Грей Дориан : другие произведения.

Концепция человека в раннем творчестве А. и Б. Стругацких

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Творчество Стругацких, как и многих других авторов современности, - всё ещё белая страница в литературоведении, поэтому довольно часто придётся опираться на личные наблюдения, впечатления и выводы. Однако отсутствие опорной литературы по вопросу творчества Стругацких с лихвой компенсируется обширными разработками в литературе и философии темы "Человек".

  ВСТУПЛЕНИЕ
  
  
  "На этом же этаже располагалось книгохранилище.
  Это было мрачноватое пыльное
  помещение под стать вестибюлю,
  но значительно более обширное."
  А. Стругацкий, Б. Стругацкий.1
  
  Неумолим ход истории. Поколения сменяют поколения. Стареют вещи, города, люди. И вот уже то, что лишь недавно казалось нам настоящим, становится пережитым и погружается в воды вечной реки Лета. Происходящее называют культурным развитием, эволюцией человеческой цивилизации, сменой экономических формаций, но суть неизменна: мы уже не те, что были раньше, и даже не помним порой, какими были.
  
  Но зато очень хотим знать, какими мы будем. Какими будут планета, общество, человек. Вот она - причина возникновения многочисленных произведений о будущем, начинаю от утопических проектов древних философов и заканчивая океаном современной фантастики. Созданы серьёзные научные разработки и наивные этюды, пессимистические пророчества и радужные предсказания, ведутся социологические изыскания, выдвинуто великое множество обоснованных и необоснованных гипотез. И всё это, для того чтобы дать ответ на вопрос: каким будет мир?
  "История не есть объективная эмпирическая данность, история есть миф"2, - писал Бердяев. Отображая прошлое, миф истории переносит нас в иную реальность. Фантастика поступает точно так же, отображая будущее. Она предоставляет неисчерпаемые возможности для свободного поиска.
  Что же такое фантастика? "Фантастика - несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением," 3 - такое определение даёт словарь литературоведческих терминов. Конкретно же научно-фантастическую литературу этот словарь определяет так: "Воплощённое в художественных образах в той или иной мере научно обоснованное изображение жизни человека и - шире - человеческого общества ..." 4
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. - Минск: Юнацтва. 1986. - С.110.
  
  2 Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль. 1990. - С.18.
  
  3,4 Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение. 1985 - С. 182, 93.
  
  Дефиниция словаря по эстетике более витиевата: "Фантастическое - эстетическая категория, выражающая ценностную характеристику множества не существующих в реальности объектов и процессов, рождённых творческим воображением художника ." Кроме того, фантастическое является "своеобразным средством для выражения самых смелых догадок о скрытых возможностях действительности, о её потаённом смысле." 1
  Возможность абстрагироваться от реалий окружающей действительности делает фантастику незаменимым инструментом для отображения картин будущего. Чтобы привлечь читателя, писатели-фантасты стараются обрамить, инкрустировать сюжет "зрелищными" моментами. Но главной в фантастике остаётся гносеологическая, познавательная сторона. Тесные связи "соединяют современную научно-фантастическую литературу с жанрами философской эстетики, политической сатиры, социального прогноза и утопии." 2
  "Фантастика, - пишет Кагарлицкий, - наиболее распространённая форма интеллектуального романа современности. Это интеллектуальный роман, переставший быть романом для интеллектуалов." 3
  
  Аркадий и Борис Стругацкие. Им удалось завоевать души и сердца читателей именно потому, что в их произведениях гармонично связаны захватывающий сюжет и серьёзные раздумья над вечными вопросами жизни. Востоковед и астроном, люди научной ориентации, избрав для себя путь литераторов, сумели достичь вершин творчества, составив целую эпоху отечественной фантастики.
  Опыт изучения оригинальной культуры Востока помогает проводить интересные психологические эксперименты в вымышленном мире грядущего, а знакомство с космическими процессами, с природой беспредельного Пространства даёт возможность реально изображать картины ещё не существующего мира, переносить героев на другие планеты, придавать произведениям фантастическую направленность. Благодаря же высокой эрудированности авторов, чтение романов Стругацких становится истинным наслаждением даже для очень придирчивого читателя.
  "Страна Багровых Туч", "Стажёры" и "Полень", 22 век (возвращение)", анализируемые в этой работе, относятся к раннему творчеству А. и Б. Стругацких (60-ые годы) и объединены в цикл, хронологические рамки которого охватывают временной промежуток от последней трети нашего столетия до первой трети 22-го века.
  
  
  1 Беляев А.А. и др. Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат. 1989. - С. 368.
  
  2 Там же. - С. 369.
  
  3 Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? - М.: Наука. 1974. - С.11 - 12
  
  
  
  Большое количество героев, действующих на страницах цикла, даёт богатый материал для анализа, помогает ответит на вопрос, каким видят человека будущего. Вопрос этот и является проблемой моего исследования.
  
  Целью своей работы я вижу поиск особенностей изображения авторами человеческих образов, выявление соотношений между человеком будущего и миром будущего в трактовке Стругацких.
  Данная работа состоит из трёх частей: вступительной, основной и заключительной. Вступительная часть является знакомством с темой, проблемой, целью, задачами и структурой анализа. Далее я постараюсь разобрать каждый роман конкретно, классифицировать героев, определить закономерности развития их характеров, попытаюсь дать ответы на вопросы поставленные выше и возникающие в процессе исследования.
  Заключительная часть содержит выводы.
  Творчество Стругацких, как и многих других авторов современности, - всё ещё белая страница в литературоведении, поэтому довольно часто придётся опираться на личные наблюдения, впечатления и выводы. Однако отсутствие опорной литературы по вопросу творчества Стругацких с лихвой компенсируется обширными разработками в литературе и философии темы "Человек".
  Чтобы избегнуть разночтений в работе, посвященной концепции человека, приведу несколько цитат.
  "Концепция - (от лат. сonceptio восприятие) 1.) Система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо;2.) общий замысел (художника, поэта, учёного и т.п.)"1
  "Концепция художественная (от лат. conceptus - мысль, представление) - образная интерпретация жизни, её проблем в произведениях искусства, конкретная идейно-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и творчества художника в целом." 2
  Несмотря на некоторые разногласия авторов справочной литературы, определение термина "концепция" дано довольно чётко. Более расплывчато открывается при расшифровке понятие "человек". Что такое (кто такой) человек? Философы всех времён и народов, всех школ и направлений, всех экономических формаций пытались ответить на этот вопрос. Эллины определяли человека как гражданина полиса; христианство акцентировало внимание на человеческом дуализме; Возрождение представило человека как гармоничный микросом. 3
  
  
  
  1 Лехин И.В., Петров Ф.Н. Краткий словарь иностранных слов. - М.: Гос. Изд. иностранных и национальных словарей. 1950. - С. 185-186.
  
  2 Беляев А.А. и др. Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат. 1989. - С. 159.
  
  3 См..: Блауберг И.В., Патин И.К. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат 1982. - С. 171-172.
  
  Большой интерес вызывает также проблема взаимоотношений между индивидуальным и общественным. Разработкой этого вопроса занимались писатели, философы, психологи, социологи. Человек - частица общества, поэтому подчинён общим условиям. Но в то же время он обладает автономией, свободой воли. Нельзя абсолютизировать роль той или иной стороны. Наиболее оптимальный вариант предлагал Ефремов. Он пришёл к выводу, что общество для того чтобы позволить себе ограничить свободу личности, должно достигнуть высшей формы своего развития, а человек, чтобы позволить себе наслаждаться безграничной свободой, должен накрепко связать свои интересы с общественными.1
  Вот какую любопытную дефиницию понятия "человек" ал профессор Выбегало: "Главное - что? - с готовностью провозгласил Выбегало. - Главное, чтобы человек был счастлив. Замечаю это в скобках: счастие есть понятие человеческое. А что есть человек, философски говоря? Человек, товарищи, есть хомо сапиенс, который может и хочет. Может эта, всё что хочет, а хочет всё, что может, то он и есть счастлив. Так мы его и определим." 2
  Прочитав такое определение, я, честно говоря, потерял всякую надежду вникнуть в суть предмета. Но пришла спасительная мысль, нашлась палочка - выручалочка, которой стал обычный толковый словарь Ожегова. "Человек, - пишет известный советский языковед, - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе собственного труда." 3
  Итак, определив теоретическую базу исследования, посетим увлекательный мир, созданный воображением Аркадия и Бориса Стругацких.
  
  
  
  1 См.: Ефремов И.А. Лезвие бритвы (любое издание).
   Ефремов И.А. Час быка (любое издание).
  
  2 Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. - Минск: Юнацтва. 1986. - С.140.
  
