Гунин Лев :
другие произведения.
Израильский Апартеид
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
© Copyright
Гунин Лев
(
leog@total.net
)
Размещен: 14/11/2001, изменен: 10/09/2010. 26k.
Статистика.
Эссе
:
Публицистика
Политика
Скачать
FB2
Лев ГУНИН
ИЗРАИЛЬСКИЙ АПАРТЕИД
(НАСТОЯЩЕЕ НАЗВАНИЕ СТАТЬИ)
Статье возвращён её подлинный текст, изменённый и
искажённый в своё время редакцией
Газета "Курьер" (Тель-Авив) Љ 118, Февраль 1994
АПАРТЕИД ПО-ЕВРЕЙСКИ
(ГАЗЕТНОЕ НАЗВАНИЕ)
"Израиль и по своим климатическим условиям, и по ландшафту, и по
разнообразию типов лиц представляет собой пеструю мозаику - кажется, вся
планета, все человеческие расы и национальности имеют эдесь своих
полномочных представителей".
- Красиво, не правда ли? Но реальная жизнь, увы, обычно далека от
"сливочно-шоколадных" текстов рекламных проспектов и отношения между
различными еврейскими общинами в самом Израиле чаще всего оставляют желать
лучшего, хотя официальные израильские идеологи изо всех сил пытаются
представить дело так, словно нет между нами никаких этнических трений и все мы
- один народ... -
Я, - автор этих строк - родился и вырос в Белоруссии, но свое еврейство всегда
воспринимал как принадлежность к группе восточных народов, и это подогревало
мой интерес к Востоку, к его людям, традициям, культурным и историческим
ценностям. За много лет до того, как я оказался в Израиле, я знал, что тут
собрались "граждане всего мира", и из писем тех, кто решился на олию еще в
начале 70-х, я с ужасом узнал о тех обезличиваниях и идевательствах, которым
подвергались выходцы из арабских стран в кибуцах, о бесчеловечности и ненависти,
с которыми пришлось столкнуться нынешним "ватикам", а тогда - таким же "зеленым"
новеньким репатриантам, какими являемся мы с вами...
В конце 80-х годов когда, как грибы стали расти различные общества еврейской
культуры, часть которых начала выпускать свои периодические издания, я подумал,
что вот, наконец, наступил час большой интеграции между еврейскими общинами
"последней империи XX века" прибалтийской, белорусской, украинской,
российской, грузинской, бухарской, горской... Чтобы внести свою лепту в это
благородное дело, я написал серию очерков об истории и культурных традициях
евреев Белоруссии, Грузии, Узбекистана и направил их в различные еврейские
издания бывшего Союза. На мой взгляд, материалы эти были достаточно
интересны и главное - необходимы. Кроме того, я бывал иногда сам поражен
сделанными мною "открытиями". Так, без особого труда раздобыв в библиотеках
материалы о бухарских евреях, я узнал о том, какую роль сыграла эта ветвь нашего
народа в развитии восточной медицины, литературы и искусства, о великолепной
культуре быта и романтических синагогиальных обрядах этой общины... Каково же
было мое удивление, когда в редакциях "ашкеназийских" еврейских изданиях я
столкнулся с полным непониманием; меня спросили, "для чего мне все это нужно".
И тогда я решил отправить этот цикл статей в Израиль. Естесственно, их надо
было немного дополнить материалом о жизни этих общин на своей "исторической
родине", и тут, к своему удивлению, я столкнулся с полным отсутствием
каких-либо сведений по этому вопросу. Неужели столь сильно отличающиеся друг
от друга этнические группы евреев буквально за пару десятков лет могли потерять
все свои особенности и традиции?!
Я спрашивал об этом у частенько наезжавших в Минск израильтян и вновь
наталкивался на стену непонимания, а иногда и откровенной враждебности.
Свои размышления, связанные с исследованием истории различных еврейских
общин и наблюдениями за их жизнью в Израиле, я изложил в большой статье
"Неизвестный Израиль", которая в сокращении была издана в России и в США. И...
