ЗАМЕТКИ ПО ИСТОРИИ ПЕТРО-ПАВЛОВСКОГО ХРАМА В Г. КИСЕЛЁВСКЕ -
СТАРЕЙШЕЙ ИЗ НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ДЕРЕВЯННЫХ ЦЕРКВЕЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
***
Русские поселенцы пришли на земли нынешнего Афонино (район в Киселёвске) в середине 17-го века. Они строили займища - усадьбы хуторского типа, расположенные в отдалении друг от друга. С течением лет их становилось больше, и расстояния между ними сокращались. Во второй половине 18-го века плотность застройки достигла такого уровня, что десятки старых и новых займищ сомкнули границы своих угодий.
Так на картах-чертежах Земли Кузнецкой появилась деревня Афонина. Этот населёный пункт состоял из одной улицы, извилисто протянутой по гребню холмистой гряды.
В деревне почти наверняка имелась часовня. И - скорее всего - именно её сочли за "полноценную" церковь авторы справочника "Список улиц города Киселёвска", изданного в 1990-м году. В разделе "Строки из истории..." ими сказано: "Первое упоминание в документах о Петропавловской церкви ... встречается в 1831 году". С этой фразой как бы перекликается содержание справки, составленной в 1960-ые годы по воспоминаниям некоей долгожительницы. Старушка утверждала, что посещала Петро-Павловский храм ещё ребёнком - с 1876 года. Но! Изыскания в одном из архивов Томска, предпринятые в середине 1990-х годов по инициативе протоиерея Михаила (Яськова), показали, что обе вышеупомянутые даты к афонинской церкви отношения не имеют.
В сборнике под названием "Томские ведомости", вышедшем в 1907-м году, и хранящимся в томском архиве, говорится о том, что храм в честь Святых Апостолов Петра и Павла был построен в Афонино в 1882-м году. Поводов усомниться в подлинности этой информации у нас нет. А "свидетельства" о более раннем начале биографии церкви лишь подтверждают возможность наличия в деревне Афонина часовни. Не исключено даже, что Петро-Павловский храм был воздвигнут на её месте, или был рождён в результате её коренной перестройки. Подобное на Руси практиковалось.
Церковь строили на деньги, собранные жителями Афонина. Был у этого богоугодного дела и генеральный спонсор - местный купец. Брёвна для строительства заготавливали в расположенном неподалёку листвиничном бору. Огромные самокованные гвозди (они по сей день присутствуют в коробке здания) поставляла деревенская кузница.
Храмовое подворье выглядело иначе, нежели теперь, а церковь была менее высокая. Её внешний и внутренний облик отличала простота. Наружные стены оставались "плотницкими" (то есть, не были покрашены), а отделку помещений сводили к оштукатуриванию и побелке. Сведений об украшении храма росписями на сюжеты Святого писания мы не имеем.
Петро-Павловская церковь изменила статус Афонина. Деревня была преобразована в село Афонинское, а его храм стал центром Афонинского прихода, в чьих границах располагались 9 деревень (в их числе Верх-Чумышская, Александровка, Иганина, Инченково, Черепанова, Ускатский улус). На территории прихода действовали девять часовен и молитвенный дом, открытый в 1897-м в Инченково. В 1900-м году в Верх-Чумышской построили небольшую Троицкую церковь.
В 1913-м году село Афонинское, административно входившее в состав Бачатской волости Кузнецкого уезда, стало центром новообразованной Романовской волости, географически почти совпадавшей с границами Афонинского прихода. По данным к началу 20-го века, в селе проживало 354 человека, из них 171 - мужского пола. Но прихожан у Петро-Павловской церкви было неизмеримо больше - около трёх тысяч.
Храм владел почти сотней десятин пахотной земли, а также семнадцатью десятинами сенокосных угодий. Площадь церковной усадьбы составляла 82 квадратных сажени.
