Грозный Иван Михайлович : другие произведения.

О людях некоторого рода

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


О людях некоторого рода

Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек. Я думаю, что у меня болит печень. Впрочем, я ни шиша не смыслю в моей болезни и не знаю наверно, что у меня болит. Я не лечусь и никогда не лечился, хотя медицину и докторов уважаю. <...> Но все-таки, если я не лечусь, так это со злости. Печенка болит, так вот пускай же ее еще крепче болит!

Ф.М. Достоевский, Записки из подполья

   Читал я тут давеча одну книжку - Вырождение Макса Нордау. Хорошая книжка, во многом правдивая, но правда эта - секрет полишинеля.
   На кого эта книжка рассчитана? На истерическую толпу? Истерической толпе плевать; ну разорвёт она некоторых своих бывших кумиров заживо, как вырожденцев, а сущность её останется такой же, как есть. Больное общество порождается больным образом жизни, т.е. больной экономикой, больной культурой, больной философией и больной политикой. Вылечить всё это не представляется возможным.
   Тогда на писателей-вырожденцев? Писателям-вырожденцам точно так же плевать. Их творения - продукт жизнедеятельности: не в том смысле, что они - дерьмо (хотя часто оказывается и так), а в том, что без того, чтобы их творить, эти самые писатели жить не могут. Проблема в жизни для них не препятствие, которое нужно преодолеть, а повод написать стишок/романчик/философский афоризм. Можно паука в квартире с поехавшей на чистоте хозяйкой обвинить в бесполезном плетении паутина - мух-то всё равно нет. Но паук всё равно продолжит её плести, даже если бы он мог внять нашим доводам, - ибо таков инстинкт.
   Вырождение - это мещанский взгляд на вещи. Он же нормальный, потому что чисто математически норму определяет большинство. Если большинство упаривается не в норму, то начинают действовать политические, экономические или вообще биологические законы, и большинство очень скоро пе5рестаёт быть таковым. Проблема в том, что вышеупомянутым паукам-писателям на большинство всё так же плевать. Они под него подгибаются, мимикрируют или пытаются его поразить или испугать - в сущности, работают клоунами у извращенцев известного рода. Извращенцы известного рода - т.е. вышеупомянутая толпа болезненных людей, не видящих далее своего офиса/завода - с какого-то момента начинают верить клоуну, потому что, в чём-чём, а в интеллекте он явно их превосходит. Далее, впрочем, см. того же Нордау, он это достаточно неплохо описал.

***

   Вообще отклонения, которые Нордау описал под именами истерии и вырождения, современная психиатрия может описать намного более подробно под словами депрессия, шизофрения, шизоидность, аутизм и т.д. Конечно, евгеника из слова вырождение здесь не приветствуется - с сорок пятого года это слово загажено грязью нацизма, быть может, специально...
   Люди со времен Нордау стали намного более больными - истеричность стала абсолютно нормальным явлением в век модерна и, особенно, постмодерна, иначе СМИ не имели бы такой власти. Что касается властителей человеческих дум, то, думается, самая нужная цензура - психиатрическая. Именно её отсутствие позволило всяким Хайдеггерам, Сартрам, франкфуртским марксистам, прочим клоунам у п-сов превратить интеллектуальную жизнь человечества в грёбаный цирк. Возможно, Хайдеггеры и Сартры были безумными гениями - но мир оказался настолько туп, чтобы воспринять лишь их безумие...

***

   В чём Нордау заблуждается, так в отделении писателей прошлого от упадочных писателей настоящего. Мол, для Данте его Божественная комедия была отражением его искренней веры, а всякие Толстые просто мысли свои в порядок собрать не могут, а потому говорят бредовыми символами... В чём-то он прав, но не в том, что творцы прошлого не страдали символизмом. Достаточно почитать Шекспира или того же Данте, чтобы увидеть отсылки на что угодно (прежде всего, конечно, на Библию...). Другое дело, что у писателей XIX столетия символы самоценны - ну а хрен ли, если всё уже придумано и можно просто брать и комбинировать отсылки на уже известные вещи. Постмодернизм возвёл этот принцип уже в какой-то аутистстский абсолют, и это одна из причин того, что имеет место быть то дерьмо, в котором мы сейчас все находимся...

***

   Однако вернемся к клоунам-интеллектуалам-творцам-вырожденцам - они сегодня наше главное блюдо. Об этом ваш покорный слуга может много рассказать. Но для начала посмотрим, по каким причинам вышеупомянутые личности имеют влияние на общество гораздо большее, чем обыкновенные психи. Причина, конечно, в гораздо более высоком интеллекте и гораздо менее разрушенном мозге, но нам интересен именно социологический, так сказать, аспект. Вообще говоря, явление это существовало в древности: в дохристианские времена - в виде оракулов и жрецов, в христианские - в виде святых и блаженных.
   Итак, влияние интеллектуала-клоуна, кумира толпы (Имеет ли смысл употреблять это слово через дефис? - интеллектуал=клоун) развивается по следующим этапам:
      -- Какой-то обкуренный человек (см. дельфийского оракула) после оргии (см. храмовую проституцию) и распития алкогольных напитков, либо повреждения психики вещает чепуху, которая является компиляцией имеющихся в его голове знаний, мыслей и образов. Т.к. подобного рода товарищи имеют богатый и притом более-менее организованный (в отличие от натуральных шизофреников) внутренний мир, их окружающей толпе слушать интересно и весело.
      -- Т.к. человек этот далеко не дурак, он говорит не только голую ерунду, ног и дельные цельные мысли. Когда то, что этот товарищ говорит, оказывается реальностью (либо находится кто-то, кто с ужасом находит в словах этого человека свою собственную реальность), к нему начинают прислушиваться серьёзно.
      -- Слова поехавшего начинают интерпретировать, пытаясь найти в них истинный смысл, которого иногда и вовсе нет, либо его невозможно понять другому человеку в принципе (локальный мем в пределах собственной головы, понятный лишь самому мыслителю).
      -- Несчастный приобретает культовый статус (какой именно - зависит от общества, в котором он обитает).

