Грачёва Мария Владимировна: другие произведения.

Будущее человечества - деградация или интеграция в галактический разум?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


  • Аннотация:
    Рецензия на книгу "Роза и червь" - первый мой опыт написания рецензии на научно-фантастическое произведение.

Обложка [Грачева мария]

Будущее человечества ─ деградация или интеграция в галактический разум?

Вопрос от Роберта Ибатулина.

   Единственным автором, научно-фантастические романы, которого я читала, был Жюль Габриэль Верн. Причин тому несколько. Первое, то, чем отличаются книги Жюля Верна от других. Для меня - это ощущение, будто бы ты читаешь настоящую хронику. Понимаете о чем я?
"26 июля 1864 года по волнам Северного канала шла на всех парах при сильном норд-осте великолепная яхта".
Или "Балтимора, 3 октября. Председатель Пушечного клуба имеет честь уведомить своих сочленов, что на общем собрании 5-го числа текущего месяца он сделает сообщение, способное возбудить у них весьма сильный интерес".
И наконец, "Однако, 20 июля 1866 года судно "Губернатор Хиггинсон" встретило в море в пяти милях от восточных берегов Австралии гигантскую темную плавающую массу".
Второе, то, чего не хватает многим книгам. Смелых персонажей, мечтателей, таких как профессор Отто Лиденброк и Филиас Фогг. Конечно, когда большая часть мира изведана и открытия свершились, казалось бы, нам остаётся ждать, когда же, наконец, будет пройдена веха, предсказанная "законом Мура". А ведь это Терра инкогнита, край неизвестного будущего, таинственный и от того пугающий. В рамках традиционной науки строить концепции будущего ─ безопасно. Но где же они чудаки, верующие в Эфир? Где отважные разрушители устоявшихся теорий?
В этом весь Он ─ Жюль Верн, писатель, предсказавший то, во, что никто не верил. И его герои поймавшие за хвост мечту ─ яркого воздушного змея.
За моими плечами не стоят гиганты фантастики, и сравнивать мне не с чем. (Герберт Уэллс, Артур Кларк, братья Стругацкие и многие другие ─ их имена мне знакомы, но остаются в числе тех, кого я прочту когда-нибудь) И теперь, я берусь за книгу писателя Роберта Ибатулина. Книгу, которую буду оценивать как целостное литературное произведение, не создавая перекосов в научную сторону (По крайней мере, постараюсь).

I. Вступление.


Роза и Червь ─ научно-фантастическое.