***
В начале 1930-х годов чекисты конфисковали архив Петро-Павловского храма. По этой причине мы ничего не знаем о первом настоятеле афонинской церкви. Даже имя его, за давностью лет, стёрлось из памяти прихожан... Единственное, что хоть как-то проливает свет на ранний период истории церкви - это материалы упомянутых "Томских ведомостей", а также публикации сборника "Православные храмы Кузбасса", выпущенного Кемеровским книжным издательством в середине 1990-х годов под авторством историка В.И.Кимеева, иерея Дионисия (Д.Е.Кондрашина) и архитектора В.Н.Усольцева.
Известно, что в 1901-м году настоятелем Петро-Павловской церкви был назначен Пётр Далматьевич Зяблицкий, 1869 г. рождения, с 1886-го служивший в афонинском храме псаломщиком, а в 1898-м году рукоположенный в священники (получил сан иерея).
Дьяконом с 1888-го и, как минимум, по 1907-й год служил Иоанн Петрович Счастнев, 1865 г. рождения, выпускник четырёхлетнего духовного училища. Он занимался и учительской деятельностью - вёл уроки в церковно-приходской школе, открытой при храме в 1887-м году. Она распологалась в караульном помещении церковного подворья, имела небольшую библиотеку. В 1911-м году в этой школе преподавал некий Иван Орлов, обучавший грамоте и основам православия около тридцати детей.
Известно также, что в должности псаломщика - начиная с 1897-го - служил Константин Стефанович Гичев, 1843 г. рождения.
Вот, пожалуй, всё то основное, что мы знаем о дореволюционном этапе в жизни Петро-Павловской церкви... Но - парадокс! - даже эти скупые, обрывочные факты кажутся "верхом исторической полноты" в сравнении с данными по истории Афонинского прихода в первые десятилетия Советской власти. Говоря попросту, никаких конкретных сведений о той эпохе, запечатлённых в документах, мы не имеем.
До нас дошли воспоминания старожилов о том, что в 1920-е годы в Петро-Павловском храме сменился не один настоятель. Что стояло за подобной "текучкой кадров" - угадать несложно. И в пору Гражданской войны, и после её окончания священников преследовали как врагов новой власти. Их заключали в тюрьмы, без суда и следствия убивали, а с конца 1920-х отправляли "на исправление" в учреждения ГУЛАГа. Священники Афонинского прихода исключением из этого чёрного правила являться не могли...
Пик вакханалии был отмечен в 1931-м году. Петро-Павловскую церковь закрыли, а её архив увезли неведомо куда. Церковную утварь и большинство икон расхители, а главный колокол храма казнили - сбросили его со звонницы и он, упав на землю, раскололся.
В то время в селе был организован колхоз (по другим данным - создана сельхозартель). Ему передали здание храма, которое стало использоваться как склад: вначале - кожевенный, потом - зерновой. Но ничего путного из этого не вышло. В прежде добротном, сухом помещении поселились влага и плесень, губительные для колхозного добра. Хранилище перевели в другое место, а под сводом поруганной церкви разместили клуб. Стены, помнившие благодать псалмов, сотряслись от перебора гармошек, пения частушек и топота плясунов.
Но и клуб существовал тут недолго. Спустя много лет афонинские старики вспоминали, что "воздух в нём был гибельный - влажный, тяжёлый и холодный, со сквозняками. Самодеятельность хворала то простудой, то чахоткой".
В середине 1930-х клуб закрыли, а здание перевели в разряд бесполезных и бесхозных. В таком качестве оно прозябало десять лет. Но его первоначальная суть не была забыта! Верующие люди кто явно, кто тайком подходили к обветшалому храму, осеняли себя крестом, шептали слова молитв и просили Господа простить неразумных людей, осквернивших святое место. В глубине душ своих они верили, что церковь будет возрождена.
Так оно и стало...