***

   Мне, вероятно, следовало оговорить это сразу: вышеупомянутые клоуны есть подкласс значительно большего числа людей, которых мы будем называть посредственными людьми. Посредственные не потому, что они ни то, ни сё - серединка на половинку, а потому, что не непосредственные. Возникновение среди этих людей вышеупомянутых безумцев с горящим взором связано с тем, что они не в состоянии нормально общаться и строить общественную жизнь (ибо ум из штанов вываливается), так что они вынуждены изливать свои эмоции каким-либо другим способом, что называется, - высококультурным. Огромную роль играет и бесконечная рефлексия и саморефлексия, которая у этих товарищей может доходить до натуральной рекурсии. Если посредственный человек достаточно умён и образован, он выстреливает упомянутым выше образом.

***

   Наиболее ушлые из этих господ осознают своё горе от ума благодаря всё той же рефлексии и сознательно ограничивают его, зачастую устраивая цирк единственного клоуна, выставляя себя тем, чем они заведомо для них самих себя не являются. Первоклассный случай, о котором мне я могу говорить безбоязненно, - случай Ницше.
   Кого строил из себя Ницше? Сверхчеловека. Это видно слишком явно, намёки на это слишком вульгарно торчат из его книг, натурально выбираясь из стиля герра философа. Он гасил громом больных, слабых и нищих... К которым он и сам относился. Что это? Это не дешёвое самолюбие, это спектакль, который Ницше разыгрывал прежде всего перед самим собой. Благоговеешь при этой мысли: больной и полусумасшедший взял на себя роль здорового и трезво мыслящего - это не напялить маску, это жить с маской...
   У него получалось. Какое-то время. Катастрофа была неизбежна, это чувствуется и по его последним книгам. Он знал, что безумие, болезнь и смерть вошли в его комнату, но он притворялся, что не видит их. Организм Ницше, этого чрезвычайно не непосредственного человека, который взял на себя столь роль, которую и нормальный человек брать бы не стал, не выдержал - он сошёл с ума...

***

   В своё время та история о Ницше и избитой лошади глубоко поразила меня. Но нынче она кажется мне естественной. Посредственные люди очень зациклены на себе - они слишком самолюбивы, у них нет ничего, кроме себя... У них есть один лишь истинный друг и поверенный - Я. В этом они сходны с аутистами и шизофрениками, быть может, имеют латентные формы этих болезней... Я обращал уже внимание на их внутренний мир, имеющий с течением времени всё меньше общего с реальностью (латентная шизофрения?). Подпольный человек Достоевского рассуждает о новомодных идеях, просиживая в своей каморке оставшиеся годы жизни. Вероятно, эскапизм является средством спасения психики (хоть какой-то психики) от болезненного влияния извне - потому что, быть может, всякое влияние извне болезненно для такого человека (латентный аутизм?)...

***

   История с Ницше и несчастной лошадью странна именно этой необычайной чувствительностью, которая могла быть ещё более усилена этим самоедским образом мысли.
   Дело в том, что реакция Ницше явно гипертрофирована. Его организм, его психика были ослаблены; но избиение лошади слишком мало касалось Ницше. Нормальной реакцией был бы плач или даже рыдание, что часто демонстрируют сентиментальные люди (женщины, прежде всего). Менее сентиментальные, но более щепетильные люди просто бы наорали на бухого садиста-извозчика и подняли бы скандал. А герр Ницше просто сошёл с ума. Это было бы более естественным, если бы Ницше был бы как-нибудь эмоционально связан с этим животным, но он, скорее всего, видел его в первый и последний раз...
   Мне кажется (это самое важное слово), я понимаю, что произошло. Ницше, действительно сильно прочувствовав страдание лошади, неосознанно запустил в своём сознание цепочку травмирующих ассоциаций, которые, раздуваясь как воздушный шарик, вызвали всё более сильное ощущение собственного страдания. Быть может, Ницше слишком сильно почувствовал своё бессилие помешать произволу извозчика, что ввергло философа в резкий диссонанс с его учением о воле к власти; может его таки сожрал его последний грех - сострадание, и он гипертрофически прочувствовал боль животного... Нечто вроде галлюцинаций, как у шизофреников; только не натуральных, воздействующих на зрительные и слуховые образы мозга, а умозрительно-эмоциональных, когда одни только нарисовавшиеся картины заставляют бурно реагировать на происходящее.

***

   Собственно, всё: Ницше, пытавшийся строить из себя Наполеона философии, оказался там, где природа предначертала ему быть, - на койке в сумасшедшем доме. Он до последнего пытался обмануть судьбу, он играл с ней в безнадёжную партию, он отчаянно пытался выбраться из подполья - всё было бесполезно, он сам знал это всегда.
   Мы все хотим выбраться из подполья. Это наша мечта, но мы не знаем, что делать, если она сбудется. Мы не приспособлены жить наверху: наши глаза слишком привыкли к темноте. Мы видим слишком многое, чего не надо видеть; однако в свете солнца мы слепы.
   Время сказать всё ещё не пришло, и я очень надеюсь не опоздать, когда оно всё же настанет. Покамест остановимся на этом знаменитом примере. Не стоит мертвецам слишком часто тревожить живых.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"