Гриценко Ким Валентинович : другие произведения.

Афоризмы о Боге

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Набор высказываний и мыслей.


   Мысли и афоризмы ( часть 2 )
  
   Отдельные мысли Сатьи Саи Баба - аватор из Индии ( 2001 г. )
  
   Когда ум и разум находятся в единстве, человеческая природа достигает состояния свободы, которое называют Мокшам (освобождение).
  
        Это ошибка - заниматься какой-то духовной практикой для контроля ума. Природа ума таит в себе загадки. Он непостоянен и связан с эго. Кому под силу управлять таким умом? Это невозможно. Поэтому никогда не пытайтесь поставить под контроль ум. Следуйте голосу разума, тогда ум естественным образом подчинится. Хозяин ума - разум. Хозяйка разума - Атма. (Душа . К.Г.) У Атмы нет хозяина. Станьте хозяином ума, и вы всегда будете хозяином положения.
  
        Поиск Истины есть поиск Бога, потому что Истина есть Бог. Итак, поклоняйтесь Истине, придерживайтесь Истины и следуйте Истине на практике. Люди могут отрицать Бога, но никто не может отрицать Истину. Истину нельзя разложить на части, сказав, что вот пакистанская Истина, вот американская Истина, это индийская Истина и т.д. Истина едина для людей всех наций и всех религий во все периоды времени. Истина одна и Бог един.
  
        Это ошибка - считать, что Бог существует отдельно, а вы отдельно. Когда вы становитесь одно с Богом, вас уже не разделить. Если, к примеру, кружку воды выплеснуть в океан, то вода из кружки сливается с океаном. Вы не сможете их разделить. Точно так же, когда вы объединяете свою любовь с Богом, вы становитесь одно с Богом.
  
   Тело состоит из пяти элементов и неизбежно умрет, но его Обитатель бессмертен. У Обитателя нет рождения, нет смерти, и Он ничем не связан. С позиции истины, этот Обитатель - Сам Бог И такое священное тело, храм Божий, используется не по назначению.
   Вчера я говорил вам, что мир состоит из пяти элементов. Человеческое тело также состоит из пяти элементов. Бог присутствует в форме пяти элементов повсюду в мире. В Ведах провозглашается: Антар бахишча тат сарвавьяпья нараяна ститхаха, то есть что Божественность присутствует в тебе, с тобой, над тобой, под тобой и вокруг тебя.
  
        У человеческого существа имеется пять оболочек: аннамайя коша (плотная, грубая оболочка), пранамайя коша (оболочка жизненной энергии), маномайя коша (ментальная оболочка), виджнанамайя коша (оболочка мудрости) и анандамайя коша (оболочка блаженства). Чтобы приобрести мудрость, вам нет необходимости погружаться в священные тексты или внимать поучениям старцев. Священная оболочка мудрости уже присутствует в вас самих. Ощутив оболочку мудрости, затем вы ощутите и оболочку блаженства. Точно как пузырь на воде рожден из воды, поддерживается в ней и в конце концов сливается с водой, так и человеческое существо рождено из блаженства, поддерживается блаженством и, в конце концов, растворяется в блаженстве. Но вы не отдаете себе в этом отчета, понапрасну тратя свое время, деньги и энергию в поисках блаженства.
  
        Говоря по правде, человек расходует массу времени на погоню за внешним, мирским. Но он не потратит подчас и секунды, чтобы попытаться узнать свою Сущность. "Кто я? Ради чего я рожден? Что делаю?" Человек не задает себе этих вопросов. Вместо этого он спрашивает других: "Кто вы? Откуда вы? Чем вы занимаетесь?" У него развито любопытство по отношению к другим, но почему-то не по отношению к самому себе. Каково предназначение жизни? Это не "кхана, пена, сона, марна" (еда, питье, сон, смерть). Тело дано, чтобы следовать Дхарме. Ваша Дхарма - познать свою собственную Сущность. Относитесь к каждому как к божественному проявлению и ко всему миру как к чертогам Бога. Предлагайте все свои действия Богу. Пусть каждое произнесенное вами слово будет Мантрой и каждый сделанный вами шаг будет Прадакшиной (движением вокруг Бога).
   Вместо того, чтобы вести такую святую жизнь, человек тратит свое время и энергию на накопление богатств. Какова ценность зарабатывания денег? Честно говоря, никакой. Из-за чрезмерных желаний, жизнь человека становится огромным нулем.
        Ноль (zero) приобретает ценность, когда перед ним стоит единица (герой - hero). По мере добавления нулей их ценность возрастает, если впереди стоит единица. Точно так же, если вы держите в своем поле зрения Бога (героя), то все нули, как то тело, ум и чувства также приобретают значимость. Герой (hero) становится нулем (zero), если забывает Бога. Мир - это ноль, человеческая жизнь - ноль, и небо - ноль, и солнце - ноль, и луна - ноль. Все эти нули что-то значат только благодаря Герою, т.е. Богу.
  
   Что касается служения, не думайте, что вы служите другим. Вы служите лишь самим себе. Точно так же, все духовные практики, для вашего собственного удовлетворения. Богу они не нужны. Бог хочет только одного - вам нужно познать свою Сущность. Только тогда вы узнаете Бога. Уверенность в себе и уверенность в Боге - вот секрет величия.
  
        Сегодня человек посещает храмы и центры паломничества в поисках покоя, но покой не в центрах паломничества. Покой не снаружи, он внутри вас. Вы воплощения Покоя, Истины и Любви. Потому ищите внутри, идите дорогой Любви. Только тогда вы исполнитесь покоя. Через Любовь можно достичь чего угодно. Бог есть Любовь, живите в Любви. Без Любви вы не сможете добиться успеха. Любовь помогает вам узнать Себя. Чтобы испытать Любовь, вам не нужно ни к кому идти, и вам не нужно прилагать сверхусилия. Обратите свой взор вовнутрь
   .
        Кришна сказал: " (Человеческие существа - искры Божественного). Служите любому, это приравнивается к служению Богу. Наилучший способ любить Бога - любить всех и служить всем. Если вы ведете такую жизнь, все ваши дела будут угодны Богу.
  
   Вам нужны пища, одежда, кров и некоторое количество денег на лекарства, на тот случай, если вы заболеете. Вот почему я сказал в начале: "О, человек! Никогда не будь чрезмерно амбициозен, лучше веди высокую жизнь, используя разум надлежащим образом. Счастье заключается в чувстве достаточности. Неудовлетворенность ведет к горестям. Чтобы испытывать покой, держите свои желания под контролем. Горести - родина всех желаний. В этом путешествии по жизни желания можно сравнить с багажом. "Меньше багажа - больше комфорта, пусть путешествие будет для вас удовольствием". Сократите свои желания. Это называется Вайрагья (отречение). По мере уменьшения земных желаний, желание Бога усиливается. Именно об этом сказано в Ведах: (не действием, не потомством, не богатством, но только жертвенностью можно достичь бессмертия). Предложите все свои действия Богу, смотрите на всех, как на детей Бога, обращайтесь с деньгами как с даром Бога и используйте их правильно. До тех пор, пока в вас нет жертвенности, у вас будет только Анрутатва (ложь). Лишь жертва даст вам Амрутатву (бессмертие).
  
        Где путь к бессмертию? Устранение безнравственности -единственный путь к бессмертию .Не избавившись от таких порочных черт, как вожделение, гнев, жадность и зависть, как вы надеетесь достичь бессмертия? Если бокал уже наполнен водой, вы не можете его наполнить чем-то еще. Точно так же, когда голова наполнена нехорошими качествами, то для хороших качеств там не находится места. Вы заполнили сосуд своего сердца всевозможными тревогами. Как вы можете ожидать при этом счастья? "Помогай всегда, не вреди никогда". Только тогда вы сможете быть счастливы. Если невозможно помочь, то, по крайней мере не причиняйте никому вреда ни при каких обстоятельствах. Вы должны служить от всего сердца, не ради имени и славы.
  
