Григорьева Елена Валентиновна : другие произведения.

Благодатный Огонь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    небольшая статья-исследование сущности Благодатного Огня, его происхождения, свидетельства очевидцев

  Чудо Благодатного огня
  
  "Именно верой всегда и совершаются чудеса"
   Мать, из бесед с учениками
  "Однако назвать это чудесное явление "православным", было бы неправильно. Как Иисус Христос умер и воскрес для всех людей, так и сейчас Бог в своих энергиях сходит на Гроб Господень в Великую Пасхальную Субботу для всего человечества - без исключения" В. Халин
  В этой статье я попытаюсь поговорить о природе Благодатного Огня, но для начала напомню, каким образом происходит схождение Благодатного огня. Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала православной Пасхи*
  * согласно правилам 1 Вселенского Собора (325 г., Никея) празднование Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия. При этом христианская Пасха ни в коем случае не должна совпадать с иудейской - первая празднуется позже. Таким образом, если вышеуказанное воскресенье приходится на день празднования иудейской Пасхи, то христианская чествуется в следующий воскресный день. Поэтому дата Пасхи находится в пределах от 22 марта/4 апреля до 25 апреля/8 мая. Католики и протестанты празднуют Пасху по григорианскому календарю, который в отличие от юлианского не дает возможности соблюсти правила 1 Вселенского Собора, поэтому их Пасха часто совпадает с иудейской или бывает даже раньше нее.
   В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть это чудо. Сам Храм вмещает до 10 тысяч человек, однако народом заполняются вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений, всего около 30 000 человек. На середине ложа Живоносного Гроба (каменная плита) ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. После осмотра полицией, Кувуклия (часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
   Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в Храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди сидят на плечах друг у друга. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращённые ко Христу, Божией Матери и к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном востоке. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал православным Благодатный огонь: "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("Нет веры, кроме веры православной, Христос - истинный Бог") - скандируют они.
   Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх приказал впустить арабов... И огонь снизошел". Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются также игумен и монахи лавры преподобного Саввы Освящённого. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, невдалеке от Мёртвого моря. Затем в Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского патриарха, коптского митрополита и священнослужителей.
   Начинается крестный ход - от алтаря через весь храм Воскресения, с выходом в Ротонду и троекратным обходом вокруг Кувуклии. После этого православный патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию: его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру ничего, что могло бы зажечь огонь. Hезадолго до Патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем православный и армянский патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь, и двери Гроба тотчас же закрываются. Вошедших в Кувуклию патриархов запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Армянский архиерей остается в приделе Ангела близ южного отверстия, православный же патриарх идет дальше, к ложу Спасителя и, преклонив колена, со слезами молится Господу о ниспослании Благодатного огня, который бы освятил всех, кто благочестиво прикасается к нему.
   Вместе с Патриархом, все присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный огонь. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
   По свидетельствам очевидцев, перед схождением Благодатного огня храм начинают озарять яркие вспышки, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые как бы стекают к подножию храма. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери часовни открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный огонь. Многие "умываются" этим огнём, проводят им по рукам и шее, окунают в него лицо.
  Из истории: Первые упоминания о схождении Огня относятся к IX веку и связаны с именем Бернарда. Некоторые особенно экзальтированные паломники указывали, что огонь является в виде голубя или молнии, однако игумен Даниил, путешествующий ко Гробу Господню в 1106-1107 годах, объявил все это заведомой ложью, ибо огонь "невидимо сходит с небеси благодатию Божиею и вжигает кандила в гробе Господни". Некоторые исследователи объясняли происхождение обряда святого Огня чудом Св. Нарцисса. Так, профессор Олесницкий пишет: "По своему началу новозаветный праздник огня восходит к первым векам христианства. По свидетельству историка Евсевия (IYв.)*, поводом к его установлению послужило чудо, совершившееся при патриархе Нарциссе, когда при недостатке масла, налитая в лампады силоамская вода была зажжена сошедшим с неба чудесным огнем и горела как елей во все продолжение пасхальной службы". Однако у Евсевия сказано другое: "Некогда в Пасху, во время великого всенощного бдения у диаконов, говорят, недостало елея. Так как все собрание было сильно огорчено этим, то Нарцисс велел приготовляющим светильники почерпнуть в близ находившемся колодце воды и принести к нему. Когда приказание было исполнено, то, помолившись над принесенной водой, он с искренней верой в Господа велел влить её в лампады. Как скоро это сделали, вода сверхъестественным образом, дивной и божественной силой, приняла свойства елея". Как видим, Евсевий говорит только о чуде претворения силоамской воды в елей и ни слова - о схождении с неба чудесного огня. Лишь в обнародованных на рубеже XIX и XX столетий литургических памятниках, в том числе Святогробского типикона 1122 г., говорится, что патриарх после долгой молитвы Богу, "возжигает от святаго света и дает архидиакону, а архидиакон народу". Вероятно, "святой свет" - это и есть Огонь, сошедший с Небес.
