Густов Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Тёмные дома "тёмных веков"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материал сильно упрощён и... не наука. Историкам не читать! ___Издано: Тёмные дома "тёмных веков" // Летопись интеллектуального зодчества. 2005. No 2. с. 36-42


   И над обломками уставшего колосса,
Что долго нёс всё бремя мира,
Он поднялся и пламя погасил
Ещё не понимая дел вершимых.
  
   Для подавляющего большинства людей, не связанных с историей, в прошлом Европы есть одно белое пятно, которое просто поражает своей величиной. Мы с лёгкостью говорим о тайных временах Египта и Междуречья, эпохах величия Эллады и Римской империи, периодах крестовых походов и последующем Ренессансе, но мало кто может сказать, что же происходило в Европе в первое тысячелетие нашей эры, особенно во второй его половине.
   Задумываясь над этим, невольно задаёшься вопросом: а было ли там что-то, на что следует обратить внимание? и не случайно ли многие исследователи называют эти века тёмными?
  
   Трудно назвать конкретный временной промежуток, когда зародилось то, что мы сегодня привычно называем западноевропейской цивилизацией. Её возникновение происходило неодновременно в разных местах Европы. Века становления охватывают длительный период, насыщенный многообразными событиями, благодаря которым человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующими периодами истории. От этой эпохи до нас дошли не только отголоски славных имён, но даже сами замечательные памятники народного творчества, живописи, поэзии, науки и даже образцы архитектуры.
   Предшествующая европейская цивилизация, существовавшая в условиях противостоянии Древнего Рима и варварских племён центральной и северных частей Европы рассыпалась под ударами большого переселения народов. Рабовладельчество, столь характерное прежде, привело к внутреннему кризису существовавшего строя и сделало его беззащитным перед вторжениями германских и славянских племен, ставших катализатором глубокого социального переворота, отделяющего древнюю историю от средних веков.
   Последние принято делить на три основных периода: раннефеодальный, период развитого феодализма и период разложения феодализма. Последние два в научной и популярной литературе обсуждаются куда чаще, чем первый. Но именно этот период с конца V по середину XI в., интересует нас сегодня больше, чем последующие.
   Во многом это связано не столько с тем, что в данные века феодализм только складывался как господствующий способ производства, сколько с тем, что анализируя европейскую ситуацию конца первого тысячелетия, мы можем увидеть как происходило осмысление, впитывание, переработка и улучшение варварскими племенами Европы того наследия, которое им оставили хоть и воистину великие, но уже не столь пассионарные представители античного мира.
   Как уже отмечалось, наибольшую опасность для Древнего Рима представляли германские и славянские племена. И если последние распространились по восточной Европе, то западная её часть оказалась под властью различных племён германского происхождения. Хотя, нельзя не отметить и то, что в Европе сохранило сильное влияние и коренное население - кельты Северной Италия, Галлии, Испании, Британии и Ирландии. Особо следует отметить кельтов Ирландии, которые не будучи завоёванными Римом, сохранили родовой строй, в отличии от даже Британских, а уж тем более от проживающих в материковой Европе и оформившихся после завоевания в галло-римскую и испано-римскую народности с культурой близкой к Римской.
   Культура же германцев значительно отличалась от античной по всем направлениям. Так в середине I в. до н.э. германцы создавали поселения по родовому принципу. При этом, как замечал Тацит: германцы не любили стены, которые, ограждая поселения, превращали их в "могилу свободы". Поэтому деревни строились открытыми, а для защиты от нападающих возводились стоящие в стороне от поселения укрепления. Чаще всего это были земляные валы и изгороди, иногда с небольшой деревянной башней. Такой тип укрепления назывался "бург", и от него собственно и пошло немецкое название "города". Однако многочисленные стычки с соседями в последующем привели к тому, что бурги стали окружать целые поселения.
   В связи с тем, что в это время у германцев преобладающей формой общины была кровнородственная, то и собственность на всю землю была коллективная. Члены общины совместно обрабатывали землю, которая ежегодно (или раз в несколько лет) подвергалась переделу между родами. Так Цезарь отмечал: "И никто из них не имеет точно отмеренного земельного участка или владений в частной собственности: но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько найдут нужным земли, а через год принуждают их перейти на другое место".