***
В 1947-м году Петро-Павловский храм был возвращён в лоно Русской Православной Церкви... В Афонино приехал митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, освятивший каждый метр церковного здания и всего церковного подворья. Настоятелем храма и нового - Киселёвского - прихода был назначен протоиерей Анатолий (Червонецкий). Во время своей первой проповеди он выразил благодарность Советской власти за передачу церкви верующим. Никто его за это не осудил. Прихожане понимали, что настоятель не лицемерил и не слабодушничал. Говоря слова признательности гонителям Веры, отец Анатолий оплачивал, таким образом, "счёт", предъявленный ему и его пастве за право жить согласно канонам христианства.
Из Троицкой церкви в Верх-Чумыше (которую, как бы впротивовес внове открытой Петро-Павловской, закрывали) в Афонино доставили церковную утварь. Прихожане отдавали в храм лучшие из своих икон, а кое-кто возвращал ему реликвии давней поры, спасённые в начале 1930-х от разграбления. Так в Петро-Павловскую вернулась Иверская икона Божией Матери, а также икона Святого пророка Божия Илии. Безвестные герои (по другому назвать тех людей не могу) передали храму сохранённые втайне от НКВД колокол и пять колокольцев с прежней церковной звонницы. Их "голоса" по сей день волнуют сердца и души жителей Киселёвска.
Помощником отца Анатолия (вторым штатным священником) был иерей Николай Тарасенко.
Первый настоятель возрождённого храма отдал служению в нём двадцать лет. Преемником Анатолия Червонецкого стал отец Сергий (Хомутов), при котором начались коренные перемены во внешнем и внутреннем облике церковного здания. В храме установили новый иконостас, подняли на несколько венцов потолок, что добавило в помещения воздуха и улучшило их акустику. Церковную крышу покрыли кровельным железом. Построили здание крестилки.
Взяла старт масштабная роспись помещений, продолженная в 1975-1977 годах, когда настоятелем был иерей Владимир (Почаев), и в 1977-1979 годах - при настоятеле отце Вячеславе (Попове). Роспись вели три художника: ученик мэтра советской живописи Исаака Бродского Джозеф Богацкий, новосибирский иконописец Николай Клюковкин, и киселёвский художник Василий Лунёв.
В конце 1970-х были заменены купола на колокольне и на алтаре.
В 1965-м ушёл на пенсию второй штатный священник храма Николай Тарасенко, служивший в храме со дня его возрождения. На эту вакансию был определён игумен Варсонофий (Брыскин). В 1979-м его сменил иерей Сергий (Ефимов). Спустя девять лет он принял монашество в мужском Енисейском монастыре и стал в нём духовником.
В 1979-м настоятелем храма был отец Георгий (Персиянов), в том же году сменённый отцом Михаилом (Яськовым), за два года перед этим рукоположенным в иереи Патриархом Пименом (и какое-то время состоявшем у него в услужении).
Начинался новый этап в жизни Петро-Павловской церкви, Киселёвского прихода и его прихожан. Этап, неотделимый от личности отца Михаила и его дел.
***
В 1980-м было начато и закончено строительство подсобного здания, в котором разместились просфорня, гостиница, склад. Тогда же в храме и крестилке заменили печное отопление (опасное и неэкономичное) на более эффективное - водяное.
В следующие несколько лет вокруг церковного подворья установили новую ограду, заменили прогнивший участок стены храма. Художник по дереву Михаил Селезнёв сотворил (иначе не скажешь) чудо-иконостас из кедра. Тогда же в храме появилась резная гробница для плащаниц.
С начала своей службы отец Михаил добивался от горисполкома разрешения на пристройку к алтарю пономарки, что облегчает ход богослужений (не надо разжигать кадило в алтаре). Год за годом настоятель обивал пороги кабинетов главного архитектора и уполномоченного по делам религии. Но!.. К строительству пономарки удалось приступить только в 1983-м году.