        Сегодня человек ведет мирскую жизнь, отбросив все идеалы. Вместо попытки прочувствовать свою истинную сущность, он тратит свое время на бесполезные вещи. "Он знает дорогу в Америку, но не в Каши. У него много познаний в ботанике, но он не знает, что делать с растением Туласи". Какой смысл вести такую жизнь? Растите Дайю (Сострадание) в вашем Хридайе (Сердце). Сегодня только мода, видимость (fashion), но нет сострадания (compassion). Что значит быть человечеством (mankind)? Это значит, что в человеке (man) должна быть доброта (kindness). Тот, в ком нет доброты, не человек, а демон. "Надлежащий предмет изучения для человечества - сам человек". Должно быть единство в мысли, слове и деле. Все, что берет начало в сердце, должно найти выражение в словах, а слова, в свою очередь, должны быть обращены в действие.
  
        
   . Вы должны быть готовы встретить трудности. Не бывает удовольствия без боли. Не впадайте в уныние, когда вас окружает мрак ночи. Подумайте о лунном свете, который будет виден на следующую ночь. И также думайте о приятном, когда вам больно. Без этой темной беспросветной ночи не может быть и полнолуния. И в печали есть счастье. Вы не можете получить счастье через счастье. Счастье приходит только через трудности.
  
        Хотя вы - воплощение Любви, вам обязательно нужно выполнять Садхану (духовную практику) и Севу (служение другим), до тех пор пока вы не осознаете своего истинного тождества. Некоторые говорят: "Свами, зачем нам быть преданными в молодости? Мы можем подумать о Боге и на пенсии". Когда за вашей жизнью придут посланцы смерти, когда родственники готовятся к выносу вашего тела и когда ваша жена и дети горько плачут, возможно ли помнить в этот момент о Боге? Поэтому о Боге нужно думать с раннего возраста. Вот почему я говорю: "Выезжайте рано, двигайтесь не спеша и благополучно достигнете цели. Тише едешь - дальше будешь".
   Боритесь с дурными мыслями и дурными делами. Избегайте плохой компании и присоединяйтесь к хорошей. Взращивайте хорошие мысли, хорошие чувства, совершайте хорошие дела, и достигните Божественного.
    28 сентября 1998 года П р а ш а н т и Н и л а й я м ( лекция Саи Сатья Баба - Аватор из Индии )
  
   Шри Свами Шивананда
  
   Бхакти Йога
  

якая здоровая пища добы I.1. Бог - это Истина

   Бог - это Истина. Бог - это Любовь. Бог - это Свет света.
Он является воплощением вечного блаженства, высшего покоя и мудрости.
Он всемилостив, всеведущ, всемогущ и вездесущ.
Он не имеет ни начала, ни конца.
Он является Высшим Существом, Параматмой.
В Гите Он известен как Пурушоттама - Высший Пуруша, или Махешвара. (Пуруша - это Душа, Дух).
Он знает обо всём в мельчайших подробностях.
Он поддерживает мир, тело, ум, чувства и Прану.
Без Него даже атом не может двигаться.
Он является источником Вед.
Земля, вода, огонь, воздух и эфир являются Его пятью силами.
Брахма, Вишну и Шива являются тремя аспектами Господа.
Брахма является творческим аспектом, Вишну - сохраняющим, а Шива является разрушающим аспектом.
Существуют также три других аспекта: Вират, Хираньягарбха и Ишвара (проявленный, присущий и причинный аспект).
  
  
   вается без сети и Он является Внутренним Правителем всех существ.

Он пребывает в вашем сердце.
Он находится в вас, и вы находитесь в Нём.
Он очень близок к вам.
Раньше вы думали, что Его, может быть, можно найти или обнаружить только на горе Кайлас, Рамешваран, в Мекке, в Иерусалиме или на Небесах.
Ваши представления были неясными.
Это наше тело является Его движущимся храмом.
Святая святых - это глубокая сокровенная душа вашего сердца.
Закройте глаза.
Отведите свои чувства от объектов.
Ищите Его, сконцентрировав ум, с преданностью и с чистой любовью.
Вы найдёте Его.
Он ждёт вас там с распростёртыми руками, чтобы обнять вас.
Если вы не можете обнаружить Его там, вы не сможете Его найти нигде.

  
   Некоторые люди рождаются слабыми, другие - здоровыми. Одни - королями, знатными особами и миллионерами. Другие - крестьянами и нищими. Кто-то рождается слепым, глухим и немым. Одни люди - красивы, а другие - ужасны. Некоторые являются жуликами и бандитами, а другие - мучениками и честными людьми. Одни является дураками, а другие - интеллектуальными гигантами и мудрецами. Всё это можно объяснить только теорией Кармы и существованием Бога, который справедливо присуждает плоды каждому за его действия.
  
   Он может быть реализован только в медитации с помощью чистого, сконцентрированного сердца. Мои дорогие друзья, разве можно до сих пор оставаться скептиками, материалистами и атеистами! Может быть, вы станете духовными гигантами? Склоните свои головы с покорностью и искренностью перед лотосовыми стопами всемудрейшего Творца. Вы обретёте Его Расположение. Не теряйте ни секунды для того, чтобы приблизиться к Нему. Очищайтесь. Молитесь. Пойте. Медитируйте. Реализуйтесь.

I.3. Бог является постоянным

   Бог как скрытый владелец мира скрывает Себя внутри объектов. Он пребывает внутри них. Он является Внутренним Обитателем, наполняющим Присутствием, Сущностью или Сутью, разумным и творческим принципом вселенной.
  
   Подобно тому, как масло скрыто в семенах, масло - в молоке, ум - в головном мозге, плод - в утробе матери, Солнце - за облаками, огонь - в дереве, сахар или соль - в воде, запах - в бутонах цветов, звук - в граммофонных пластинках, золото - в кварце и микроклетки - в крови, Бог также спрятан во всём, во всех этих формах и существах. Подобно тому, как вы можете видеть бактерии холеры, тифа, туберкулёза и возбудителей других болезней с помощью мощной линзы микроскопа, вы можете видеть Бога с помощью глаза интуиции
  
   Три достоинства мудрости : - знать обо всем, пережить все,Быть далеко от всего.
  
   Три лица человека : То, что он думает о себе,То, что другие думают о нем, То, что он есть на самом деле. ( из сайта )
  
   В каждой эпохе или во времена чрезвычайных обстоятельств
   появляются Великие Духовные Учителя, чтобы помочь человечеству
   взойти на следующую ступень эволюции. Они известны нам как
   Геркулес, Рама, Шанкарачарья, Кришна, Будда, Могамед, Христос и
   другие. Каждый из них передал Учение, центральной темой
   которого являются "правильные человеческие отношения". Бенджамин Крим.
  
  
   Учение Вечной Мудрости было впервые открыто широкой
   публике около 1875 года Еленой Петровной Блаватской в ее
   основополагающих трудах "Тайная Доктрина" и "Разоблаченная
   Изида". Госпожа Блаватская основала Теософское Общество, чтобы
   ввести этот "новый" взгляд на историю и человеческую эволюцию.
   Следующую ступень учения представила публике Алиса Бейли,
   которая работала с 1919 до 1949 года совместно с Учителем
   Мудрости, известным как "Тибетец". Учитель Джуал Кхул передал
   посредством телепатических посланий обширную информацию о мире
   и его будущем.