  3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей. 1953. - С. 814
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Per aspera ad astra1
  
   "По примеру вышеупомянутой собаки
   вам надлежит быть мудрыми, дабы
   унюхать, почуять и оценить эти превосходные, эти лакомые книги..."2
  
  Миры художников слова. Они ограничены только авторской фантазией и поэтому поражают читателя своим разнообразием: Гринландия А.С. Грина, Земля Санникова и Плутония Обручева, Затерянный мир А. Конан-Дойля, утопические города Томаса Мора, Томазо Компанеллы, Френсиса Бэкона, остров Пингвинов Анатоля Франса, иные реальности Роберта Шекли и Айзека Азимова, Великое Кольцо Ивана Ефремова... Иные пространства, иные времена.
  Но куда бы не перенесло нас воображение художника, с какими удивительными существами не приходилось бы нам знакомится, какой экстремальной не была бы ситуация, самый живой интерес всегда вызывает образ человека - характер, поведение, эмоции, чувства, переживания, поступки.
  Образ человека - основа фантастических произведений Стругацких. "К сожалению, - замечают авторы в предисловии к роману В. Рыбакова "Очаг на башне", - фантасты редко пишут о человеческих судьбах, о человеческих чувствах, о борении человеческих страстей, а если пишут, то в фокусе их внимания оказываются страсти и чувства, так сказать социально значимые: властолюбие, жажда познания, стремление к славе." 3
  Стругацкие, рассуждая о судьбе фантастического жанра, говорят, что "фантастика только тогда получит шанс стать частью большой литературы, если опустится - наверное, правильнее сказать поднимется! - до уровня "малых" судеб, "мелких" страстей, каждодневных забот, - но, разумеется, в мире, искажённом вторжением необычайного." 4
  К такому выводу авторы приходят позднее, но уже в раннем их творчестве вместе с великими пионерами космоса, чьи имена знает всё человечество, на страницах романов живут и действуют обыкновенные люди, судьбы которых так же удивительны, а порой и не менее трагичны, чем судьбы главных героев.
  
  
  
  1 Через тернии к звёздам (лат.)
  
  2 Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература. 1973. - С. 31
  
  3 Рыбаков В.М. очаг на башне. - Рига: Латвийский детский фнд. 1990. - С.5
  
  4 Там же. - С. 6.
  
  
  "Писателю надо стараться отыскивать интересные и поучительные оттенки даже между ординарностями," 1 - писал Достоевский. Ординарность - это рядовой, "обыденный" человек. Один из персонажей романа "Стажёры", Иван Жилин, делит людей на "больших" и "маленьких". 2 "Большие" люди строят дворец мысли и духа, а "маленькие" держат этот дворец на своих плечах. "Маленькие" не штурмуют Пространство, не открывают планет, они просто живут, но нельзя принижать их роль в развитии человечества.
  Совершенствуется техника, умные машины осваивают новые планеты, ввысь растёт сверкающий дворец Мысли и Духа. Экипажи космических кораблей отправляются в далёкие опасные пути, стремясь увеличить славу и мощь человеческой цивилизации (вспоминается монолог прораба из "Операции "Ы" о корблях, бороздящих просторы Мирового Океана). Герои, идущие на подвиг. "Подвиг, - говорит Юра Бородин, - это хорошо, но человек должен жить." 3 "Что значит одно имя в океане человеческих усилий, в бурях человеческой мысли, в грандиозных приливах и отливах человеческого разума?" 4 - восклицает Юрковский.
  В одном из очерков доктор философских наук В.И. Толстых заметил: "Как бы далеко не уносилась и высоко не парила философская мысль, она никогда не должн забывать о том, ради кого она бьётся над разгадкой сложных, хитроумных вопросов бытия, - о человеке, реальном, земном, сегодняшнем." 5 Я совершенно согласен с этим утверждением и считаю, что ценность конкретной личности в потоке исторических событий неоспорима. "Никакие открытия не стоят одной-единственной человеческой жизни," 6 - говорит Жилин.
  Герои Стругацких и есть реальные, земные, сегодняшние: "Мы населили этот воображаемый мир людьми, которые существуют реально, сейчас, которых мы знаем и любим: таких людей ещё не так много, как хотелось бы, но они есть, и с каждым годом их становится всё больше" 7
  
  
  
  1 Достоевский Ф.М. Идиот. - М.: Гослитиздат. 1955. - С. 501.
  
  2,3,4 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - М.: Детская литература. 1985. - С. 180-181, 297, 152.
  
  5 Толстых В.И. Сократ и мы. - М.: Политиздат. 1981. - С. 13.
  
  6 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 244.
  
  7 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век (возвращение). - М.: Детская литература. 1967. - С. 6.
  
  
  
  
  Невольно вспоминаешь знакомые со школьной скамьи словаЧернышевского: "Мало их, но ими расцветает жизнь всех; (...); это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли!"1 Не случайно оказались в этой работе слов демократа-шестидесятика. Ведь речь идёт о романах шестидесятых, но уже нашего, двадцатого, столетия. Произведениями отечественной фантастической литературы этого периода характерен глобальный масштаб. Однако талант Стругацких настолько велик, что наивные лозунги не кажутся столь наивными. Лозунги психологически оправданы. Они не слетают бездушно с губ, герои не произносят их патетически. Нет, каждое подобное утверждение - результат глубоких размышлений героя, его жизненного опыта.
  Позднее авторы сами иронизируют над духом фантастики шестидесятых: "Сначала я не понимал, что происходит. Играла музыка, произносились речи, тут и там, возвышаясь над толпой, кудрявые румяные юноши, с трудом управляясь с непокорными прядями волос, непрерывно падающими на лоб, проникновенно читали стихи. Стихи были либо знакомые, либо скверные, но из глаз многочисленных слушателей обильно капали скупые мужские, горькие женские и светлые детские слёзы. Суровые мужчины крепко обнимали друг друга и, шевеля желваками на скулах, хлопали друг друга по спинам..."2 Набор штампованных лиц, действий, эпитетов в полной мере присущ героике фантастических романов периода шестидесятых. И даже сюжет поражает шаблонностью: "Скоро я понял, что одна половина толпы расставалась с другой половиной. (...). Из речей и разговоров мне стало ясно, что мужчины отправлялись в космос - кто на Венеру, кто на Марс, а некоторые, с совсем уже отрешёнными лицами, собирались к другим звёздам и даже в центр Галактики. Женщины оставались их ждать..."2 Таким Александр Привалов увидел воображаемое будущее.
  Человек - центральный образ фантастических романов Стругацких. Человек живёт, учится, работает, отдыхает. Его окружают города, природа, другие люди. Всё то, что мы называем миром. Мир, его устройство - один из факторов, формирующих личность. "На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки." 3 Более того: "Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей." 3
  
  
  
  1 Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения. - М.: художественная литература. 1989. С. 251
  2 Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. - Минск: Юнацтва. 1986. - С. 183-184.
  3 Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение. 1988. - С. 31.
  
  Конечно же, к цитатам нельзя относиться догматически, но роль окружающего мира в формировании человека действительно высока. Окружающий мир - это и общественные отношения, и семейные связи, и уровень технического развития цивилизации, и многое другое. Мир - это фон человеческой жизнедеятельности, и прежде чем приступить к анализу образа человека будущего, необходимо понять, каков мир будущего.
  "Мы изобразили мир, каким мечтаем его видеть, мир, в котором мы хотели бы жить и работать, мир для которого мы стараемся жить и работать сейчас." 1 Мир мечты. Утопия. Действительность воображаемая, желаемая. "Страна прекрасная, но несуществующая." 2 Художника, рисующего утопию, всегда отличает некоторая тенденциозность. Он творит свой мир, полный субъективных удовольствий. Вот так говорит об этом Баталов: "Уверенный в том, что он нашёл ключ ко всемирному благу, одержимый стремлением осчастливить человечество, он (утопист - И.Б.) не внемлет доводам разума и замечает только то, что работает на его идею. Он идёт напролом ради этой идеи." 3
  Стругацкие-утописты не таковы. Да и можно ли вообще говорить о Стругацких-утопистах? Мир, созданный ими в романах "Страна багровых туч", "Стажёры", "Путь на Альматею", "Далёкая радуга", "Полдень, 22 век (возвращение)", не идеален. Немало чёрных пятен, недостатков в изображаемом авторами будущем. Речь об этом будет идти ниже.
  Вряд ли художники ставили перед собой цель создать утопию. Да, они стремились показать мир, стоящий на пути к чистоте, добру. Многое теперь кажется наивным. Меняются взгляды, человек переоценивает идеалы. Что поделаешь, история не обращает внимания на прогнозы (не к лучшему ли?).
  Напротив, в ранних романах Стругацких мало утопического, если принять во внимание, что "утопический подход - произвольное, не связанное непосредственно с провиденциализмом представление о желаемом будущем." 4 А "Страна багровых туч" и другие романы той поры - это попытка предвидеть, предсказать будущее, попытка прогнозирования.
  Прогнозы не подтвердились. Совсем иначе распорядилась история. Мы можем говорить об этом с уверенностью, так как то, что было воображаемым будущим, теперь наше прошедшее и настоящее. Изменился творческий подход авторов к изображаемому, что легко заметить, почитав последние произведения Стругацких. И простоватым кажется теперь героический пафос (да простят меня Аркадий и Борис Натановичи).
  
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век (возвращение). - С. 6.
  2,3 Баталов Э.Я. В мире утопии. - М.: Политиздат. 1970. - С. 10.
  4 Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. - М.: Политиздат. 1970. - С. 16.
  
