Гумилевский Геннадий Алексеевич : другие произведения.

Понятие духовности согласно Библии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  ВВЕДЕНИЕ
  Участвуя в беседе в одной из тем в Прозе.ру, я прочитал такие слова собеседника о понятии духовности: "Зачем вообще вводить понятие "духовность", что оно нам даёт и объясняет? Скорее, оно само нуждается в тщательном определении. В большинстве случаев понятия "культура, культурный человек, культурное развитие" ничем не хуже, но не имеют мистических коннотаций". Раскрыть полностью значение этого слова нам не удалось. Однако, вскоре мне удалось прочитать в интернете статью на эту тему, которая мне понравилась, а поэтому предложил её прочитать как своим, так и другим читателям, и поделиться своим мнением об изложенном ниже её тексте.
  
  Однако, отзывов я не получил и это не удивительно, так как в статье, хотя и было изложено понятие духовности известными людьми, но не было изложено самой сути духовности о её ДУХЕ, корне слова, на котором и базируется понятие слова ДУХовность. Духовность приравняли к нравственности, к морали, к культуре человека, не понимая, что нравственность принадлежит духовности, она входит в неё также как и мораль, но только как часть духовности.
  
  Согласно Википедии: "Духовность есть совокупность проявлений духа в мире и в человеке. В социологии, культурологии и публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
  
  Проблема духовности в психологии впервые стала рассматриваться в конце XIX- начале XX века в рамках понимающей психологии, представители которой делали акцент на изучении человеческой психики в связи с духовными видами деятельности (культура, искусство, этика и др.), а не с естественными науками".
  
  Однако, слова ДУХ и ДУХОВНОЕ существовали за несколько тысяч лет раньше от образовавших от них слова ДУХОВНОСТЬ. Причиной же того, что в социологии, культурологии и публицистике стали употреблять слово ДУХОВНОСТЬ к обозначению у человека положительных качеств в нравственности и морали можно назвать христианскую мораль, которая исповедовалась основами христианства. В первую очередь мы должны говорить о Нагорной проповеди.
  -----------------------------
  В Библии нет слова ДУХОВНОСТЬ, но есть слова со словом ДУХОВНЫЙ (1Кор.14-16) и др. Согласно грамматики
  Суффикс -ость- у существительных образует новые слова со значением абстрактного признака или состояния, отвлеченного от его носителя нежный: нежность и др.(Г.Г. Состояние может быть и действием). Отвлеченные существительные с суффиксом -ость употребляются исключительно в форме единственного числа, то есть не изменяются по числам.
  
  Нагорная проповедь- проповедь Христа, в которой выражена сущность новозаветного нравственного закона (нравственного учения) и его отличие от ветхозаветного. Нагорная проповедь была произнесена Спасителем на холме близ Капернаума в Галилее. Содержание проповеди излагается в Евангелии от Матфея гл. 5,6,7 и в других Евангелиях. Эти изречения касаются нравственной жизни человека и его поведения. Слово ДУХОВНОСТЬ родилось и обрело своё существование среди людей только благодаря христианства, однако потеряло своё истинное значение, согласно Библии, что будет изложено ниже. Но прежде чем перейти к изложению этого, я предлагаю прочитать в сокращении прежнюю статью "Понятие "духовность", "нравственность" и их характеристика" https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3409
  -----------------------------
  "Понятие "духовность" производно от "духа". Этим термином в русском языке издавна обозначается то, что противоположно субстанциальной основе бытия- "материи". "В словаре русского языка" С.И. Ожегова "духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными".
  
  Необходимо также отметить следующее: анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин "духовность" рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Это вполне объяснимо, так как даже этимологически слова "дух", "душа" восходят к слову "дыхание" - признаку, непосредственно отличающему жизнь от смерти, что позволяет религиозному осмыслению человеческого бытия связывать "дух" с бессмертным и божественным.
  В христианской традиции духовность противопоставляется душевности- совокупности всего того, что не выходит за пределы психологических процессов.
  
  В отличие от "душевного" "духовное" очищено от замаскированных импульсов своеволия, себялюбия, чувственности, агрессивности. Поэтому духовность в христианской этике связывается с внутренней чистотой и умиротворенностью, со скромностью и послушанием.
  
  B.C. Соловьев был первым отечественным философом, который в основу своей философской системы положил учение о нравственности. Понятия "нравственность" и "духовность" в его работах синонимичны. Предметом нравственной (духовной) философии является понятие добра, которое единое, по его мнению, у всего человечества.
  
  В соответствии с воззрениями таких ученых, как Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Вернадский, В.Зеньковский, Ж.Пиаже, К.Роджерс, В.Соловьев, С.Франк, Р.Штейнер, сущность человека никогда не сводилась только к биологической и социальной сторонам, но всегда наполнялась также и духовным содержанием. В "Философской энциклопедии" (1967) духовность толкуется как явление, противоположное физической сущности человека, как его мыслительная деятельность. В "Толковом словаре" русского языка духовность определяется как "свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными".
  
  При этом, поскольку одним из значений слова духовный является "относящийся к религии, к церкви", то в философской литературе советского периода отождествление духовного с религиозным можно встретить столь же часто, как и отождествление духовности и культуры - в период постсоветский. Такое смешение понятий, считает В.И.Шкиндер, и по сей день является серьезной помехой для выявления подлинной сущности духовности человека.
  
