Гук Кирилл Сергеевич : другие произведения.

Мцм-7: меры по усилению флота (дополненный)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Меры предпринятые по усилению боеспособности кораблей 1 и 2 Тихоокеанских эскадр и крепости Владивосток...


   Будем считать эту мою небольшую статью, как пояснительную записку к "Альтернативной РЯВ в МЦМ-7". Скажем так, все модернизации и перестройки кораблей в течении боевых действий, так или иначе авторским произволом не являются. И опираются, скажем так на реальные модернизации кораблей русского флота после РЯВ. Кроме того, хочу сказать следующее, что в целом силами корабельных команд производились большие по объему работы по улучшению противоосколочной защиты, водонепроницаемости и живучести. Это в том числе отражено в дневниках многих участников Порт-Артурских событий. И скажем так многие проблемы у Порт-Артурцев вылезли быстро. Я имею ввиду такой хрестоматийный пример как слабость вертикального наведения(чуть блин не сказал приводов) на артустановках Канэ.
   Кроме этого бои в районе порт-Артура показали, опять таки банальность, как необходимость стрельбы на большие дистанции. Соответственно разделим данную тематику на несколько разделов. Это мероприятия по увеличению боеспособности боевых кораблей в Порт-Артуре, проводившиеся в период январь-июль 1904 г., а также на ряде кораблей в период до падения крепости. Второй раздел, это мероприятия, проводившиеся по усилению боеготовности кораблей Тихоокеанской эскадры в период после ее прорыва во Владивосток, и на кораблях ВОК. Соответственно стоит заметить такой момент, на Владивостокцах в реале никаких мероприятий вплоть до боя 1 августа практически не проводилось. К примеру, уроки подготовки в преддверии возможной войны с Японией в 1895 г., проводившиеся на крейсера "Нахимов" и других кораблях, по прикрытию паропроводов, динамо-машин, элеваторов, др. объектов с помощью цепей стальных тросов и сетей, а так же мероприятия проводившиеся на канонерских лодках накануне штурма фортов Дагу, практически учтены не были. Исключение составляло осуществлявшееся во время боевых выходов обтягивание стальными сетями шлюпок и катеров для предотвращения разлета осколков их корпусов при попадании снарядов. Несколько позже были изготовлены надульные парусиновые колпаки, предохранявшие стволы орудий от забортной воды (по опыту первого похода 27 января - 1 февраля 1904 г.), да сданы в порт после гибели в Порт-Артуре эскадренного броненосца "Петропавловск" имевшиеся на судах мин заграждения!!! Летом 1904 г. наиболее дальновидные офицеры, анализируя опыт военных действий артурской эскадры, а также принимая во внимание поступавшие сведения о высокой чувствительности трубок японских снарядов и о большом количестве образующихся при разрыве осколков, начали предлагать первые меры по улучшению защиты кораблей. Так, по инициативе старшего артиллерийского офицера флагманского крейсера "Россия" лейтенанта барона Гревеница вокруг одного из 152-мм орудий в батарейной палубе были устроены щитовые занавески из стальных сетей и матросских коек. Ситуация в отряде Владивостокских крейсеров решительным образом изменилась после боя 1 августа. Впечатление от эффективности японского огня и особенно от массы осколков, поражавших весь не защищенный броней личный состав, в первую очередь прислугу орудий, оказалось чрезвычайно сильным. Сражение с полной ясностью высветило целый спектр проблем: крайнюю неразвитость противоосколочной защиты, недостаточность подкрепления палубы под 152-мм пушками (возникавшая из-за этого при стрельбе на большие дистанции вибрация была признана основной причиной многочисленных поломок подъемных дуг орудийных станков), отсутствие оптических прицелов и дальномеров. В дальнейшем прорыв кораблей Порт-Артурской эскадры, и достаточно длительный промежуток понадобившийся на приведение кораблей прошедших через ряд боев и сражений в порядок привел к проведению значительных мероприятий по усовершенствованию и модернизации кораблей. Ну и в третьем разделе рассмотрим вопросы подготовки к переходу на Дальний восток 2 ТОЭ. Надо отметить, что всерьез корабли стали готовить к бою уже после назначения командующим Тихоокеанским флотом вице-адмирала Чухнина. Но, к сожалению, удалось выполнить только те мероприятия, которые были выполнимы силами корабельных команд.
   Что касается работ проводившихся на кораблях порт-Артурской эскадры, то в дальнейшем буду ссылаться на таймлайн.
   Итак 1 марта 1904 года капитан 1 ранга Матусевич по итогам последнего боя с Японскими истребителями обратил внимание командующего эскадры на значительное превосходство японцев в артиллерии и предложил вместо кормовых 47мм орудий установить 75мм орудие(у страха оказались глаза велики). Орудия предлагалось взять с кораблей эскадры. Данное предложение утверждено Макаровым и с 5 марта по 17 мая на всех 350 т. и 250 т. миноносцах кормовая пушка была заменена на 75мм орудие(23-75/50 установлено на миноносцы, 4-75/50 на минные крейсера). Кроме этого в ходе проведения ремонта на "Палладе" было дополнительно установлено 2-152/45(с "Пересвета", "Победы"). С броненосцев было снято носовое ретирадное орудие(оказавшееся абсолютно бесполезным).
