Аннотация: Морякам с затонувших судов "Вест" и "Ароса", посвящается.
Морякам
с затонувших судов
"Вест" и "Ароса", посвящается.
Он открыл глаза и увидел волнистое море, сверкающее от чуть оранжевого солнца над горизонтом, был слышен шум ударов волн о скалы и дул прохладный боковой ветер. Оглянувшись по сторонам, он увидел, что находится на небольшой скале, размером 30 на 20 футов, высотой не более 10, на которой он лежал. Босые ноги были синими от холода, потому что касались воды, да и сам Рэнди был мокрым от брызг прибоя,который то и дело с грохотом накатывал на обтесанные скалы. Камни пестрили колониями мидий и моллюсков, облепивших большинство поверхности. Рука была разодрана в кровь и после соленой воды сильно болела. Вокруг, до горизонта кроме воды, ничего не было видно, а в голове стали проясняться мысли того, как он сюда попал.
После ночного летнего шторма, торговое судно "Хоик" с мороженой рыбой и тремя тоннами испанского вина, держало курс в родной британский порт Плимут. Было утро 27 июня 1940 года. Большая часть пути от последнего порта-захода Бильбао, была пройдена, и уже к обеду должны были появиться родные берега. Сорокамильную зону вдоль берегов Британии патрулировали эсминцы времен первой мировой. С утра по команде разнеслась тревожная весть о том, что судно получило радиограмму от одного из эсминцев, предупреждающюю о возможной встрече с немецкой подводной лодкой. Опасения были не случайными - за последнюю неделю в данном районе было потоплено 2 торговых судна. Порывистый ветер усиливал и без того массивные волны с атлантики. Временами ясный, но свеже-ветренный летний денек прибавлял радостного оживления команде от скорой встречи с родным домом. Капитан тем не менее приняв опасения, отошел от курса на 10 миль левее, подальше от опасного пролива. Позавтракав в кают-компании, каждый из экипажа разошелся по своим делам, Рэнди с напарником был отправлен на бак, для дежурства. До прихода в порт оставалось 2,5 часа. Смешаные чуства наполняли душу. Но все-же тревога брала вверх. Подозрительное спокойствие на бушующем темно-синем просторе, ни одного корабля, лишь быстро бегущие волны в окулярах бинокля сливаются с мутным горизонтом.
-Где-же эти патрули? - удивлялся напарник Том.
-Да, странно это - ответил Рэнди, глядя в бинокль - до сих пор ни одного судна на горизонте, хотя вот-вот зайдем в Ла-манш.
"Теперь вновь надо бы сделать ближний обзор" - Рэнди опускает бинокль, проносится взглядом по бушующим водам и вдруг видит, как из-за высокой волны вылетает белый треугольник - пенной кометой он несется прямо на корабль.
- Вот черт! - оба матроса срываются с места в рулевую рубку.
- Торпеда по правому борту!
- Стоп машина! полный назад! лево руля! - но команды капитана уже были бесполезны - торпеда была слишком близко.
Вслед за мощным огненным взрывом, из-под передней части правого борта судна поднялась высокая водяная воронка. От сильного удара часть оконных стекол разбились и осколки на деревянном полу блестели на солнце. Встав и оттряхнувшись, Рэнди получил небольшой синяк от удара об стену. Его напарник и еще двое моряков в кабине, тоже поднялись, а вот грузному и пожилому капитану не повезло: он лежал на спине, пол лица было в крови. Капитан был без сознания, старпом по рупору получал сообщения о быстром затоплении в нижних отсеках, другие моряки приходили в себя после взрыва. 4 трюма на судне располагались симметрично, 2 спереди и сзади 3-х этажной кабины(бака). 2 передних отсека быстро заполнялись водой. Рэнди вышел на мостик и увидел ужасную картину: клубы дыма с пламенем вырывались из под правого борта. Дым шел из-под съехавшей крышки переднего трюма, из щелей второго трюма, а так-же из вентиляционных труб.
- Плохи наши дела - произнес подбежавший матрос - похоже нас разнесло к чертям собачим!