  *Евсевий Кесарийский (ок. 260-340), отец церковной истории.
  Теперь приведем наиболее интересные свидетельства очевидцев:
   1. Иеромонах Ме?летий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. "Вшедшу мне,- сказывал он, - внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат "Господи, помилуй", не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжига?ются".
   2.Еще одно свидетельство паломника: "Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы. Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: "Роса, роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы".
  3. Инокиня Мария, насельница Горненского монастыря, вспоминает, как во время ожидания Огня увидела вдруг, что стоящая рядом с ней толпа людей... "горит огнем. Притом все горит - руки, головы, спина, волосы, все. Они стоят просто в огненном шаре. И при том, это не просто был шар огня, а пламенеющий, пламя, языки везде были. Этот шар огня был довольно большой, имел величину около 1,5 м. И первая мысль, которая у меня возникла в тот момент: "Говорят, что никогда пожара не было..." Потом очень скоро всё вдруг исчезло. Люди как стояли, так и стоят. И у них нет никаких следов того, что они горели, что они стояли в пламени огня. Я не могла понять, что это такое, и только со временем поняла: они просто не видели. Теперь я могу себе представить, как горел куст неопалимой купины, когда Господь призвал из него пророка Моисея на служение еврейскому народу, и каким огнем горела Неопалимая Купина" /Подчеркнуто мной - Е.Г./.
  
   4. Архимандрит Ахиллеос вспоминает, как вначале услышал едва уловимый шелест, и вслед за этим увидел голубой Свет, который заполнил все внутреннее пространство Живоносного Гроба. "Свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. Это вихреобразное кружение Света было столь сильным, что казалось, могло бы своим стремительным натиском вырвать с корнем толстые деревья. (В Живой Этике читаем: "Мир Огненный состоит из этих огненных спиралей" (МО, 3, 283); ("... и понёсся Илия в вихре на небо" (4 Цар. 2, 11). И вот в этом Благодатном Свете я... увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слезы. Стоя на коленях пред Гробом, Патриарх протянул руку, открыл Книгу на той странице, которая была заложена толстой свечой... и начал читать молитвы. Чтение продолжалось до той секунды, пока не появился таинственный Благодатный Огонь...Вначале Свет был голубым, затем он вдруг стал белым... Вскоре Свет приобрел округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Вслед за этим я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, очень медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в мгновенье ока в его руках зажглись все четыре пучка свечей, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез тот нимб из Света, который был над его головой" /Я видел Благодатный Огонь. Афины, 2002, А/.
  
   5. Перед нами свидетельство современного паломника, пришедшего в Великую Субботу в храм Гроба Господня: "И вот здесь я воочию увидел то, что никогда не пойму и не объясню своим слабым умом. Луч солнца, падающий с небес, от купола храма, как раз с моей стороны, стал... ходить по часовне. Я думал, у меня что-то с головой. Ведь для того, чтобы луч солнца двигался вправо и влево, нужно было одно из двух: или чтобы весь храм двигался туда и сюда, или чтобы солнце раскачивалось на своей орбите. В это же время слабые... всполохи огоньков стали появляться в разных местах храма: они то сбегали струйкой по колоннам, то вспыхивали вверху или прямо над головами. Все поняли, что идет Благодатный огонь, тут такой крик поднялся! Из окна часовни Православный патриарх подал горящие свечи. Но огонь был всюду. У стоявшей рядом монашки загорелись свечи. Я от них зажёг свои. Пламя было сильным, светло-голубым и ласковым, теплым. У меня было 14 пучков. Прямо костер пылал у меня в руках, и я окунал в этот костер свое мокрое лицо. Горящими свечами крестились, водили огнём по лицу, погружали в огонь руки, дышали огнем. Тут я снова стал свидетелем чуда: весь храм стал небесно-голубым, и запах от горения - явно не восковых, не медовых свечей - стал вдруг ладанным, благоухающим. Вскоре голубое, небесное сияние сменилось, внезапно, утренним розовым. А лучи солнца при голубом, и при розовом были золотые..." (из книги В.А. Глущенкова "Святитель Лука - взгляд в будущее").
