БИОГРАФИИ ЛЬВА ГУНИНА
ЧАСТЬ BOCbMАЯ
Лев ГУНИН
ЛИТЕРАТУРНАЯ БИОГРАФИЯ
БИОГРАФИИ ЛЬВА ГУНИНА
Лев ГУНИН
- ЛИТЕРАТУРНАЯ БИОГРАФИЯ -
"Бумажные" публикации
(в хронологическом порядке)
СВОБОДНЫЙ ВЕСТНИК самиздат, Бобруйск-Минск
КОНТАКТ самиздат (издавал Гарик Хайтович) Бобруйск-Минск
ВОС ГЕРЦАХ на идиш, издавал Л. Гунин (позже атрибуты сборника и его идеи были
"позаимствованы" Зеевом Фридбургом; он реплицировал его в Израиле)
АНТОЛОГИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ПОЭЗИИ Бобруйск, Минск, Брест, Гродно (самиздатовский сборник)
СОВЕТИШ ГЕЙМЛАНД Москва, литературный журнал, на идиш
ДЭР АРБАЙТЕР СТИММЕ Варшава, газета-журнал, на идиш
ТЫГОДНИК ТЕХНИЧНЫ ДЛЯ МЛОДЗЕЖИ Варшава, журнал, на польском
WSPOLCZESNA POEZJA WYBRANA, Warszawa самиздат, на польском
Лев ГУНИН "БОБРУЙСК", 500 страниц, в пяти экземплярах, издана ЦГИА БССР
Миниатюрная книжка стихов, издательство Renodo, Paris 1989
ПОСЕВ Франкфурт (избранное)
Сборник "МОСТЫ", Франкфурт, под редакцией Вл. Батшева, 1994
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, Москва
ПЕРВОЕ СВОБОДНОЕ СЛОВО самиздат, Тель-Авив
Газета КУРЬЕР, Тель-Авив, регулярные публикации с 1992-го по 1994 год
Газета "ВРЕМЯ", Тель-Авив
pГазета "ВЕСТИ", Тель-Авив
Israel's Busyness Today, Tel-Aviv
Газета РУССКИЙ ГОЛОС, Монреаль
Газета , Монреаль, на английском
Литературный журнал PIROWORDS, publishing by Miguel Lamiel, Монреаль, на английском
Газета HOUR, Монреаль, на английском
Газета Dernier hour, Монреаль, на французском
Газета Plateau Mont-Royal, Монреаль, английский-французский
Газета СН НОВОСТИ, Москва
Сборник "@НТОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ" (среди прочих
авторов объединения "ЛИМБ": 2 стихотворения
Газета НАША КАНАДА, выпуск 13, 2001
=================== .
======================== .
Так получилось, что с детства я вынужден был чувствовать
себя в шкуре зайца, на которого методично и безостановочно охотятся. Когда
я вырос из этой шкуры и стал казаться окружающим серым волком, которого
- на бытовом уровне - не так-то просто снизвести на роль обижаемого, функцию
травли взяло на себя государство. Теперь я был уже одичавшим зубатым существом,
обложенным со всех сторон и знающим только один тревожный импульс: "погоня"
(помните, как у Высоцкого?).
Я никогда не был ни революционером, ни прирождённым
артистом - исполнителем ролей в политических спектаклях. Но жизнь ставила
меня в такие жёсткие рамки, когда либо я должен был оставаться порядочным
человеком (став перед лицом серьёзных проблем), либо чувствовать себя подонком.
И я выбирал первое. Никогда я не боролся прямо за свержение какого-либо
режима, но был защитником уникального старого центра моего родного
города, своих собственных прав на убеждения, на право писать атональную
музыку (которая приравнивалась в Беларуси к антисоветской деятельности)
и неформальные стихи. Моей серьёзной проблемой было отсутствие необходимого
страха перед опасностью, будь то направленный на меня пистолет, кучка хулиганов
или защищаемая мощью государства чудовищная ложь. Теперь, когда три страны
борются за меня: каждая хочет меня вытолкнуть, как никогда я почувствовал
смертность всего, что было написано мной. В бывшей вотчине коммунистического
Фредди мои рукописи исчезали и корректировались вырыванием страниц.
