Губский С.И.: другие произведения.

Staccato

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Staccato
  
   Точки над или под нотами означают, что данные звуки следует играть коротко , отрывисто (staccato).
  
  
   Расскажу Вам одну историю, случившуюся со мной в Ростове, в 1987 году, на троллейбусной остановке "Ворошиловский проспект" улицы , вроде бы Энгельса, ныне Садовая. Мне было 34 года, я был в служебной командировке и мысли мои , в тот момент, никоим образом не были связаны с детскими, житейскими историями, происходившими значительно ранее, в 67-68 годах, без краткого описания которых просто не обойтись, основа этой истории там, в тех годах....
   Предупреждаю- история достоверная, факты действительные: событиям имело место быть....
   Готовы?..., тогда читайте далее.
   Вы не задумывались над тем , как и в связи с чем , возникают школьные и дворовые прозвища? Почти все мои сверстники, практически все их имели, " кликухи" у всех были разными -звонкими и не очень, обидными и терпимыми , но меткими и определяющими они были. Меня называли, проживающего тогда в Новочеркасске-- "Угловой ", в отличии от моего тезки Сережи Соболева, естественно прозванного "Соболем " .И это мое прозвище топографически и логически было мне ясно, дом в котором я жил был на пересечении улиц Революции,136 и Первомайской и был угловым, а "Соболь " жил дальше по улице и стал просто "Соболем ".
   "Угловой " из углового дома-все ясно, понятно, определенно и вопросы не возникают.
   В 68 году рассказчик переехал в поселок Артем, г.Шахты и попал в 9-й"В " класс, в сборный класс, наполовину собранный из ребят Дувановки, Первомайского, Сидоровки и аборигенов 30-й школы , из Рабочего поселка. Неожиданно для себя, вне всякой логической связи с его социальным происхождением, при полном отсутствии даже намека на "голубую кровь" , его стали называть ....кем бы Вы думали?.... "Граф" !!! То ли рудименты классового неприятия офицерского сословия его отца пролетарской основой его одноклассников, то ли неосторожно громко произнесенная фраза учителей ,обсуждающих своих новых подопечных--"а этот новенький ,ну тот, ...ну ..., которого мама в школу привела, ...хи-хи,...Губский..., воспитанный мальчик...", то ли что то иное произошло, но из "Углового " я ,неожиданно для себя, переместился в социально-чуждое мне звание "Граф"а.
   Начало 20-го века дает много примеров стремительного перехода людей с титулом графа в "угловых " , для новой, социалистической жизни , людей. В 68 году история (а может, моя молодость?) крутанула кино назад--"Угловой " стал "Граф"ом., .... без изменения социального статуса и рев. потрясений! Сам бы Фрейд ,наверное ,"гигнулся " бы , пытаясь понять причины и истоки столь странной и радикальной метаморфозы, случившейся с "Угловым ".
   И вскоре, в полном соответствии с канонами школьной, очень изменчивой, но полной внутренней своей логики классной жизни ,наградой его стойкому восприятию своего невесть откуда свалившегося на него, "Углового ", графского титула , в 9-ом "В" появилась......"Графиня" ! Правильные, тонкие , красивые черты лица,... стройная, ладненькая фигурка,...выразительные глаза, ...густые ресницы...-именно такими и бывают, и должны быть "Графини" в нашей жизни ; в 15 лет они просто не могут не появиться! Да, чуть не упустил, термин "макияж" ей был не известен, все в ней было природным, естественным...., и внешность, и речь, и поведение....
   Но эту сюжетную линию, описание взаимоотношений этих "титулованных особ " -"Граф"а. и "Графини", и класса, их создавшего , я дальше не стану продолжать, поскольку она выходит за рамки истории о которой я буду Вам рассказывать далее. Упоминание об этих "титулованных особах" -хроника событий и одно из подтверждений реальности истории и героя этой истории, и динамики жизни ветеранов 30-й школы поселка Артема образца 1968-1970г.г.
   Итак, мы вновь возвращаемся с "Угловым" в Новочеркасск, в лето 67 года, на одну из лавочек улицы Каляева, соседней с его родной улицы Революции, дружественной ему улицы.
   Сумерки на Дону не долго переходят в ночную тьму , на улицах быстро темнеет, еще немного и наступит сплошная темень. Немного спустя , минут через двадцать, на столбе , на углу улицы вспыхнет лампочка, одна из тех, что должны светить на этой улице прохожим. Возле калитки одного из дворов добротная лавочка, свет лампы на столбе с нее виден, а вот лавочку лампа не освещает, далеко до нее.