   6. Паломница Ирина вспоминает, что в храме было много голубей, и они первыми почувствовали приближение огня - сильно заволновались и все разом вспорхнули. Затем она увидела свет, который осиял всех, сверху вниз. Ирина зажгла свой пучок свечей, а потом потушила его, просто зажав в ладонь. Огонь не жег. А когда она раскрыла ладонь, свечи зажглись сами. Так повторилось трижды. Затем под куполом храма одновременно, как от электричества, зажглись все лампады. Первое время огонь не жег, но потом стал приобретать своё природное свойство, жечь. И поскольку у всех в руках были десятки зажженных свечей, люди оказались среди моря жгущего огня. Началось волнение, некоторые люди пытались задуть свои свечи, кто-то призывал имя Господне. И Господь вновь показал Свое милосердие: неожиданно на людей опустилось облако - оно было прозрачное, без запаха и не влажное. (Как тут не вспомнить библейскую историю о трёх отроках, брошенных в печь и чудесным образом спасённых, о которых в молитве ко святому причащению говорится: "В печь огненную ко отрокам еврейским сошедшего и пламя в росу превратившего Бога воспевайте, все творения, как Господа и превозносите во все века" - Е. Г.). Свечи погасли, люди успокоились. И после двадцати часов ожидания не было ни усталости, ни жажды. Только тихая радость (из книги Дм. Басова "Православные чудеса. XX век").
  Отметим для себя, что все приведенные источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель "огненного бисера" на ложе-акросалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба "мелких бисеринок" при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах - молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня.
  Схождение Благодатного Огня с христианской точки зрения
  Из Евангелия от Луки мы знаем, что после жён-мироносиц к пустому Гробу Иисуса прибежал апостол Петр, и "увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему" (Лк.24,12). Учителя Церкви полагают, что Петр увидел во Гробе неземной свет. Так, святой Иоанн Дамаскин пишет: "Петр, бежав, припал ко Гробу, и видя в нем свет, ужасался". Святитель Григорий Нисский также говорит, что апостол, придя к пещере, увидел, что "исполнен был Гроб света". Этот Небесный свет, осиявший Гроб Господень, стал для апостолов знамением Воскресения. И с тех пор Благодатный огонь сходит на смертное ложе Спасителя, уверяя всех нас, что Христос воистину воскрес.
  Христиане верят, что огонь, который сходит на Гроб Господень, не физической природы. Это тот нетварный Божественный свет, который видели апостолы на горе Фавор, это то тело Славы, которым обладал вознесшийся на сороковой день Господь. Вот почему он не обжигает в первые минуты и больше похож на сияние*.
  * В "Зогаре" сущность "огня поедающего" объясняется на примере горящей свечи, где синий огонь, охватывающий предмет, это погибель и смерть, белый никогда не пожирает и не губит, вышняя же тайна находится над белым огнем, и это скрытое сияние. Слова Моисея "Ибо Господь Бог Твой - Он огонь поедающий..." относятся к синему свечению, который уничтожает все то, что находится под Ним. Потому-то пророк и сказал: Господь Бог твой, а не Бог наш, что сам пребывал в том белом огне, что сверху, не губящем и не поедающем)- (см. Дельфис, 2005, ??1,2 "Парадоксы света").
   Таким образом Господь являет верующим Свою благодать, укрепляя их в вере в Христово воскресение. Чудеса, которых так ожидают верующие и которые происходят по воле Господа - это видимые знаки Его присутствия в мире, а Благодатный огонь является своего рода залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века".
