Николайчук Игорь : другие произведения.

Эффективная пропаганда патриотизма - один из ключевых факторов Великой Победы Советского Народа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Памятка ваучеризаторам советской госсобственности.
    Формирование готовности российского общества к массовому героизму всегда было инструментом стратегического сдерживания, в течение сотен лет - периодических нашествий на Россию англосаксонского Запада и иже с ним.
    Жизнь распорядилась так, что одно из главных событий ХХ века - Победа в Великой Отечественной Войне - в постсоветский период, как, впрочем, и советский период, и вся многовековая История России - в очередной раз подверглись беспрецедентным смысловым искажениям. Её участники, особенно те из них, кто был вписан и закреплён в исторических документах Человечества, в исторической памяти нашего народа, и в его позитивных мифах - стали объектами яростного иррационального шельмования России и всего её многонационального населения, и, прежде всего, "неправильных русских".
    Состояние российского общества и, прежде всего молодёжи, вброшенной учебниками Сороса в пучину исторического беспамятства, становится сегодня чрезвычайно опасным, для сохранения суверенитета и территориальной целостности России. Ситуация требует немедленного отрешения копрадорской буржазии и властного чиновничества - некомпетентного и "либеральствующего по-возможности" - от Власти и управления госсобственностью, а казнокрадов и мздоимцев, - публичному осуждению.
    Плох или хорош был Лев Мехлис (сейчас у отечественной "пятой и шестой отечественных колонн" - он только "цепной пёс Сталина") - в качестве "кризисного полководца", нас сейчас не интересует. А вот плох или хорош он был в роли руководителя идеологической "перековки" политической работы в РККА и перехода с рельсов утопического интернационализма на рельсы русского патриотизма в его советской ипостаси, разобраться давно стоит.
    Случайно ли отечественные и зарубежные либеральные демократы, как по команде, снова возопили о возврате событий 1937 года?

  Николайчук Игорь.
  
  Эффективная пропаганда патриотизма - один из ключевых факторов Великой Победы Советского Народа.
  
  Источник: redstar.ru/effektivnaya-propaganda-patriotizma-yavilas-odnim-iz-klyuchevyh-faktoro... - Игорь Александрович НИКОЛАЙЧУК - эксперт Центра специальных медиаметрических исследований. 4 мая 2018.
  
  СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ ИДЕОЛОГИЙ
  При этом приходится признать, что традиция рассматривать Отечественную войну как схватку не просто РККА и вермахта, а "красного" и "коричневого" проектов, как столкновение двух идеологий утеряна. В такой интерпретации цели войны и попытка определиться с её истинным характером принципиально выносятся за скобки. Особенно популярным стало утверждение, что советские генералы победили немецких просто потому, что "завалили их трупами".
  Вместе с тем американские исследователи, осмысливая в первое послевоенное пятилетие истинные причины победы Советского Союза над нацистской Германией, особо подчёркивали присутствие у СССР такого преимущества, как наличие сформированного в предвоенное время мощного духовно-патриотического потенциала. Скажем так: сцементированное и мобилизованное общество без колебаний выдало советскому руководству мандат на тотальную и бескомпромиссную борьбу с врагом.
  Кто знаком с историей создания, казалось бы, в принципе невозможной антигитлеровской коалиции, наверняка подтвердит, что это знаменательное событие стало возможным только после того, как лидеры англосаксонского мира убедились в стальной готовности Советов идти до конца.
  Великий русский учёный Владимир Бехтерев предлагал ввести в школах воспитание социального героизма.
  Ведущий американский специалист по военной пропаганде Пол Лайнбарджер в начале 1950-х годов писал: "Советские коммунисты блестяще, почти с ужасающей эффективностью, провели предвоенную пропагандистскую кампанию в своей стране".
  Тем не менее на признание заслуг советского идеологического и пропагандистского аппарата в подготовке и достижении Победы в Великой Отечественной войне, в отличие от освещения деятельности высшего советского политического и военного руководства, популяризации случаев героизма бойцов и командиров, самоотверженности тружеников тыла, всё ещё наложено табу.
  Плох или хорош был Лев Мехлис (сейчас это только "цепной пёс Сталина", однако в русской армии он с 1911 года, а в 1917 году дослужился до унтер-офицерского чина фейерверкера 2-й гренадерской артиллерийской бригады на Румынском фронте) в качестве "кризисного полководца", нас сейчас не интересует. А вот плох или хорош он был в роли руководителя идеологической "перековки" политической работы в РККА и перехода с рельсов утопического интернационализма на рельсы русского патриотизма в его советской ипостаси, разобраться давно стоит.
  Отметим только, что он был самым активным инициатором, организатором и исполнителем такой работы. Именно он "придумал" ордена "князей" - Суворова, Кутузова, Александра Невского. Был учреждён и орден Богдана Хмельницкого - единственный орден СССР, надпись на котором сделана по-украински: "Богдан Хмельницький". Мой отец был награждён этим орденом за участие в Корсунь-Шевченковской операции.
  
  ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГЕРОИЗМА.
  Необходимо признать: для создания и поддержания в предвоенное и военное время атмосферы активного патриотизма, укоренения в советском народе оборонного сознания пропагандисты и идеологи того времени смогли не только разработать эффективные технологии влияния на символическое пространство, которые были адекватны существовавшему социуму, но и создать такую общественную атмосферу, когда личностные духовные потенциалы трансформировались в то, что принято называть массовым героизмом и жертвенностью.
  Если присмотреться к этому внимательно, то ростки такого успеха видны уже в идеях великого русского физиолога и психолога Владимира Бехтерева, который считал, что психическая энергия человека, энергия его жизни не может исчезнуть бесследно, а должна перейти в какую-то иную форму. Учёный говорил в этой связи о принципиально важной вещи - социальном бессмертии души. Он уже в советское время предлагал ввести в школах воспитание социального героизма. "Служение обществу должно чувствоваться детьми даже не как должное, а как необходимое и неизбежное, как внутренняя потребность, как оправдание своего бытия", - писал Бехтерев.
  Коллективное желание "добить врага в его логове" было сильнее, чем индивидуальный инстинкт самосохранения.
  Однако это не означает универсальности опыта "советских пропагандистов". Историки делают важное наблюдение: "Начало Первой мировой войны было встречено небывалым патриотическим подъёмом: царскому правительству обществом и народом был выдан огромный кредит доверия, который, однако, оказался растрачен весьма быстро. Уже через два с половиной года практически всё общество отвернулось от императора, а народ не выступил в его поддержку".
  Говоря о современных принципах стратегического сдерживания противника на основе готовности общества к массовому героизму и о позитивных установках подобного рода как факторе победы в массовых войнах ХХ века необходимо учитывать опыт осмысления поражения России как раз в Первой мировой войне. "Наша готовность дипломатическая к войне была превосходна, финансовая и военная - весьма сносная, но во внутриполитическом отношении мы были совершенно не готовы; удивительным является не революция 1917 года, а запоздание её на два года", - так оценивал положение вещей Александр Свечин, один из русских военных стратегов, признанных в мировом масштабе.
  Война была проиграна, Российская империя развалилась. Позволим себе применить "шаблон Свечина" для оценки качества предвоенных приготовлений к случаю войны СССР с нацистской Германией: в дипломатическом отношении - безобразно, в финансовом и военном - вполне сносно, во внутриполитическом - блестяще. Итог: Победа. СССР стал сверхдержавой.
  Сегодня век триумфа коммуникационных технологий и понимания социальной роли стратегической пропаганды. Но создаётся ли у нас потенциал массового героизма?..
  Пока налицо воспроизводство "диванных армий", активизм которых является неким эквивалентом кредита доверия политикам. Ситуация сегодня складывается следующая: общественные энергии легко возбуждаются, но ни во что мало-мальски значимое не трансформируются. Это приводит к определённым психическим сдвигам на индивидуальном уровне, что можно отследить, анализируя дискуссии в Сети, где градус агрессивности участников коммуникации часто зашкаливает. Но чем-то жертвовать никто не собирается!
  