пошла писать губерния! В чем только не обвиняла меня за последние полтора
месяца ивритоязычная журналистская братия! И в расизме, и в антисемитизме, и в
оскорблении государства Израиль...Трудно сказать, какие обвинения пока ещё не
были выдвинуты! При этом одна цитата из моей работы выдиралась из контекста и
комментировалась таким образом, что было непонятно, где же кончается цитата и
начинается комментарий. Что ж, методам массовой пропаганды и агитации на
факультетах журналистики израильских вузов учат действительно замечательно: не
хуже, чем учили в советских. При этом их тактика направлялась на то, чтобы
свести обсуждение моей концепции будущего развития Израиля к обсуждению
отношения к бухарским евреям. Между тем в моей работе вообще не даются никакие
оценки той или иной этнической группе. Речь там идёт о месте, которое та или
иная община занимает в иерархии влияния в стране. И, если я считаю, что
бухарские евреи имеют низкий социальный статус, то все претензии должны быть
направлены не ко мне - не в моей власти наделять социальным статусом.
Согласно моей концепции, современный Израиль - это государство
своеобразного "внутринационального апартеида", в котором выходцы из ряда
восточноевропейских стран (Румынии, Венгрии, Чехословакии, Югославии и
частично Польши) и их потомки обладают максимально возможным политическим
и экономическим влиянием, гарантирующим им сытость и обеспеченность.Другие
евреи, прибывшие из арабских стран, Эфиопии и мусульманских республик
бывшего СССР (в том числе и бухарские евреи), являются наиболее угнетаемой и
эксплуатируемой частью общества. Если мое понимание Израиля как государства,
в котором проводится жесткий этнический прессинг, ошибочно, то замалчивание
моей концепции и прямое искажение сути моих работ - не лучший аргумент в
споре с ней.
Следующий момент - это проблема чудовищного давления, которое оказывается
государством с целью обезличить выходцев из разных мест, отнять у них связь с
прошлым, с культурными традициями их общин.
Да, я призываю к отличиям, но это вовсе не противоречит моим же призывам к
интеграции. Ведь обезличенному человеку, культурно-этническому люмпену, - в
которого превращены несколько поколений израильтян, - нечего дать ни своим
современникам, ни своим потомкам. Когда убивается суть, культурные традиции
подавляются. остаются лишь внешние различия - и тогда неминуемо приходит
вражда и ненависть...
Спасение нации. для которого у нас есть, может быть, не более нескольких
лет - в немедленном прекращении дискриминации наиболее слабых этнических групп,
в открытии этнических "русских", "эфиопских", "бухарских" и др. школ, в честном
представительстве всех этнических групп в парламенте страны, в отмене
пропаганды превосходства родившихся в Израиле людей над всеми остальными, в
прекращении использования жилищного вопроса как рычага закрепления
экономического и социального неравенства, в отмене пресловутого израильского
"квиюта" - постоянства, предоставляющего его обладателям гигантские социальные
льготы, деньги на которые берутся за счет других евреев, причем последние
почему-то всегда принадлежат к определенным этническим группам, а также
"кабланута" - главного орудия дискриминации и издевательства над людьми. В
сущности, этих людей, силою специально созданных "обстоятельств" заставляют
заниматься подупрннуднтельным, а если добавить к этому размеры оплаты, то и
рабским трудом. Отсюда существующая и все продолжающая нарастать
напряженность в отношениях как между различными этническими группами, так и
между отдельно взятыми людьми, которую не станет отрицать ни один
израильтянин.
Сейчас среди таких "эксплуатируемых" этнических групп оказались и новые олим
из бывшего СССР. Самоубийства, смертность, значительно превышающая уровень
смертности среди "коренных израильтян", огромный процент травматизма и
несчастных случаев на рабочем месте... Множество детей новых репатриантов (по
самым приблизительным оценкам, от 5 до 10 тысяч) не учатся в школе из-за
бедности родителей, издевательств над ними соучеников и учителей - все это
следствие этой чудовищной системы. Продолжительность рабочего дня, ставки
зарплаты, отношение чиновников - все для "русских" имеет свой, особый стандарт.
Трудно определить, сколько людей предпочитают отказываться от медицинского
обслуживания, так как им нечем платить в больничную кассу, сколько
"олимовских" семей являются "полубездомными", живущими на грани
выселения... Но и в этом нет никакого социологического открытия - бедственное
положение столь огромной группы населения неминуемо должно привести к росту
преступности и нанести страшный удар по экономике страны. И потому
необходимо, пока не поздно, сломать механизм, вновь и вновь запускающий в ход
маховик "этнического апартеида" внутри одного народа. Пока не поздно...
______________________
Copyright љ by Lev Gunin
ISRAELI APARTHEID
A Jewish Apartheid?
