Gross : другие произведения.

Трамвай

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Удовольствие от рассказа получат только знатоки фильма "Револьвер", а также студенты строго определенного потока


   Я выхожу из трамвая первым, за мной удивленная толпа.
  
   За последние несколько лет я понял главное: в любой игре всегда есть охотник, и всегда есть жертва, вся хитрость вовремя осознать, что ты стал вторым, и сделаться первым.
  

Трамвай

  
   Эта война идет уже давно, никто точно не скажет, когда она началась, и тем более никто не скажет, когда она закончится. Что это за игра?
   Это игра игр. Это война. Сильные противники, нешуточные призы. В ней участвуют многие. В этой игре ты либо хищник, либо жертва. Иного не дано. Если ты хочешь выжить здесь - становись хищником и разводи пешек, ферзей и контролеров! Если же ты не в состоянии стать хищником - становись мишенью, материалом для настоящих игроков и умирай! Здесь все очень серьезно.
   Поле боя состоит из 3-х частей: это остановка (пассивная часть боя), вход в трамвай (активная часть боя) и салон трамвая (пассивная часть боя с элементами активности). Большинство людей выстраивают тактику действий или на остановке (слоны), или в момент входа (кони), или вообще не разрабатывают никаких тактик (пешки). Чем выше звание игрока, тем больше они получат (например, большинство пешек будет стоять в трамвае, а некоторые и вовсе не попадут туда). Мы же - ферзи этой игры. Мы продумываем ходы даже вне поля боя. И мы получаем лучшие сидения, а они получают то, что останется после нас; мы контролируем ситуацию в трамвае, они - нет; мы их разводим, они - не способны к крупным разводкам.
   Главные призы в этой игре - занять лучшее сидение (мы называем такие сидения тронами), и доехать до твоей цели так, чтобы тебя никто не потревожил. Мы - мастера в этой игре. Но эти призы - для нормальных, сильных игроков. Пешек же устроит и простое попадание в трамвай. Если же попасть в трамвай тебе не удается - ты ничтожество, изгой, неудачник. Судите сами: как только люди видят нужный трамвай, они кидаются к нему как сумасшедшие. Ну как после этого можно утверждать, что попасть в трамвай - не смысл их жизни?! А посмотрите какая борьба идет за попадание в трамвай! В толпе перед входом не счесть случаев, когда студенты оставляли, теряли в толпе, в этой давке свои портфели, а бабульки - костыли и авоськи. А когда они возвращались за своими потерянными вещами, то вместо них видели только горки то ли пыли, то ли другого порошкоподобного вещества.
   Остроту борьбе придает и сам трамвай. Двери могут закрыться прямо у тебя перед носом. Кроме того, если двери закрылись, а ты через секунду уже встал у дверей - фиг тебе, не откроют. Хоть долбись, матерись, претворяйся, что опаздываешь, показывай грудного ребенка на руках... Трамвай жесток. Попадают в него только достойные игроки, занимают сидячие места - сильные игроки, а лучшие места достаются только лучшим игрокам. И я - один из них.
   Как я достиг такого уровня? Сначала я был крупным неудачником, в трамвай я заходил последним, чаще всего мне не доставалось мест вообще, а если и доставалось, то самое худшее, напротив дверей (это неприятно особенно зимой), или рядом с бомжем, да и то, не успевал я доехать до нужной мне остановки, подходила бабка и говорила:
  
   - Пошел вон! Это мое место!
  
   и выкидывала меня.
   Но однажды на Общей Психологии ко мне подсели двое...
  
   Один толстый и в футболке, другой в костюме, худой; оба неопределенного возраста, но судя по тому, что в аудитории одни студенты, я решил, что они тоже студенты; студенческого возраста. Толстый берет мой конспект и выбрасывает его в окно, а худой после этого говорит:
   - Вам осталось жить не так долго, если вы будете продолжать подобный образ жизни.
   - Почему? - спрашиваю я.
  
   Тогда они рассказали мне историю про одного человека:
  
   Звучит страшный голос: осадка закончена". И перед ним захлопываются двери трамвая. Он долго ждет на остановке когда придет другой 26-ой, но после того, как проходят пять 39 трамваев подряд...
  
