Аннотация: Материал сильно упрощён и... не наука. Историкам не читать! ___Не опубликовано
"Опять Фархад кирку пускает в ход,
Над озером он замок создаёт...
Возглавлен был высоким сводом он,
Стоял лицом к озёрным водам он;
Его айван со множеством колонн
В лазурный упирался небосклон...
Был для приёмов и пиров большой
Внутри скалы им высечен покой;
Вверху простёрся купол-великан
Трёхарочный, и тут стоял айван
С высокими колоннами: Фархад
Не пожалел трудов для колоннад."
Алишер Навои (Фархад и Ширин)
Мало найдётся таких людей, которые не знают хотя бы одной из сказок, рассказанных хитрой Шахерезадой, чтобы не разделить участь своих предшественниц. Мало и тех, кто не слышал весёлых и поучительных историй, сложенных о Хадже Насреддине. Однако, несмотря на то, что все эти истории полны остроумия и захватывающих переплетений событий, со странами, создавшими их, у нас связаны разные ассоциации. Так Ближний Восток, наполненный сказочными богатствами, - это скорее мир-мечта, оказавшись в котором можно с лёгким сердцем предаваться лёгкой жизни. Средняя Азия хоть и так же полна радости, но радости, всегда полученной, нелёгким путём труженика, который познал многое, и простой труд которого на самом деле не так уж и прост как может показаться в самом начале. Не даром же, и то, что "восток - дело тонкое", сказано именно про Среднюю Азию, а не про кого-то там ещё на Востоке.
Принято считать, что сообразительность народа во многом определяется сложностью климата проживания. И действительно, о чём волноваться человеку, живущему в регионе только лишь с высокой или низкой температурой. Это же не жара летом и стужа зимой.
Однако температура не единственное, что нужно учитывать. По этой причине многие "изотермические" климаты хоть и кажутся однообразными, на самом деле оказываются очень сложными с точки зрения планировки дома и выбора строительных материалов. И причина здесь в переменной влажности климата, которая может сопровождаться лишь незначительными перепадами температур.
Именно проблему выживания в таком климате и пришлось изначально решать среднеазиатским зодчим.
Тёплая и сухая погода летних месяцев требовала строительства тяжёлых толстостенных конструкций из камня, обожженного кирпича или глины, ибо только благодаря этому можно было создать дома, в которых даже в сильную жару было возможно чувствовать себя комфортно. Указанное вызвано тем, что и сама толщина стен, и материал, из которых они изготавливаются, обеспечивают низкую теплопроводность строения, благодаря чему дневная жара не успевает прогреть комнаты, а холод остудить.
Тёплая же, но влажная, погода зимних месяцев сподвигала строителей к использованию пористых материалов и древесины, чтобы и стены и потолки хорошо "дышали" и проветривались. При таком строительстве дома получались лёгкими и склонными к быстрому выравниванию климата снаружи и внутри дома. Определяющим моментом к выбору именно такого типа домов являлось быстрое отсыревание помещений с последующим гниением материалов при их недостаточном просушивании, которое легче всего было обеспечить проветриванием.
Именно по этой причине дома во влажном климате проветривались круглосуточно, в отличии от сухого, когда этому отводились лишь относительно холодные ночные часы.
Однако не только температура и влажность определяли толщину стен, но и вес крыши, который сильно увеличивался с ростом количества осадков.
Ещё одна причина, влияющая на толщину стен, - высокая сейсмическая активность среднеазиатский районов. Однако для обеспечения сейсмостойкости приходилось не столько утолщать стены, сколько делить их на прочную и тяжёлую нижнюю фундаментную часть, выступающую в роли плиты, гасящей колебания, и сравнительно лёгкую остальную часть стены, сделанную таким образом, чтобы элементы конструкции обладали относительной подвижностью. Последнее позволяло стене, полу и крыше претерпевать иногда и значительные деформации без разрушения.
Поэтому, в отличии от равнинных территорий, в горных районах, где и были часты землетрясения, фундамент выкладывали из камней, а стены возводили из сырцового кирпича или комьев глины, доводя толщины стен до полуметра. Причём, если дом делался двухэтажным, а это было особенно распространено в горных районах, то первый этаж, являющийся нежилым, мог полностью делаться из камня. Жилой же второй этаж сооружался из саманного кирпича.