By Lev Gunin
From "Courier" newspaper (Tel-Aviv) No. 118
February 1994, page 3.
Translation from Russian original
Pre-word from Editor
"Israel has various climate zones, landscapes, different types of faces - as a
multi-colored puzzle. It looks like the whole Planet Earth, all human races and
nationalities have their representatives in Israel..."
Beautiful, isn't it? But the real life is far from "creamy-chocolate" tourist
brochures, and the relations between various Jewish communities within Israel
could be much better. (It can't be hidden - dispute of wild attempts of Israel's
propagandists-ideologists to present this situation as if there were no
conflicts between different Jewish ethnic groups at all). ***
The author of this article was born and grew up in Belarus. But he interpreted
his Jewish nationality as belonging to a group of East nations, and this
developed and stimulated his interest to the East and to people of East,
their traditions, and cultural and historic values.
Many years before finding myself in Israel I already knew that citizens
from all over the world are getting together here, and discovered with
horror (from letters of those who came to Israel in 1970-s) that origins
from Arabic countries were under pressure of mockery and leveling in
kibbutzs, that the present "old immigrants" ("vatikim") - by then fresh,
"green" immigrants - met inhumanity and hatred: as we now.
When (in the end of 1980-s) various Jewish cultural associations started
to appear as mushrooms after rain, (some of them published periodic newspapers
and magazines) I hoped that here is a good chance now for a greater
integration between Jewish communities. Living in the last great empire
of the XX century, Baltic, Belorusian, Ukrainian, Russian, Georgian,
Bukharian, and other Jewish communities, were separated from each other
geographically and culturally. Trying to do something for the noble goal
of their unity I wrote a number of essays about history and cultural
traditions of Belorusian, Georgian and Uzbeks's Jews, and mailed them
to a number of Jewish newspapers and magazines. I thought that my material
was interesting and wealthy.
Sometimes I was astonished by my own "discoveries"; so, when I've got
a material about Jews from Bukhara (I obtained it easily in the former USSR)
I realized what an Important role played Bukharits In the development of East
medicine, art and literature. I also read about their picturesque customs and
synagogical traditions. You can Imagine my surprise when I was stopped by
questions like "why do you care?"
Then I decided to mail my essays to Israel. Naturally, it was clear that
they should be adjusted by an information about how these communities
are integrated in Israel - their historical homeland. To my surprise I
found that there was absolutely no information about that. Did it
mean that these, so different ethnic groups, really could loose all
their cultural traditions and distinctions during just tenth of years?
I asked Israelis, who very often visited Minsk, about that - but they
met this question by a wave of misunderstanding and hostility. I described
my thoughts about the history of different Jewish communities and about
their life in Israel in a wide essay, which I called "Unknown Israel".
Parts (extracts) of this work were published In Russia and USA. When this
work was published, I was accused of racism, fascism, anti-Semitism and so on.
How many accusations were made in my address during the last one and a half
months! Thanks God, they did not went further, and did no other personal
accusations lake "sexual maniac" or something like this...
Each quitter was extracted from my work and Interpreted in such a manner that
it was impossible to calculate where is an end of the quitting and a beginning
of a commentary. Well, they studied the Soviet-style mass propaganda and
agitating in Soviet Universities just excellent. They replaced an eventual
discussion (about my conception of the future of Israel) by false statement
about my attitude towards Jews from Bukhara. In reality no estimations of any
ethnic group could be found in my work. I only analyzed what place occupied each
ethnic group in Israeli's hierarchy. If - in my opinion (may be I'm correct?!) -
Jews from Bukhara have an extremely low status in Israel; all pretensions have
to be aimed not in my address. I have no power to give any social status to any
group!
My conception suggests that the modem Israel is a state of special
"apartheid within one nation". Some East European origins (Jews and not Jews
from Romania, Hungary, Chechia, Slovakia, Yugoslavia (I mean Serbia) and partly
from Poland) and their descendants posses maximum of possible political power
and economic influence, what guaranteed safety and material security for them.
Others, like out comers from Arabic countries, are the second-class citizens. But
those from Ethiopia, Russia /former Slavic republics, and former Muslim republics
(USSR, Jews from Bukhara are among them) - they are the most oppressed and most
exploited part of society.
If my statement that Israel is a country where severe ethnical
pressure / inequality as a basic norm is wrong - then why to keep silence