  Кхм... Что если бы? Примерно, так формируются научно-фантастические романы.
Допустим, ─ думает любой автор НФ, ─ люди открыли, что...
... в 2186 году зондом "Параллакс" был принят сигнал, предположительно из области карликовой планеты Седна (Облако Оорта), передающий значительный массив закодированной информации. Свершилось ─ человечество не одиноко во вселенной. Контакт с Седной ─ главное. То, что объяснит, как события прошлого, так и будущего.
Если принять тот факт, что сам жанр формировался под влиянием фантастических допущений, на мой взгляд, научная часть романа более проработана, в отличие от шероховатого сюжета. Какой он ─ мир "Розы и Червя"?
После Удара, погубившим Землю, люди основали колонии на Луне, Марсе и Венере и находящимся между орбитами Земли и красной планеты, астероиде Рианнон. Космофлот, владеет "Роем Светлячков" ─ лазерными излучателями, которые после битвы с инопланетянами используется для разгона грузовых световых парусников. Люди в мире будущего Роберта Ураловича разобщенная масса. Те, кто пережили Удар и выросли на Земле ─ наземники, хайгравы, приспособлены к жизни в условиях высокой гравитации. Наземники, не любят космиков. А космики относятся к наземникам с пренебрежением, как дикарям, не имеющим развитых технологий. Большинство, если не все космики, как лоугравы, так и нульгравы ─ продукт генной инженерии и эмбрионики ─ модифицированные биосинты выращенные в искусственной матке-утерине. Более того, эти существа состоят в симбиозе с даймоном ─ программной оболочкой компьютера, вживленного в их мозг. Космики, благодаря Импланту-компьютеру, постепенно утрачивают индивидуальность. Даймон регулирует процессы жизнедеятельности, упрощает поиск информации ─ способность к интенсивной мыслительной деятельности тоже утрачивается. Несколько слов об инопланетных технологиях.
  1. Галактическая информационная сеть или Галанет. Организм, судя по всему небиологической природы, как и составляющие его межзвездные организмы, утратившие "тела" в ходе эволюции. Для Галанета, техногенная людская цивилизация, подобна инородному телу, от которого она пытается избавиться, выпустив "Чистильщиков" ─ аналоги иммунной системы, и Плутов, которые интегрируют техно-цивилизацию в Галанет.
  2. Стандартный узел связи Галанета ─ группа маломощных ретрансляторов на фокальной линии гравитационной линзы звезд средней массы (желтых карликов) ─ таких как наше Солнце. (Единственное, что я поняла, не углубляясь в суть вопроса ─ автор сторонник теории Эйнштейна).
  3. Субинтеллектуальные обсерватории на лунах Земли и Марса, как Кальциевый город, собирающие данные о развитии третьей планеты.
  4. Роза - биоробот Чистильщиков, имеющий паразитическую природу, постепенно захватывает нервную систему и подчиняет себе зараженного, считывает и хранит информацию из мозга носителя. Первоначально, на стадии адаптации побуждала носителя связаться с Юпитером. Так как существование розы требует больших затрат энергии все зараженные испытывают голод. На земле получил название Мелантема.
  5. Выглядит, как:
    "Прямой стебель с утолщением внизу, раскидистый венчик листьев, глянцево-чёрных и странно чистых, будто кто-то отмыл их от пыли, невесомое облако пушистых волос, трепещущих на ветру"
    Где листья ─ это солнечные панели, а волосы ─ усики сенсоров.
  6. Искусственный радиоисточник в системе Юпитера ─ ажурный каркас из сверхпроводящей проволоки, гигантские соленоидальные кольца, которого подпитываются потоком магнитосферных ионов. Выглядит, как висящая в пустоте сложная структура, наподобие белковой молекулы, непрерывно трансформируемая: вращается и извивается. Создан Чистильщиками для координации работы "Розы".
Разбор полетов.

Есть несколько вопросов, которые неизбежно возникнут при чтении?

  1. Большинство программ колонизации планет, предполагает Терраформирование. Почему же в "Роза и червь" этой идеи нет? Я предположу, что поскольку подобные программы требуют огромных вложений, а человечество пугают Аквилианской экспансией, средств на развитие таких программ нет. Эриксу выгодно поддерживать слухи о вторжении, ведь общий враг сплотил их однажды и был создан "Рой". Хотя, возможно, Терраформирование планет может требовать того, что люди не научились контролировать. Отчего-то сады на Марсе до сих пор не цветут...
  2. Космики покинули Землю и спустя сотни лет на ней царит Анархия. Неужели, они совсем не заинтересованы в ней? Помимо полезных ископаемых, есть еще и люди. Но никто из космиков даже и не думает, какую силу представляют земляне. ( Пробейте окно в двадцать пятый век и дайте им технологии, помогите выйти в космос, ─ хотелось закричать мне). Но, тем временем наземники дичают, никто не вспоминает, что Удар был нанесен именно по Земле. Главный вопрос вот в чем: если космиком так уж плевать на нее, почему они сидят вокруг? Почему не отправляются искать другие планеты для освоения? Опять не хватает ресурсов и технологий?
  3. Одна из религий имеет, по-моему, косвенное отношение к науке. Релианство, суть, которой в том, что Мир наш не реален, точнее, он виртуален. И только истинно верующий может проникнуть в реальный мир, а убитые и убийцы стираются без сохранения, и так далее и тому подобное. Очень похоже на теорию о голографической вселенной ─ удивительно, что натерпевшиеся всякого зла наземники, все как один, не пришли под руку Гейммастера? Конечно, задумка неплохая.