  
  
  
  Что же привлекает нас в романах шестидесятых?
  Герои Стругацких стремятся к звёздам. "Возблагодарю бога, которого нет, что он создал звёзды и наполнил ими мою жизнь," 1 - говорит Миша Малышев. Символично: общество, стремящееся к добру и чистоте сквозь мрак невежества, эгоизма (и т.д.) отдельных людей, и человек, протянувший руку к звёздам через безграничную пустоту Пространства.
  Вот он - утопический элемент. Я бы назвал его Великое Соответствие. Соответствие человека миру, в котором он живёт, и соответствие мира, построенного человеком, своему творцу.
  Круг замкнулся. Чтобы представить себе героев Стругацких, нужно понять мир, окружающий этих героев. Но и наоборот: чтобы разобраться в мире будущего, необходимо в первую очередь выделить основные качества человека будущего. Вот что говорят Стругацкие: "Наиболее характерные черты этих людей - страсть к познанию, нравственная чистота, интеллигентность - определяют всю атмосферу нашего воображаемого мира, атмосферу чистоты, дружбы, высокой радости творческого труда, атмосферу побед и поражений воинствующего разума." 2
  
  Ещё раз обращусь к произведению "Понедельник начинается в субботу". Саша привалов, испытывая изобретение магистра Л.И. Седлового, совершает увлекательное, но не лишённое опасности путешествие в мир воображаемой действительности, в прогнозируемое будущее. Как и Александр Привалов, я рискну оседлать машину (условно назову её "хронокар") и отправиться в путь. Местом назначения изберу мир Великого Соответствия. Целью - знакомство с людьми, живущими в этом мире.
  Чтобы блуждание не было хаотическим, чтобы поиск оказался плодотворным, определю вопросы, на которые предстоит ответить. Необходимо будет разобраться, каков человек будущего. Идеален ли он? Как формируется его мировоззрение, то есть как он взаимодействует с обществом и чему обучают в школах будущего? Как изменяется его характер и как на человека влияет время (на этот вопрос позволят ответить широкие хронологические границы цикла)? Как соотносит свои интересы с общественными? Чего хочет, к чему стремится? Что считает главным? Чем гордится? А что, напротив, порицает и желает искоренить? Каковы его радости и проблемы? Конечно, в процессе эвристического поиска возникнут и другие вопросы, но на один ответ находишь без труда. Однажды Григорий Иванович Дауге, герой романов "Страна" и "Стажёры", в диалоге с Иваном Жилиным заметил: "Жизнь даёт человеку три радости: Друга, любовь и работу." 3
  Вот и определились сферы исследования, отправные пункты моего путешествия.
  Итак, в путь!
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 41.
  2 Там же. - С. 6.
  3 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 97.
  
  ДРУГ
  
  
   "Нравоучение. Увы!Как можно презреть дружбу, одну из пяти истинных добродетелей?"
   Нгуен Зы.1
  
  Пока вокруг меня не рассеялась цветная мгла небытия, думаю о том, с чем мне предстоит встретиться.
  Порой судьба настолько укрепляет связи между людьми, что обычное знакомство вдруг становится чем-то большим, перерастает в дружбу.
  Каким бы антагонистичным не было различие людей, объединённых узами дружбы, какими бы непохожими по характеру, убеждениям, привязанностям не казались друзья, обязательно должно быть некое глубинное сходство, родство, без которого немыслима сама дружба как таковая. Дружба появляется там, где "Я" превращается в "МЫ".
  "Когда человек думает только о себе, - писал К.М. Симонов, - о собственном благе, о собственном кармане, о собственных удобствах, о собственном спокойствии, он может говорить об этом любыми самыми красивыми словами, но истинной поэзии в этих заботах о самом себе нет места. Истинная поэзия появляется в мыслях, словах и делах человеческих тогда, когда человек принимает в свою душу и берёт на свои плечи заботу о других людях, об их счастье и об их благополучии." 2
  "МЫ" - также частица Великого Соответствия. В стремящемся к гармонии мире будущего каждый должен соответствовать каждому. Рождается Дружба с большой буквы, имеющая глобальный характер. И выражается это не только синтаксически - заменой единственного числа множественным. У каждого положительного героя цикла (отрицательным тоже есть место, ведь гармония ещё не достигнута), несмотря на индивидуальные отличия, есть схожие черты, позволяющие говорить о всечеловеческой дружбе, пусть и не такой интимной, как частная. Выше уже шла речь о гносеологической страсти, нравственной чистоте и интеллигентности - качествах, объединяющих людей будущего.
  Это подтверждает и Юрковский Владимир Сергеевич: "Настоящего человека отличает широкий кругозор." 3 Вообще, Владимир Сергеевич любит размышлять о настоящем человеке. "Настоящие люди, - говорит он Юре Бородину, - это те, кто многое думает о многом." 4
  --------------------------------
  1 Нгуен Зы. Из книги "Пространные записи рассказов об удивитеьном." // классическая проза дальнего востока. - М.: Художественная литература. 1975. - С.500.
  2 Цит. по: Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. - М.: Наука. 1989. - С. 18.
  3,4 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 192, 281
  
  Мгла редеет. Земля. Гостиничный номер. В кресле человек средних лет. Более точно - ему тридцать четыре года. Обожженное солнцем лицо. Туфлеобразный нос, волосы рыжие, жёсткие.
  Это Алексей Петрович Быков, инженер-механик. Он смотрит в стол и задумчиво трёт виски. Меня не замечает, что не удивительно: я гражданин другой реальности.
  Алексей Петрович уже принял предложение Краюхина и занесён в судовую роль "Хиуса - 2" (хиус - северный ветер по-сибирски) радистом и "специалистом по пустыням". Отказаться ещё не поздно. Поймут: Быков от космоса далёк, а полёт - дело добровольное. Или почти все.
  Нельзя забывать, что роман "Страна Багровых Туч" написан в шестидесятые. Положительный герой произведения - это одновременно настоящий герой в произведении. Алексей Петрович - положительный герой. Он не колеблется, не сомневается. А ведь участие в экспедиции сопряжено со смертельной опасностью.
  - Вы боитесь смерти, Алексей Петрович?
  Услышал, но воспринял как продолжение внутреннего диалога. Поднял глаза и сказал (без пафоса и очень естественно): "Никто из нас, наверное, не боится смерти. Мы только не хотим её." 1
  Вот оно - это "МЫ". Это и экипаж "Хиуса-2", и те, кто шли впереди, и те, кто придут после, и, вообще, все люди доброй воли. В какой момент "Я" превращается в "МЫ"? Поможет ли понять это биография Быкова?
  Вот, что о нём известно. Родился под Горьким. Отец умер рано. (Алёше не было ещё и трёх лет). Потом Алексей учился в интернате. Рано (в пятнадцать лет) пошёл на работу. Занимался хоккеем. Партийный. Холост.
  Может быть "МЫ" рождается в интернате? Может быть на рабочем месте? Или в партии? Или в команде по хоккею? Наверно, причина - в совокупности всех моментов биографии.
  Итак, они (люди будущего) не боятся смерти. Хотя волнение налицо. Переношусь на неделю вперёд. Последняя ночь перед стартом. Герои спят? Нет, каждый волнуется по-своему: Быков и Дауге заняты ночной беседой; Юрковский пишет стихи; Крутиков гоняет с женой на машине по Москве. Что делает Ермаков, командир экспедиции, могу только предположить вместе с Дауге: стиснув кулаки до белизны, он смотрит молча в одну точку Пространства - на Венеру, планету-убийцу, планету-соперницу, планету-сокровищницу.
  
  
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. М.: Детгиз. 1960. - С. 34.
  
  
  
  
  Волнуются, но не бояться. Почему же? Потому что они - бойцы, вышедшие на рубеж атаки; жизнь для них - сплошное преодоление. И поэтому, "оставив позади убитых, наскоро перевязав свежие раны, готовятся они к последнему, решающему прыжку навстречу победе...или смерти." 1
  Об этом говорит и Краюхин, заместитель председателя Государственного Комитета Межпланетных Сообщений (ГКМПС), очень прямо и резко: "Тем, кто очень боится гибели, с нами не по дороге." 2
  Может быть, такое высокомерное отношение к смерти - только слова? Что произойдёт, если герои романа столкнутся лицом к лицу с реальной (в воображаемой действительности) смертью конкретного человека, близкого им? А близки друг другу в будущем все люди доброй воли. Таков закон Великого Соответствия, такова природа глобальной Дружбы.
  Хронокар переносит меня во времени и пространстве. Я ограждён от физического воздействия этого мира, но чуть ли не осязаемо обрушивается на меня шквал жаркого ветра венерианской пустыни. Вижу потерпевший катастрофу космический корабль. Проникаю внутрь. Замираю нерешительно и почтительно. Прощание...
  Вслушиваюсь: "Здравствуй, пандит Бидхан Бондепадхай, отважный калькутец, - тихо сказал Ермаков и выпрямился, положив руку на спинку кресла. - Вот где довелось тебя встретить... Ты умер на посту, как настоящий Человек..."3
  Неужели игра стоит свеч? Неужели цель оправдывает средства? "Смерть любого из нас не может, не должна остановить наступления,.." 4 - говорит Ермаков. Он ещё не знает, что сам оставит свою жизнь в раскалённых песках Венеры.
  Удаляюсь с тяжестью на сердце. Вновь сгущается мгла пространственно-временного хаоса. Оглянувшись, вижу сквозь туманную завесу, как "под мрачным багровым небом, среди безжизненных угрюмых пустынь маленькая горсточка людей шла через муки, боль исканий, гибель товарищей - к большой победе. Для многого следовало многим рисковать." 5
  Хронометр отсчитал ещё два десятилетия. Я вновь на Земле, вновь гостинице. У столика администратора - юноша лет двадцати. Это Юра Бородин, вакуум-сварщик из Вязьмы.
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. М.: Детгиз. 1960. - С. 149 - 150,
  
  2 Там же. - С. 172.
  