   Такая относительная мобильность была характерна до тех пор, пока племена не стали обзаводиться большими стадами крупного рогатого скота и не перешли к земледелию. По этой причине и кровнородственная община сменилась земледельческой, при которой земли перешли к отдельным "большим семьям" из, как правило, трёх совместно живущих и ведущих общее хозяйство поколений близких родственников - родителей, сыновей и внуков.
   В поселениях германцев часто строились дома, в которых люди проживали совместно с животными. Такой тип дома преимущественно избирался, когда животных было мало: 2-4 головы. Тогда же, когда численность скота превышала указанную величину, для животных возводились отдельные круглые в плане строения (для мелкого скота обычно ограничивались загоном). При этом в одном поселении могли рядом существовать дворы различной зажиточности: где на 2-4 головы скота, где и более 30 голов. Строгого территориального разделения по достатку не существовало.
   Отдельные дома имели и рабы, которые у германцев находились в лучшем положении, чем у римлян, имея и свой дом, и своё хозяйство, внося лишь своим господам оброк натурой.
   Вне зависимости от зажиточности двора, дома строились преимущественно по единому принципу: однокомнатное прямоугольное помещение с двухсторонней покатой крышей.
   Крыша практически всегда делалась из жердей, покрытых соломой. Покатость не позволяла снегу задерживаться на крыше, что было достаточно актуально для северных и центральных регионов Европы.
   Однокомнатность помещения во многом была определена общностью всей семьи, при которой все дела осуществлялись совместно. Конечно же, в тех случаях, когда помещения, были большими, то отдельные углы могли отгораживаться занавесками. Тенденция к жёстким перегородкам стала прослеживаться со второй половины I тыс. н.э., когда дома стали увеличиваться в размерах и перегородки стали выполнять роль несущих конструкций. До этого же времени крыша в домах поддерживалась двумя рядами из четырёх столбов, которые условно разделяли дом на три зала, поэтому в европейской литературе такие "трёхзальные помещения" получили название "трёхнефных халле".
   Интересно, что вход в дома делался практически всегда по короткой стороне дома и имел ориентацию не по сторонам света, а на центр всего поселения. В связи с тем, что поселения чаще всего имели круговую форму, то дома так же располагались скорее концентрическими окружностями, чем линейно, хотя, конечно же, строгого плана застройки не было. При таком расположении домов задняя их стена обращалась во вне поселения и выступала как дополнительная защита. Вход же в дом вынужденно был обращён к центру поселения.
   Хотя нельзя не отметить и то, что в поселениях, которые не были обнесены бургом и не имели защиты не только от нападавших, но и от ветров, дома часто строились не по кольцевому принципу, а рядами. При этом во всех домах двери были обращены в одну сторону - сторону откуда в данном районе реже всего дует ветер.
   Ещё один из способов защиты дома от выветривания заключался в том, что окна попросту не делались. Это было особо актуально для северных поселений германских племён, которые вплотную столкнулись с холодными зимами. Идти по пути славян, создавших избы, для германцев было невозможно, ибо Западная Европа, не столь богатая лесами, как своя восточная соседка, сподвигала людей строить не срубы из толстых брёвен, а каркасные конструкции из досок, жердей, веток с последующей обмазкой глиной или без таковой. Подобные стены позволяли достаточно легко переносить "тёплые" зимы на юге и в центре Европы, но отнюдь не на её севере. Поэтому отказ от окон был более чем естественен: лучше жить в тёмном, но тёплом доме, чем в светлом, но холодном.
   Тем более что для освещения в тёмное время суток можно было воспользоваться либо лучинами, либо очагом, который в домах германцев располагался в середине дома. Очаг кострового типа делался открытым, а для удаления дыма в крыше над очагом делалось отверстие.
   При этом, наличие отверстия в крыше вовсе не требовало создания каких-то особых устройств для защиты от дождя или снега. Вызвано это было тем, что огонь в доме должен был гореть постоянно, ибо, дом без огня, становился беззащитным перед злыми духами. А раз очаг горел, то и дым, поднимаясь вверх, обращал в пар капли или снежинки, залетающие в дом через крышу.