   Лихо затормозив, "Угловой " останавливает свой видавший виды велосипед , "Орленок ". Огонек сигаретки, вспыхнувший яркой красной точкой ,не успевает высветить лица его друзей на лавочке, но он их всех знает и коротко приветствует их -" Курить -здоровью вредить! ", причем, высказывает свое личное убеждение. Год назад, на этой лавочке он выкурил три сигаретки за вечер, и стало ему так муторно...., даже зеленые яблоки, заботливо предложенные Арамом , перебирающим струны гитары сейчас, не помогли -и мутно было по-прежнему, и мать -надо же, приехавшая в свой отпуск в этот вечер , уловила табачный душок, и что такое "аплодисменты по щекам " ,ему стало известно.
   На самом краю лавочки сидела Шурка, девчонка , пигалица неопределенных 9-11 лет, которая была , по мнению "Углового ", одинаково худенькой со всех сторон.- ключицы спереди, острые лопатки сзади, остренький ,задорный носик в профиль. Шурка была богата на прозвища, у ней их было два-"Чертово дите " и " Кудла "..Последнее из прозвищ, явное " влияние улицы "- ,Кудла "., наверное , возникло из-за того, что светлые , русые и прямые волосы Шурки , часто, особенно после купания в речке, отказывались возвращаться на свои, определенные расческой, места и произвольно выбирали то место , где им хотелось быть.( Да и в эти годы расческа не так часто бывает вблизи с тобой, в твоих руках.). Сзади, от макушки и до плеча, змейкой сползала белая, как -будто седая, прядь вьющихся волос, которая всегда занимала строго определенное природой свое место на ее голове.
   Эта белая прядь вьющихся волос была контрастом и явным отличием от всей копны ее прямых волос .Однажды , шагая с речки ,он оказался сзади нее и обратил свое внимание на то, как она пыталась укротить свои волосы -ладошками своих рук она начинала приглаживать их сверху, с левой стороны, со лба, длинными пассами руки ее касались своих волос, постепенно смещаясь вправо, доходила до белой пряди, и чувствуя ее( как ?-непонятно... , наверное по наличию завитушек), она начинала быстро перебирать пальцами правой руки эту белую прядь .Со стороны казалось , что ее пальцы , в этот момент движения по пряди , как пальцы пианистки извлекают звуки мелодии по нотам, обозначенным знаком "staccato ". И много раз потом он видел это движение , рефлекторный бег ее пальцев по белой , вьющейся и заметной издали , пряди ее волос.
   Второе ее прозвище -"Чертово дите " никоим образом не было связано с первым, корреляция прозвищ напрочь отсутствовала и это прозвище целиком лежало на совести ее родителя -дяди Гриши, не отягощенного педагогическими приемами воспитания, но по своему ,очень своеобразно ,заботящемуся о режиме питания в семье. Как только начинало темнеть, недалеко от лавочки , с легким стуком , открывалась калитка и громкий голос дяди Гриши оповещал - " Шурка!...Домой! ". Шурка молча продолжала сидеть, никаких признаков ее телодвижения не наблюдалось .Минут через десять снова распахивалась та же калитка и тот же голос, но только с новыми нотками звучания (crescendo) , произносил ту же фразу. Как правило, на этот раз , отзываясь и обнадеживая родителя, Шурка кричала в сторону калитки-" Иду! ...Сейчас.. "., при этом по-прежнему оставалась сидеть на той же лавочке., и становилась ясно, что третье открывание калитки будет неизбежным. После этого, предопределенного и свершившегося события ,следовала длинная , незабываемая тирада дяди Гриши-" Шурка!... Чертово дите!...Иди из сумувару чай пить! ". Шурка срывалась и убегала, стук этой калитки, в четвертый раз за этот вечер, напоминал "Угловому", что вскоре , через 30-40 минут и ему надо быть дома, чтобы не услышать поучительных разговоров о вредном " влияние улицы ".его деда с бабушкой, учителей-пенсионеров, от всей души (и по всей площади его души, "Углового ") занимающихся его воспитанием.
   Даже для окраины Новочеркасска эта последняя фраза дяди Гриши была находкой , детонатором для сидящих на лавочке юных балбесов , не упускающих возможность позлословить по этому поводу. .И если не он сам, дядя Гриша, то его самовар, простите "сумувар" , были, если так можно выразиться, музейным реликтом в словесности .
