенность с пунктом базирования боеспособности флоту тоже не добавляет.
Признав в 90-х суверенитет и территориальную целостность Украины, и узаконив тем самым аннексию Севастополя, российские власти стали заложниками непредсказуемой политики Киева, который настойчиво требует вывода флота в 2017. Различные заявления (вроде первоапрельского Госдумы)** не должны никого сбивать с толку - Москва готовится к уходу из Крыма. Об этом свидетельствует многое, прежде всего - отказ России от размещения в Севастополе новых боевых кораблей. "Пусть украинская сторона не беспокоится - все новые корабли для Черноморского флота будут поступать на базу в Новороссийске", - сказал в 2007 году главком ВМФ В.Масорин. "Безусловно, это - признак того, что Россия смирилась с перспективой вывода флота. Я бы назвал это "природным" решением проблемы вывода. Остающиеся в Севастополе старые корабли будут естественным образом отмирать и резаться, а новые корабли Россия будет размещать на своей территории. С новыми кораблями под Новороссийском будут открываться новые мастерские, склады и так далее. Для чего это сегодня России строить на украинской территории, если она понимает, что ЧФ уйдет из Севастополя в 2017 году?" - заявил экс-командующий ВМС Украины В.Бескаравайный [9].
Если раньше федеральная целевая программа "Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы" предназначалась, по словам С.Иванова, для "более равномерного распределения сил на черноморском побережье" при сохранении Севастополя как основной базы, то теперь, когда сомнений о серьезности украинских намерений не осталось, Кремль всерьез задумался о том, куда же выводить флот в 2017. По счастью, Украина вроде бы не собирается форсировать этот процесс - даже Ю.Тимошенко, ратующая за пересмотр договоренностей цены аренды Севастопольской базы, заявила: "Я как премьер-министр Украины и человек ответственный никогда не буду инициировать в одностороннем порядке пересмотр ранее подписанных соглашений. В том числе и по Черноморскому флоту" [10].
Напомним, что упомянутый проект предусматривает строительство на Кавказском побережье РФ новых военно-морских баз, пунктов базирования и мест дислокации для кораблей и частей ЧФ. В ходе первого этапа до 2011 года в Новороссийске будет построен пункт базирования кораблей (в Геопорте). Три года назад правительство РФ планировало обустроить базу за сумму в 6 млрд. рублей, но сейчас говорят уже о 40 млрд. Второй этап предусматривал постройку ещё одного пункта базирования "где-то южнее Новороссийска", как выразился бывший Главком ВМФ В.Куроедов.
Очевидно, речь шла о проекте негосударственной Комплексной программы "Яконто", предполагающей строительство Военно-морской базы и торгового порта в районе Туапсе. С 2001 года корпорация "Яконто" лоббирует строительство там "современного порта с производственной, транспортной и социальной инфраструктурой для осуществления перевалки до 100 млн. тонн сухих и жидких грузов в год". Планируется полностью реконструировать порт, расширить акваторию, углубить фарватер, попутно переселив жителей Туапсе из черты города в "новые комфортабельные микрорайоны ... вблизи населённых пунктов Дедеркой и Шепси". "Строительным материалом ... послужат взорванные и перемещённые в море прибрежные горы (скалы), а на их месте будет создана выровненная территория с инфраструктурой, где разместятся припортовые железнодорожные пути, коммуникации, технологическое оборудование, наземный транспорт, производственные мощности, консигнационные склады, административные здания, необходимые строения, службы и т.д." - и всё это на деньги неназванных (из соображений конфиденциальности) крупных иностранных инвесторов. Примечательно, что авторы программы настаивают на особой схеме работы: "Для того чтобы ООО "ЯКОНТО" получило возможность вкладывать крупные привлеченные средства в разработку технико-экономического обоснования проектов...государство должно поддержать ее на федеральном уровне, обеспечив защиту прав интеллектуальной собственности ООО "ЯКОНТО" на Комплексную программу и гарантировать право на ее реализацию". При этом "стандартную для России схему подготовки проектной и разрешительной документации, которая была разработана для обоснования государственного финансирования проектов" применять нельзя - во избежание "бюрократических препятствий и противодействия криминальных структур" [11]. Вообще о бюджетных деньгах в программе написано очень туманно - "объем долевого участия Минобороны России будет определяться и оперативно корректироваться в соответствии с его реальными возможностями целевого финансирования и участия в реализации Комплексной программы".
Неудивительно, что сей проект никак не выйдет из стадии обсуждения. Руководству ВМФ он импонирует "глубиной проработки", но оно отмечает, что "окончательное решение по данному вопросу будет принято на уровне не ниже Правительства Российской федерации с учетом комплексного анализа всех аспектов национальной безопасности в южном регионе" [12]. Причем исполнителей работ военное ведомство планирует определить "на конкурсной основе и в соответствии с действующим законодательством" - что явно не стыкуется с "нестандартным" подходом "ЯКОНТО". Его президент С.П.Якунин видит во всем этом происки "организованной преступной группировки должностных лиц" и ищет управу на нёё у влиятельных федеральных чиновников (В.Зубкова, И.Сечина) и даже у Президента В.Путина.