   Для православных христиан схождение Благодатного огня важно еще и потому, что подтверждает истинность их веры. Ведь огонь сходит в ночь православной Пасхи, - периодически она совпадает с католической и протестантской (см. ниже). И хотя все святыни в храме Гроба Господня распределены между четырьмя конфессиями (православные, католики, армяне, копты), право принимать Благодатный огонь испокон веков принадлежит исключительно православному Патриарху. В истории были случаи, когда представители других конфессий пытались оспорить это право, даже удаляли из храма православного Патриарха, но, несмотря на долгие молитвы, огонь не сходил. С 1579 года никто больше не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Представители других христианских вероисповеданий обязательно присутствуют в Храме в Великую Субботу, но получают Огонь из рук Православного Патриарха.
   Когда Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила*, принимавшего Благодатный огонь, спросили, с чем можно сравнить этот опыт, он ответил: - С принятием Святых Христовых Таинств, так как и в том и в другом случае Господь входит в тебя. "Трепещу, принимая огонь, чтобы не сгореть мне, как воск и как трава,- говорится в молитве ко святому причащению. - О страшное таинство! О милосердие Божие! Как я, глина, Божественных Тела и Крови причащаюсь и становлюсь бессмертным?"
   Итак, Евхаристия и схождение Огня - одной и той же природы, и там и здесь присутствуют молитва, прошение и ответ в виде Благодати Духа Святого, сходящего на молящихся. И следовательно, можно предположить, что поскольку Евхаристия - одно из главных Таинств Церкви, то схождение Благодатного Огня это тоже Таинство, во время которого множество людей причащаются Огня Господня, который незримо преображает их души и тела
  *Феофил - Глава Иерусалимской православной церкви, патриарх Иерусалимский, носящий титул Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины.
  
  Схождение Огня как психофизический феномен
  Как объяснить феномен схождения Огня? Не мистификация ли это? Попыток и различных предположений существует множество. Начиная с того, что это просто обман и под крышей Кувуклии спрятана лампа, а к ложу Гроба Господня протянута нить, по которой стекает легковоспламеняющееся масло бальзамин; и кончая идеей о разумности атомов, которые приходят в движение в результате пси-излучений молящихся. Эта идея подробно изложена в статье Р. Вишневского "Психофизические системы": "Грандиозное зрелище схождения Благодатного огня не оставляет никакого сомнения в разумности этого "природного" явления. Ясно, что одному Патриарху по силам вызвать своей молитвой возжигание ваты или даже лампады, но такое обилие огня вызвать не может даже У. Геллер, здесь требуется психическая энергия* тысяч людей. Тот факт, что фитили некоторых свечей обугливаются, не загораясь пламенем, наводит на мысль: "огонь не спускается с небес", он происходит из вещества, воздуха, икон, стен и других материальных предметов./Подчеркнуто мной - Е.Г./
   * "Психическая энергия есть всеначальная энергия"1, - говорится в одном из писем Елены Ивановны Рерих. Все прочие виды энергии являются её дифференциациями. Она лежит как в основе движения миров в космосе, так и в основе высшей нервной деятельности человека.
  1 Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1993. 2.10.1936.
  
  "Согласно историческим хроникам, огонь пытались вызвать христианские армяне для доказательства истинности именно их веры. Они молились об огне перед одной из колонн на входе в храм, и "добились своего". Колонна лопнула, и из трещины вырвалось пламя, зажегшее свечи у Патриарха-грека. Считается, что богохульники были наказаны, но огонь-то они получили! Свидетельства схождения огня по просьбам верующих многочисленны. Так, один американский пастор во время проповеди воздел руки к небу и воззвал к Богу с просьбой дать знамение в подтверждение истинности учения. И получил его: молния ударила в крышу храма, прошла через стойку микрофона, не повредив, но надо думать, испугав просителя... Последний пример позволяет сравнить приближенные значения мощности психической энергии прихожан храма и молнии. Мощность мозга человека около 2 Вт; суммарная мощность коллектива в тысячу человек составляет ~ 2 киловатта. Мощность молний на порядок больше! Без привлечения объяснительного потенциала разума духовных существ здесь явно не обойтись" (Сочи, 2002).
