Тохта: другие произведения.

Средневековый замок

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    краткое описание средневекового замка, составленное школьным учителем

  
  Средневековый замок.
   Замок был жилищем средневекового феодала. В отличие от обычной крепости он выполнял административного и хозяйственного центра поместья, крепости и места проживания для феодала, его семьи, ближайшего окружения, дружинников, слуг, их семей и т.д.
   Замок строился в центре поместья, или около наиболее ценных источников дохода,
  с учетом того что феодал и его воины должны были иметь возможность быстро добраться до любой части своих владений. Последнее требовало привязки к местным дорогам. Так же не следовало забывать о проблеме снабжения замка, что было возможно только в густонаселенной (по меркам того времени) местности. Наличие крестьян по соседству облегчало и их использование для строительства.
   В подходящем месте феодал стремился выбрать участок, максимально защищенный природными условиями. Это могла быть гора или холм, в идеале с достаточно отвесными склонами, или место, хотя бы частично прикрытое одной, а лучше двумя реками (или другими водоемами), или холмами. Крайне желательно было наличие в замке источника воды, хотя в крайнем случае ее могли заменить цистернами, где накапливали большое количество воды на случай осады.
   Поскольку замок, как уже говорилось, был административным центром округи, куда часто приходили крестьяне, что бы сдать оброк, отработать барщину, обратиться в суд феодала, получить какие то распоряжения и т.д. Сюда же прибывали паломники, гости, купцы и т.д.
   С другой из соображений безопасности, часть замка обычно стремились сделать закрытой для чужаков, что бы даже в случае внезапной атаки или проникновения чужаков у защитников замка оставалось место, куда они могли отступить, а при удаче контратаковать.
  Поэтому замки изначально стали делить на части, доступные и закрытые для чужаков.
   Первые замки появились в континентальной Европе примерно в 9 веке, когда с развитием феодализма владельцы поместий получили возможность строить собственные большие дома, а развал каролингской монархии потребовал сделать их защищенными.
   Вначале замке строили по системе мот-и-бейли (в переводе башня и двор).
   Башня (а иногда и весь замок) строилась на холме, который обычно заранее насыпали в нужном месте. Почти всегда они были деревянными, и только изредка башни делали каменными. В высоту башни имели чаще всего три-четыре этажа.
  Высокая башня служила надежной защитой, так же она позволяла часовым издалека увидеть угрозу, и кроме того, была важнейшим символом могущества владельца, который был виден издалека.
  Обычно башню окружал собственный частокол, стены или вал.
  Иногда вместо башни ставились высокие стены вокруг наиболее важных зданий. Эта система называется шел-кипп.
   Рядом с башней находился двор, то есть хозяйственные постройки, окруженные отдельными укрепленими в виде частокола, вала или стен.
   Иногда двор окружал башню, которая в этом случае становилась цитаделью (крепостью внутри крепости), или находился рядом с ней. Если условия позволяли, например, замок стоял в устье двух рек, защищавших его с двух сторон, то башню ставили в самом защищенном углу, а двор перед ней, что бы противник обязательно сначала потратил время на штурм двора, а уже потом башни.
  Чаще всего в башню можно было пройти только по мосту, который вел на второй этаж. Ведь контролировать такой мост намного проще, чем обычную дорогу.
  Иногда башни делали из камня, но это требовало намного больше усилий и мастеров,
  которых было немного. То есть было намного дороже.
   Начиная примерно с 12 века, с развитием каменного строительства, замки начинают строить из камня. Вначале башни, а потом и стены вокруг замков стали строить из камня или из кирпича. Их старались сделать максимально прочными, поэтому толщина стен насчитывала нескольких метров.
   Но дерево часто использовалось использовалось для строительства перекрытий (полов, потолков) и внутренних хозяйственных построек. Однако деревянные постройки и даже каменные здания с обычными здания нередко не доживали до наших дней, поскольку быстрее ветшали и легче разбирались, чем защитные сооружения.
   Именно с 12 века появляются те сооружения, которые мы считаем традиционными замками.
  Чаще всего они строились по так называемой концентрической системе.
   В центре ставилась главная башня, где жил сам хозяин с ближайшим окружением.
  На первом или втором этаже находилась большая зала, где проходили торжественные приемы, обеды, суд и т.д. На верхних этажах находились жилые комнаты для владельца и их ближайшего окружения, казна и т.д. Здесь же или в подвалах хранились запасы на случай осады.
