Гузенко Святослав Сергеевич : другие произведения.

Интеллектуальные системы и права человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются интеллектуальные или информационные системы с точки зрения прав человека. Принцип интеллектуальных систем, касающийся процесса передачи информации, прослеживается в реализации права человека на управление духовной информацией и других прав.


   УДК 004.8, 342.7

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

  

Гузенко Святослав Сергеевич

Студент I курса ФГБОУ ВО "Поволжская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма",

г.Казань

   Аннотация. В статье рассматриваются интеллектуальные или информационные системы с точки зрения прав человека. Принцип интеллектуальных систем, касающийся процесса передачи информации, прослеживается в реализации права человека на управление духовной информацией и других прав.
   Ключевые слова: Человек, душа, дух, права человека, поколения прав человека, интеллект, интеллектуальные системы, информация.
  
  
   В любом государстве главным правовым документом, имеющим высшую юридическую силу, является конституция, в которой закрепляются основные права и обязанности граждан.
    Во главе 2 Конституции Российской Федерации отражены следующие группы прав человека и гражданина: 1.Гражданские (личные) права (статьи 19-28, 45-54); 2.Политические права и свободы (статьи 29-33);  3.Социальные и экономические (статьи 36-42); 4.Культурные права (статьи 43-44).
   В основном во всех конституциях стран отражается так называемая традиционная классификация прав и свобод человека и гражданина, которая присутствует и в международном праве (Всеобщая декларация прав человека от  10.12.1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12. 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.196 г.). [10, с.19-20]
   Существует также классификация прав человека, основанная на генерационном основании, которая включает в себя "пять поколений" прав и свобод человека, которая, по нашему мнению, является наиболее полной.
   Права человека "первого поколения" были провозглашены в конце XVIII века в ходе буржуазных революций (принятие французской Декларации прав и свобод человека и гражданина и Декларации независимости США). К ним относят гражданские и политические права (право на жизнь, свобода словасвобода прессы, право на справедливый судебный процесс, презумпцию невиновности, право участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса), право защиты от политической и социальной дискриминации и другие права). [1, с.1-2].
   Права человека "второго поколения" связаны с процессом социализации общества, происходящим в конце XIX - начале XX столетия. Это экономические, социальные и культурные права и свободы (право частной собственности и наследования, право на труд  и оплату труда, право на забастовки, право на безопасные условия труда, право на образование, право на пользование культурными ценностями и результатами научного прогресса, право на социальную защиту и пенсионное обеспечение, право на материнство и защиту детства и другие права). [1, с.2]
   Права "третьего поколения" связаны с интернализацией. К этим правам относятся такие права, как право на мир, на ядерную безопасность и другие [1, с.2; 4, с.289; 7, с.199-203]
   Права человека "четвёртого поколения" были провозглашены в конце XX века. Их именуют духовно-нравственными правами и свободами человека и гражданина, которые закрепляют духовные и нравственные ценности личности. [4, с.289; 7, с.199-203]
   К ним относят такие права и свободы, как уважение духовного и нравственного достоинства человека, право на творчество (духовное и морально-этическое творчество), право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на духовную и нравственную истину, право на благоприятную окружающую среду, право на духовную информацию и другие, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека. [7, с.199]
   "Пятое поколение" прав человека связано с правами и свободами души и духа человека. Эти права были провозглашены в начале XX века.
   Автор пятого поколения прав человека С.И.Ивентьев к ним относит право на Любовь, Веру и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, материей, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие, право человека на Абсолютную истину, право души на переселение и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии. [8, с.10-15]
   А.В.Забелин раскрывает суть некоторых этих прав: "Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль - к пятому поколению прав". [2, с.4]
   Четвёртое и пятое поколения прав являются основой любой семьи и противостоят духовно-нравственным деформациям общества и государства (алкоголизму, наркомании, проституции, абортам, половым девиациям и прочим отклонениям). [5, с.163]
   Как нами отмечалось, четвёртое и пятое поколения прав человека требуют к себе особого внимания, так как они по-новому и с позиции современной юриспруденции рассматривают духовно-нравственную сферу человека. [5, с.163]
   Первое-третье поколения прав человека связаны с телом, сознанием тела и интеллектом человека (от латintellectus - разумениепознание, разум, рассудок), а четвёртое-пятое поколения прав человека - с душой и духом человека, сознанием души и духа (духовным сознанием).
   Как указывает В.Н.Пугач, "в современной литературе интеллектуальные системы (др.-греч. ??????? "целое, составленное из частей; соединение" - прим.автора) связывают с категорией, относящейся к научной их деятельности. Но при этом интеллектуальный продукт, как правило, отрывают от его производителя и частично - носителя. Такое рассмотрение интеллектуальных систем (по конечному результату их деятельности) правомочно, но оно не единственно. Поэтому далее интеллектуальные системы будут рассматриваться в других категориях, в частности, интеллектуальные системы, как информационные категории. Интеллектосфера - это особая, самоорганизующая и информационно порождающая система. Она строится на базе физических, биологических, социальных и технических систем". [11, с.2]