Страна, в которую меня доставили силой после
фактического выдворения меня из моей родной Беларуси, призывала расправиться
со всеми моими сочинениями. Тут, в Канаде, в Квебеке, я чувствую себя в
безопасности и мои рукописи, по-видимому, в безопасности тоже, но мне грозит
депортация в случае негативного решения иммиграционной комиссии, и тогда
... Мне некуда ехать. Моя судьба и судьба моих сочинений, как бывало уже
не раз в моей жизни, висит на волоске. А, вместе с моей судьбой, и судьба
моей семьи. Это обстоятельство и привело к созданию мной этой странички.
Мои литературные произведения
ПУБЛИЦИСТИКА
1. "Я и знаменитости мира сего". Книга воспоминаний,
в которой фигурируют знаменитости разных уровней: дворовые, городские,
республиканские и - известные всему миру личности. Среди персонажей этой
книги - Шарль де Голль, Брежнев, Никсон, Ельцин, в Беларуси - Кебич, Поздняк,
и другие политические и общественные деятели. В книге описывается целый
ряд известных деятелей искусства, литературы и других областей человеческой
деятельности, а также много подлинных рядовых людей, которые, тем не менее,
являлись знаменитостями в своей среде. Книга посвящена исследованию феномена
знаменитости.
2. " Последние годы империи ". Книга была закончена
в 1988 году и посвящена изображению монументальной картины феномена разложения
и распада чудовищно громадной страны. Она написана в жанре исторической
хроники и писалась по "горячим следам", т.е. под влиянием современных исторических
событий.
3. Дневники. Их очень много. Это огромный по объёму
материал. Его хватило бы более, чем на 25 печатных томов. Носят литературный
хар-тер и представляют собой, в основном, художественную прозу. Рисуют
объёмную и монументальную картину распадающейся советской империи. Содержат
политические и прочие прогнозы, часть из которых уже сбылась.
Могли бы стать источником о жизни, быте, взаимоотношениях
м-ду людьми и о структуре власти для историков будущих поколений.
4. "СВИДЕТЕЛЬ". Автобиография. Объемная книга "нелитературного" (то есть,
публицистического) характера, переведенная с английского оригинала. Это
работа, в которой описывается множество напряженных, интересных, иногда
загадочных, событий, несущих печать исторического момента. В ней даны
конкретные события, имена, факты, даты. "Противостояние" КГБ, активизм
и диссидентво, политическая и художественная элита Минска, Москвы и
Петербурга, преступления советского режима в Беларуси, преступления
израильского режима на территории бывшего СССР, преступный заговор
против советских граждан между Израилем, странами Запада и советским
режимом, преследования инакомыслящих, критикующих сионизм, по всему
миру, преступления израильского режима против русскоязычного меньшинства
в Израиле, геноцид, направленный против новых русскоязычных иммигрантов,
преступная деятельность израильских спец. служб и еврейских организаций
в Канаде против беженцев из Израиля, "сионизация" канадской иммиграции,
виновной во злоупотреблениях, преступлениях и травле. Ни одна подобная
работа не показывает с такой беспощадной ясностью сговор между мафией,
правительствами всех стран - и антидемократической социальной элитой.
5. "Почему Израиль против дня победы?"
Я был первым, кто поднял эту тему. Очевидно, никто не писал до меня
о духе фашизма, царящем в Израиле, о том, что у истоков государства
Израиль стояла фашистская Германия. В этом эссе масса "сногосшибающих"
фактов, которые невозможно опровергнуть.
Десятки более мелких публицистических работ.
ПРОЗА.
1. " СЛУЦКИЙ ТРАКТ". (Альтернативное название
- "Черный рыцарь"). Исторический роман. Основан на историческом материале
всвязи с историей Бобруйска, Слуцка и Новогрудка. Действие происходит на
территории Беларуси в первой половине ХVII в.
2. "ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЖИЗНИ". Исторический р-н. Действие
романа происходит в Бобруйске в канун и в начале Первой Мировой войны и
на её фронтах. Описана жизнь Бобруйска, к тому времени - еврейского города.
