В заключение Судоплатов сказал, что еще не все преподаватели прибыли и что остальных представят курсантам в рабочем порядке. После этого всех будущих разведчиков и диверсантов разбили на взвода и роты, и каждого преподавателя прикрепили куратором к определенной роте. Вот тут я совершенно неожиданно для себя стала комроты диверсантов. И ведь этот гад, Судоплатов, вчера ни полсловечка не сказал о том, что готовит мне такую подляну. Я тут же решила, что подобный финт ему никак не должен сойти с рук. Поэтому поставила перед собой задачу: придумать ответную гадость персонально для товарища старшего майора. А пока пришлось в срочном порядке завтракать вместе со своей (!) ротой, после чего отправить курсантов на первое занятие (слава богу, пока не мое), и нестись к начальству, чтобы выяснить свои должностные обязанности.
Судоплатов, увидев возмущенную меня, принял довольный вид (ну старший майор, погоди!) и объяснил, что в основном мои командирские обязанности сводятся к контролю успеваемости и соблюдению дисциплины. А также, в случае чего, к разрешению конфликтных ситуаций в роте. И, разумеется, я должна буду представлять отстающих курсантов своей роты к отчислению. Еще хорошо, что за все хозяйственные вопросы буду отвечать не я, а старшина роты. Он же будет нести на себе основную часть работ по управлению ротой. Так что черт оказался не так страшен, как его малюют (что в моих глазах не умалило вины Судоплатова). И еще, оказалось, что теперь я буду жить здесь, чтобы не отвлекаться на посторонние дела. Немецкий тоже буду изучать здесь. Единственное дело, которое у меня осталось в Москве - это посещение поликлиники для окончательной выписки. Тут я несколько закипела и твердо заявила, что сегодня вечером обязательно должна быть в Москве. Вот все дома организую, возьму с собой все необходимое и с завтрашнего дня полностью переселюсь на базу. Судоплатов посмотрел на мой решительный вид и понял, что в этом вопросе мне нужно уступить. В конце концов, он мог предупредить меня об этом заранее.
А днем меня ждал сюрприз. Как и было обещано, еще несколько преподавателей подъехало к обеду. Я как раз уселась обедать со своей ротой, как вдруг увидела знакомое лицо. Через стол от меня усаживался обедать не кто иной, как майор Серков. Весь обед я провела, как на иголках, а поев, кивнула старшине и сразу рванула к Серкову.
- Здравия желаю, товарищ майор.
- Здравствуйте, Аня. Какими судьбами?
- Да вот, определили сюда преподавателем.
- Значит теперь мы с вами снова коллеги.
- Да, и, кажется, я даже знаю, что именно вы будете преподавать. Немецкие военные уставы.
- Конечно. Но раз вам известна тематика, то, может быть, подскажете, что именно нужно рассказывать вашим курсантам, а то я узнал о том, что прикреплен к вашим курсам и должен прочитать курс лекций по немецким военным уставам только вчера вечером. И даже не успел как следует подготовиться.
- Что делать, товарищ майор. Сейчас все приходится делать срочно, можно сказать, на ходу. Положение на фронте не позволяет тянуть время. А нам нужно следующее.
Тут я отвела Серкова чуть в сторонку, чтобы не стоять на проходе, да и чтобы не трепать об этом на весь полигон, и продолжила.
- Мы в срочном порядке должны подготовить группы диверсантов. Задачи таких групп вы представляете лучше меня, поэтому сэкономим время на объяснения. Но для эффективного действия таких групп нам жизненно необходимо знать наиболее уязвимые точки немецкой армии. То есть, если можно так сказать, такие центры, нанесение ударов по которым будет очень болезненно ощущаться всей армией. Сейчас немцы занимают большие территории с плохими коммуникациями. Железные дороги мы порядком порушили, а шоссейные дороги у нас и так никогда особо хорошими не были. И мы планируем наносить удары по складам, дорогам и ремонтным базам. Возможны также кратковременные налеты на подразделения, находящиеся на марше. Вот нам и нужно знать, как согласно уставам войска перемещаются, как и в каком количестве выставляются караулы, как охраняются склады и т.п. Так как немцы на весь мир известны своим пристрастием к порядку, то мы изо всех сил будем этот порядок им нарушать.