II. "Кашу маслом не испортишь" ─ Стиль изложения.


   Чтоб точно никто не сомневался в том, что перед ним серьезная книга нужно впечатляющая структура. Чтоб всех проняло! Первая часть повествует о положение фигур на шахматной доске. Теперь может кто-то и заметит параллели с Реалианством: "Вся наша жизнь ─ игра". Вторая часть называется дебют; Миттельшпиль, Эндшпиль и Мат ─ соответственно следующие. И раз тут есть отсылки к Шекспиру ─ несколько глав написано как действия пьесы. Мемуары, данные из архива, эпизоды-откровения, просветительские уроки-пропаганды, сказки мальчика Саида. Ничего не забыла? Книга в целом читается легко, но под конец невольно задумаешься о том, что следовало бы обозвать главы: один, два, три, и так далее. Главы "Из архива" трудноваты для восприятия. А пьеса о Лунном триумвирате и иже с ними создают впечатление, будто два шута на сцене бьются деревянными мечами и один другому говорит:
─ Ты, эээээ... бей сильнее, с чувством, чтоб поверили!
─ У нас война в космосе, ─ отвечает Лунный шут в сером с колокольчиками, колпаке, ─ Первый бьет, а враг искры в глазах через месяцы увидит.
─ Не наше это дело, главное чтоб поверили, что будет заваруха, ─ Венерианский шут с Розой ─ эмблемой Эрикса, бьет второго по голове, ─ а автор тем временем всех удивит.
─ А война тогда зачем? ─ спрашивает ушибленный.
─ Для драматизма, понимаешь! ─ Первый глаголет истину, ─ брат идет на брата, а враг пробирается в тыл. Пуще всякого читатель драму любит.
─ Понял, ─ лыбится Второй, ─ получай! За Сильвану, за родину!
 Автор, обманывает ожидания, что и приводит нас к следующему пункту:

IV."Повесил ружье, да стреляет с осечкой". ─ Сюжетные коллизии.


  Автор постоянно вводит читателя в заблуждение, тем самым показывая, что человечество косяк безмозглых рыбешек, плывущий в сети и не подозревающий об этом. Так почему ружье, хоть и стреляет, но в цель, (читательское сердце) не попадает?
  1. Нас знакомят с Гвинед Ллойд, талантливым ученым (якобы). Она должна расшифровать данные, полученные от Седны. Расшифровывает? Как бы ни так! "Червь и Роза ─ одно" ─ узнает Гвинед. Но не видитесь. Это двоякие понятие. Роза ─ эмблема Эрикса, (не без причин, как мне кажется), а компьютер "Уроборос" называют Червем. Док Гвинед, не раскроет тайн, она повоюет с мятежниками вместо этого, обретет нежеланную власть и под конец побывает в коме. А чего вы хотели? Мы хотели, чтобы Гвинед узнала секрет раньше остальных, и попыталась предупредить хоть кого-то, ─ сказала бы я, ─ Но не успела...
  2. Сомнительный сюжетный ход ─ назначение Зары Янг на должность "спасителя человечества". Она планомерно проваливает все, за что берется. Вопрос, конечно, не к ней и не к безумному Максвеллу Янгу, а к автору. Зачем? Был бы у нее сильный антагонист, но его нет? Опять показать, как легко порабощаются люди, такие же, как Зара ─ самонадеянная, самовлюблённая с Эдиповым комплексом.
  3. В целом, автор писал так, чтобы все наши ожидания не оправдались. Как с Мелантемой, Черным цветом, никто так и не узнал, что это на самом деле, а заряженный Саид Мирзаев погиб так... "Море ослепительного, тёплого золотого света нахлынуло, разлилось и без остатка поглотило его. Роза перешла в режим прямого управления носителем"... И больше не пришел в сознание. А роза полакомилась человечиной и обрела нового носителя. Все.
 Больше остроты, препятствий, и сюжетные повороты возымели бы должный эффект.
Бочка меда.

  Какие ходы сработали как надо? Про инопланетных наблюдателей, про появление искусственного разума, про Многотела─отшельника. Все то, ради чего вы бы прочли продолжение. Там рождаются вопросы, ответить на которые мы можем сами. А пока....

V."Тварь я дрожащая или права имею". ─ О характерах персонажей.


