Гузенко Святослав Сергеевич : другие произведения.

Духовно-нравственные права и свободы человека как основа семьи и российской культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются основы культуры России. Автором раскрывается взаимосвязь культуры с правами человека и духовно-нравственными ценностями.


Святослав Сергеевич Гузенко

Средняя русско-татарская общеобразовательная школа N 57

г.Казань, Россия

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА

СЕМЬИ И РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

   Аннотация: В статье рассматриваются основы культуры России. Автором раскрывается взаимосвязь культуры с правами человека и духовно-нравственными ценностями.
   Ключевые слова: Человек, семья, права человека, культура.

Svyatoslav Sergeyevich Guzenko

The average Russian-Tatar school N 57

Kazan, Russia

MORAL HUMAN RIGHTS AS THE BASIS

FAMILY AND RUSSIAN CULTURE

   Abstract: this article discusses the basics of culture of Russia. The author reveals the relationship of culture to human rights and moral values.
   Keywords: People, family, human rights, culture.
  
   Основу любого общества и государства составляют человек, семья, благодаря которой происходит становление личности и формирование человека [4,с.161-163].
   Под семьёй следует понимать объединение влюблённых мужчины и женщины, желающих растить детей, а также объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
   В любом государстве главным правовым документом является конституция, в которой закрепляются основные права и обязанности граждан.
    Во главе 2 Конституции Российской Федерации отражены следующие группы прав человека и гражданина: 1.Гражданские (личные) права (статьи 19-28, 45-54); 2.Политические права и свободы (статьи 29-33);  3.Социальные и экономические (статьи 36-42); 4ультурные права (статьи 43-44) [9].
   Каждая семья обладает всем этим указанным набором прав и свобод.
   В Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи Конституции Российской Федерации).
   Выше мы привели так называемую традиционную классификацию прав и свобод человека и гражданина, которая присутствует и в международном праве (например, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года).
   Существует также классификация прав человека, основанная на генерационном основании, которая включает в себя "пять поколений" прав и свобод человека, которая, по нашему мнению, является наиболее полной.
   Права человека "первого поколения" были провозглашены в конце XVIII века в ходе буржуазных революций (принятие французской Декларации прав и свобод человека и гражданина и Декларации независимости США). К ним относят гражданские и политические права (право на жизнь, свобода словасвобода прессы, право на справедливый судебный процесс, презумпцию невиновности, право участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса), право защиты от политической и социальной дискриминации и другие права).
   Права человека "второго поколения" связаны с процессом социализации общества, происходящим в конце XIX - начале XX столетия. Это экономические, социальные и культурные права и свободы (право частной собственности и наследования, право на труд  и оплату труда, право на забастовки, право на безопасные условия труда, право на образование, право на пользование культурными ценностями и результатами научного прогресса, право на социальную защиту и пенсионное обеспечение, право на материнство и защиту детства и другие права).
   Права "третьего поколения" связаны с интернализацией. К этим правам относятся такие права, как право на мир, на ядерную безопасность и другие.
   Права человека "четвёртого поколения" были провозглашены в конце XX века. Это так называемые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые закрепляют духовные и нравственные ценности личности [7,с.199-203].
   К ним относят такие права и свободы, как уважение духовного и нравственного достоинства человека, право на творчество (духовно и морально-этическое творчество), право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и другие, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   Безусловно, что фундаментов любой семьи выступают духовные и нравственные ценности.
   "Пятое поколение" прав человека связано с правами и свободами души и духа человека. Указанные права были провозглашены в начале XX века. К ним относят право на любовь, право на сотворчество и другие.
   Любовь берёт своё начало в семье. Благодаря ей рождаются дети и живёт и развивается семья.
   Четвёртое и пятое поколения прав являются основой любой семьи и противостоят духовно-нравственным деформациям общества и государства (алкоголизм, наркомания, проституция, аборты, половые девиации и прочие отклонения).
   Любой человек и каждая семья обладают вышеперечисленными правами.
   Как нами отмечалось, к главным духовно-нравственным основам современной России, включая семью, относятся следующие духовно-нравственные явления:
   1.Славянский миф (христианский миф);
   2.Религия;
   3.Четвёртое и пятое поколения прав человека, которые требуют к себе особого внимания, так как они по-новому и с позиции современной юриспруденции рассматривают духовно-нравственную сферу человека [3,с.13-16].
   Согласно энциклопедическим словарям, под духовностью понимается совокупность проявлений духа в мире и человеке, объединяющее начало общества, выражаемое в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированных в религиозных учениях и практиках (религия), а также в художественных образах искусства.
   Духовную сферу составляют миф, религия, культура, искусство и наука.
   Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.
   Этические нормы исходят от религии.
   По мнению Д.Л.Андреева, "во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются два рада различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые (право), эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной Философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений" [2,с.223].
   Религия - (от лат.religio - набожность - святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основаны на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного [11].
   Различают следующие разновидности религий:
   1.Духовное мировоззрение - естественная религия;
   2.Астральная религия - мифология, как составная часть естественной религии [12, с.32,392-393].
   Со временем астральная религия трансформировалась в астрологию, отделив от себя мифологию, как культурно-исторический феномен человечества.
   Религия имеет свои корни в мифе - сказание, воспроизводящее в вербальной форме архаические верования древних (и современных первобытных) народов, их религиозно-мистические представления о происхождении Космоса, явлениях природы и событиях социальной жизни, деяниях богов, героев, демонов, "духов" и т.д. [8].
   Историческую основу нашего государства составляет славянская мифология, представляющая собой совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон.1-го тыс.н.э.) [10, с.450-453].
   Некоторые авторы полагают, что славянский миф вобрал в себя христианский миф [2,с.143-145].
   Существуют следующие мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые выступают главным мерилом духовности, нравственности и Добра.
   Духовное развитие Киевской Руси связывают с Крещением в конце X века князем Владимиром Святославичем и установления государственной религии христианства - православия. В "Повести временных лет" об этом событии указывается так: "Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым".
   Крещение Руси способствовало развитию зодчества, живописи, письменности и разнообразного народного фольклора.
   Христианство принесло славянам основные заповеди Бога (Десять Божественных заповедей), которые стали основой духовной и нравственной жизни каждого человека.
   Десять Божественных заповедей имеют следующее содержание:
   1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
   2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
   3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
   4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
   5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
   6. Не убий.
   7. Не прелюбодействуй.
   8. Не укради.
   9. Не лжесвидетельствуй.
   10. Не пожелай ничего чужого.
   Десять Божественных заповедей вошли в государственные законы Древней Руси: "Русская правда", "Стоглав", "Соборное уложение" и "Судебник".
   С развитием Российского государства Божьи заповеди всегда составляли и составляют основу действующих законов.
   В современном понимании Божьи заповеди - это "золотое правило нравственности" [5].
   Базисными духовно-нравственными ценностями Святой Руси были любовь, вера в Бога, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, солидарность, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность, которые также составляют основу нашей страны.
   До Крещения Древней Руси духовно-нравственную основу жизни славян составляло наследие Русских Вед, в которых были изложены Законы Бога Всевышнего или Законы Сварога [1,с.220-230]. Эти Законы можно назвать праславянской религией, которая дошла и до наших дней (проводы весны, масленица, святки и пр.).
   Законы Сварога содержат морально-нравственные нормы, которым должны были следовать наши предки при общении с Богом, друг с другом и окружающей природой.
   Православие стало дополнять праславянскую религию, органично дополняя друг друга.
   Рассматриваемые права человека и перечисленные духовно-нравственные явления, согласно статье 3 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", отнесены к культурным ценностям Российской Федерации.
   Т.В.Даниленко точно подметила, что "современное информационное общество существенно преобразовало социальную и духовную природу человека, его ценности и представления [6,с. 81-90].
   Таким образом, из вышеизложенного видно, что именно человек и семья являются носителями права на любовь и духовно-нравственных ценностей, то есть выступают фундаментом любого общества и государства. Следовательно, государство должно больше уделять внимание семье и создавать необходимые условия для её укрепления, что существенно и позитивно скажется на российской культуре.
  
