Аннотация: В статье рассматривается символ с позиции юриспруденции. Автором раскрывается взаимосвязь символа с правами человека и духовно-нравственными ценностями.
Под символами (от греч.symbolon - опознавательная примета, знак) понимают образы и понятия тех или иных предметов и явлений ) [1,с.14].
"Символ - это некоторая знаковая структура, служащая для обозначения идеального содержания, отличная от её непосредственного предметного бытия, открывающегося органам чувств" [4,с.349].
П.А.Лекант указывает о том, что "В литературе и поэзии используют слова-символы, имеющие так или иначе общий образный смысл" [7,с.198-205].
В.В.Ильин, И.О.Куренков о символах говорят следующее: "Символами, по расхожим предубеждениям, мыслят дети, поэты, безумцы (Элиаде, 2000:129). Трезвый отход от предвзятостей подмечает иную толковательную презумпцию: символизм укоренен в гуманитарной природе; символическое - искони человеческое. У истоков последнего - преодоление инстинктивного, таящееся в склонности вырабатывать символическое. Не случайно по этой причине человеческую историю называют историей развития символического. Верно и другое: благодаря символичности история обретает черты реального, далеко на перспективу разливая свет человеческого. Со стороны своей символичности человек и интересен, именно этим удивителен. Способность понимать символы (знамения, откровения, знаки), которую по преданию дарует Яхве Даниилу, сообщила ему преимущества, снабдила его (по библейской истории - житийной легенде) поистине эсхатологической силой" [12,с. 126-132].
Символ может выражаться в звуке, движении, линии, рисунке и т.д. [1,с.28].
Символ представляет собой один из способов предоставления информации, то есть является информацией [14,с.237-238].
Часто символы ошибочно относят к знакам.
Э.М.Спирова отмечает, что "Символы подобны знакам в одном, решающем отношении: и символы, и знаки указывают на нечто, лежащее вне их самих. Примером типичного знака может служить красный свет светофора на углу улицы. Он указывает не на себя, а на предупреждение, что машинам следует остановиться. И каждый символ тоже указывает на нечто, лежащее за его пределами - на реальность, которую он представляет. В этом символ и знак сущностно тождественны: они указывают за свои пределы. Но именно в этом и кроется причина, которая рождает путаницу в словоупотреблении. Прежде всего следует прояснить смысл символа и таким образом отделить его от знака.
Фундаментальное различие между ними заключается в том, что знаки никоим образом не участвуют в реальности и силе того, на что они указывают. Символы, хотя и отличны от того, что символизируют, участвуют в его смысле и силе. Различие между символом и знаком - это различие между участием в символизируемой реальности. Это характерно для символа. В случае же неучастия в реальности, на которую указывается, мы имеем дело со знаком" [2,с.205-212].
Согласно Энциклопедии символов, существуют символы чисел, геометрические символы, мифологические символы древних культур, символика современных религий, символика древних мистических орденов, символика времени, земная символика (язык природы), символы карт Таро и другие [1,с.3-8].
Кроме указанных символов, выделяют правовые символы и символы в праве [3,с.56-64;13,с.45-46], символы демократии [5,с.185-191], символы и знаки молодёжи [6,с.209-212], поэтические и литературные символы [7,с. 198-205], политические символы [8,с.131-146], социальную символику [11,с.129-138] и пр.
Интересным для исследователей является правовая символика, которая охватывает права и свободы человека.
Те или иные религиозные и государственные символы составляют основу духовно-нравственных ценностей людей и прав и свобод человека и гражданина. Например, в Израиле шестиконечная звезда (Звезда Давида) - гексаграмма - располагается на государственном флаге государства и обозначает религию иудаизма. Символ ислама - полумесяц и пятиконечная звезда - можно увидеть на некоторых флагах исламских государств. На государственных денежных знаках США располагается масонский символ - "всевидящее око" или "великий архитектор". На флаге Японии располагается символ - круг, который имеет древнейшую мифологическую основу (универсальная проекция мира, духовные силы, спящее око Бога и т.д.) и пр.