   Некоторые свидетели рассказывали, что на остановке слышали звук выстрела в это же время.
   Эти двое сказали, что если я останусь неудачником, то, в конце концов, я тоже могу совершить самоубийство. Они сказали, что будут помогать мне стать, по крайней мере, достойным игроком. Я давно хотел научиться приёмчикам, которые можно использовать в Игре, и согласился на помощь. Потом я спросил их:
  
   - А вы вообще с какого факультета?
   - С почвоведения, - говорит толстый.
  
   Я так и не понял, шутка эта была или нет, но худой захохотал после этого как псих. Из этого можно сделать вывод, что, наверное, они все-таки пошутили. Потом они рассказали мне, кто они есть: худой был мастером шахмат, а толстый - мастером разводок.
  
   - Шахматы и разводки - опасное сочетание
  
   - сказал мне позже один игрок, глядя из окна общаги на остановку (я еще потом спросил его: "Прямо как селедка с молоком?"). Но о нем позже.
   Два странных студента с почвоведения рассказали мне в тот день некоторые секреты игры. Они сказали, что в ней есть две основные противоборствующие силы. Шахматист сказал, что это как в шахматах - черные и белые фигуры. Это студенты и бабуськи - главные враги. Но и внутри каждых их этих сил встречаются конфликты. Случаются и между студентами, и между бабками:
  
   Две бабки ломятся в проход:
   - Ты куда прешь?!
   - Че дура что ли?
   - Ща как дам, - бабка начинает жестоко лупить другую бабку сумкой.
  
   Между бабками конфликты случаются чаще, чем между студентами. Ведь многие студенты друг между другом - друзья. Однако на поле боя эти чувства все равно как-то притупляются. Опытные игроки давно поняли, что в Игре друзья и союзники - лишние и вредные элементы. Здесь кругом враги. Идет жесточайшая борьба, верить нельзя никому. При малейшей возможности друг предаст друга, брат брата, а мама своего сына.
  
   Малыш залезает раньше мамы. Мама орет:
   - Куда лезешь?!
   Мальчик в ужасе отступает, а мама горделиво поднимается по ступенькам трамвая. Ребенок разражается слезами.
  
   Если ты позволишь на поле боя человеческим чувствам победить над твоим холодным расчетом, то повторится случай Васи и Дмитрия.
  
   Дмитрий:
   - Ты понял, Вася? Не жалей никого!
   - Понял!
   Но как только они оказываются перед входом, Вася видит немощную бабушку рядом с ними. Тут у Васи просыпаются человеческие чувства, и он смотрит на Дмитрия, а тот отвечает:
   - Ну и зачем позволять глупым чувствам огорчать наше партнерство?
   Но Вася позволяет бабуське зайти первой... Только вот бабуська не оценивает этот поступок, она лукаво смотрит на Васю и... толкает его в грудь ладонью. В этот момент Васю словно поражает молния, он ничего больше не слышит, не ругательств, матов и того, как тужится толпа, ломясь в трамвай вслед за бабкой, ни криков Дмитрия. Вася падает на колени; все плывет перед глазами.
  
   Они проиграли эту битву. Из-за Васиных чувств.
   Это пример того, что человеческие чувства на поле боя приводят лишь к проблемам. И, кроме того, этот пример еще и показывает, что дружба и союзничество на поле боя только мешают. Кстати, безумно при входе в трамвай тоже нельзя себя вести (как делала толпа в случае про Васю). Вот тому пример.
  
   Мороз стоит лютый. Толпища огромная и разъяренная. Люди ждут 26-ой трамвай уже примерно час. Как только из-за угла выезжал трамвай, толпа оживлялась, но как только выяснялось, что это очередной 39-ый или 22-ой, она дружно вслух материла судьбу, а также тех, кто организовал такой порядок движения трамваев.
   А мы с Русланом стоим позади всех и спокойно рассуждаем.
  
   Руслан, это который сказал, что:
  
   - Шахматы и разводки - опасное сочетание.
  