  
   Источники и литература:
      -- Асов, А.И.Русские веды. Песни Птицы Гамаюн. Изборник "Книги Коляды". - М.: Амрита, 2011. - 256с.
      -- Андреев, Д.Л.Роза Мира. - М.: Товарищество "Клышников-Комаров и К®",1993. - 304с.
      -- Гузенко, С.С.Духовно-нравственная основа современной России//Культура. Духовность. Общество: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2013. - С.13-16.
      -- Гузенко, С.С.Духовно-нравственные права человека. Семья// Исследовательская деятельность студента как фактор развития и реализации потенциальных и творческих возможностей специалиста: сборник материалов студенческой научно-практической конференции с международным участием/под ред.Л.А.Кочемайкиной. - Омск: Изд-во АНО ВО "Омский экономический нститут", 2016. - С.161-163.
      -- Гусейнов, А.А.Золотое правило нравственности. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Мол.гвардия, 1982. - 208 с.
      -- Даниленко, Т.В.Человек в информационном обществе (аксиологический аспект)//Культура. Духовность. Общество. - 2016. - N 23. - С.81-90.
      -- Ивентьев, С.И.Классификация прав и свобод человека и гражданина//Казанская наука. - 2010. - N 3. - С.199-203.
      -- Ивин, А.А.Философия: Энциклопедический словарь. - Москва: Гардарики, 2004. - 1074 с.
      -- Конституция Российской Федерации//Российская газета, 25 декабря 1993г.
      -- Мифы народов Мира. Энциклопедия: в 2-х т./Гл.ред.С.А.Токарев. - М.: Рос.энциклопедия, 1994. - Т.2.К-Я. - 719с.
      -- Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
      -- Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570с.
  
  
   Для цитирования: Гузенко С.С.Духовно-нравственные права человека как основа семьи и российской культуры// Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к тысячелетию русского присутствия на Святой Горе (1016-2016): Сборник материалов III Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции. - 2016. - С.113-118.
   ISBN  978-5-91116-528-4
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"