  Толстые каменные стены донжона и других защитных сооружений протопить было трудно, поэтому значительная часть жителей замка, нередко жили в обычных домах, под защитой стен. В таком случае рядом с башней ставился большой дом, или даже дворец феодала, включавший как жилые помещения, так и зал для торжественных приемов, где различные церемонии. Башню (и другие здания, если они были) обычно окружала внутренняя стена, тем самым формируя цитадель.
   Оставшуюся часть строений, представлявших по сути уже знакомый нам хозяйственный двор, защищала внешняя стена. Здесь находились склады, амбары и кладовые для хранения продуктов и прочих запасов, различные хозяйственные постройки. Так же в замке обязательно находились кузница, конюшня, часовня.
   К ним нередко добавлялись помещения для скота, различные мастерские,
  иногда даже аптекарский огород и т.д. В общем, все что могло обеспечить обитателей замка всем необходимым. Не стоит забывать что в условиях натуральной хозяйства феодалы и их окружение обеспечивались за счет крестьян и других работников.
  Так же следовало обеспечить обитателей замка жильем
  Иногда внешняя часть так же делилась на части, разделенные внутренними стенами несколько стен с башнями, то есть несколько линий обороны. Нередко они возникали постепенно, с ростом замка.
  Такое расположение гарантировало что врагам придется брать эти линии одну за другой, каждый раз теряя силы на штурм или осаду.
  Минусом такой системы было то, что с захватом одной участка приходилось сдавать весь рубеж обороны, кроме того защитники должны были защищать все линии или быстро успевать переходить с одной на другую.
   Поэтому с 13 века возникает другая система строительства замков, которую называют круговой или дворовой. Построенные по этой системе замки имели в центре большой двор, окруженный одной стеной с несколькими большими, мощными башнями. Башни были очень мощными и большими, что бы внутри можно было расположить склады с припасами, и в случае прорыва осаждающих внутрь каждая из этих башен могла играть роль отдельной, то есть внутренней крепости, а ее защитники могли оказывать помощь соседям выстрелами или вылазками.
  Иногда по этой системе строили внутреннюю цитадель, окруженную концентрическими стенами.
   Нередко во во дворе такого замка строились хозяйственные постройки, например дом феодала.
   Основными элементами защиты замка были донжон, стены, барбакан, ров.
  Конечно, в разных замках они создавались по разному, в зависимости от возможнстей и пожеланий владельцев, местных условий и т.д.
   Донжоном называли главную башню замка, или несколько башен и зданий, обычно связанных друг с другом. Она/они были самыми высокими строениями в замке, что бы в случае захвата других частей замка защитники донжона имели преимущество, стреляя сверху по захваченным стенам и башням, а по возможности и по атакующим внешние укрепления. Вообще, все строения замка обычно строились по принципу -чем ближе к центру, тем выше.
   Обычно донжон был окружен отдельной стеной. Иногда весьма замок представлял по сути одну большую башню, окруженную стеной. Впрочем, чаще всего это означает что хозяйственные постройки вокруг со временем были разобраны или погибли.
   Замок окружали стены. Как уже говорилось, в идеале их было несколько, не соединенных друг с другом. На практике это получалось далеко не всегда. Например если замок строился в форме треугольника, то несколько стен напротив угла были нормой.
  Стены старались сделать как можно более высокими, что бы обеспечить преимущество стрелкам, а так же увеличить время за которое противник лез по лестницам вверх, когда он был более всего уязвим. Толщину стен старались сделать максимальной, но обычно она насчитывала несколько метров.
  Иногда стены были двойными, когда между ними оставалось небольшое, пустое пространство. Эта зона хорошо простреливалась с внутренних стен. Внутренние стены обычно были выше внешних.
  Иногда уже вокруг внешних стен ставили частокол, что бы добавить неудобств штурмующим и снизить вероятность внезапной атаки.
   По верху стены шел ход, прикрытый со стороны противника специальной стенкой, парапетом. Чаще в высоту он был примерно по пояс человек, и имел зубцы высотой в рост человека. Он защищал защитников замка от выстрелов снизу. В зубцах обычно были имелись бойницы, через которые можно было стрелять, не выходя из под защиты стен.