  Соглашаясь с тем, что в толковании проблемы духовности, особенно её истоков, нет единого мнения, а существуют достаточно полярные точки зрения, коллектив авторов считает, что правомерно говорить о двух разновидностях духовности: религиозной и светской. Их противопоставление, ставшее традиционным, серьезно нарушает единство и целостность духовного бытия человека, мешает преодолению аморальных явлений в современной жизни, тем более, что христианской и светской мысли общий интерес и общая задача - помочь человеку быть и стать человеком, осознать свое кровное единство с другими людьми и разделить ответственность за их судьбу.
  
  Таким образом, делает вывод исследователь, духовность реализуется в стремлении к смыслу жизни (С.Л.Франк, В.Франкл, Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков и др.). Исследование позволило сделать вывод, что психологическими основами субъективного духа человека является его способность к самотрансценденции (А.Маслоу, В.И. Слободчиков). Духовность есть ценностно-смысловое основание человеческого существования, реальность которого подтверждается тем, что его отсутствие низводит человека к уровню чисто биологического животного вида, к уровню живых организмов.
  
  Анализируя наследие отечественных философов второй половины XIX - начала XX века, В.И. Додонов приходит к выводу, что в понятие нравственность философы-мыслители вкладывали глубокую человечность, видели самоотдачу, бескорыстие. П.А. Флоренский писал: "Человек обогащает себя, когда отдает себя другому". В оценке нравственности у философов есть общая черта и в тоже время некоторые специфические подходы. Они видели в нравственности прежде всего религиозную основу. Нравственность, утверждали они, должна быть религиозной, высшая нравственность - это церковь. Нравственность они рассматривали не как нечто застывшее, а как такое свойство человеческой души, которое все время находится в движении и развитии." Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3409
  
  Понятие духовности согласно Библии
  
  "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор.14-16). И вот об этом небольшая статья.
  
  "Что значит: душевный и духовный человек?
  
  Душевный человек, это тот, кто не мыслит духовно, он больше прислушивается велению своей души, своим чувствам. Этот человек не возрожден (не Рождён свыше, Духом, см. Иоанна 3-я глава), его интересы находятся в пределах вещей этой жизни, и он материальные интересы ставит на первое место в своих приоритетах. Такой человек в решении всех вопросов полагается на человеческую мудрость. Он живет в угоду себе и желаниям своего невозрожденного сердца. Поэтому он не способен оценить и понять то, что от Бога.
  
  План спасения, чудное откровение любви Божией в его глазах безумие. Он не может различить светскую философию от духовной истины, поскольку мудрость Божия доступна пониманию только теми, кто позволяет себе быть наученными Святым Духом...
  Душевный человек не может понять глубину Божьей премудрости. Это удел духовных. Духовный человек проверяет, просеивает и тщательно взвешивает всё, что попадает в поле его зрения. Будучи руководим Духом Божиим, он из всего делает правильные выводы. Душевный же человек не может понять принципы, чувства, мысли надежды и радости духовного человека, ибо невозрожденное сердце не в состоянии оценить то, что исходит от Духа Божия". Александр Серков http://www.bible.com.ua/answers/r/36/320167
  
  Так что же такое слово ДУХ, от которого произошли слова ДУХОВНЫЙ и ДУХОВНОСТЬ. Словом дух открывается нам с самого начала Библия (Бытиё 1:2). В Библии слово "дух" встречается 312 раза. Однако, главным для этой статьи являются слова Господа в третьей главе Апостола Иоанна: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Рождённое от плоти есть плоть, а РОЖДЁННОЕ от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа (Стихи 3,6,7,8).
  
  Рождение свыше не связано условием имеет человек совершенство или нет. Рождение свыше есть не усовершенствование человека, а изменение его духа человеческого, но душа и тело его не меняется. Человек получает в себя при этом Духа Божьего и это происходит при признании своим Богом Иисуса Христа по вере и любовью к Нему. В этом и есть духовное совершенство. Ведь совершенство может быть разное: физическое (рост, мускулатура и др.), совершенствование по специальности, совершенство душевное, но Рождение свыше подразумевает только духовное совершенство, только когда в человеке поселяется Бог в его духе Своим Божьим Духом и человек рождается новым.
  
  Главное в человеке дух а не душа и тело. Каков Дух человека- таков он и сам перед Богом и людьми. Рождённый свыше человек есть совершенно новый человек, он становится таким, которым его хочет иметь Бог, а поэтому Господь и говорит всем людям через Никодима: ДОЛЖНЫ вы родиться свыше! Это есть только короткий отрывок из статьи "Что такое Рождение свыше" http://proza.ru/2021/05/16/242
  
  Итак: 1)слова ДУХ и ДУХОВНОЕ существовали за несколько тысяч лет раньше от образовавших от них слова ДУХОВНОСТЬ. Причиной же того, что в социологии, культурологии и публицистике стали употреблять слово ДУХОВНОСТЬ (к обозначению у человека положительных качеств в нравственности и морали) можно назвать христианскую мораль, которая исповедовалась основами христианства.
  2)Называть человека ДУХОВНЫМ можно только при условии его Рождения свыше.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"