  
   Картина вечера на лавочке была бы неполной, если не упомянуть о песнях ,звучавших на лавочке, именно звучавших, поскольку пением это назвать трудно. Под аккомпанемент семиструнной гитары, под классические пять аккордов, освоенных без труда за один вечер, без лишних знаний сложностей сольфеджио и музыкальных премудростей, и которые дают возможность музицировать в пределах классики дворового жанра, песни исполнялись (орались), как правило, с душевным надрывом, так как тематика многих песен к тому обязывала., не всех конечно, но большинства из них. Причина именно такого выбора репертуара мне и сейчас не понятна ., скорее всего ,лично для меня , это было узнаванием чего -то нового, очень отличающегося от классики , официальной эстрадной песни и песен с пластинок А.Вертинского и П.Лещенко, в семье. Анталогия дворовых песен тема особая, рассматриваться не будет, вскользь можно упомянуть (не к вечеру, конечно...) по несколько строк из разных песен, которые "Угловой" иронично определил , классифицировал как песни из музыкального цикла под названием "Вот ". Каждая из песен этого цикла имела свой порядковый номер--"Вот 1 "., "Вот 2 ". и т.д. Все дело в том , что каждая из песен , имевшая свой ,отличный от других , мотив, начиналась с одного, для всех песен цикла, ключевого слова "Вот". Навскидку, по памяти.
   --"Вот 1 " :
   -Вот снова луной озарился тот старый кладбищенский двор,
   -И над могилой склонился , рыдает молоденький вор...
  
   --"Вот 2 " :
   -Вот вернусь я из мест заключения, станет мама, наверно , рыдать...
   (А я ведь предупреждал, не к вечеру....)
   --"Вот 3 " :
   - Вот предо мной фотография , короткая подпись твоя,
   -В ней вся печаль и романтика, страсть , что сгубила меня...
   Эта песня была очень длинной , весьма подробно повествовала о непутевой жизни морского бродяги, пирата.
   "Угловой" подъехал к лавочке в тот момент, когда Арам исполнял финальную часть "Вот 3 ". Накал страстей в песне достигал апогея, леденящие душу подробности рисовали жуткую картину юным слушателям:
   -Буду лежать я на дне морском, грудой холодных костей...
   -Вот в чем итог той романтики, жизни бродячей моей....
   В момент окончания песни -"Вот 3" "Угловой" услышал тихий всхлип с угла лавочки, похожий на прерывистый вдох и понял, что силы дворового искусства победили природный скептицизм Шурки. И смешно ему было , и жалко стало Шурку.
   -Ты , что,... Шурка, что случилось?, -спросил ее "Угловой".
   -Жалко его...,пирата... -признаваясь ,снова всхлипнула Шурка.
   -Глупости это все,... ахинея, ... галиматья, ...это же просто глупая песня, Шурка.! -увещевал ее "Угловой". Шурка молчала, но нос ее подозрительно подрагивал.
   Недавно прочитавший романы И.Ильфа и Е.Петрова, буквально нашпигованный цитатами из этих книг, "Угловой" , учитывая, что Шурка любит кататься на велосипеде, а его она не имела, решил и действовать в стиле героев романов и произнес:
   -Дышите глубже , Вы взволнованы! Шура! Ударим велопробегом до угла улицы и обратно!
   -К зову предка мы обязательно вернемся, "сумувар " не остынет ,Шура!
   "Staccato" ("Угловой" ее, Шурку , иногда так называл) , вперед!
   Пока они катили по гладкой, укатанной , как асфальт, грунтовой дороге, он успел продекламировать Шурке более веселую дворовую песню
   -В нашу гавань заходили корабли, большие корабли из океана.
   -В таверне веселились моряки -и пили за здоровье капитана....
   Когда они вернулись , "Угловой" остановил свой велосипед возле калитки дома, где жила Шурка и она спрыгнула с велосипеда.
   -Дашь списать песню, ....слова, ...хорошо..? -спросила Шурка.
   -Хорошо,.. "Staccato", ....потом..., а сейчас домой, ...удивишь дядю Гришу.!
   Калитка прощально хлопнула за ней, Шурка ушла .