  "У НАС ГЕРОЕМ СТАНОВИТСЯ ЛЮБОЙ..."
  В русле развиваемой темы нельзя не коснуться вопроса о том, что и население гитлеровской Германии, равно как и практически всех стран континентальной Европы, попало под воздействие нацистской стратегической пропаганды. Эффективность работы ведомства Геббельса никто из современных исследователей не оспаривает, а выражение "геббельсовская пропаганда" стало нарицательным.
  Кстати, из 37 дивизий ваффен-СС (войск СС. - Ред.), участвовавших в войне, только 12 были немецкими. Войска СС до середины 1943 года комплектовались на добровольной основе и представляли собой всемирный "чёрный интернационал". В битве за Берлин, когда исход войны был всем уже ясен, особую стойкость проявляли солдаты 33-й гренадерской (французской) дивизии СС "Шарлемань".
  Но ещё сильнее был наступательный порыв советского солдата. По свидетельству участников боёв, несмотря на понимание перспективы скорого окончания войны - буквально в течение нескольких дней или даже часов - и страстное желание дожить до Победы, красноармейцы неоднократно нарушали приказы о прекращении захлебнувшихся атак в целях закрепления на достигнутом рубеже и наращивания сил для последующего броска. Советские солдаты большими группами продолжали штурмовать здания, несмотря на кинжальный огонь из окон и подвалов. Коллективное желание "добить врага в его логове" было сильнее, чем индивидуальный инстинкт самосохранения.
  Героизм для красноармейца - это некоторая заданность, постоянная готовность к героизму (ожидание момента для реализации) и даже латентная жизненная потребность отдельных членов сообщества, выступающих как единое целое в своей идейно-духовной сплочённости: "Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой..."
  
  ПОНЯТЬ РУССКУЮ ДУШУ.
  В Соединённых Штатах не так давно на волне стратегической кампании по борьбе с "русской пропагандой" имело место нечто вроде ренессанса "стратегической социологии". В конце апреля 2015 года министерство армии США направило в военную академию США в Вест-Пойнте запрос на проведение социологического исследования, посвящённого России. Пожалуй, впервые за всю историю постсоветской России перед американской военной наукой США остро встал вопрос о прояснении состояния и реальных характеристиках массового сознания россиян. Особый интерес вызвали сфера идеологии и влияние на формирование мировоззрения и жизненной позиции активной части населения РФ советских исторических мифов и - шире - трактовок событий и фактов из новейшей истории России.
  Американские специалисты в области информационно-психологического противоборства и стратегической пропаганды настояли на выделении необходимых финансовых средств для проведения в России сразу двух социологических исследований, которые, впрочем, проводятся по единому контракту. Первое из них имеет целью определиться с тем, "что представляет собой современный русский национализм" (под национализмом в данном случае по американской традиции подразумевается патриотизм). Второе должно прояснить вопрос о том, "как граждане Российской Федерации воспринимают те или иные события из истории своей страны ХХ века".
  К сожалению, результаты исследований нам недоступны. Тем не менее, само инициирование таких исследований отражает тот факт, что американское научное сообщество, обслуживающее силовые ведомства и спецслужбы, решило обратить самое пристальное внимание на эволюцию системы общественно значимых исторических мифов, сопровождающую процессы в российском социуме.
  
  Плох или хорош был Лев Мехлис (сейчас у отечественной "пятой и шестой отечественных колонн"это только "цепной пёс Сталина") - в качестве "кризисного полководца", нас сейчас не интересует. А вот плох или хорош он был в роли руководителя идеологической "перековки" политической работы в РККА и перехода с рельсов утопического интернационализма на рельсы русского патриотизма в его советской ипостаси, разобраться давно стоит.
  
  Все приведённые примеры и рассуждения должны подводить нас к одной мысли: ключ к победе лежит в работе на собственной территории. История показывает, что при экстраординарных усилиях и при целенаправленной политике стратегическая пропаганда может превратиться в "абсолютное оружие", в фактор стратегического сдерживания нашествий извне и изнутри.
  
  Игорь Александрович НИКОЛАЙЧУК - эксперт Центра специальных медиаметрических исследований. 4 мая 2018.
  Игорь НИКОЛАЙЧУК
  
  Статья размещена в журнале "Самиздат" инженером Гребенченко Ю.И. Волгоград. 13.02.2019. 15:00.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"