Бенджамин Крим.(с журналистом )

  
   РО: Если мы внутренне божественны, то какова наша цель,
   что стоит перед нами, как рассой?
   БК: Цель человеческой рассы в одухотворении материи. Мы
   являемся духом в материи, который инкарнировался на этом
   относительно низком природном плане (хотя с точки зрения
   минерального, растительного или животного плана это довольно
   высокий план). С позиции духа человеческое существо с его
   физическим, астральным и ментальным телами, не является очень
   ясным отражением божественности. Суть эволюционного процесса в
   том, что мы одухотворяем материю наших собственных тел, и через
   это - материю в целом. Для этого мы здесь и находимся - чтобы
   одухотворить материю, чтобы материю нашего физического,
   астрального и ментального тела пронизать совершенными
   качествами души или совершенным духом, отраженным от
   божественной искры.
   РО: Каким образом получали Блаватская и Бейли свою
   информацию?
   БК: Что касается госпожи Блаватской, то она получила
   информацию от группы Учителей, с которыми она прожила несколько
   лет в Гималаях. Мастера прошли процесс эволюции, в котором мы
   находимся и познали, как она функционирует, что означает
   эволюция. Они являются Учителями не в каком-либо авторитарном
   смысле, а Мастерами самих себя и сил природы. Они обладают
   абсолютным сознанием и полным контролем всех миров нашей
   планеты.
   РО: Значит на этом плане человеческого развития
   находятся величайшие Учителя всех времен.
   БК: Совершенно верно. Каждый новый космический цикл, а мы
   вступаем сейчас в новый цикл - эпоху Водолея, приводит в мир
   Учителя. Такие люди как Геркулес и Гермес, Рама, Митра, Исайя,
   Зороастр (Заратустра), Конфуций, Кришна, Шанкарачарья, Будда,
   Христос, Могамед - все они Учителя, пришедшие из одного и того
   же духовного центра нашей планеты, который называется Духовной
   или Эзотерической Иерархией. Иерархия состоит из Учителей, их
   учеников и посвященных различных степеней. Она также известна
   как Царство Божие или Царство Душ.
  
   РО: Значит это (Духовную Иерархию, Царство Божие) можно
   скорее назвать состоянием бытия, чем какой-либо местностью?
   БК: Да. Христиане ожидают пришествия на Землю Царства
   Божия, если мы достаточно заслужим этого. В действительности
   оно было всегда здесь, за кулисами. Оно образовано из мужчин и
   женщин, которые посредством расширения своего сознания стали
   подходящими для этого, подтвердив этим свою божественность.
  
   РО: Не об этом ли сказано в "Писаниях", что Царство
   Небесное среди нас?
   БК: Христос говорил через Иисуса, что Царство Небесное в
   нас. Так что не ищите вокруг себя или на небесах. Оно в нас.
   Это состояние сознания. Если вы обладаете таким сознанием, вы
   находитесь в Царстве Божием.
   РО: Что же с Богом? Кто Он такой? Где Он? В каком
   отношении Он находится к Духовной Иерархии и к нам?
   БК: Эзотерически Бог означает общую сумму всех законов и
   всех энергий, которые регулируются посредством этих законов в
   проявленной и не проявленной вселенной. Так что, Бог безличен.
   И все таки этот превосходящий все Бог присутствует в каждом
   аспекте Мироздания, включая нас. Мы не раздельны от Мироздания,
   от Бога. В каждом человеческом сознании заложен потенциал
   знания, осознавания всего в Мироздании, что мы можем себе
   представить под понятием Бога.
   Мастера воплощают в себе Бога. Это есть особое состояние -
   свое сознание, в смысле Божественной Искры, Абсолюта, они
   привели к полному единению с самим собой, являясь человеком на
   материальном плане. Личность и Божественный Аспект полностью
   объединены.
  
   РО: Как же с безличностным Богом?
   БК: Бог есть также большое космическое Существо, которое
   одушевляет эту планету. Эта планета, со всей своей твердью, со
   своими городами, самолетами, телевизионными студиями и многим
   другим, в действительности является телом того космического
   Существа, дающего планете жизнь и направляющим эволюцию всех
   царств природы, включая человеческое. Что в действительности
   происходит, это то, что мы на всех наших уровнях, от
   минерального царства и до божественного, проводим в жизнь
   эволюционный процесс, который в конечном итоге приведет планету
   к совершенному выражению той мыслительной формы, которая
   существует в разуме созидающего Логоса.
  
   РО: Вы говорили, что Бог одушевляет эту планету.
   Существует ли кроме этого еще другой Бог или еще более высокий
   уровень сознания?
   БК: Да. Существует Бог, который одушевляет солнечную
   систему. Наш планетарный Логос является лишь частью, центром в
   теле солнечного Логоса, который в свою очередь является центром
   в теле галактического Логоса. И так далее, галактика за
   галактикой. Бог бесконечен, Он трансцендентален и присутствует
   в каждой части мироздания. В каждом божественном аспекте,
   включая нас, заложена потенциальная возможность получить
   абсолютные знания и возможности и работать с энергиями,
   создающими вселенную.
   Бог есть все, что существует и все пространство между тем,
   что существует, между вами и мною, и всем, что нас окружает и
   тем, что все окружает. Все это является Богом. Бог проявляется
   посредством Мироздания, которое создано из энергий с
   определенными частотами вибраций. Форма зависит от конкретных
   частот ядер и электронов, составляющих эту форму. Современным
   ученым удалось расщепить ядерные структуры и показать, что в
   центре каждого атома существует ядро, окруженное электронами,
   вибрирующими (вращающимися) с определенной частотой, и что все
   атомы вселенной подобны друг другу. В проявленной вселенной нет
   ничего, кроме энергии. Разница между этой формально научной и
   точкой зрения эзотерика в том, что эзотерик идет еще дальше, и
   говорит, что да, действительно все является энергией, но
   энергия следует за мыслью и движется мыслью. Мысль является
   действующей силой, посредством которой творится Мироздание.
  
   Все, что мы думаем и делаем приводит в действие закон, как
   причина; так что мы постоянно создаем причины. Последствия этих
   причин определяют нашу жизнь, как в хорошем, так и в плохом. В
   данный момент мы создаем нашу настоящую и последующую жизнь. Мы
   приобретаем то, что называется кармой. Закон Кармы есть Закон
   Причины и Следствия. Последствия наших прежних поступков, как
   хороших, так и плохих, создают условия для нашей сегодняшней
   жизни, и наши сегодняшние поступки создают условия для
   дальнейшей жизни, будь это в этой инкарнации или когда мы
   вернемся в другом теле.
   Наша душа создает магическими действиями тела (ментальное,
   астральное и физическое), через которые она получает
   возможность проявить свои качества. Если это происходит, т. е.
   душевные качества ясно проявляются, то можно с уверенностью
   сказать, что мы уже находимся на конечном отрезке эволюционного
   процесса. Проходят сотни тысяч инкарнаций, но когда наконец
   достигнута эта позиция и душа видит, что ее отображение
   (мужчина или женщина в инкарнации) реагирует на ее душевные
   качества, и человек становится более божественным - менее
   эгоистичным, более альтруистичным, более обращенным к другим
   людям, а не к собственной персоне - она начинает стимулировать
   свой "инструмент" и начинает процесс завершения эволюционного
   путешествия - процесс инициации (посвящения).
   Я уже неоднократно говорил о необходимости развития знания, в особенности знания себя, поскольку одной из самых типичных черт нынешнего состояния человека является то, что он себя не знает. Петр Успенский 1912г
  