  3 Там же. - С. 199.
  
  4 Там же. - С. 216.
  
  5 Там же. - С. 224.
  
  
  - Слушаю вас, мсье, - сказала администратор, складывая руки на столе. Юра засмеялся.
  - Я, видите ли, не мсье, - сказал он. - Я простой советский товарищ. Администратор тоже засмеялась:
  - Откровенно говоря, я так и думала. Но я не хотела рисковать. У нас тут попадаются иностранцы, которые обижаются, когда их называешь товарищами." 1
  "Хорошо смеётся человек, - писал Достоевский, - значит хороший человек. Примечайте при этом все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в коем случае не показался вам глупым, как бы он ни был весел и простодушен...смех есть самая верная проба души." 2
  Юра Бородин смеётся хорошо и неглупо. И он не мсье. Он не иностранец и не обижается на обращение "товарищ". Какова же разница между мсье и товарищем?
  Очень просто: мсье не входит в сообщество глобальной Дружбы. Слову "товарищ" Стругацкими возвращён первоначальный смысл - "соратник, друг". Поэтому понятия "всеобщее товарищество" и "глобальная Дружба" почти идентичны. Отличие в том, что первое - это лопнувшая идея-фикс, а второе - реальность (для воображаемой действительности).
  Итак, я в Мирза-Чарле, интернациональном городе, где сталкиваются (или слипаются) белое и чёрное этого мира. Я в пограничной зоне, где гармония Великого Соответствия нарушается, и перед читателем предстают те недостатки, о которых уже шла речь выше. Здесь можно встретить и альтруистическую дружбу, и эгоистический индивидуализм. Здесь ещё актуальны вывески на дверях питейных заведений: "Ношение огнестрельного оружия в Мирза-Чарле карается смертью." 3 Заметьте - не употребление, а только ношение. Оказывается, Стругацкие оставляют миру будущего право на жестокость. А если жестоким будет мир, то жестоким будет и гражданин этого мира.
  Я оставил Юру в фойе гостиницы и вновь отыскал его у стойки бара по прошествии нескольких часов. Рядом с Юрой сидит могучий, мускулистый молодой человек - Иван Жилин, знакомство с которым предстоит позже.
  За стойкой бармен - весёлый, добродушный толстяк.
  Идёт спор. Прислушиваюсь.
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры М.: Детская литература. 1985. - С. 101.
  
  2 Цит. по: Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. - М.: Наука. 1989. - С. 302.
  
  3 Там же. - С. 106
  
  
  
  
  
  
  " - И вообще я считаю, - восклицает Бородин, - что самое важное в жизни для человека - это красиво умереть!"1
  Мне становится неуютно. Но тень беспокойства быстро рассеивается - слова Юры, кажется, не принимают всерьёз. Жилин и бармен тайком улыбаются.
  Значит, за двадцать лет мир изменился, повзрослел. Погибший на Венере Анатолий Борисович Ермаков, командир экспедиции на корабле "Хиус-2", наверняка согласился бы с Юрой Бородиным (а ведь Ермакову было около тридцати пяти лет). Правда, Анатолий Борисович сказал бы, что смерть целесообразна, а не красива. Но, если вспомнить Канта, то целесообразность и красота - понятия родственные. "Красота - это целесообразность предмета без представления о цели," 2 - таков третий "закон красоты" немецкого философа.
  Не желая оставаться и далее невольным свидетелем фиаско Бородина в споре у стойки бара, снова отправляюсь в путь. Справа и слева от меня лишь радуга цветных пятен, смотреть особенно не на что, поэтому вновь обращаюсь к размышлениям.
  Человек соотносится с обществом, как частное с целым. Человек - слагаемое, общество - сумма. Каждая личность имеет круг собственных интересов. Круги эти, сливаясь, образуют некую совокупность - Круг Интересов Общественных. Таково положение вещей в идеале. Как обстоит дело в мире Великого Соответствия?
  Интересы, как личностные, так и общественные, опираются на моральные принципы (соответственно). Моральный принцип - составное понятие. Базис в каждого человека вкладывает Природа. Эти универсальные постулаты, называемые также общими принципами, наиболее полно нашли отражение в заповедях Божьих 3. Но они не всегда отвечают требованиям современности, поэтому каждая новая формация привносит свои поправки и изменения. Базис незыблем, надстройка - временное, наносное, придуманное самими людьми, а значит, следуя поговорке "Errare humanum est" 4, несовершенное явление.
  Не верно, на мой взгляд, рассматривать личность, вслед за Карлом Марксом, как сумму общественных отношений. Личность первична. Безусловно, она немыслима в отрыве от эпохи, от формации; естественно, личность трансформируется под влиянием среды, классовой, сословной и профессиональной принадлежностей.
  
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 108.
  
  2 См.: Кант И. аналитика прекрасного // сочинения в 6-ти т. - Т. 5. - М.: Мысль. 1966.
  
  3 См.: Библия. Ветхий завет. Исх. 20. 1 - 17.
  
  4 Человеку свойственно ошибаться (лат.).
  
  
  
  
  
  
  Но подобные процессы идентичны лингвистическим ассимиляциям и диссимиляциям: звуки способны видоизменять друг друга, но фундамент - фонема, морфема - статичен, неизменяем, несмотря на то, что представлять его могут абсолютно различные по качеству аллофоны и алломорфы.
  Поэтому общественные отношения - лишь результат взаимодействия личностных. Извечная проблема столкновения частного и собственного. Казалось бы, мир Великого Соответствия, стремящийся к гармонии, где каждый соответствует каждому, должен стать панацеей в разрешении этого вопроса. Но Жилин признаёт, что "там, где общий принцип сталкивается с принципом личным, - так кончается жизнь простая и начинается сложная." 1 спасает ли гармоничное общество от социальных столкновений?
  Пришло время обратиться к авторитетным умам. Лосский, например, считает, что "социальное устройство, социальные катастрофы - все эти виды взаимного стеснения жизни - (...) суть следствие несовершенной любви существ к друг другу и к Богу?" 2 О любви речь будет дальше.
  Руссо доказывает, что "человек создан природой на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастие" 3 Где же та нить Ариадны, которая поможет выбраться из лабиринта постоянных столкновений общего с частным? Стругацкие предлагают "компас": "Человеку вообще свойственно вырабатывать идеалы, которые служат ему компасом в практической деятельности, которые дают ему возможность сравнивать и определять, что хорошо, а что плохо." 4
  
  Но говоря о глобальной дружбе, я оставил без внимания дружбу обычную, частную. Быть связанным узами такой дружбы для героев романов шестидесятых - обязательный атрибут. Только тогда человек полноценен и гармоничен, когда у него есть друг, а лучше несколько друзей. Обратившись к текстам произведений можно выделить сразу несколько групп, внутри которых межу людьми установились чистые, прочные дружеские отношения.
  В романе "Страна Багровых Туч" это экипаж "Хиуса-2". А если говорить о Быкове и Дауге, то их дружба родилась ещё до старта, когда Алексей Петрович спас экспедицию дауге в песках пустыни Гоби.
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 244.
  
  2 Лосский Н.О. условия абсолютного добра. - Политиздат. 1991 - С. 135.
  
  3 Руссо Ж.-Ж. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика. 1988. - С.194.
  
  4 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 5.
  