От моего напора Серков даже немного растерялся.
- Видите ли, Аня, - начал он. - Все это я, конечно, знаю, но для качественной подачи материала нужны плакаты, которых у меня нет. Более того, таких плакатов нет и в Генштабе. Кое-что есть в высших военный учебных заведениях, но для ваших целей этого явно недостаточно. А я, к сожалению, сам рисую не очень.
- Если я найду художника, то вы смогли бы объяснить, что и как нужно нарисовать?
- Само собой. Это не вопрос.
- Хорошо. Тогда вы планируйте, что и как вам потребуется нарисовать, а я озадачу руководство на предмет поиска художника и материалов для плакатов.
61.
Серков в задумчивости отошел, а я занялась поисками Судоплатова. Его не нашла, зато наткнулась на Зою и поделилась этой задачей с ней. Зоя на несколько секунд задумалась, а потом сказала.
- Завтра с утра будет художник. Есть у меня один на примете, между прочим, член МОСХ. Он все нарисует как надо. Завтра он будет здесь.
Что такое МОСХ я не знала, но раз Зоя говорит, что это хорошо, значит так оно и есть. Вот и ладушки. Этот вопрос решен. Можно продолжать заниматься своей ротой, тем более, что по расписанию после обеда там мои уроки. Для начала я решила выяснить, кто из моих курсантов что может, и вытащила всех на стадион. Там в первую очередь провела сортировку по видам спорта. У меня в основном оказались легкоатлеты, немного борцов, боксеров и пловцов, а так же всего три стрелка и ни одного лыжника. С лыжниками, в общем, понятно. Их будут готовить по отдельной "долгосрочной" программе, рассчитанной до середины ноября, то есть до первого снега. А вот стрелков - явная недосдача. Придется готовить из спортсменов других профессий. Зато среди легкоатлетов присутствовало много метателей. Это есть гут. Вот кто у меня будет хорошо гранаты кидать! Но почему нет ни одного гимнаста? Куда они все подевались? Или руководство решило, что мне не нужны конкуренты? Ладно - увидим. А пока я устроила всем сдачу нормативов, невзирая на некоторые ухмылки. Еще бы! Мастеров спорта проверяет девчонка-лейтенант, которая может сама тоже спортсменка, но наверняка не мастер, так как иначе бы меня знали. Думаю, если бы не мои награды, так на меня вообще смотрели бы, как на "мелочь пузатую". Ну ничего. Через пару недель я смогу лично кое-что показать. В конце концов, даже Ипполитов с уважением относился к некоторым моим трюкам, а его эти ребята наверняка знают.
При сдаче нормативов я неожиданно получила от курсантов не вполне мастерские результаты. Ясно, что никому об этом не сказала, но, пока курсанты продолжали заниматься физподготовкой, крепко задумалась. Если мне сказали, что практически все у меня мастера спорта, то почему их результаты тянут лишь немногим лучше, чем на первый разряд? Обманывать меня нет никакого смысла. Все равно лучших я не найду. Но что случилось со спортсменами? Почему они так сдали? Вроде бы и питание пока в норме, и режим для них вполне привычный? Не понимаю. Вон в шахматах Бронштейн - мастер и нет вопросов. Меня придрал вполне убедительно. А здесь творится что-то непонятное. Или я что-то упускаю из виду? Ох, кажется, сообразила. В шахматах основные методики были разработаны еще до войны, и решающую точку тут поставил Ботвинник, опубликовав свой научный подход к исследованию шахмат. Последующие чемпионы мира только дополняли и совершенствовали некоторые элементы шахматной борьбы. Поэтому довоенный шахматист-первокатегорник по уровню игры примерно соответствовал послевоенному мастеру или, в худшем случае, кандидату в мастера. А в других видах спорта научный подход еще только начинается. Плюс еще, так называемая акселерация. Раньше я плохо понимала, что означает этот термин у спортивных тренеров и журналистов, а теперь дошло. Да и спортсмены до войны в основной массе были реальными любителями. Только небольшая их часть приходилась на армию. Кроме того, в спорт они приходили значительно позже, чем в моей реальной юности. И еще, вот сейчас я, наконец, поняла, почему в роте НКВД с таким удивлением и уважением смотрели на мои гимнастические трюки. Они, оказывается, соответствовали уровню современного мастера спорта по гимнастике.