Вообще, в Средней Азии, где имеется сильное смешение равнинных и горных районов, наблюдается значительное влияние рельефа местности на саму конструкцию дома, в которой горы выступали как самостоятельный строительный "материал".
Если дом располагался на склоне горы, то заднюю вертикальную стену, а иногда и до половины боковых стен, вырубали в массиве, и уже к сформированному уступу пристраивали остальные стены.
Несмотря на некоторую кажущуюся примитивность и отсталость такой технологии строительства в сравнении со строительством дома на открытом месте, нельзя не отметить, что вырубленные в горах дома были более тёплыми, чем их одиноко стоящие собраться, так как в меньшей степени обдувались холодными горными ветрами, а, следовательно, меньше выхолаживались.
Наличие горного подъёма позволяло возводить не только более тёплые, но и более компактные поселения. Террасный принцип строительства домов позволял использовать крыши нижестоящих домов в качестве двора для вышестоящего строения. Таким образом соседние дома практически прирастали друг к другу, и между ними существовали только узкие проходы, которые, подобно тесным улицам средневековых европейских городов, могли использоваться и как отхожие места. Отсутствие крупных населённых горных пунктов не создавало потребности в оборудовании специальных уборных, так как локализация и отделение уборной от основного места проживания при малочисленности жителей не приводили к возникновению эпидемий.
Во многом указанная загрязнённость дорожек между домами приводила к тому, что даже в достаточно спокойных с военной точки зрения регионах дома старались строить как некие обособленные объекты, наглухо закрытые снаружи.
Фактически дома контактировали с внешним миром только стенами и одной дверью. В некоторых домах (особенно в горных районах) окна не предусматривались вообще, а освещение внутренних помещений осуществлялось через небольшие световые проёмы в потолке и стенах. В холодное время года и во время дождя эти проёмы закрывали ставнями или закладывали тряпками.
Однако не все дома были лишены окон. Даже в условиях холодного зимнего климата люди с достатком стремились создать себе более комфортные условия существования и делали окна. При этом из-за того, что единственным материалом, которым можно было заделать окно, являлся бычий пузырь, такие окна пропускали в дом не так уж и много света.
Нельзя не отметить, что столь плачевное состояние с окнами наблюдалась лишь там, где нужно было бороться с холодом. В жарких равнинных районах многие дома строились с окнами без "остекления", которые по мере необходимости закрывались ставнями.
Характерной особенностью окон было то, что они, подобно окнам Китая, Японии и других восточных стран начинались практически с уровня пола. Указанное определялось тем, что весь бытовой уровень определялся отсутствием мебели типа стульев, заменой которым были многочисленные маленькие тюфячки и подушки. Поэтому в доме к жизни на полу было приспособлено всё, а не только окна.
Вообще, не только наличие окон, их форма и расположение, но и вся планировка домов зависела от климата. В районая с высокой влажностью, когда дома проветривались практически постоянно, просто не возникало необходимости делить помещения на летние и зимние, дневные и ночные, жаркие и холодные, так как климат во всём доме был примерно одинаков.
Жаркий же и сухой климат требовал обязательного создания дома с внутренним двором, весь периметр которого закрывался строениями и забором. Существовали дворы, в которых щабор как таковой отсутствовал, ибо всё окруежние занимали жилые и хозяйственные постройки, в которых, как уже отмечалось выше, окна выходили только в этот дворик и никуда более.
Наличие внутреннего дворика позволяло создавать многочисленные открытые для воздуха и закрытые от света айваны (галереи и террасы), перекрытие которых при больших размерах поддерживалось колоннами. Последнее было особо характерно для айван-галерей перед фасадом здания. В том же случае, если айван строился заглубляясь между комнатами (айван-лоджия), то обычно обходились без колонн, в качестве которых выступали стены прилегающих комнат.
Если же дом имел два этажа и более, то он "обзаводился" и балконами, которые могли быть как открытыми (если строились на теневой стороне здания), так и закрытыми занавесями, чтобы оградить людей от палящего солнца.