   Итак, по мнению автора, огонь не спускается с Небес, а происходит от материальных предметов при помощи психической энергии. Отчасти это объясняет тот факт, что свечение замечается возле икон и купола. Однако как в таком случае объяснить сильное вращение огня, спускающиеся столбы света, облака росы? И можно ли сравнить огонь, добытый ради доказательства и повредивший колонну, - с благодатным, благоухающим огнем, сходящим накануне Пасхи? Не есть ли первый огонь наказующий, поедающий, тогда как второй - знак видимой благодати Господней?
  Физика огня
   Некоторые явления, о которых мы говорили выше, кажутся совершенно необъяснимыми с точки зрения современной науки. Среди них:
   1. наличие всполохов света, которые могут вспыхивать в любом направлении и сверкают без видимого источника, никогда никого не ослепляют, не имеют звукового сопровождения, характерного для обычных молний;
  2. феномен появления капелек жидкости на мраморной доске в Кувуклии, которые издают свет и вспыхивают, едва их коснуться фитилем свечи;
   (Официальных документов исследования химического состава капель не существует. Неофициальные аналитические исследования, проведенные современными энтузиастами, говорят об эфирно-масляном составе капель).
  3. феномен того, что Огонь не обжигает, притом, что распространяет жар. Обычный огонь свечи имеет температуру, близкую к тысяче градусов по Цельсию. Если попытаться совершить омовение таким огнем в течение более пяти секунд, ожоги на руках и лице обеспечены. Загорятся или начнут тлеть волосы и части одежды;
  4. после распространения по всему Храму, или времени около 15-20 минут Огонь становится обыкновенным.
   По мнению физика М. Шугаева*, наличие совместного появления всех этих феноменов именно в Великую Субботу указывает на их трансцендентный характер.
  *(М. Шугаев "Благодатный Огонь - источник трансцендентен" : Альманах "Божественное откровение и современная наука" вып. 2 Москва, Изд-во храма пр. Даниила на Кантемировской, 2006)
  
   Нечто вроде электроразряда зафиксировал, находясь в храме, физик А. А. Волков, сотрудник Курчатовского института. При помощи обычного осциллографа ученый на протяжении почти 6,5 часов ожидания Огня совершал в храме измерения, а затем в течении нескольких месяцев занимался их расшифровкой. А.Волков считает "абсолютным чудом" разницу показателей, полученных им в сам день схождения Огня и днем ранее. Кроме того, по его словам, "анализ трещин на столбе непосредственно перед входом в храм действительно приводит к мысли, что они могли появиться только в результате электрического разряда".
  
  Мистерии огня и вечные светильники
   Мы сомневаемся, потому что нам трудно поверить в чудо. Сомневаемся, потому что слишком часто чудо оказывалось рукотворным или же объяснялось естественными причинами, например, атмосферными явлениями, а вовсе не Божественным вмешательством. Так, в "Разоблаченной Изиде" Е. Блаватская упоминает о "вечных светильниках", изготовленных учениками герметических искусств и горевших в местах посвящений по много лет. Исследователь символической философии Менли П. Холл рассказывает о жрецах-друидах, видевших в Солнце представителя Верховного Божества. Они использовали солнечный луч для зажжения своих жертвенных огней при помощи куска горного хрусталя или аквамарина, которые носили в виде броши или пряжки ремня. Считалось, что такая брошь способна притягивать божественный огонь и концентрировать его энергию для человеческих нужд. В некоторых древних храмах в потолок был вмонтированы специальным образом расположенные линзы, так что ежегодно в день весеннего равноденствия солнечные лучи, проходя через них, зажигали приготовленные по этому случаю алтарные светильники. Менли Холл пишет: "Жрецы представляли это так, будто огонь зажигали сами боги". Для нас здесь интересно то, что Пасха отмечается либо в день весеннего равноденствия, либо после него.