   Так вот, мы рассуждали:
  
   Руслан говорит:
   - Они должны делать за нас основную работу, а мы должны им только помогать.
   Я:
   - Да. Сейчас мы как бы скармливаем им маленькие кусочки, заставляя поверить, что они сами их выиграли. Они смотрят на нас и думают: какие же мы лузеры, стоим где-то в стороне, точно в трамвай не попадем!
   - Действительно, в каждой игре всегда есть тот, кто ведет игру и тот, кого разводят. Чем больше жертве кажется, что она ведет игру, тем меньше она ее в действительности контролирует. Так жертва затягивает на себе петлю, а мы, как ведущие игру, ей помогаем, стоя в стороне.
   И вот момент истины: подходит 26-ой трамвай (даже не двойной, одиночный!), открываются двери, и толпа кидается в этот маленький проход.
   Руслан говорит:
   - Жадность их погубит.
   Я киваю.
   Толпа слишком огромна для такого маленького прохода, а на улице слишком холодно, чтобы ждать следующий трамвай. Слышатся сдавленные крики, удары, маты, хруст костей. Мы интеллигентно отворачиваемся, чтобы не видеть этого безобразия. Когда последние стоны утихают, мы спокойно по трупам забираемся в трамвай.
   - Шах и мат, - говорю я.
   Мы скидываем со ступенек тела и трамвай трогается.
  
   Руслан был игрок-самоучка. Я в принципе тоже, потому как двое с почвоведения меня только вдохновили, рассказывая на разных лекциях курс Введения в Разводки. Мы с Русланом никогда не работали в команде, мы просто занимали наиболее выгодные позиции, которые почти всегда оказывались в одном и том же месте.
   Но в момент нашего знакомства такого еще не было.
  
   В 38-ой залезли все желающие, а я стою (на воображаемой клетке А4) перед входом и не захожу. Трамвай нисколько не удивляется моему странному стоянию и уезжает. А тут подъезжает 26-й. Рядом со мной встает (на клетку А3) какой-то парень. Неужели он тоже профессиональный игрок? Трамвай подъезжает, и дверь останавливается прямо напротив меня. Руслан удивляется:
   - Хм, научишь меня этому трюку?
   Я:
   - Идет.
   Уже в салоне трамвая он говорит:
   - А ты неплохо играешь. Я знаю это, так как сам неплохо играю. Но только мое второе место в данном случае не умаляет моего приза - здесь полно хороших свободных мест.
  
   Тогда я понял, что мы можем поделиться друг с другом опытом, чтобы увеличить КПД наших разводок.
  
   Он утром и днем учился в универе, а вечером разрабатывал новые ходы, уловки, разводки, а также почитывал астрофизику и квантовую механику. Я утром и днем в универе разрабатывал разводки и слушал помощников, а вечером занимался ерундой и читал книги по шахматному мастерству.
   В день, когда я дочитал свою 20-ую шахматную книгу, Руслан сказал мне, глядя через окно общаги на остановку:
  
   - Я понял главную причину неудач талантливых, но тупых игроков.
   - И какая же эта причина?
   - Они не задают себе главный вопрос.
   - И какой же это вопрос?
  
   Вместо этого он рассказал мне историю:
  
   Вот это ситуация! Руслан заходит вместе с бабкой. Два первых места. Бабка уверена, что Руслан пропустит ее в салон первой и уже тянет свой кошелек к валидатору, но Руслан не теряется, он убирает бабкину руку и входит первым. Бабка орет:
   - Ты что делаешь?
   А Руслан загадочно отвечает:
   - Главное не что я делаю, а ЧТО ЭТО ДАЕТ МНЕ.
  
   Вот он, по мнению Руслана, главный вопрос, от которого зависит наше преуспевание. Он продолжил:
  
   - Итак, что дает мне то, что я вас запущу первой? Возможность услужить бабке, которая завтра же в борьбе за лидерство может прибить меня своей авоськой?! Нет уж!
  
   И это действительно был полезный вопрос. По мнению Руслана, мы должны произносить его как можно чаще, чтобы стать как можно сильнее. После этого я сказал Руслану:
  
   - Знание правил игры очень важно на самом деле. Игроки, забывающие правила, проигрывают. Вот пример.
  