Вообще-то, строительство айванов является не самым лучшим способом для защиты от почти отвесных солнечных лучей. Даже большие по площади галереи не позволяют обеспечить активную циркуляцию воздуха, в результате чего ощущается духота. Однако указанные типы строений являются оптимальным вариантом в условиях плотной затройки.
В тех же случаях, когда человек, обладая обширным земляным участком, мог позволить себе не ужиматься в объёмах, площадях и, конечно же, в средствах, то предпочтение отдавалось свободно стоящим башенным домам. В этом случае то, что было не приемлимо для горных и предгорных районов, сыграло полезную службу на жарких равнинах. Обильное обдувание ветром здания было только полезно ибо интенсифицировало теплоообмен между воздухом и прогреваемой солнцем стеной.
Но куда важнее обдувания ветром была форма самого здания. Для того, чтобы помещение меньше всего прогревалось было необходимо минимизировать прогреваемую солнцем поверхность сооружения. Иначе говоря, чем больше отношение объёма дома к площади его поверхности, тем меньше оно будет прогреваться.
Из математики хорошо известно, что при равном объёме минимальная поверхность будет у тела шарообразной формы, а максимальная - у кубовидной. Где-то между ними располагаются тела цилиндрической формы.
Конечно же шаровидные здания были просто невозможны, но вот явное стремление к куполостроению - это то, что видно и невооружённым глазом. С учётом же того, что возведение куполов достаточно сложно, то значительное место как в жилом, так и в общественном домостроении занимают здания цилиндрической формы.
Для сравнения можно взять дома северных стран, в которых практически отсутствуют "круглые" дома, так как на севере борьба ведётся не за охлаждение дома, а за сохранение тепла в нём.
Среднеазиатским строителям была на руку ещё одна причина, по которой предпочтение отдавалось "круглым" домам: чем меньше поверхность дома, тем меньше строительных материалов требуется на его возведение. В условиях же, когда используются строительны материалы на основе глины, позволяющие делать конструкции практически произвольной кривизны, то факт, что стена была круглой, мало кого мог смутить.
Вообще, использование круглых башен характерно не только для одиночных домов, но и для копмлексов с плотной застройкой, когда над теснотой расположения первых этажей возвышались удалённые друг от друга башенки. При этом такие башни обычно имели выходы не только в нижние этажи, но и на их крыши.
Дело в том, что в жарком климате практически везде пыпаются использовать крышу, как дополнительную площадь. И если в горных районах - это чаще всего внешний двор вышестоящего дома, то на равнинах - это открытая комната, которая очень широко использовалась как летняя спальня. Для летнего сна, вообще, предпочтение отдавалось открытым площадкам, в качестве которых могли выступать и простые деревянные настилы или глинобитные площадки под раскидистыми садовыми деревьями, и даже специальные помосты на столбах, располагаемые над садовыми бассейнами.
Создание дополнительных помостов для различных целей, а чаще всего для отдыха, трапезы или другого времяпрепрововождения, вообще является характерным признаком среднеазиатского жилища. Это особенно удобно, так как большая часть домашнего времени летом проводится именно вне дома - в саду, под деревьями.
По этой причине наиболее распространенным типом сельского дома с давних пор являлся огороженный участок с различными жилыми и хозяйственными постройками, которые выходили на большой внутренний двор с высокой зимней терассой и низкой летней.
Хочется особо становиться на том, что ориентация фасада жилища не была жёстко привязана к сторонам света. При определении места входа учитывалось не только солнечное движение, но и направление постоянно дующих ветров. Однако для многих правоверных было куда важнее расположить вход во двор таким образом, чтобы это было удобно свершать намаз. Всё дело в том, что мусульманин во время молитвы должен быть обращён лицом в сторону Мекки. Для того же, чтобы входящие не мешали ему, вход целесообразно было делать со спины молящегося.
Вообще-то, на территории Средней Азии не просматривается единого принципа планировки домов, что во многом определяется различными корнями многочисленнйх народов, заселяющих эту область. Однако при всём при этом можно выделить несколько наиболее распространённых типов строений.
Первый, самый простой, тип жилого дома, построенного из сырца и пахсы, имел простую планировку и представляла одну или две комнаты (часто комната с передней), расположенные на запад и восток друг от друга. Окна располагались произвольно и часто на разной высоте. Даже если дом был мал, перед ним старались устроить айван. Крыши таких "простых" домов делались плоскими.