   Мы придерживаемся позиции указанного автора о том, что интеллектуальные системы - информационные категории. При этом отмечаем, что в понимании науки на современном этапе развития интеллектуальные системы пока не могут базироваться на духовно-нравственных системах (Бог, дух, нравственность, мораль, добродетели). В свою очередь религия отмечает, что Бог - это Великий Разум (Интеллект), который создал Вселенную и сотворил человека, наделив его разумом (интеллектом). В религиозном смысле Бог творит свои материальные и духовные интеллектуальные системы (бесконечная интеллектуальная система - Вселенная, человек, животные, разумная колония муравьёв или пчёл, душа человека и пр.), фундаментом которых выступают духовно-нравственные системы.
   Чтобы детально разобраться с понятием "информационные категории", процитируем А.А.Павлова, который ответил на вопрос: Что же представляют собой интеллектуальные системы как информационные категории? таким образом: "В самом общем виде их можно разделить на информационно-воспроизводящие и информационнопорождающие категории. Рассмотрим первоначально, что представляют собой интеллектуальные системы как информационно-воспроизводящая категория.
   Классическое или традиционное понятие информационных систем предполагает наличие двух взаимодействующих объектов, один из которых - источник информации или просто источник, а другой - потребитель информации или просто потребитель. Если учесть, что и источник, и потребитель информации находятся в среде, которая определенным образом воздействует на них, то приходим к классическому понятию информационно-воспроизводящих систем, в основе которых лежат (это было уже представлено ранее в более общем виде, а здесь представляется для уточнения и напоминания):
   - физико-химическая система;
   - биолого-экологическая система;
   - социально-экономическая система;
   - технико-технологическая система;
   - креативно-эвристическая система.
   Другими словами, информационный процесс не мог бы идти, если бы ему не сопутствовали физические явления, которые инженерные науки использовали для создания технических устройств. Информация, переносимая сигналом (сигнал имеет две формы представления: материальную или вещественную, и энергетическую), как правило, обладает определенным смыслом (как для потребителя и источника, так и для среды, или хотя бы для одного из них), отличным от самого факта передачи сигнала. То есть источник информации, передавая информацию и воспринимая воздействия от среды и потребителя информации, изменяется в той или иной мере. Но и потребитель под воздействием полученной информации и среды также изменяет свое состояние. Но любые изменения, происходящие с системой, это одновременно и физико-химические процессы, которые либо закрепляют, либо устраняют происходящие изменения. Естественно, эти изменения могут быть настолько малы и незначительны, что их можно не учитывать (зачастую и невозможно учесть), однако они всегда есть.
   Из принятой модели информационной системы вытекает, что информация всегда передается в пространстве и во времени, независимо от того, какую форму представления имеют сигналы. При этом в самом общем виде имеются три стадии работы с информацией:
   - первая стадия - воспроизведение информации;
   - вторая стадия - передача информации;
   - третья стадия - приём и обработка информации". [12, с.2-3]
   Принцип интеллектуальных систем, касающийся процесса передачи информации, можно проследить в реализации права человека на управление духовной информаций, которое, как указывалось выше, относят к группе пятого поколения прав человека.
   "При создании интеллектуальных систем, как правило, используются методы, базирующиеся на имитации особенностей восприятия, переработки и отображения информации высшими животными и человеком" [3, с.147], учёные создают "метапроцедуры технических и программных систем, реализующих интеллектуальные функции человека". [6, с.7]
   Человек не научился одушевлять или, согласно религиозной терминологии, одухотворять интеллектуальные системы, т.е. моделировать её духовную сущность. Наука из механического робота не сделала духовно-нравственную личность и не наделила его душой или духом. Право человека на одухотворение (одушевление неживой материи), о котором говорит С.И.Ивентьев, носит на данном этапе развития пока декларативный характер.
   Право человека и гражданина на интеллектуальное творчество и интеллектуальную информацию связано с интеллектуальными системами.
   Интеллектуальные системы - это результат интеллектуальной деятельности человека и продукт реализации права человека и гражданина на интеллектуальное творчество (интеллектуальные права).
   По мнению С.И.Ивентьева, интеллектуальные права человека и гражданина нельзя относить к четвёртому и пятому поколениям прав человека ввиду того, что духовные и душевные явления человека не относятся к интеллекту человека. [9, с.253] Отсюда приходим к выводу, что автор четвёртого и пятого поколений прав человека интеллектуальные системы не считает даже их категориями.
   Провозглашая права души и духа человека, С.И.Ивентьев наделяет последние интеллектуальными характеристиками (управление пространством и временем, право на истину, право на духовное творчество, право человека и его души на общение с Богом и т.д.), т.е. по своей сути душа и дух человека обладают духовным интеллектом, а сам их носитель (человек) - разумным или человеческим интеллектом.
   При изучении четвёртого и пятого поколений прав человека возникли вопросы, которые требуют ответов: Обладают ли дух и душа человека интеллектом, как Бог? Дух и душа человека имеют человеческий или только духовный интеллект? Можно ли душу и дух человека отнести к духовным интеллектуальным (духовно-интеллектуальным) системам? При создании человеком интеллектуальных систем используется духовный интеллект? Имеет ли прямое отношение душа и дух человека к созданию интеллектуальных систем?
   С.И.Ивентьевым остались неисследованными права души и духа человека на предмет интеллекта и духовно-интеллектуальных систем.
   Исследование прав человека и гражданина относительно интеллектуальных систем показало, что первое-третье поколения прав человека и гражданина являются их прямым интеллектуальным творческим продуктом. Что же касается корреляции четвёртого и пятого поколений прав человека с предметом исследования, то остаётся пока невыясненной связь интеллектуальных систем с душой и духом человека. Данный пробел требует дальнейшего исследования, который, надеемся, будет восполнен не в далёком будущем.
  