   Вскоре началась осень, школьная жизнь не оставляла "Углового" без своего внимания, и лавочка , наверное, сначала вспоминала , но потом забыла его. Радио-кружок Дворца пионеров забрал все свободное время, дымок канифоли от электропаяльника , дискант морзянки, эфирные шумы и свисты ,как наркотический дурман, овладели , "Угловым".
   Когда он закончил 8-ой класс , его родители, неразлучные как "Устав " и " Директива" в офицерской жизни , наконец-то получили квартиру в пос. им. Артема и решили жить вместе с сыном , "как люди". Лавочка , казалось, навсегда ушла из его памяти, все его старые друзья все реже вспоминались и все , связанное с Новочеркасском , с начало ушло на очень дальний план в сознании, а потом исчезло из его памяти.
   Школьный выпускной вечер, военное училище КВВИДКУС, полтора года студенческой жизни, диплом Одесского института связи , женитьба, рождение дочери, работа, словом все то , что принято называть всеобъемлющим словом жизнь, закрутило, завертело и вынесло его, находившегося в служебной командировке , однажды на троллейбусную остановку славного города Ростова-н/Д.
   Еще вчера днем он стоял, продуваемый холодными ,с крупинками снега, ветрами со всех направлений возле трапа самолета в Ивано-Франковске, через пару часов начал скучать в душном, тесном и маленьком зале ожидания аэропорта Жуляны в Киеве, а утром ,сегодня, почувствовал легкий толчок соседа , сидящего в соседнем кресле, по плечу и покачивание замедляющего движение самолета по плитам бетонки, проснулся и увидел в окошко иллюминатора сине-белые буквы на стене аэропорта. Ростов, наконец-то, почти дома. Домом для него, в его памяти, был Новочеркасск, где он родился и вырос, и где когда-то был его дом.
   Теперь он стоял на троллейбусной остановке, в папке с документами лежал подписанный акт выполнения договорных работ проектно-конструкторской организации, в которой он работал ведущим конструктором, оформленный в проектном институте химпрома всего за пару часов, святой, магический документ для любого командировочного технаря, дающий повод считать этот день удачным.
   На остановке он был сначала один, потом подошла женщина, свою хозяйственную сумку, объемную сумку (надо отдать должное сумке и хозяйке, ее перемещающую) она поставила на скамью, рядом с его дорожной сумкой. В газетном киоске, расположенном рядом, сидела пожилая продавщица и читала газету.
   Этот день был теплым весенним, солнечным днем, солнце обещало решительно покончить с холодными ветрами и установить устойчивую теплую погоду.
   Командировочный стоял позади скамьи, рядом с киоском и в поле его зрения попадала эта женщина, которая стояла впереди скамьи, ближе к остановке.
   Женщина на остановке и увесистая сумка при ней , в нашей обыденной жизни, явление весьма обычное, является обратной стороной эмансипации женщин и поэтому каких-то особых признаков интереса и внимания у командировочного не вызывали.
   Женщине видимо было жарко , она сняла с головы платок, аккуратно сложила и поклала его в сумку." Наверняка начнет причесываться" -подумалось командировочному, он просто представил , смоделировал действия своей жены в этих , или подобных обстоятельствах, расческа которой могла найтись даже в рюкзаке !, где-нибудь в карпатском лесу ! У.него самого этот предмет постоянно терялся и редко был в наличии .
