ГЛАВА 3
Америка! Нью-Йорк. Стеклобетон.
То пустоты, то ржавчины проказа. (черноты)
На помесь черепахи с дикобразом,
Гиганта весом в миллионы тонн,
Походит город западной мечты:
В спине - шипы безглазых небоскрёбов,
И панцирем сплетённые мосты -
Сквозь Бронкса темнокожие трущобы, (Сквозь Бронкса темнокожие трущобы)
кварталы подчернённых кирпичей -
В Манхэттен, Квинз, а дальше с ростом энтро-
пии - в даль, где воздух кажется свежей,
и где число возможных этажей
спадает с удалением от центра.
И километры долгие пути,
И счётчик, путь переводящий в мили,
И небо, цвет которого сменили,
Пока мы exit не могли найти, ("экзит")
Но вот - нашли. И вот - родной хайвэй,
темнеющих селений черепашки,
огни, чужого цвета двухэтажки,
чужой породы дерево - правей.
И вот уж - ни домов, ни фонарей,
Давно пропали габаритки джипа,
В приёмнике - шумы, помехи, хрипы... (опять сплошные хрипы)
Скорей бы уж! Так хочется скорей -
Без переезда, сразу - в тёплый душ,
неважно - где: в каком-нибудь отеле,
в аппартменте, где есть на самом деле
кровать, подушки, покрывала плюш...
Зарыться в них, ключ - дважды повернуть (и дверь - на два замка; и укрываться там)
От пустоты, разлившейся в эфире.
И только звёзды в этом сонном мире (в одиноком мире)
Узнали нас и освещали путь. (узнали нас и улыбались нам) (скрашивали)
Америка - чужих гармоний строй, (иных)
Какой тебя увидел мой герой?
ГЛАВА 4
ДНЕВНИК ПЕРВЫЙ
-n-
Я смотрю на людей - и отчаяньем сводит виски:
Столько хрупкости и слепоты. Одинаково страшен
Вид беспечной весёлости и равнодушной тоски
(благородной, неумелой, или бесплодной)
Ежедневных забот, поглотивших сознание наше. (беззаботных)
Я смотрю с высоты молчаливых скалистых вершин,
Чей для нас недоступен спокойный и медленный гений,
Чья улыбка одна или жест удивленья один
Равен жизни десятка людских поколений.
Вот они подпускают к себе однодневок смешных -
Наблюдают вблизи суетливых бродяг-лилипутов,
Позволяют нам ранить и камень коленей своих,
И лесистую грудь, и замёрзших предплечий уступы.
Вот они говорят... И трудна их неспешная речь:
Оглушённой души незаметно касается вечность,
Как вечерний туман - угловатых девчоночьих плеч,
Как последние сны о расплате за нашу беспечность.
-m-
По-моему, есть только один критерий, позволяющий распознать, с Богом ты или - нет.
Когда из человека уходит Бог, у него тускнеют глаза, перестают - светиться.
Покуда Бог ещё пребывает в человеке, какое бы несчастье ни случилось с ним,
какое бы горе ни закралось в его дом,
его глаза продолжают излучать свет, сквозь боль и грусть, тепло и сомнение -
и свет этот целебен для всех, кто заглянет ему в глаза,
и - удивится.
Глаза же, в которых нет Бога,
могут быть прозрачны и светлы, глубоки и темны, горячи и не'жны,
они могут притягивать к себе и затягивать в себя,
как затягивают в себя темнота и вечность,
но никогда, даже в минуты самого острого, самого долгожданного счастья,
не способны они излучать свет.