Хорошев Сергей : другие произведения.

Почти по Гамлету - 1 серия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    После многих лет ожидания, актеру дали роль Гамлета. Да еще его тетку назначили начальником управления культуры в городе. К тому же, эта тетка за худрука театра замуж вышла. Почти Гамлет получился.

  Почти по Гамлету.
  
  1 СЕРИЯ.
  
  ИНТ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ ДРАМТЕАТРА УТРО
  
  В зале сидят артисты - в первом ряду заслуженные, на последних - молодые и бесперспективные. ЕВГЕНИЙ МАТУШКИН - среди последних. Он уже восемь лет в театре, но всегда играет стражников, официантов, солдат свиты.
  
  На сцене, за большим столом сидит КОРОЛЕВ КОРНЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, директор театра, он же художественный руководитель, внимательно читает список артистов с распределением ролей в новом спектакле. Перед столом ходит ПОЛОЗОВ АПОЛЛОН ГРИГОРЬЕВИЧ - главный режиссер.
  
  ПОЛОЗОВ
  Ну что, господа артисты! А не пора ли нам взяться за Уильяма, нашего, Шекспира?
  
  С мест раздаются голоса: "Конечно, давно пора, правильно!". Сидящие в первом ряду снисходительно улыбаются, молчат.
  
  ПОЛОЗОВ
  Я так и думал!
  
  Полозов оборачивается, смотрит на Королева. Королев читает лежащие перед ним бумаги. Полозов перестает улыбаться, хлопает себя ладонью по лбу - вспомнил, широко улыбается. Оборачивается к залу.
  
  ПОЛОЗОВ
  Да! Вот что! Хочу сообщить, что наш уважаемый Корней Васильевич, связал себя, так сказать...
  
  Королев отрывает взгляд от бумаг, смотрит на Полозова, благосклонно улыбается.
  
  ПОЛОЗОВ
  (продолжая)
  ...узами брака с Гертрудой Павловной Датской.
  
  Полозов хлопает, артисты поддерживают.
  
  Королев встает, кланяется.
  
  
  
  КОРОЛЕВ
  Спасибо, спасибо... Да... Вот решился! На творческий союз...
  
  Сидящий за Матушкиным артист МАРЦЕПАНОВ тихо говорит БЕРИНУ, сидящему рядом.
  
  МАРЦЕПАНОВ
  Еще Царева не забыли, она уж замуж выскочила!
  
  БЕРИН
  Она разве за Царева выходила?
  
  МАРЦЕПАНОВ
  Нет... Так жили... А по молодости - как она за ним бегала!
  
  Берин кивает на сидящего впереди Матушкина и кивает на него Марцепанову. Марцепанов хмыкает.
  
  КОРОЛЕВ
  (Полозову)
  Про спектакль... Аполлон Григорьевич - главное работа.
  
  ПОЛОЗОВ
  Да! Конечно! Тогда... Я вот подготовил список...
  
  Полозов подходит к столу, вопросительно сморит на Королева. Королев благосклонно кивает, отдает список Полозову.
  
  ПОЛОЗОВ
  Итак! Уильям Шекспир. Гамлет!
  
  В зале раздаются редкие хлопки. Полозов поднимает руку, просит тишины.
  
  ПОЛОЗОВ
  Зачитываю роль, затем фамилию артиста, который эту роль будет играть. Все ясно?
  
  Разговоры смолкают, все внимательно слушают.
  
  
  ПОЛОЗОВ
  Гамлет - Ларин.
  
  
  ЛАРИН ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ - заслуженный артист, сидит в первом ряду, благосклонно кивает. Кто-то из артистов завистливо вздыхает, кто-то брезгливо морщится, кто-то равнодушен.
  
  ПОЛОЗОВ
  Офелия - Полозова.
  
  Рядом с Лариным сидит ПОЛОЗОВА ОЛЬГА АПОЛЛОНОВНА, ведущая актриса театра, дочь главного режиссера, в полном равнодушии чистит ногти.
  
  ПОЛОЗОВ
  Клавдий - Громогласов.
  
  С первого ряда, с кресла около прохода, встает крупный мужчина - ГРОМОГЛАСОВ АРТЕМ МАГОМЕТОВИЧ, народный артист.
  
  ГРОМОГЛАСОВ
  Не подведу!
  
  Полозов кивает. Громогласов садиться.
  
  ПОЛОЗОВ
  Полоний -...
  
  Звук приглушается, все происходит без звука.
  
  С первого ряда встает артист, кланяется, садиться. Со второго ряда мужчина поднимает руку. В третьем ряду встал молодой человек, только что окончивший училище, радостный, прижимает руку к сердцу, кланяется.
  
  Матушкин смотрит на каждого артиста, чью фамилию называет Полозов. Его взгляд из равнодушного, становиться заинтересованным, злым, и наконец удивленным.
  
  ПОЛОЗОВ
  Все! Вопросы?
  
  МАТУШКИН
  А я?
  
  ПОЛОЗОВ
  Евгений? Что?
  
  МАТУШКИН
  Меня не назвали!
  ПОЛОЗОВ
  Ну... В другом спектакле будете играть.
  
  МАТУШКИН
  Я на ставку не наберу! Я думал...
  
  ГРОМОГЛАСОВ
  Гамлета дадут!
  
  Громогласов смеется, многие подхихикивают.
  
  Королев демонстративно кашляет. К нему поворачивается Полозов, Королев ему подмигивает одним глазом. Полозов подходит к столу, нагибается к Королеву.
  
  КОРОЛЕВ
  (тихо)
  Это теперь мой родственник, можно сказать... Мне ж Гертруда головомойку устроит!
  
  Королев многозначительно кивает.
  
  ПОЛОЗОВ
  Корней Васильевич... Он же что-нибудь учудит! В Горе от ума - помните?
  
  Королев вздыхает.
  
  ПОЛОЗОВ
  Да, да... Вышел на сцену, при министре, с плакатом на шее: "Требую повышения зарплаты!". А? Или в "Отелло"? Второго часового играть в джинсах!
  
  КОРОЛЕВ
  Надо, Аполлон Григорьевич... Надо! Я уж за ним послежу.
  
  Полозов пожимает плечами.
  
  КОРОЛЕВ
  Надо бы парню... Что-то серьезное предложить. Восемь лет в театре, все на третьих ролях - вот и чудит.
  ПОЛОЗОВ
  (с ехидством)
  Может Гамлета?
  
  КОРОЛЕВ
  Замечательно! Предложите.
  
  ПОЛОЗОВ
  Нет... Вы конечно директор... Худрук... Но Гамлета! Матушкину?
  
  КОРОЛЕВ
  Вы его в дубль... Пусть репетирует.
  
  Полозов разводит руками, оборачивается к собранию.
  
  ПОЛОЗОВ
  Матушкин... Учите Гамлета.
  
  ЛАРИН
  Аполлон Григорьевич! Я же Гамлет!
  
  ПОЛОЗОВ
  А если вы заболеете?
  
  Полозов, ест глазами Ларина, чуть-чуть кивает, сощуривает глаза.
  
  ЛАРИН
  А... Да! Все может быть...
  
  ПОЛОЗОВ
  Да... Матушкин... На сцене, надеюсь, демонстрации устраивать не будешь?
  
  В зале смешки.
  
  МАТУШКИН
  Так, Аполлон Григорьевич, в прошлый раз все письмо подписывали. А я не успел - вот с плакатом и вышел.
  
  ПОЛОЗОВ
  Только не понятно было - кому зарплату и кто повысить должен: министр артисту Матушкину, или Павел Афанасьевич Фамусов говорящему слуге?
  
  Артисты смеются, Матушкин краснеет, Полозов усмехается.
  Полозов поднимает руки, жестом просит всех успокоиться.
  
  ПОЛОЗОВ
  А в "Отелло"... В джинсах! А?
  
  МАТУШКИН
  Аполлон Григорьевич... Вы же знаете, я по образованию - режиссер. Хотел остроты в спектакль добавить, осовременить!
  
