Грицхальд : другие произведения.

Правила Игры, или Почему мир ещё не погиб?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    - Что? - Николай приглушил звуки плеера и неприязненно покосился на вошедшую в комнату жену. - Что случилось?
    - Смотри сам. - Олеся с некоторой неловкостью протянула ему раскрытую на середине газету. - Пишет не кто-нибудь, а Далай-Лама...

  - Что? - Николай приглушил звуки плеера и неприязненно покосился на вошедшую в комнату жену. - Что случилось?
  - Смотри сам. - Олеся с некоторой неловкостью протянула ему раскрытую на середине газету. - Пишет не кто-нибудь, а Далай-Лама.
  - О чём? - сощурился Николай.
  Взгляд его молниеносно просканировал статью по диагонали. Высветив кодовые слова: "далай-лама", "конец света", "две недели темноты и тишины", "парад планет", "потеря всех электромагнитных полей" и "исчезновение электричества, связи и света".
  Он почесал нос.
  - Ну, насчёт электромагнитных полей он загнул, - по размышлении произнёс Николай. - Они во всём вокруг нас, сам мозг наш на их основе работает. Впрочем, если ему об этом сказал Разум Космического Абсолюта или ещё какой иной подобный дядька, то лама мог ведь и ошибиться при пересказе.
  Что-то странным образом смущало Николая в только что прочтённом им еретическом шарлатанстве.
  Может быть - титул Далай-Ламы?
  Верховные священные лица обычно не произносят перед журналистами такую чушь, которая опровергнет саму себя буквально через месяц или два. Чтобы не уронить авторитет.
  - Посмотрю-ка я в Интернете, - решил Николай.
  Через пару минут он вновь позвал жену к себе.
  - Смотри! - торжествующе возгласил он, указывая пальцем на монитор. - Смотри. Тут прямо говорится: лама, живущий в монастыре таком-то в такой-то местности. Известный под таким-то прозвищем. Если бы это был сам Далай-Лама, стали бы это указывать? Это всё равно что написать "Митрополит Всея Руси из такого-то монастыря, живущий в таком-то городе".
  - Но ведь здесь же ниже написано: "далай-лама", - ткнула пальцем жена в другую часть статьи.
  - Где? Это какой-то из наших светочей пера уже позже дописал, видимо. Для них ведь любой лама - просто по определению "далай", разницы между простым священником и верховным священником всех священников они не знают.
  - В чём она? Ну, пусть не Далай-Лама это предсказал. Всё равно... - попыталась было вступиться в поддержку неизвестного ламы жена.
  - Ну а разве не часто говорит в интервью всякую чепуху тот или иной отдельный православный поп, дабы прославиться? Мнение высших лиц - вот что важно.
  Поморщившись, Николай свернул в трубочку окошко эзотерического сайта и вернулся к прослушиванию наисвежайших шедевров мира рок-музыки.
  Тем не менее какой-то неприятный осадочек от разговора внутри него остался.
  
*          *          *          *
  
  Доска.
  Гигантская и многоцветная шахматная доска, от каждой из клеточек которой отходят в разные стороны мириады переплетающихся между собой отражений.
  Фигуры.
  Некоторые из фигур состоят между собой в сложных разыгрывающихся дебютах отношений, причём дебюты эти в отблесках и отражениях могут искажаться до полностью противоположного вида. Некоторые фигуры давно покинули доску, но их отблески продолжают вести между собой неукротимую войну.
  Игроки.
  Не у всех фигур действия независимы. Периодически вокруг то одной, то другой фигуры появляется незримое глазу сияние, после чего фигура неожиданно делает ход или так же неожиданно остаётся на месте.
  Доска не статична.
  Иногда она колышется, подобно глади волнуемого бурей моря, иногда меняет оттенки цветов. Иногда это непредсказуемым образом влияет на ходы и на силу фигур, что побудило бы наблюдающего со стороны за доской наблюдателя предположить, не являются ли такого рода перемены тоже в некотором смысле ходом.
  Некоторые из них, кажется, угрожают самой целостности доски.
  