В исполкоме относились к нуждам храма не то чтобы свысока, но с некоей опаской (курс на созидание атеистического общества тогда никто не отменял). И доходило порой до нелепиц с приметами анекдота. Возникла как-то нужда в строительстве дома для второго священника. Другому застройщику в исполкоме были бы рады, но с "попом"... и говорить не хотели. После долгих проволочек отец Михаил предложил чиновникам компромис: "Разрешите храму КУПИТЬ дом!". Но даже этот вариант местная власть одобрила не сразу. Проводились какие-то совещания... Заседала какая-то комиссия...
В 1984-м году в церкви заменили оконные рамы, подняли потолок во втором приделе, обшили стены листами ДСП. За три последующих года перекрыли крыши храма и крестилки оцинкованным железом, сделали металлическое облачение для престола и жертвенника, обновили киоты большинства икон, умастили сусальным золотом иконостас. В Киеве заказали икону с изображением Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, что было связано с празднованием 1000-летия крещения Руси. Этот юбилей, с благословения митрополита Гедеона, в Киселёвском приходе отметили 12-го июля 1988 года - в день престольного праздника Петро-Павловского храма.
Совместные мероприятия в честь 1000-летия крещения Руси улучшили отношения между местной властью и духовной администрацией прихода. Реальной помощи горисполком, а тем паче горком КПСС, храму не оказывали. Но зато - и это главное!- мешать перестали. Никто не препятствовал росту числа прихожан и количества крещений, венчаний. Никто не тормозил церковных починов (к примеру, строительства двухэтажного здания новой крестильни).
Предприятия города смогли открыто помогать приходу в его делах. Мебельная фабрика поставляла для нужд храма кирпич, жертвовала деньги... Шахта "Краснокаменская" предоставляла технику... А когда, в 1991-м году, при афонинском храме открывали воскресную школу (третью на тот момент в епархии), никто этому не воспротивился.
В конце 1980-х в храме сменилось немало вторых штатных священников. Это: иерей Владимир (Энерт); иерей Ростислав (Киращук); иерей Владимир (Курлюта), назначенный впоследствии настоятелем Знаменского кафедрального собора в Кемерове; иерей Алексий (Куйбида).
С августа 1989-го по май 1992-го вторым священником служил иерей Владимир (Семёнов), а начиная с 1994-го - более десяти лет - иерей Константин (Аршинин).
***
В 1992-м году Петро-Павловский храм стал центром обширного церковного района. Это было связано с назначением отца Михаила, за шесть лет до того возведённого в сан протоирея, благочинным по Киселёвскому округу, в состав которого входили приходы Киселёвска, Гурьевска, Салаира, Прокопьевска, Прокопьевского района, посёлков Бачатский, Красный Брод и Старо-Бачаты. То было начало периода восстановления старых, закрытых когда-то, храмов, и строительства новых церквей. Забот благочинному хватало. Но его внимание к делам прихода Петро-Павловского храма, в котором он продолжал службу настоятеля, не ослабевало.
В том же 1992-ом в здании крестильного храма установили новый иконостас. Двумя годами позже был очищен от ила расположенный вблизи церковного подворья родник, названный ещё в бытность наших прадедов Источником Петра и Павла. В порядок его привели работники шахты "Краснокаменская". Они превратили источник в подобие мини-курорта: обустроили колодцы, купальню. А вода здесь, по утверждению сотен людей, обладает целебными свойствами не в меньшей степени, чем та, которой полнится знаменитый святой источник в Салаире.
Родник у Петро-Павловской, как уверяют её прихожане, время от времени преподносит миру чудеса. То горняк, возвращаясь ночью с работы, заметит вокруг источника огоньки свечей... То старушки увидят покровителей церкви - Апостолов Петра и Павла - выходящими прямо из родника... После таких чудес, говорят, вода в источнике становится по-особому целебной. Десятки горожан, омыв себя этим эликсиром, избавились от экземы и недугов костей. Наступало просветление у душевнобольных.
В 1994-м году епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний благословил священников епархии на поиск документальных свидетельств о прошлом своих церквей. Так был дан толчок составлению летописного свода Петро-Павловского храма. Итогом архивных поисков стало установление точной даты постройки афонинской церкви. Были подняты из омута забвения имена некоторых из её первых служителей.