  ПОЛОЗОВ
  Ты Матушкин осовременивай - современное, в современном театре, с современным репертуаром! А у нас театр - Государственный Академический Драматический! И играть мы будем по государственному, академически и драму! Вильяма Шекспира "Гамлет"! Все ясно?
  
  Матушкин опустил голову, виновато кивнул.
  
  ПОЛОЗОВ
  Все! Свободны до вечера.
  
  НАТ. СКВЕР ОКОЛО ТЕАТРА ДЕНЬ
  
  На лавочке сидит ГОРИН ВАЛЕРИЙ - ведущий актер театра, друг Матушкина, в костюме конца девятнадцатого века, курит папиросу.
  
  Из театра выходит Матушкин, замечает Горина, гордой походкой подходит к нему.
  
  МАТУШКИН
  Привет!
  
  ГОРИН
  Привет...
  
  МАТУШКИН
  Идиот?
  
  ГОРИН
  Да... Опять.
  
  
  МАТУШКИН
  И Достоевского?
  
  ГОРИН
  (со вздохом)
  Третий сезон! В постановке Царева.
  
  МАТУШКИН
  (гордо)
  А мне Гамлета дали!
  
  ГОРИН
  Да ты что! Поздравляю! Как это они?
  
  МАТУШКИН
  (смущенно)
  А... Больше ролей не осталось... Вот Гамлета и всучили...
  
  ГОРИН
  Стой! Это кота?
  
  МАТУШКИН
  (возмущенно)
  Какого кота!
  
  ГОРИН
  Ну этого... Из сказки... Ну там, в третьем акте кот... Его Гамлетом зовут.
  
  МАТУШКИН
  Сам ты кот... Принца датского... У Шекспира.
  
  Горин выпятил губы, кивает.
  
  Несколько секунд проходит в молчании. Мимо проходит МУЖЧИНА, обращает внимание на Горина и Матушкина, кивает Горину.
  
  ГОРИН
  А все-таки народ артистов любит!
  
  Матушкин подозрительно смотрит на Горина, молчит.
  ГОРИН
  Со мной сегодня три раза фотографировались! Да...
  
  Матушкин пожимает плечами.
  
  МАТУШКИН
  А ты че в костюме? Забыл переодеться?
  
  ГОРИН
  Почему забыл...
  
  МАТУШКИН
  Ну не знаю...
  
  Горин скептически себя рассматривает.
  
  ГОРИН
  А что - плохой костюм?
  
  МАТУШКИН
  Да нет... Старый просто...
  
  ГОРИН
  Старый? Вчера из ателье взял... Что - плохо пошили?
  
  МАТУШКИН
  Знаешь... Он устарел морально. Лет на сто... Сто двадцать.
  
  Горин сощуривает глаза, внимательно смотрит на Матушкина, на него находит озарение, он бьет себя по лбу.
  
  ГОРИН
  Блин! А я думаю... Чего люди ко мне подходят, фотографируются. Я то считал - они во мне артиста признали! А они... За двойника меня принимают! Блин! Что ж делать?
  
  МАТУШКИН
  Не знаю... Ты пиджак с джинсами носи, а брюки с футболкой.
  
  ГОРИН
  Думаешь? А рубашку?
  
  МАТУШКИН
  А рубашку... Бенефис будет - оденешь.
  ГОРИН
  Точно! Ну у тебя голова! Да... Кстати... Может бороду сбрить?
  
  МАТУШКИН
  Зачем? Гримироваться дольше. Да и клеить, отдирать...
  
  Горин чешет бороду, вздыхает. Смотрит на Матушкина, его взгляд веселеет.
  
  ГОРИН
  Как в роль вживаться собираешься? Знаю где шпаги продают не дорого.
  
  МАТУШКИН
  А надо вживаться?
  
  ГОРИН
  А как же! Станиславский! Забыл! Можешь, конечно и так, с кондачка попробовать... Я вот...
  (глубокий вздох)
  Вживаюсь! Аж выйти не могу!
  
  МАТУШКИН
  (завистливо)
  Мне бы так!
  
  ГОРИН
  (грустно)
  А мне бы как ты... Спектакль кончился... Все! Ты опять стал собой!
  
  МАТУШКИН
  Для этого надо второго постового, или третьего гонца играть! А ты - то Достоевского, то князя Мышкина...
  
  Горин тяжко вздыхает.
  
  МАТУШКИН
  Кстати... Как там Царев?
  
  ГОРИН
  Призрак...
  
  МАТУШКИН
  Белый?
  
  ГОРИН
  Серый.
  
  МАТУШКИН
  Надо зайти как-нибудь... Поговорить...
  
  ГОРИН
  Не ходи.
  
  МАТУШКИН
  Почему?
  
  ГОРИН
  Да с ним - таким же станешь! Затянет и не вырвешься!
  
  МАТУШКИН
  Все равно... Зайду! Я ж такую роль получил!
  
  ИНТ. КАБИНЕТ КОРОЛЕВА ДЕНЬ
  
  Кабинет директора театра. За большим переговорным столом сидят Полозов, Матушкин, Ларин, ГЕРТРУДА ПАВЛОВНА ДАТСКАЯ, ГЛЕБ ВЛАДИМИРОВИЧ КОРНЕЕВ и СТЕПАН СТЕПАНОВИЧ ВОТИН - заслуженные артисты, входящие в худсовет театра. Во главе стола Королев.
  
  КОРОЛЕВ
  С Гертрудой Павловной, думаю, все знакомы?
  
  ПОЛОЗОВ
  Как не знать!
  
  КОРОЛЕВ
  Но все же... Это теперь наш руководитель... Начальник управления культуры!
  
  КОРНЕЕВ
  Поздравляем, Гертруда Павловна!
  
  
  ДАТСКАЯ
  Спасибо.
  
  
  ВОТИН
  Дел прибавится, но вы уж нас не забывайте!
  
  ДАТСКАЯ
  (бросает взгляд на Королева)
  Забудешь тут...
  
  КОРОЛЕВ
  Может сразу к делу?
  
  Датская кивает.
  
  КОРОЛЕВ
  Фоткина помните?
  
  Полозов, Вотин и Корнеев кивают.
  
  КОРОЛЕВ
  Сынок его на мое место метит.
  
  ПОЛОЗОВ
  Иван Васильевич его папашу то... Но честно победил! Талантом, мастерством! А он значит решил на папашино место... А вы?
  
  КОРОЛЕВ
  Меня думает в управление культуры передвинуть... Молодой! Загубит театр! Мы ж - академический, а он новомодное что-нибудь утсроит!
  
  ПОЛОЗОВ
  Как же так?
  
  КОРОЛЕВ
  Он через дядю хочет... Вы бы, Глеб Владимирович... И вы - Степан Степанович. Съездили бы к Норину - вы же с ним учились... Поговорите, объясните - что почем... Зачем нам варяг? Старик, небось и не в курсе о планах племянничка.
  
  КОРНЕЕВ
  Не беспокойтесь, Корней Васильевич - съездим!
  
  Королев достает из тумбочки конверт, отдает его Корнееву.
  
  КОРОЛЕВ
  Здесь на представительские расходы. Сходите в ресторан, посидите, поговорите...
  
  ВОТИН
  Без вопросов, Корней Васильевич!
  
  Вотин и Корнеев переглядываются.
  
  КОРНЕЕВ
  Может мы и пойдем? Что время тянуть?
  
  ВОТИН
  Билеты купить, собраться...
  
  КОРОЛЕВ
  Смотрите... Привет старику от меня передавайте.
  
  Вотин и Корнеев встают, прощаются, выходят из кабинета.
  
  КОРОЛЕВ
  (Ларину)
  А вы, Дмитрий Федорович, слышал хотите покинуть нас?
  
  ЛАРИН
  Да... В Париж!
  
  КОРОЛЕВ
  Дмитрий Федорович, Дмитрий Федорович... Что вам Париж? Ну сыграете там... А здесь - Гамлет!
  
  ЛАРИН
  Роль, конечно, примечательная, но... В Париж не каждый день зовут.
  КОРОЛЕВ
  Что главный режиссер на это скажет?
  