  - Меня попросили передать вам, Гроссмейстер, что Та Сторона вновь сделала ход. Теперь дело за вами.
  - Опять? Это однообразие уже начинает понемногу утомлять меня. Неужели Оппоненту неясно, что использованный столько раз без особого успеха метод едва ли возымеет успех снова? Ведь число отражений Игры безмерно и поражение на одних уровнях способно обернуться ничьей или даже победой на всех остальных.
  - Вынужден признаться, что я не особенно в курсе вашего давнего противостояния с Оппонентом. Возможно, думая, что достаточно одержать над вами победу на большинстве уровней Игры, он преследует сугубо эту цель?
  - Если бы это было так, Ротмистр. Вам простительно не знать тонкостей и многих аспектов Игры, она, ведясь лишь в пределах пары десятков локальных кластеров, пока не особенно глубоко затронула Сущее. Я и сам вовсе не столь давно по стандартам своего субъективного времени был вовлечён в Игру в качестве преноминатов одной из конфликтующих Сил.
  - В чём же суть конфликта? Или, если вы не уполномочены о ней распространяться, то можете хотя бы объяснить цели и аномалии в поведении Оппонента?
  - Внешней его целью представляется уничтожение самой игровой площадки различными варьирующимися между собой способами, как правило, имеющими соответствие в коллективном сознании большинства наиболее развитых игровых фигур. Падение астероида, сбой мировой электронной Сети, взрыв Солнца. Методы варьируют, суть же остаётся одинаковой в большинстве игровых отражений.
  - Зачем? Ведь попытка уничтожить саму игровую площадку равнозначна признанию проигрыша.
  - Возможно, Та Сторона так не считает. Возможно также, что уничтожение игровой площадки планируется ей лишь как часть более сложной и многоэтапной стратегии. На данном этапе наша ответная стратегия состоит лишь в разрушении её замыслов.
  - Как же, если позволите осведомиться? Ведь на данном этапе основные используемые вами методы вряд ли должны быть секретом для Оппонента.
  - Вы сами даже и не подозреваете, насколько именно вы правы. Секретность является полной и абсолютной противоположностью используемой нами стратегии.
  - В чём же она тогда состоит?
  - Известна ли вам общая теория времяворотов, фундаментальная механика взаимодействия тех причинно-следственных связей, из которых состоит всё Сущее и собственно Игровая Доска?
  - Известна, но, боюсь, лишь в общих чертах, Гроссмейстер. Я уже очень много циклов не перегружал свои гармоники структурами, не имеющими прямого отношения к полю актуальных действий.
  - В этом случае позвольте мне проиллюстрировать свои слова соответствующим визуальным образом.
  Миг - и в зрительном поле беседующих формируется нечто наподобие серовато-дымчатой хрустальной паутины. Изображение увеличивается, размываясь, и становится ясным, что паутина эта была не более чем фоном, в то время как основной осью отображаемой картины служит яркая разноцветная струйка, плывущая через пространство.
  Нечто наподобие светящегося в темноте водопада, каждая из струек которого окрашена в свой цвет, причём цвета эти постепенно переходят друг в друга.
  - Что это, Гроссмейстер?
  - То, что на низовых уровнях Реальности иногда называют элементарной частицей.
  - Разве это частица?
  - Если видеть лишь один цвет - да.
  Тут, словно для иллюстрации слов Гроссмейстера - а, собственно, почему "словно"? - картина наблюдаемого внезапно меняется. Цветной переливчатый поток резко сужается до тоненькой синей струящейся сквозь пустоту нити.
  - Тот, кто способен созерцать лишь один цвет, лишь один тип реальности, увидел бы здесь лишь летящую через вакуум частицу. Фотон, протон, электрон или фомезмон - сие, право, не столь существенно.
  - Цвета - лишь условность, аллегория, метафора?
  - Для упрощения понимания.
  Картина наблюдаемого очерняется.
  Вдруг на чёрном фоне возникает яркая цветная точка. Точка эта стремительно разбухает, вновь становясь переливчатым цветным потоком, движущимся во все стороны одновременно.
  - У вновь родившейся элементарной частицы есть выбор, в какую сторону двинуться, куда полететь. Выбор, как принято говорить на низовых уровнях Реальности, совершенно случайный. Но в действительности каждый случай, каждая вероятность - в их понимании вероятность - реализуется одновременно с другими вероятностями.
  Картина вновь изменилась.
  Два движущихся навстречу друг другу цветных переливчатых потока. Их столкновение между собой.
