Григорян Елена Николаевна : другие произведения.

Размышления о норме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Норма это всего лишь условность, принятая в обществе. Хочу настойчиво усомниться в правомерности применения понятия нормы к некоторым явлениям в искусстве и не только в нем.

   РАЗМЫШЛЕНИЯ О НОРМЕ
  
  
  Все существует как прекрасное сочетание красок, как звучание дивного аккорда...
   М. Чюрленис
  
  
  Что означает слово норма вообще и как его понимать в психиатрии в частности? Этим вопросом нельзя не задаться после знакомства с работами талантливейшего литовского художника и композитора рубежа 19-го и 20-го веков Микалоюса Чюрлениса. Мог ли с точки зрения установленной психической нормы человек "ненормальный" создать эти потрясающие шедевры?
  Ведь любой вид творчества, живопись ли это, музыка или еще что-нибудь всегда отражают внутренний мир, душу, способ мышления творца. Восхищаясь Чюрленисом, вспоминала и о других великих талантах, его современниках, которые также страдали душевными расстройствами: голландец Винсент Ван Гог, россиянин Михаил Врубель.
  В самом деле, норма это всего лишь условность, принятая в данном обществе мера. "В пределах нормы" - уже само это выражение говорит о размытости ее границ, отсутствии четкого критерия. Что есть еще "да", а что уже "нет"? Можно ли это понятие определить так, как в точных науках, например?
  В математике дважды два всегда будет четыре и не иначе. Иначе возможно разве что в известном анекдоте, где "2х2 будет четыре, пять, максимум шесть, но не больше!". В физике вес тела равен произведению его массы на постоянную величину, называемую ускорением свободного падения. Ни больше, ни меньше, а именно столько, сколько даст результат перемножения этих величин.
  Существуют другие области знаний, где нет четкого "да" или "нет". После изучения физики в университете я стала обучаться живописи и, сидя за мольбертом в аудитории другого учебного заведения, ждала от подошедшего преподавателя четкой и ясной оценки. Но слышала нечто достаточно неопределенное: "Может быть", иногда оно было более четким: "Скорее да, чем нет".
  Такого рода знания в определенном смысле можно назвать субъективными, поскольку они зависят от многих факторов. Познания о человеческой психике, наверное, тоже можно отнести к таковым. Здесь норма то, что характерно для подавляющего большинства, а все другое - отклонение от нее.
  Но талант и, тем более гений, никогда не принадлежали к подавляющему большинству, а всегда были исключениями. Получается, что выдающиеся ученые - двигатели научной мысли на планете, а вместе с ними и творцы искусства, отражающие суть своей эпохи есть отклонения от нормы, "ненормальная" немногочисленная часть человечества...
  Отсюда прекрасные полотна и красивейшая музыка душевно больного Чюрлениса есть плоды творчества человека с отклонениями от нормы. Тогда возникает другая неувязка: чтобы мир был красивее, добрее и разумнее, он должен стремиться к увеличению количества таких отклонений от нормы...
  Посещение музея Чюрлениса в Каунасе для многих становится истинным открытием. Посмотреть его живописные работы можно только здесь. Они малотранспортабельны - мастер практически не писал маслом, это уязвимые и недолговечные темпера и пастель, причем не на холстах, а на бумаге. Здесь полотнам созданы необходимые условия и демонстрируются они под прекрасную, гармонично связанную с этой живописью музыку, которая струится откуда-то сверху. Его, Чюрлениса, музыку!
  Когда глаза видят, а слух внимает, то удваивается возможность постижения мысли, заложенной в эти звуки и краски. Создается впечатление общения с внутренним миром этого творца. Живопись красива, декоративна, но при этом максимально наполнена одухотворенностью, философией, мыслью, эмоциями. Она говорит! Говорит условными, фантастичными образами. Трудно сказать чего здесь больше символизма или романтизма!
  Невозможно не войти своим мышлением в своеобразный резонанс с этим синтезом музыки и живописи. То, что мы там видим, это переведенные в визуальный ряд музыкальные темы и наоборот, слышим превращенную в звуки живопись. Сильное ощущение!