  ПОЛОЗОВ
  А что тут скажешь? Конечно я против. Но всю плешь проел! Пусть едет - раз решил, так...
  
  Полозов махнул рукой.
  
  КОРОЛЕВ
  (Матушкину)
  Ну а ты, Евгений... Ни куда не собираешься?
  
  ДАТСКАЯ
  Куда он теперь? Он - принц! Единственный.
  
  МАТУШКИН
  Я - нет! Ни куда!
  
  КОРОЛЕВ
  Вот и прекрасно! Хоть успокоил. Да... Аполлон Григорьевич... Дмитрий Федорович... Приглашаю сегодня вас в ресторан... Отметить в узком кругу, так сказать, одно примечательное событие...
  
  Королев с улыбкой смотрит на Датскую.
  
  ПОЛОЗОВ
  Обязательно!
  
  МАТУШКИН
  Я сегодня не смогу... Да я уже и отмечал!
  
  КОРОЛЕВ
  Смотри, Евгений... Как знаешь.
  
  ИНТ. СУПЕРМАРКЕТ ВЕЧЕР
  
  У полок с алкоголем стоит Матушкин, выбирает водку. К нему подходят Горин, Марцепанов и Берин.
  
  ГОРИН
  Привет! Куда собрался?
  
  МАТУШКИН
  (оборачивается)
  А... Это ты... Да к Иван Васильевичу хочу сходить.
  
  ГОРИН
  Не советую...
  
  МАРЦЕПАНОВ
  Страшен стал!
  
  МАТУШКИН
  Нет! Пойду!
  
  ГОРИН
  Как знаешь... Кстати, чего не в ресторане? Королев всю верхушку театра собрал! Ты ж теперь - верхушка?
  
  МАТУШКИН
  Да я уж поздравил... По семейному. Что-то Корней Васильевич загулял... Как стал директором - редкий день ни чего не отмечает...
  
  ГОРИН
  Разговоры идут - снимут его скоро.
  
  МАТУШКИН
  Слышал... Но навряд ли! У него в Москве связи. Что посоветуешь?
  
  Матушкин кивает на полки.
  
  ГОРИН
  Даже не знаю... Да любую бери.
  
  Горин вздыхает. Матушкин берет не дорогую бутылку.
  
  ГОРИН
  Возьми еще... Не помешает! Я то знаю...
  
  Матушкин кивает, берет еще бутылку, прощается, уходит.
  
  ИНТ. КУРИТЕЛЬНАЯ КОМНАТА В РЕСТОРАНЕ ВЕЧЕР
  
  В комнате Ларин и Полозова - стоят, курят.
  ЛАРИН
  Все! Завтра еду. Чемоданы сложил, билет купил... В Париж!
  
  ПОЛОЗОВА
  Счастливчик Димчик! Как я хочу в Париж!
  
  ЛАРИН
  В чем проблема? Купи путевку и вперед.
  
  ПОЛОЗОВА
  Да так я уже была... Хочется на сцену.
  
  ЛАРИН
  В Мулен Руж?
  
  ПОЛОЗОВА
  Да хоть в кабаре! Лишь бы из этой дыры смотаться...
  
  ЛАРИН
  Да... Оль... Ты пиши... Что тут у вас, как...
  
  ПОЛОЗОВА
  Не успел уехать - ностальгия мучает?
  
  Ларин нервно стряхивает пепел с сигареты.
  
  ЛАРИН
  Не ностальгия... Если честно... Мне там предложили так... Ерунду. И не заработаю, и не прославлюсь... Если только зацепиться...
  
  ПОЛОЗОВА
  Гамлета сыграть не дадут!
  
  ЛАРИН
  Кстати... Слух по театру идет - Матушкин к тебе клинья подбивает?
  
  ПОЛОЗОВА
  Конечно! Он же теперь на ведущих ролях.
  
  ЛАРИН
  (с усмешкой)
  Не успел роль получить - возомнил! Хотя понятно - тетка в фаворе, дядька - худрук. Но ты понимаешь - это все временно. Провал, или тетку снимут - кончится! И клятвы забудет...
  
  ПОЛОЗОВА
  Как ты?
  
  ЛАРИН
  Но нам же было хорошо?
  
  Входит Полозов.
  
  ПОЛОЗОВ
  О чем беседа?
  
  ПОЛОЗОВА
  Да так...
  
  ПОЛОЗОВ
  (Ларину)
  Вот Дима ты и уезжаешь!
  
  ЛАРИН
  Уезжаю.
  
  ПОЛОЗОВ
  Державу там не опозорь! В драки не ввязывайся - Европа, сразу в полицию сдадут, да еще распишут, что ты с русской мафией связан. Но если будут наседать - пугни, что связан... Так, между делом... Поднимешься - о нас не забудь. Ну а не получиться - всегда рады! Возвращайся.
  
  ЛАРИН
  Спасибо, Аполлон Григорьевич, за добрые слова...
  
  Ларин выкидывает окурок в урну.
  
  
  ЛАРИН
  Пойду...
  
  Ларин уходит, Полозова идет за ним, ее окликает Полозов.
  
  ПОЛОЗОВ
  Ольга! Подожди...
  
  Полозова останавливается, подходит к отцу.
  
  ПОЛОЗОВ
  О чем беседовали?
  
  ПОЛОЗОВА
  О Матушкине.
  
  ПОЛОЗОВ
  Вон что... А я уж грешным делом подумал он тебя с собой позовет...
  
  Полозова хмыкает.
  
  ПОЛОЗОВ
  Что там о Матушкине?
  
  ПОЛОЗОВА
  Ерунда!
  
  ПОЛОЗОВ
  Говорят он тебя провожал. В любви случаем не признался?
  
  ПОЛОЗОВА
  Пап... Ну признался... Ну и что?
  
  ПОЛОЗОВ
  Он конечно теперь со связями... Но не верю я в старых холостяков и вчерашних вторых охранников... Толку от него не будет! Так что держись подальше от этого Гамлета!
  
  ПОЛОЗОВА
  Сама знаю!
  
  ПОЛОЗОВ
  Вот то-то!
  
  ИНТ. КОМНАТА ЦАРЕВА ВЕЧЕР
  
  ЦАРЕВ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ - бывший художественный руководитель театра, бывший директор, ныне пенсионер, лежит на кровати. У него жуткое похмелье. Раздается робкий стук в дверь.
  
  ЦАРЕВ
  (умирающим голосом)
  Да?
  
  ГОЛОС МАТУШКИНА
  Иван Васильевич, к вам можно?
  
  ЦАРЕВ
  (слабым голосом)
  Входи...
  
  Открывается дверь, в комнату входит Матушкин.
  
  МАТУШКИН
  Здрасте, Иван Васильевич. Как вы?
  
  ЦАРЕВ
  Здравствуй Жень... Вот. Умираю...
  
  Матушкин брезгливо кривит носом.
  
  МАТУШКИН
  (фальшиво)
  Что такое?
  
  ЦАРЕВ
  Все! Сердце брат... Душа! Умру я скоро...
  
  МАТУШКИН
  Что вы такое говорите, Иван Васильевич... Сразу и умру... Вы это... Еще нас всех переживете!
  
  ЦАРЕВ
  Да нет, Жень, не переживу... Если только фигурально, а физически я давно в могиле... Так-то! Ты садись.
  
  Матушкин подходит к кровати, хочет сесть на стул, но стул грязный. Он осматривается, видит табуретку, подходит к ней, подозрительно осматривает, берет ее, ставит к кровати, присаживается на край табуретки.
  
  ЦАРЕВ
  У тебя как?
  
  МАТУШКИН
  (гордо)
  Гамлета дали!
  
  Царев сощуривает один глаз, подозрительно смотрит на Матушкина.
  
  ЦАРЕВ
  А тетка твоя, Гертруда, как?
  
  МАТУШКИН
  (равнодушно)
  Все нормально. Жива, здорова... Начальником управления культуры назначили...
  
  Царев усмехается, стонет, хватается за голову.
  
  ЦАРЕВ
  У-у-у...
  
  МАТУШКИН
  Что? Болит?
  