   — Есть люди, они как-то очень странно все объясняют. Их спросишь: "Кто создал вселенную — пространство, планеты, звезды. Землю?" Они отвечают: "Природа". "Ну, а природу кто создал?" — "Она сама себя создала". Значит, было время, когда ее не существовало? А если так, как же она могла создать себя? А если существовала, зачем ей было тогда создаваться? Нет, милый мой, природа — это творение Божие, через нее мы познаем Творца невидимого. Так и апостол Павел говорил в Послании к Римлянам, 1-я глава, что невидимый для наших плотских очей Творец вселенной становится видимым через рассмотрение Его творений, потому Господь и предлагает людям: "Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их" (Ис. 40, 26).
   (Лавров С. рассказ "Диспут" , с сайта)
   — Во все времена, — говорил Демьян Лукич, — человека интересовало: откуда он, зачем живет, куда исчезает, т. е. каждому любопытно приоткрыть завесу неведомого, таинственного мира, узнать, кто так премудро устроил и нас, и все, что нас окружает... Вот и пчелка, малая тварь, говорит нам, что создал ее и научил не слепец какой-нибудь, не глупец, а великий Мудрец и Учитель. Ведь ты вдумайся, какие мудрые вещи знает пчела! Отыскивает вещество, которое предохраняет мед от порчи. Откуда она его знает? Говоришь, пчелы делают все бессознательно, безвольно. Значит, не своим сознанием, не своей волей. Значит, кто-то за них думает, кто-то ими повелевает! Да и как думает-то... Нужно ведь не просто отыскать это вещество в лесу или в поле — надо знать его свойства. Доктора вон всю жизнь учатся, как лечить болезни, а такое лекарство сразу бы не нашли, пчела же нигде не училась, а находит его легко, быстро. Кто показывает ей? Тот, Кто знает свойства всех вещей. Кто может и маленькое насекомое, козявочку сделать такой мудрой, что ее делам удивляются ученые, Тот, Кому повинуется вся природа, Кто дал ей законы. Кто управляет всем миром...
   ( с рассказа - Лавров - "Диспут" )
   Не люди Бога выдумали, вера в Него была с самого начала мира и всегда будет в душе человеческой. Как в семени дерева все уже есть: и ствол, и корень, и ветки, и плоды, так в душе человека заложены Богом и чувства, и вера. Но дерево может вырасти кривым, больным, бесплодным, смотря на какой почве растет, каков климат, уход. Так и человек часто вырастает душою уродливым, больным, если не признает Бога, живет в беззаконии, а это зависит от его воспитания и более всего от его воли. Потому что Бог дал человеку разум и свободную волю, и он может выбирать сам: доброе или дурное.
   Почему же есть на свете люди, которые не признают Бога? Причин тут много, и главная из них та, что не все имеют возможность узнать правду о религии. Некоторые из-за душевной лени отмахиваются от серьезных вопросов вместо того, чтобы задуматься над ними. Иногда обида на верующих мешает обращению к Богу, ведь многие не умеют отделить личных обид и счетов от истины. Немало таких, кому в детстве внушили, что все верующие — темные люди, и, вырастая, они не хотят проверить, правильно ли то, чему их учили. Однако в человеке заложено чувство благоговения перед чем-то высшим, и потому неверующие в Бога ставят на Его место какого-нибудь идола и ему поклоняются, будь то наука, искусство, будущее человечество или человек вроде Гитлера или Мао-дзе-Дуна. Но в глубине души тайно тоскуют они об истинном Боге. Таких людей надо жалеть...
   ( с рассказа )
   — Ну, милый мой, это ты не дело говоришь, — возразил Демьян Лукич. — Я вон уже больше шестидесяти лет хожу и надеюсь, Бог даст, ходить до самой смерти, и отец мой ходил, и прадед — до самого Адама, от которого пошел род человеческий. Однако родись у меня сын или дочь, год или два их учить надо. Привычка не передалась с рождением, каждого ребенка приходится учить заново. А вот цыпленок, как только вылупится из яйца, сейчас уже бегает, а утенок, тот даже поплывет, и никто их этому не учит. Мы же, разумные люди, не можем передать своей привычки детям, чтобы им, когда родятся, сразу бегать, как цыплята... Наши предки вон сколько лет ходили! Иаред, к примеру, жил 962 года, а Мафусал 969 лет. Если бы куры столько жили, у них и яйца бы стали бегать!
   Есть на свете люди, подобные Альтшулеру, — их ничем не убедишь. Если бы им явился Сам Христос, показал бы им Свои раны и сказал: "Я пострадал за тебя, Я пролил кровь, чтобы спасти тебя от вечной смерти" — то и тогда они бы не поверили; пошли бы к врачу и сказали: "У меня галлюцинация".
   "Ученый" атеист, отрицающий бытие Бога, напоминает совершенно глухого человека, глухого от рождения, который силится доказать, что музыка Баха, Бетховена, Моцарта ни что иное, как мертвые черные точки и завитушки, расстановленные на нотной бумаге, неизвестно кем и для чего. Но вряд ли глухой убедит в этом человека, который обладает нормальным слухом и наслаждается прекрасной музыкой этих композиторов. Да, таких "глухих" людей можно только пожалеть...
   ( из рассказа )
   — Но я думаю, этому белку до живой клетки, как земле до неба, — опять перебил Матюхина Демьян Лукич. — Читал я, что есть лаборатория, ученые в ней трудятся, чтобы создать клетку из химических элементов, и, если им удастся, будет событие мирового значения... Да вот видишь, не удается! Легко сварить кашу, когда под рукой крупа и вода — ты попробуй из ничего ее сварить. А тут под рукой все продукты, все есть, да каша-то не получается...
   ( из рассказа ) В одной книге описан такой эпизод. Однажды собрались люди, вышли в поле и сделали вызов Богу. "Если Ты, Бог, есть, — сказали они, - то почему в мире царит такая жестокость, почему столько войн, убийств, насилий, грабежей?" Бог спросил: "А вам это нравится?" - Нет, конечно!" - "Зачем же вы тогда воюете, насилуете, грабите? Разве это я заставляю вас?".
   Многие спрашивают: "Почему Бог, если Он всемогущ, не делает так, чтобы на земле не было зла, почему не заставит людей быть добрыми, жить в мире и любви?"
   Представьте себе, что вы гипнотизер и решили заставить детей своих слушаться и любить вас. Вы приводите их в сомнамбулическое состояние, когда они не способны ни к какому выбору, и приказываете: "Сидите здесь, пока я не вернусь!" - "Ешьте!" - "Перестаньте есть!" - "Пожелайте мне спокойной ночи!". Дети, как во сне, повинуются вам, и вот бесчувственные руки обвиваются вокруг вашей шеи, немые губы прижимаются к вашему лицу... Понравилось бы вам такое послушание, порадовала бы вас такая любовь? Вряд ли. Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети сами, по своей воле любили и почитали вас; желая им только добра, вы, однако, хотите. Чтобы у них была свобода выбора.
   Вот таких людей желает иметь Бог: Он дал нам, Своему созданию, свободную волю, чтобы мы сами выбирали между добром и злом.

( из рассказа Лаврова "Диспут"

   " Радость жизни в ЕЕ восприятии. Путь спасения - в действии Разума " Григорий Грабовой.
   Разум истины - в критерии правды . Г. Грабовой ( здесь и далее - из откровений Григория Грабового , современного Российского ( 2003) Аватора, академика и прочих всяческих ученых лавров. См.книгу "Феномен тысячелетий"Владимира Судакова)
  
   Вечность - это стремление духа Свободы. Из откровений Грабового Г.
  
   Теософия -философская основа основ экстрасенсорики. Она ставит целью исследование эзотерических истоков жизни и материи посредством личного прозрения или откровения свыше.
   Г.Грабовой
   Абсолют трактуется теософами как бесчисленность вселенных с мириадами солнечных систем в каждой. Каждая такая солнечная система есть Логос-Слово Создателя, породившее все сущее.Г.Г.
  
  
   В "Философских началах цельного знания" Соловьев отмечает, что в древнейший период человеческой истории в области знания "нет совсем различения между теологией, философией и наукой, — вся эта область представляет одно слитное целое, которое может быть названо теософией".
  