Бывший же командующий ЧФ адмирал Эдуард Балтин полагает, что строительство базы в районе Туапсе-Геленжика нецелесообразно: "Там открытое море и нет закрытых гаваней, да и курортную зону к чему губить". В свое время он докладывал премьеру В.Черномырдину технико-экономическое обоснование проекта строительства ВМБ в районе Соленых озер, расположенных между Анапой и Керченским проливом. "В этом месте, находящемся рядом с проливом, нормальные климатические условия и нет никакой боры". По словам Балтина, если бы проект был реализован, то не надо было бы "бороться с Украиной за Керченский пролив, он был бы никому не нужен. Предлагавшееся строительство, первая очередь которого в то время оценивалось в 4 млрд. рублей, было очень привлекательно по критерию "стоимость - эффективность". Там можно было построить сколько угодно причалов и создать точно такую же ВМБ, какая была у ЧФ в Донузлаве. Это предложение, однако, не нашло отклика" [13].
Ещё более серьёзная борьба развернулась вокруг Новороссийска, где обустройство пунктов базирования флота вошло в противоречие с интересами крупного бизнеса.
Так представитель стивидорных компаний порта Новороссийск, упомянутый выше Л.Сабов, заявил, что решение сделать на берегах Цемесской бухты военно-морскую базу "мягко говоря, не совсем рационально". "Уже сейчас на юге России ощущается катастрофическая нехватка глубоководных причалов с удобными подъездными путями. Нетрудно представить, как Военно-морской флот в Новороссийске ограничит работу грузовых терминалов, если таковым вообще найдется место", - заявил бизнесмен. "Намного разумнее построить хотя бы небольшой порт вблизи Сочи - Адлера: до 2014 года он может быть использован под более дешевую доставку (выгрузку) стройматериалов для олимпийских объектов, а уже после Олимпиады вполне логично будет передать данные причалы военным морякам" [14].
Действительно, Новороссийский узел занимает в транспортной системе юга России особое место. Там находится сразу несколько портов: рыбный, лесной, собственно сам Новороссийский морской торговый порт, а также Новороссийский судоремонтный завод. Плюс "Югспецгидрострой" - организация, которая занимается производством цементных блоков, их установкой и укреплением береговой линии черноморского побережья Кавказа. Работа всех видов транспорта морского, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного замыкается на морской порт: почти 60% грузов, перегруженных в Черноморско-Азовском бассейне (включая порты Украины), причем более 70% грузооборота - экспорт нефти и нефтепродуктов. Уже сейчас в связи с увеличением грузопотоков внешней торговли отмечается чрезмерная загрузку причалов (на 40-50% выше нормативного) и задержка судов. Понятно, что приход в Новороссийск более 30 кораблей ВМФ - это серьезная дополнительная нагрузка и ситуацию она не улучшит.
Тем более, что Цемесскую бухту идеальной никак не назовешь: мелководность, сильные ветры, штормы, обледенение причалов и кораблей, заставляющее выводить последние в открытое море для пережидания непогоды. В 2002 году в акватории из-за обледенения затонули два военных корабля (гидрографическое судно "Арктика" и большой гидрографический катер БГК-775). В октябре того же года из-за шквального ветра турецкий паром нанес значительные повреждения десантному кораблю БДК-65, бункеровщику ВТН-96 и плавпирсу. Всем ещё памятен и ноябрьский шторм 2007-го в Керченском проливе, погубивший 5 судов.
Сейчас Новороссийская ВМБ едва справляется с содержанием малой части корабельного состава ЧФ. Здесь находится бригада охраны водного района, дивизион службы поисковых и аварийно-спасательных работ и суда гидрографического участка - всего 17 вымпелов. Причем большинство из них не имеет своего причала, строительство защитного ограждающего мола завершится лишь к 2010. У военных моряков есть только один стационарный и несколько плавучих причалов. В городе не хватает питьевой воды (она подается по расписанию), большие проблемы с электро- и теплоснабжением, часты случаи отключения объектов флота. Руководство же планируют разместить в Новороссийске штаб, тыловые объекты, поисковые и аварийно-спасательные силы, а также обеспечивающие подразделения и батальон морской пехоты. Все должностные лица выражают оптимизм - "Ежегодно по программе выделяется и осваивается свыше 1 миллиарда рублей. Там ведутся работы, и многое уже сделано: молы построены, осуществлён землеотвод.." [15].