  Царев кивает, морщиться, постепенно лицо становиться спокойно-равнодушным. Он внимательно изучает Матушкина. Матушкин осматривает помещение - комнату алкоголика - пока еще не все пропито, но грязь, запустение видны не вооруженным глазом.
  
  В глазах Царева появляются огоньки.
  
  ЦАРЕВ
  Слушай! Ведь это дело надо обмыть!
  
  МАТУШКИН
  Какое дело, Иван Васильевич?
  
  
  
  
  
  ЦАРЕВ
  Как! Получил, понимаешь ли, Гамлета и в кусты! Нет! Это... Ни как нельзя! А то больше больших ролей не дадут!
  
  МАТУШКИН
  Да я это...
  
  ЦАРЕВ
  Потому и ролей тебе не дают! Вон... Громогласов - каждый день... Почти каждый. Напивается за милую душу! Или Ларин... Этот конечно по ресторанам, за чужой счет... Не каждый день... Но! Выпивает! Или друг твой - Горин. Иногда заглянет ко мне, к старику... Не с пустыми руками... Посидим, поговорим... Третий год Достоевского играет! И как играет! А уж князь Мышкин из него! Ни кто! Поверь мне - ни кто так не играл! Я их... Я этих Мышкиных столько видел! Столько ставил! Я их... А ты!
  
  Матушкин открывает свою сумку, достает бутылку водки, осматривается.
  
  ЦАРЕВ
  Догадался! Молодец! Ты не теряйся... Столик пододвинь...
  
  Царев показывает на журнальный столик, заваленный газетами.
  
  Матушкин пододвигает к кровати столик, Царев, кряхтит, привстает с кровати, сгребает газеты рукой, скидывает их на пол. Одну газету поднимает, расправляет, кладет на столик. Матушкин ставит на нее бутылку, колбасу, хлеб, банку огурцов.
  
  ЦАРЕВ
  Сходи на кухню - посуду посмотри...
  
  Матушкин кивает, выходит из комнаты. Царев с жадностью берет бутылку водки, оценивает ее, хмыкает. Слышны шаги идущего с кухни Матушкина. Царев ставит бутылку на стол.
  Входит Матушкин. У него в руках тарелки, вилки, нож и два стакана. Он сервирует стол - режет колбасу, хлеб, открывает огурцы. Царев берет бутылку, пытается ее открыть - у него не получается.
  
  ЦАРЕВ
  Жень... Брось! Давай сперва опохмелимся.
  
  Матушкин ставит на стол банку с огурцами, открывает бутылку, разливает по стаканам. Царев жадно хватает свой стакан и быстро, морщась, выпивает. Матушкин скептически смотрит в стакан, достает из банки огурец, вздыхает, выпивает, закусывает.
  
  Царев несколько раз глубоко вдыхает и выдыхает, мотает головой.
  
  ЦАРЕВ
  Отпустило вроде... Ох! Молодец, что зашел, навестил...
  
  Матушкин пожимает плечами.
  
  МАТУШКИН
  Да что вы... Как не зайти?
  
  ЦАРЕВ
  Давай! Наливай!
  
  Матушкин разливает. Царев берет стакан, поднимает его.
  
  ЦАРЕВ
  Значит роль получил... Давай за роль! За Гамлета нашего театра! Что бы не последний раз!
  
  Царев и Матушкин чокаются стаканами, выпивают.
  
  ЦАРЕВ
  Значит в актеры подался... А я ведь для тебя другую судьбу хотел! Так то!
  
  МАТУШКИН
  Какую другую?
  
  ЦАРЕВ
  Как? Ты ж режиссер.
  
  Матушкин кивает.
  
  ЦАРЕВ
  Я же тебя на свое место готовил...
  
  Царев берет бутылку, наливает водку себе в стакан, Матушкину не остается. Царев неодобрительно смотрит на Матушкина.
  
  ЦАРЕВ
  Придется еще идти... Да...
  
  МАТУШКИН
  Да нет, Иван Васильевич - я две взял!
  
  Царев делает жест рукой - давай. Матушкин достает другую бутылку, открывает ее, наливает себе в половину меньше чем у Царева в стакане. Царев хмыкает, поднимает свой стакан, чокается с Матушкиным.
  
  ЦАРЕВ
  За искусство!
  
  Царев выпивает, крякает, улыбается.
  
  Матушкин нехотя выпивает, морщится, делает себе бутерброд с колбасой, ест.
  
  ЦАРЕВ
  Да! Свое место тебе готовил!
  
  МАТУШКИН
  Что же вы мне не ролей нормальных не давали, не спектакли ставить?
  
  ЦАРЕВ
  А потому и не давал! Что бы ты со стороны сам все увидел! Как меня мой учитель, незабвенный Кирилл Мефодиевич готовил, так и я тебя! Или ты считаешь, что я никудышный режиссер?
  
  МАТУШКИН
  Да нет... Не считаю. А что ж вы Корней Васильевичу сразу два спектакля дали? Только в театре появился и...
  ЦАРЕВ
  Вон ты что!
  
  Царев машет головой, закрывает лицо руками.
  
  ЦАРЕВ
  (с нервным надрывом)
  Прав! Прав Евгений!
  
  Царев берет бутылку, наливает себе, залпом выпивает.
  
  ЦАРЕВ
  (спокойно)
  Змею пригрел! Да если честно, он же не молодым к нам в театр пришел... Всего на несколько лет помладше меня, да еще из столицы, да с рекомендациями от... От самого Норина! А Норин...
  
  Матушкин угрюмо ест. Царев несколько секунд смотрит на него, наливает себе водки, жестом предлагает налить Матушкину - тот машет головой, Царев слегка наклоняет голову, подняв брови, ставит бутылку на стол.
  
  ЦАРЕВ
  Да! Корней меня споил! Убил, можно сказать, и на мое место сел!
  
  Царев залпом выпивает, крякает.
  
  ЦАРЕВ
  И тетку твою... Увел собака!
  
  Матушкин насупился, ест.
  
  ЦАРЕВ
  Что молчишь?
  
  МАТУШКИН
  (жуя)
  Ем.
  
  ЦАРЕВ
  Кушай, кушай... Да слушай!
  
  Царев наливает себе, выпивает. С подозрением смотрит на Матушкина.
  
  ЦАРЕВ
  (очень пьяный)
  Что ты Евгений подозрительный какой-то! Что то ты в сторону смотришь... Не нравиться мне это, ох как не нравиться... А ну! Говори! Чего пришел?
  
  Матушкин престает есть.
  
  МАТУШКИН
  Радостью пришел поделиться - роль мне дали! А вы...
  
  ЦАРЕВ
  Что? Что я?
  
  МАТУШКИН
  Ну тетку увел... Ладно - здесь женщина, им имя вероломство... Ладно! Но как споил? К стулу привязывал и в рот водку вливал?
  
  ЦАРЕВ
  Вон ты про что! А ты... Расскажу я тебе, как твой дядя, меня споил... Хитер! Приехал и давай обхаживать... Лестью взял! И великий я, и гений... Сперва раз в неделю в рестораны стал водить... Потом... Потом чаще, и уже за мой счет кушали и пили. Скоро в моем кабинете... и уже без него. Да... Слаб я... Как и все гении!
  
  Царев выливает остатки водки в свой стакан.
  
  ЦАРЕВ
  Отомсти за меня!
  
  МАТУШКИН
  Как же я отомщу?
  
  ЦАРЕВ
  Стань режиссером! Главным! И прославь театр на всю страну! Да что страну! Мир!
  
  МАТУШКИН
  (скептически)
  Как это стань? Кто же мне даст?
  
  ЦАРЕВ
  Я тебе помогу! Много чего имеется! Я же столько всего придумал! Столько всего! Я же все спектакли перелапатил вдоль и... По новому! Только по новому все играть!
  
  Царев улыбается, достает из-под матраца папку, отдает папку Матушкину.
  
  Матушкин берет папку, читает. Его лицо постоянно меняется - он то улыбается, то недоверчиво косится на Царева, становится то злым, то хитрым.
  
  МАТУШКИН
  Это не совсем то... В нашем театре поставить не дадут!
  