   В "Философских началах цельного знания" Соловьев отмечает, что в древнейший период человеческой истории в области знания "нет совсем различения между теологией, философией и наукой, — вся эта область представляет одно слитное целое, которое может быть названо теософией". В поисках "цельного знания" он приходит к выводу, что "свободная теософия — органический синтез философии и опытной науки — может заключать в себе цельную истину знания; вне него и наука, и философия, и теология — суть только отдельные части или стороны, оторванные органы знания и не могут быть, таким образом, ни в какой степени адекватны самой цельной истине".
   Далее Соловьев пишет: ""Разоблаченная Изида" изобилует именами, выписками и цитатами. Хотя большая часть материала взята, очевидно, не из первых рук, однако нельзя отказать автору в обширной начитанности. Зато систематичность и последовательность мышления отсутствуют вполне. Более смутной и бессвязной книги я не читал во всю свою жизнь. И главное, здесь не видно прямодушного убеждения, нет отчетливой постановки вопросов и добросовестного их разрешения. Две другие книги Е. Блаватской ("Тайная Доктрина" и "Ключ к теософии") представляют меньше эклектического материала и больше внешнего порядка, но с теми же внутренними недостатками. Самые противоположные точки зрения ставятся здесь рядом, без всякой попытки их внутреннего примирения или синтеза. Когда дело идет о какой-нибудь христианской идее (например, живого Бога, молитвы и т. п.) "теософия" является безусловным рационализмом и натурализмом, чтобы сейчас же превратиться в слепой и суеверный супранатурализм, лишь только на сцену появляется тайная мудрость и чудеса древних и новых "адептов".О книгах Блаватской - Вл.Соловьев
  
   Теперь послушаем Всеволода Соловьева, одно время близко знавшего Блаватскую: "Если бы сочинения Е. П. Блаватской были произведениями ее таинственного учителя, великого мудреца-полубога, живущего в дебрях Тибета и диктовавшего ей, с полным пренебрежением к пространству, когда она находилась в Америке или Европе — такому мудрецу сочинения эти, ввиду их недостатков, сделали бы немного чести. Ей же, в юности плохо усвоявшей предметы элементарного образования и до сорока лет знавшей якобы очень мало, — по свидетельству ее сестры, — они делают большую честь, указывая на огромные ее способности и горячую любовь к своему труду... Теософы распространяли и распространяют до сего времени рассказы о том, что "Разоблаченная Изида" написана Е. П. Блаватской с помощью ее "хозяина", что она сама не ведала, что творила, а писала под его диктовку или прямо списывала с появлявшихся перед нею ватиканских "уник", никому неведомых, и потом, по миновании надобности, снова возвращавшихся, тем же астральным путем, на полки тайных книгохранилищ Ватикана. Олькотт доходил до того, что серьезно и таинственно вещал о том, как для иных глав "Разоблаченной Изиды" требовались не только "ватиканские уники", но и "уники", сгоревшие при пожаре Александрийской библиотеки. И вот, когда это было нужно, материальные частицы этих драгоценных экземпляров, рассеянные в мировом пространстве, материализовывались, и Елена Петровна спокойно, своим быстрым, четким почерком списывала заключавшиеся в них великие истины... "Изида" — это американская книга, бьющая на эффект и пригодная, как издание спекуляции. Это компиляция разных мистических и каббалистических сочинений, пересыпанная кое-где остроумными замечаниями, полемическими выходками, а иногда изрядной даже бранью. Системы никакой, и, в конце концов, полнейшая беспорядочность, настоящая каша. Человеку, не знакомому или мало еще знакомому с предметом, конечно, легко и даже неизбежно покажется, что автор, во всяком случае, обладает большими познаниями, большой ученостью. Но разочарование наступает весьма скоро по мере ознакомления с литературой предмета, с действительно учеными оккультистами и каббалистами... Когда я познакомился с сочинениями разных каббалистов и оккультистов, ясно увидел, что "ученые" сочинения Елены Петровны — компиляция, сделанная без всякой системы, главным образом по французским источникам... Долго и внимательно наблюдая ее, я пришел к заключению, что в умственной области вся ее крупная талантливость была пассивного, а не активного свойства. Она решительно оказывалась неспособной в этой области к самостоятельному творчеству, даже в самые свои вдохновенные минуты, а лишь быстро воспринимала и развивала чужие мысли... Беда ее заключалась в том, что она, хотя и обладала замечательной памятью, всегда забывала то, что писала хотя бы накануне; поэтому нельзя найти двух ее писем, где не встречались бы на каждом шагу самые курьезные противоречия
   Это о книгах Блаватской.
   А это Николай Бердяев: "На современной теософии лежит неизгладимая печать той умственной эпохи, в которую она возникла. Возникла же она в эпоху торжества натурализма и эволюционизма, рационализма и материализма... Теософическое сознание принимает самый вульгарный монизм, разрушенный работой более утонченной философской мысли. Поразительно, что теософия соединяется с самыми вульгарными философскими течениями и чуждается философии более сложной и глубокой. Современная теософия сразу приняла популярный характер, рассчитывая на не особенно высокий культурный уровень"
  
   Вот мнение одного из протестантских сектологов: "Темпы распространения теософии, похоже, значительно ниже, чем в 20-е годы, и можно надеяться, что сложность и элитарность терминологии путаного богословия сделает ее еще менее эффективной в век, когда точность определений, наконец, обретает должное значение. Чтобы быть христианином, человек должен следовать Священному Писанию. Теософия же не отвечает этому требованию и должна рассматриваться как антихристианское учение. Теософия называет себя всеобщей мировой религией, имеющей собственную, отличную от других природу. Но любое внимательное изучение ее эклектического происхождения открывает, что она многое взяла из легко узнаваемых источников"1723.
  
   "Непонимание всегда рождает злобу и ненависть: вот почему явление всякого гения - это взрыв лютой ненависти толпы". (В.Ш.)
  
   Универсальность является характерным признаком гения. Гений - это тот человек, который знает все, не изучив ничего". Отто Вейнингер "Пол и характер", стр. 96-97.
  

Когда великий суфийский мистик Хасан умирал, его спросили:
- Хасан, кто был твоим Мастером?
Тот ответил:
- Я имел тысячи Мастеров. Если просто перечислить их имена, то это займет месяцы, годы, а времени так мало. Но, пожалуй, я расскажу тебе о трех Мастерах.

Один был вором. Однажды я заблудился в пустыне и, когда добрался до деревни, было очень поздно и все было закрыто. Наконец я встретил одного человека, который пытался проделать дыру в стене дома. Я спросил его, где я мог бы остановиться и он сказал: "В такое время ночи это будет трудно, но ты можешь остаться у меня, если ты можешь остаться у вора". Этот человек был прекрасен - я остался на месяц. Каждую ночь он говорил мне: "Я отправляюсь на работу. Ты отдыхай, молись". Когда он возвращался, я спрашивал: "Добыл ты что-нибудь?" А он отвечал: "Сегодня - нет". Он никогда не был в отчаянии, он всегда был счастлив. Когда я годами медитировал, но ничего не происходило, много раз наступал момент, когда я был в таком отчаянии, без надежды, что я думал бросить всю эту глупость. И вдруг я вспоминал вора, который каждую ночь говорил: "Бог милостив, завтра это должно случиться".

Моим вторым Мастером была собака. Я подошел к реке, умирая от жажды, и туда же подошла собака. Она тоже хотела пить. Она заглянула в реку и увидела там другую собаку - это было ее отражение - и испугалась. Она залаяла и отбежала, но жажда была столь сильна, что она вернулась. Наконец, несмотря на страх, она просто прыгнула в воду, и отражение исчезло. И я знаю, что это послание пришло мне от Бога: однажды надо прыгнуть в ярости на все страхи.

А третьим моим Мастером был ребенок. Я вошел в город, а ребенок нес горящий светильник. Он шел в мечеть и нес свечу туда. Шутя я спросил мальчика:
- Имеешь ли ты светильник в себе?
- Да, сэр.
- Есть момент, когда свеча не горит, а затем момент - когда горит. Можешь ли ты показать мне источник, откуда приходит огонь?
Мальчик засмеялся, задул свечу и сказал:
- Сейчас ты видишь - огонь ушел. Куда он ушел? Ответь мне.
Мое эго было потрясено, мое завершенное знание было потрясено. В тот момент я потерял мою глупость. После этого я отбросил все мои ненужные знания.

Это правда - у меня не было Мастера. Но это не значит, что я не был учеником. Я принял все Существование моим Мастером. Мое ученичество было большим, чем ваше. Я доверял облакам, деревьям... Я доверял Существованию, как таковому. У меня не было Мастера потому, что у меня были миллионы Мастеров - я учился из всех возможных источников.