   7 марта по ходатайству генералов Стесселя, Белова и Кондратенко с кораблей начали снимать мелкокалиберную артиллерию для усиления сухопутной обороны крепости (использовались в качестве противоштурмовых). При этом на просьбу в отношении 152мм орудий Канэ моряки ответили категорическим отказом. Моряки предложили в свою очередь ослабить Приморский фронт крепости, соорудив дерево-землянные позиции, где установить 229мм и 280мм орудия и мортиры с Приморского фронта, так эффективность такой стрельбы стремительно приближалась к нолю на реальных дистанциях с которых Японцы обстреливали базу. Всего в течении марта с кораблей эскадры для нужд обороны крепости было снято: 4-152/28, 2-152/23, 12-107/20, 6-120/45, 57-75/50, 29-63,5/19 (дес.), 105-47/43, 155-37/23, 36 пулеметов.
   Были полностью разоружены парусно-винтовые крейсера "Забияка", "Джигит", "Разбойник".
   ВО Владивостоке 22 мая Вице-адмиралом Скрыдловым, ввиду полного выхода из строя крейсера "Богатырь", после совещания со старшими офицерами и артиллеристами отряда, было принято решение усилить вооружение единственного крейсера 2 ранга "Алмаз", пригодного для разведочной службы. После обсуждения было принято решение, снять с крейсера "Рюрик" 6 120мм пушек Канэ и установить на корабль. Крейсер встал на ремонт и переоборудование спустя три дня. Работы велись в основном силами экипажа. Помощь порта была невелика, что затянуло работы до 25 июня. Состав вооружения "Алмаза" на 1 июля: 6*1 120/45, 4*1 75/50, 2*1 47/43. При этом 120мм установки были установлены следующим образом. На бак бы установлена 120мм установка N1, прикрытая легким противоосколочным щитом. По правому и левому борту сразу за фок-мачтой были оставлены на своих прежних местах 2 75мм орудия NN2 и 3. 2 47мм орудия NN4 и 5 были смонтированы на правом и левом крыльях мостика. За первой и второй трубами был установлены по 2 120мм орудия NN6,7,8,9 с правого и левого борта. Кормовые 75мм орудия NN10 и 11 были оставлены на своих прежних местах на юте. 120мм орудие N12 смонтировано на кормовой надстройке. Элеваторов были только для 75мм орудий. Для 120мм орудий была предусмотрена подача вручную. Так же для хранения патронов были оборудованы погреба. В целом корабль имел следующий боезапас: по 200 патронов на одно 120-мм и по 150 патронов на одно 75-мм орудие. Противоосколочные щиты были изготовлены из котельного железа.
   В июне, учитывая что пароходы входившие в состав отряда Добротворского планировались изначально для ведения крейсерской войны Вел.князь Александр Михайлович согласовал вопрос с начальником ГМШ Рожественским о передаче 8 орудий крейсером "Дмитрий Донской" на пароходы "Орел" и "Смоленск". Приказание гласило передать на "Добровольцев" по 2-120/45 и 2-47/43 вместе с расчетами. Орудия были установлены на заранее резервированных местах. Так 120мм орудия был смонтированы на баке и юте. 47мм орудия были установлены на крыльях мостика. П/х получили команду поднять Андреевский флаг и совершить переход во Владивосток, для чего принять в Сайгоне максимальный запас угля. Так же, согласно телеграммы морского ведомства "Орел" переименовывался в "Неву", "Саратов" в "Волгу". По прибытии во Владивосток, было принято решение об усилении вооружения крейсеров. После чего корабли дожидались 3 месяца пока подвезут орудия для них.
   22 июня КЛ "Бобр", поддерживавшая артогнем армейские части повреждена в результате растрескивания ствола 229мм орудия.
   Вошла в строй КЛ "Бобр" после переоборудования (229мм и 152мм орудия, заменены на 2 120мм орудия с "Ангары").
   За месяц до выхода, удалось благодаря стараниям начальника штаба эскадры получить у армии 3-152/45 пушек Канэ с батареи N22, за счет чего удалось заменить поврежденные орудия (ввиду того что крепежи станков не подходили к корабельным креплениям, их пришлось подгонять).
   Состояния артиллерии кораблей перед прорывом:
   "Цесаревич" 4-305/40, 12-152/45, 16-75/50, 6-47/43.
   "Ретвизан" 4-305/40, 12-152/45, 12-75/50, 4-47/43.
   "Победа" 4-254/45, 10-152/45, 12-75/50, 8-47/43.
   "Пересвет" 4-254/45, 10-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
   "Ослабя" 4-254/45, 10-152/45, 12-75/50, 6-47/43
   "Полтава" 4-305/40, 12-152/45, 12-47/43.
   "Севастополь" 4-305/40, 12-152/45, 14-47/43.
   "Аскольд" 12-152/45, 10-75/50, 4-47/43.
   "Диана" 8-152/45, 14-75/50.
   "Паллада" 10-152/45(два дополнительных орудия установлены в ходе ремонта), 8-75/50.
   "Новик" 6-120/45, 4-47/43.
   "Аврора" 8-152/45, 14-75/50,
   "Баян" 2-203/45, 8-152/45, 12-75/50, 4-47/43. В бою участия не принимал ввиду подрыва на мине.
