Для начала: есть желание поёрничать. Поскольку предполагается, что в жюри люди тёртые и привычные, то ёрничать буду на их текстах. Это у меня традиция. Начал писать отзывы на БД-3. Но в комментариях к рассказам. Позже стал оформлять в обзор.
Но теперь мне кажется, что Список Мошкова не так уж отличен от остального массива текстов на конкурсе.... Да и судьи пошли куда более нервные. Больше всего мне, кстати, понравилось общаться с Остапенко. Не Сашей, а другой... Вспомнил - Юлей, да. Хотя замечаний к её тексту я выдвинул много. Что не помешало ему победить. :--)))
Есть впечатление, что уровень Списка снижается. Это не говорит о том, что менее умелые авторы в жюри, нет. Вот, мне кажется, что прошлогодний текст Субботина был сильней, чем нынешний. Возможно, стало проще напечатать текст, и лучшие уходят не на БД, а в журнал прямиком?
Всё нижеследующее, конечно, ИМХО. Надеюсь, никто не обидится.
Догорает последний луч, и каленый шар падает в Нижний мир, волоча через лабиринты домов, холмы, поля, озерную сталь- рваный багровый шлейф.
[Не очень-то понял... Может, знаки препинания не так стоят?
Если уж тут такая заявка (лабиринты, сталь...) то почему не "ЗЕЛЕНЬ холмов, ЗОЛОТО" полей? Стиль надо держать.
Кстати, Вы в курсе, чем дефис отличается от тире? И сколько по вашему мнению, я должен рассуждать: "сталь- рваный" - пропущен пробел в начале, или проставлен лишний в конце?]
Последний выдох уставшего дня срывается горячим ветром с раскаленных крыш, закипает кронами деревьев, лижет загорелые плечи ночных стрекоз.
[ Хочу Вас разочаровать. "Раскалённых крыш" - некий штамп. Они (крыши, а не штампы) бывают сильно нагретыми, но к вечеру они уже несколько остывают.
А "загорелые полечи" тех, кто ни в жисть не загорает - смешно. Это юмор? Тогда - плюс.]
Центр не спит.
Тесная улочка, залитая огнями игорных шалманов.
[Я не понял. Может, это потому что в Москве нет таких дураков: заливать огнями тесные улочки? У нас только широкие проспекты огнями заливает. В улочках - совсем другие дела...
]
Майская мошкара ткёт бороды фонарным столбам.
[Это май? И крыши раскалены? Хм... Наверно, это в Эквадоре... Но что не Австралия - очевидно. :)]
Спальные районы стелят свои обшарпанные галеоны, раздувая простыни-паруса.
[У меня отчего-то подчеркнуто красным и писан вариант: "стелют". Советую написать в Майкрософт, что они там не знают русского язык. ;)
(Эквадор, однозначно...)]
По светящимся канатам, над черной пропастью улицы ползет последний трамвай.
[ Слёзы на глазах у читателя: в мегаполисе - летучие мыши! Зелёные победили! (Может, там и филин ухает по ночам?)]
Из провала арки очерчивается одинокая фигура:
бездомный бродяга- скарабей с ворохом мешков.
[ Скарабей, как известно (ну, очевидно, что Эквадор, а не Ближний Восток, там в курсе) толкает свой груз перед собой, а не тащит на спине... Точно - "ворох мешков"?]
Пивной блеск замирает неподалеку.
[ Это был "Джин-тоник"...]
Русая прядь на лбу красится росой испарины.
[ШЕДЕВР!!! Тут испариной лоб не покрыть - а уж прядь...]
Приподняв голову, она разглядывает свой тугой шар.
[Н-да... Вам бы, мон шер, в мастерскую художника или в анатомичку. Там бы научились отличать бока от живота...]
Запирает один из патронов в кулак и гладит большим пальцем холодную сталь.
[Критик в интересе: к-где у патрона сталь? Я, конечно, могу допустить, что для автора "сталь" и "металл" - синонимы... Но кто его тогда пустил тогда судить конкурс, где есть НФ? А если сталь - это ствол?
)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))]
От нее ему надо немного- помочь высечь потухший вчера огонь.
[Вердикт: не ствол...
Не фантастика.]
ПС Будда не может быть хромым. Потому что тогда он вырастает Тамерланом. Да и аллюзия на "Хромая судьба" - не в кассу.
Субботин Вадим
Надева
В цехе пахло яблоками.
[Помню-помню. Было у кого-то на СИ. Про запах яблок. Что-то там про блиндаж... Дешевый приём.]
Сары-синап мешался с апортом и золотым парменом, зимой же сочился из оконных переплётов аромат кальвиля. Как-то, набравшись смелости, Гурьян спросил мрачноватого Бурова: отчего, мол, так? Начальник смены отмерил тяжёлый взгляд, приблизил угрюмый нос, подивился, не учуяв перегара, да поглядывал после дня два со значением.