Быть учеником - есть обязательство на Пути. Что значит быть учеником? Это значит быть готовым учиться, быть в состоянии учения, быть открытым Существованию. С Мастером ты начинаешь учиться, учиться... медленно, медленно ты попадаешь в такт, и, постепенно, ты видишь точку, где на том же Пути ты попадаешь в такт со всем Миром. Мастер - это лягушатник, где ты можешь научиться плавать.

(Из сайта www.vehi.net )



Высказывания о библии

   Л.Н. Толстой: Первый предмет истинного образования - религия, второй - изучение жизни людей.
    
   Д. Рёскин: У кого религия на втором плане, у того её совсем нет. Бог совместим со многим в сердце человека, но несовместимо одно, - чтобы Он был в сердце на втором плане.
    
   А. Мень: Религия - это связь человека с непостижимым Источником бытия, Который делает его жизнь полной смысла.
    
   Ф. Бэкон: Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ провалится.
    
   Г. Флобер: Народ, состоящий из атеистов, не смог бы просуществовать.
    
   Ш. Монтескьё: И благочестивый человек и безбожник постоянно говорят о религии, - но первый говорит о том, что любит, а второй - о том, чего боится.
    
    
   В.Ф. Марцинковский: Человек без Бога может создать только страдание себе и другим, и этим даёт потрясающий живой урок всем проповедникам безбожия.
  
 
   П.Я. Чаадаев: Религия есть познание Бога. Наука есть познание вселенной. Но с ещё большим основанием можно утверждать, что религия научает познать Бога в Его сущности, а наука - в Его деяниях; таким образом, обе в конце концов приходят к Богу.
    
    
   М.В. Ломоносов: Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой - Свою волю. Первая - видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество. Вторая книга - Священное Писание...
    
    Б. Паскаль: Без учения Христа люди бы заели друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы.
    
    
   Л.Н. Толстой: Задача человека в жизни - спасти свою душу.
    
   Л.Н. Толстой: Тот человек, цель которого собственное счастье, - дурен; тот, цель которого мнение других, - слаб; тот, цель которого счастье других, - добродетелен; тот же, цель которого Бог, - велик.
    
   Пифагор: Стремление к истине приближает людей к Богу.
    
   Авраам Линкольн: "Я убежден, что Библия является наилучшим подарком, которым Бог когда-либо наделил человека. Все наилучшее от Спасителя мира передается нам через эту книгу".
    
    
   Джордж Вашингтон: "Невозможно править миром без Бога и Библии".
    
   Наполеон: "Библия - необыкновенная книга. Она Живое Существо, побеждающее все ей противостоящее".
    
   Даниил Вебстер: "Если есть что-нибудь достойное почтения в моих мыслях и стиле, я отдаю честь моим родителям, которые с раннего детства внушили мне любовь к Священным Писаниям. Если мы будем придерживаться принципов, которым учит Библия, наша страна будет в состоянии полного благоденствия. Но если мы и наши потомки пренебрежем наставлениями и авторитетом этой книги, то можно смело сказать, что нас постигнет внезапная катастрофа и превратит нашу жизнь в глубокое бесславие".
    
    
   Джон Рескин: "Если во всем том, что я написал есть какая-нибудь ценность, то это потому, что в детстве мать моя ежедневно читала мне места Библии и ежедневно требовала заучивать эти места на память".
    
   Чарльз А. Дана: "Эта древняя Книга неистребима. И наша земля, чем больше мы будем перелистывать ее страницы и изучать ее секреты, тем вернее она подтвердит и иллюстрирует страницы Священных Писаний".
    
   Томас Гексли: "Библия является Великой Хартией Бедных и порабощенных. Человечество не может обойтись без нее".
    
   В.Г. Сювард: "Вся надежда человеческого прогресса основана на постоянно возрастающем влиянии Библии".
    
   Патрик Генри: "Библия ценнее всех книг, которые когда-либо были напечатаны".
    
    
   Горас Грилей: "Невозможно поработить умственно или социально народ, читающий Библию. Библейские принципы лежат в основе человеческой свободы".
    
    
   Роберт Е. Ли: "Во всех моих недоуменьях и отчаяниях я всегда находил в Библии свет и силу".
    
   Лорд Теннисон: "Чтение Библии, само по себе, является образованием".
    
    
   Эммануил Кант: "Существование Библии, как книги, становится величайшей пользой для всех людей, когда-либо испытанной человечеством. Всякая попытка умалить Библию есть преступление против человечества".
    
   Чарльз Диккенс: "Новый Завет является величайшей книгой теперь и в будущем для всего мира".
    
   Вильям Гершель: "Все человеческие открытия служат для более сильнейшего доказательства истин, находящихся в Священных Писаниях".
    
   Исаак Ньютон: "Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история".
    
   В. Гете: "Пусть развивается научная культура, пусть преуспевает естественная наука вглубь и вширь, пусть ум человека развивается насколько угодно, но культурного и морального уровня христианства, которое сияет в Евангелиях, они не превзойдут"
   .
    
    
   Н.И. Пирогов: "Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И принявшись за Евангелие, которого я никогда еще не читывал, а мне уже было 38 лет от роду, - я нашел для себя этот идеал".
    
   В.И. Белинский: "Есть книга, в которой все сказано, все решено, после которой ни в чем нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой божественной книги... Основание Евангелия - откровение истины через посредство любви и благодати".
    
   Ф.М. Достоевский: "Господи! Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!... И сколько тайн разрешенных и откровенных! Люблю книгу сию! Гибель народу без Божьего Слова, ибо жаждет душа сего слова и всякого прекрасного восприятия".
    
   И.С. Никитин: "Измученный жизнью суровой, не раз я себе находил в глаголах Предвечного Слова источник покоя и сил".
    
   А.С. Пушкин: "Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... в нем находить всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу, все, что было великого с самой древности!... Без этого не было бы ни философии, ни поэзии, ни нравственности. Англичане правы, что дают Библию детям... Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике... Библия всемирна... Вот единственная книга в мире: в ней все есть".
    
   Виктор Гюго (о книге Иова в Библии): "Книга Иова является величайшим произведением человеческого ума".
    
   Томас Карлейль (о книге Иова в Библии): "Я считаю эту книгу, исключая все другие теории о ней, одной из величайших книг, когда-либо написанных. Она содержит самое раннее заявление о нашей бесконечной трудности понять судьбу человека и Божьи пути для него на земле. Кажется, нигде ничего подобного не написано, имевшего бы равную литературную ценность".
    
   Филипп Шаф (о книге Иова в Библии): "Книга Иова возвышается как пирамида в истории литературы, без предшественника и без соперника".
    
   В.Е. Глэдстон (о книге Псалтирь в Библии): Все чудеса греческой цивилизации, собранные вместе, являются менее интересными, чем простая книга Псалтирь".
  



  
   .
   "Неразумно думать, что боги посылали болезни в виде наказания. Нельзя предположить, чтобы высшие силы могли подвергать и виновных, и невиновных страданию. Но очевидно, что сами люди посредством невоздержания и грязи породили. заразные болезни". (Надземное, 186). Е.Рерих Агни Йога.
   Древние ведические знания говорят, что есть четыре пути познания истины: религия, наука, философия и искусство. Наследие Рерихов и Е.П.Блаватской объединило все направления и дало человечеству ключ - сокровенные знания, нужные для эволюционных изменений. Сайт "Мадра"
   Обычное и необычное делятся лишь по степени сознания . Там же.
   Беспощаден человек сам к себе. ...Мысль о карме Нам трудно привить, но еще труднее сознание человека, идущего прямо к пропасти. Сайт "Мадра"
   Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные "высшие" идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной неё вытекают. Сайт "Мадра"
  
   Единственная известная мне современная богословская работа, посвященная критическому сопоставлению теософии и христианства, принадлежит как раз священнослужителю Армянской Апостольской Церкви архимандриту Паркеву Мартиросяну. Он сам в молодости практиковал теософию и йогу. Обратившись же в христианство и получив богословское образование, он пишет о распространении теософии и антропософии: “при исследовании этих явлений конкретно и с уверенностью можно выделить одну из причин. Это отсутствие истинного знания христианского вероучения или совершенное незнание”1366. Кураев.
  
