Рейнеке-Григорьев : другие произведения.

Есть ли у женщины душа?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 585 г. от Р.Х. состоялся меровинговский галльский Собор под председательством св.Приска Лионского. Этот Собор решил положительно поднятый одним из иерархов вопрос о том, является ли женщина человеком - 32-мя голоса против 31-ого голоса святителей. Как видим, для отцов Собора вопрос был весьма дискуссионным и чрезвычайно острым для общества. Настолько острым, что во множестве последовавших публикаций это событие вообще было объявлено мифом, который со всей очевидностью компрометирует Христианство. Однако, наличие исторических документов об этом, учитывая исторический и богословский контекст, представляется по меньшей мере опрометчивым называть мифом обсуждение на Маконском соборе вопроса о том, является ли женщина человеком (именно в антропологическом, духовном смысле понятия "человек").

  Антоний Александрович Рейнеке-Григорьев
  
  
  Вопрос о женской душе.
  
  
  Источники: https://antonio-rg.livejournal.com/856094...; html. https://antonio-rg.livejournal.com/2009/11/. 2009-11-18 05:29:00.
  
  В 585 г. от Р.Х. состоялся меровинговский галльский Собор Христианской Церкви под председательством святителя Приска Лионского. Этот Собор решил положительно поднятый одним из иерархов вопрос о том, является ли женщина человеком - 32-мя голоса против 31-ого голоса святителей. Впрочем, как видим, для отцов Собора вопрос был весьма дискуссионным.
  
  Собор этот прошел в Маконе (нынешняя Бургундия, Франция). Присутствовали сорок три епископа, 15 епископских посланников и 16 епископов без кафедр. Этот собор был вторым (всего в Маконе прошли шесть поместных соборов). Речь шла о богослужебной практике, о сборах пожертвований, о нравственном облике епископов, о судебной системе. Но не только об этом. Одна из дискуссий не отражена в соборных деяниях, но св. Григорий Турский, описывая наиболее важные вопросы, поднимавшиеся на соборе, касается следующего:
  
  "На этом же соборе поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он успокоился. Ибо Священное Писание Ветхого Завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении Богом человека, сказано: "...мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам", что значит - "человек, сделанный из земли", называя так и женщину и мужчину; таким образом, он обоих назвал человеком. Но и Господь Иисус Христос потому называется Сыном Человеческим, что Он является сыном Девы, то есть женщины. И Ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино: "Что Мне и Тебе, Жено?" и прочее. Этим и многими другими свидетельствами этот вопрос был окончательно разрешен" (Григорий Турский. История франков. М., 1987, с. 230).
  
  Другими словами, во время собора один из епископов обратился к своим собратьям с предположением, что латинское понятие homo (человек) не включает в себя женщин. Ему возразили, что в Вульгате слово homo используется в Бт 5:2 по отношению и к мужчине, и к женщине. Действительно, "адам" в библейском тексте означает "человек", в то время как "иш" - "мужчина". Св. Иероним при переводе на латинский совершенно адекватно перевел "адам" как homo.
  
  С течением времени представление об этой дискуссии свелось к странной версии, согласно которой на одном из вселенских (!) соборов обсуждался вопрос, есть ли у женщин душа. С перевесом в один голос было решено, что душой женщины все же обладают. Многим известна именно эта вариация истории, произошедшей на соборе. Разумеется, здесь необходимо опровержение. Как пишет современный римско-католический автор:
  
  "Сказка о том, что "женоненавистнический" Маконский собор (созванный королем Гунтрамом общефранкский синод под председательством св. епископа Приска Лионского) отрицал, что у женщин есть душа, основывается на ложной интерпретации аргументов одного из участников Собора: он утверждал, что женщину нельзя называть "hominem"; "homo"="мужчина", не "человек" (Йозеф Лортц. История Церкви... М., 1999. П. 37).
  
  Проблема в том, что наряду с подобными необходимыми пояснениями иногда заявляется, что "вопрос был поставлен не в антропологическом, а в филологическом плане" (Кардинал Йозеф Хёффнер. Христианское социальное учение. Культурный центр "Духовная Библиотека"). Это предположение, сводящее к нулю богословскую составляющую рассматривавшегося вопроса, могло бы оказаться верным, если не учитывать предысторию вопроса, как и его послеисторию. Но мы, разумеется, должны учитывать исторический и богословский контекст этого события.
  
  Дело в том, что епископов в то время волновали не филологические дискуссии, но богословские. И одной из актуальных тем являлся вопрос о том, является ли женщина сотворенной, как и мужчина, по образу Божию. Псевдо-Амвросий Римский (анонимный комментатор Посланий Ап. Павла, живший в 4-м веке, сочинения которого в средние века приписывались св. Амвросию Медиоланскому) прямо утверждал:
  
  "Таким образом, женщина ниже мужчины, потому что она - его часть, потому что женщина происходит от мужчины; потому и по этой причине женщина подчинена мужчине... Мужчина создан по образу Бога, но не женщина..." (PL 17, c. 253).
  
  Ему вторил Псевдо-Августин:
  
  "Как это получается, что, хотя мужчина и женщина суть одна плоть, мужчина является образом Божиим, а женщина - нет? Во всяком случае, мужчина и женщина обладают одной сущностью в духе и в теле, но в чине мужчина выше, потому что женщина - от него, как Апостол говорит: глава жены - муж" (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum 50, с. 51).
  
  Если учесть, насколько дискуссии относительно образа Божия в человеке волновали богословов того времени, причины, побудившие одного из епископов к выступлению на Маконском соборе становятся понятными. Не все, однако, были согласны с подобными высказываниями, что и проявилось на соборе. Не будем забывать, что именно этот собор принял решение, указывающее на возможность женщинам присутствовать в алтаре. Четвертый канон Маконского собора гласил:
  
  "Каждый воскресный день верные, мужчины и женщины, должны приносить хлеб и вино на алтарь".
  