Подобные мысли меня несколько приободрили. Стало ясно, что, окончательно выздоровев, не сильно буду отставать от большинства моих подопечных. Со спокойной душой отработала свои часы, отметив еще один крайне положительный факт: все, что я говорила и показывала, выслушивалось и воспринималось очень внимательно. И вопросы были вполне на уровне. Видно было, что все курсанты к занятиям подходят исключительно ответственно. Значит понимают всю важность предмета. Уверена, что у других лекторов тоже нет проблем. Спортсменам класса мастеров (пусть даже довоенного уровня) не нужно объяснять важность растяжки или необходимость некоторых специфических упражнений. Если тренер говорит, что нужно, значит нужно. Я еще подумала, что этим бойцам можно будет показывать все удары без исключения. Конечно, за пару месяцев реальных результатов добиться будет трудно, но резкость движений точно повысится, да и качество выполнения уже известных приемов тоже должно возрасти. Единственно с кем возможны проблемы - это с боксерами, так как у них удары поставлены по-другому. Тут уже как получится. Люди взрослые - пусть сами выбирают.
Еще через час я из преподавателя снова превратилась в ученика. Немецкий никто не отменял. Только время занятий сдвинули. А после языка я сразу села в машину и покатила в Москву. На квартире все привела в порядок, собрала вещи, написала записку Дарье Федотовне, в которой сообщила, что буду появляться в Москве нерегулярно. Пусть, если будут звонки, сообщает, что я на занятиях. На каких - говорить необязательно. Кому надо, тот узнает. После этого выспалась в мягкой постели. Теперь, наверное, уже нескоро повторится такая роскошь. А в семь утра машина повезла меня назад, на полигон. Все, теперь мое место тут, в общежитии преподавателей. Опять мы будем жить с Зоей в одной комнате. Единственное отличие от госпиталя - теперь я могу рассказывать веселые истории, так как шов у нее уже зажил.
61.
Две недели я отзанималась более или менее нормально. К концу этого срока уже сама смогла демонстрировать некоторые удары. Впрочем, спортивная компонента составляла самую незначительную часть того, что я рассказывала и показывала курсантам. Так как мне было нужно в течение кратчайшего времени передать опыт по созданию гадостей, то этому и отводилось основное время занятий. Я старательно вспоминала все голливудские трюки и приемы, кое-что вспоминала из наших фильмов и книг. И, само собой, вспоминала то, что рассказывали ветераны Афгана и двух чеченских войн. Мало того, что я рассказывала. Все мои курсанты обязательно практиковались в изготовлении тех или иных предметов. Так как, например, мин явно не хватало, то учились вместо мин использовать гранаты, или творить нечто самодельное из подручных материалов. Тут, кстати, вполне нормально восприняли "мои" придумки с большими гвоздями, предназначенные для нанесения серьезных травм. В отличие от полковника Старинова курсанты прекрасно понимали, что никто им не поднесет в нужное время и в нужном месте на блюдечке с голубой каемочкой потребное количество мин и т.п., поэтому нужно уметь использовать любой шанс, позволяющий навредить противнику. А то, что враг не погибнет на месте, а будет "только" выведен из строя, тоже хорошо, так как чем больше народу в госпиталях, тем меньше их будет в воюющих частях. К моему удивлению разных придумок набралось не так уж и мало. Я даже вспомнила "карманную пилу", которую Женюра брал в походы. Эта пила была сделана из троса с приваренными или как-то еще приделанными зубчиками. По концам были две петли, так что, просунув в эти пели деревяшки, можно было даже в одиночку очень быстро перепилить любое дерево. Без этих деревяшек трос легко сворачивался и помещался в кармашке рюкзака. Когда я это объяснила Судоплатову, то он внимательно на меня посмотрел, а потом вдруг заявил, что это настоящее изобретение и мне будет положена премия, как изобретателю. Пустячок, а приятно. Вообще, я заметила, что кроме курсантов на моих занятиях стали появляться преподаватели других дисциплин. Чувствую, что после окончания цикла мне не избежать подробной беседы с Судоплатовым.
