Гундаренко Святослав Викторович : другие произведения.

Дельфинотерапия: Психологические Особенности Коррекционной Работы С Больными Детьми

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшой материал с которым я выступал на II Всероссийской научно-практической конференции "Векторы образования: от традиций к инновациям". В соавторстве с Селезнёвым C.Б.(д-р мед. наук, профессор кафедры социальной работы, психологии и социального права филиала ФГБОУ ВПО РГСУ в г. Анапе)


ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ
Дельфинотерапия - частный метод анималотерапии, которая пред-
полагает оказание психотерапевтической помощи посредством взаимодей-
ствия с животными (в данном случае - с дельфинами). Главными объекта-
ми лечебного и профилактического воздействия дельфинотерапии могут
стать ключевые факторы патогенеза нервных и психических заболеваний,
плохо поддающихся другим методам лечения (детский церебральный па-
ралич, ранний детский аутизм, умственная отсталость и др.). В английском
языке она называется "Терапией при помощи дельфинов" - Dolphin Assisted
Therapy. Данное понятие точнее отражает суть лечебного воздейст-
вия этого метода, акцентируя внимание на том, что дельфины - ключевая
составляющая лечения, именно они более всего влияют на пациентов с
различными отклонениями и заболеваниями [2].
Воздействия дельфина, а также других физических факторов, свя-
занных с морскими купаниями, активирует поведение больного ребёнка,
формирует у него положительный эмоциональный настрой, мобилизует
резервы его организма, что, в свою очередь, является благоприятным фо-
ном для последующих лечебно-реабилитационных мероприятий [5]. Пере-
чень заболеваний и болезненных состояний, при которых дельфинотерапия
может быть эффективной в настоящее время значительно расширился. К
ним относятся: синдром хронической усталости, астенические и апатиче-
ские состояния после перенесённых соматических заболеваний, детские
неврозы, депрессивный и фобический синдромы, неврастения, синдром
раннего детского аутизма, сидром Дауна, синдром дефицита внимания и
гиперактивности, детский церебральный паралич и многие другие [2; 5].
В работе с больными детьми и детьми с особенностями в развитии
важны и слова, и жесты, и мимика дельфинотерапевта. Важна его яркая
135
личность, ориентирующая ребёнка на то, что сейчас его поведут к счастью,
к новым радостным и волнующим ощущениям. В сеансе дельфинотерапии
психолог выступает посредником между двух миров: ребёнка и дельфина.
Специального учебного руководства по этому посредничеству в мировой
практики дельфинотерапии пока не существует. Наша задача - попытаться
по возможности восполнить этот пробел, основываясь на собственном
опыте многолетней работы.
Целью предлагаемого материала не является описание схем проведе-
ния психокоррекционных занятий; наша задача - раскрытие основных
психологических особенностей практической деятельности психолога-
дельфинотерапевта и определение стилей его поведения, придерживаясь
которых можно добиться желаемых положительных результатов.
В педагогике понятие "коррекция" определяется как исправление
(частичное или полное) недостатков психического и физического развития
у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических
приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагоги-
ческое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям,
направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а
подразумевает воздействие на личность ребенка в целом [1].
В результате аналитических наблюдений нами выделено три группы
стилей поведения дельфинотерапевта (имеющих в своих подразделениях
отдельные категории):
"Либеральные стили" - отличаются низкой требовательностью,
попустительством, необязательностью дисциплины, некоторой пассивно-
стью психолога и предоставлением свободы действий ребёнку при сохра-
нении необходимого минимального уровня контроля над ним.
"Демократичные стили" - строятся на доверии, информировании,
инициативе, творчестве, самодисциплине, сознательности, ответственно-
сти, поощрении, ориентации не только на результаты, но и на способы их
достижения.
"Авторитарные стили" - характеризуются жесткостью, требова-
тельностью, единоначалием, строгим контролем и дисциплиной, ориента-
цией на результат.
Внимательный читатель заметит, что описанные выше группы соот-
ветствуют популярной теории лидерства, сформулированной немецко-
американским психологом Куртом Левином, совместно с коллегами Лип-
питом и Уайтом в 1939 году [6]. И это не случайно, ведь одной из осново-
полагающих ролей психолога во время проведения сеанса психокоррекции
является роль лидера, способного помочь своему пациенту в достижении
желаемого результата.
В ходе проведённого учеными эксперимента, в котором участвовали
четыре независимых группы, было замечено: что все их участники пред-
почитали демократичный стиль, а авторитарный стиль лидерства являлся
причиной повышения уровня сопротивления, агрессии и жестоких шуток
136
(увеличение агрессии отмечалось так же и при резком переходе от автори-
тарного к либеральному стилю); и то, что переход от авторитарного стиля
к демократичному занимает больше времени, чем, наоборот - от демокра-
тичного к авторитарному [3; 4].
Из чего напрашивается вывод: использование различных стилей по-
ведения в работе психолога-дельфинотерапевта всегда должно быть по-
следовательным, без резких рывков и метаний от одного к другому, а так-
же продиктовано реально складывающими рабочими взаимоотношениями
между больным ребёнком и дельфинотерапевтом (степень доверительно-
сти, эмпатии, глубина психологического контакта). Только в этом случае
процесс психокоррекции можно считать полноценным и управляемым.
Группа 1. Либеральные стили поведения.
Наиболее востребованы в ситуациях, целью которых является кор-
рекция поведения ребёнка и повышение самостоятельности, а так же
