Грачёва Мария Владимировна: другие произведения.

Абсолем и штукатурка

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на книгу Мариам Петросян "Дом в котором"

"Абсолем * и штукатурка"

Червяк долго - минут пять! - молча попыхивал кальяном, но в конце концов действительно опять вынул изо рта чубук и сказал: - Так ты думаешь, ты в кого-то превратилась?
- Боюсь, что так! - сказала Алиса. - Главное, все время делаюсь то маленькая, то большая, и ничего не могу вспомнить толком.

"Алиса в Стране Чудес" Льюис Кэрролл.


   "Дом, в котором" Мариам Петросян неоднозначная книга. Вы найдете ее в списках десяти самых лучших творений современных прозаиков. Казалось бы, какие могут быть сомнения, если она уже признана? Почему неоднозначная? - спросите вы. Существуют отрицательные отзывы, причем такие, что невольно задумаешься: автор, так же как Кэрролл писала в часы мигрени. У этой книги есть как восторженные поклонники, так и гневные обличители. Но вот парадокс - и те и другие одинаково многословны. Слова, как река. Это в первую очередь то, чем заражаются люди, вдруг взявшиеся читать эту книгу.
   Каюсь, я как не старалась, похоже подхватила ту же многословную хворь. В одном со мной согласятся все: не думать о Доме и его героях очень трудно.
    Многие обличители столь гневливы от того, что сам жанр, к которому отнесли Книгу, необходимо хотя бы чуть - чуть изучить. Отличить от реализма. И говорить: " Вы просто книгу не поняли!" - не надо. Давайте жить дружно!

Что есть Магический реализм и насколько "Дом, в котором" соответствует ему?


Эпилог одно из самых слабых мест книги. Определить что же правда, а что ложь невозможно - есть целых три мира. Вроде бы "настоящий", Пограничный, и мир с Чернолесом. Во всех мирах протянуты комковатые нити как "повседневного", так и "мистического".
Книга соответствует жанру, приправлена готическим "кремом". Сверху вишенка - неизвестный недуг: "Болезнь Потерявшихся"

Сюжет.


События представляются с альтернативных точек зрения˄- жирный минус в совокупности с размером романа. Вот представьте, у вас в руках десятки нитей, спутанных нитей, длинных-предлинных. Вы ухватились за ту, что вроде бы из того клубка, назовем его розовым, но тут вам приходится бросить этот клубок, потому что вы заметили конец белой нитки. Вот примерно так вы и будете себя чувствовать, читая книгу.
Не удачный, на мой взгляд, ход - Интермедии. Если, не ошибаюсь, и в основное повествование и "ретроспекциях" использован Саспенс т. е вопрос, ответ на который находится в будущем. Если бы Автор использовала Тайну, т. е вопрос, ответ на который находится в прошлом - было бы намного понятней. Читая, интермедии, я думала: "пойму, наконец, что же произошло". Но, Нет! все ответы Автор откладывала "на потом", замучила читателя, в моем лице, скукой.
Если вы будете терпеливы, вам нравиться выискивать смысл, порой, там, где его нет - сюжет увлекателен. Ну, а если вам все это не нравиться - появиться желание бросить читать на середине. Привяжется ощущение, что книга разбухает философиями, их становиться много. И вот вы уже, как злобный раджа из мультфильма о Золотой антилопе кричите: "Довольно, довольно". Но если вырвать "премудрости" из контекста, глиняшки вновь станут золотом. При желании книгу можно легко разобрать на цитаты.
Сюжет предсказуем? В этом и состоит коллапс времени - многие события повторяются. Прошлый выпуск закончился кровопролитием. Этот - забрал двадцать шесть детей. По-моему, равнозначные происшествия. Герои, не могут пойти в разрез со своей ролью. Как Шут всегда будет Шутом. Также как Курильщик, к примеру, играя роль, вынужден задавать вопросы.

Герои.