    Читатель в первую очередь хочет увидеть сильных, нестандартных персонажей, непохожих на реальных людей. И что же мы видим?
1. Зара Янг ─ женщина, полностью оправдывающая то, что о ней пишут в Солнете: "... ЗАРА ЯНГ: Я СПЛЮ ТОЛЬКО С ПЛЕРОМИСТАМИ. Цитата раскрывалась в выноске: "Я сплю только с плеромистами. Нет, правда. Чем больше вы сделали для объединения Солсистемы - тем больше у вас шансов оказаться в постели со мной". (с) Она фигура знаменитая в сети, этакий блогер, в масштабе Солнечной системы. И все, абсолютно все знают, что Зара попала в заложники. И требуют ее свободы, отдавая свои голоса. Абсурд. По крайней мере, в наше время, подобная информация держалась бы в секрете. И Зара Янг именно тот человек, которому доверили самую важную в истории человечества миссию? Ее персонаж один из немногих, показывающих деградацию отдельной личности. Например, Рианнон вскоре погибнет, а приговоренные к смерти колонисты, вместо того, чтобы действовать, ведут переписку:
"я всё равно не могу поверить. нет. не может быть
что ещё можно сделать?
ничего
азатот уходит. минут через двадцать бомба сработает. что тут можно
сделать? только попрощаться
прощай, Рианнон
прощайте, народ" (с)
 Стоит ли после этого удивляться кандидатуре Зары Янг? Неприятно думать, что для объединения Людей в одно, пусть и Нефизическое существо отдельные индивидуумы должны резко поглупеть. А вам бы хотелось стать его частью?
2. Доктор Гвинед Ллойд, прайм-администратор Колонии Рианнон наелась политики досыта и хочет посветить жизнь науке. Нейронике. Как я поняла, нейроника занимается проблемой разработки ИТ. Вам кажется, что ее глазами вы прочтете об открытиях. Но Гвинед Ллойд автор мемуаров и самое эмоциональное ее воспоминание далеко от науки. Выступление в зале суда, где ее восстанавливают в должности прайм-администратора:
"Под несмолкающую овацию я прошла к председательскому месту и заняла его. Признаюсь, я чувствовала удовлетворение. Разумеется, не от того, что вернула себе верховную власть - я никогда не стремилась к ней. Я радовалась лишь тому, что справедливость восторжествовала, и зал ликовал вместе со мной. Ударом председательского молотка я восстановила тишину".
Разумеется, мы ей верим, она никак не радуется вернувшейся власти (здесь был сарказ). Неудивительно, что она выпустила на волю Червя.
3. Брэм Конти /Арлекин. Самый адекватный из взрослых особей. Да он Джеймс Бонд отчасти, но может в случае опасности принять решение, пусть выгодное ему одному, и действовать. И не подчинятся приказам, в отличие от бездушных машин. Арлекин остается на сцене один. "Пропала Мальвина ─ невеста моя" ─ запел бы, с нарисованными черной краской слезами на щеке, оплакивая порабощенных соплеменников, если бы не его натура: эгоистичная, свободолюбивая, и как не странно умеющая сострадать.
Сострадать мальчику Саиду, а не биомассе:
"Ну его в грязь, это интегрирующееся человечество. За человека. За отдельного человека. За последнего на Земле отдельного человека. Короче говоря, за меня!"
Примечательно, что имя Арлекин из старинных французских инфернальных легенд, где фигурировал мрачный предводитель сонма дьяволов Эллекен. Если продолжить фантазировать, то можно представить, как Брэм становится во главе какой-то повстанческой группы, члены которой представляются "разумным" носителям инопланетной заразы почти демонами.
4. Саид Мирзоев. Мальчик, просто мальчик, мечтающий увидеть запретный город кафиров, удивляющейся волшебной Кэт, и впервые оторвавшиеся от Земли:
"Кольцелёт с тяжёлым рокотом оторвался от земли. Саид пришёл в восторг: я лечу, лечу по-настоящему а не в вирте! Они быстро поднимались, расчерченная кругами взлётная площадка становилась всё меньше. Задранный нос кабины опускался, скорость росла, винты теперь толкали кольцелёт не вверх, а всё больше вперед. Лётчица полулежала в кресле, не касаясь рулей управления".
 И тем трагичнее его судьба. Для ученых он материал, для Венеры ─ угроза, подлежащая уничтожению. Для Инопланетного робота ─ носитель и еда. Гибель Саида опять же показывает сколь мало ценят жизнь ребенка в будущем, где в искусственной матке-утерине можно настругать тысячи таких же Саидов, даже лучше.
5.Максвел Янг. Загадка. Показан, как безумный диктатор, уничтоживший колонии на Луне и астероиде Рианнон, пожертвовавший дочерью и направивший Рой на Землю. Но такой ли он однозначный злодей, слепой и не признающий свою не правоту? Может, быть, он на самом деле пытался всех спасти? А когда не вышло, решил уничтожить. Он, носящий дзентай, так похожий на японские одежды.А может он и кодекс "Бусидо" соблюдал? Если вспомнить, случай произошедший во время Второй мировой войны, когда в Японии целые семьи бросаются в воду с 250-метрового утёса около мыса Марпи, возможно Янг не видел иного выхода, кроме массового убийства? Любопытная идея промелькнула в эпизоде с инфузорией и амебой. Вдруг у людей-инфузорий есть шанс? Вокруг овер-коммандера Космофлота множество тайн. Что есть женщина с картины:
"Нагая женщина стояла, возведя к небу мечтательный взгляд и облокотившись левой рукой о череп. В этой руке она держала песочные часы, а в правой, опущенной к земле - розу. Над головой женщины висел уроборос, подобно нимбу или официальной ауре".
 Возможно, Максвел Янг знал о судьбе дочери давным-давно? Он мог быть просто инструментом Наблюдателя, способствующий проникновению Червя ─ эмиссира Плутов. Некоторые поступки героя не логичны, мотивация не прописана вовсе, оттого что нам в его голову заглянуть не позволили.
  В целом тускловатые персонажи в купе с огрехами сюжета нельзя считать достоинствами книги. Но есть то, ради чего вы бы прочли продолжение...