   Конечно же, когда случалась большая гроза, приходилось мириться либо с ливнем, либо, закрывая отверстие в потолке, с гарью от очага. Чтобы в этом случае уменьшить задымлённость помещения отверстия могли делаться и в верхней части стены, противоположной к входу. Такое решение позволяло хоть и не полностью, но решить эту проблему.
   Следует отметить и то, что подавляющее большинство поселений строилось непосредственно на дороге, так что путник, желающий проехать далее, должен был либо съезжать с дороги в лес, либо договариваться с жителями этого "стратегического" пункта о плате за проезд.
   По мере возникновения у германцев в III-IV веках крупных племенных союзов (алеманцев, саксов, франков, вестготов, остготов, лангобардов, вандалов, бургундов и др.) возникла необходимость и создания более крупных населённых пунктов. В достижении этой цели свою роль сыграло не только совершенствование орудий производства, развитие и широкое распространение различных ремесел и промыслов, но и более плотное знакомство с богатыми городами различных провинций Римской империи и, конечно же, с самим Римом.
   Уже задолго до падения Западной Римской империи в 476 г. длань Рима стала не столь крепкой как в прославленные годы. Провинциальные властители - магнаты, стали позволять себе не только содержать собственные наёмные военные отряды, но и начали создавать укреплённые виллы, окружая свои владения стенами и башнями.
   По мере распространения христианской церкви всё активнее стали проявлять себя и монастыри. Зародившись на Востоке еще в IV веке, монастыри в V--VI веках распространились и на Западе, привнеся в культуру строительства германских племён создание локальных закрытых для постороннего хорошо укреплённых объектов.
   Отмеченное влияние позднеантичной культуры не могло не вызвать строительства по всей Европе сначала деревянных а потом и каменных крепостей-замков, которые стали покрывать территорию всей Европы после создания в V веке первых королевств: Бургундского, Остготского, Франкского, Лангобардского, и др.
   Причём строились эти замки именно по принципу крепостей с поселениями вокруг, а не как древние города-крепости, которые после многочисленных варварских набегов были либо разрушены, либо деградировали из-за резкого сокращения торговых отношений и перехода к натуральным формам хозяйства.
   Нельзя не отметить, что формирующееся во второй половине 1-го тысячелетия европейское рыцарство полностью зависело от этого самого натурального сельского хозяйства, которое не могло похвастаться большими успехами. В голодные годы большинство мелких рыцарей страдали от неурожая почти так же, как их крестьяне. И романы сильно преувеличивают, когда рассказывают нам о том, как же вкусно питалась средневековая аристократия, если не рассматривать действительно могучих правителей и лиц к ним приближенным.
   Аналогичная ситуация складывалась и в области строительства.
   Так что, если бы читатели романом действительно осознавали то, как жили люди в эту романтическую для многих эпоху, то у них вряд ли бы возникло желание ставить себя на место этих "светских львов и львиц" средневековья.
   Так что же собственно имел к своим услугам обитатель замка конца 1-го тысячелетия.
   В зависимости от достатка феодала он проживал в деревянном или каменном замке. Однако, вне зависимости от этого, общая структура этого рыцарского дома была примерно одинаковой. Исключения составляли короли, пэры и особо богатые бароны, которые возводили себе более сложные замки, чем тот же барон, но достатка средней руки.
   В подавляющем большинстве случаев замок представлял из себя укреплённое строение, состоящее из нескольких разнофункциональных сооружений, общее предназначение которых тем не менее сводилось прежде всего к тому, чтобы защитить лишь самого феодала, даже особо не заботясь о крестьянах его деревень. Поэтому, особенно на раннем этапе, к замку прежде всего предъявлялись оборонные требования крепости, нежели комфортные требования дома. И могло ли быть иначе в ситуации раздробленного феодального общества, когда приходилось жить в ожидании очередного столкновения либо с "дружелюбным" соседом, либо с бандой странствующих наёмников. Да и стычки со "своими" же крестьянами в ту пору были не так уж и редки, особенно после того, как подходили к концу запасы провизии в замке, и его обитатели пытались любыми путями "позаимствовать" у крестьян ещё.