В середине 1990-х в большинстве районов Киселёвска были открыты воскресные школы. В традицию вошли массовые (бесплатные) таинства крещения, в том числе в реке Чумыш. Выросло взаимопонимание между служителями церкви и местными СМИ. В газете "Киселёвские вести" редкий месяц не публиковались материалы о жизни прихода Петро-Павловской церкви. А 7-го января 1997 года вышел изданный в полноцветном варианте, на мелованной бумаге, номер этой газеты, полностью посвящённый храму.
В 1998-м Афонинская церковь заняла почётное место в перечне объектов историко-культурного достояния Кузбасса - в качестве памятника деревянного зодчества второй половины 19-го века, и старейшего из ныне действующих деревянных храмов земли Кузнецкой.
***
Кто шагал от автобусной остановки к Петро-Павловской церкви, тот знает, что дорога к ней - отнюдь не прямая. Она уводит то влево, то вправо, испытывая путника крутыми подъёмами. Её траектория сродни кардиограмме взволнованного сердца. И люди, спешащие к храму, часто прижимают руки к груди, словно бы желая успокоить поселившуюся в ней боль. Многие... очень многие несут в Петро-Павловскую церковь свои печали, тревоги, душевные и физические недуги. Но - и это ли не чудо?!- входя в церковь грустными, "потерянными", эти люди покидают её с просветлёнными лицами. Так было, есть, и будет всегда. Ведь церковь даёт любому, кто в том нуждается, Прощение, Утешение, Надежду.
Священники Петро-Павловской помогают страждущим не только под сводами храма. Полтора десятка лет назад они взяли духовное шефство над больными стариками из Дома сестринского ухода - провели с ними множество совместных молитв, исповедовали тех, кто в том нуждался. С открытием Дома ветеранов подобные контакты стали правилом и для этого учреждения.
В столовой храма проходят благотворительные обеды для малоимущих.
Тёплые отношения сложились у священников с воспитанниками сиротских заведений. К ним из Петро-Павловского храма приезжают по главным церковным праздникам: ведут с ребятами беседы, вручают им книги православного толка, угощают сладостями.
По сравнению с первой половиной 1990-х число прихожан афонинской церкви уменьшилось. Но это не говорит о том, что жители Киселёвска уходят от Православия. Дело в другом. Петро-Павловский храм передал часть своих прихожан другим, недавно появившимся на территории города, храмам. В 1996-м в районе обувной фабрики открыли церковь преподобного Сергия Радонежского. В 2001-м состоялась первая служба в храме, посвящённом иконе Божией Матери "Скоропослушница", отстроенном в районе Красный Камень. С 2006-го идут службы в церкви святого благоверного князя Александра Невского в посёлке завода "Знамя".
Прирастает храмами Киселёвск! И все они - в пору их замысла и строительства - опекались настоятелем Петро-Павловской церкви отцом Михаилом. Афонинский храм помогал им "встать на ноги", обрести их нынешнее благолепие. И это в высшей степени символично, что освящение места под строительство церкви на Красном Камне - красивейшей в Кемерово-Новокузнецкой епархии - состоялось 12 июля 1995 года, - в день Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, в честь которых в 19-м веке и построили афонинскую церковь...
Верующие говорят, что Петро-Павловский храм отмечен особой благодатью. Он, по их словам, "намоленный" - в нём обращали свои молитвы к Богу десятки тысяч людей, относимых, по меньшей мере, к шести поколениям киселевчан. А тот факт, что храм в 1930-е прошёл через осквернение и поругание, лишь повысило его святость.
И как бы ни были прекрасны церкви на Красном Камне и в посёлке завода "Знамя", какие б замечательные церкви не были построены у нас в Грядущем - Петро-Павловский храм всегда будет занимать в духовной жизни города и в душах его жителей особое место.