улучшение его двигательно-волевых навыков. Потребность в данных сти-
лях может возникнуть в любой момент процесса психокоррекции, однако,
как правило, возникает ближе к окончанию курса дельфинотерапии.
1. "Артист" - эмоционально-игровой стиль поведения, при кото-
ром психолог находится в постоянном движении, стараясь заинтересовать
ребёнка каким-либо элементом занятия, а затем переключая его внимание
на нечто новое, с целью создания зависимости от внешних факторов, либо
преодоления имеющихся или возникающих страхов. Таким образом, пси-
холог не позволяет ребёнку чрезмерно сосредоточиться на чем-то одном и
направляет его внимание в нужное для занятия русло.
2. "Торговец" - доверительно-игровой стиль поведения, в котором
основной уклон делается на взаимовыгодное сотрудничество по принципу
"бартерного" обмена между психологом и ребёнком. Иначе говоря - спе-
циалист манипулирует желаниями ребёнка, с целью достижения конкрет-
ного результата, осознано идя на определённые уступки со своей стороны.
3. "Партнёр" - доверительный стиль работы специалиста. Ребёнок
и психолог находятся примерно в равных условиях, одинаково ориентиру-
ясь в ходе занятия. Психолог либо наблюдает со стороны за действиями
своего подопечного, либо участвует в процессе занятия на равных с ним
условиях. В процессе занятия возможен активный диалог между участни-
ками, а так же распределение ролей в ходе сюжетно-ролевой игры, в том
числе и такой где ведущая роль отдаётся ребёнку, а психолог как бы зани-
мает его место.
Группа 2. Демократичные стили поведения.
Наиболее приемлемы в ситуациях, целью которых является коррек-
ция поведения ребёнка, улучшение его эмоциональных и когнитивных на-
выков. Потребность в данных стилях может возникнуть в любой момент
времени в процессе курса психокоррекции. Можно сказать, что перечис-
ленные ниже стили всегда должны быть базовыми в работе психолога и
применяться в обязательном порядке при переходе от авторитарного стиля
к либеральному.
137
1. "Учитель" - основной стиль поведения во время занятия, опира-
ется на чёткое и своевременное донесение информации до ребёнка. Ребё-
нок предупреждается о последствиях нежелательного поведения и ожи-
даемых результатах желаемого.
2. "Молчун" - эмоционально-невербальный стиль поведения, при
котором терапевт ограничивает вербальную составляющую занятия, ак-
тивно используя жесты, мимику, эмоции, непривычный язык или свист.
3. "Наседка" - эмоционально-доверительный стиль поведения, при
котором психолог ориентирован, прежде всего, на создание максимальной
зоны комфорта для ребенка. Основой данного стиля являются - поддержа-
ние ощущения безопасности и спокойствия.
Группа 3. Авторитарные стили поведения.
Наиболее приемлемы в ситуациях, целью которых является форми-
рование поведения ребёнка и развитие его адаптационных навыков, т.е.
работа ведётся в границах эмоциональной и двигательно-волевой сферы и,
в основном, не затрагивает сферу когниции.
Потребность в них возникает, как правило, в начале курса дельфино-
терапии, в то время когда ребёнок ещё только попадает в новую для него
ситуацию и всеми силами стремится к возвращению в привычную для него
"зону комфорта".
1. "Борец" - данный стиль является демонстрацией своего духов-
ного и физического авторитета перед ребёнком, когда тот декларирует о
собственной физической силе для достижения желаемых им, а не психоло-
гом, результатов. Данный стиль является вынужденной мерой и применя-
ется только в исключительных случаях для блокирования высокого уровня
агрессии со стороны ребёнка, а так же для максимально жесткого контроля
над ним с целью формирования управляемого поведения в случае, если та-
кое поведение является категорично нежелательным.
2. "Кукловод" - доминирующе - стимулирующий стиль поведения,
при котором терапевт осуществляет все необходимые действия руками ре-
бёнка, контролируя нежелательные движения и стимулируя его мышечную
память.
3. "Сержант" - вербальный доминирующе - стимулирующий стиль
работы, при котором психолог выступает в роли безусловного лидера, с
целью формирования новых поведенческих горизонтов у ребёнка и кор-
рекции нежелательного поведения.
4. "Пограничник" - комбинированный стиль работы, базирую-
щийся на формировании необходимого поведения путем четкой расста-
новки границ в мягкой или жесткой форме с использованием как позитив-
ных, так и негативных подкреплений. Желательно использование вербаль-
ных способов подкрепления, хотя в отдельные моменты допустимо ис-
пользование безвредных физических способов, с целью создания диском-
форта и переключения внимания (например - поливание водой).
138
В заключение заметим: ни один из предложенных выше стилей рабо-
ты психолога-дельфинотерапевта во время коррекционного занятия не яв-
ляется абсолютно самодостаточным; результативность их применения за-
висит от способности специалиста комбинировать и менять их при необ-
ходимости, в зависимости от ситуации и поставленных целей. Можно ска-
зать, что нами представлены основные элементы мозаики, без которых не-
возможно создать живую картину под названием "Дельфинотерапия".
Список литературы
1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев,
Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластёнина. - М. : Академия.
2004. - 272 с.
2. Кунерт К. Дельфинотерапия. О целительной силе дельфинов. На-
учное подтверждение чуда / Пер. с нем. - СПб. : Диля, 2013. - 256 с.
3. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М. :
Смысл, 2001. - 572 с.
4. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. Е. Сурпи-
на. - СПб. : Сенсор, 2000. - 368 с. (Мастерская психологии и психотерапии).
5. Лукина Л.Н. Дельфины в системе психофизической реабилита-
ции людей. - Севастополь : НПЦ "ЭКОЗИ - Гидрофизика", 2007 - 172 с.
6. Сергеева В.Б. Лидерство в менеджменте / В.Б. Сергеева, А. Тока-
рева // Вестник НГИЭИ. - 2012. - ? 9. - С. 81-102.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"