Для многочисленных семей строились трёх и более комнатные дома. При этом все комнаты были вытянуты в одну линию. Для гостей иногда строились и отдельные помещения.
Более сложные дома имели не плоское, а купольно-сводчатое перекрытие. При том комнаты (обычно квадратной планировки) располагались уже не воедино, а разделялись сводчатыми входами.
Оба указанных типа зданий возводились в сухих районах. В близи же водных источников достаточно было распространено свайное строительство, которое осуществлялось таким образом, чтобы пространство под домом оставалось обязательно открытым. Последнее было вызвано необходимостью постоянного проветривания как пола дома, так и самих свай, чтобы замедлить их гниение.
Однако дома на свайном основании были скорее редкостью, свойственной лишь некоторым отдельным регионам. Основная масса домов строилась непосредственно на земле и часто даже без фундамента.
Предварительный план застройки не делался, а разметка будущего дома осуществлялась непосредственно на месте строительства с помощью верёки. Такую разметку мог делать либо опытный односельчанин, либо специально приглашённый мастер.
Строительный материал - пахса - делался из той земли, на которой планировалось строительство. Для придания ей пластичности и вязкости землю надо было хорошенько намочить и перемешать. Вода могла использоваться как дождевая (в сухих районах строительство велось практически только в дождливые периоды), так и родниковая. Последнее было особенно характерно для зон затопления построенных водохранилищ. В тех случаях, когда воды было совсем мало, её даже могли привозить гужевым транспортом от удалённых источников воды.
Построенный таким образом дом имел земляной пол. Однако с этим мирились лишь в действительно бедных семьях. Даже в семьях с небольшим доходом пол старались покрыть паласами из козьей шерсти. В зажиточных же полы устилались коврами и дорогими кошмами, а вдоль стен настилались ватные одеяльца, которые использовались во время трапезы.
Нельзя не отметить, что в Средней Азии для разных целей традиционно использовалось значительное количество различных одеял, подушек и покрывал, причём не только для умягчения интерьера, но и для утепления.
Вообще, когда применительно к среднеазитским домам речь заходит об отоплении, многие невольно удивляются: а зачем нужно то отопление там, где и так жарко? Однако жара, которая порою бывает действительно несперпимой летом, зимними ночами иногда сменяется холодом. И это было плохо потому что, если традиционное жилище Средней Азии было хорошо приспособлено противостоять основному своему "врагу" - жаре, то холоду оно было не в силах сопротивляться.
С этой точки зрения самым слабым местом дома были двери и окна, имеющие в себе многочисленные щели. Лишь действительно богатые люди могли позволить себе закрывать окна те только ставнями, но и специальными рамами, обтянутыми плотной бумагой. Проблема герметизация окон была решена лишь после того, как с севера практически вплотную подошли русские поселения с застеклёнными окнами.
До того же времени в небогатых домах от холода приходилось спасаться традиционным стадным способом: люди порою целыми днями сидели в плотно закрытых домах и желательно поближе друг к другу, согревая и соседей, и само помещение теплом собственных тел. То, что при этом все окна были закрыты, приводило к тому, что даже днём приходилось зажигать масляные светильники, которые тоже хоть и немного, но прибавляли тепла.
Как это может показаться ни странным, но переносить холода было легче в горных районах, в которых дома, частично погруженные в землю, и обстроенное другими жилыми и хозяйственными помещениями, лучше держали тепло.
Более того, как уже отмечалось, в горных домах вообще предпочитали пользоваться не окнами, а светодымовыми отверстиями в крыше. Последнее открывали только во время зажигания очага, а потом плотно закрывали, предотвращая выход тепла.
Самое древнее средство обогрева - костёр - получил такое признание среди простых людей за свою простоту, что как основной способ обогрева просуществовал аж до ХХ века. Даже тогда, когда открытый очаг исчез из жилый помещений, он как атрибут древности стабильности сохранялся в помещениях для мужских собраний.