А.Ю.Гарашко указывает, что "Значимость символизации источников государственного права заключается также в следующем.
Во-первых, источник-символы - наиболее удобное и доступное для понимания средство регулирования общественных отношений, в силу своей образности укореняющееся в сознании граждан даже на подсознательном уровне, что способствует преодолению отчуждения между государством и обществом, повышению легитимности и преемственности государственной власти, признанию социумом юридической и политической модели государственности.
Во-вторых, рассмотрение права и его источников с точки зрения символьности обусловит возможность воздействия на правовую культуру в направлении привития и повышения ее уровня, ассимиляции в общей культуре общества, прежде всего, за счет доступности и ясности выражаемого через символы правового "материала" для граждан, не обладающих специальным юридическим образованием.
В-третьих, познание природы правовых символов, их роли в механизме правового регулирования, проникновение в их сущность, содержание, форму и особенности послужат необходимой предпосылкой оптимизации правотворческой деятельности: авторы законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов смогут более продуктивно использовать в текстах официальных документов правовую символику, сопоставляя исторические, экономические, культурные, ментальные и иные особенности общества со смысловыми значениями и образами, вызываемыми в сознании правовыми символами.
В-четвертых, источники права-символы служат, с одной стороны, необходимой предпосылкой повышения четкости, определенности, лаконичности правового материала, а выступая средством юридической техники, значительно повышают формальную определенность права и точность изложения специального юридического текста, с другой стороны, воздействуют на сознание людей и регулируют их поведение в правовой сфере, обусловливая образность и доступность права для общества, упрощая и схематизируя правовые явления.
В-пятых, совокупность наиболее значимых ценностей, выражаемых с помощью источников права-символов, и составляет систему законодательных идеалов этноса, которые носят действительный нормативный характер, имеют определенное историческое выражение и способствуют признанию государственной идеологии, в том числе с помощью преодоления правового нигилизма.
Таким образом, эффективность правовой политики государства во многом обусловлена легитимностью и признанием ее обществом, что реализуется в том числе с помощью использования источников права, придания последним более адекватных с позиции общества и социально ориентированных форм" [13,с.45-46].
Символы могут быть использованы для формирования реальности. Это связано с правом человека на управление Божественной информацией и энергией, которое С.И.Ивентьев относит к пятому поколению прав человека [14], являющее духовно-нравственной основой современной России [15,с.13-16].
С точки зрения С.И.Ивентьева, человек имеет право на символы и право на управление символами, которые взаимосвязаны с душой и духом человека [14,с.237-238].
Символы часто используются в информационных войнах [9,с. 71-74]. П.А.Махмадов верно указал, что "Объектом информационного воздействия современного вооружения является общественное сознание человека, его дух, воля, идейные установки и представления, при этом используются методы, ведущие к подавлению норм нравственности" [10,с. 187-191].
Очевидно, что не всякий используемый символ можно считать истинным, то есть не каждый символ выступает истиной [16], что важно учитывать при оценке той или иной информации.
Список литературы
1.Энциклопедия символов/сост.В.М.Рошаль. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 1007с.
7.Лекант П.А.Метафора и символ в поэтическом языке М.Ю. Лермонтова//Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. - 2014. - ? 1. - С.198-205.
8.Кобб Р., Элдер Ч.Использование символов в политике//Политическая лингвистика - 2009. - ? 29. - С.131-146.
9.Ковалев А.А.Информационные войны в современную эпоху//Грамота. - 2016. - ? 7. - Ч. 2. - С.71-74.
10.Махмадов П.А.Информационная война и информационная безопасность: использование новых технологий в качестве информационного оружия//Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных наук. - 2015. - ?3/7 (179). - С.187-191.
13.Гарашко А.Ю.Символизация источников права как основа эффективной правовой политики государства//Закон и право. - 2015. - ? 5. - С.45-46.
14. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
15.Гузенко С.С.Духовно-нравственная основа современной России//Культура. Духовность. Общество: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2013. - С.13-16.
16.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБ-ПРИНТ", 2016. - 386с.