Несколько матросов на палубе вытянули шланг для откачки воды. Старпом, оценив общую информацию о повреждении, приказал спускать шлюпки и готовиться к эвакуации. Его решение оказалось верным - через десять минут суматохи, торговец "Хоик" носом стал черпать воду и накренился вправо на 15 градусов.
С правой палубы второго этажа, все 2 шлюпки были удачно спущены на воду, а вот по левому борту, из-за крена, 1 лодка ударилась на волне о борт и утонула. Рэнди с напарниками пришлось потесниться с 2-мя матросами и пассажиром. Раненого капитана перетащили на соседнюю шлюпку. Едва успели отплыть на 150 ярдов, как корабль водоизмещением 3 тысячи тонн перевернулся на бок, еще через 2 минуты утонул. Из 37 членов экипажа, удалось спастись 28.
К вечеру ветер стих, а огненный диск скрылся за горизонт, оставляя после себя светиться багровым облака.
Немного похолодало. За четыре часа, по близости не прошло ни одного корабля. Лишь на самом горизонте несколько раз виднелись очертания судов, видимо там проходит судоходная линия. Но врят-ли бы его смогли заметить с такого расстояния. Рэнди был озябшим от холода и с самого утра ни чего не ел. "Как бы сейчас хотелось выпить кружку горячего чая" - мысли матроса прервал внезапный гул - высоко в небе появилась колонна из 8 двухмоторных бомбардировщиков "Блендхейм". Они летели из Великобритании в сторону Франции, на помощь союзникам. На высоте самолеты поймали последние секунды заката. Было видно, как края крыльев и стеклянные кабины заблестели на оранжевом солнечном свете. Рэнди поднялся и от восторга начал махать руками и кричать. Но скорее всего его не увидели. Позднее окажется, ни один бомбардировщик не вернется с задания - все они были сбиты фашистскими истребителями. Мимолетная надежда вновь сменилась разочарованием - бомбардировщики так-же быстро, как и появились, исчезли в темнеющем небе на востоке. Восемь точек вновь отобразились на фоне лунного диска, успевшего подняться вслед за солнцем. Тайная тревога начала одолевать сознание. Полная Луна желтея, быстро поднималась вверх. На небе появлялись новые звезды, а прибой всё усиливался. Он как морское чудовище поднимался с глубины и с грохотом ударялся об скалу, при этом высоко вверх выбрасывал струи брызг и пены.
Ночью небо отчистилось и полная Луна ясно освещала морской простор до самых краев горизонта, но суда, по близости, как назло так и не проходили. К полуночи прилив поднялся на 3 фута и отвоевал около половины территории скалы. Рэнди забрался на острую верхушку и жадно продолжал вглядываться в ночное пространство, но все безуспешно. Там на горизонте, мерцали огни проходящих кораблей, но до них было так далеко, что он ни за что бы не осилил такое расстояние вплавь. Неужели он, как никогда близко от своего дома, будучи захлестнут волнами, или разбит о скалы, найдет свою смерть. С восходом Луны, надежд становилось всё меньше. Море поднялось ещё на несколько футов, Рэнди с теперь трудом держался за острый камень, торчащий из воды - это всё что осталось от скалы. Волны, сначала по пояс, а через некоторое время уже по грудь стали пытаться сбить одинокого человека в море. Его ноги отрывало от земли, а тело мощным течением тянуло в бездну, но оцарапвные о скользкий, с острыми краями камень руки, из последних сил выдерживали натиск стихии. После очередного удара, вода уходила вниз, давая семисекундную передышку и уступая очередь следующей. Последующие волны усложняли задачу, уже с головой накрывая Рэнди, приходилось задерживать дыхание и держаться под водой. Следующий прибой был гораздо силбьнее всех предыдущих: с пенным гулом он налетел на скалу, оторвав матроса проч от нее. Ему разодрало в кровь руки, приходилось грести из последних сил. Ногу от холода свело судорогой, и Рэнди начал тонуть. Он из последних сил выгребал руками но это не помогало. Страх, усиленный изнемождением, привел к потере контроля над собой. Он учащенно дышал, начал захлебываться водой. Силы были