Однако люди достоточно быстро поняли, что собственно костёр опасен для жилья. Поэтому те, кто мог позволить себе покупать древесный уголь, стали отдавать предпочтение мангалам - специальным жаровням, наполненным горячими углями, которые дольше держали тепло, лучше прогревали помещение и, самое главное, были менее пожароопасны.
С появлением мангала происходит разделение функций так называемого универсального очага, который изначально был предназначен для трёх целей: обогрева помещения, готовки пищи и выпечки хлеба. Теперь же мангал согревал, специальная печь, вынесенная сначала в переднюю комнату, а затем и во двор, служила для выпечки хлеба, а собственно основной очаг предназначался для приготовления всей другой пищи.
Среди основных типов очагов можно выделить три, которые различаются сложностью конструкции.
Самым простым, а потому и доступным, типом очага являлся очаг в полу жилища с отверстием сверху. Такой очаг мог использоваться и как универсальный, ибо располагался непосредственно в полу жилого помещения. Представлял он из себя яму глубиной до полуметра с диаметром по основанию чуть более того, выложенную изнутри камнем или обмазанную глиной. Загрузка дров или угля в таком очаге происходила непосредственно через горловину.
Однако такой очаг не мог удовлетворить нужды больших семей, поэтому в последующем получил распространение очаг с боковой загрузкой грючих материалов. Сооружался такой очаг на специально для него сооруженной площадке и имел дополнительное переднее окно для дров и угля. Но указананя модернизация не привела к изменению способа отвода дыма, который заполнял весь дом и постепенно выходил через верхнее светодымовое отверстие. На форму очага влиял вида топлива. При использовнии сушёного навоз в виде круглых лепешек или брикетов очаг делался более вытянутым и сильно сужался кверху. Очаг для древесного топлива делался ниже и мало изменяющимся в сечении по высоте.
Наиболее поздним типом очага, который во многом соответствовал простому камину стал очаг с дымарями. Представлял он собой нишу в стене, в которой располагалась большая часть камина. В нижней части делались специальные части для приготовления пищи и кипячения чая. В верхней - прямой дымоход, заканчивающийся трубой на крыше. При этом задвижка для дымохода практически никогда не делалась. Такая конструкция очага иногда приводила к тому, что дым попадал в комнату. Однако эта проблема не очень заботила жителей, тем более что очаги с дымарями не получили широкого распространения.
В сравнении с проблемой "как готовить", куда больший интерес представляла всё же проблема "как согреться". И тут среднеазиатские умельцы предложили если не индивидуальные обогревательные приборы, так по крайней мере, рассчитанные на небольшое число людей устройства.
На Востоке широкое распространение имел способ отопления именуемый кан. С давних пор он использовался в Китае, но сказать однозначно, что это было китайским изобретением, не представляется возможным. Отпление горячим воздухом от печей, распространяющимся под полом одной, а иногда, и нескольких комнат, встречается во многих странах. Однако в Средней Азии кан практически не получил распространения. Лишь в Ферганских районах можно стретить его подобие.
И не исключено, что причиной тому было то, что люди отдали предпочтение не отоплению комнаты, а отоплению отдельного места. По мере совершенствования навыков по созаднию очагов мастера разработали технологию безопасного расположения очага в лежанке (суфе). Последняя обучно делалась одноместной, однако могла быть рассчитанной и на несколько человек. За свою относительную простоту и надёжность данный способ стал воистину народным.
Однако обеспеченные люди отдали предпочтени другой форме обогрева - сандалу, который представлял собой деревянный табурет или столик квадратной формы, незначительно заглублённый в пол над глубокой ямой для углей. Сандал прикрывали большим одеялом, под края которого подсовывали ноги сидящие вокруг сандала люди. Для того, чтобы сандал можно было использовать и в ночное время, кравати размещали таким образом, чтобы ноги спящих были обращены к сандалу.
Помимо собственно обогревательных функций сандал использовался и для поддержания горячими чая с водой, ёмкости с которыми всегда стояли на нижней ступеньке сандала.
Скорее всего, совершенствование способов обогрева среднеазиатских домов продолжалось бы и далее по своему оригинальному пути, если бы Средняя Азия не сблизилась вплотную со своим северным соседом, не по наслышке знающем о суровых зимах, благодаря чему в обиходе закрепились и получили широкое распространение печи и плиты русского типа.