   Итак, "вечные светильники", спрятанные в Кувуклии или - вмонтированные в потолок линзы? Что касается светильников, то известно, сколь тщательно проверяются все помещения в храме Гроба Господня перед входом туда Патриарха. Любопытно, что земля, на которой находится храм, принадлежит турецкой семье, ключарь храма - мусульманин. Крестный ход на Пасху вокруг часовни над Гробом Господним проходит в сопровождении кавасов - турок. С патриарха и представителя Армянской церкви снимают священническое облачение и осматривают, а часовню тщательно обыскивают израильские полицейские и мусульмане - нет ли где источника огня? Кроме того, представитель армян следит за всеми действиями и всегда готов вмешаться. Может быть, это хорошо замаскированные линзы, притягивающие огонь? Но чем тогда объяснить ладанное благоухание в храме? Нимбы над головой Патриарха? Облако росы, спустившееся на толпу, чтобы потушить чуть было не начавшийся пожар? Вопросы, на которых нет ответа...
  Христианское понимание "чуда"
  "Просите, и дано вам будет" (Мф. 7:7).
  "Все как бы сговорились определять чудо как нарушение законов природы и спорить о том, возможно оно или невозможно, - пишет протоиерей А. Шмеман. - А что если христианское чудо - это совсем не нарушение законов природы, что если оно - высшее, предельное исполнение этого закона, что между ним и этими пресловутыми "законами" нет противоречия, которое видят и те, кто хочет чудес, и те, кто отвергает их? Да, это трудно доказать, ибо речь здесь идёт о чём-то, что можно скорее почувствовать, увидеть, воспринять сердцем, чем доказать. И это так потому, что такое понимание чуда укоренено, прежде всего, в восприятии как чудесного самой жизни, самого мира - а это значит, в первую очередь, и вот этих самых "законов природы" (О чуде. Из Воскресных бесед по Радио Свобода, ? 1262).
   Таким образом, чудо - это исполнение закона. Такое же, как явление в мир Спасителя. Не случайно, и знаток магии и всяческих ритуалов, бывший католический священник Элифас Леви, говорит, что с приходом Христа отменяются все магические действия и заклинания, так как они попросту не нужны. Все исполняется в Сыне, в Слове Божием, все Им движется и действует, и - добавим - чудодействует, ибо отныне законы мира подчинены Его воле, воле Божьей. И следовательно, Он может исцелять, воскрешать умерших, усмирять бурю, кормить пятью хлебами тысячи человек и - низводить Огонь с Неба. Все в Его воле и власти!
  В христианстве чудо не есть нечто сверхъестественное, придуманное ради привлечения верующих или сомневающихся; это не некие греческие хитрости, которые применяют вот уже больше 2000 лет "лукавые монахи". Чудо - это реальность, которая вошла в нашу жизнь с приходом Христа. Мы можем лишь рассуждать, является ли этот Огонь теофанией*, либо особой благодатью Божией, напоминающей о Господнем Воскресении, которое, как мы помним, произошло в пламени.
   *В христианстве присутствуют оба типа теофании (явление Божества): и "безличная" ветхозаветного типа, и "личная". Примером первой является теофания Пятидесятницы - снисхождение Святого Духа на апостолов:"И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деян. 2:2-3).
   В статье о Воскресении Господнем мы приводили версию физика А. Белякова, согласно которой примерно через 40 часов после смерти Иисуса Христа, плоть завернутого в ткань Сына Божиего непостижимым образом преобразовалась. В результате "тело, словно поток энергии, прошло сквозь спеленавшую его ткань". Александр Беляков предполагает, что "Господь воскрес в пламени". Эту версию поддержал протоиерей Кирилл Копейкин, в прошлом - физик-ядерщик, нашедший в Священном Писании подтверждение того, что "Господь воплотился в огне". Это огненное тело воздействовало на ядерный состав ткани. (см. мою статью о Воскресении "Дельфис, 2008, ?? 1,2).