на исходе, Рэнди понял, что сейчас пойдет ко дну, если ничего не изменится. Сил становилось все меньше, он уже почти не двигался, отказала вторая нога и море непременно воспользовалось этим. Перед очередной волной ему удалось глотнуть воздуха впоследний раз, перед тем как пойти вниз. В памяти всплыли картины детства, вспомнился родной дом в маленьком городке, красотка Аллисон. Рэнди подумал: "Черт, слишком рано я ухожу,ведь мне всего 19. Этого не может быть, я столько еще должен сделать..." Он напряг все своё сознание и вдруг вспомнил, что где-то слышал: нужно чем-то уколоть сведенную конечность, чтобы заставить её двигаться. В отчаянии он изо-всех сил ущипнул ногтями мышцу ноги и немедленно почувствовал сильную боль, то-же самое сделал и со второй ногой. Конечности начали слушаться, но в легких уже не оставалось воздуха, а он уже успел опуститься на немалую глубину. Рэнди собрал всю волю и выплывать на поверхность. Через несколько секунд он был на воде и лихорадочно глотал воздух. Сил больше не было, но он вспомнил, что перевернувшись на спину, сможно отдохнуть на воде. И действительно, это здорово помогло, Рэнди отдышался и немного восстановил силы.
Была поздняя ночь, месяц уже пересекал вторую половину небосвода. Очень сложно было бороться со стихией, все тело трясло, очень тяжело было двигаться, но, моряк продолжал после десятиминутных передышек медленно, но плыть в сторону суши, которая должна быть сразу за горизонтом. В голове маячило одно убеждение:"Я обязан добраться до берега", и это сдерживало от соблазна прекратить борьбу. До сих пор по близости не появлялось ни одного корабля. Но вдруг, среди мрака и ночной тишины, Рэнди услышал гул мотора. Обернувшись, он увидел огни проходящего мимо него корабля. В лунном свете отчетливо было видно 4 дымящих трубы - это был британский эсминец. Достигнув ближайшей точки в 200 ярдов он стал быстро удаляться. Рэнди пытался кричать, но у него пропал голос. Взмахивал руками, поднимая брызги, но все бесполезно - через пять минут корабль был в недосягаемости.
Невыносимый холод и усталость захватывали тело. Казалось, что сейчас наступит конец мучениям, но Рэнди снова открывал глаза, и напрягая сознание, внимательно вглядывался в морскую даль. Желто- серебристым светом на черной воде играли блики волн, казалось им не будет конца. Что-то появилось из под воды и снова скрылось под водой в ярдах 70. Собрав все силы, Рэнди начал двигаться и медленно доплыл до места. Это оказался большой обломок шлюпки, по всей видимости с "Хоика". Кусок досок белого цвета накрывало волнами, но на нём можно было держаться на воде. Рэнди даже удалось по грудь выбраться из воды, забравшись на доски.
Незаметно подкралось утро, давая о себе знать светлеющим небом на востоке. Небольшое волнение и легкий ветерок не прибавляли надежд, в утреннем свете ни кого не было видно. Рэнди всю ночь не спал, но он как бы дремал в полусознательном состоянии. Как только поднялось солнце, вода немедля поменялсь с черного ночного на синий цвет морской волны. Едва заметно дул утренний бриз. Волны были большие и ровные, они шли с океана. Гораздо приятнее медлнно качаться в пяти-футовом диапазоне на таких волнах, чем при шквальном ветре, постоянно захлестываться небольшими, но агрессивными пенными волнами.
Утреннюю тишину нарушила незаметно поднявшаяся из под воды, башня подводной лодки. Рэдни сонным взглядом повернулся направо и увидел перед собой, так же близко, как спасидельные доски, всплывающюю башню подлодки. Похоже радоваться было рано - на башне нарисована эмблема двухглавого орла со свастикой, это немецкая лодка. Через минуту, лодка, класса II, полностью была на воде. Это небольшая учебная подлодка, переоборудованная под боевую. Но её размер(всего 250 тонн водоизмещение) и бывшее предназначение совсем не означают её безобидность. В прибрежных водах, в автономном плавании, она вполне может двойным торпедным залпом уничтожить большой корабль.