   После прорыва эскадры во Владивостоке под руководством вице-адмирала Скрыдлова состоялось крупное совещание, на котором разбирались бой 28 июля и сражение в Цусимском проливе 1 августа, а так же вырабатывались предложения по дальнейшему ведению боевых действий против японцев. В числе предложений были вновь озвучены предложения покойного Макарова о разборке "Циклонов" и отправке их во Владивосток, и о заказе 20-30 тонные миноноски, по типу увеличенных минных катеров пригодных, для транспортировки железнодорожным транспортом. При этом артиллеристы предложили установку 37/30 пушек по типу Максима, как более пригодные для кратковременных ночных перестрелок. Кроме этого было выдвинуто предложение о присылке минных катеров, которые предполагалось снять с кораблей ЧФ и БФ. Скрыдлов обратился с обобщенными предложениями к управляющему морским министерством Авелану. Кроме этого Скрыдлов обратился с предложением о постройке миноносок к великому князю Александру Михайловичу председателю комитета по сбору добровольных пожертвований на пополнение флота о рассмотрении возможности заказа миноносок заводам Норманна или Круппа. Кроме этого министерство было запрошено о необходимости присылки запасных материалов, рабочих и станков. В заключении были определены сроки и очередность ремонтных работ:
      ЭБР "Цесаревич" - 5-6 месяцев.
      ЭБР "Ретвизан" - 2-3 месяца.
      ЭБР "Пересвет" - 2-3 месяца
      ЭБР "Победа" - 3-4 месяца(необходим доковый ремонт).
      ЭБР "Полтава" - 2-3 месяца.
      БРКР "Россия" - не менее 3-3.5 месяцев.
      БРКР "Громобой" - не менее 2-2.5 месяцев.
      КР "Аврора" - 2-3 недели.
      КР "Диана" - 3-4 недели.
      КР "Паллада" - 6-7 недель.
      КР "Аскольд" - 6-7 недель.
      КР "Новик" - 4 недели на переборку машин и чистку котлов.
      КР "Богатырь" - сроки готовности даже не рассматривались.
   Скрыдлов после августовского совещания предложил заменить старые 152/35 орудия на 152/45 орудия Канэ на кораблях 2 эскадры, предварительно усилив на них механизмы вертикального наведения и крепежи под орудия, слабость которых особенно при стрельбе на дальние дистанции и проявилась при бое ВОК с Камимурой. При этом предложено было снять часть орудий с кораблей Черноморской эскадры. Дополнительные финансовые расходы было принято решение скомпенсировать, за счет морского бюджета следующего 1905 г. А снятые 152мм пушки отправить с боекомплектами и расчетами во Владивосток, по ж/д для усиления береговой обороны, что учитывая плачевное состояние кораблей эскадры становилось головной болью для морского командования. Кроме этого по заключению, совещания в котором принимали участие командиры, старшие артиллеристы, инженеры кораблей было возможно и необходимо усилить артиллерийское вооружение кораблей за счет 152мм орудий Канэ. Через две недели Санкт-Петербург согласился с мнением командования ТОФ.
   26 августа Матусевич и Иенсен провели совещание с командирами кораблей и старшими артиллеристами, на котором капитан 2 ранга Мякишев и лейтенант Гревениц предложили отстрелять несколько типов снарядов из числа имеемого на борту кораблей боекомплекта. Суть предлагаемых опытов изучить воздействие русских снарядов на корабельные конструкции. Так как, отлично представляя воздействие японских снарядов на корабельные конструкции, возник вопрос, а как именно воздействуют русские снаряды. Подготовка опытов заняла около 2 недель. В опытной стрельбе проводившемся с 10 по 15 сентября принимал участие крейсер "Аврора", стрелявший по оборудованному на берегу уссурийского залива полигону. Опытная стрельба по старым судовым котлам, коечным сеткам и цистерне показала, что находившиеся на вооружении 152мм фугасные снаряды с донными двухкапсульными трубками Бринка и снаряженные влажным пироксилина пробивали легкие преграды насквозь и взрывались лишь при ударе о землю (в данном случае - метрах в 30 за целью, то есть в расстоянии, превышающем ширину корабля). Объяснялось это тем, что трубки Бринка проектировались для бронебойных снарядов, а потому давали слишком большую задержку разрыва. Глубина воронок в мягкой глинистой почве не превышала 40-50 см. Количество осколков было слишком мало, а сами они имели большие размеры. Японские снаряды аналогичного калибра имели более чувствительные трубки системы Иуджина. При этом по оценке артиллеристов эффективность японских снарядов в ходе сражения в желтом море было ощутимо выше в сравнении с боем 27 января у порт-Артура. Одновременно были испытаны снаряды, снаряженные бездымным порохом и трубками Барановского. Результат оказался совершенно иным - взрывы происходили в 0,5-1 м от первого соприкосновения с препятствием, использовавшийся для опытов старый котел был исковеркан первым же попаданием.
Под давлением Адмирала Алексеева, главнокомандующего сухопутными и морскими силами, действовавшими против Японии, председатель Морского технического комитета вице-адмирал Ф.В.Дубасов телеграммой от 15 ноября 1904 г. разрешил переснаряжение боезапаса крейсеров с пироксилина на бездымный порох и переход на трубки Барановского.
   В период после прорыва эскадры во Владивосток в Порт-Артуре проводились следующее работы: при подготовке прорыва во Владивосток ОСОБЫМ отрядом Вирена следующими силами: БАЯН, СМОЛЕНСК, АНГАРА, АМУР и 6 истребителей. Вирен и Иванов обратились к Стесселю и Белому с просьбой оказать содействие и передать флоту несколько 6" орудий с приморского фронта крепости, для вооружения крейсеров, так как японцы использовали свои корабли только для блокадного дозора, не предпринимая попыток по обстрелу крепости с моря. После детального обсуждения командование крепости согласилось на передачу орудий флоту, тем более основные силы Японского Флота уже ушли в Японию. К этому моменту "Баян" уже передал все свои 75мм орудия на "Смоленск" и "Ангару".