  
  
  Что же касается дружбы Быкова и Юрковского, то она моложе и возникла, когда Владимир Сергеевич, относившийся к крупноносому "специалисту по пустыням" с явным пренебрежением, был вырван Алексеем Петровичем из смертельной хватки разбушевавшейся Венеры.
  Дружба Дауге, Быкова, Крутикова и Юрковского долговечна и прерывается только смертью Владимира Сергеевича и Михаила Антоновича Крутикова в Кольце Сатурна, причём Дауге не оказывается рядом: это был последний полёт неразлучных пионеров космоса, в котором врачи запретили учавствовать пятидесятидвухлетнему Григорию Иоганновичу.
  В романе "Стажёры" узы дружбы связывают на "Техмасибе" - Юру Бородина и Ивана Жилина; на Марсе - Сергея Белого, Пенькова, Матти и Наташу, которые составляют штат наблюдательной станции; в обсерватории на Дионее - Аверина, Свирского, Зину Шатрову и Базанова.
  В романе "Полдень, 22 век (возвращение)" большое количество персонажей, поэтому здесь находишь множество дружественных линий: это и "подходящие ребята" Мамедов, Валька Петров, Завьялов с инженерного, Витька Брюшков, который выдерживает двенадцатикратные перегрузки на центрифуге; это и спортсмен Сережа Кондратьев, Панин Борис, Гриша Быстров, староста курса, Валентин Копылов, привязанный к вычислительной технике, и Миша Малышев, бывший китобоец; это и девушка с факультета Дистанционного Управления - Катя, которую любит Кондратьев, и Таня Горбунова, которая любит Малышева.
  Чуть позднее встречаешься с неразлучной четвёркой, экипажем вымышленного суперкосмолёта "Галактион", жильцами восемнадцатой комнаты: с Геной Комовым, у которого над столом висела фотография Горбовского (Генка мог починить фотонный отражатель и, вообще, знал массу полезных вещей, благодаря чему стал звездолётчиком, как и мечтал); с Полем Гнедых, Поли или Либер Полли (так звали его в 18-той), хитрым, способным на всё мальчиком, грызущим ногти и забывающим здороваться; с Александром Костылиным, который отзывался на прозвище Лиин и очень не любил кличку Костыль, добродушным, широким и сильным; с Мишей Сидоровым, иначе Атосом.
  Дружба этих четырёх ребят не прерывается со временем, хоть их и разбросала судьба. Пусть Лиин растолстел и стал Александром Григорьевичем, но на его рабочем столе по-прежнему бедлам; а слегка надменный Атос превратился в Михаила Альбертовича Сидорова и стал талантливым биологом (а не штурманом и кибернетистом, как планировали его товарищи); лишь Либер Полли, хоть и не сбежал, как грозился, "в ларингологи", но не повзрослел с возрастом и путешествует босиком, привязав обувь на шест вместе с походным узелком.
  
  
  
  
  
  Можно с уверенностью сказать, что узы дружбы связывали экипаж корабля "Таймыр-Ермак", - это капитан корабля Алексей Эдуардович Жуков, борт-инженеры Константин Иванович Фалин и Джорж Аллан Поллак, штурман Сергей Иванович Кондратьев, кибернетист Петр Кеннинг и врач Евгений Маркович Славин, - погибшего в результате аварии.
  Я думаю, не стоит продолжать, ведь главное в том, что все эти ручьи частной дружбы сливаются и образуют могучий поток Дружбы Глобальной. Дружественные отношения связывают всех и каждого. Вот каким видел мир Сергей Кондратьев, вернувшийся из экспедиции на корабле "Таймыр-Ермак". Лишь двое остались в живых после катастрофы: Кондратьев и Славин. Им предстояло новое испытание: адаптироваться в среде своих "праправнуков", ведь со времени старта корабля (2017 г.) до момента спасения (2119 г.) миновало целое столетие. "Праправнуки казались, в общем, самыми обыкновенными людьми. Пожилые и молодые, высокие и маленькие, красивые и некрасивые. Мужчины и женщины. Не было дряблых и болезненных. И не было детей. И вели себя праправнуки на этой зелёной улице очень спокойно и непринуждённо, словно принимали у себя дома с т а р ы х д р у з е й (курсив мой, - И.Б.)." 1
  Каждый хозяин и каждый гость. Вся жизнь - работа и досуг, праздники и будни - в кругу старых друзей, которые порой даже не знакомы друг с другом. Но всех их роднит одно: все они граждане мира Великого Соответствия.
  
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 85-86.
  
  
  ЛЮБОВЬ
  
   "Одна из этих сил именуется Любовью, Дружбой,Приязнью, Гармонией, Милостью,
   Весельем, а также Афродитой и Кипридой." 1
   Соколов В.В.
  
  Это чувство сугубо личное, интимное. Любовь во всех своих проявлениях, всегда играла большую роль в жизни общества (не скроешься от банальностей). Казалось бы, мир Великого Соответствия должен быть преисполнен любовью. Там, где дружба пронизала все грани общественных отношений, не избежать встречи и с более тонким, возвышенным чувством.
  Читатель должен был бы встретить здесь как чудесную своей обыкновенностью любовь мужчины и женщины, так и любовь к каждому ближнему, заповеданную нам Иисусом Христом. 2 Почва благодатная - здесь все близки друг другу. Но...
  Когда Дауге сказал, что у человека в жизни три радости, в ответ он услышал, что без любви можно и обойтись.
  Однако, продолжу своё путешествие. Ретардация. Я на борту "Хиуса-2", прокладывающего путь к Венере. Двое мужчин. Оба взволнованы. Ссорятся? Передо мной Григорий Иоганнович Дауге, тощий, нескладный латыш, и Владимир Сергеевич Юрковский, статный и красивый. Говорят о Маше Юрковской, сестре Владимира. Спорят эмоционально. Дауге, кажется, даже в состоянии аффекта. Дело в том, что Маша - жена Григория Иоганновича, жена любимая, но не любящая. Владимир Юрковский уверен, что сестра недостойна быть супругой столь благородного звездолётчика, что другу её давно пора забыть, как неприятный сон. Дауге в глубине души с этим согласен, но Машу защищает весьма активно.
  Итак я, вместе с читателем, становлюсь свидетелем сложной драмы отношений из сферы семейного интима. Сюжет для романа, благодатная тема, сохранившая немалый потенциал, несмотря на многократные интерпретации.
  Но абзац-два, и Марья Юрковская забыта (не Дауге, авторами). Вновь встретится читатель с Марьей Сергеевной много позже, на страницах другого романа. Но пока кому интересны личные переживания женщины (героя отнюдь не положительного), когда перед изумлённым взором читателя разворачиваются этапы глобальной экспедиции, столь же опасной, сколь и значимой для человечества?
  
  
  1Соколов В.В. Эмпедокл и Анаксагор // История античной диалектики. - М.: мысль. 1972. - С. 122.
  
  2 См.: Библия. Новый завет. Мф. 22. 36-40.
  
  
  
  Продолжу поиски. Я лишь завязал знакомство с человеком будущего, а моя задача - изучить предмет как можно более детально. Изберу наиболее простой путь: любовную интригу обнаруживаешь там, где возникает образ женщины.
  Марс. Тёплый Сырт. Помещение станции. Весь штат в сборе: три парня и одна девушка. Ожидание.
  На пороге появляется невысокий человек, через его плечо перекинут ремень карабина. Ребята ( Матти, Пеньков, Белый) переглядываются и улыбаются. Наташа смущена. Она догадывается, что поздние визиты Феликса (а пришёл именно он) - не что иное, как проявление чувства.
  Действительно, Феликс любит Машу. Как относится к нему Наташа, остаётся неизвестным. Да это и не так важно. Главное - я вновь убедился в том, что любовь человеку будущего не чужда. Пусть чувство это не играет роли в развитии сюжета, пусть авторы не были щедры на краски при его изображении, но без этой маленькой чёрточки портрет человека в фантастических романах шестидесятых не будет полон.
  Одни только упоминания о любви. Вскользь сказано о треугольнике Аверин - Шатрова - Свирский (обсерватория на Дионе, роман "Стажёры"), несколько слов о семье Славиных, Марке и Ирине ("Полдень"), два-три слова о том, что Серёжа любит Катю, а Таня любит Мишу (школа космической подготовки, "Полдень"). Известно также, что Поль Гнедых с первого взгляда влюбился в Ирину Егорову, а Шейла помогла адаптироваться среди "праправнуков" Евгению Славичу.
  Читателя не ждут труднораспутываемые сплетения любовных линий, панорамное изображение чувств героев.
  Наброски, чёрточки, пунктиры...
  
  
  
  РАБОТА
  
  
  "Я знаю - город будет,
  Я знаю - саду цвесть..."
   Маяковский В.В.1
  
  "Назначение человека - превращать любое место, куда ступит его нога, в цветущий сад,"2 - говорит Дауге. Герои цикла любят говорить о работе, поэтому путешествие становится всё более суетливым.
  Вот я на борту "Тахмасиба" рядом с Иваном Жилиным и Юрой Бородиным. Юный пассажир восхищённо смотрит на своего наставника, склонившегося над какой-то установкой. "Я люблю, когда большой и сложный механизм, а рядом один человек...повелитель. Это здорово, когда человек - повелитель," 3 - увлечённо произносит юный вакуум-сварщик.
  Итак, человек - хозяин сложной машины. Не стоит забывать, что вокруг мир воображаемого будущего, разительно отличающийся от реального мира настоящего.
  Стремление же повелевать в человеке неискоренимо. И, поскольку все равны там, где достигнуто Великое Соответствие, людское властолюбие сублимируется подчинением себе окружающего мира, как искусственного (всевозможных машин), так и естественного (природы, космоса).
  Конечно, в любой государственной структуре, даже самой совершенной и демократичной, не обойтись без координирования. На острове Утопия, например, власть представляли филархи, протофилархи и князья; в городе Солнца Кампанеллы - Метафизик и т.д.4. об абсолютном равенстве говорить не приходится.
  Заместитель председателя ГКМПС Николай Захарович Краюхин отдаёт приказы Ермакову. Тот в свою очередь руководит экспедицией на Венеру как капитан корабля "Хиус - 2" ("Страна Багровых Туч"). Юрковский, наделённый особыми полномочиями, инспектирует внеземные станции ("Стажёры"). Конголезец Ломба Августос, директор Коллектора Рассеянной Информации, устраивает разнос Павлу Рудаку, своему заместителю, и даже позволяет себе таскать за бороду последнего публично, как Иван Грозный таскал в своё время за бороды бояр. А Иван Жилин вручает комиссару Бэле Барабашу пистолет, так как тому предоставлено право убивать (!!!). Владислав Кимович Шершень пользуется данным ему постом директора обсерватории на Дионее. Вместе со своим "холуйчиком" (словоупотребление А. и Б. Стругацких) Анатолием Кравцом Шершень - может быть, говорящая фамилия - доводит работников до зверского состояния, опираясь на девиз divede et impera.
  