Роман отражает сгущённую, напряжённую атмосферу того времени, но не в форме
активно развивающихся действий, а опосредствованно. Говорят, читается легко
и увлекает.
3. " ЧАС ВТОРОЙ". Исторический р-н. Главное действующее
лицо - немецкий офицер, принимающий участие во 2-й Мировой войне. Действие
происходит в Германии, под Киевом, в Прибалтике и в Белоруссии.
4. "ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ, КОТОРЫЙ Я СУМЕЛ ВЫБРАТЬ".
Полуавангардный роман. История советского "хиппи". Действие напряжённое,
характерны красочность, картинность в неожиданном сочетании с описательностью.
Время действия - середина 70-х годов.
5. "НАСТОЯЩИЙ МУЗЫКАНТ". Авангардный роман. "Поэтическая"
проза, сложный язык, необычная стилистика. Описывается начало 80-х годов.
6. "ОСОЗНАНИЕ". Первая часть цикла из пяти книг.
Действие происходит в Бобруйске. Герой - подросток, осознающий уродства
и жестокости жизни.
7. "ПЕРВЫЕ ШАЛОСТИ". Вторая часть цикла из пяти
книг. Тот же герой, повзрослевший, вступает в первые конфликты с окружающим.
8. "ЗАВОДНАЯ КУКЛА". Третья часть цикла из пяти
романов. Полуэротический роман. Действие романа как бы медленно вращается
в разных социальных сферах: от валютной проституции и ресторанных нравов
до секретных органов и артистической среды. Начало 1980-х годов.
9. "НАКАЗАНИЕ". Четвертая часть цикла из пяти романов. Неоконченный
роман.
10. "РАЗРУШЕНИЕ МИРА". Заключительная часть цикла. Неоконченный роман.
11. "МУРАВЕЙ". Мой последний роман. Написан в Монреале. Действие происходит
тут же, в Монреале, и рисует музыкально-артистическую среду города, жизнь
иммигрантов и предсказывает правую антидемократическую контрреволюцию. Дуэль
между талантливейшей юной пианисткой и коварной, злобной М.М. - профессором,
преподавателем университета МакГилл - разворачивается с большой
кинетической энергией. Извечная драма преследования таланта могущественной и
злобной бездарностью разворачивается на фоне обострения социальных противоречий
конкретной эпохи и города.
12. "ВПЕЧАТЛЕНИЯ". 1987 (9) - 1992 годы. Самый необычный и сюрреалистичный роман,
где комбинируются все виды прозы: "бытовая", "описательная", боевик, детектив,
драма, любовный роман, экзистенциальная проза, фантастика, драматический монолог,
фантасмагория, комедия, водевиль, "журналистский стиль", "эпистолярный" стиль,
"поток сознания" - и так далее.
ПОЭЗИЯ
1. Около 2 тыс. стихотворений, собранных в сборники-книги.
По стилистике их можно разбить примерно на три большие периода. Формально
их можно разделить на отдельные стихи и поэтические циклы. В целом стихи
укладываются в рамки местной нон-конформистской школы (Бобруйск, Беларусь)
и близки одной из ветвей петербургского (ленинградского) поэтического авангарда
70-х годов.
2. Поэмы. Авангардны для каждого периода, в который
писались, но это не броский авангард, а приглушённый, опосредствованный.
По духу и по поискам формальных средств поэмы резко отличаются, но родственны
по отражению единой культурно-этической среды. Разделены на две большие
книги.
ПРОЗА
МАЛЫХ И СРЕДНИХ ФОРМ
4 большие книги рассказов и книга повестей. В
каждой книге примерно по 9-10 рассказов. Не являются рассказами "напряжённого
действия" , т.е. боевиками, но некоторые сюжеты занимательны и действие
в ряде рассказов достаточно динамично.
ДРАМАТУРГИЯ
1. "ТУПИК ЖЕЛАНИЙ". Стихотворная пьеса, связанная
с богемной средой так называемого полусвета.