   Состояние вооружения кораблей к моменту прорыва из Порт-Артура во Владивосток:
      "Баян": 2-203/45, 12-152/45, 4-47/43.
      "Ангара": 2-152/45, 8-75/50.
      "Смоленск": 2-152/45, 8-75/50.
      "Амур": 5-75/50.
   На истребителях сняты бортовые 47мм орудия, запасные торпеды и другое имущество. С "Баяна" выгружены торпеды, проведены мероприятия по противоосколочной защите орудий установленных на верхней палубе.
   23 сентября Эссен практически самовольно начал разоружение КЛ "Гиляка" подорвавшейся ранее на минах, с него была снята артиллерия и боезапас и смонтирована на "Севастополе".
   Итого "Севастополь" получил в качестве противоминной артиллерии 8-75мм орудий, установленных на надстройке, и в корме, на балконе была смонтирована 120мм пушка. При этом для обеспечения больших углов обстрела, часть конструкций была демонтирована. Для пушки предусмотрена ручная подача. Хранение патроны в штатной укупорке предусмотрено в прежних местах хранения мелкокалиберных патронов. Работы, проведенные на "Севастополе" оказались последними проведенными в осажденной крепости.
   К концу октября было проведено усиление вооружение вспомогательных крейсеров, за счет артиллерии поступившей из Европейской части Империи. Итого из отправленного по ж/д на Всп.КР установлено 10 152/35, 20-120/45, 12-75/50, 6-47/43(с кораблей 1 ТОЭ).
      Состав вооружения к 1 ноября 1904 г.:
      "Волга"/ОРЕЛ: 2-152/35, 6-120/45, 6-75/50, 2-47/43.
      "Нева"/САРАТОВ: 2-152/35, 6-120/45, 6-75/50, 2-47/43.
      "Ангара"/МОСКВА: 2-152/35, 6-120/45, 8-75/50, 2-47/43.
      "Рион"/СМОЛЕНСК: 2-152/35, 6-120/45, 8-75/50, 2-47/43.
      "Лена"/ХЕРСОН: 2-152/35, 6-120/45, 6-75/50, 2-47/43.
   На кораблях 1 ТОЭ прошедших через все бои, у Порт-Артура, и в Цусимском проливе проводились следующие работы. Снята часть шлюпбалок, так как они содействовали "... увеличению разрывов неприятельских снарядов, которые ... пролетели бы мимо, не причиняя вреда кораблю", демонтированы за ненадобностью тяжелые фор-марсы, подкреплена палубу под 152мм пушками, приняты меры для защиты от осколков смотровых щелей боевых рубок. Смонтирована дополнительная защита из стальных сетей, матросских коек и листов котельного железа.
      Особую заботу командования ТОФ вызывала необходимость усиления вооружения кораблей эскадры. Данные мероприятия стало возможным реализовать по доставке орудий из Европейской части России.
      1 ноября во Владивосток доставлено 24 152мм орудий демонтированных с береговых батарей Либавской крепости и предназначенных для монтажа на корабли и запаса, кроме этого было доставлено 2 203мм и 152мм орудия снятых с канонерской лодки "Храбрый". Немедленно начата установка орудий на корабли. К этому времени специальной комиссией из артиллерийских офицеров ТОФ были разработаны предложения об изменении состава вооружения кораблей. И на кораблях проводились работы по подкреплению мест будущей установки дополнительных орудий. Работы проводились в основном силами команд и специалистов бригады инженера Кутейникова. В Целом к концу декабря был выполнен значительный объем работ, и к концу декабря вооружение боеготовых кораблей ТОФ имело следующий состав:
      БРОНЕНОСЦЫ
      "Ретвизан": 4-305/40, 16-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
      "Победа": 4-254/45, 14-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
      "Пересвет": 4-254/45, 14-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
      "Полтава": 4-305/40, 12-152/45, 9-75/50, 2-47/43.
      БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА
      "Баян": 2-203/45, 12-152/45, 8-75/50, 4-47/43.
      "Громобой": 4-203/45, 22-152/45, 12-75/50, 4-47/43
      "Россия": 4-203/45, 22-152/45, 12-75/50, 4-47/43
      КРЕЙСЕРА
      "Аскольд": 12-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
      "Диана": 10-152/45, 8-75/50, 2-47/43
      "Паллада": 10-152/45, 8-75/50, 2-47/43
      "Аврора": 10-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
      "Новик": 6-120/45, 2-47/43.
   Всего с целью замены выведенных из строя орудий и усиления вооружения кораблей установлено 31 орудий 152/45.
   С кораблей было снято: 26-75/50, 24-47/43, 12-37/23.