  Называть этот собор "женоненавистническим" нет особых оснований. Но нет ничего удивительного и в том, что подобный вопрос все же прозвучал. С течением времени обнаружилось, что вопрос с творением женщины по образу Божию (т. е. ее духовной полноценности как человеческого существа) исчерпан не был.
  
  Ученый Валенций Ацидалий, преподававший в 16-м веке в Силезии, опубликовал труд, в котором на тех же основаниях, что и безымянный епископ на Маконском соборе, делал уже собственные выводы - а именно, что женщина, в отличие от мужчины, не имеет души. Лютеранский богослов Симон Геддиций издал опровержение на это сочинение, озаглавленное "В защиту женского пола".
  
  Тем не менее, памфлет Ацидалия множество раз перепечатывался - например, по-итальянски он был издан в Лионе в 1645 году под заглавием "Женщины не имеют души и не принадлежат к человеческому роду, как это показано из многих мест Св. Писания". Итальянка Архангела Таработти написала опровержение под названием "В защиту женщин". Но папа Иннокентий X декретом от 18 июня 1651 года поместил это опровержение в Индекс запрещенных книг, что в очередной раз заставило многих задуматься над позицией Римско-католической церкви.
  
  Немецкий лютеранский пастор Иоганн Лейсер был одним из тех, кто в связи с заново разгоревшейся дискуссией вспомнил о событиях Маконского собора. Он напомнил: "Среди святых отцов (собора) был один, который утверждал, что женщина не может и не должна именоваться "человеческим существом" (homines). Этот вопрос был посчитан настолько важным, что подвергся публичному обсуждению в страхе Божием. В конце концов, после многих аргументов, приводимых относительно этого вопроса, (епископы) заключили, что женщины все же являются людьми". Датский кальвинист Пьер Бейль в своем Словаре отмечал: "Что мне кажется странным, так это обнаружить, что Соборе вопрос о том, являются ли женщины человеческими существами, был предложен (к обсуждению) совершенно серьезно и что он был решен утвердительно лишь после долгих дебатов".
  
  История имела продолжение, когда в начале 19-го века в законодательные органы американского штата Теннеси приступили к обсуждению вопроса о том, каков юридический статус женской души. Было вынесено решение, согласно которому замужние женщины не обладают свободными и независимыми душами, и потому не имеют имущественных прав.
  
  Итак, учитывая исторический и богословский контекст, представляется по меньшей мере опрометчивым называть мифом обсуждение на Маконском соборе вопроса о том, является ли женщина человеком (именно в антропологическом, духовном смысле понятия "человек").
  
  Статью Рейнеке-Григорьева "О женской душе" и послесловие в Интернет-журнале Samlib.ru разместил Гребенченко Ю.И. Волгоград, 2021, 11 ноября, 17:20.
  
  PS.
  
  Надо отметить, что очевидное психофизиологическое различие и, следовательно, естественное неравенство полов - в средневековье было доведено до жестого абсурда, прежде всего возможностью взаимно исключающего толкования противоречивых текстов священных книг мировых религий - Библии, Корана, Торы - не только дискуссиями "О женской душе", как впрочем и "о душах людей", если речь шла о не европейцах, а о"желтолицых индейцах Америки и прочих цветных Африки и Азии. Так, папскими буллами была инициировано уничтожение в Европе "ведьм" (5 декабря 1484 года Римский Папа Иннокентий VII издал буллу 'Summis desiderantes affectibus', положившую начало охоте на ведьм в Европе); признание наличия у индейцев души - Булла от 2 июня 1537 года Папы Римского Павла III - признала индейцев людьми, имеющими душу, и по этой причине запретил превращать их в рабов. Булла инициировала обращение индейцев в христианство европейскими миссионерами. Но непризнание души у чернокожих африканцев - инициировало их обращение в рабство. Впрочем, то и другое сопровождалось геноцидом коренного населения.
  
  Противостояние полов всегда имело меркантильную основу. В настоящее время со всей очевидность оно снова принято Мировым Капиталом в качестве средства борьбы с перенаселённостью Земли, в т.ч. чрезвычайно агрессивной пропагандой ЛГБТ, и весьма "преуспело", правда, только в отношение англосаксов, колонизовавших в средневековье весь мир "неполноценного" коренного населения всех континентов Земли.
  
  В священных книгах мировых религий есть множество противоречивых высказываний о неравенстве полов, при неизречённости их причин, уходящих в неизречённость ПРИЧИН различий "души" и "тела" - при жизни взаимосвязанных - разлетающиеся при смерти, вследствие неистребимости души и тленности тела.
  
  Со времён античности в Христианстве утверждается, что душа, будучи в Библии неизречённой, есть только у человека, но дискутируется наличие души и у животных. В других религиях утверждается, что душа есть и у вещей, а в некоторых, в связи с этим, даже исповедуется реинкарнация-переселение душ - во что угодно.
  
  Если обсуждаем безынерционные свойства двух взаимосвязанных форм существования энергии - безынерционных дельта-импульсов энергии и потенциальной энергии - имеющихся во всех материальных объектах и средах вещественного мира и излучаемых ими, испытывающими определённые метаморфозы-преобразования, то "душа-энергия" есть у всего сущего, соответственно и в Мире в целом - Боге.
  
  Источник: Гребенченко Ю.И., Ольшанский О.В., Трембовецкая. Энергия - проявление сущности Сущего. samlib.ru'g/gpebenchenko_j_i/265.shtml.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"