  ЦАРЕВ
  Да только если так ставить - народ в театр вернется! Вашего Гамлета, в классическом виде, кто только не ставил. Тут нового ни чего не изобретешь! Нужно его либо в джинсы одеть, либо раздеть... Совсем. Вместе с Офелией, королем и королевой... Вот тогда это будет спектакль! Вот тогда это будет бомба! Вот тогда зритель за билеты драться станет!
  
  Царев выпивает залпом налитый стакан и падает на кровать. Матушкин в страхе бросается к нему, трясет его, щупает пульс, слушает сердце. Из рта Царева вырывается громкий храп.
  
  Матушкин несколько секунд стоит, смотрит на Царева, берет папку, уходит.
  
  
  
  
  
  НАТ. ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА ОКОЛО ДОМА НОЧЬ
  
  В песочнице сидят Горин и Марцепанов - они пьяны. Из подъезда выходит Матушкин с папкой в руках, идет вдоль дома, смотрит перед собой. Горин замечает Матушкина.
  
  ГОРИН
  Жень! Женек...
  
  Матушкин поворачивается на окрик, нехотя идет на детскую площадку.
  
  ГОРИН
  От Иван Васильевича?
  
  МАТУШКИН
  От него.
  
  ГОРИН
  Что за папочка?
  
  МАТУШКИН
  Да так...
  
  ГОРИН
  Уж не пьесы старик писать начал? А?
  
  Матушкин мотает головой.
  
  МАРЦЕПАНОВ
  Не хочешь говорить - не надо... Выпьем?
  
  МАТУШКИН
  Спасибо - я уже выпил.
  
  МАРЦЕПАНОВ
  Как хочешь...
  
  ГОРИН
  Да и я не хочу... Если только на посошок? И домой пойду. Спать!
  
  Матушкин прощается с Марцепановым и Гориным, поворачивается к дому, делает несколько шагов, останавливается, возвращается.
  
  
  
  
  МАТУШКИН
  Слушайте... Вы ни кому не говорите... Что я у Царева был. Ладно?
  
  ГОРИН
  А что таково? К нему многие ходят...
  
  МАТУШКИН
  Ну, а про меня не надо. Договорились?
  
  Марцепанов наливает в стакан водки, подает стакан Матушкину. Матушкин со вздохом берет стакан.
  
  МАРЦЕПАНОВ
  Скрепим наш договор! За тайну!
  
  ГОРИН
  Могила!
  
  Все выпивают.
  
  ИНТ. КАБИНЕТ ПОЛОЗОВА ДЕНЬ
  
  В кабинет входят Полозов и РЕЙКИН.
  
  ПОЛОЗОВ
  Ты чего в Париж то?
  
  РЕЙКИН
  Как что? Лувр, Мулен Руж... С женой, на недельку...
  
  ПОЛОЗОВ
  С женой? В Париж... Нда...
  
  РЕЙКИН
  Да! Были бы деньги, может и один бы съездил...
  
  ПОЛОЗОВ
  Или пригласил бы кто...
  
  Рекин кивает.
  
  
  
  
  
  ПОЛОЗОВ
  Ты там о Ларине поспрашивай... Так... Невзначай - мол как тут наш Дмитрий Федорович? Пьет или бросил?
  
  РЕЙКИН
  Спрошу... В посольстве все равно буду...
  
  ПОЛОЗОВ
  Вдруг у него дела не идут - найди, скажи мол ждут тебя... Возвращайся.
  
  РЕКИН
  Скажу.
  
  Полозов достает конверт, передает Рейкину.
  
  ПОЛОЗОВ
  Вот мой должок. В расчете?
  
  Рейкин открывает конверт, пересчитывает, кивает, улыбается, пожимает Полозову руку, уходит.
  
  В кабинет входит Полозова.
  
  ПОЛОЗОВА
  Пап! Этот Матушкин заколебал!
  
  ПОЛОЗОВ
  Что так?
  
  ПОЛОЗОВА
  Сижу в гримерке, курю, ни кого не трогаю... Без стука вваливается - руки трясутся, белый, рубашка порвана... На колени упал, ко мне руки протянул и чуть не плачет...
  
  ПОЛОЗОВ
  Спивается! Нет, что за люди? Не успеет получить хоть сколько значимую роль - тут же в запой! Или влюбился?
  
  ПОЛОЗОВА
  Кто? Матушкин?
  
  ПОЛОЗОВ
  Или деньги занимал?
  
  Полозова мотает головой.
  
  ПОЛОЗОВА
  Да нет... Постоял на коленях, встал, потом на меня уставился, как будто рисует... Потом так вот, как операторы, вроде через рамку, долго глядел...
  
  ПОЛОЗОВ
  СМСками забрасывает?
  
  ПОЛОЗОВА
  Каждую ночь... Я уж телефон выключаю - то звонит, то смски шлет.
  
  ПОЛОЗОВ
  Ясно... Пошли к Королеву!
  
  ИНТ. ХОЛЛ ТЕАТРА ДЕНЬ
  
  В холл входят Королев, Датская, РОЗЕНБЛЮМ и ГИЛЬДИЕВ.
  
  КОРОЛЕВ
  Здравствуйте. Спасибо что зашли.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Здравствуйте Корней Васильевич. Как не зайти?
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Вы же наш учитель!
  
  КОРОЛЕВ
  Да...
  (высокопарно)
  Все из нашего театра вышли!
  
  ДАТСКАЯ
  (снисходительно)
  В нашем городе.
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Да город не маленький, Гертруда Павловна. Всем места хватит.
  РОЗЕНБЛЮМ
  Под вашим крылом, конечно.
  
  КОРОЛЕВ
  Ушли! А сейчас вы бы и в нашем театре пригодились! С Евгением виделись?
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Нет...
  
  КОРОЛЕВ
  Не нравиться он мне последнее время... Замкнутый, все о чем-то думает... Пьет! Репетиции срывает. Я его на Гамлета выдвинул, а он! Поговорили бы? Все ж вместе учились.
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Поговорим, Корней Васильевич. Обязательно поговорим.
  
  ДАТСКАЯ
  Сейчас же и поговорите.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Мы как раз к нему и собирались...
  
  Розенблюм и Гильдиев уходят. Входит Полозов.
  
  ПОЛОЗОВ
  Здравствуй Корней. Приветствую, Гертруда Павловна...
  
  КОРОЛЕВ
  Привет. Какие новости?
  
  ПОЛОЗОВ
  Корнеев с Вотиным вернулись... С хорошими вестями!
  
  КОРОЛЕВ
  И где они?
  
  ПОЛОЗОВ
  В буфете...
  
  Полозов поворачивается в сторону буфета. За стойкой сидят Вотин и Корнеев.
  
  КОРОЛЕВ
  Их что - дома не кормят?
  
  ПОЛОЗОВ
  Не поят... Везде с десяти, а у нас...
  
  КОРОЛЕВ
  Пойду к себе... Ты их проводи, как закончат...
  
  ИНТ. КАБИНЕТ КОРОЛЕВА ДЕНЬ
  
  Королев сидит за письменным столом. Напротив него, в кресле сидит Датская. Раздается стук в дверь.
  
  КОРОЛЕВ
  Да-да...
  
  Дверь открывается, входят Полозов, Корнеев и Вотин.
  
  КОРОЛЕВ
  А... Посольство. Приветствую! Как Матвей Степанович поживает?
  
  ВОТИН
  Привет вам от Матвей Степановича и долгих лет! Как только он узнал, что племянничек его труппу в наши края собирает, рассердился. Он думал - тот в Сарове хочет молодежный театр создать... У нас - это уже перебор! И так залы не полные... Да и гастролеры замучили! Вызвал Матвей Степанович Фотина и хвоста ему накрутил! Тот повинился - мол хотел на родине отца, еще один театр... Норин ему объяснил - что на один регион еще дотаций от министерства не дадут! Таланты и гении у нас в каждой деревне... Минфин за этим следит... В общем пообещал деньгами помочь, только если в Саров!
  
  КОРОЛЕВ
  Ну вот и хорошо... Отдыхайте пока, а вечерком это дело надо будет обмыть!
  