      Стоит заметить, что "Победа" вошла в строй в январе 1905 г., после проведения докового ремонта. "Цесаревич"(4-305/40, 12-152/45, 12-75/50, 2-47/43). Находился в ремонте до конца марта. В марте после телеграммы Чухнина, на совещании командования ТОФ было принято решение об усилении вооружении броненосца. В ходе ремонта на корабле демонтированы торпедные аппараты, ликвидированы минные погреба. За счет половины 75мм пушек и ликвидации мелкокалиберной артиллерии, и частичного демонтажа брони защиты казематов предполагалось установить 120мм орудия на спардек. Всего было установлено 4 орудий. Орудия имели противоосколочные щиты. Кроме этого с боков и сзади были защищены листами котельного железа. К моменту вхождения в строй броненосца его вооружение составляло: 4-305/40, 12-152/45, 4-120/45, 12-75/50, 2-47/43. В феврале оставшийся и.о. командующего Матусевич рассмотрел предложение командиров и артиллеристов крейсеров по усилению их вооружения и принял решение использовать имевшиеся на складе 1-203/45, 6-152/45, 2-120/45. На всех трех крейсерах типа "Диана" было установлено дополнительно по 2-152/45. На "Баяне", перед грот-мачтой была установлена третья 203мм пушка, снабженная противоосколочным щитом. Для устранения перегрузки было демонтированы 4-75мм орудия. По опыту "Севастополя" 75мм пушка стоявшая на балконе "Полтавы", была заменена на 120мм орудие. Эти работы в основном были закончены к маю.
      Слабыми местами работ по усилению вооружения офицеры-артиллеристы признали неудобство подачи боезапаса (ее оказалось возможным сделать лишь ручной из погребов), сквозь специально прорезанные горловины диаметром полметра метра. Специально решался вопрос о защите дополнительных орудий. 11 ноября комиссия под председательством командира крейсера "Россия" капитана 1 ранга В.А.Лилье пришла к выводу, что прикрытия должны состоять из стальных крыш и боковых траверзов толщиной 12-18 мм. Со стороны диаметральной плоскости судна предлагалось иметь опускаемые на время боя занавеси из стального троса, от осколков же снарядов, рвущихся об воду на недолетах, должны были защищать лишь орудийные щиты. На "России" сочли возможным крыши над четырьмя шкафутными орудиями продолжить к середине корабля до кожухов дымовых труб, прикрыв тем самым подачу боезапаса (несколько позднее аналогичное решение было принято и в отношении второго корабля). В итоге каждая пушка окружалась импровизированным казематом, не способным, естественно, противостоять прямому попаданию, но достаточным для защиты прислуги от осколков.
      К апрелю 1905 г., на кораблях где 152мм артустановки стояли открыто были установлены 30-мм башенноподобные орудийные щиты.
      Еще до начала войны было хорошо известно, что японцы на средне- и крупнокалиберных орудиях используют оптические прицелы, существенно повышавшие меткость огня, особенно при стрельбе на больших дистанциях. В течении, второй половины 1904 г., старшие офицеры эскадры неоднократно настаивали на необходимости установить такие прицелы на вверенных им судах, однако просьба его была удовлетворена лишь к маю 1905 г.
      Другим важным техническим фактором, обеспечивающим меткость огня на возросших дистанциях, являлось наличие дальномеров. Места для их установки и способы защиты 29 ноября 1904 г. обсудила комиссия под председательством капитана 1 ранга В.А.Лилье. Входившие в нее судовые артиллеристы пришли к выводу, что для получения хорошего обзора дальномерные посты (ДП) целесообразнее всего разместить на возвышенных площадках на полубаке и юте. Капитаном 2 ранга Мякишевым был предложена установка дальномера на марсах мачт. С боков предполагалось защитить 10мм сталью. Исходя из того, что в этих местах личному составу практически не угрожали осколки, летящие сверху, решено было крыш не устанавливать, а ограничится брезентом для защиты от непогоды. Пост был связан телефоном с боевой рубкой.
      Первый дальномерный пост по системе Мякишева был смонтирован на "Цесаревиче" в мае. В целом на кораблях линии 1 эскадры такие посты были смонтированы к началу июля.
      Личный состав эскадры, стремясь повысить боеспособность судов, использовал не только свой боевой опыт, но и всю информацию которую удавалось собрать в отношении сражений текущей войны.
      Из анализа повреждения эскадренного броненосца "Цесаревич", полученные в сражении 28 июля 1904 г., пришли к выводу о необходимости устроить во внутренних помещениях корабля импровизированный центральный пост.
      В заключении первой части стоить вспомнить о самом многострадальном корабле ВОК - крейсере "Богатырь". Корабль после продолжительного ремонта вошел в строй июне 1905 года.
      Отчасти это объясняется длительным и сложным его ремонтом после навигационной аварии, отчасти - конструктивными особенностями. На нем провели некоторые работы, в частности, заменили более прочными дуги подъемных механизмов станков. Над четырьмя открыто стоявшими на верхней палубе 152-мм орудиями сделали стальные 10-мм крыши, заменили боезапас, сняли с вооружения по 2 пушки Барановского (десантные 63,5-мм) и Гочкиса (37-мм) все 75мм орудия. Взамен на верхней палубе было установлено еще 4-152/45, для которых был изготовлены коробчатые щиты.
      ИТОГО СКЛАДИРОВАНО на флотском арсенале Владивостокского порта к июня 1905 года: 1-120/45, 18-75/50, 8-47/43.
      На береговую оборону от ФЛОТА передано: 12-203/35, 98-152/35, 39-75/50, 16-47/43, 12-37/23.
      Во Владивостоке сформировано и установлено на приморском фронте 12-203/35 орудий(3 четырехорудийных батареи), 60 152мм орудия(10 пятиорудийных батарей, одна шестиорудийная, одна четырехорудийныя), 24-75/50(4 шестиорудийных батареи).