   Так уверение теософов о том, будто “доктрина о перевоплощении была отменена лишь в 553 году по Р. Хр. на Втором Константинопольском Соборе”, оказывается стопроцентным мифом. Этой доктрины не было в христианстве; и она не была “отменена” ни Вторым Константинопольским Собором, ни собором 543 г.
   Итак, знакомство с реальной церковной историей понуждает прийти к выводу о том, что древняя Церковь не проповедовала переселение душ. Более того, эта идея была для церковного сознания столь неприемлемой, что не требовалось даже соборного осуждения этого мифа. Из того, что один из десятков раннехристианских авторов придерживался в качестве своего личного мнения доктрины реинкарнации (вдобавок, понимая ее вполне антитеософски), никак не следует, что такова была вера всей Церкви. Кураев.
   “Понятие реинкарнации признавалось христианской церковью. Позже, в VI веке, на Иерусалимском соборе иерархи церкви изъяли из христианских доктрин постулат о переселении душ, который уцелел лишь в индуизме” . Е.Рерих
   "Есть две добродетели, созидающие спасение человека: вера и любовь. Если бы я видел, что вы погрешаете в чем-либо о вере, то о ней и слово повел бы я к вам, стараясь всячески направить вас на православное мудрование. Поскольку же благодатию Христовой, ваша вера здрава, то, оставя веру, поговорю с вами немного о деятельной жизни, двигателем которой должна быть любовь". Так обращается к монахам преп. Феодор Студит. Кураев
   Язычество - это поклонение тому, что не есть Бог. Поклонение совести. Поклонение нации327. Поклонение искусству. Поклонение здоровью. Богатству. Науке. Прогрессу. "Общечеловеческим ценностям". Космосу. Самому себе.
   "Темным оком омрачен был целый мир и ощупью ходили люди. Что ни останавливало их на пути - почитали они Богом", - говорил преп. Ефрем Сирин328. Самое опасное, что здесь есть, и самое эффективное - это поклонение самому себе. Кураев
   Дело в том, что чем меньше света в душе - тем менее видны греховные потеки на ней. Увидеть свои грехи может лишь человек, уже освещенный лучиком благодати. Так в темной комнате нельзя заметить мусора. Но если в ту же комнату прорвался прямой луч света - в нем будет видна даже пылинка, танцующая в воздухе. Чем меньше благодати - тем менее человек готов к покаянию (ибо, по слову преп. Исаака Сирина, тот, кто видит свои грехи, совершеннее того, кто видит ангелов). Но если нет покаяния - то душа довольна собой и не требует благодати, и не раскрывается навстречу Дару. И человек еще более отходит от Источника Жизни. Душа, наглухо задраенная от Бога, не видит свое истинное состояние. Покаяние там не родится. Беспокаянное существование уже само все дальше и дальше уносит эту душу от Подателя Жизни... Кураев
  
   Да, человек похож на Бога - ибо есть "образ Его". Но он не есть Бог. "Ты ведь не телесный образ, не душевное состояние, испытываемое нами, когда мы радуемся, огорчаемся, желаем, боимся, вспоминаем, забываем, и прочее; и Ты ведь не сама душа, ибо Ты Господь Бог души моей", - говорит блаженный Августин своему Господу (Исповедь. X,25). И хоть именно в сердце своем человек должен познать Господа, но благоговеть надо "не перед сердцем, а перед Господом" (св. Феофан Затворник). Кураев
  
  
  
   Православная аскетика знает о внутреннем свете души. "Если кто желает узреть состояние ума, пусть он отрешится от всяких (греховных) мыслей и тогда увидит себя схожим с сапфиром и сияющим небесным светом", - пишет, например, авва Евагрий332. Однако православие отличает нетварный Свет Божества от духовного, сокровенного, но все же тварного свечения ума333. Языческая мистика этот свет считает конечной инстанцией, тогда как православие - лишь промежуточной.
   Свет, что таится в душе человека, способен быть Богоприимным, но сам не есть Свет Бога: согласно Евагрию, "требуется содействие Бога, вдыхающего в человека сродный Свет. Бесстрастное состояние ума есть умопостигаемая вершина, (сияние которой) подобно небесному цвету. Во время молитвы ее озаряет Свет Святой Троицы"334. Человеческий ум (дух, свет) - это то, что устремляет человека к Богу, то, через что человек может войти в Богобщение. Но это не сам Бог. Так надо различать окно, через которое свет попадает в комнату, от самого источника света, который находится все же не в оконном стекле.
   "Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе подобно искре и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое: сие называется совестию и она есть естественный закон", - пишет авва Дорофей335. Но "естественный закон" лишь указывает на вышеестественное, а не заменяет его. Совесть напоминает о Боге, но сама не есть Бог .
   . Кураев
  
   В душе можно заблудиться: она богообразна. В душе опасно заблудиться: она не есть Бог. "Душа - не от Божия естества, и не от естества лукавой тьмы... Он - Бог, а она - не Бог", - напоминает преп. Макарий Египетский337.
   Здесь - важнейшая грань, непроходимо разделяющая христианский опыт и опыт языческий. Человек не есть частица Божества; Бог не есть высшая структура человеческой души. Но теософы уверяют, что человек призван найти "себя, своего скрытого Бога"338. Кураев
   В оккультный "синтез" никак не сможет быть вмещена философия св. Климента Александрийского, учителя Оригена, а, значит, мыслителя до-оригеновской эпохи (то есть времени, когда, согласно Е. Рерих, христианство еще не стало "ложной верой"). Так вот, Климент неоднократно пишет о том, что "с Богом мы не имеем никакого сходства ни по существу нашему, ни по происхождению и ни по каким-либо особенным свойствам нашим, разве только по тому одному, что мы дело творческой воли Его" (Строматы. II,16). "Не следует однако думать, что Дух Божий в каждом из нас пребывает как некая частица Божества" (Строматы. V,13). "Это мнение нечестивое и составляет измышление мечтателей, будто свойства человека и Вседержителя одни и те же. "Нечестивец, - говорит Господь - ты думал, что Я подобен тебе" (Пс. 49,21)" (Строматы. VI,14). "Несмотря на полнейшую чуждость Ему нашей природы, все-таки Он заботится о нас" (Строматы. II,16). "Нет никакого природного родства между Богом и нами. Не понимаю, как познающий Бога человек может допустить это, если посмотрит он на нашу жизнь и на неправедность, в которую мы погружены. Будь мы частью Бога, Бог бы в этой Своей части грешил"341.
   "Человек становится приемником Души мира, как прекрасно выразился Эмерсон: "Я - несовершенство, поклоняюсь своему собственному совершенству"342. Блаватская
  
   Божественное в человеке - это "благодать": дар, которого в человеке не было, но который извне дан ему. Чтобы принять дар, надо иметь смирение: познание того, что я нищ в самом главном, что мне - надо приобрести нечто несвойственное мне. "Приходит же благодать Божия в человека, хотя нечистого и скверного, но имеющего сердце благопризнательное, а истинная благопризнательность есть, чтоб сердцем признавать, что благодать есть благодать", - свидетельствует величайший мистик православия преп. Симеон Новый Богослов351. Веровать по-христиански может лишь человек благодарный. Кураев
  