  
  1 Маяковский В.В. Избранные сочинения в двух томах. - Т. 1. - М.: Художественная литература. 1982. - С. 487.
  2 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры - С. 156.
  3 Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. - С. 194.
  4 См..: Утопический роман 16-17 веков. - М.: Художественная литература. 1971.
  
  
  Владислав Кимович Шершень пользуется данным ему постом директора обсерватории на Дионее. Вместе со своим "холуйчиком" (словоупотребление А. и Б. Стругацких) Анатолием Кравцом Шершень - может быть, говорящая фамилия - доводит работников до зверского состояния, опираясь на девиз divede et impera1.
  Чтобы упрочить своё господство над покорившимся уже Марсом, люди устраивают облаву на марсианских пьявок. Причём за день до истребления Захар Иосиович Пучко, начальник ремонтных мастерских в Большом Сырте, тревожится не о судьбе уникальных животных, а о техническом состоянии песчаных танков после жестокой акции. И вопрос, поставленный Пучко, заставляет задуматься всё собрание. Экологические вопросы никто не ставит ("Стажёры").
  "Воистину, жизнь - это единственное, чему стоит поклоняться,.." 2 - говорит Охотник (все наименования специальностей и профессий, связанных с изучением других планет начинаются с большой буквы) Гнедых. И он же отнимает эту жизнь в силу своей профессии. Лишь после того как на Круксе им был убит четверорук трёхпалый, разумное существо, Гнедых задумывается, мучимый угрызениями совести.
  Значит люди будущего поклоняются не жизни, а разуму, что доказывает гиперболическая сцена записи памяти умирающего человека в блоки огромной машины (Полдень, 22 век).
  Итак, Марс покорён, а Венере недолго остаётся сопротивляться, ведь "с каждой минутой рука человека всё крепче сжимала чёрную глотку Голконды." 3
  
  Смена декораций. Кафе в космическом порту на Земле. Только что "Тахмасиб" унёс в последнее путешествие Алексея Петровича Быкова, Владимира Сергеевича Юрковского и Михаила Антоновича Крутикова. Григорий Иоганнович Дауге, которому исполнилось пятьдесят два года, по состоянию здоровья к полёту допущен не был, и теперь сидит он, маленький, сгорбленный и очень старый, за стликом и беседует с Марьей Сергеевной Юрковской, стройной, гордой и... жалкой.
  Марья Сергеевна имеет веский повод быть несчастной: она отторгнута этим гармоничным миром, так как не вписывается в систему Великого Соответствия.
  Вот она подняла глаза, утомлённые не только сегодняшними, но и прежними переживаниями. В её взгляде, устремлённом на бывшего мужа, ни капли любви, лишь отчуждение, гордость и непонимание. "Сумасшедший мир. Дурацкое время, - сказала она устало. - Люди совершенно разучились жить. Работа, работа, работа...Весь смысл жизни в работе. Всё время чего-то ищут. Всё время чего -то хотят. Зачем?"
  
  
  
  1 Разделяй и властвуй (лат.).
  2 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 302
  3 Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. - С. 288.
  
  
  
  "Зачем?" - повторяю вопрос Марьи Сергеевны.
  "Назначение человека - превращать,.." (помните?) - так бы ответил Дауге.
  "Зачем?" - спросила бы вновь Марья Сергеевна.
  Чтобы "преодолеть Пространство, разорвать цепи Времени, подарить своему поколению Чужие Миры,.." 2 - так ответил бы Сергей Кондратьев.
  И вновь задала бы Марь Сергеевна всё тот же вопрос. Ей непонятен категорический энтузиазм Дауге, глобальный оптимизм Кондратьева. Всё происходящее вокруг кажется ей глупым и страшным. "Он (учитель, - И.Б.) учит их (детей, - И.Б.), что работать гораздо интереснее, чем развлекаться. И они верят ему. (...). Ведь это же страшно!" 3 - говорит Марья Сергеевна.
  Что так пугает Юрковскую? Ей страшна глубокая пропасть, образовавшаяся межу прошлым и будущим, её пугает различие взглядов и устремлений. Чем не похожа Марья Сергеевна на людей Великого Соответствия? Она не научилась находить радость в работе.
  Тут необходимо пояснение. Мир будущего - коммунистический мир со всеми вытекающими последствиями. Известно ещё из школьного курса истории, что коммунизм - "высшая форма человеческого общества, при которой нет эксплуатации человека человеком, средства производства составляют общественную собственность, производственные отношения находятся в полном соответствии (!!! - И.Б.) с состоянием производительных сил." 4 Но самое главное, что при коммунизме "труд перестанет быть средством для жизни, а станет сам первой жизненной потребностью." 5
  Многие проблемы несовершенного настоящего там, в будущем, уже решены. "Раз и навсегда установившаяся система изобильного производства поддерживалась совершенно автоматически и развивалась столь стремительно, что приходилось принимать специальные меры против перепроизводства. Проблема питания перестала существовать так же, как никогда не существовал проблема дыхания." 6 Решение столь актуальной проблемы разом высвобождает огромное количество человеческой энергии. "В конечном счёте, - сказал как-то незнакомец Кондратьеву, - смысл нашего существования - тратить энергию...И по возможности, знаете, так, чтобы и самому было интересно, и другим полезно." 7
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры - С. 93.
  2 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 36.
  3 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 94.
  4 Лехин И.В., Петров Ф., Н. Краткий словарь иностранных слов. - С. 170.
  5 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 36.
  6 Там же. - С. 171
  7 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 139.
  
  
  
  
  
  Человечество оказывается перед выбором: либо направить энергию по новому руслу, либо деградировать. Поэтому работа из необходимости должна превратится в потребность. Так и происходит.
  "Какие могут быть жалобы у человека, имеющего интересную работу?"2 - удивляется Костя, начальник полигона "Эйномия".
  "Работать гораздо интереснее, чем отдыхать. Трутнем быть просто скучно." 3 - утверждает писатель Славин.
  "Жить интересно, потому и живём," 4 подводит итог Алан.
  Образовавшаяся система уравнений с тремя неизвестными решается очень просто: интерес = работа = жизнь. Все эти три понятия оказываются равными и связанными в неразрывное единство. И на этом этапе возникает человек будущего.
  Юрковская - мой современник (как и все герои первого поколения). Родилась она позже семидесятых годов двадцатого столетия. Не сумев адаптироваться в будущем, она отстала от времени, чем собственно, и вызваны её страдания. Всеобщая мутация не коснулась её хромосом. Интерес = развлечения = жизнь - такое, вполне объяснимое для нас, но архаичное для будущего, строение психики превратило существование Марьи Сергеевны в муку. Юрковская, как и другие, гедонистка, 5 только удовольствия ищет она не в работе, а в развлечениях.
  
  Разговор Дауге и Марьи Сергеевны почти закончен. Пора подвести итог. "Конец один: старость, одиночество, пустота, - говорит Юрковская. - Я ничего не приобрела, а ты всё потерял. В чём же разница?" 6
  Каким знакомым показалось мне это высказывание. И не вспомнил бы я первоисточник, коль не помог бы мне рассказ декадента Ф. Кривина "Зиновий Дракохруст и Мухаил Ильянович Гробоедов." Поэт, главный герой этого рассказа, однажды написал стихотворение:
   Бабье лето, бабье лето
   Бродит по лесам.
   И не вспомнишь, Бабель это
   Или Мопассан. 7
  
  Друг его, аноним, задал поэту вопрос, нельзя ли было ту же мысль выразить в следующем четверостишии:
  
   Бабье лето, бабье лето
   Бродит по лесам.
   И не вспомнишь, Горький это
   Или Маяковский? 8
  
  
  2 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 202.
  
  3, 4 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 311, 142.
  
  5 "Всё разнообразие человеческого поведения может быть сведено, согласно учению гедонизма, к одному источнику, именно к стремлению достигать удовольствия и избегать страдания." (Лосский Н. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат. 1991. - С. 26.)
  6 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 95.
  
  7 Кривин Ф. Завтрашние сказки. - Ужгород: Карпаты. 1992. - С. 59.
  
  8 Кривин Ф. Завтрашние сказки. - Ужгород: Карпаты. 1992. - С. 60.
  