  Корнеев потирает руки, Вотин многозначительно кивает. Корнеев и Вотин уходят.
  
  ПОЛОЗОВ
  С Фотиным разобрались - это конечно хорошо. Но есть еще проблема... С Матушкиным надо что-то делать. Совсем с ума сошел!
  
  Датская вздыхает.
  
  ДАТСКАЯ
  Продержали мальчика на вторых ролях восемь лет - вот он и поплыл!
  
  ПОЛОЗОВ
  Плывут то многие, Гертруда Павловна, да выплывают не все... Как бы он нам план на год н сорвал! Провалим спектакль... Мало ни кому не покажется!
  
  КОРОЛЕВ
  Я с ним серьезно поговорю!
  
  ПОЛОЗОВ
  Поговорите, поговорите... И еще насчет дочери моей...
  
  ДАТСКАЯ
  Что такое?
  
  ПОЛОЗОВ
  Да вот...
  
  Полозов достает телефон, находит архив СМС, читает.
  
  
  
  
  
  ПОЛОЗОВ
  Милая Оленька! Хочу припасть к твоей белой и полной груди! Приди ко мне скорее нимфа!
  
  ДАТСКАЯ
  Это Женя пишет?
  
  Полозов показывает ей экран телефона.
  
  ПОЛОЗОВ
  Да! Женя. Вот еще... Люблю, люблю! Прошу же будь моею! И все - ночью шлет. И звонит! А днем репетиции!
  
  КОРОЛЕВ
  Что Ольга Аполлоновна отвечает?
  
  ПОЛОЗОВ
  Корней Васильевич! Она - заслуженная артистка! На двенадцать лет старше, вашего Женечки... А он? Вчера только второго городового играл...
  
  ДАТСКАЯ
  А если это и правда - любовь? Ну и что - что старше? И что заслуженная... У Евгения все впереди... Может это судьба? Поженятся...
  
  ПОЛОЗОВ
  Нет уж! Три свадьбы, три развода - хватит!
  
  КОРОЛЕВ
  Да нет... Ерунда все это! Напьется и пишет... Любовь, в наше время? В театре? Чушь!
  
  Датская подозрительно смотрит на Королева, тот не замечает этого.
  
  
  
  
  
  ПОЛОЗОВ
  Он часов в одиннадцать, всегда в буфет заходит - завтракает. Я ему дочь в это время направлю - пока он трезвый. Пусть поговорит, а мы не далеко посидим, послушаем... Как бы он на почве употребления алкоголя не того... Не свихнулся!
  
  ДАТСКАЯ
  Почти одиннадцать...
  
  ИНТ. ФОЙЕ ТЕАТРА УТРО
  
  На диване сидит Матушкин, перед ним открыта папка, он читает листки в папке. Входит Полозов, тихо подходит к Матушкину, заглядывает ему через плечо. Матушкин замечает Полозова, закрывает папку.
  
  ПОЛОЗОВ
  Здравствуй Евгений. Как себя чувствуешь?
  
  Матушкин кивает.
  
  МАТУШКИН
  Хорошо.
  
  ПОЛОЗОВ
  Не узнаешь меня?
  
  МАТУШКИН
  Почему не узнаю? Узнаю.
  
  ПОЛОЗОВ
  Ну и кто же я?
  
  МАТУШКИН
  Издеваетесь?
  
  ПОЛОЗОВ
  Почему же издеваюсь?
  
  МАТУШКИН
  Не издевались бы - не задавали таких вопросов... Можно подумать я спятил...
  
  
  
  ПОЛОЗОВ
  По твоему поведению именно это и можно подумать!
  
  МАТУШКИН
  А! Вам Ольга пожаловалась?
  
  ПОЛОЗОВ
  И Ольга! Я понимаю - время такое: все немного не в себе... И пьют многие... Но головы не теряют! На репетиции ходят!
  
  МАТУШКИН
  А я не хожу?
  
  ПОЛОЗОВ
  Ходишь... Но вяло... О чем то думаешь... О чем?
  
  Матушкин глубоко вздыхает.
  
  ПОЛОЗОВ
  А-а-а! Любовь!
  
  МАТУШКИН
  Думайте что хотите!
  
  Матушкин поворачивается в сторону буфета.
  
  ПОЛОЗОВ
  В буфет? Ты только не пей.
  
  Матушкин на ходу машет рукой, идет в сторону гримерок. Из коридора, ему навстречу выходят Гильдиев и Розенблюм.
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Кого я вижу!
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Евгений! Дружище!
  
  МАТУШКИН
  Здорово братья! Какими судьбами?
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Да так... По старой памяти зашли.
  
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Да... В одном городе живем, в одном городе играем, а видимся редко.
  
  МАТУШКИН
  Как дела? Народ ходит?
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Хотя у Фортуны мы не на первых ролях...
  
  МАТУШКИН
  Но и не лузеры, я так понимаю.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Нет - не лузеры. Но и не в Голливуде. Залы полные не собираем... Однако на жизнь хватает.
  
  МАТУШКИН
  Какие новости? В искусстве и вообще...
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  В моде честность.
  
  МАТУШКИН
  Это ходить по сцене голыми и говорить матом?
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Ну... Главное как ходить!
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  И как говорить! Не стесняясь! Правдиво!
  
  МАТУШКИН
  Тогда у нас полицейский надзор. Гамлета ставим - по всем правилам. Не театр - тюрьма!
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Так уж и тюрьма? Слышали - ты что-то новое собираешься изобразить?
  
  
  МАТУШКИН
  Нет... Обещал ни чего не добавлять. Только того ли Гамлета я во сне вижу? О, нет!
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Честолюбие. Это все твое честолюбие!
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Естественно - он же на режиссера учился.
  
  МАТУШКИН
  А теперь лишь тень режиссера - актер.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Не прибедняйся - тень. Ведущий актер театра!
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Да! Это... Это!
  
  Гильдиев трясет головой, пытается найти слова - у него не получается.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Большего и не надо! Держаться выбранной стези и все будет хорошо!
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Главное не спиться.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  И баб из головы выкинуть!
  
  Матушкин подозрительно смотрит на Гильдиева и Розенблюма. Они замечают его взгляд.
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Что-то не так?
  
  МАТУШКИН
  Вас, случаем, не Корней подослал? Или тетушка моя, Гертруда Павловна, беспокоиться?
  
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Врать не буду - просили с тобой поговорить. Беспокоятся!
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Пьешь, к Ольге Аполлоновне... Записки пишешь.
  
  МАТУШКИН
  Ясно! Ни кому верить нельзя! Я уж подумал - вот, друзья, давно не виделись! Помнят! Пришли навестить... Вечером посидим, молодость, студенческие годы вспомним... А вы!
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Евгений... Брось - посидим, выпьем, вспомним... Вперед смотри!
  
  МАТУШКИН
  Нет ни одного человека, которому бы я обрадовался!
  
  Гильдиев хмыкает.
  
  МАТУШКИН
  Что? Что скалишься? Я что-то смешное сказал?
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Если так думать... Как ты встретишь своих старых друзей?
  
  МАТУШКИН
  Каких друзей?
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Друзей - актеров.
  
  МАТУШКИН
  Актеры - друзья?
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Столичные трагики... Те от которых ты всегда был в восторге!
  
  МАТУШКИН
  Из столицы, к нам? Что им не сидится? В Москве и заработки, и слава...
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Все новые порядки.
  
  МАТУШКИН
  Не хотят по сцене голыми ходить? Но зритель на них ходит?
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Зритель ходит на молодых - модных, новых, гламурных!
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Старику показывать не чего - и фигура не та, и морщины.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  И пиариться не умеют! Сейчас главное скандал! Реклама! Кто с кем спит, кто с кем подрался, кто кому нахамил! Криейтеров нанимают - истории выдумывать!
  
  ГИЛЬДИЕВ
  А как играешь - дело третье!
  
  МАТУШКИН
  Значит молодежь в фаворе у зрителя...
  
  ГИЛЬДИЕВ
  Да... Народ сам провоцирует артистов... Играть не только на сцене.
  