   Женщина начала поправлять волосы ладонями своих рук и тут он увидел белую , как будто седую прядь вьющихся волос, змейкой сползающую на воротник ее плаща, и особое движение ее пальцев правой руки по белой пряди волос он тоже заметил. Когда то я ведь это видел ?. Где? Когда ?.Неужели ..., это Шурка7!..Не факт,...не ясно, она ...или нет?...Сколько лет прошло ,..помнит ли она его,...лавочку, ....как я ее называл ? , ..помню- "Staccato",.как звал ее родитель,... кажется дядя Федя,... нет, Гриша -помню!,....эти вечера детства.., странные песни и тех ребят на улице Каляева и Революции. Она или нет? Он сместился , сделал несколько шагов и стал так , чтобы рассмотреть ее лицо. Увы, вопрос не решался, да и не могло это ничего дать, детский образ Шурки и лицо взрослой женщины очень разняться, согласитесь. Память услужливо напомнила мысль талантливых одесситов ( Ильфа и Петрова) о том , что голос любимой женщины не меняется со временем, но и это не могло ему помочь -не знал он Шурку ни девушкой, ни женщиной ,..в памяти была девчонка, пигалица неопределенных 9-11 лет. Она или же , нег? А нужно ли, ... кому?...надо или нет, уместно это выяснять сейчас,...столько лет прошло...? А, собственно, почему и не выяснить? В крайнем случае , если это не Шурка, будешь выглядеть дурнем, не более,...одним из них. О чем же ее спросить? А про то , что она должна помнить, про то что никогда не забывается -как называли тебя твои родители и сверстники! Приняв это решение командировочный подошел к женщине , стал к ней лицом и внимательно смотря ей в глаза ,произнес : "Кудла!, Шурка!... Чертово дите!...Иди из сумувару чай пить! " и не выдержав, сам улыбнулся. .Так как теперь он стоял перед женщиной , то он видел лица- и женщины , для которой он произнес эту тираду и лицо продавщицы из киоска. Он смотрел в лицо женщины, пытаясь по ее реакции понять ошибся он, или это все же Шурка, но первой отреагировала ,на эту тираду ,продавщица в киоске. Отложив в сторону газету, с вниманием и удивлением, этого нельзя было не заметить по выражению ее лица и глаз, она стала наблюдать за вечной и очень странной , как наверное ей представлялось, историей знакомства мужчины и женщины .
   Женщина , ради которой он и затеял все это, так же, с проснувшимся интересом, смотрела на командировочного, но ничего не говорила, молчала, пауза затягивалась и он успел даже пожалеть о своем скоропалительном , спонтанном решении, и вспомнить фразу, выражение своих курсантских времен -"пролетаю..., ухожу в боевой разворот". Уже готовый извиниться , что мол ошибся, и произнести соответствующие такому моменту слова, командировочный увидел улыбку на сразу похорошевшем лице женщины и услышал:
   -Ты с Каляева,...с Новочеркасска ?
   -Почти тепло, Шура!
   -С Просвящения ? (Это была вторая ,соседняя с Каляевой , улица)
   -Холодно, Шура, теперь холодно! Ты случайно не в Новочеркасск с такой сумкой собралась? Набьюсь в попутчики и шерпом-носильщиком могу стать!, начал он ерничать.
   -Нет , теперь я живу здесь, в Ростове.
   -Давно?
   -Да, давно -окончила медицинский, вышла замуж,...квартиру получили , двое детей ,..теперь здесь живем, в Ростове.
   -"Соболь",...ты? " -,продолжая, спросила Шура и тут же сама поправилась - Ошиблась, .у " Соболя" волосы были светлыми.
   -И глаза у " Соболя " серые - уточнил командировочный. -Да,...точно,..серые-согласилась Шура.
   Увидев свой троллейбус, подъехавший к перекрестку и остановившийся на светофоре, Шура произнесла, указывая рукой на троллейбус:
   -Мой,.. пора .спешу я ,...очень- и потянулась к сумке, стоящей на скамье.
   -Оставь,... "Staccato", ...я помогу,... поднесу.
   Уже на ступеньках троллейбуса Шура узнала и уточняя, или сомневаясь, спросила:
   - "Угловой "? -Ты? ! Сергей?!
   -Наконец-то, "Staccato"! Будь здорова, Шура !!!- Успел крикнуть в закрывающиеся двери троллейбуса, увозящего Шуру , командировочный.. Следующий троллейбус увез командировочного на автовокзал.
   В автобусе, везущем его в Новочеркасск, он пытался читать газету , купленную в киоске, не получалось -трясло ,пытался вспомнить песню, которую декламировал когда то Шурке -уплывают белоснежные корабли из гаваней детства к другим берегам и лавочкам....Вспомнились лишь часть песни и слова припева из другой песни:
   -А если бы знал, что так получиться, я бы не дал тебе уйти,
   -Сероглазая попутчица, разошлись у нас пути...
   Вечером, гоняя чаи и отвечая (видимо невпопад) на вопросы своей двоюродной сестры он в очередной раз убедился в проницательности своей сестры, которая задала ему вопрос .
   -Ты встретил знакомых в Ростове?...Или,... это была женщина ?
   -Себя я встретил....и Шурку,... девчонку, ... неопределенных детских лет .
   И рассказал сестре все , что оказывается помнил про Шурку, "Кудлу ", " Чертово дите " и про себя, "Углового ".
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) А.Найт, "Капкан для Ректора"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) Т.Рем "Искушение карателя"(Любовное фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"