Больше Гурьян о том никого не спрашивал и лишний раз глаза поднять боялся.
[ Н-да... Не стоит так близко к сердцу принимать утверждения о том, что в текст следует впихивать слова "нос, глаза, уши" и слова с ними связанные.]
Спину разгибал, от резака отойти, по нужде, только если уж совсем невмочь терпеть было. А когда этикетка шла - и вовсе воды не пил; к полуночи горло трескалось, сосал огрызок карандаша, коим отмечал на планшетке количество резов.
Млада приходила редко, почитай только по первым средам месяца и появлялась, да раз пришла перед Пасхой. Шепталась с Буровым, принимала деньги, скороговоркой справлялась у Гурьяна о здоровье, вкладывала в руку часть увядших купюр, уходила не оглядываясь.
Половину отдавал он в тот же вечер глухой бабке, что сдавала ему комнату. На крохотном рынке за железнодорожным переездом покупал чай, сетку картошки, шмот сала, а в тёплое время и зелени всякой.
[ Шмот... ? Если не знаете, как пишется слово - лучше им вовсе не пользоваться.
:--))))))))))))))) шмАт ... хотя, может это опечатка и должно быть. "шамот"? :--)))]
В аккурат на Яблочный Спас встала в цехе "Планета". Под ухабистый мат Бурова снимали с машины валы.
[ И зачем его занесло на машину? Вот из=за этого "Планета" и встала. Нет? А.... Тогда, видимо, матерились и снимали Бурова "вОлы"? Матерящаяся скотина - эт можно. ;)
А "ухабистый" - это значит "неумелый", в смысле "корявый"?
:--))))))))))))))))))))))))))
пс Вы это... Русский в совершенстве знаете? Типа разницу между "ухабистый" и "разухабистый" улавливаете?]
Работа враз кончилась. Гурьян и не помнил уж, когда ему днём доводилось присесть вот так без дела; незаметно задремал, упёршись затылком в станину резака, и вскоре нашёл себя утвердившимся на шатком стуле. В спину дышало холодом, маршировали по стенам тени. Он поискал глазами, и тут же, откашлявшись, назвали по имени, и сумерки подвинулись ближе, открывая бледное лицо собеседника. "Ранет", - узнал Гурьян нахлынувший запах, и дождь, поселившийся однажды в душе его, ослеп, подчиняясь, и отворились многие двери, и стало ненужным боле жить навстречу, и когда растолкали, окунув в грохот ожившей машины, узнал он жгучий пряный вкус обиды.
[ А теперь, мой милый Автор от вас требуется объяснить, откуда Гурьян знал столько сортов и умел отличать их по запаху.]
В день без числа не вышел напарник. Осилив в яблочном бреду две смены, очнулся Гурьян у железнодорожной насыпи; неслись из тьмы огни поездов, дробно стучали колёса, мимо, мимо... пришёл под утро, сорвал щеколду, повалился в чём был на продавленную кровать да и не поднялся уже. В горячем сне приходила мать, молилась беззвучно бабка Дарья, улыбалась Млада, хрустел антоновкой Буров, а после сожрала их всех пыльная пропасть трещины - и не стало ничего.
[ Мне кажется, что на вас сильное влияние оказал Д.Лондон. Рассказ "Отступник". Опять вопрос: сон горячий или горячечный? ]
И в чашу холодного неба бился звон колокольный, и света было много, и разливался окрест неслышный никому боле густой запах спелых яблок.
[ Резюме: афтор, выпий йаду.
ПС Это у меня ещё настроение хорошее, так как я зарядил на победу Зенита и что Кубань не проиграет...
ППС Вот зачем тут слово "боле"? То есть - только автор что ли его чует? Ко всему прочему, "боле" - нечто среднее между "больше" и "более". Так может у вас "более густой запах"? Так что хорошо, что его никто не чуял... Это я о том, что приём ("а вот и забытое слово") хорош, но надо им ловчее пользоваться. А на двух стандартах матч не выигрывают. :--))))]
Дьяков Сергей Александрович
Бд-7: Пост-апокалипсис
(с) Сергей Дьяков ака Фанг Илтмарский
Когда сверло, пройдя сквозь кость, натужно взвыло и провалилось в вязкую мякоть мозга, сидевший в пыточном кресле обмяк.
[ Не уверен, что нужны первые две запятые. Тормозят... И делают "сверло" - главным в предложении. А главный - "сидевший". Нет?]
Голова поникла (насколько позволяла длина проводов тянущихся к височным контактам), из рваного рта вытекла струйка кровавой слюны.