  Из-за сцены доносятся громкие голоса.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  А вот и они!
  
  Входит Полозов, он улыбается.
  
  ПОЛОЗОВ
  (хитро)
  Угадайте - кто к нам приехал?
  МАТУШКИН
  Аполллоний Григорьевич... Артисты к нам приехали, из Москвы - знаем.
  
  С лица Полозова исчезает улыбка, он морщиться, но снова расплывается в улыбке.
  
  ПОЛОЗОВ
  Лучшие артисты мира! Способные играть любые роли!
  
  МАТУШКИН
  (в сторону, тихо)
  Своих нет...
  
  ПОЛОЗОВ
  Что? Не расслышал...
  
  МАТУШКИН
  Да так... Ничего!
  
  Входят четверо актеров.
  
  Матушкин узнает первого - ВАСИЛЬЕВА СЕРГЕЯ, своего однокурсника. Матушкин идет ему навстречу, разведя руки в стороны.
  
  Матушкин подходит к Васильеву, обнимает его.
  
  МАТУШКИН
  Васья... Друг! Рад тебя видеть!
  
  ВАСИЛЬЕВ
  И я тебя, Матушка...
  
  Васильев отстраняется, показывает на своих товарищей.
  
  Васильев
  Знакомься... Виктор Павлович, Степан, Виктория Степановна, Лена...
  
  Матушкин пожимает всем руки, представляется.
  
  МАТУШКИН
  Матушкин, Евгений, очень приятно, Женя.
  
  Актеры знакомятся с Розенблюмом и Гильдиевым.
  
  
  МАТУШКИН
  (Васильеву)
  Да... Изменился...
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Постарел?
  
  МАТУШКИН
  Заматерел. Какими судьбами к нам?
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Шерстим по провинции... В столице не развернешься - одна молодежь! Новые веяния...
  
  МАТУШКИН
  Какой спектакль привезли?
  
  ВАСИЛЬЕВ
  (гордо)
  Новый! "Москва-Петушки"!
  
  МАТУШКИН
  Это Ерофеева?
  
  Васильев многозначительно кивает.
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Я - Венечка! Восстановили главу "Серп и молот - Карачарово"... Детский контингент отпал... Зато девушки валом валят!
  
  МАТУШКИН
  А я слышал - вы новомодным веяниям не подвержены...
  
  ВАСИЛЬЕВ
  (со вздохом)
  Да сегодня без них ни как нельзя... Хорошо - голыми по сцене не ходим, и гомосеков из себя не корчим... У нас принципы!
  
  ПОЛОЗОВ
  Может, потом поговорите?
  
  МАТУШКИН
  А что?
  ПОЛОЗОВ
  Людям с дороги отдохнуть надо... Мы для Вас лучшие номера в нашей гостинице забронировали! А вечером - банкет! По случаю... Корней Васильевич очень хлебосолен!
  
  МАТУШКИН
  Очень!
  
  Полозов осуждающе смотрит на Матушкина, отворачивается, идет к выходу. Артисты идут за ним.
  
  МАТУШКИН
  Серег! Погоди...
  
  Все артисты останавливаются, поворачиваются к Матушкину. Матушкин быстро к ним подходит, обращается к Полозову.
  
  МАТУШКИН
  Я его сам провожу.
  
  ПОЛОЗОВ
  Только не пить! Репетиция через час.
  
  МАТУШКИН
  Знаю...
  
  Полозов кивает головой в сторону двери. Все, кроме Васильева и Матушкина, уходят.
  
  МАТУШКИН
  Может чаю?
  
  Васильев пожимает плечами.
  
  
  ИНТ. БУФЕТ ТЕАТРА УТРО
  
  Матушкин и Васильев покупают чай, булочки, садятся за столик.
  
  МАТУШКИН
  (неуверенно)
  Знаешь, Серег... Хочу тебя попросить...
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Ну?
  
  МАТУШКИН
  Вот вы эту... Главу... "Серп и молот"? восстановили...
  
  ВАСИЛЬЕВ
  (гордо)
  Если бы ты знал, как трудно пришлось - найти первый экземпляр! Но справились!
  
  Матушкин кивает, задумчиво размешивает чай, собирается с мыслями.
  
  МАТУШКИН
  А я вот... Кое-что сам для Петушков придумал...
  
  ВАСИЛЬЕВ
  В драматурги хочешь податься?
  
  МАТУШКИН
  Да так... Ни чего серьезного... Но вот не мог бы вы, перед спектаклем пролог задвинуть?
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Твой?
  
  МАТУШКИН
  Мой. Просто проверить - как народ примет... Вы ж все равно гастролеры... Вам ни чего не будет!
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Не вопрос! Мы в Воркуте, между прочим, на сцене водку по-настоящему пили - экспериментировали. Успех, не поверишь, ошеломляющий! Виктор Павлович по сцене, в конце спектакля, ползал! Лена - чуть стриптиз не устроила! Но у нас принципы... А уж пролог... Сыграем! Не сомневайся.
  
  МАТУШКИН
  Так я тебе его вечерком занесу.
  
  Васильев кивает, хитро прищуривается.
  
  ВАСИЛЬЕВ
  А может за встречу? Накатим?
  
  Матушкин глубоко вздыхает.
  
  МАТУШКИН
  Не могу! Ты же слышал...
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Тогда вечером жду!
  
  ИНТ. БУФЕТ ТЕАТРА ДЕНЬ
  
  В буфет заходят Королев, Полозов, Полозова. Королев и Полозов садятся за один столик, Полозова за другой. К ним подходит ОФИЦИАНТКА, они заказывают блюда. Официантка уходит. Полозов поворачивается к Полозовой.
  
  ПОЛОЗОВ
  Ольга... Матушкин придет - ты с ним поговори серьезно. Опять по сцене сонный ходил! О чем он думает? Если уж в тебя влюбился...
  
  ПОЛОЗОВА
  Пап! Ты опять?
  
  ПОЛОЗОВ
  Кто его знает? Вдохнови... Пообещай... Может хоть до премьеры дотянем, а там... Видно будет.
  
  Полозова пожимает плечами.
  
  Официантка приносит заказанное Королеву и Полозову. Они кушают.
  
  Входит Матушкин.
  
  МАТУШКИН
  (проходя мимо столика, за которым сидят Королев и Полозов)
  Приятного аппетита.
  
  
  
  ПОЛОЗОВ
  Спасибо! Только ты бы лучше играл... А то ни какого аппетита!
  
  Матушкин вздыхает, подходит к столику, за которым сидит Полозова.
  
  МАТУШКИН
  Не помешаю?
  
  Полозова пожимает плечами. Матушкин садиться напротив. Официантка приносит заказ Полозовой. Матушкин заказывает те же блюда, что и у Полозовой. Официантка уходит.
  
  ПОЛОЗОВА
  Рюмочку водочки?
  
  МАТУШКИН
  Смеетесь!
  
  ПОЛОЗОВА
  Да не до смеха, Евгений! Комплементами да признаниями завалил! И думаю - все в пьяном виде!
  
  МАТУШКИН
  (потупившись)
  Извините, Ольга Аполлоновна... Но пить, или не пить... Вот в чем вопрос! Можно и не пить, конечно. Только ка тогда противостоять миру? Унижения, оскорбления, насмешки... Бороться с этим - ни каких сил нет! Видеть - не выносимо! А выпил - забылся. Все сразу вокруг радостное, красивое... Но все! Завязываю! Хорошо пить, когда здоровья море - пил и пил! А я... Сопьюсь, из театра выгонят, жилья служебного лишат и останется одна дорога - на вокзал к бомжам! Или на кладбище... Так что, Ольга Аполлоновна, не вспоминайте! Все! Завязал!
  
  
  
  ПОЛОЗОВА
  (мстительно)
  Значит все красивое... Не вспоминайте! Когда трезвый... Значит я тебе Евгений, только пьяному, нравлюсь?
  
  МАТУШКИН
  Да нет... Вы Ольга Аполлоновна - красивая! Но когда я трезвый, я стеснительный.
  
  ПОЛОЗОВА
  А когда пьяный, ночью, звонить значит можно?
  
