Гурская Нина Валентиновна: другие произведения.

Прадедушка

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:


Прадедушка

   Звали эту маленькую, хилую девочку Оленька, и училась она тогда в шестом классе. Мне хотелось рассказать о переживаниях, которые не так давно ей пришлось перенести и от которых, думаю, навсегда останется след не только в её памяти. Мы с Оленькой часто переписывались, и много сокровенного в минуты отчаяния она поведала мне.
   Всё как-то произросло из обычных вещей, слов и настроений. В школе на дом задано было написать сочинение о главном человеке. Вероятно, она неправильно записала задание, потому что долго не могла сформулировать в связи, с чем предложена такая тема. Вообще, Оленька была девочкой мечтательной, а вследствие чего и рассеянной, от того то и выпадали на её долю непредвиденные проблемные случаи.
   Главным человеком в семье Оленьки считался прадедушка Иван Евсеевич, несмотря на то, что его уже давно не было на земле среди живущих. Мне, автору этого рассказа, посчастливилось видеть этого человека воочию в своём раннем детстве, поэтому, будучи намного младше Ивана Евсеевича, хотелось уточнить, что ощущения мира, присущие Оленьке, которая родилась гораздо позже, чем я, были очень похожими на моё мировосприятие. И, как отступление, хочу добавить, что называла Ивана Евсеевича тоже прадедушкой, хоть я и не была родственницей этого легендарного человека в его родовой общине. Вообще, надо особо отметить это удивительное обстоятельство: во-первых обычно тех, кто уходит из жизни вспоминают всё реже и реже, а в Оленькиной семье всё было не так; во-вторых, Оленька незабвенно любила того, кого никогда не видела.
   Девочка с того момента как родилась только слышала о прадедушке. Его имя постоянно упоминалось в радостные, горестные и в будние дни. Короче говоря, авторитет прадедушки пережил его самого. Он воевал, защищал Родину, участвовал в освобождении восточной Европы. Это Оленька знала точно, потому что лично видела в шкатулке для хранения его наград медаль за город Будапешт. На голове прадедушки после войны остался шрам, который внушал не только сострадание к этому человеку, но и гордость за него. Он также был хромым, но самое главное в его внешности это были глаза добрые предобрые, глубокие преглубокие тёмно-синие лазуриты. Так в общих чертах представляется его образ из описаний Ольгиных матери и бабушки, а также по фотографиям, которых осталось совсем немного. Иван Евсеевич, сам навоевавшись, не любил говорить о войне, не мог смотреть фильмы на военные темы. Ему становилось плохо, поэтому даже песни он пел совсем невоенные. Оленька называла эти старые песни народными, но бабушка её поправляла, определяя более точный жанр. Она считала эти произведения городскими романсами или дворовыми песнями, потому что у них был своеобразный сюжет, а исполнять их мог кто угодно и как угодно дома и во дворе. Авторство у таких маленьких баллад не было. Погружение в атмосферу романтики начиналось уже с названия музыкального чуда "Чайный домик словно Бонбоньерка", "Девушка из маленькой Таверны" или "В Кейптаунском порту". Все близкие люди называли эти песни прадедушкиными. Оленька не раз слышала, как кто-нибудь из родственников приговаривал: "А, может, затянем песню Ивана Евсееча?" Прадедушка умел петь проникновенно, без напряжения и натуги, вдохновенно и в тоже время выразительно. Ах, как бы хотелось правнучке услышать, как он поёт, хотя бы во сне.