[ Тут же (имхо) напротив, то, что в скобках перенести бы перед "поникла" и ограничить запятыми.
]
- Готов, - палач, весь сплошь черная кожа и заклепки, включил реверс и освободил электродрель.
[ Н-да? Купите кусок мяса, разморозьте и попробуйте посверлить. И - реверс... Фантаст...
]
Повесив ее на крючок рядом с прочими пыточными инструментами, он достал одноразовый носовой платок и отер потное лицо. Нет, жарко не было. Просто работа всегда требовала определенного рода напряжения. А когда он напрягался - неизбежно начинал потеть.
[ Нда? А брызги крови? Он ведь не пот вытирал!
]
палач прекрасно знал, что тот плачет не от боли. Если бы он боялся боли, то не лез бы в этот мир раз за разом, как настырный таракан.
Ритуальный нож. Пальцы ковыряются в кровавом мясе, направляя лезвие между позвонками.
Палач отстегивает обезглавленное тело и открывает заглушку мусоросжигателя. Где-то в пропахшей гарью глубине ревет адское пламя.
Инквизитор аккуратно упаковывает голову в экологически чистую пленку, рисует кабалистический знак
[Словарик даёт: кабалистический...пс Упс... Заодно и там исправил... Ну, что ж теперь? ))
]
и бросает в жерло пневмопочты. На секунду, пока голова еще в его руках, чистый разум тревожит странное видение - темная зала, невероятной длинны, и стенды... стенды... стенды... сплошь уставленные тысячами голов нереализовавшего себя мессии...
[нереализовавшего - раздельно?
]
и что-то темное сидит на троне, благожелательно взирая из мрака прямо в глаза инквизитора.
[ Ну, не знаю... По мне, так масштаб уменьшен... Может,
"И что-то тёмное, покрывающее всё небо..." ?
Ну. Что сказать? Реализация слабая. ]
Тибул
Ненависть омывала его, как светлый кокаиновый драйв, когда легко и уже совсем не больно.
[Тут смысл какой? Ненависть=драйв. Или он=драйв? Как всё психоделично!
А вот это "когда легко..." к чему относится?
Мне не понять. Я не лю... Э-э-э-э... Не нюхал.]
Больно. Можешь разорвать меня на части, сообщил он Бультерьеру, который как раз и собирался это проделать. Заглянув в глаза присевшему на корточки человеку, собака приложила все возможные усилия, чтобы поджать обрубок хвоста. Когда это ей не удалось, скотина взвыла и полезла в подпол. Она протискивала и протискивала длинное тело в куриный лаз, отчаянно работая ляжками.
[Сипион: Вау! Бультерьер? "Длинное тело"...
Ответ автора: Ну... Это был очень странный бультерьер.]
- Как же я вас всех ненавижу, суки подлючие, - ласково сказал человек, вытащил из кармана Макаров и разрядил всю обойму в дергающуюся собачью задницу.
[Всех ли Макаров он разрядил? Достал он мальчиков с пальчик. Шестеро парнюг. Ну, фамилия, видать по деду - Макаровы, и всю эту обойму - разрядил.
Обойма Макаровых - и вся ряженая. В одну задницу. Н-да...]
Человека звали Гимнаст Тибул, и нынче вечером он как раз собирался прогуляться по канату.
[ Ну, я смотрю телевизор, выступления всякие. Не ходят гимнасты по канату. Брусья, кольца, вольные, опорный... А по канату... Ну, спросим у Немова при случае.]
Прогулка по канату смахивает на прогулку по доске, с одной разницей - падать, как правило, чуть дольше, а приземляться чуть больнее.
[С интересом: точно? А мне говорили, что всё зависит от высоты, на которой натянут канат. Врали? Или "по доске" - это пиратское выражение? Шутка такая была у пиратов.
ПС Кстати, не понял, откуда падать больнее?]
"cвиньи и ублюдки" , - так обычно думал Тибул, глядя на толпу внизу. Макушки волосатые и лысые, макушки в шляпах и в платках, лица, задранные кверху так старательно, что даже со своей высоты Тибул различал черные дула ноздрей.
"чтобы вам всем сдохнуть" - думал Тибул, ступая на дрожащую струну. Таракан на гитаре, вот кем он себя представлял. На электрогитаре, добавлял он к середине каната, и волоски на затылке невольно дыбились в предчувствии того, как чья-то злонамеренная рука врубит ток в шесть тысяч вольт. Из окон скалились молоденькие горожанки, и улыбки их казались белыми таблетками яда в тараканьей ловушке.
[ Не знаю, что и сказать. Тут, видно что-то личное?]
Вечером он пробирался к себе на чердак, в тараканью каморку. Мыши разбегались, услышав его шаги. Били по крыше ветки старого каштана.