   Я рассказал ему вот такую историю:
   Один студент тщательно готовился к каждой посадке в трамвае. Он каждое утро специально просыпался рано, делал усиленную зарядку, и только после этого шел на остановку, чтобы поехать в университет. Когда в университете заканчивались занятия, он также проделывал несколько упражнений, и потом шел на остановку. Эти упражнения должны были помочь ему на остановке расталкивать толпу. Однажды он решил, что к силе расталкивания надо добавить ловкость для лавирования между элементами толпы. Специально для этого он даже ездил в Шаолинь и изучал "стиль питона". И вот он решил испробовать свои навыки. Он технично лавировал, кого надо толкал... Но он не учел одно из важнейших правил игры и разводки:
  
   Почвоведы говорят вместе:
   - Величайший враг спрячется там, где ты меньше всего будешь его искать.
  
   В общем, подлой бабушкиной подножки он не ожидал. Вот если бы он это предвидел...
  
   Он падает по ступенькам очень красивомоем плеере играет "Реквием" Моцарта), я вижу, как его куртку развевают потоки воздуха, он переворачивается и падает на асфальт, а рядом падает его проездной, который он только хотел опустить в валидатор.
  
   Студента-борца толпа людей затоптала насмерть, поднимаясь в трамвай, а его проездной надежно впечатался в асфальт, где он до нынешних пор и покоится.
  
   Руслан продолжает стоять у окна, говорит:
   - Еще очень важно выбрать правильную тактику. Многие считают, что заняв сидение, ты уже выиграл, ан нет!
  
   Руслан рассказал историю о том, как он со своим другом, лихо обхитрив бабушек и других студентов, вошли первыми.
  
   Они входят. Друг Руслана все делает правильно, но он допускает одну серьезную ошибку. Он занимает одиночку. Руслан же уже давно выбирает двойное сидение, а из двух частей садится на ту, что ближе к окну.
   И вот, к другу Руслана, как и ожидалось, походит бабка. Но она ничего ему не говорит, она просто держит тяжеленные сумки, подойдя в упор к сидению. Друг Руслана не верит, что ему придется уступить место, потерять его. "Нет, я еще не проиграл, - говорил он сам себе. - Я сижу на своем месте, и не отдам его". Бабка стонет:
   - Ой, тяжело-то как!
   "Ох, хитрая... Хитрая, умная, изворотливая дьяволица!" - думает друг. Она давит на его нервы, и это ей хорошо удается. Бабка не просто стоит около друга, она еще и прислоняется к нему, касается его своей грязно-голубой курткой (это она от кочек и поворотов так раскачивается около сидения? Вряд ли. Она хочет достать его!).
   Друг весь покрывается потом, но места своего не бросает. Ее атака на нервы кажется куда больней, чем даже если бы она за волосы вытаскивала его с сидения. Ей видно нравилось смотреть, как он страдает.
  
   Он был сломлен, его слабое место найдено, его застигли врасплох, задели за живое, поймали на мушку, он одной ногой стоял в могиле, но обеими руками вцепился в гроб, он спекся, сдулся. Он был словно в гипнозе, застрял где-то между молотом и наковальней (точнее между бабкой и окном). Больше всего на свете он хотел, чтобы его оставили в покое.
   В итоге друг Руслана не выдержал и уступил место.
  
   Руслан:
   - Он выбрал неправильную тактику. Одиночные места по правилам игры предназначены для бабок, и последние имеют право выдернуть любого студента с этого места, но некоторые делают по-другому: они просто стоят около своих жертв до тех пор, пока нервы тех не дадут сбой и те не уступят место. Также большая опасность потерять место у тех, кто сидит на двойном сидении, а из двух частей этого сидения выбирает ту, что ближе к проходу, потому что бабка здесь тоже может подойти к тебе. Чтобы спокойно доехать до места назначения, надо садиться на двойное сидение к окну, здесь бабке достать тебя будет очень сложно. Ты будешь как шампанское в бутылке, закупоренное пробкой.
  
   Друг больше не оправился от этого позора. Он не доехал до университета, он вышел на какой-то остановке и больше его никто не видел. Руслан же не сдвинулся в места, чтобы остановить друга. Ведь он задал себе вопрос: "Что это дает мне?". И оказалось, что ничего, кроме возможности потери места, ведь когда он встанет с сидения, чтобы остановить друга, какой-нибудь хитрец может занять его место. Руслан смог подавить в себе искры человечности, и он вышел из той игры непобежденным.
  