  
   Список литературы
  
   1.Здунова Д.И. Теоретический аспект изменения и развития прав и свобод человека в Российской Федерации // Новый юридический вестник. - 2018. - N 1. - С.1-4.
   2.Забелин А.В.Духовно-культурные права и свободы человека и проблемы их реализации// ФЕМИДА.SCIENCE. - 2015. - N 1. - С.3-6.
   3.Золкин С.Г. Моделирование биофизических реакций в интеллектуальных системах// Математические машины и системы. - 2005. - N 2. - С.147-154.
   4.Гузенко С.С.Религия и наука: духовно-нравственные права и свободы человека//Проблемы защиты прав: история и современность: материалы XII междунар. науч.-практ. конф., 27 октября 2017 г. / отв. ред. И.С. Кокорин. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2018. - С.289-291.
   5.Гузенко С.С.Духовно-нравственные права человека. Семья// Исследовательская деятельность студента как фактор развития и реализации потенциальных и творческих возможностей специалиста: сборник материалов студенческой научно-практической конференции с международным участием/под ред.Л.А.Кочемайкиной. - Омск: Изд-во АНО ВО "Омский экономический институт", 2016. - С.161-163.
   6.Иванов В. М. Интеллектуальные системы: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 92 с.
   7.Ивентьев С.И.Классификация прав и свобод человека и гражданина//Казанская наука. - 2010. - N 3. - С.199-203.
   8.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   9.Ивентьев С.И.Интеллектуальные права с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека//Наука и современность - 2013: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2013. - С.247-253.
   10.Киричек Е.В. Становление и развитие прав и свобод человека и гражданина: философско-правовое измерение // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - N 2 (16). - С.13-23.
   11.Пугач В.Н.Интеллектуальные системы: от принципа изоморфизма к меметическим представлениям//Науковедение. - 2011. - N 1 (6). - С.1-3.
   12.Павлов А.А. Интеллектуальные системы как информационные категории //Науковедение. - 2011. - N 2 (7). - С.1-7.
  
  
   Исходные данные бумажной версии статьи:
  
   Гузенко С.С.Интеллектуальные системы и права человека //Интеллект. Культура. Образование: материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика РАО И.С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи (Новосибирск. 16-18 сентября 2018 г.)/М-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т, Омск.гос.ун-т им.Ф.М.Достоевского, Сиб.ин-т управления - филиал РАНХиГС, Обр.комплекс школа-сад "Наша Школа". - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - С.139-143.
   ISBN 978-5-00104-325-6
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"