   О невероятной по силе энергии, скрытой в материи, писал и Шри Ауробиндо, добавляя, что природа её сродни энергии, являющейся результатом термоядерной реакции. Он называл ее "солнечным огнём". Глубоко запрятанный в недрах материи, этот огонь созидает формы. Овладеть этим огнём - значит, быть в состоянии преобразовывать материю. Но воскресший Христос как раз и был тем великим помазанником Божиим, Который овладел этим огнём! Пребывая отныне в Теле Славы Он способен проникать в наш, плотный мир, проявляясь Своей огненной энергией при соприкосновении с веществом горения - фитилём свечи или маслом лампады. Григорий Палама писал в своих омилиях (беседах), что даже если бы мир и не был сотворён, Бог существовал бы не только в Своей непреступной сущности, "но и вне её, в Своих энергиях, изливающихся из сущности". Он проявлял бы себя, "как Солнце, сияющее в своих лучах вне солнечного диска, независимо от того, есть ли существа, способные воспринимать его свет, или же их нет". Но поскольку такие существа есть, то вспомним, как часто Господь являлся Своему народу именно в огне: это и куст неопалимой купины, и огненный столп, в котором Он сопровождал израильский народ по пустыне, и возносящийся в огне пророк Илья; это и схождение огня на Пятидесятницу; а пламенеющие монахи? Преподобный Сергий, о котором сказано, что он "причащался огненно", Серафим Саровский, окружённый огнём, святой Франциск, беседующий со святой Кларой в ореоле огня...
   "Мы вышли их Огня и снова войдём в Огонь, - пишет философ Ю. Линник. - При этом не потеряем себя: нам предстоит Огненное Крещение - подлинное самообретение и самоутверждение" (Дельфис, 2006, ? 1, с. 18). Возможно, схождение Огня и есть начало этого Огненного Крещения, этого причащения верующих к миру Огненному?
  Феномен сознательной деятельности человека
  Согласно Живой Этике, кратчайшей связью с Миром Высшим всегда являлась молитва. Молитва - это порыв сердца, это непосредственное сердечное устремление к Миру Высшему, к Иерархии Света. Во время молитвы наступает, так называемое "четвёртое" состояние сознания, для которого характерно полное выключение коры головного мозга. Именно в таком состоянии человек наиболее восприимчив для общения с миром Духа.
  Мы знаем, что Огонь сходит на Гроб Господень после продолжительной молитвы, когда одновременно молятся тысячи людей разных конфессий и разной национальной принадлежности, причём обязательно присутствуют копты, арабы и армяне. Одни, как монахи лавры Саввы Освященного, приносят в храм напряжённость исихазма, незримый внутренний огонь; другие, как православные арабы, напоминающие своей молитвой и пляской практику древних мистерий, почти детскую радость - не так ли и Давид плясал перед ковчегом? Но все они объединены одним желанием, одной волей. Эта объединенная воля становится тем духовным магнитом, который притягивает Божью благодать. Таким образом, чудо происходит в результате синергизма - взаимодействия человеческой воли и усилий с божественной благодатью. "Царствие Божие силой берется" - эти слова из апостола Матфея (11:12) обретают здесь свою полноту и воплощение.
  Тайна Святого Огня, - пишет Н. Лисовой, - состоит не в том, что Господь в нужный день и час посылает нам чудо для уверения верующих и вразумления неверующих, в удостоверение верным, "а в том, что мы сами, участники чуда, вся Церковь в её полноте, своей совокупной энергией и соборной молитвой сводим с небес Огонь (Альманах "К свету", 2002 г.)
  
  Человеческий дух как высший аспект огненной энергии Космоса
   Дух есть энергия, но более высокая по своему уровню, огненная, а мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи. Не потому ли перед схождением Огня вначале появляется "мелкий бисер" на крышке гроба, благодатная роса на Кувуклии, а под куполом храма - голубоватые всполохи, наподобие молний? Не есть ли это подготовка "почвы" для схождения Благодатного Огня? Его, если можно так сказать, материальная основа?
   И не так же ли мы должны готовить свои сердца, заботясь о том, чтобы в них было достаточно масла - вещества, необходимого для принятия луча Божественного света? Сердце названо в Живой Этике "зданием огненным" и "домом Духа". Именно через Сердце происходит энергообмен с мирами иных измерений, связь с Высшим, которая невозможна без развития таких качеств, как милосердие, сострадание и любовь. При этом из сердца исходит особый вид энергии ― "светоносное соединительное вещество", которое в Живой Этике названо "смыслом психической энергии", а в христианстве - "стяжанием Духа Святого". Схождение Огня в Великую Субботу - это взаимодействие человеческого духа с Великим Дыханием Единого на земном плане, с Мессией Христом, изливающим Благодать Духа Святого. Это причастие Огнём, который Христос пришёл "низвести на землю".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"