   Для того, чтобы повысить защищённость замка, его старались поднять над общим уровнем местности. В условиях холмистого региона эта проблема решалась достаточно просто: нужно было лишь выбрать правильное место строительства. Однако там, где преобладали равнины, приходилось создавать искусственные насыпи, которые могли доходить до 10 метров в высоту.
   Но, так как в те времена не существовало способов уплотнения грунта, то данные насыпные холмы не могли нести на себе большие крепости. Из-за того, что в процессе формирования насыпи грунт разрыхлялся естественным путём, то в последующем он значительно деформировался, просаживаясь под строением. В лучшем случае это приводило к оседанию замка, в худшем - к его сползанию с холма с последующим обрушением.
   Именно по этой причине на насыпных холмах строились лишь деревянные замки, которые часто дробились на части, располагаясь на нескольких холмах, насыпанных рядом друг с другом. При этом все части замка соединялись между собой защищёнными переходами, к которым не было свободного доступа иначе как из самого замка.
   После того, как наметилась тенденция перехода к каменным замкам от искусственных холмов пришлось отказаться, так как они не выдерживали веса каменного строения. Однако в данном случае возвышение уже часто и не требовалось, так как неприступность крепости можно было повышать утолщая стены и делая их всё выше и выше, что было достаточно сложно с деревянными конструкциями.
   Однако указанный переход от дерева к камню мало изменил общую планировку замка-крепости, в которой основное место после крепостных стен занимало большое одиночное строение башенного типа, располагавшееся в центре замка и не связанное ничем с внешними стенами.
   Многие исследователи утверждают, что прообразом такой башни могли служить нураги - круглые башни, существовавшие на территории Сардинии с давних времён. Однако говорить об этом однозначно, на наш взгляд, не правомочно, поскольку нураги имели круглую в плане форму, а главные башни средневековых крепостей изначально были четырехугольными. А как показывает практика, когда происходит копирование, то оригинал стараются воссоздать максимально точно. Более того, представляется сомнительным, чтобы жители германских племён, обитавшие на территориях современной Франции, Германии, Швейцарии и т.д., восприняли бы строительные технологии далёкой от них островной Сардинии, а не того же Рима, который был для них куда ближе территориально и значимее исторически. Правда Рим не строил таких башен, а, потому, для многих куда притягательней версия с сардинийскими нурагами... Ну, да, как говориться: сие есть тайна покрытая мраком.
   Но вернёмся к нашим донжонам, а именно так стали в последующем называться эти главные изолированные башни, возвышающиеся над всем замком.
   В нижней части деревянных донжонов обычно располагался главный зал, так как открытый очаг было принято помещать непосредственно на полу в центре помещения. В последующем, после перехода к каменным строениям, когда очаг стали делать в стене с выходом дыма вверх по желобам в стене, под главным залом, стали устраивать кладовые, в которых хранились съестные и другие припасы.
   Надо заметить, что очаг в средневековье всегда располагался в главном зале, так как это был единственный способ согреться в осенние и зимние месяцы, когда в замках становилось нестерпимо холодно и сыро. Протапливать каменные громады было очень трудно и дорого, поэтому не самые богатые феодалы, грелись у единственного очага не только всей семьей, но и совместно со своими слугами. В этом же зале всё население замка и совершало трапезы, и спало на тюфяках. В последующем для хозяина с хозяйкой стали устраивать отдельные комнаты, оборудованные кроватями. Затем кровати стали использовать и слуги. Но обычно на одной кровати спало сразу несколько слуг, причём в той же одежде, в которой они ходили весь день.
   Спальня феодала обычно располагались на более высоком уровне донжона, чем главный зал. Однако это не спасало хозяев от холода и сумрака, так как окна, которые преимущественно затягивались бычьим пузырем или промасленной телячьей кожей, почти не пропускали свет, и могли защитить от ветра только летом. В холодные же периоды окна для тепла плотно закрывали деревянными ставнями. Щели же и трещины в ставнях, да и в стенах затыкали мхом и соломой.
   Но даже с соблюдением всех этих предосторожностей, ветер умудрялся прорываться в дома феодалов. Поэтому для ещё более надёжной защиты от ветра стены комнат завешивали коврами, которые применялись не столько для украшения серых и мрачных помещений, сколько для того, чтобы из щелей не дуло.