  Мастер создавал наполненные мыслью и философией циклы, серии, триптихи, которые отражали целыми кусками, темами его миропонимание, в котором доминирует космическое величие и волшебная власть природы. Циклы "Сотворение мира", "Знаки зодиака"; серии времен года; циклы живописных "сонат".
  Тот синтез, что создал его талант на базе серьезного музыкального образования, хорошей живописной школы, изучения астрономии, философии, психологии трудно переоценить. Достиг бы разум обычных "нормальных" людей таких высот даже на более сильной профильной базе?..
  Практически в то же время творил Врубель, психика которого с точки зрения нормы так же страдала отклонениями. Как и Чюрленис, в искусстве он тоже стоит особняком и так же склонен к романтическому символизму, но писал он маслом, поэтому увидеть его можно не только в Государственной Третьяковской Галерее в Москве. Есть свой Врубель и у нас в Одесском художественном музее.
  Его живописный (а значит, и душевный, внутренний) мир фантастичный, сказочный и таинственный. Он так же, как и Чюрленис, достаточно музыкален, хоть музыки не писал, но творчество его вполне можно назвать патетической симфонией. Именно он, Врубель со своими "отклонениями от нормы" ярче других отразил в творчестве эпоху противоречий и метаний в обществе людей "нормальных" на рубеже веков.
  Ван Гогу досталась та же мятущаяся пора перемен в искусстве, он тоже был индивидуалист и безумно талантлив. Его психика тоже не соответствовала принятой в обществе норме, которая по определению предполагает меру. Именно ее он не знал ни в чем, ни в своей импульсивной миссионерской деятельности проповедника протестантизма, ни в любви к живописи, которой позже он всецело отдался, ни в интенсивности творческих всплесков. После последнего такого творческого броска, когда за 70 дней он написал 70 картин, не выдержав накала, покончил с собой.
  Но тонкое чутье и новаторский талант этого бескомпромиссного отшельника в искусстве теперь не оспариваются. Теперь! А при жизни его живопись не была понята и не продавалось. Художник бедствовал.
  Однажды он сказал про свои полотна: "...придет время, когда люди поймут, что их стоимость превышает стоимость красок" - и несколько недооценил себя. В конце 20-го века его "Ирисы" на аукционе были проданы за 53 миллиона долларов, а знаменитый Эрмитаж гордится тем, что в его коллекции есть несколько полотен мастера, у которого с психикой было "не все в норме".
  Почему у этих (и не только у этих) ярких, как факел, талантов было "не все в норме"? Отклонения ли были причиной того, что ими создавались чрезвычайно талантливые вещи? Или потому и были они "не в пределах нормы", что острее других умели чувствовать и гораздо лучше остальных понимать действительность, от того, что были талантливы?..
  Вероятно, альтернативного ответа типа "или, или" не получится. Скорее - "и, и".
  Во-первых, настоящий мастер творит свои шедевры на пике подъема своих эмоциональных, психических, интеллектуальных и других сил, что иногда является непосильной нагрузкой. Организм вынужден включать защиту, и выходит "за пределы нормы".
  Во-вторых, если у человека изначально психика и сознание "не в норме", то в моменты творчества, наверное, активнее работает подсознание, интуиция, а они знают и умеют гораздо больше, чем сознание, сопровождающее нас только в этой текущей жизни. Может быть, именно так объясняются потрясающие художественные способности, которые выявляются на выставках в клиниках для душевно больных? Этим же, наверное, можно объяснить появление под гипнозом неожиданных способностей, в том числе и художественных.
  В любом случае, поиски ответов на вопросы, существует ли четкая граница нормы в психиатрии и что является причиной, а что следствием при отклонении от нее - задача специалистов, к каковым я не отношусь. Уже после того, как эти мысли были написаны, мне случайно попалась на глаза книга известного американского психиатра и психоаналитика Эрика Берна, последователя Фрейда. Это серьезный систематизированный свод профильных знаний. Но на поставленные выше вопросы книга давала ответы из ряда: "Возможно", "Может быть", "Скорее да, чем нет" и т. п.
  Повторюсь, я не специалист, но хотела настойчиво усомниться в правомерности применения понятия нормы к подобным явлениям в искусстве и не только в нем.
  
   Елена Григорян
   06/2009
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"