  Ни Ротмистр, ни Гроссмейстер не были, в общераспространённом на Земле понимании, людьми. Их поле внимания способно было оперировать миллионами объектов одновременно, поэтому им не составило труда увидеть, что при столкновении двух ярких цветных потоков каждая из составляющих каждый поток цветных струек вошла во взаимодействие, пересеклась со струйкой точно того же самого цвета из другого потока.
  Подобное провзаимодействовало с подобным.
  В каждой из точек взаимодействия родились новые расходящиеся цветные потоки, новые расширяющиеся веера разноцветных струй.
  - После столкновения двух частиц у каждой из них вновь возникает безграничный набор вариантов - куда полететь? И каждый случай, каждый вариант находит свою реализацию.
  - Простите, Гроссмейстер, почему вы так говорите: "случай", "вариант"? Я не вижу в этой картине ничего случайного и не вижу никаких вариантов.
  - Привычка, унаследованная от обитателей низовых уровней Реальности. Видите ли, существа, являющиеся большей частью нашими игровыми фигурами, не только сами состоят из так называемых элементарных частиц, подлинную природу которых мы только что увидели, но и способны воспринимать лишь их ничтожно малую часть.
  - Как это возможно?
  - Подобное взаимодействует с подобным, как мы успели усвоить выше на примере условно-аллегорических цветов. "Синее" взаимодействует с "синим", "красное" с "красным". К электрохимическим потенциалам того же человеческого мозга относится то же самое. При наблюдении столкновения двух частиц - или двух цветных потоков - рождается новая последовательность расходящихся потоков, рождающих другие потоки, в конечном счёте эта эстафета доходит до мозга наблюдателя, сидящего за электронным микроскопом - и процесс повторяется с частицами его мозга. Возникает множество не ведающих друг от друга наблюдателей. Каждый из них думает, что обнаружил через микроскоп столкновение частиц в своём особом месте - один думает "Я обнаружил столкновение частиц здесь", а другой "Столкновение частиц произошло там".
  Гроссмейстер немного помолчал.
  - В действительности один из них видел в качестве "столкновения частиц" лишь пересечение двух синих струек разных потоков, сам его мозг - или данное отражение мозга данного наблюдателя - является частичным порождением или последствием этого столкновения, через эстафету воздействий дошедшего до него сквозь микроскоп. Наблюдателя этого можно назвать "синим". Другой наблюдатель - иное отражение этого же самого наблюдателя - видел в качестве столкновения частиц пересечение двух "красных" струек разных потоков.
  - Где же здесь место для вероятности, для случая, Гроссмейстер? Всё виденное мною доселе довольно однозначно.
  - Каждый из наблюдателей - или, правильней сказать, каждое из отражений одного и того же наблюдателя? - искренне считает случайным тот факт, что столкновение частиц произошло конкретно в данном зафиксированном им месте, поскольку доскональных причин ему он не в состоянии математически найти. Поэтому процессы такого рода мы до сих пор иногда называем "случайными", расходящийся цветной поток называем "веером вариантов" или "вероятностным фронтом" - потому что работать нам приходится среди существ низших уровней Реальности, каждое из которых воспринимает в качестве реальности лишь свой конкретный случай переплетений между "синими", "красными" или "серо-буро-малиновыми" струйками цветных потоков на данный момент.
  Повисшая в мета-пространстве между собеседниками воображаемая картина схлопнулась в серую точку.
  Точка помутнела и расплылась, повисев несколько мгновений.
  - В чём же состоит та стратегия, Гроссмейстер, о которой вы мне хотели рассказать?
  - Разум человека, как и всё существующее, является частью процессов Мироздания. Он также способен рождать вероятностные потоки и размножать их. Если говорить упрощённо, снисходя к собственно человеческому уровню понимания, то можно сказать, что каждый бросок игральной кости создаёт шесть вариантов будущего - шесть эстафетных цепочек расходящихся цветных потоков - и в каждом из вариантов кость покажет одну из шести граней. Разумеется, сказать так было бы не совсем точно, поскольку летящая кость в квантовомеханическом смысле не сильно отличается от лежащей, но человека метафора бы впечатлила.