  МАТУШКИН
  Я же сказал... Все! Больше не пью! И звонить не буду!
  
  ПОЛОЗОВА
  Разлюбил! Быстро! Рюмку выкинул - любовь улетела!
  
  МАТУШКИН
  Ольга Аполлоновна! Да что вы говорите! Какая любовь? В наше время, в театре? Если хотите любви - бегом из театра! На завод, в поле!
  
  ПОЛОЗОВА
  Менеджером по продажам. Ага! Там уж любви...
  
  МАТУШКИН
  Может вы и правы... Везде одно и тоже: женятся, детей нарожают... И в жизнь кинут! С самого рождения приучают деньги зарабатывать, других дурить! Вырастает человек гордым, мстительным, честолюбивым... И ведь знают, знают кого растят! Ладно дураки - не думают, кто из их ребенка вырастит, как жить будет, зачем. А умные? Ведь все понимают и рожают! Нет! Ни когда не женюсь! И вам не желаю такой участи.
  
  ПОЛОЗОВА
  Я уж, Евгений, три раза замужем была - знаю. Но про детей ты так зря... У меня нет, а хочется. Дураки говоришь... Ведь правда - найти дурака и родить ему! А?
  
  Официантка приносит заказ Матушкина. Матушкин быстро ест, Полозова на него внимательно смотрит, медленно поглощает пищу.
  
  МАТУШКИН
  Что вы на меня так смотрите?
  
  ПОЛОЗОВА
  Соображаю - насколько ты умен, Евгений.
  
  Матушкин очень быстро заглатывает пищу, запивает, с усилием глотает.
  
  МАТУШКИН
  Умен, не сомневайтесь! Я скоро такой спектакль поставлю! Закачаетесь! А детей... Пусть другие делают.
  
  Матушкин встает, уходит.
  
  ПОЛОЗОВА
  О, Что за гордый ум сражен! Да... А может и правда - карьера главнее?
  
  Королев и Полозов доедают, встают, подходят к барной стойке.
  
  КОРОЛЕВ
  (буфетчице)
  Мальборо.
  (Полозову)
  Что-то мне не нравятся его порывы - поставлю, закачаетесь. О чем это он?
  
  
  
  
  
  
  ПОЛОЗОВ
  А уж как мне не нравиться! Обещать то он обещал - все по человечески делать, но кто его знает! Может Гертруда Павловна с ним поговорит? Узнает что, вразумит. А то отправить его лучше... Куда подальше - на курсы повышения квалификации, или на гастроли!
  
  КОРОЛЕВ
  На какие гастроли?
  
  Полозов пожимает плечами.
  
  ПОЛОЗОВ
  В другой театр перевести. Пусть со своими, с Розенблюмом и Гильдиевым репетирует - материться, голым ходит...
  
  КОРОЛЕВ
  И пусть они за ним присматривают.
  
  ИНТ. СЦЕНА ТЕАТРА ВЕЧЕР
  
  На сцене около ширмы стоят: Матушкин, Васильев, Лена. Матушкин эмоционально объясняет.
  
  МАТУШКИН
  Говорить надо классически, по всем правилам - разделяя слова, с выражением но без кривляния.
  
  ВАСИЛЬЕВ
  Это мы можем! Мы только недавно стали современное прогрессивное искусство представлять, до этого только классикой и пробавлялись.
  
  МАТУШКИН
  И движения... Хоть и за ширмой, но как бы не обиделись... Ты понимаешь?
  ВАСИЛЬЕВ
  Не боись... А что обижаться? А то ни кто не знает, чем супруги занимаются?
  
  Васильев и Лена уходят. На сцену входит Полозов, Розенблюм и Гильдиев.
  
  МАТУШКИН
  Корней Васильевич придет?
  
  ПОЛОЗОВ
  Конечно! Известные московские гастролеры - как не прийти?
  
  МАТУШКИН
  (задумчиво)
  И Гертруда Павловна будет...
  
  ПОЛОЗОВ
  Пойду посмотрю - как гримируются...
  
  Полозов уходит.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  И мы пойдем...
  
  Розенблюм и Гильдиев уходят. На сцену входит Горин.
  
  МАТУШКИН
  И ты пришел посмотреть.
  
  ГОРИН
  Любопытно.
  
  МАТУШКИН
  Валер... Поможешь мне?
  
  ГОРИН
  Что надо?
  
  МАТУШКИН
  Да так... Понаблюдай за реакцией Королева, Гертруды Павловны, зрителей... В начале. Ладно.
  
  ГОРИН
  Не вопрос. А что там в начале?
  МАТУШКИН
  Написал я вступление... Спектакль, сам знаешь, по прозе... Переделывали все равно. Вот я и попросил Серегу, Васильева, знаешь...
  
  Горин кивает.
  
  МАТУШКИН
  Как пролог прочитать моего сочинения...
  
  ГОРИН
  В драматурги решил податься?
  
  МАТУШКИН
  Не столько в драматурги, сколько в режиссеры. Зря учился?
  
  ГОРИН
  Попробовать стоит.
  
  МАТУШКИН
  Так мне ни кто не позволит, а здесь такой случай - все равно гастролеры и текста ни кто из наших не видел...
  
  ГОРИН
  Ни чего такого там?
  
  МАТУШКИН
  Да нет... Для такого спектакля - все вполне прилично, даже более чем... В стиле Ивана Василевича.
  
  ГОРИН
  Царева?
  
  Матушкин кивает.
  
  ГОРИН
  Он и тебе свою папку показывал?
  
  МАТУШКИН
  А ты откуда про папку знаешь?
  
  ГОРИН
  Да он все ее пытался всучить... Как выпьет, так давай папку, со своими идеями новомодными... А этим идеям... Правильно ты говоришь - все в рамках приличия, даже более чем!
  
  МАТУШКИН
  И хорошо! Но все равно, посмотри. Если Гертруда и Корней Васильевич благосклонно воспримут, а зритель примет... Признаюсь, повинюсь... Может дадут что поставить? А?
  
  Горин пожимает плечами.
  
  ГОРИН
  Посмотрю. Может и правда, что путное?
  
  ИНТ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ ВЕЧЕР
  
  Зал полон зрителей. На первом ряду сидят Матушкин и Горин, рядом с ними несколько пустых кресел. Звенит звонок. В зал заходят Королев, Гертруда Павловна, Полозов, Полозова, Розенблюм, Гильдиев - садятся на свободные места в первом ряду. Полозова рядом с Матушкиным.
  
  КОРОЛЕВ
  (Матушкину)
  Про что спектакль?
  
  МАТУШКИН
  Москва-Петушки... Знаете?
  
  КОРОЛЕВ
  (брезгливо)
  Мат небось будет... Нет! Не люблю я этого новомодного... Ты Евгений не заешь - материться будут?
  
  МАТУШКИН
  Будут. Специально главу "Серп и Молот" восстановили по первоисточнику.
  
  
  КОРОЛЕВ
  Ну а сам ты как? Чем питаешься? Алкоголь, надеюсь, забросил.
  
  МАТУШКИН
  Питаюсь воздухом, пичкаюсь обещаниями.
  
  КОРОЛЕВ
  Какими обещаниями?
  
  МАТУШКИН
  Что и мы что-то новое поставим.
  
  КОРОЛЕВ
  Мы? Это кто? И когда такие обещания давал?
  
  МАТУШКИН
  Да так... Из роли вспомнилось...
  
  КОРОЛЕВ
  Это хорошо, что о роли не забываешь. Только вот вспоминать надо к месту.
  
  МАТУШКИН
  Да я вроде и к месту хотел... Я же режиссер, по диплому.
  
  Королев многозначительно кивает.
  
  МАТУШКИН
  (Полозову)
  Вот вы, Аполлон Григорьевич, ведь тоже с актеров начинали?
  
  ПОЛОЗОВ
  С актеров, да еще с каких! Юлия Цезаря играл! И как играл...
  
  Звучит звонок.
  
  РОЗЕНБЛЮМ
  Третий... Сейчас начнут.
  
  
  Конец первой серии.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"