   Оленьке часто приходилось слышать цитирование высказываний Ивана Евсеевича в кругу семьи. К примеру, бабушка, ссылаясь на прадедушку, наказывала нам: "В доме должно быть еды на три дня". В действительности, в этой семье, по словам самой Оли, всегда было много запасов в любое время года, поэтому еды хватило бы не только на три дня, а возможно и на целый год. Думается мне, как автору, что порядок запасаться с таким большим избытком завёл не Иван Евсеевич, а его любимое потомство, потому что прадедушка не был скопидомом. Однако бабушка говорила, что начало всё-таки положил он. В день, когда началась Великая Отечественная война, рассказывала бабушка, то прадедушка был далеко от дома, он был хороший специалист в области строительства заводов и постоянно ездил по работе. Поезд, в котором ехал Иван Евсеевич внезапно, начали бомбить вражеские самолёты. Они заполонили небо, и поток огня лавиной обрушился на мирных людей. Несколько вагонов перевернулось, но прадедушка остался живой. По мере того, как Иван Евсеевич добирался до родного дома, он был вынужден испытать нужду, пробираясь по взволнованной и разрушаемой стране три дня. Запасов еды и денег не было, поэтому ему пришлось голодать. С тех пор он до конца своей жизни бережно относился к еде, особенно к хлебу. "Хлеб всему голова" - любимое высказывание Ивана Евсеевича. Вы скажите: это народная поговорка всем известна, но кто её вспоминает в наши дни?! А семья Оленьки связывала её с именем прадедушки. Жили они в городе, но хлеб никогда не выбрасывали. Это было бы воспринято, как преступление против прадеда. Хлеб, который уже не годился в пищу, мама Оли относила на улицу для птиц. Остатки еды они разносили в мисках для бездомных животных. Всему этому, по мнению Олиной бабушки, их научил прадедушка, хотя я, как автор, уверена в том, что додуматься до этого можно каждому, правда, не каждый готов преодолеть свой эгоизм и лень. Некоторые Олины одноклассницы обидно высказывались, что, мол, это глупо бегать за животными по улицам с сумкой. Но Оленька не бегала, а спокойно ходила со своей мамой, а иногда с бабушкой и это по моим наблюдениям им было не в тягость.
   А ещё Иван Евсеевич говорил так: "Просто на столе - просто на душе". Оленька спрашивала у взрослых, что означало это выражение, потому что оно ей было не совсем понятно. Бабушка добродушно поясняла, что простая еда усваивается легко, от того и легко на душе. Вот, к примеру, картошка с хлебом, каша, щи или борщ. Хотя Оленьке казалось, что эта пища не очень-то лёгкая, но была вынуждена согласится с этим утверждением, после того как переела суши, обильно запив их лимонадом. Бабушка и мама отпивали Оленьку отваром из трав и чаем, приговаривая: "Щей бы нахлебалась и то, ничего бы не было". Не раз во время болезни ей пришлось вспомнить мудрые слова прадедушки. Это недомогание вызвало в ней желание тоже сделать кое-какие собственные выводы, а именно, что простая еда может быть лечебной, её много не съешь и не заболеешь. И откуда в Оленьке такая рассудительность, конечно, от прадедушки.
   Съезжались все родственники к прабабушке, где как музейные ценности сохранились в старом стиле комнаты, в которых когда-то ютилась большая семья: прадедушка, прабабушка, бабушка с сёстрами и братьями. Это обшарпанное строение, с покосившимися деревянными окнами, с особым запахом, с симфонией скрипов и сказочными формами порождало в сознании и душе почтительное чувство притяжения к тем временам и людям. По дощатым окрашенным полам с половицами прохаживалась прабабушка, приговаривая: "Не жили богато - не стоит начинать". Как будто бы она могла запросто начать жить богато, просто уже не хотелось, так как не было времени, и здоровья не позволяло. Папа Оли предлагал помощь в ремонте, но она была так рада, что прабабушка отказалась от этой услуги. Ведь, тогда дух прадедушки мог бы просто-напросто исчезнуть. Пластиковые окна, линолеум, подвесные потолки, новые двери и т.д. вычеркнули бы старую обстановку навсегда, вытеснили бы памятные вещи. Прадедушкин дом является родовым гнездом нескольких родственных ветвей с семьями. И хотя родственные чувства дружбы развились глубоко не у всех, но приезжая туда, каждый ощущал в себе перемену, преображался. Отношения становились более открытыми и тёплыми.