  - То есть, если чаще бросать кость - или создавать некий соответствующий "броску кости" квантовый процесс - то миры будут размножаться всё чаще и чаще? Но какой в этом смысл, если различаться они будут разве что результатом броска, причём весьма предсказуемо и прозаично?
  - Не спешите, Ротмистр. Представим себе, что человек или иное подобное нашим игровым фигурам существо, наделённое ограниченным сроком жизни и ассоциирующее себя лишь с одним пластом реальности, обладает квантовым "бросателем костей" - неким карманным прибором, нажатие кнопки на котором запускает некие квантовые, случайные в понимании обладателя прибора, процессы. Представим себе, что обладатель прибора регулярно нажимает на нём кнопку, что прибор этот уникален и автоматически разрушится после смерти хозяина. Будет ли ему выгодно обладание прибором?
  - Кажется, я начинаю понимать. В результате регулярного использования прибора количество тех вероятностных потоков, где хозяин прибора жив и продолжает нажимать на кнопку, многократно возобладает над количеством тех потоков, где хозяин мёртв?
  - Вы смотрите в корень.
  - Но какая с этого польза самому хозяину? Ведь в тех потоках, где его ожидала смерть, она ожидает его по-прежнему.
  - Вы забываете, Ротмистр, что вероятность для человека субъективно измеряется именно числом возможных вариантов будущего. То, что происходит с человеком перед раздвоением потоков, кажется ему случайностью, а его попадание в тот или иной поток - ему ведь кажется, что он попал лишь в один поток, - слепой игрой Рока. Если человек заведомо будет знать, что число вариантов будущего, где он завтра жив, в миллиард раз выше числа вариантов будущего, где он завтра мёртв, то подумает внутри себя: "Завтра я почти наверняка выживу".
  - Но человек ведь не обладает квантовым "бросателем костей"? Или...
  - Именно "или", уважаемый коллега. Как и всё сущее, мозг имеет внутри себя структуры, работающие в псевдослучайном квантовом режиме, каковой режим можно при желании интенсифицировать.
  - При желании?
  - Всего лишь фигура речи, ибо в большинстве случаев человек не осознаёт внутри себя этого механизма, поскольку выработался он эволюционно ещё у древнейших форм жизни задолго до появления собственно человека.
  - В чём же роль этого механизма?
  - Как у большинства эволюционно выработавшихся механизмов, основная его роль - спасение носителя от гибели.
  - Путём постоянного подбрасывания неких "квантовых костей" в мозгу, размножающих варианты грядущего, пока человек жив?
  - Путь этот чрезмерно энергозатратен, а ресурс мозга ограничен. Поэтому чаще используется более скромный и выработанный эволюцией метод, включающий в себя активное использование "квантового бросателя костей" после того, как смертельной опасности удалось так или иначе избегнуть, чтобы число субъективных миров, где это произошло, в итоге возобладало над числом миров, где человек всё же погиб.
  - Но человеку должно быть известно о том, что смертельная опасность в его недавнем прошлом имела место.
  - Именно так, Ротмистр.
  - Не это ли является причиной, что гибель людей на Игровой Доске в целом тем не менее наблюдается статистически часто?
  - В том числе и это. Иной причиной является то, что внутренние ресурсы "бросателя костей" в человеческом мозгу небезграничны и к тому же зачастую расходуются на не имеющие отношения к выживанию цели.
  - Например?
  - Частым инициатором служит инстинкт продолжения рода - любой влюблённый человек рассказал бы вам о невероятной паутине противоречащих статистике совпадений, опутывавших его и его возлюбленную в период активного знакомства. Иным случаем условно "холостого" срабатывания нашего механизма может служить ситуация ложного испуга, например, после пробуждения от кошмарного сновидения - когда человеку кажется, что он только что успешно избежал гибели, его сердце колотится, а в мозгу запускается квантовый "бросатель костей". Не потому ли смертным так противоестественно часто снятся кошмарные сны?
  - Вы рассказали мне о вероятностной механике Сущего на квантовом уровне и о специфических свойствах смертного мозга. Но какое это имеет отношение к упомянутой вами стратегии противостояния Оппоненту, регулярно пытающемуся уничтожить Игровую Доску в большинстве её проявлений?
  - Теперь, когда я рассказал вам о пресловутых "специфических свойствах", вы и сами вполне в состоянии представить себе её.
  - Вы сказали, что секретность является её противоположностью.
  - Именно, Ротмистр.
  