   Руслан говорит:
   - До этого случая он однажды сказал мне так: "ничто не ранит больше, чем бомж, сидящий рядом с тобой и потеря места".
   - От этого становится понятой причина его поведения, - говорю я, подхожу к окну и говорю дальше. - Но надо сказать тебе еще кое-что. Как ты думаешь, кого опытным игрокам следует опасаться больше всего?
   Руслан:
   - Разъяренной бабки?
  
   Контролера.
   Я продолжил:
  
   - В случаях, когда ты играешь по правилам, он не представляет опасности. Но когда ты опытный игрок и решаешь проверить свое мастерство - он может испортить всю игру. Но ты не должен терять самообладания в этих случаях; ты должен развести и этого игрока.
  
   Я рассказал ему историю, как я один раз решил проехаться без проездного, так как наш профорг Эльвира мне его еще не выдала к тому времени. А у моего друга проездной был. А если бы и не было, то он бы купил себе одноразовый. Он привык играть по правилам; он ни за что бы не стал рисковать; он не настоящий игрок.
  
   Я пролезаю под турникетом, а мой друг заходит по правилам. Мы садимся на сдвоенное сидение.
  
   Вроде бы все шло спокойно, но когда оставалось совсем немного до универа, к нам подошел КОНТРОЛЕР.
  
   Он спрашивает меня:
   - А где ВАШ проездной?
   Я отвечаю:
   - Не задавай вопросов - не услышишь лжи!
   Я думаю, что это надолго вырубит его, но контролер оказывается крепким игроком. Его лицо немного кривится от злости, но потом он говорит:
   - Лучше покажите свой проездной, молодой человек!
   В это время мой друг незаметно сует мне в руку свой проездной, я с охотой беру его и показываю контролеру. А хитрый контроллер обращается следом к моему другу:
   - А теперь ВАШ проездной, пожалуйста!
   Мой друг теряется. Ему нечего показывать, так как его проездной в моих руках, а контроллер хочет видеть, что у каждого из нас есть свой ТАТ. Другу приходится платить штраф. Контроллер догадывается, что я вру, он хитро смотрит на меня, когда получает от моего друга деньги. Когда контроллер отходит, друг восклицает:
   - Ты меня развел! И меня и контролера! Ты воспользовался моим проездным! Я не выдержу этого позора.
   А я говорю:
   - Шах и мат тебе, Ярик.
  
   Контролер на самом деле очень опасный противник. Можно даже сказать - самый опасный противник в игре.
   (Эта история еще раз показывает, что проявление в трамвае человеческих чувств опасно).
  
   - Да, - говорит Руслан, - в той игре тебе очень повезло... И запомни еще кое-что: первое правило бизнеса - защищайте свои инвестиции.
  
   Тогда я думал над этой фразой минут пять, стоя у окна. Но потом не выдержал и спросил:
  
   - А как это помогает в игре?
   Руслан жмет плечами и говорит:
   - Да это я просто так сказал.
  
   Наконец, настало время проверить наши навыки на практике.
  
   Мы с Русланом стоим на остановке. Народа - куча. Видим - подъезжает нужный нам трамвай фиолетового цвета. Я говорю Руслану:
   - Отличный цвет - фиолетовый, аккуратно зажатый в цветовом спектре между синим и белым. Он приносит выигрыш.
   Руслан говорит:
   - Но вот только кому?
   Трамвай потихоньку останавливается. Толпа сзади нас кидается к дверям. Руслан говорит:
   - Сегодня будет непростая игра.
   Я спрашиваю:
   - Почему?
   Он отвечает:
   - Посмотри.
   И показывает на бабку впереди нас.
  
   Это была могучая бабка, лицо сосредоточенное и не выражающее никаких эмоций.
  
   Открываются двери и ко входу ломится толпа. Бабка легко их всех расталкивает в стороны. Она уже поднимает ногу, чтобы поставить ее на первую ступеньку.
   - А кто она? - спрашиваю я.
  