   Даже телу необходима подпитка извне. Неужели же душа, которая обычно столь жадно впитывает в себя все, приходящее к ней извне, не нуждается в добром Хлебе? "Горе телу, когда оно останавливается только на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается она на своей только природе, не имея общения с Божественным Духом, потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни. Как отчаиваются в больных, когда тело их не может уже принимать пищи, так Бог признает достойными слез те души, которые не вкушают небесной пищи Духа" (преп. Макарий Египетский)353. При сильном жаре исчезает чувство голода. В околосмертном состоянии человек не чувствует голода. Но так и душа - она не чувстует голода, не чувствует жажды Бога, только если она страшно больна.
   Значит, восточный отшельник, достигший того состояния "просветленности", когда он ощущает себя тождественным с Высшим Духом мироздания и всю Вселенную готов рассматривать как свое порождение, - в перспективе христианской мистики смертельно болен. Болен - ибо сыт... Болен - ибо замкнул себя от того, что выше Вселенной...
   Вряд ли поможет врач, советующий у изголовья больного, погруженного в жар: "это правильно, это хорошо, что он не хочет есть. Он нашел внутренний источник энергии и питания. Ничего ему больше не давайте и не пытайтесь его кормить". Но и оккультист, советующий материалисту (сознательный христианин слушать оккультиста не будет) отказаться от поиска Бога и искать "источник энергии в себе", тоже не сильно способствует духовному исцелению человека. Без Бога человеческая душа задыхается и тлеет, а ей говорят: "О, да вы великий архат, вы питаетесь самим собой. Да,да, никакой благодати не надо, выше Вас никого нет, Вы и есть Бог".
   Оккультист, верующий в себя, может ощущать себя счастливым. Его "религиозные потребности" удовлетворены.
   Евангелие, однако, стремится не к их "удовлетворению", а к их пробуждению: "блаженны алчущие и жаждущие правды". Алкание и жажда все же не самые комфортные чувства... И потому вполне резонно замечание К. С. Льюиса: "Какая религия дает наибольшее счастье? - По-моему, поклонение самому себе, пока оно держится. Я знаю человека лет восьмидесяти, который восхищался собой с самого раннего детства и, как ни жаль, живет на удивление счастливо. Я не ставлю так вопроса. Вы, наверное, знаете, что я не всегда был христианином, и обратился не для того, чтобы обрести счастье. Я понимал, что бутылка вина даст мне его скорее. Если вы ищете религию, от которой ваша жизнь станет легче и удобнее, я бы вам не советовал избирать христианство. Несомненно, есть какие-нибудь американские таблетки, они вам больше помогут"354.
   Св. Афанасий Великий однажды сказал, что утратив память об истинном Боге, "люди впали в самовожделение"355. То состояние души, в которое приводят себя подвижники пантеистического толка, "в мистически-аскетической литературе заклеймлено позорным именем "прелести", то есть духовного ослепления и утверждения результатов собственной капризной фантазии за подлинную и истинную реальность"356.
   О таких состояниях ложной духовной просветленности знают и сами оккультисты. "Как часто в самообольщении многие, лишь бегло читавшие книги Учения, принимали голоса из Тонкого Мира за голос Учителя!"357. С горечью приходится признать, что и в откровениях самой Рерих налицо то же прельщение. Кураев . Из книги " Религия себя"
   Так что путь к объединению религий - это или взаимное обеднение их всех через сведение к общему знаменателю (который оказывается равен максимуму безверия). Или - это подгонка всех религий под некий идеал "мировой религии", рожденный в чьей-то голове. В таком случае многообразие исторических религий должно уступить место навязчивой и горделивой утопии. Кураев " О синтезе религий "
   Бог и воля Бога не являются непосредственной действующей причиной всего того, что происходит в мире. Кураев
   Люди создали ребенка. Бог его оживил. В мире появился новый человек. Его путь будет зависеть от его желаний и от той среды, в которой он будет расти. Что-то в его жизни будет происходить по прямой воле Бога. Что-то будет лишь попускаться Творцом. Но при чем же здесь кармический миф?
   Это миф, который ничего не объясняет. Философия кармы признает, что карма пролагает свой путь через частные обстоятельства. Она признает, что непосредственно многое в нашей жизни зависит от конкретных ситуаций. Но сами эти ситуации кармическая философия считает чем-то производным от Кармы. Но это значит, что знание Кармы является принципиально бесполезным. Кураев о Карме.
   Согласно собственно кармической философии, то, что я есмь сейчас, зависит от течения кармы, от былого, а не от того, что я сам творю в эту минуту. И для индийских традиций, и для Блаватской прошлое в принципе неизменяемо... Поэтому знание о карме — это знание о том, что не может быть измененно. Если я считаю, что обстоятельства зависят не от моей сегодняшней деятельности, а от непознаваемой Кармы и от прошлых эпох, — то ничего изменить в моей нынешней жизни я уже не в силах. Но если я считаю, что моя жизнь зависит от жизненных обстоятельств, я могу предпринять усилия для их изменения Кураев о карме.
  
   Итак, в том благом, что может дать человеку кармическая философия, христианская мудрость ей не уступает. Но христианство, которое видит в мире не безликие законы, а действия конкретных воль (Бога, человека, демонов), гораздо успешнее может побудить человека к активному действию, к активной перемене и себя, и внешнего мира. Кураев
   В Евангелии есть притча о работниках одиннадцатого часа (Мф. 20). В разное время Хозяинвызвал работников в его виноградник. Одни работали с утра, другие с вечера. Приглашая всех на труд, Хозяин всем обещал одинаковую плату. В итоге те, кто пришли к концу рабочего дня, получили столько же, сколько работавшие с утра. "Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома, и говорил
   и: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных". Кураев
  
   Размышления Б. начинаются с тайны *Грехопадения. Одним из первых среди толкователей Библии он отверг мысль, будто зло явилось в природе в результате Адамова непослушания. Когда был сотворен человек, единый организм природы, "древо" ее, было уже раздираемо противоположными силами. "Нет ничего в природе, что не заключало бы внутри себя доброго и злого; все движется и живет в этом двояком побуждении".( Замечательно сказано - чисто философски, то есть ДИАЛЕКТИЧНО. К.Г.)
   Полярность мира проистекает из Бога, в Котором потенциально пребывает все. Вселенная полна динамики, огня, вечного "кипения"; и в Самом Боге нельзя видеть неподвижное Начало. Сокровенный Отец, проявляя Себя в Слове (Сыне), соединяет тайну этого проявления со Своей непостижимой сущностью через Духа. Его силы рождают мир. "Из сил Божиих возникло небо; из неба возникли звезды; из звезд возникли стихии; из стихий возникли земля и твари". Этот богосл. эволюционизм Б. местами приближается к пантеизму, хотя последовательным пантеистом Б. не был. Его мысли свойственны антиномичность, парадоксальность, недосказанность. По мнению Б., противоположности, когда они заключены в Божестве, имеют гармоничный характер. Когда же свободная воля духовных существ пыталась подняться выше Бога, полярности приобрели мучительный, темный характер. Падение Люцифера в силу взаимосвязанности всех уровней творения сказалось и на Вселенной в целом. Но эта катастрофа ее не погубила. "Ибо земная и поврежденная природа от начала своего сотворения и до сего дня непрестанно трудилась над тем, чтобы мочь произвести небесные образы, как в земле, так и в людях и зверях". Этот процесс Б. сравнивает с муками рождения. Он решительно отвергает учение *Кальвина о предопределении. Человеку дарована свобода, несмотря на то, что "вещество, из которого был создан Адам, было несколько заражено диавольским недугом". Человек мог преодолеть это темное начало, но поддался искушению, к-рое поработило его. Спасение человеку принес Сам Бог, воплотившись в Иисусе Христе. Через Него свет проникает в падший мир. Он есть заря нового бытия, к-рая брезжит во всем, что есть доброго в человеке. "Все люди таковы, будь они христиане, иудеи, турки или язычники; в ком есть любовь и кротость, в том есть и свет Божий". Заря Христова предшествует великому Дню, когда зло в мире будет окончательно побеждено. В своих последующих писаниях, в частности, в "Теоскопии", вошедшей в сб. "Христософия" (Chrtistosophia, [S. l.], 1623), Б. углубил свое учение о противоположностях. Пока Бог представляет собой неизреченную "Бездну" ("Abgrund"), Он не может стать Творцом. Тайна Триипостасности есть саморазличение в Боге, которое же производит противоположности в твари, — искажаясь, она рождает зло, а устремляясь к Богу, — добро. Творение и искупление есть единый процесс, полный борьбы, "буйства", надежды и великого завершения. ( Мень. О философии Якоба Беме .)
  
  
  
  
  
  

Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"