*          *          *          *
  
  Ульяна Пафнутьевна робко пощёлкала выключателем туалета. Сначала в одну сторону - включая свет, а затем в другую - выключая оный.
  Свет исправно работал.
  Ульяна Пафнутьевна полуприсела на коврик.
  Сколько раз ей говорили подруги на лавочке, что нельзя быть такой суеверной и доверять всему, о чём пишут в газетах. Но она всегда считала - лучше перебдеть, чем недобдеть. Купленная заранее гречка и свечи всё равно не пропадут - гречку можно будет на худой конец скормить голубям, а свечи пригодятся в случае вылетевших пробок.
  И потом, как всё же приятно бывает иной раз убедиться в своей неправоте.
  Приложив к сердцу руку, Ульяна облегчённо вдохнула и выдохнула - подобно только что пережившему смертельную опасность человеку.
  В мозгу её тенью скользнуло странное чувство.
  
*          *          *          *
  
  - Как вы можете видеть, Ротмистр, Игровая Доска восстанавливает себя. Регенерирует.
  - В этом и состоит ваша оборонительная стратегия, Гроссмейстер? Всего лишь в гласности?
  - Именно, но не "всего лишь". Каждая каверза Оппонента затрагивает лишь большинство отражений Игровой Доски и не в силах затронуть их все - силами же предупреждённых нами об угрозе людей, в чьих умах через медиа-средства нами было поселено предчувствие неотвратимого конца, крохотная струйка избежавших гибели миров сейчас стремительно разбухает, возвращая прежний размер полю активной Игры. Благодаря этому можно сказать, что Магистральный Вероятностный Поток вновь обогнул место Катастрофы.
  - Не кажется ли вам странным, что Та Сторона вновь и вновь применяет по сути один и тот же приём для диверсификации Игровой Доски, вынуждая вас применять в ответ один и тот же метод, что может быть частью далеко идущего плана?
  - Я не раз задумывался об этом, Ротмистр. Но частью какого именно плана это способно быть?
  - К примеру, частью плана по генерации Отброшенных Миров - тех, которые остаются за спиной Магистрального Вероятностного Потока, которые погибли, которые постепенно уменьшились в количестве по отношению к числу ныне живущих миров и которые вы условно исключаете за пределы Игровой Доски. Что, если Отброшенные Миры необходимы для чего-то Той Стороне? Кроме того...
  - Что, простите?
  - Ваша стратегия доселе базировалась на существовании людей, подвластных внушению через медиа-средства и используемых вами впоследствии, чтобы через механизм невольного облегчения восстановить пределы Игровой Доски. Но, с субъективной точки зрения живущих в Магистральном Вероятностном Потоке, их повод к страху каждый раз оказывается ложным, а их облегчение - бессмысленным.
  На мгновение в мета-пространстве повисла густая вязкая тишина. Наконец разорванная неумолимым предположением Ротмистра:
  - Что, если используемая вами категория внушаемых лиц со временем перестанет быть внушаемой в нужном вам отношении, а используемая вами стратегия - перестанет работать? Уж не этого ли добивается Оппонент?
  
  
13/11/2012

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"