      На сухопутном фронте установлено 13 152мм орудий(сформировано 3 батареи, одна пятиорудийная, 2 четырехорудийных), 16-47/43, 12-37/23 - в качестве противоштурмовых орудий на фортах.
      Для защиты устья Амура 9 152мм орудий установлено на баржах. Непосредственно для защиты Николаевска установлено 12 152мм орудий(в двух шестиорудийных батареях), 9 75мм орудий(в четырех и пятиорудийных батареях).
      В Корсаков военным транспортом "Якут" доставлено 4-152мм и 6-75мм орудий с расчетами 12 февраля 1905 года. С помощью местного населения орудия были приведены в готовность к бою к 22 февраля.
      Теперь вернемся вновь к подготовке 2 ТОЭ на совещании в Петергофе под председа­тельством Николая II были высказаны предложе­ния о том, что задачей 2-й эскадры должно стать овладение мо­рем объединенными силами. Для этого требовалась предварительная серьезная боевая подготовка, кото­рой можно было достичь лишь вблизи своих баз. Но предложение о задержке эскадры для этой цели до весны 1905 г. пытался отклонить командующий эскадрой контр-адмирала 3. П. Рожественского. Его "экономические" доводы об ожида­ющих казну больших убытках из-за расторжения заключенных уже договоров о снабжении эскадры в пути топливом и продовольствием поддержал уп­равляющий Морским министерством Ф. К. Авелан. Но ввиду аварии на "Орле", было принято решение задержать выход эскадры. На этом же совещании, Ратник заявил, что при условии сосредоточения усилий на достройке "Славы" корабль будет готов не позднее декабря 1904 г. Учитывая вышеизложенное, а так же необходимость проведения объемных ремонтных работ на кораблях I эскадры, на совещание было принято итоговое решение: до окончания ремонта "Орла" и достройки "Славы" оставить эскадру на Балтике. В первый эшелон эскадры должны были войти: 5 ЭБР - "Суворов", "Александр III", "Бородино", "Орел", "Слава"; крейсера - "Олег", "Изумруд", "Жемчуг", "Светлана". В качестве второго эшелона было выдвинуто предложение об отправке 4 ЭБР "Сисой Великий", "Наварин", "Николай I", "Александра II"; крейсера - "Владимир Мономах", "Память Азова", "Адмирал Нахимов", "Адмирал Корнилов". Кроме этого предполагалось осуществить частичную рокировку офицерского состава и нижних чинов между I и II эскадрами. Получив телеграмму Скрыдлов, провел совещание с командирами и артллерийскми офицерами, после чего в СПБ были отправлены предложения о замене старые 152/35 орудия на 152/45 орудия Канэ, предварительно усилив на них механизмы вертикального наведения подкрепления, слабость которых особенно проявилась при бое ВОК с Камимурой. При этом предложено было снять часть орудий с кораблей Черноморской эскадры. Дополнительные финансовые расходы было принято решение скомпенсировать, за счет морского бюджета следующего 1905 г. А снятые 152/35 пушки отправить с боекомплектами и расчетами во Владивосток, по ж/д для усиления береговой обороны, что учитывая плачевное состояние кораблей эскадры становилось головной болью для морского командования. Демонтаж старых 152мм артустановок был начат в конце августа 1904 года. Всего было отправлено 108-152/35, 28-120/45(18-склад, 2 с Первенца, 4 с Сисоя, 4 с Три Святителя), 17-75/50(склад).
      В сентябре, корабли сосредоточенные в Либаве, приступили к отработке курса боевой подготовки. При этом, учитывая, что на подготовку артиллеристов кораблей-новостроек времени будет мало, было принято решение комендоров "Славы" и "Орла" готовить на однотипных кораблях. В целом в учебе приняли участие "Суворов", "Бородино", "Александр III" и крейсер "Светлана". "Олег" присоединился в октябре. Корабли совершали учебные походы между Либавой и Кронштадтом. Учились маневрировать и отбивать минные атаки. К сожалению, Рождественский практически не учел тот бесценный боевой опыт, и не принял мер к устранению тех недостатков которые были уже выявлены самим ходом боевых действий. В середине октября, на эскадру был прислан составленный корабельным инженером Кутейниковым, в частном порядке, но при содействии контр-Адмирала Матусевича альбом боевых повреждений кораблей 1 ТОЭ, а также материалы анализа боевых действий составленные офицерами 1 эскадры. Н.А. Матусевич отправил в управляющему морского министерства результаты двух выполненных работ. Копии была отправлена командующему 2 ТОЭ, главному командиру Черноморского флота. Первая (16 машинописных листов) была сводной, составленной офицерами всех кораблей, вторая (6 листов) обобщала опыт собственно миноносцев. Сводная записка включала два отдела. В первом давались оценки и рекомендации по материальной части, сгруппированные по разделам (корпус, артиллерия, минное вооружение и электротехника, штурманская часть, механизмы и системы). Второй отдел включал две части. Одну составляли рекомендации и замечания по обслуживанию техники, оружия и управления кораблем, сделанные "с технической стороны". Другая составляла тактические и стратегические обобщения ("с практической стороны"). Так впервые, пожалуй, было проведено жесткое различие между постоянно и невообразимо смешивавшихся в то время тактикой и техникой. Кроме этого в распоряжение артиллеристов 2 ТОЭ попали результаты опытной стрельбы "Авроры".