А вот мнение депутата Госдумы адмирала В.Комоедова: " В январе 2008 года комиссия Министерства обороны и Генерального штаба проверила ход строительства объектов в Новороссийской ВМБ. По достоверным данным, комиссия была разочарована. Деньги потрачены, насыпные причалы размыты и не соответствуют требованиям, плавпричалы, заказанные за рубежом, оказались непригодными, корабли практически ставить некуда" [7]. Сейчас Минобороны утверждает, что база в Новороссийске "делается не для кораблей, которые сейчас базируются в Севастополе, а для тех кораблей, которые после развала Советского Союза оставались без технического обслуживания и береговых баз" [15]. Может быть Черноморский флот планируют вывести в Средиземное море, в сирийский порт Тартус, где во времена СССР был пункт материально-технического обеспечения (МТО). В 2006 году там развернули дноуглубительные работы, после завершения которых порт сможет принимать любые боевые корабли. Одновременно Москва начала работы по расширению порта в Латакии [16]. В опровержение Минобороны РФ, появившемся вслед за этой информацией, утверждается, что на базы просто "приводят в порядок" и у Главного штаба ВМФ нет планов досрочного вывода флота в Сирию. Выходит, что после 2017 - появятся? [17]. Разговоры о возможном возвращении ВМФ России в Средиземноморье начались еще три года назад, когда наше государство списало 70% сирийского долга. Уже тогда эксперты предполагали, что взамен Сирия предоставит возможность устроить российские базы на своей территории. "Для Черноморского флота оперативно важным районом является в первую очередь Средиземное море. Полагаю, что там должно быть восстановлено постоянное присутствие Военно-морского флота России", - заявил адмирал В.Масорин. Ему вторит и депутат Госдумы, член фракции "Единая Россия" и председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота М.Ненашев: "Средиземное море - это море постоянного судоходства нашего торгового флота, это зона исследовательских интересов нашего научного флота, здесь пролегают самые популярные пассажирские и туристические маршруты. Договор с Сирией, а также географическое положение самой базы позволяют её стать центром нашего присутствия в регионе. Поэтому наше движение при поддержке партии "Единая Россия" неоднократно поднимало тему расширения присутствия нашего флота в Средиземноморье, тесно увязывая этот вопрос с темой поддержки и обновления нашего флота" [18].
Очевидно, дело не только в базах. Должен решиться и главный вопрос: каким быть Черноморскому флоту, какие задачи он должен выполнять и какие нужны боевые корабли для решения этих задач. Без определения нового лица Черноморского флота невозможно решать вопрос о его базировании"
Примечания:
* Закон Љ55-ХХIIот 16.07.1990 "Про державний суверенiтет України"
** 1 апреля депутаты Госдумы РФ рекомендовали исполнительной власти продлевать Договор о дружбе и партнерстве с Украиной лишь при условии одновременной и внеочередной пролонгации российско-украинского соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины на последующие 20 лет на прежних условиях.
Список использованной литературы:
[1] Баклин Д. "Легендарный Севастополь - город русских моряков", 21.04.2008 г. материал с сайта:
[2] Ирина Кожухарь "Чем Севастополь лучше Новороссийска", НГ 31.10.2006 г.
[3] А.Ив. "Крым продан НАТО с помощью Лакшми Миттала", Новый Регион - Киев , 04.06.06
[4] Выступление на III-м международном форуме "ЮгТранс-2008. Портовые мощности Азово-Черноморского бассейна: развитие и конкуренция"
[5] В. Олийнык, "Украинский военный флот: непраздничные путешествия в прошлое и современность", 2005 г.
[6] А.Шевцов, "Нейтральная Украина - миф или реальность?", 2006 г.
[7] В.П. Комоедов ,"Не ждите у моря погоды", Советская Россия" 6 апреля 2008 г.
[8] К.В. Чуприн, "У России не четыре флота, а один", Независимое Военное Обозрение Љ12 (564), 4 апреля 2008 г.
[9] "На Украине считают, что Россия начинает вывод флота из Севастополя", Новый Регион-Киев, 03.08.2007 г.
[10] "Тимошенко не будет трогать Черноморский флот России на территории Украины" , 27.03. 2008 г., http://censor.net.ua
[11] Заключение экспертной группы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Министерства образования и науки РФ по проекту Комплексной программы "ЯКОНТО" по строительству "Черноморского торгового порта ЯКОНТО" и созданию Туапсинской военно-морской базы. От 02.08.2004 г.
[12] Письмо Љ 729 /15/ 1505 от 12.12.2005 г. Главнокомандующего ВМФ В.Масорина Президенту ООО "ЯКОНТО" С.П.Якунину.
[13] В.Иванов, "Севастополю ищут подмену", НВО, 18.02.2005 г.
[14] "Стивидорные компании Новороссийска после Олимпиады видят военно-морскую базу Черноморского флота РФ в Сочи", Экспертный канал "ФедералПресс", 12 Февраля 2008.
[15] Стенограмма выступления министра обороны С.Б. Иванова 7 февраля 2007 года в Государственной Думе в рамках Правительственного Часа.
[16] Газета "Коммерсантъ" Љ 98(3429) от 02.06.2006.
[17] "Россия хочет сделать сирийский порт пунктом базирования Черноморского флота". http://www.newsru.com, 02.06.2006.)
[18] "Российский флот перебазируют в Сирию", http://www.edinros.ru/news., 06.08.2007