2. "АНАТОМИЧЕСКИЙ КРЕСТ". Мистическая эпопея
апокалипсиса 30-х годов. Действие происходит в Бобруйске конца 20-х - начала
30-х годов. Пьеса в стихах.
ИСТОРИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. Монография "Бобруйск". Писалась с 1976 по
1988 годы. Дополнялась в начале 1990-х годов. 300 страниц. История города
с древних времён до 1914 г. Особое внимание и значительный объём - к 16
- 17-му векам и ко второй половине 19 - началу 20 века. Отражает гигантский
фактологический и статистический материал; использованы не только архивные
и прочие материалы, но и проанализированы почти все доступные книги о Бобруйске,
до того написанные. Работы ставит ряд вопросов по истории города, полемизируя
с предыдущими работами о Бобруйске. Возможно, одно из самых полных и систематизированных
описаний одного из городов Беларуси. Работу рецензировали и дополняли ведущие
историки Беларуси Грицкевич, Тарасов и Поссе, а также ряд других историков,
имена которых перечислены в предисловии.
2. Монография "Слуцк". Небольшая по объёму, но
с интересным, возможно, уникальным материалом. Перекликается с работой
о Слуцке моего любимого историка и учителя, Анатолия Петровича Грицкевича,
хотя к моменту окончания этой работы я еще с ним никогда не встречался
и даже не читал его работ. 1970-е годы.
3. "Созидатели и разрушители". Капитальный труд
на 400 страниц по истории России, излагающий определённую историческую
теорию (концепцию) и описывающий феномен, усмотренный в истории империи.1980-е
годы.
4."Похищение Мифа". Попытка глубокого и оригинального
анализа (насколько она удалась - судить читателям) деятельности репрессивных
органов (отделов КГБ, политотделов, репрессивных функций милиции, парторганов,
и т.д.). Раскрывает никем не описанные на момент написания методы, цели
и сферы деятельности этих органов в послевоенном СССР. Факты, изложенные
в этой работе, могли бы стать сенсацией даже сегодня. Кроме того, данная
работа - первая и единственная попытка осмысления мифа об органах подавления
и разведки. Были использованы, осмыслены и систематизированы сотни легенд,
анекдотов, пословиц и мифов. Это своеобразная опытка увидеть органы подавления
глазами народных мифотворцев. Поэтому серьёзный анализ сочетается тут с
описанием видения народом своих репрессивных органов и тех легенд, которые
циркулировали вокруг них. На мой взгляд, это не только не снижает ценность
изложенных фактов и открытий, но, наоборот, рисует более полную картину
органов подавления как особого исторического феномена.1980-е годы.
5. "Полигон для испытаний". История КГБ в Белоруссии
на примере отдельных фактов и анализ структурного соотношения функций КГБ,
партии и мафии в Беларуссии с начала 1960-х по конец 1980-х годов. Беларуссия,
по мнению автора, всегда являлась своеобразным испытательным полигоном
для советского диктаторского режима. ...90 страниц. Написана в 1980-е годы.
6. "Российский бульдозер". 30 страниц. Рисует
ирреальную и поражающую воображение картину гигантского разрушительства,
как идеальных, так и материальных (сотни тысяч разрушенных, взорванных,
нивелированных по "идеологическим" соображениям на территории Белоруссии
зданий;чудовищные, громадные средства, вложенные в это разрушительство)
объектов. Дан точный фактологический материал. Проводятся параллели с аналогичными
явлениями в других точках земного шара: широкая разрушительная кампания
в Бухаресте, предпринятая поздним режимом Чаушеску, и точно такая же кампания,
ведущаяся израильским режимом с 1948 года по уничтожению огромной части
не связанных с религией "досионистских" объектов.
6. "Российский бульдозер". 30 страниц. Рисует ирреальную и поражающую
воображение картину гигантского разрушительства, как идеальных, так и
материальных (сотни тысяч разрушенных, взорванных, нивелированных по
"идеологическим" соображениям на территории Белоруссии зданий;
чудовищные, громадные средства, вложенные в это разрушительство) объектов.
