Марина Цветаева - ее нет нужды особо представлять. Великая поэтесса, оставившая миру великолепные, летящие строки. "Вот опять окно, где опять не спят..." Между тем одно из окон, в котором когда-то можно было увидеть детское лицо Марины, находится здесь, в Швейцарии: Лозанна, бульвар де Гранси, 3.
Она родилась в семье московской интеллигенции: отец - профессор университета, основатель Музея изящных искусств на Волхонке, мать - великолепная пианистка, ученица Рубинштейна. Рано освоив немецкий и французский, уже в 6 лет писала стихи, в том числе и на французском. Любимая мама была больна (она рано умрет от чахотки), а потому подолгу жила-лечилась в Крыму, Италии, Германии. Вместе с ней путешествовали, открывая для себя мир, и Марина с младшей сестрой Настей.
Они приехали в Лозанну в августе 1903 года, став воспитанницами пансиона Лаказ (и сегодня это здание неподалеку от вокзала отмечено табличкой в память сестер Цветаевых). Одиннадцатилетняя сероглазая Марина, девятилетняя Настя. Несколько дней в отеле Боусит вместе с мамой и - вот она, новая лозаннская жизнь! Учеба, новые подружки - из Египта, Испании, Германии - узкие улочки Лозанны, которую обе сестры полюбили с первого же взгляда, "точно именно этот город мы видели в детстве, во сне", - напишет много лет спустя Анастасия Цветаева в своих "Воспоминаниях".
До того сестры обучались в Италии, и, "благодаря" друзьям-революционерам, обе явились в Лозанну законченными атеистками. Между тем, по традиции сестры Лаказ каждые субботу и воскресенье водили воспитанниц в католический собор. Это была проблема! К ее решению был привлечен местный аббат. Длительные дружелюбные беседы, увещевания, а плюс ко всему - величественные католические службы, музыка, цветные витражи собора...В итоге Цветаевы вновь ощутили Бога в душе и стали настолько религиозны, что их мама даже всерьез тем была обеспокоена!
Учеба, беспечные игры в уютном дворике, проказы и успехи. К примеру, по музыке в пансионате был чрезвычайно строгий учитель - мсье Бишоф. Получить у него четверку было величайшим счастьем! По этому поводу "виновница" торжества вела своих подруг в ближайшую кондитерскую и угощала пирожными.
А каким праздником для сестер был приезд мамы по весне! Каждый день после занятий они бежали к ней, в крохотную квартирку в Уши - пили чай с булочками, делились своими впечатлениями и мечтами, а она с немного грустной улыбкой говорила своим славным девочкам, что жизнь - полосатая штука, и за черной полосой непременно следует белая.
Между тем жизнь Марины вышла короткой и словно бы состояла всего из двух половинок: черной и белой. Ее первый сборник увидел свет в 1910 году - то был "Вечерний альбом", немедленно вызвавший восторженные отзывы Брюсова, Волошина, Гумилева. Триумфальный дебют! И началась богемная жизнь: общение с великими мастерами слова, творчество, бессонные ночи...Самое счастливое событие - встреча с Сергеем Эфроном; романтическая история любви, рождение дочери Арианы. Ах, все, казалось, должно быть прекрасно в этой судьбе! Но нет - жизнь вступала в свою вторую половину - черную.
Все изменилось вдруг. 1917 год, революция, рождение и тут же - смерть дочери Ирины, страх перед будущим, страх за мужа, который сражался в рядах белой гвардии. Лишь стихи были ее радостью и отдушиной, но они не давали возможности выжить. А потому следующим шагом стала эмиграция. Берлин, Прага, рождение сына, которого Марина обожала до последних своих дней и - Париж; бедность, разочарование Эфрона в белогвардейском движении, убийство в Лозанне бывшего резидента советской разведки Игнатия Рейсса, в котором обвиняли Сергея Эфрона... Ужасное возвращение в СССР гибель мужа, переезд в Елабугу....
Собирать вещи в дорогу ей помогал верный друг - Борис Пастернак. Обвязывая чемодан веревкой, он пошутил: дескать, хорошая веревка, хоть вешайся на ней. Увы, слова оказались пророческими: изведав унижения и нищету, Марина Цветаева повесилась на той самой веревке в последний день лета 1941 года...
Великолепная жизнь Цветаевой была стремительна и коротка. Но чем и отличается поэт от простых смертных - он оставляет после себя строчки, которые мир будет повторять еще не одно столетие:
Мы рядом. Вместе наши руки. Нам грустно. Время, не спеши!.. О, этот час, преддверье муки, О, вечер розовый в Ouchy!