  Иногда стены немного расширялись к низу, что бы быть более толстыми у основания, куда приходились удары тарана и прочих осадных орудий.
   Серьезной проблемой для защиты стены была мертвая зона около их подножия.
  То есть чем выше стены, тем больше пространство, увидеть которое можно было только далеко высунувшись из бойницы, то есть подставив себя под огонь противника. С другой стороны, именно там скапливались штурмующие.
  Для решения этой проблемы галерею по верху башни иногда делали нависающей над стенами с бойницами внизу. Или строили машикули- балконы, чаще всего в виде башенок, которые позволяли стрелять вниз.
   Важную роль играли башни. Более высокие чем стены, они были мене доступны для противника, кроме того их размеры часто позволяли иметь внутри больше места. Даже в случае захвата участка стены стрелки башен могли сверху обстреливать противника, а нередко и не пускать его вниз, если выход со стены шел через башню.
   Их ставили на наиболее опасных участках, в первую очередь в углах замка, где противник мог атаковать с двух сторон, и для прикрытия ворот. Очень важно были и то, что башни обычно выходили за пределы стен. Благодаря бойницам, расположенным
  сбоку, лучники с них могли простреливать мертвое пространство у подножия стен, поэтому башни старались размещать боле-менее часто, в идеале на расстоянии порядка сорока метров. Иногда верхушки башен делали более широкими, чем сами башни, что
  защитники могли простреливать зоны под самой башней.
  Башни делали или квадратными, что было проще всего, или круглыми, или многоугольными. Дело в том, что углы башен были наиболее уязвимы для огня катапульт и подкопов (когда из под фундамента зданий сначала вынимали грунт, заменяя его подпорками, а потом в момент штурма выдергивали или поджигали последние).
   Замок почти всегда окружал ров. По возможности его старались наполнить водой, но могли быть и сухие рвы. Иногда рвов было несколько. Дело в том что даже сухой ров мешал подойти к замку не только пехоте противника, но и таранам. Так же ров затруднял внезапную атакую замка. Важно было и то, что ров мешал противнику сделать подкоп, причем если в нем была вода, то даже подкоп на большой глубине нередко заливался водой из рва. В сухом рву часто ставили палисад (частокол), что бы противник терял время, перебираясь через него под огнем защитников замка.
   Самым уязвимым элементом обороны замка были ворота.
  С одной стороны, они должны были быть достаточно легкими, что бы их можно было спокойно открывать и закрывать, при чем в случае необходимости быстро. То есть их можно было делать только из дерева, разве что иногда окованного железом. Соответственно, они были менее прочными чем каменные стены толщиной в два-три метра. Необходимость пропускать всадников и повозки регламентировала их довольно большие размеры ворот, даже при том что их делали двустворчатыми, т. е. делили надвое. С другой стороны, они открывали прямой путь в замок.
  Поэтому для обороны ворот строили специальные укрепления, известные как барбакан.
  Вначале это была обычная башня, в которой были ворота.
  Поскольку сами ворота закрывали возможность обстрела, то воротную башню стали делать двойной. Ворота теперь находились в стене между двумя башнями, что позволяло лучникам из башен стрелять с обоих сторон.
  Кроме этого, перед воротами нередко ставили еще одну башню, или укрепление, которое создавало воротам дополнительную защиту.
  Кроме того, особо укрепляли сами ворота, точнее арку ворот. Во первых, их почти всегда дублировали с помощью решетки (деревянной или железной), которую подымали цепях или веревках, и можно было быстро опустить вниз под собственным весом.
  Во вторых, часто ворота ставили парами, с обоих сторон арки, что бы прорвав одни ворота, противника оказался перед другими. Более того, в потолке воротной арки делали отверстия того, что бы защитники могли стрелять по прорвавшимся внутрь или лить им на голову смолу и кипяток.
   Иногда барбакан состоял из четырех башен- две над воротами, и две за ними. Дворик между башнями простреливался со всех сторон. Иногда ворота ставились в башне сбоку, справа. В этом случае дорога к ними или проход от одной башни к другой шел вдоль стены, под огнем защитников. При чем враг должен был повернуться к стене правым боком, не защищенным щитом.
  Учитывая размеры замка и уязвимость ворот, последние были в единственном количестве.