   Тогда Руслан рассказал мне ее историю.
   Еще в далеком 52-м эта бабка (да, она даже тогда была бабкой; ведь бабка - это не характеристика возраста, это - призвание) легко расправлялась даже с самыми могучими игроками:
  
   Открытый вход в трамвай. Прямо перед входом - бабка, а по бокам у нее два крепких верзилы. Только эти громилы поднимаю ноги, чтобы поставить их на первую ступеньку, как тут бабка с невероятным криком бьет локтем сначала одного, а потом другого. Оба отлетают на несколько метров.
  
   Эти удары закончились летальным исходом для громил. Вскоре выяснилось, что этими громилами были два боксера, возвращавшихся с финала чемпионата СССР.
   Даже в те времена бабка не жалела никого, и это было залогом ее успеха:
  
   Уже в салоне трамвая бабка проходит мимо одиночного сидения, на котором сидит пионер в очках, читающий ботанику за 5 класс. Бабка неожиданно останавливается (пионер медленно поднимает свое белое от страха лицо на бабку), разворачивается к пионеру, кладет руку на его затылок и с невероятной скоростью начинает бить пионера лбом о впереди стоящее сидение. Потом бабка вышвыривает пионера с места и садится туда.
   Тогда ее прозвали Утилизаторша.
  
   После того, как я узнал об Утилизаторше, я ни на миг не испугался.
  
   Я говорю Руслану:
   - Чем труднее битва, тем слаще победа.
  
   И я
  
   кидаюсь к бабке. Я вижу, как она легко относит пинком двоих студентов, пытавшихся скинуть ее со ступеньки. Руслан кричит мне:
   - Ты куда?
   Я отвечаю:
   - Единственный способ стать умнее - это играть с более умным противником.
   Руслан задумывается, а потом говорит:
   - Мне на ум приходит образ змеи.
   Я оглядываюсь на бабку:
   - Все верно, играя со змеей, поумнеешь быстрее.
  
   ...Я не помню, что было дальше, но Руслан позже в больнице мне сказал, что оттачивать свое мастерство можно бесконечно. И нужно. Особенно мне.
  
   Я играл очень много, оттачивал свое мастерство. На лекциях мои помощники с почвоведения помогали мне.
  
   Шахматист говорит:
   - Чем искушеннее игра, тем искушеннее соперник.
   - Да, я заметил, - говорю я.
   Разводчик говорит:
   - А вообще все это не важно. Ты, главное, обязательно посмотри фильм "Револьвер" Гая Ричи. Тогда тебе все станет ясно.
   - Да? А что в этом фильме?
   Вдруг преподаватель по Вышке обращается ко мне:
   - Ты с кем там разговариваешь? Ну-ка вон из класса!
  
   Ну, это все мелочи. Нет ничего важнее выигрыша в Игре.
   Я видел много случаев бездарной игры. Например, Вася, про которого я уже рассказывал, так и не смог позабыть о своих чувствах.
  
   Он не может больше терпеть ужасающей картины: студенты спокойно сидят на сидениях, а бабки, кряхтя, стоят, держась за поручни. Он кричит как дикий зверь, и принимается со злостью скидывать, вырывать, вышвыривать студентов с кресел.
  
   Он просто обезумел. А после того, как все студенты были на полу, он усадил всех бабок. Но, как вы понимаете, после этого он жил не долго. Студенты не забыли о поступке Васи в трамвае. Стоило Васе только войти в аудиторию, и начать протирать запотевшие очки, как тут же его постигла студенческо-портфелевая месть. Прямо в щи!
   Неумелые игроки будут всегда.
  
   Когда мы вновь встретились в моей общажной комнате с Русланом, вместо того, чтобы сказать "привет", он сразу спросил:
  
   - А расскажи, как ты стал мастером?
  
   Я вздохнул и сказал:
  
   - Я стал им после того, как узнал, кто мой настоящий враг, и смог его одолеть.
   Руслан:
   - Расскажи об этом!
  
   После неимоверного количества партий игры, проведенных обманов и разводок я посчитал, что я знаю все. ВСЁ! Все разводки, все трюки. Я считал, что победил всех противников. Думал, что достиг максимума.
  
   - Я - мастер! Никто меня не превзойдет, - говорю я, лежа на кровати.
  
   Но. Один раз меня мои помощники выдернули прямо с зачета. В коридоре они стали со мной спокойно беседовать.
  