  
  Тогда я прозрел: конечно же, Горький! Помните: "Все в землю лягут, всё прахом будет."1 Как не сравнить Дауге (и иже с ним) с Соколом (оба благородны, оба летали), а марью Сергеевну с Ужом. Даже вопрос Юрковской "Зачем?" приобретает другую окраску: "Что им там ясно?" 2
  Кстати, аллюзия вполне подтверждаема: "Безумству храбрых поём мы песню!" 3 - восклицает Юрковский. Горький, бесспорно, входил в круг чтения Стругацких.
  У философского камня выявился изъян. Великое соответствие не панацея счастья для всех и каждого. Если ты не умудрился согласовать свои интересы с общественными, то тебе уготованы Танталовы муки: видеть вокруг себя людей, живущих полнокровной жизнью, и не иметь возможности (умения) понять всеобщую радость, разделить её.
  
  
  
  1 Горький М. Песня о Соколе. - Киев: Веселка. 1988. - С. 27.
  
  2 Там же. - С. 28.
  
  3 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 228.
  
  
  
  
  
  
   ФОРМИРОВАНИЕ
   "..., Nam sine doctrina vita est quasi mortis imago"
   Мольер1
  
  Пора ставить точки, возвращаться и подводить итоги. Но прежде чем решусь обобщить собранный материал, считаю полезным проследить процесс формирования человека, разобраться в скрытых механизмах, содействующих образованию людей нового типа (тех самых, которыми "расцветает жизнь всех").
  Отправляюсь в последний вояж. Оставляю за спиной "Страну Багровых Туч", где все говорят о красивой смерти, видя в ней чуть ли не цель жизни. Успеваю рассмотреть лишь Ермакова, сложившего руки на спинке кресла погибшего Бидхана Бондепадхая. Ермаков говорит: "Такие не падают духом, не отступают. Такими сильно человечество." 2
  Удивляюсь: как Бондепадхай может падать духом? Весьма проблематично, учитывая его теперешнее состояние.
  "Стажёры". Старый знакомый Иван Жилин. "Такими, какими мы становимся, нас делают люди," 3 - говорит он. Да-да, об этом уже шла речь. И горе тому, кто стал не таким, каким его делали.
  "Настоящего человека формируют только настоящие люди, работники, и только настоящая жизнь, полнокровная и нелёгкая," 4 - это уже Юрковский. Деление людей на настоящих и ненастоящих, на супер- и недо-, это тоже где-то было. Но суть верна: человека формирует среда.
  Однако пора бы сделать остановку. Кто из героев цикла ответит на вопрос: "Чему настоящие люди, работники, учат кандидата в настоящие люди?". Ответ нужно искать в саамы горячих точках, там, где проходит граница Великого Соответствия, там, где "настоящие люди" ведут борьбу (как и прежде, не только словом, но и револьвером) с людьми ненастоящими.
  Передо мной чёрный, пьяний мир "Спейс Перл Лимитед". Человек здесь - скотинка, а мещанство цепко держит в гнетущих объятиях души стоящих на ложном пути. Кто сумеет им помочь? Только комиссар. Настоящий - уверенный, чистый, честный и с револьвером. Может быть, комиссару Бэле Барабашу недостаёт уверенности, но он твёрдо знает, кому и в какую часть тела, в случае чего, всадит первую пулю.
  
  
  
  1 Мольер Ж.. - Б. Комедии. - Киев; Днипро. 1976. - С. 132
  (Жизнь без учения подобна смерти, - лат.)
  2 Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. - С. 200.
  3, 4 Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 182, 192.
  
  
  
  - Как сделать человека настоящим? - спрашиваю я.
  Меня он не видит, но вопрос услышал. Минута раздумий и ответ: "Необходимо внушать человеку с пелёнок, что "самое важное в жизни - это дружба и знание, что, кроме его колыбели, есть огромный мир, который ему и его друзьям предстоит освоить, - вот когда вы получите настоящего человека." 1
  Иван Жилин на тот же вопрос отвечает так: "Научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их с жизнью; ...настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро;...презирать мещанскую мудрость; ...что любить и плакать от любви не стыдно;...что скептицизм и цинизм в жизни стоят дёшево, что это много легче и скучнее, чем удивляться и радоваться жизни; ... доверять движениям души своего ближнего; что лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому; ...что дело не в том, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том как ты влияешь на других;...что один человек ни черта не стоит." 2
  Эта формула более развёрнута. Здесь и библейское "не сотвори себе кумира", и призыв к естественности в проявлении чувств, и вера в ближнего, и коллективизм.
  "Мы все стажёры на службе у будущего," 3 - сказал как-то Юрковский. Бэла Барабаш и Иван Жилин, претендуя на роль учителей, сами являются учениками грядущего. Настоящего сенсея, гуру, мастера нужно искать среди людей следующего поколения.
  Я в школе звездолётчиков. Передо мной несколько молодых людей, студентов школы. Идёт дискуссия. Один из активистов спора -Миша Малышев, другой - Борис Панин, упитанный и симпатичный. Борис, кажется, в оппозиции. Он отчаянно отражает атаки Малышева и периодически восклицает: "Я человек простой, простодушный!" Бориса искренне жаль: он, как и Марья Сергеевна, что-то недопонимает. Вернее, недооценивает.
  Борис Панин умаляет роль энтузиазма в прогрессе цивилизации. Борис - фундаменталист. А ведь ещё Юрковский говорил: "Всегда и везде впереди шли энтузиасты-мечтатели, романтики-одиночки, они прокладывали дорогу администраторам и инженерам." 4 И даже Краюхин, зампред ГКМПС, споря с Юрковским, тем не менее подтверждал его мысль: "Мы все мечтатели, если угодно, Владимир Сергеевич, и энтузиасты тоже. Только каждый на свой лад." 5
  
  
  1Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 212.
  2 Там же. - С. 244-245.
  3 Там же. - С. 190.
  4Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. - С 93.
  5 Там же. - С 93-94.
  
  
  
  Но вернусь к разговору студентов. Обсуждается вопрос: "Когда и при каких обстоятельствах обыкновенный человек превращается в Настоящего Человека?" Малышев предполагает: "Сначала он говорит: "Хочу есть." Тогда он ещё не человек. А потом он говорит: "Хочу знать. Вот тогда он уже человек." 1
  Панин отвечает: "Этот ваш Человек ещё не знает толком, что у него под ногами, а уже хватается за звёзды." 2 Страсти накаляются, волнение достигает апогея. Из уст Малышева звучит ключевая фраза разговора: "Стремление познавать, чтобы жить, неминуемо превращается в стремление жить, чтобы признавать. Неминуемо!" 3
  Определились три этапа формирования нового, "настоящего" человека. Первый, гедонистический: жить - значит получать удовольствия; второй, прагматический: жить - значит получать удовольствие от работы, заключающейся в познании нового.
  
  Как отражается такое качественное изменение человеческих интересов в жизни общества? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, каким специальностям отдаёт предпочтение каждая эпоха.
  Люди первого (не говорю - низшего) уровня, подобные Марье Сергеевне, архаичны и встречаются в этом воображаемом мире крайне редко. Они исчезают, так как общество стало на путь постоянного совершенствования. Казалось бы, особое внимание должно уделить изучению социума, то есть ведущей наукой должна стать социология. Но нет, социологов не встретишь ни в "Стране Багровых Туч", ни в "Стажёрах". Зато очень много "физиков" (если вспомнить, что людей делят на "физиков" и "лириков" в зависимости от ориентации способностей).
  Наташа, например, ведёт метеорологические наблюдения, Гайдамыдов руководит строительством, Пучко - ремонтом, Жилин - кибернетист, Костя - взрывает астероиды, Кравец производит прецизионные измерения, Базанов - атмосферник, Юра Бородин - вакуум-сварщик. Все довольны своей работой и, наверно, считают её самой важной.
  Отправляюсь дальше. То ли школа, то ли интернат. Комната номер восемнадцать. Здесь обитают четверо ребят. Наблюдает за ними учитель (мечта современного работника образования - класс, состоящий из четырёх человек). О родителях детей не известно ровным счётом ничего. Либо мальчики сироты, либо система образования в мире Великого Соответствия чем-то напоминает воспитание в Лилипутии. 2
  
  
  1, 2, 3, Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 41.
  4 Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера. - М.: Художественная литература. 1980. - С. 60 - 63. (см.)
  
  
  
  
  Под руководством (вернее, под мудрым наблюдением) учителя Тенина ребята открывают новые дали. И вот что выясняется для обитателей восемнадцатой: "В мире наибольшим почётом пользуются, как это ни странно, не космолётчики, не глубоководники и даже не таинственные покорители чудовищ - зоопсихологи, а врачи и учителя. В частности, выяснилось, что в Мировом совете - 60 % учителей и врачей. Что учителей всё время не хватает, а космолётчиками хоть пруд пруди." 1
  Итак, врачи и учителя. Те, кто обеспечивает физическое здоровье человека, и те, кто отвечает за его культурное развитие. Кроме того, каждый учитель будущего обязательно ещё и психолог, а не просто учитель-предметник.
  Таков и Тенин, - опытный наставник, полиолог (Стругацкие употребляют это слово для обозначения специалиста во многих специальностях), тонкий психоаналитик. Он всё понимает, всех любит. Лучше всех для него те из учеников, кто сейчас, в этот момент находится под его руководством.
  Чему же учит Тенин детей? Вот что говорит он ребятам: "Всё самое плохое в человеке начинается со лжи." 2 Для молодого поколения аксиомой становится формула: "Лжёшь учителю - солжёшь кому угодно." 3
  "Ты помнишь, что самое дрянное на свете? Я напомню тебе: трусить, врать и нападать" 4 - говорит Поль Гнедых заблудшему вальтеру Сароняну, нарушившему все три заповеди разом.
  Не девальвируется в будущем роль литературы в становлении личности. "Назначение книги - будить воображение читателя, говорил Жан Парнкала, биотехник Гибсоновского заповедника. - Важнейшая задача всякого писателя - замечать то, что не видят другие." 5 Литераторы, как и учителя, помогают человеку достичь главной цели. Человечество под девизом "Cognessa te omnia" стремится к своей мечте: "Ведь это мечта. Человек Всемогущий. Хозяин каждого атома во Вселенной," 7 - говорит Шейла.
  Человек желает осуществить потребность повелевать в высшей ипостаси - стать Хозяином Вселенной, не меньше! И средство для достижения этой цели - разум.
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 53.
  
