Козьмодемьянск - это город в Республике Мари Эл на высоком правом берегу Волги. Свое название он получил от дня чествования двух святых Козьмы и Демьяна, который приходится на 14 ноября. По легенде именно в этот день здесь был Иван Грозный, который повелел поставить тут крепость. Поэтому свою историю город ведет с 16 века, когда сюда приехало сразу много стрельцов, отстроивших город. Сейчас о тех далеких временах напоминает нам Стрелецкая часовня, созданная веком позже, и возвышающаяся на набережной фигура стрельца на фоне частокола.
Во время правления же Петра I Козьмодемьянск стал крупнейшим центром по заготовки леса для нужд флота. И до Революции здесь была вторая по величине лесная российская ярмарка. Город тогда процветал, и страницы этого давнего прошлого видны здесь до сих пор.
Тут есть несколько музеев и, например, в одном из них, в музее купеческого быта, который размещается в бывшем доме купца, есть мезонин, который я вообще увидела впервые, и узнала, наконец, как в него поднимаются. Так вот этот мезонин находится так высоко, что с него видны пристани. Сделано это с одной только целью, чтобы купец, не выходя из дома, мог наблюдать, как существует там его бизнес, как грузятся пароходы. Вообще этот дом очень интересный, и от экспонатов там просто глаза разбегаются. В нем, к примеру, можно посмотреть стиральную машину тех лет. Да и вообще просто увидеть, как был устроен быт того времени.
В Козьмодемьянске есть еще один музей - Художественно-исторический имени Александра Григорьева. Я запомнила его название потому, что когда-то мне очень нравился роман Каверина "Два капитана" и его главный герой Саня Григорьев. Так вот про его тезку из Козьмодемьянска можно тоже написать книгу и снять фильм. Потому что его жизнь по насыщенности событиями совершенно не уступает жизни каверинского героя.
В 1918 году плыла по Волге передвижная выставка художников, где были представлены как полотна старых мастеров, так и работы века двадцатого. Но началась Гражданская война, поэтому картины везти дальше побоялись и выгрузили их в Козьмодемьянске. В это время в городе начальником отдела народного образования работал молодой художник Саня Григорьев, который решил, чтобы эти картины не пропали, организовать из них местную художественную галерею.
С этого все началось. Но потом пришли годы репрессии, и Александр Григорьев, как многие другие люди в то время, был арестован, а затем реабилитирован. Потом начались его долгие скитания по стране, потому что в некоторых городах ему жить не разрешали, но никогда вплоть до самой его смерти в 1961 году он не забывал о своей картинной галерее и заботился об ее пополнении. За это время многие художники, прослышав о Малой Третьяковке, как ее стали тогда называть, тоже начали посылать сюда свои работы. Коллекция разрослась, и теперь ей могут позавидовать многие российские города.
Под одной крышей с Художественный галереей находится Исторический музей. В нем тоже есть что посмотреть.
Во-первых, это животные, живущие в дремучих марийских лесах, во-вторых, некоторые предметы из жизни провинциального дореволюционного города. Например, мне очень запомнился механический переносной аппарат для тайного голосования в местный орган самоуправления.
И, в-третьих, конечно же, здесь представлен быт местных народов. Но лучше всего с ним знакомиться в этнографическом музее под открытым небом, где находится много деревянных строений, которые демонстрируют жизнь тех времен. Есть здесь мельница, колодец, склад, разные жилые дома и всякие подсобные помещения. Еще тут можно посмотреть белую национальную одежду марийцев, богато украшенную вышивкой, каждой стежок которой что-то для этого народа символизирует.
Запомнилось мне также посещение одного жилого дома и всякие подробности той далекой жизни, о которых нам рассказали. Оказывается, раньше родители спали в доме на кровати, старшие члены семьи - на печке, а детям под потолком по периметру всего дома делали полати. Вот так все помещались и друг другу не мешали!
Также мне было очень занятно рассматривать разные средства передвижения, кухонную утварь, всякую мелочь по хозяйству. Например, во дворе у марийцев обязательно было сухое дерево с сучьями, на которое вешали сушить горшки и другие вещи. Еще я заметила, что по краю всех крыш, хоть дома, хоть сарая шел деревянный желоб, который заканчивался за воротами. Так он выводил дождевую влагу, поэтому во дворе совсем не было луж и было сухо.
Притом на территории этого мини-поселка лежат огромные валуны, которые, как я поняла, имеют какое-то мистическое значение. Словом, рассматривая все то, что там нас окружало, мы немного прикоснулись к совершенно другой культуре, к чему-то непонятному, таинственному, что было очень увлекательно.
Вообще в Козьмодемьянске останавливались разные известные личности, но наибольшую славу ему принес выдуманный литературный герой Остап Бендер. Потому что уже на 99 процентов доказано, что Васюки, в которых он был вместе с Кисей Воробьяниновым, и где провел шахматный турнир одновременной игры - это и есть Козьмодемьянск. Говорят, что даже лестница, по которой бежал Остап, скрываясь от погони, до сих пор существует, и на ней кто-то уже сосчитал все ступеньки, и их ровно четыре сотни.
Сейчас в Козьмодемьянске есть музей Остапа Бендера, памятник "12 стульев", также проводятся шахматный турнир и фестиваль сатиры и юмора "Бендериада", на который приезжают гости со всей России. Поэтому быть в Козьмодемьянске и не привезти сувенир с Остапом Бендером просто невозможно.
Словом, город этот интересный и запоминающийся. Я видела в нем также разные красивые храмы, но только церкви, посвященной Козьме и Демьяну, я не нашла. Не отыскала я здесь и тряпичную куклу "Козьма и Демьян", которая раньше была в каждом доме в центральной России. Ведь именно эти святые считаются покровителями домашнего очага. Но, наверное, все у меня впереди, потому что я обязательно еще раз приеду в этот замечательный Козьмодемьянск.