   Разводчик-почвовед спрашивает:
   - Как ты думаешь, кто твой главный соперник в игре?
   Я пожимаю плечами и говорю:
   - Ну, вообще мои основные соперники - это бабки, другие студенты... контролер, в конце концов.
   Шахматист усмехается и говорит:
   - Ты не видишь дальше собственного носа.
   - А что, - я удивляюсь, - разве может быть кто-то опасней?
   Разводчик:
   - Ты забыл одно из важнейших правил игры: настоящего соперника ты найдешь там, где меньше всего будешь его искать.
   - Ну, это уже слишком. Я не верю, что этот принцип работает всегда. Еще скажи, - говорю я с сарказмом, - что мой главный противник - это голос в трамвае, которым мне постоянно помогает!
   Шахматист вновь усмехается, а потом серьезно говорит:
   - Ты так давно слышишь этот голос в трамвае...
   - Но ведь этот голос помогает мне! - говорю я.
   - Ты считаешь его своим лучшим другом, - говорит шахматист, - потому что он дает тебе в случае необходимости проездной, он открывает двери, он управляет трамваем, в конце концов, а, следовательно, и всем миром. Но он главный разводчик. Мы зовем его Mr. Tram-Driver. Человек-тайна, человек-туман, человек-загадка. Он говорит тебе что делать ("Студенты, уступите место бабушкам"; "Посадка закончена, отойдите от дверей"; "Не жми, мать твою, эту кнопку!") и как делать ("Посадка производится только в переднюю дверь. В переднюю - я сказала!"; "Выходи, козел, из задней и входи в переднюю!"). И ты этот голос слушаешься, так как считаешь его своим лучшим другом, считаешь его почти самим собой. Но он есть настоящий враг, а не бабуськи и контроллер. Он держит тебя в повиновении.
   - Не могу поверить, - говорю я, - что тот, кого я считал другом, оказался...
   - Научись НЕ подчиняться этому голосу, - говорит шахматист. - Тогда ты станешь настоящим мастером и будешь выигрывать всегда.
  
   И я попробовал.
   В то морозное утро я не пошел туда, куда пошла вся огромная толпа; их был слишком много, чтобы прорваться.
  
   Я вхожу в дверь, которая была предназначена для выхода из трамвая. Я вхожу спокойно, но тут раздается этот вселяющий страх голос:
   - Молодой человек, выйдите из задней двери и зайдите в переднюю, как положено.
  
   Этот громкий и уверенный голос выражал всю полноту власти, которой он пользовался в трамвае. Я подавил в себе трусливое желание выйти, ведь теперь я знал, что если подчинюсь, то это будет означать, что я не мастер, что мной кто-то управляет, кто-то меня разводит.
  
   - Я тебя раскусил, - шепчу я, стоя посреди трамвая; люди удивленно смотрят на меня.
   - Что? - удивляется голос.
   - Я не выйду.
   - Не выйдешь? Но мы же команда, разве ты не понимаешь? Я твой лучший друг, забыл? Я тебя защищаю, но я же тобой и управляю! Если я тебе говорю что-то сделать - ты подчиняешься! Если я говорю тебе выйти, - голос орет: - ЗНАЧИТ, ТЫ ДОЛЖЕН ВЫЙТИ!!
   - Я никуда не пойду.
   Пассажиры стали уговаривать меня выйти. Голос продолжил:
   - Пока ты не выйдешь, я никуда не поеду. Ха-ха!
   - Еще как поедешь.
   - Это тебе сказали твои новые друзья? Ты не должен им верить, они хотят тебе зла, а я хочу добра. Я был твоим другом с самого начала. Я говорил тебе, что делать, и я управлял тобой еще до того, как ты встретил их! Они новые друзья, а я - старый. Они уйдут, а я останусь! Я буду с тобой всю твою жизнь! Избавься от этих новых друзей, которые рассказали тебе обо мне! Они твои враги, а не я! Они, а не я!! Я останусь, а они исчезнут, и ты будешь делать то, что говорю тебе я! Ты будешь меня слушаться как самого себя!
   - Замолкни, и давай гони в универ.
   - Что? Ты меня не слушаешься?! Ты хочешь меня превратить в своего врага?!
   - Ты мною больше не управляешь.
   - Но ведь так нельзя! Я твой лучший друг! Я! Я твой друг!
   - Я тебе больше не подчиняюсь.
  