Как я написала выше, все они играют и носят маски, показательно яркие. Они не могут вызывать симпатию или эмпатию у читателя - так как заведомо "необычные".
Рыжий, к примеру:
"Во главе стола - Рыжий. Огромные зеленые очки, бритая голова, роза на щеке и идиотская ухмылка. Крысиный вожак. На моей памяти уже второй. Вожаки у них долго не держатся"
"Рыжий как ни в чем ни бывало протягивает ему сигареты и закуривает сам, плюхнувшись на пол. Волосы у него, как засохшая кровь, и губы такие же яркие, словно в губной помаде. Подбородок в розовых царапинах от бритья, на шее - связка сухих куриных костей. Он чудной, как все Крысы, а вблизи кажется даже еще более странным".
И вот, когда Рыжий снял свою маску:
"Он поворачивается спиной к коридору и, воровато оглянувшись, сдергивает очки. И исчезает. Во всяком случае, так кажется Курильщику. Что Рыжий исчез. На Сфинкса печально смотрят темные глаза в медных ресницах, а худое лицо их владельца принадлежит какому-то незнакомцу, который никак не может быть Рыжим. Исчезли бритые брови, шрамы на подбородке, мерзкая ухмылка. Глаза ангела стерли их, изменив лицо до неузнаваемости. Длится это наваждение пару секунд, после чего Рыжий надевает очки, и ангел исчезает. Остается неврастеник и извращенец".
Курильщик о Рыжем:
"- Знаешь, Сфинкс, - говорит Курильщик глядя ему вслед, - я когда-то играл сам с собой в такую игру: мысленно раздевал всех подряд... ну не всех, в основном вожаков - раздевал их, брил, или там прически менял. Довольно интересная игра. И вот с Рыжим у меня ничего не вышло. Я думал, оттого, что у него очки такие. Слишком заслоняют лицо. А, оказывается, это оттого, что то, что под очками вовсе не он".
Вы вряд ли увидите в героях себя, поймете, чем они живут, зачем делают ту или иную вещь. Их физические недостатки высвечиваются сценическими софитами, и вскоре они становятся чем-то, вроде костюма. Хоть автор и пытается раскрыть образы героев, лично мне не удалось их понять. Большинство изменений в характерах героев происходит в Кульминации. Как-то "вдруг", без видимых причин Горбач уходит жить на дерево - захотелось ему. История Македонского утратившая динамизм к концу, разрешается. Но я, к примеру, уже успела забыть, что он пытался покончить с собой. То есть конфликт Македонский - Сфинкс, мог в теории оживить повествования, сработай он гораздо раньше. Главные секреты открылись и я должна подумать: "Наконец-то!" Но, на самом деле, мне хотелось скорее дочитать до конца.
В целом, книга не плохая. Но есть места, которые буквально коробят, к примеру, предметы, появляющиеся в сцене неоткуда. Благо, потом, этот прием худо-бедно объясняется. Язык, насколько, я могу судить, хороший.
Я не возьмусь читать ее второй раз, к сожалению.

Напоследок, версии, сложившиеся в моей голове:


Версия первая, поверхностная.

Эрик Циммерман попадает в интернат. Эрик, ставший жертвой "травли" со стороны других детей, скрывается от проблем реального мира, как мы порой ускользаем в мир фантазий. И все вокруг преображается: Директор становиться Акулой, он сам Курильщиком, а обидчики становятся "Фазанами".
Цитата:
"В наружности Фазаны не встречаются, поэтому мне трудно судить, но если бы они там водились, Дом был бы тем самым местом, куда они стремились бы изо всех сил. Другое дело, что в наружности их нет, и, мне кажется, что создает их именно Дом. Значит, какое-то время до того, как попасть сюда, все они были нормальными людьми".
Действительно, что это за мания - правила кругом? Если подумать, в реальном мире подобные дети вольно или невольно следуют распорядку и перестают его замечать.
Что если "Фазанами" когда-то были все обитатели дома? Но затем, Дом их "втянул". Так появились: крысы, птица и псы - бегущие от расписания и людей, делающих за них, то, что они сами не могут. "Фазаньи" правила в том. Другом доме, проступают на стенах надписями, законами. Дом для "стай" - место, где, дети-инвалиды жить не могли бы.
Дети сами придумали Дом, в который попал бегущий от злой реальности Курильщик. Провалился в узкую кроличью нору.
"Я храбро пересек ее, въехал в коридор за вестибюлем, и оказался совсем в другом мире. Здесь как будто взорвалась цистерна с красками. И не одна. Надписи и рисунки встречались и на нашей стороне, но здесь они не встречались, здесь они и были коридором. Огромные, в человеческий рост и выше, режущие глаз, они змеились и струились, налезали друг на друга, разбрызгивались и подпрыгивали, вытягивались до потолка и стекали обратно. По обе стороны от меня стены будто вспухли от росписей, а сам коридор стал казаться уже".
Версия вторая, метафоричная.

А были ли в доме дети на самом деле?
"Слепой исчез, и Ральфу почудилось, что он сидит перед застывшей рептилией, которая впрочем, вполне могла оказаться сучком причудливой формы, или даже тенью от сучка. Чем бы это ни было, оставаться в неподвижности оно умело очень долго".
Представьте. Дом, старый и ветхий. Он стоит пустым очень долго, но когда-то в нем жили дети. В его воспоминаниях они остались - принцессами, драконами, рыцарями. Но дом плохо понимал людей и, мастеря игрушки, склеил их по кусочкам, искажая черты. Он просто хотел играть, расставив фигурки на причудливой шахматной доске с множеством полей. Игра получилась жестокой, но что поделаешь: король должен устранить угрозу. Подслеповатый Дом иногда терял фигуры, выбывшие из игры, и не мог найти. Игра закончилась. Игрушки заштопаны, обновлены, некоторые обзавелись новыми руками, глазами. Игра начнется вновь, вступит в следующий круг...
Закончить хочу цитатой из книги, произнесенной Сфинксом.
Все зависит от рассказчиков. Ни один рассказ не может передать действительность такой, какой она была.

В фильме Тима Бертона "Алиса в Стране Чудес" гусеницу зовут Абсолемом.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) Д.Панасенко "Бойня"(Постапокалипсис) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Троицкая "Церребрум"(Антиутопия) Н.Семин "Контакт. Игра"(ЛитРПГ) Е.Кариди "Суженый"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Т.Серганова "Айвири. Выбор сердца"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"