      После ознакомления артиллерийские офицеры обратились к адмиралу с предложением устроить расстрел одного из списанных судов, дабы убедиться в действенности и эффективности собственных снарядов. После долгих препирательств с руководством морского ведомства Рождественский добился выделения под нужды артиллерийской практики выведенного из строя и сданного в порт броненосца "Первенец". Отстрел был проведен 4-7 ноября, в нем участвовал ЭБР "князь Суворов" и вызвал скандал. Выявилась массовая несработка снарядов. В ходе разбирательства комиссия артиллерийская Балтфлота пришла к следующим выводам. О дефекте материала из которого были изготовлены бойки трубок Бринка. Алюминий оказался слишком мягким в результате чего не происходил накол капсюля. Второй вывод заключался в переувлажнении пироксилина. В Итоге в течении трех месяцев были доведены трубки Бринка, для бронебойных снарядов. На большей части стальных фугасных снарядов трубки Бринка заменены ударной трубкой Барановского обр.1884 года. Ввиду отсутствия и невозможности в установленный срок получить пироксилин, нужного качества или меленит (возможности производства которого были крайне ограничены). МТК под давлением заинтересованных лиц принял решение о переснаряжении снарядов 2 ТОЭ бездымным порохом. Что и было в целом выполнено к 20 февраля. Кроме этого корабли 1 броненосного отряда получили 1200 тонкостенных 152мм снарядов снаряженных меленитом изготовленных заводом Рудницкого, с ударным трубками обр.1884 г..
   Кроме этого в ноябре 1904 вновь произошло чрезвычайное происшествие, чуть не угробившее новейший броненосец. В ходе маневрирования в период проведения стрельб 7 ноября 1904 года ЭБР "Бородино" при резкой перекладке руля лево на борт, произошла по вине вахтенного начальника и командира не проконтролировавших действия рулевого корабль зачерпнул воду батареей в считанные мгновения крен достиг 40 градусов, еще не много и корабль прошел бы через угол заката. Спасла мгновенная реакция командира вовремя отдавшего команду руль право на борт. (Стоит заметить что офицеры были осведомлены о низкой остойчивости броненосцев типа "Бородино". Приказ N7 от 28 июня 1904 года(реал) Рождественского гласил:"На эскадренных броненосцах типа "Император Александр III", "Князь Суворов" и "Бородино" при открытых пушечных портах 75мм. орудий каземата происходит значительное уменьшение остойчивости. Это уменьшение, как показывает прилагаемая диаграмма, состоит в том, что начиная с крена в 14 и 15 градусов, при котором нижний косяк порта уходит под воду, и вода начинает вливаться на нижнюю батарейную палубу, восстанавливающее плечо при увеличении крена возрастает лишь весьма слабо. При крене в 20 градусов восстанавливающее плечо достигает наибольшей величины, так что этот угол крена (20 градусов) есть предельный, при котором корабль теряет положительную метацентрическую высоту, и если кренящее усилие продолжается, то корабль опрокидывается. При задраенных пушечных портах, наибольшее плечо соответствует крену в 40 градусов и остойчивость корабля может считаться вполне обеспеченной." )
   В ходе работы комиссии МТК пришли к единому мнению, учитывая, что ситуация повторилась второй раз, ликвидировать батарею 75мм орудий, полностью заделать амбразуры 75мм орудий. Ликвидировать полностью 47мм орудия, за исключением 4 съемных орудий. 75мм орудия перенести частично на места 47мм орудий на спардеке. Иметь штатно 14-75мм орудий(из них 4 на полубаке, 8 на спардеке, 2 в корме) и 4-47мм орудий. Боезапас 75мм орудий частично перенести в погреба 47мм орудий..... Подачу осуществлять в беседках. Часть боезапаса хранить в штатных погребах 75мм орудий. Пополнять боезапас в верхние погреба. ПО мере расхода патронов.
      Корабли второго эшелона были отремонтированы к началу февраля 1905 года. Был в целом проведен большой объем ремонтно-восстановительных работ и проведен ряд мероприятий по усилению артиллерийского вооружения(см.список далее). В частности кроме мероприятий по перевооружению и ремонту, были демонтированы подводные и надводные торпедные аппараты, практически бесполезные и зачастую неисправные. Кроме этого для ЭБР "Наварин", "ИА2", "ИН1", "Сисой Великий", в связи с низкой технической скорострельностью 305мм орудий был уменьшен боевой запас до 55-57 снарядов на ствол.
      Многие вопросы поднятые офицерами 1 эскадры были устранены в ходе перехода 2 ТОЭ к театру военных действий. Так после Гульского инцидента командующим ТОФ был назначен адмирал Чухнин. Проведен в целом большой объем работ по защите приборов и механизмов. Устроены под броневой защитой резервные посты управления и т.д.
   Состав вооружения кораблей 2 ТОЭ на 1 июня 1905 года:
ЭБР "Кн. Суворов": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
      ЭБР "Имп. Александр III": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
      ЭБР "Бородино": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
      ЭБР "Орел": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
      ЭБР "Слава": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
      ЭБР "Имп.Александр II": 2-305/30, 1-203/45, 10-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
      ЭБР "Имп.Николай I": 2-305/30, 1-203/45, 10-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
      ЭБР "Наварин": 4-305/35, 8-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
      ЭБР "Сисой Великий": 4-305/40, 10-152/45, 6-75/50, 2-47/43.
      БРКР "Адм. Нахимов": 8-203/35, 10-152/45, 4-75/50, 2-47/43.