   И вдруг трамвай поехал.
  
   Люди заворожено смотрят на меня. Они не могут поверить, что голос не имеет больше надо мной власти. Мною вообще больше никто не управляет. Я независимый игрок, я мастер.
   Но тут рядом со мной я вижу того самого контроллера, которого я однажды развел. У него искореженное от злости лицо, он направляет на меня свое удостоверение, словно пистолет. Из его сдавленного от ненависти рта доносится:
   - Я ничего не забыл; я не могу выбросить это из моего сознания. Меня еще никто так не обманывал. Ты развел меня как последнего лоха, и при этом говорил со мной так, словно я долбаный идиот! Что за игру ты ведешь? Говори мне!
   Но я молчу и спокойно смотрю на него.
   - Говори мне! - повторяет он. - Я ведь контролер! - потом он смеется и тихо произносит: - Я знаю. Тебе нравится играть с моим умом, - он говорит громче: - Ты вообразил себя хозяином этого мира! Ты вообразил, что можешь провести всех, даже меня, контроллера!
   Он подходит ко мне поближе.
   - Бойся меня! Бойся! Я говорю: бойся, я контроллер, а ты всего лишь студент! Бойся меня!
   Он уже весь дрожит. Я спокойно прохожу мимо него, а он заливается слезами, упав на колени.
   - Бойся меня! - все еще говорит он непонятно кому.
   А я не спеша сажусь на тронне его уступила какая-то бабка) и достаю книгу. Я абсолютно спокоен.
   Контролер выбегает на следующей же остановке. Народ остается парализованным вплоть до конечной, нужной мне остановки.
  
   После этой истории Руслан сказал мне:
  
   - Ты провел действительно красивую партию. А теперь, не мог бы ты как-нибудь познакомить меня с твоими таинственными друзьями.
   - Я как раз и хотел это сделать, - говорю я и показываю на разводчика и шахматиста, которые сидят на кровати. - В течение нашего сегодняшнего разговора они сидели здесь, на кровати Ванька и слушали нас. Я удивляюсь, как ты их не заметил.
   - Ты про кого говоришь, Даниил? На той кровати никого нет.
   Я удивленно смотрю на помощников. Они смеются. Я вопрошаю:
   - Как?.. Не понимаю!
   Разводчик говорит:
   - Я думаю, настало время сказать тебе правду.
   Шахматист подхватывает:
   - Вся правда в том, что мы - это ты.
   У меня отвисает челюсть:
   - Что?
   Шахматист:
   - Мы - это часть тебя. Никто нас не видит кроме самого тебя.
   Я:
   - Получается, все, что вы мне говорили, я уже знал.
   Разводчик:
   - Да, это уже было внутри тебя, в потенции. А сейчас я советую тебе не терять времени на этот вредный для данного момента разговор и сделать то, что ты действительно сейчас должен сделать.
   Разводчик кидает мне револьвер. Я ловлю:
   - Что?..
   В это время я слышу от Руслана:
   - Ладно, не важно кого ты себе там вообразил. Важно вот что: как ты думаешь, ЧТО ЭТОт разговор про уловки ДАЕТ МНЕ?
   - Возможность получить новые полезные знания от меня, - отвечаю я.
   - А тебе?
   - А мне - получить новые полезные знания от тебя.
   - Верно, а сейчас подумай, потерпит ли кто-нибудь из нас сильного соперника на поле боя, который знает все секреты другого?
   Я понимаю, к чему клонит Руслан; подмигиваю разводчику и говорю Руслану:
   - Ясно дело, что нет. Поэтому я не с пустыми руками.
   Я показываю ему револьвер. Он ничуть не удивился. И это меня пугает. Я даже смотрю, есть ли в револьвере патроны.
   - Я все просчитал, Даниил.
   Я начинаю искать взглядом у него в руках оружие, но ничего не вижу. Он медленно говорит:
   - Настоящего врага ты найдешь там...
   Я слышу сзади себя шаги. И тут что-то тяжелое падает мне на голову, и изображение пропадает...
  
   В этой игре нет места человеческим чувствам.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"