   Оленька не раз делилась своими чувствами с окружающими о том, как она рада, что у неё есть прадедушка, который незримо продолжает жить каждый день и час с ними. Иногда у неё было такое ощущение, что он сидит с ними за столом и серьёзно всматривается в бабушку, папу, шутит с мамой, подмигивает Оленьке и её младшему брату. От этих фантазий в глазах маленькой девочки квартира озарялась таким необычным светом, что она улыбалась от удовольствия, и её спрашивали:
   - Что с тобой, Олечка? Отчего ты такая весёлая?
   Она смущалась всё с той же нежной улыбкой. Тогда её начинали журить.
   - Ешь вволю, но с мерой, чтоб не лопнуть первой!
   - А я лопну второй, первой лопнет кошка!
   И всем смешно, и прадедушка тоже был в восторге.
   За сочинение, посвящённое прадедушке, мне поставили оценку удовлетворительно. Людмила Владимировна подчеркнула много ошибок орфографических и речевых, да и смысл, по мнению преподавателя, был какой-то путанный.
   - Я не пойму Оля, что ты хотела сказать этим сочинением? Если прадедушка герой, то и надо писать о его героических поступках на войне. А ты пишешь, то об этом, то о том.
   Отчитывала она Оленьку при всех. Зачитывая те места, которые были, по словам учителя, совсем несодержательными или неудачными. Потом над Оленькой подшучивали одноклассники:
   - Прадедушка герой, потому что что-то сказал, хи-хи-хи...
   - Нет, нет, он герой, потому что пел непонятные песенки, ха-ха-ха...
   - Известный певец...
   Она горько плакала, твёрдо решив, что больше никогда не будет писать сочинений. Однако всё было не так просто. В классе началась настоящая травля бедной девочки. Ей не простили ничего. Ни того, что она со своими близкими кормила бездомных животных. Ни того, что слушала другую музыку (следует отметить, что Оля занималась в музыкальной школе и посещала фольклорный кружок русского народного творчества). К тому же из дома она выносила такие музыкальные познания, что просто не легко было найти соратника для совместного времяпровождения с таким багажом знаний. Припомнили ей, что она не играла в компьютерные игры и не следила за новинками в мире анимационных фильмов. Семья Оленьки не являлась по большому счёту зажиточной. Родители девочку одевали достаточно скромно. И это принципиально отличало Олю от одноклассников. Одним словом, для одноклассников Оленька была чем-то средним между дикаркой и прокажённой. Всё больше её сторонились, как будто увлечение старинными песнями и танцами, уважение к старшим было такой заразой, от которой трудно отделаться.
   Одной девочке из класса стало жалко Оленьку. Признаться честно, она сама была не совсем выдающейся личностью, но к ней прислушивались. Здесь играли свою роль и рослость, и модная новая одежда, и абсолютно современные взгляды на жизнь. Её звали Анюта. Как-то она подошла к Оле:
   - Не расстраивайся. Я помогу тебе, и всё будет нормально. Ты смотришь MTV?
   Оленька отрицательно покачала головой. С этого момента у них завязалась дружба. Анюта пыталась вытянуть Оленьку из меланхолического тумана фантазий, как ей казалось, на свет настоящей кипучей радостной жизни. Как только Оленька заикалась о бабушках или прадедушках, она её пресекала и направляла ход Оленькиных рассуждений в другую сторону. К сожалению, любовь к прадедушке Оленька так и не смогла вытеснить из себя. Она затаилась и просто больше не говорила об этом ни с кем из сверстников, и, конечно же, не писала больше подобных сочинений. Поразительно, но пришлось вести в каком-то смысле двойную жизнь. Анюта зорко следила за Олей, не давала ей оступиться. Вместе они слушали только последние музыкальные новинки, обсуждали популярных людей, точнее сказать звёзд, которые менялись по телевидению, в таком количестве, что Оле чудилось, будто они и правда пришельцы с необитаемых планет, явившиеся перед экраном на час, чтобы снова исчезнуть в бесконечном космосе, может уже навсегда. Калейдоскоп школьных мероприятий захлестнул свободное время Оли. Она была вынуждена, по мнению автора, в столь раннем возрасте, купить губную помаду и тушь, ибо таково было условие успеха на классных вечерах. Анюта, напротив, заявляла о том, что они уже давно большие девочки и пора, пора бросать рисование в альбомах, игры с куклами и тому подобное. С Анютой было всё-таки не так страшно, потому что она была уверена в себе, за словом в карман не лезла, то есть быстренько и ловко отвечала всем, кто пытался мало-мальски обидеть её или подругу. И рука у неё была тяжёлая. Для худенькой, маленькой ростом Оленьки Анюта стала вроде воина светлых сил. И Оля искренне привязалась к своей новой приятельнице, прощая ей то, что та не знала кто такие Марк Бернес и Леонид Утёсов, никогда не смотрела черно-белых фильмов и совсем не знала истории. Надо отдать должное Анюте, ведь она тоже любила своих маму, папу, бабушку и дедушку, но не так благоговейно как Оленька. С Анютой наконец-то Олю перестали преследовать и обижать. Внешне Оленька превратилась в некую куколку с постоянно пущенными глазами, как будто за что-то ей было стыдно. Эта горделивая скромность прежде отталкивающая мальчишек, потом очень многим нравилась.