Впрочем, одна нелегкая беседа с Судоплатовым у меня состоялась всего через неделю после начала занятий и конечный ее результат мне пока неизвестен. А началось все с вполне обыденного для курсантов упражнения - отработка ударов ножом. Так как базовые приемы все освоили за один день, то для дальнейших тренировок мы перешли к манекену, которого, как я запомнила, Ипполитов называл Степой. Ну тот манекен, который с кровью или ее имитацией. Понятное дело, что подобная тренировка просто необходима для правильной постановки ударов и для того, чтобы люди привыкали к виду крови. Я при этом вспомнила, как пару месяцев назад первая такая тренировка лично для меня закончилась хорошей оплеухой от Ипполитова. Надо сказать, что мужики к виду "первой" крови отнеслись намного спокойнее меня, хотя и по-разному. Во всяком случае, завтрака никто на траве не оставил. И тут я заметила, что один из курсантов ведет себя как-то не так. Если всех подобный тренажер напрягает, то ему он доставляет удовольствие. Я подумала, подумала и решила пойти с этим к Судоплатову.
Пользуясь тем, что у меня было окно, разыскала старшего майора и впилась в него.
- Товарищ старший майор. У меня проблема. Возможно, что курсанта Стукова стоит отчислить.
- Он что, плохо работает? Или получил серьезную травму?
- Нет, с этим все в порядке.
- Тогда в чем дело?
- Ну, трудно объяснить.
- Не тяни, если уже начала, то давай все начистоту. Что не так с этим курсантом?
- Ему нравится убивать.
- И что в этом плохого? Мы, строго говоря, готовим из наших курсантов профессиональных убийц.
- Так точно, готовим. Но я считаю, что любой нормальный человек тяготится такой работой и убивает по необходимости. А этот курсант от каждого убийства, пока еще на манекене, получает удовольствие. Ну неправильно это. Да, врага надо убивать, и чем больше, тем лучше, и каждый боец должен это делать и делать хорошо. Но при этом боец должен оставаться человеком. Надо кого-то убить - так задуши, застрели или зарежь ножом, но не нарезай на кусочки, или не высаживай во врага всю обойму. Вот вам наверняка приходилось убивать, - тут Судоплатов как-то странно на меня посмотрел1), - и вы получали удовлетворение от того, что ликвидировали очередных врагов Советской власти. Но уверена, что от самого процесса убийства вы удовольствия не получали. А курсант Стуков получает удовольствие от самого процесса. И, по-моему, ему абсолютно все равно кого убивать. Ему нужен психиатр, а не курсы диверсантов.
После этих слов Судоплатов задумался, а потом отпустил меня, сказав, что разберется с этим вопросом. Через пару дней Стукова из моей роты убрали, но потом я заметила, что его перевели к саперам. Ладно, все-таки это лучше, чем мое подразделение. Пусть за него отвечает кто-то другой.
А сегодняшний день ознаменовался одним событием, в инициации которого несколько месяцев назад я принимала участие. На утреннем построении Судоплатов во всеуслышание объявил, что, наконец, вышел из печати "Спутник разведчика и партизана". Учитывая высокий статус нашей школы, первую партию этих книг направили именно нам. Кроме всего прочего, личному составу школы вменили в обязанность изучить этот справочник и подготовить перечень замечаний и рекомендаций, так как это первое и, строго говоря, пробное издание. Так что теперь и по вечерам скучать не придется.
--------
1) В 1938 г. Судоплатов по приказу Сталина лично убил главаря ОУН Евгена Коновальца - взорвал его с помощью заминированной коробки конфет.