  2 Там же. - С. 66.
  
  3 Там же - С. 68.
  
  4 Там же. - С. 69.
  
  5 Там же. - С. 189.
  
  6 Познай всё (лат.).
  
  7 Там же. - С. 99.
  
  
  24. Рыбаков В.М. Очаг на башне. - В.: Латвийский детский фонд. 1990. - 260 с.
  25. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. - М.: Художественная литература. 1980. - 287 с.
  26. Симонов П.В. и др. Происхождение духовности. - М.: Наука. 1989. - 352 с.
  27. Сочинения Козьмы Пруткова. - М.: Художественная литература. 1987. - 335 с.
  28. Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век (возвращение). - М.: Детская литература. 1967. - 320 с.
  29. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу. - Минск: Юнацтва. 1986. - 255 с.
  30. Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - М.: Детская литература. 1985. - 543 с.
  31. Стругацкий А, Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. - М.: Детгиз. 1960. - 294 с.
  32. Тимофеев А., Шураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. 1985. - 208 с. (М.: Просвещение)
  33. Толстых В.И. Сократ и мы. - М.: Политиздат. 1981. - 384 с.
  34. Утопический роман 16-17 веков. - М.: Художественная литература. 1971. - 494 с.
  35. Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература. 1989. - 527 с.
  
  
  Потребность в удовольствиях, интересной работе - лишь первые ступени на пути к главному. "По-видимому, законы природы таковы, что человек в конечном счёте стремится не столько к самим восприятиям, сколько к переработке этих восприятий, стремится услаждать не только элементарные органы чувств, сколько свой главный воспринимающий орган - мозг," 1 - так говорил Евгений Славин.
  Желание повелевать Вселенной человек пытается осуществить через накопление и переработку информации, взяв на вооружение древнюю формулу "Stientia potentia est". 2
  
  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   "Скажи, мудрец,сколько звёзд на сем небе?" -
  "Мерзавец! - ответствовал сей, -
  никто необъятного обнять не может!"
  Сии, с превеликим огнём произнесённые,
  Слова возымели на прохожего желаемоедействие."
   Козьма Прутков1
  
  
  Раннее творчество Стругацких. Романы шестидесятых годов, объединённые в цикл. Произведения о людях труда и науки, о рядовых тружениках и героях. У каждого свой характер, свои интересы. Что же общего в этих людях?
  Стремление человека к идеалу подобно бесконечно малым величинам в математике, которые постоянно приближаются к нулю, но никогда не достигают его. Добро и зло, позитивные и негативные качества могут быть в человеке в том или ином соотношении, но совершенство полное - пока только мечта.
  Дм. Биленкин писал о героях Стругацких: они доподлинны в своих поступках, чувствах и мыслях, их ксловное существование благодаря таланту писателей обрело ту же несомненность, как и существование тех, с кем мы сталкиваемся в современности." 2
  "Главным предметом настоящей фантастики, как и всей художественной литературы, - говорят сами авторы, - является человек в реальном мире." 3
  Люди будущего стремятся не отставать от моды, одеколонятся, бреются. Сергей Кондратьев, попавший в гости к праправнукам, замечает, что "на модниц оглядывались." 4
  В будущем, как и в настоящем, существуют некоторые противоречия между частным и общим. Происходит синкретическое слияние личностных и общественных интересов. Например, Николай Захарович Краюхин использует мещанскую, химическую формулу: "Тащить всё в дом, а не транжирить то, что есть дома," 5 понимая по словом "дом" всю землю в целом.
  
  
  1 Сочинения Козьмы Пруткова. - М.: Художественная литература. 1987.
  
  2 Биленкин Д. Радуга времён // Стругацкий А., Стругацкий Б. Стажёры. - С. 6.
  
  3,4 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 5, 86
  
  5 Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна Багровых Туч. - С. 94.
  
  
  
  
  
  
  
  
  Социальная среда будущего гармонична, имеет относительно благоприятный климат. Но стоит взять неверную ноту, внести разлад в стройную симфонию общественной жизни, и ты безвозвратно теряешь возможность наслаждаться всеобщим счастьем. В таком положении оказались Марья Сергеевна, глубоко несчастная своей непохожестью, Борис Панин, на которого обрушился гнев товарищей, Вальтер Саронян, загнанный голышом в крапиву обитателями восемнадцатой комнаты.
  А если кому-нибудь вдобавок взбредёт в голову носить огнестрельное оружие в Мирза-Чарле или перечить комиссару Бэле Барабашу, то исход может оказаться летальным.
  А педагоги в школах (интернатах?) и мудрые собеседники-товарищи на улицах пропагандируют доктрины глобальной Дружбы, разжигают энтузиазм, зовут в неведомые дали. Герои-первопроходцы, благородные энтузиасты лучшими качествами в человеке считют мужество, ум, преданность общему делу, а худшими - трусость, неправдивость, агрессивность по отношению к ближнему.
  Время и среда изменяют людей. Например, молодой Юрковский, надменный и недоверчивый поэт, тенденциозный и слегка брюзгливый, смотрящий свысока на "специалиста по пустыням" Быкова, к старости, став должностным лицом и приняв на плечи бремя полномочий, сохраняет свою брюзгливость только внешне ("брюзгливо отвисшая нижняя губа"), зато напрочь теряет все негативные качества, а к спасителю и наставнику своему Алексею Петровичу относится чуть ли не с обожанием.
  Перед воображением читателя предстаёт мир, "где мочатся машины... с людьми, одетыми, одетыми в диковинные одежды, спокойными, умными, доброжелательными, всегда очень занятыми и очень этим довольными." 1
  Чем же довольны эти люди? Тем, что заняты, тем, что имеют интересную работу, тем, что вокруг множество других людей, таких же занятых и довольных. Имея работу, друзей, а при удачном стечении обстоятельств ещё и любовь люди будущего могут быть счастливы и мечтать лишь об одном: стать полноправными хозяевами Вселенной.
  
  
  1 Стругацкий А., Стругацкий Б. Полдень, 22 век. - С. 83.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  СОДЕРЖАНИЕ
  
  1. Вступление --------------------------------- 1.
  
  2. Per aspera ad astra ---------------------------- 5.
  (основная часть)
  
   а) Друг -------------------------------------11.
   б) Любовь ----------------------------------19.
   в) Работа ----------------------------------- 21.
   г) Формирование ---------------------------- 26.
  
  3. Заключение --------------------------------- 31.
  
  4. Список литературы ----------------------------23.
  
  
  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Баталов Э.Я. В мире утопии. - М.: Политиздат. 1989. - 320 с.
  2. Беляев А.А. и др. Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат. 1982. - 447 с.
  3. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М.: Мысль. 1990. - 147 с.
  4. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. - М.: Политиздат. 1970. - 280 с.
  5. Библия.
  6. Блауберг И.В., Пантин И.К. Краткий словарь по философии. - М.: Политиздат. 1982. - С. 171 -172.
  7. Горький М. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. - К.: Вэсэлка. 1988. - 32 с.
  8. Достоевский Ф.М, Идиот. - М.: Гослитиздат. 1955. - 607 с.
  9. Ефремов И.А. Лезвие бритвы. - М.: Правда. 1986. - 672 с.
  10. Ефремов И.А. Час быка. - М.: Молодая гвардия. 1970. - 448 с.
  11. История античной диалектики. - М.: 1972. - 335 с.
  12. Кагарлицкий Ю. Что такое Фантастика? - М.: Наука. 1974. - 162 с.
  13. Кант И. сочинения в шести томах. - Т. 5. - М.: Мысль, 1966.
  14. Классическая проза Дальнего Востока. - М.: Художественная литература. 1975. - 895 с.
  15. Кривин Ф. Завтрашние сказки. - Ужгород: Карпаты. 1992. - 110 с.
  16. Лехин И.В., Петров Ф.Н. Краткий словарь иностранных слов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1950. - 454 с.
  17. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение. 1988. - 256 с.
  18. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат. 1991.
  19. Маяковский В.В. Избранные сочинения в двух томах. - Т. 1. - М.: Художественная литература.
  20. Мольер Ж.-Б. Комедии. - К.: Днипро. 1976. - 189 с.
  21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1953. - 848 с.
  22. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литераура. 1973. - 783 с. 23. Руссо Ж.-Ж. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика. 1988. - 416 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"