      КР "Влад. Мономах": 5-152/45, 6-120/45, 8-75/50, 2-47/43.
      КР "Дм. Донской": 6-152/45, 6-120/45, 6-47/43, 10-37/23.
      КР "Адм. Корнилов": 10-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
      КР "Память Азова": 2-203/35, 10-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
      КР "Светлана": 6-152/45, 6-75/50, 2-47/43.
      КР "Олег": 12-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
      КР "Жемчуг": 8-120/45, 4-47/43.
      КР "Изумруд": 8-120/45, 4-47/43.
   КР "Штандарт": 8-152/45, 6-75/50, 4-47/43.
   ВКР "Дон": 2-120/45, 5-76/40, 8-57/40, 4-47/43.
ВКР "Кубань": 2-120/45, 4-76/40, 8-57/40, 4-47/43.
ВКР "Урал": 2-120/45, 4-76/40, 8-57/40, 4-47/43.
ВКР "Терек": 2-120/50 Шнейдера, 4-76/40, 8-57/40, 4-47/43.
ВКР "Русь": 4-76/40, 10-57/40, 4-47/43, 2-37/23.
      В заключение необходимо отметь следующий вопрос. Были предприняты обширные мероприятия по усилению Тихоокеанского Флота при помощи жд сообщений. Так во Владивосток на специальных 16-осных транспортерах Путиловского завода(грузоподъемность 100 тонн) были доставлены во Владивосток к декабрю 1904 года подводные лодки "Дельфин", "Сом", "Шереметьев", "Налим", "Скат", "Касатка", "Форель". Первый выход в море совершен в феврале 1905 г. На модифицированных 20-осных транспортерах во Владивосток были отправлены 8 миноносцев типа "Циклон". С кораблей были снято оружие, запасы, котлы, машины, механизмы надстройки. Корпуса погружены на транспортеры. Корабли были доставлены к концу января во Владивосток. Миноносец N215 вышел в Амурский залив на испытания 7 марта 1905 г. Боеготовы к 1 мая 1905 года. В Хабаровск переброшены по ж/д 9 миноносок постройки 1880-х для защиты устья Амура(отправлены вниз по течению к пункту назначения речным путем). В январе во Владивосток были отправлены по ж/д 18 минных катеров(разных типов, в том числе 10 "56 футовых" с новых броненосцев). Кроме этого к началу апреля во Владивосток были доставлены 24 миноноски построенных Крупом и Норманном на средства "Комитета по сбору добровольных пожертвований на усиление флота"(получили обозначения МК.1-24). Доставленные по жд эсминцы "Доброволец", "Москвитянин", "Финн", "Эмир Бухарский", "Войсковой", "Туркменец-Ставропольский", "Украйна", "Казанец" вступили в строй в июле-августе 1905 года.
      Таковы в целом мероприятия проводившиеся на кораблях и береговых частях ТОФ по усилению их боеспособности......
     
   В качестве приложения:  
   СРАВНЕНИЕ соотношения главных сил Российского и Японского Флотов на 1 июля 1905 г.
I броненосный отряд
ЭБР "Цесаревич": 4-305/40, 12-152/45, 4-120/45, 12-75/50, 2-47/43.
ЭБР "Ретвизан": 4-305/40, 16-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
ЭБР "Победа": 4-254/45, 14-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
ЭБР "Пересвет": 4-254/45, 14-152/45, 12-75/50, 2-47/43.
БРКР "Громобой": 6-203/45, 20-152/45, 12-75/50, 4-47/43.
БРКР "Россия": 6-203/45, 20-152/45, 12-75/50, 4-47/43.
БРКР "Баян": 3-203/45, 12-152/45, 8-75/50, 4-47/43.
II броненосный отряд
ЭБР "Кн. Суворов": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
ЭБР "Имп.Александр III": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
ЭБР "Бородино": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
ЭБР "Орел": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
ЭБР "Слава": 4-305/40, 12-152/45, 14-75/50, 4-47/43.
III броненосный отряд
ЭБР "Наварин": 4-305/35, 8-152/45, 8-75/50, 4-47/43.
ЭБР "Имп.Александр II": 2-305/30, 1-203/45, 12-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
ЭБР "Имп.Николай I": 2-305/30, 1-203/45, 12-152/45, 8-75/50, 2-47/43.
ЭБР "Сисой Великий": 4-305/40, 10-152/45, 6-75/50, 4-47/43.
БРКР "Адм. Нахимов": 8-203/35, 10-152/45, 8-75/50, 4-47/43.

На борт:
305/40 - 32.
305/35 - 4.
305/30 - 4.
254/45 - 8.
203/45 - 13.
203/35 - 6.
152/45 - 110.

1 боевой отряд
Асахи, Сикасима, Микаса: 4-305, 14-152.
Хидзен, Ивами: 4-254, 12-190.
Ниссин: 1-254, 2-203, 14-152.
Кассуга, Суво: 4-203, 14-152.
Сагами: 2-254, 14-152.
2 боевой отряд
Адзума, Якумо: 4-203, 12-152.
Асама, Ивате, Идзумо, Токива: 4-203, 14-152.

На борт:
305/40 - 12.
254/45 - 11.
190/45 - 12.
203/40 - 34.
152/40 - 89.
  
   Примечание: Полтава не учитывается. Причины в таймлайне.....
  
  
  
   11
  
  
  
  

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"