   Конечно же, во дворцах высшей знати качество возведения и стен и заделки швов было выше, да и окна были застеклены. Но холод всё равно преследовал правителей, а через маленькие мутные стёклышки солнце пробивалось в помещение только лишь в яркий летний день.
   Поэтому замковые покои по вечерам освещались либо смоляными факелами (обычно в коридорах и больших помещениях), либо масляными лампами (в спальне хозяев и в маленьких комнатушках). Шиком считалось использование дорогих свечей из пчелиного воска. Но даже эти изысканные светильника были тусклы и сильно коптили.
   В небольших крепостях раннего Средневековья проблемы освещения комнат вообще не существовало, так как все обитатели замка в холодную пору обитали в комнате, где горел очаг - единственный источник тепла и света.
   Ещё одна проблема, с которой сталкивались обитатели крепостей, заключалась в том, как обустроить отхожее место. Даже в небольших крепостях, и уж тем более в замках высшей знати, эту проблему решали с помощью будок-туалетов, которые располагались над глубокими крепостными рвами. Все нечистоты просто падали в ров, повышая тем самым его защитные функции.
   Однако, нельзя не заметить, что такая достаточно простая конструкция канализационной системы имела и существенный недостаток. Жижа изо рва просачивалась в колодцы и водосборники для дождевой воды. В результате этого обитатели замков пили загрязненную воду и часто страдали поносом. Однако для замков, где было мало места, такая система канализации была оптимальной.
   В тех же местах, где не было территориальных стеснений, предпочтение отдавалось другому способу отвода нечистот. Так уже в раннем Средневековье во многих монастырях была примитивная канализация, состоящая из туалетной ямы, из которой стоки отводились по каналам с проточной водой за пределы монастыря, в ручей или в реку.
   Конечно же, к услугам знати всегда были сначала деревянные и глиняные, а потом и металлические горшки различной формы, но следует отметить, что даже особо знатные вельможи предпочитали пользоваться сим приспособлением лишь по ночам, когда было не совсем удобно идти в уборную.
   Но как бы не решался вопрос с уборной, он всегда порождал ещё одну серьёзную проблему - мытьё.
   Вообще, снабжение замка водой долгое время было одной из основных проблем, которая была тем серьёзнее, чем выше на уровнем моря располагался замок. Самым простым решением было рытьё колодца, хотя назвать это решение простым не всегда и язык поворачивается, ибо в ряде случаев колодцы доходили до 140 метров глубиной.
   Когда рытьё колодца не давало желаемого результата или было попросту невозможно, то строили каменные водосборники для дождевой и талой воды с фильтрующими слоями гравия и песка, которые значительно повышали качество питьевой воды. Помимо этого при каждом замке служили водоносы или водовозы, ежедневно поставляющие воду из близ лежащих источников.
   В зависимости от обеспеченности замка водой находилась и привычка рыцарей и их домочадцев осуществлять омовения. И если простые рыцари из провинции, что уж говорить об их слугах, могли себе позволить помыться лишь по большим праздникам, то в крупных замках и там, где воды было в избытке, забота о своем теле была достаточно распространена. Конечно же никто не говорит о ежедневном мытье, но ушаты для лёгкого омовения имели практически все рыцари. Более того, в некоторых замках отводились специальные комнаты для мытья и парки, в которых стояли большие деревянные бочки или ушаты - ванны. Правда этими комнатами преимущественно пользовались дамы, которые в те времена уже активно и подводили брови, и белились и румянились. Ради справедливости следует отметить и то, что большинство рыцарей неизменно пользовались щётками, зубочистками и даже мылом, которое было достаточно едким и не особо хорошо пахнущим.
   Но ситуация с мыльными средствами достаточно быстро изменилась после начала крестовых походов, когда крестоносцы завезли в Европу с Ближнего Востока душистое мыло, которое было не единственным, что взяла тёмная во всех смыслах Западная Европа у своего более цивилизованного соседа. И во многом благодаря этому соседу, Западная Европа стала оплотом цивилизации для тех, перед кем ещё совсем недавно была бессильна и мощь грозных правителей, и вера священнослужителей, шептавших в страхе: "Избавь нас Бог от неистовства норманнов!"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"