[ Ветки тоже слышали его шаги?]
На кровати Тибула ждала Суок. Мыши слегка погрызли ее щеки, но чудесные длинные ресницы уцелели, и так же безмятежно глупы были кукольные глаза. Тибул падал на колени, зарывался лицом в шуршащие муслином юбки и выдыхал всю грязь длинного дня.
- Суок, - говорил он, и кукла благословенно молчала. - Суок, боже мой, Суок.
Потом голос переходил в стон. Кукла продолжала молчать, и только тряслась старая раскладушка и дребезжали часы на полке. Трещал за мотками изоляции сверчок, потерявший своего Буратино.
[Упс! А это уже другая сказка!
Пс Автор, вы слова "благосклонно" и "благословенно" не путаете?]
Время выходило на новый круг, звезды теснили другие звезды с орбиты. Никому не было дела до Тибула с Суок в их каморке, никому, решительно никому.
[ А чо, у звезд есть орбиты? Как у планет? Ишь ты, чудны твои дела, господи!]
Странно тихи на границе дня и ночи дома. Они умеют петь, но не умеют говорить, они умеют молчать, но не умеют спрашивать. В каждом доме есть своя крыса Шушара, свой Яго с платочком, своя тараканья ловушка со сладким ядом.
[Ого, еще две сказки.. А начитанный у нас автор! И про пост-модернизьм в курсе...]
Ловушка Тибула была в пупке Суок. Казалось, для чего бы кукле пупок
[ Философский вопрос... А для чего бы пупок кому другому?]
Утром звенел будильник. В раковине стояла ржавая вода, внизу ссорились соседи, отправляя сына в школу - а что сын уже пятнадцать лет как сгинул на чьей-то чужой войне, они так и не успели заметить. На стене в рамочке висела пожелтевшая страница, сочинение третьеклассника "мой город".
"Я ненавижу мой город, - писал малыш. - Я хочу, чтобы на него упала ядерная бомба, прямо на папин гараж, когда папины пятки торчат из-под его чертова запора". Под сочинением стояла крупная красная отметка "отлично". Бомба упала на город пятнадцать лет назад, но, как ни странно, ничего не изменилось, только больше стало лысых - и толпа под Тибулом теперь напоминала то ли промышленный инкубатор, то ли булыжник после дождя".
[Дождя. Человек
А это ваще не сказка, а фильм.]
смял листок, вытащил собаку из дыры за заднюю ногу и принялся запихивать ей в пасть бумажный комок. Сжатые в последней судороге зубы все никак не хотели разжиматься.
- Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет! - орал человек, разбрызгивая сапогами жидкий снег.
Но вернемся к Тибулу.
[А рази мы от него уходили? ]
"Однажды вечером он не нашел в каморке Суок. Вместо нее на раскладушке лежала записка. "Встретимся полночь кладбище, целую, твоя крыша". Крыша у Тибула была такая, что долго размышлять не приходилось.
Городское кладбище тянулось от горизонта до горизонта, длинные ряды братских могил. Крыша не оставила инструкций о точном месте встречи, но Тибул безошибочно вышел к могиле Буратино. Пятнадцать лет назад выходки деревяшки надоели папе Карло, и он убил сына - обтесал снова под полено, отрубив ручки, ножки и нос. Потом из полена столяр вырезал тельца, выкрасил золотой краской и принялся ему молиться, но и телец не принес удачи. Тогда папа Карло выкинул тельца на кладбище, и статуэтка лежала там среди зарослей ромашки и розмарина.
[ Ромашки на кладбище...
А что, в этом что-то есть. Символ любви растёт на кладбище. А то всё крапива да крапива...
]
Крыша покуривала рядом со статуэткой - казалось, нервно.
- Где Суок? - спросил Тибул.
- Да не лезь ты со своей Суок, - раздраженно отмахнулась крыша. - Не знаешь, что в городе творится? Беспорядки, смена власти и все такое. Три Толстяка заперлись в железном дворце и не желают предстать перед справедливым народным судом.
- Где Суок? - повторил Тибул.
- Будет тебе Суок. Взберешься по железной стене дворца. Под крышей есть небольшое оконце. Пролезешь в него и убьешь Трех Толстяков, а заодно и этого, как его, Маленького Принца Тутти.
- Хорошо, - сказал Тибул.
- Ты сделаешь это до завтрашнего утра.
- Хорошо, - сказал Тибул.
- В доказательство принесешь ровно в шесть утра сюда, на кладбище, уши толстяков и Маленького Принца.
- Хорошо, - сказал Тибул.
- Тогда получишь обратно свою Суок. И, может быть, мы даже назначим тебя героем-освободителем.
- А вот этого не надо, - сказал Тибул. - Пошли вы все в задницу. Верните мне только Суок.