Дан точный фактологический материал. Проводятся параллели с аналогичными
явлениями в других точках земного шара: широкая разрушительная кампания
в Бухаресте, предпринятая поздним режимом Чаушеску, и точно такая же
кампания, ведущаяся израильским режимом с 1948 года по уничтожению огромной
части не связанных с религией "досионистских" объектов.
7."ГУЛАГ Палестины". Анализ природы чудовищного
израильского режима. Несмотря на описание в этой работе характерных общих
признаков этого режима, она посвящена в основном близкой к геноциду ситуации
преследования русскоязычных людей в Израиле. В работе использованы материалы
газет, издающихся, на разных языках в Израиле и за его пределами, свидетельства,
документы, примеры анти-русской государственной и негосударственной пропаганды
в Израиле, даются ссылки на телевизионные и радио- передачи, анализируется
материал огромного объёма, в том числе статистические данные, отчёты полиции,
материалы правозащитных организаций и групп, социологические исследования,
проведенные университетами и частными организациями, заявления министров
страны и других официальных лиц, материалы и информация Сохнута, его отделений,
Мин. Абсорбции Израиля, а также информация, почепнутая из десятков других
источников.
("ЕВРЕЙСКИЕ ВОЙНЫ" - Популяризаторский вариант "ГУДАГа Палестины")
8. "ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЦИВИЛИЗАЦИЙ" - теоретическая разработка исторических
закономерностей цивилизации, "борьба миров".
9. Пяд небольших исторических эссе, написанных для
различных газет и опубликованныь в разных странах, имеющих познавательное
и, может быть, развлекательное значение.
Мной написаны также десятки чисто журналистских
статей для разных газет, copywright которых принадлежит мне.
МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ РАБОТЫ
1. "ВЕРСТОВСКИЙ И РУССКАЯ МУЗЫКА"
2. "ЛЕСНЫЕ СЦЕНЫ" : ОСОБЕННОСТИ МОРФОЛОГИИ И
СТРУКТУРЫ"
3." СКРЯБИН - ТРАДИЦИЯ ИЛИ РАЗРЫВ С НЕЙ?"
4."ДВОЙНОЕ ДНО" ОПЕРЫ "МОЗЕРС УНД АРН".
ПЕРЕВОДЫ
1.С английского: Шекспир, Байрон, Моэм, Блэйк
и ряд других авторов.
2.С польского: как классика (например, Мицкевич,
Норвид, Леопольд Стафф, Каземира Иллакович), так и более современная поэзия
и проза (Ивашкевич, Роберт Стиллер, Вишневский-Снерг (роман "Робот"), а
также авангард.
3.С немецкого.
4. С французского: переводы друзей-кебекуа. Переводы Жана Кокто,
Стефана Малларме и Шарля Бодлера.
5.С идиш: Моисей Кульбак (перевод неопубликованных,
архивных стихотворений), Пинхас Плоткин (переводы неопубликованных стихов).
ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ
1. "ЧЕЛОВЕК". Капитальный труд, описывающий человека.
Попытка "взгляда со стороны" на то, что такое человек,
кем или чем он создан, с какой целью. Попытка определения
сознания человека как побочного продукта его функциональности.
Попытка создания энциклопедического систематизирования функций
человека, принципов работы элементов его сознания, разложенных
на самые меслкие "составные части". Эту работу я пишу всю жизнь
(с десятого класса средней школы), дополняя, исправляя и
дописывая. На сегодняшний день закончено 6 глав, примерно
80 страниц.
2. Множественность сил: иллюзия и реальность
3. Запад и Восток как элементы сознания
4. Дружеская полимика с Владимором Антроповым.
5. Дружеская полемика с Сергеем Карпихиным.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
1. Гостевая "ЛИМБА" как арена литературной борьбы.
2. Литературные манифесты (совместно с К. С. Фараем
и в рамках полемики с Алексеем Алехиным)
3. Участие в так называемой дискуссии критиков.
4. Пост-пост модернизм: тенденция или явление?
5. Бродский и бродские: гениальный поэт и
бездарные апалогеты.
6. Паунд и Элиот: эсхатология сопоставительного
противопоставления.
e-mail:leog@total.net
Copyright љ Lev Gunin & Co
Montreal 1998
|