На башне открылся люк, и на верх поднялся человек в немецкой форме с погонами и в фуражке. Рядом с ним появились еще двое. Главный в форме, смотрел на матроса в бинокль, потом передал посмотреть подчиненным. Между ними завязался оживленный разговор, отчетливо слышалась немецкая речь.
"Опять эти сволочи". - Подумал Рэнди "Интересно, сколько они за мной наблюдали?"
Немцы смеялись, глядя на моряка, потом начали что-то выкрикивать в его адрес.
-Fuck you!- выкрикнул осевшим голосом тот в ответ. Троица засмеялась ещё громче. Командир скомандовал подчиненному и тот пошел к пулемёту, а двое стали внимательно наблюдать.
Пули в щепки разнесли дерево и растворяясь в воде, оставляли белые трассеры. Было слышно, как они прошивают воду. Из-за столба брызг, его не было. Проплыв 30 футов под водой, сильная боль ударила Рэнди в бок. Он вынужден был всплыть. Казалось, сейчас его добьют. Но повернувшись назад, он с удивлением увидел, как лодка погружается и быстро набирая ход, удаляется от него. Ответом на вопрос был эсминец с другой стороны, который на полном ходу, шел прямо на него. Рэнди не ожидал такой перемены событий и раненный в плечо, он барахтался на воде и зпоследних сил. Эсминец прошел быстрым ходом совсем рядом, вот уже показалась корма. Чуть не захлебываясь в водовороте вонл, оставленных кораблем, Рэнди замечает, как с кормы кто-то бросает спасательный круг.
Слышны хлопки катапульт, выстреливающих с кормы эсминца глубинные заряды в виде баррелей, которые попарно, с интервалом в несколько секунд, падают в воду по обе стороны вслед за кораблем. Еще через несколько секунд, с грохотом появляются взрывные воронки на воде.
Перед Рэнди же стоит последний рубеж - достичь спасательного средства, но силы как назло покидают его, одна рука парализована, и из последних сил, наглотавшись воды, он все-таки достигает цели.
Очнувшись, Рэнди увидел, что находится в маленькой комнате, пред ним стоял молодой матрос:
-Ранение сквозное, ну ничего страшного - доктор сказал, жить будешь.
-Где я?
-Ты на Эсминце Фалмут. По всей ты видимости с "Хоика"? Вчера мы засекли сигнал "SOS", но придя в квадрат, никого не обнаружили. Один матрос случайно тебя заметил, когда мы охотились за субмариной, так что тебе повезло - ты единственный спасенный. Больше никого с экипажа не видел?
-Нет, мы спаслись на шлюпках, но появилась немецкая подлодка, и открыла зенитный огонь, больше я никого не видел.
-Вот собаки, но ничего, теперь поквитались - сейчас они лежат на дне! Ладно, теперь все позади, сейчас можешь отдыхать, завтра будем дома.
P/S После ноябрьского шторма, не многим из экипажей сухогрузов удалось спастись. Некто Зафар, сутки находился в ледяной воде, прежде чем его обнаружили, но он выжил. В последнее время, российские суда тонут, как в военное время. И виной тому не погодные условия, а несоблюдение норм безопасности на изношеных судах, в целях экономии руководством частных компаний. Большой риск ходить на на таких списанных "корытах" - как говорят знакомые моряки. Но это единственный способ в нашем регионе заработать честным трудом хоть какие-то нормальные деньги. Еще на рейсе пассажирами шло много т.н. "колесников", то есть за японскими автошинами, ну и автомобилями, как обычно. Отправляются туда - вся палуба завалена лесом, обратно - японскими иномарками. После крушения в воде находили завернутые в целофан пачки размером до 100.000 $. Но налоговики семьям погибших эти деньги не возвращала, т.к по закону такие суммы в рейс брать нельзя. Это были оборотные средства предпринимателей. После повышения автомобильных пошлин, стало очень тяжело торговать. Но в нашей стране, кто не рискует, тот ничего не имеет.