Аннотация: Для любителей поразмышлять,вдаряясь в историю философии,которая у нас ( Россия)не является НАУКОЙ.
Фридрих Ницше и его "Так говорил Заратустра"
( книга для всех и ни для кого)
Биография -( 1844-1900г),немецкий философ, точнее , представитель философии жизни
или просто -житейской философии.Приверженец Вагнера(композитора ) и Артура Шопенгауэра(философа).Другие работы- "Воля к власти"(или "переоценка ценностей"),
"По ту сторону добра и зла".
Всю жизнь болел душевной ( психической)болезнью.
Философия его стала модной через 20 лет после смерти. Идеи этой философии легли в основу идеологии А.Гитлера.
Анализ. Заратустра-это вымышленный герой ,который в 15 лет ушел в горы чтобы достичь уединения и размышлений.Всю философию Ницше выразил через этого героя,как это делали Достоевский или Толстой .
Заратустра рассматривает разные сферы человеческой деятельности ( о войне и воинах,о новом кумире,о базарных муках,о смерти,о друге ,о бабенках,о любви к ближнему и пр)и выражает это в форме высказываний,подобно афоризмам :
-Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня.
-Даже теперь ещё человек больше обезьяна, чем иная из обезьян
--
О священниках: многие из них слишком страдали, поэтому они хотят заставить страдать других.
--
Добрые никогда не говорят правды. Быть таким добрым - болезнь.
--
Человек - самое жестокое из всех животных.
--
Только тот, кто знает, куда он едет, знает также, какой ветер ему по пути. (это теософский взгляд)
--
Земля полна лишними, жизнь испорчена чрезмерным множеством людей. О, если б можно было "вечной жизнью" сманить их из этой жизни!
-"Жизньестьтолькострадание" - так говорят другие и не лгут; так постарайтесь же, чтобы перестать вам существовать! Так постарайтесь же, чтобы кончилась жизнь, которая есть только страдание!
-Любитемиркаксредствокновымвойнам. И притом короткий мир - больше, чем долгий. Я люблю лес. В городах трудно жить: там слишком много похотливых людей.
-Япризываюваснекработе, акборьбе. Я призываю вас не к миру, а к победе. Да будет труд ваш борьбой и мир ваш победою!
-Туда, гдекончаетсягосударство, - тудасмотрите, братьямои! Разве вы не видите радугу и мосты, ведущие к сверхчеловеку? -
-Гдекончаетсяуединение, тамначинаетсябазар; и где начинается базар, начинается и шум великих комедиантов, и жужжанье ядовитых мух.
-"Всегда быть одному слишком много для меня" - так думает отшельник. "Всегда один и один - это дает со временем двух".
-Много стран видел Заратустра и много народов - так открыл он добро и зло многих народов. Большей власти не нашел Заратустра на земле, чем добро и зло.
-Тягакстадустаршепроисхождением, чемтягакЯ; и покуда чистая совесть именуется стадом, лишь нечист Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорееясоветуювамбежатьотближнегоилюбитьдальнего!
-Мужчинадляженщинысредство; цельюбываетвсегдаребенок. Но что же женщина для мужчины?
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.
Про Иисуса Христа :
-Зачем не остался он в пустыне и вдали от добрых и праведных! Быть может, он научился бы жить и научился бы любить землю - и вместе с тем смеяться.
-Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано; он сам отрекся бы от своего учения, если бы он достиг моего возраста! Достаточно благороден был он, чтобы отречься!
В конце нашей беседы Заратустра сказал нам, своим ученикам :
-Врач, исцелисьсам, итыисцелишьтакжеисвоегобольного. Было бы лучшей помощью для него, чтобы увидел он своими глазами того, кто сам себя исцеляет
-Теперьявелювампотерятьменяинайтисебя; и только когда вы все отречетесь от меня, я вернусь к вам.
-"Умерливсебоги; теперьмыхотим, чтобыжилсверхчеловек" - такова должна быть в великий полдень наша последняя воля! -
"Так говорил Заратустра " - этой фразой Ницше всегда заканчивал какой-то раздел.
Эти работы ( "Так говорил Заратустра" ) как и другие ( "Воля к власти" , "По ту сторону добра и зла")пронизаны нигилизмом ,презрением не только к человеку ,но и всему человечеству.Человек,как форма( физиология)- ,ограниченное создание. Он несовершенен и объективно ( слабое зрение,не может быстро бегать,плохо слышит - в этом звери совершеннее) и субъективно,то есть внутри себя человек несет в себе фабрику пороков(жадность,уныние,зависть,воровство,лукавство,самолюбие,злорадство,клевета,леность,ругательства - не счесть всех этих пороков ).Этому человеку противопоставляется "сверхчеловек",который хочет быть лучше себя.Он чист как раса людей и развивает свое внутреннее "Я" , добиваясь сверхсознания.Он развивает себя ( свое сознание) изнутри и становится выше смерти.
Существо нового человека предощущает Ницше в себе.
. По существу, в своих зрелых работах Ницше пытается дать метафорическое описание бесконечной глубины, содержащейся в каждой человеческой личности и являющейся источником ее абсолютной творческой энергии; эта "глубина" и предстает в качестве загадочного Абсолюта, замещающего все старые понятия "субстанции", "субъекта", "духа" и "Бога".
Нужно констатировать,что все его работы несут в себе два смысловых уровня.Один - внешний,в которых он использует понятия и суждения вопреки "здравого смысла", и другой внутренний,мистический,теософский,эзотерический,понятный только для немногих,поэтому он и приписал "книга для всех и ни для кого".Вот этот ,второй уровень,выступает у него в виде метафор,то есть понимаемый не в прямом смысле.
И вообще подход Ницше к реформированию
человечества совсем иной - это не
демократия, не правовые нормы, конституция,
права меньшинств, плюрализм мнений и вообще
та или иная рациональная конструкция
будущего изменения. Нет. "Не делать людей
лучше, - пишет философ, - не предлагать им
мораль в любой ее форме, как мораль в себе,
или некоторый идеал человечества, но
создавать условия, которые предполагают
сильного человека, тех, кто может и,
следовательно, имеет мораль (более ясно:
физико-духовную дисциплину), это делает
сильнее. Никакого обольщения голубыми
глазами или сострадания: величие души - в
этом ничего романтического. И никакого
сожаления к несчастным"- эта идея была полностью взята Адольфом Гитлером , который и стал реализовывать идею создания "Сверхчеловека".
Я уже упоминал, что на его мировоззрение повлияла философия Шопенгауэра, с его теософическими
взглядами,понятыми, однако, не совсем верно,-это с одной стороны, с другой,-его постоянная душевная болезнь.
Критика житейской философии Ницше была дана философом Бердяевым ( который, кстати, считал его просто писателем), христианским философом Владимиром Соловьевым,писателем Андреем Белым.В истории философии он останется как один из мыслителей , затронувший сторону ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ ( инстинкт-интеллект-интуиция,или "сверхсознание" ),развитие которой мы находим еще 6000 лет назад в индийской философии,философии йогов.