VI.Мысли, возникающие в голове после прочтения.


   Рабство бывает разное. Какими, по-вашему, должны быть инопланетяне? Более развитыми, не так ли? Лишёнными человеческих слабостей. Роберт Уралович хочет позать, что данная иллюзия не соответсвует его представлением о мире. Вот вам пример:
   "Роза и червь" неплохая книга, несмотря на свои недостатки, ставящая важные для нашего века и общества вопросы. Куда мы движемся? Что важнее: индивидуальность или коллективизация разума? Свобода ─ это конфликты, войны, собственность. Рабство ─ относительный мир и равенство человеческого улья. Я не могу судить о научных аспектах книги ─ нарушаются ли прописные истины или нет. Автор довольно робко распоряжается с тем, что у него есть. Иначе ─ люди "Розы и червя" жили бы на других планетах, совершали бы перелеты поперек и вдоль галактики и мало ли что они бы делали еще.
 Для меня же главным критерием правдоподобности (для художественного произведения) служит самое начало.
  Три снаряда, раскалённые графитные стержни, упали на Землю. Так в сентябре 2295 года погибла Земля. Если учесть, что навстречу им не вылетели бурильщики-камикадзе, во главе с лысым дядькой ─ правдоподобно.

Не стоит смотреть на фантастику свысока - особенно на такую, настоящую; есть вещи, которые только оттуда и узнаешь.
Лев Данилкин



РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  И.Арьяр "Тирра-2. Поцелуй на счастье, или Попаданка за!" (Попаданцы в другие миры) | | М.Эльденберт "Поющая для дракона. Книга 3" (Любовная фантастика) | | Э.Тарс "Чип Блейза. Альфа" (ЛитРПГ) | | М.Ртуть "Черный вдовец. Часть1" (Попаданцы в другие миры) | | И.Триш "Неучтенная невеста" (Фэнтези) | | С.Волкова "Жена навеки (...и смерть не разлучит нас)" (Любовное фэнтези) | | Н.Жарова "Невеста по приказу" (Юмористическое фэнтези) | | С.Казакова "Судьба на выбор" (Магический детектив) | | Л.Каминская "Сердце дракона" (Приключенческое фэнтези) | | О.Обская "Суженый, или Брак по расчёту" (Юмор) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Тирра.Невеста на удачу,или Попаданка против!" И.Котова "Королевская кровь.Темное наследие" А.Дорн "Институт моих кошмаров.Никаких демонов" В.Алферов "Царь без царства" А.Кейн "Хроники вечной жизни.Проклятый дар" Э.Бланк "Карнавал желаний"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"