   Кроме ворот для выхода из замка нередко делали калитку. Изредка она была частью ворот, т.е. проделана прямо в них (что ослабляло ворота), но чаще ставилась отдельно, в боковую часть башни, так что пройти к ней можно было только под самой стеной. За калиткой начинался узкий проход для пешего, в котором было неудобно размахнуться мечом и который было легко завалить. Калитку могли сделать и не воротной башне. Такая калитка позволяла скрытно выйти или войти, например гонцу. Или послу для переговоров, избегая открытия ворот, куда может ворваться враг. Или отряду для вылазки.
   В башнях иногда делали скрытый (защищенный от выстрелов противника) проход к реке, дававший возможность набирать воду и принимать или отправлять гонцов вплавь. На Руси такие башни называли Тайницкие (то есть имеющие закрытый, тайный проход).
   Подземные ходы встречались скорее в кино или легендах, в реальности это было слишком сложно из-за собственных укреплений, в первую очередь рва. К тому же такой ход трудно сохранить было в тайне, учитывая необходимость работ по укреплению стен и потолков, а так же угрозы затопления.
   Наличие рва требовало и наличия моста перед воротами. Мост обычно был подъемным, то есть при небходимости его подымали на цепях. В таком положении он служил дополнительной защитой ворот. Если ров был довольно большим, или замок был расположен на озере, то часть моста делали стационарным, и навесным была только последняя секция моста.
   Гарнизоны замков часто были немногочисленны, поскольку швырять сверху камни и лить кипяток или смолу может кто угодно.
   Штурм замка обычно стоил очень больших потерь со стороны противника, а создание и использование осадных орудий требовало большого количества времени. В результате осады обычно затягивались на месяцы и даже годы. Содержание осаждающей армии
  становилось серьезной проблемой для ее командования. Таким образом для средних веков замки были серьезными и надежными укреплениями.
   Закат эпохи замков был связан с появлением боле-мене боеспособной артилерии (15-16 вв). Для многодневного артиллерийского огня средневековые стены оказались весьма уязвимы. Недаром некоторые историки называют централизованные монархии, образовавшиеся в то время, пороховыми монархиями, поскольку наличие собственной артилерии, весьма дорогостоящей в содержании, и потому недоступной обычному феодалу, позволяло монархам относительно быстро захватывать замки непокорных.
  Что бы противостоять артилерии, замкам были необходимы собственная артиллерия. Но отдача от выстрелов пушек разрушала стены замков, места для орудий и обслуги нередко не хватало, особенно на стенах, да и в башни нередко были тесноваты.
   Новые крепости следовало строить по совершенно новым принципам. известным как итальянская система. Согласно ей, основными узлами обороны становились бастионы- низкие (менее удобные для попадания ядер), но массивные сооружения, на которых распологались пушки. Их стены строились под углом к противнику, что бы ядра вражеских орудий давали рикошет.
   Средневековые стены сохраняются вокруг городов, что бы облегчить сбор таможенных пошлин на въезде в город, не допустить нежелательных приезжих и т.д.
   А для дворян необходимость наличия собственной крепости для была невелика, поскольку междуусобные войны уходят в прошлое, а обеспечить защиту от королевской армии традиционные замки уже не могут.
   Теперь вместо старинных замков строят помещичьи усадьбы или дворцы.
  Старые крепости или забрасывают или постепенно перестраивают. Нередко к старым помещениям пристраивают новые, более современные.
   Внешне, особенно 15-16 вв. многие особняки еще выглядят как замки. Появляется стиль дом-замок, то есть дома, выглядящий как замок. Они включают в себя такие элементы как башни, иногда даже декоративные парапеты или машикули. Нередко их окружает ров, призванный оградить хозяев от нежелательных посетителей.
  Но их стены намного тоньше, чем у средневековых замков. Это позволяет высвободить больше места и легче протопить эти здания. Важнейшим их отличием, заметным даже снаружи, становится появление больших окон, дающих много света.
  Рыцарские замки уходят в прошлое вместе со средневековьем.
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Мэйз "Воровка снов"(Киберпанк) В.Соколов "Мажор: Путёвка в спецназ"(Боевик) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) А.Эванс "Проданная дракону"(Любовное фэнтези) Е.Флат "В пламени льда"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) М.Лунёва "К тебе через Туманы"(Любовное фэнтези) М.Снежная "Академия Альдарил: цель для попаданки"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"