   Однако однажды Оленька не выдержала и откуда-то изнутри, как птичка из клетки, вырвалась тема прадедушки наружу, так сказать на свет Божий из мрака заточенья. Неисправимая фантазёрка, она часто проводила параллели между своими близкими и историческими личностями, между событиями в семье и историческими явлениями. И вот как-то на уроке истории подвернулась для такого сравнения подходящая тема о феодальной раздробленности на Руси, и Оленьке пришла в голову мысль, что раздробленность между князьями была от того, что не было у них прадеда одного на всех, который бы их объединил. По секрету Оленька сообщила об этой идее учителю истории Вячеславу Валерьевичу, который с ней согласился, правда, частично. Вместе с ним она выяснила, что прадедушки очень даже были в тот злополучный период нашей истории, но о них современники просто забывали, зато пока помнили, единство князей и земель крепко держалось на русской земле. Этими прадедушками являлись Владимир Мономах, Мстислав Великий, Всеволод Большое гнездо. Одним словом сила памяти была недолговечной. Именно в этом-то и вся беда. Столько печальных последствий констатировали они, были вызваны потерей главного человека либо из жизни, либо из памяти людской. Вячеслав Валерьевич не пожалел времени и долго беседовал с Оленькой о великих воинах, учёных, учителях и писателях, которые являлись достойным примером для потомков. Они были и дедушками, и прадедушками, и как личности представляли собой целые планеты, собираясь в созвездия важных умозаключений. Вячеслав Валерьевич похвалил Олю за наблюдательность и творческий подход к истории. Также он обещал держать в тайне их новое открытие, которое давно уже открыли, но в более сложной интерпретации учёные-историки.
   В своих письмах ко мне Оленька писала, что проблема с одноклассниками заставила её глубоко поразмыслить о человеческой памяти вообще.
   (Из письма...) Чем больше поколений, тем связь между ними слабеет, но обязательно есть кто-то, кого забывать нельзя, ни в коем случае. Иван Евсеевич говорил: "Забудешь родство - потеряешь лицо".
   Оленька, конечно же, чувствовала, что её лицо на месте, поэтому на каникулах она снова отправилась вместе с родными в тот старый дом, где должны были вновь собраться близкие люди. А подруге Анюте Оленька сказала, что поехала отдыхать на море. Тем более, что там действительно оно было. Ведь столицей этого удивительного рода был город Симферополь.
   Заканчивая писать эти строки, я снова перебираю в памяти слова столь дорогой мне маленькой приятельницы. Перед отъездом Оленька писала, что за прошедший учебный год ей пришлось очень многое обдумать, и она решила: в классе одиннадцатом, если будет свободная тема, она обязательно посвятит её прадедушке. Оленька ни на кого не обижалась, наоборот, заверяла меня, что постарается написать будущее сочинение наиболее умело. Не смогла она отречься от того, что было так дорого её сердцу.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) К.Водинов "Хроники Апокалипсиса"(Постапокалипсис) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Статус D"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"