Гузенко Святослав Сергеевич: другие произведения.

Символ. Права человека.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
Оценка: 7.61*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается символ с позиции юриспруденции. Автором раскрывается взаимосвязь символа с правами человека и духовно-нравственными ценностями.

   Под символами (от греч.symbolon - опознавательная примета, знак) понимают образы и понятия тех или иных предметов и явлений ) [1,с.14].
   "Символ - это некоторая знаковая структура, служащая для обозначения идеального содержания, отличная от её непосредственного предметного бытия, открывающегося органам чувств" [4,с.349].
   П.А.Лекант указывает о том, что "В литературе и поэзии используют слова-символы, имеющие так или иначе общий образный смысл" [7,с.198-205].
   В.В.Ильин, И.О.Куренков о символах говорят следующее: "Символами, по расхожим предубеждениям, мыслят дети, поэты, безумцы (Элиаде, 2000:129). Трезвый отход от предвзятостей подмечает иную толковательную презумпцию: символизм укоренен в гуманитарной природе; символическое - искони человеческое. У истоков последнего - преодоление инстинктивного, таящееся в склонности вырабатывать символическое. Не случайно по этой причине человеческую историю называют историей развития символического. Верно и другое: благодаря символичности история обретает черты реального, далеко на перспективу разливая свет человеческого. Со стороны своей символичности человек и интересен, именно этим удивителен. Способность понимать символы (знамения, откровения, знаки), которую по преданию дарует Яхве Даниилу, сообщила ему преимущества, снабдила его (по библейской истории - житийной легенде) поистине эсхатологической силой" [12,с. 126-132].
  Символ может выражаться в звуке, движении, линии, рисунке и т.д. [1,с.28].
   Символ представляет собой один из способов предоставления информации, то есть является информацией [14,с.237-238].
   Часто символы ошибочно относят к знакам.
   Э.М.Спирова отмечает, что "Символы подобны знакам в одном, решающем отношении: и символы, и знаки указывают на нечто, лежащее вне их самих. Примером типичного знака может служить красный свет светофора на углу улицы. Он указывает не на себя, а на предупреждение, что машинам следует остановиться. И каждый символ тоже указывает на нечто, лежащее за его пределами - на реальность, которую он представляет. В этом символ и знак сущностно тождественны: они указывают за свои пределы. Но именно в этом и кроется причина, которая рождает путаницу в словоупотреблении. Прежде всего следует прояснить смысл символа и таким образом отделить его от знака.
  Фундаментальное различие между ними заключается в том, что знаки никоим образом не участвуют в реальности и силе того, на что они указывают. Символы, хотя и отличны от того, что символизируют, участвуют в его смысле и силе. Различие между символом и знаком - это различие между участием в символизируемой реальности. Это характерно для символа. В случае же неучастия в реальности, на которую указывается, мы имеем дело со знаком" [2,с.205-212].
  Согласно Энциклопедии символов, существуют символы чисел, геометрические символы, мифологические символы древних культур, символика современных религий, символика древних мистических орденов, символика времени, земная символика (язык природы), символы карт Таро и другие [1,с.3-8].
  Кроме указанных символов, выделяют правовые символы и символы в праве [3,с.56-64;13,с.45-46], символы демократии [5,с.185-191], символы и знаки молодёжи [6,с.209-212], поэтические и литературные символы [7,с. 198-205], политические символы [8,с.131-146], социальную символику [11,с.129-138] и пр.
   Интересным для исследователей является правовая символика, которая охватывает права и свободы человека.
   Те или иные религиозные и государственные символы составляют основу духовно-нравственных ценностей людей и прав и свобод человека и гражданина. Например, в Израиле шестиконечная звезда (Звезда Давида) - гексаграмма - располагается на государственном флаге государства и обозначает религию иудаизма. Символ ислама - полумесяц и пятиконечная звезда - можно увидеть на некоторых флагах исламских государств. На государственных денежных знаках США располагается масонский символ - "всевидящее око" или "великий архитектор". На флаге Японии располагается символ - круг, который имеет древнейшую мифологическую основу (универсальная проекция мира, духовные силы, спящее око Бога и т.д.) и пр.
   А.Ю.Гарашко указывает, что "Значимость символизации источников государственного права заключается также в следующем.
   Во-первых, источник-символы - наиболее удобное и доступное для понимания средство регулирования общественных отношений, в силу своей образности укореняющееся в сознании граждан даже на подсознательном уровне, что способствует преодолению отчуждения между государством и обществом, повышению легитимности и преемственности государственной власти, признанию социумом юридической и политической модели государственности.
   Во-вторых, рассмотрение права и его источников с точки зрения символьности обусловит возможность воздействия на правовую культуру в направлении привития и повышения ее уровня, ассимиляции в общей культуре общества, прежде всего, за счет доступности и ясности выражаемого через символы правового "материала" для граждан, не обладающих специальным юридическим образованием.
   В-третьих, познание природы правовых символов, их роли в механизме правового регулирования, проникновение в их сущность, содержание, форму и особенности послужат необходимой предпосылкой оптимизации правотворческой деятельности: авторы законопроектов и проектов иных нормативных правовых актов смогут более продуктивно использовать в текстах официальных документов правовую символику, сопоставляя исторические, экономические, культурные, ментальные и иные особенности общества со смысловыми значениями и образами, вызываемыми в сознании правовыми символами.
   В-четвертых, источники права-символы служат, с одной стороны, необходимой предпосылкой повышения четкости, определенности, лаконичности правового материала, а выступая средством юридической техники, значительно повышают формальную определенность права и точность изложения специального юридического текста, с другой стороны, воздействуют на сознание людей и регулируют их поведение в правовой сфере, обусловливая образность и доступность права для общества, упрощая и схематизируя правовые явления.
   В-пятых, совокупность наиболее значимых ценностей, выражаемых с помощью источников права-символов, и составляет систему законодательных идеалов этноса, которые носят действительный нормативный характер, имеют определенное историческое выражение и способствуют признанию государственной идеологии, в том числе с помощью преодоления правового нигилизма.
   Таким образом, эффективность правовой политики государства во многом обусловлена легитимностью и признанием ее обществом, что реализуется в том числе с помощью использования источников права, придания последним более адекватных с позиции общества и социально ориентированных форм" [13,с.45-46].
   Символы могут быть использованы для формирования реальности. Это связано с правом человека на управление Божественной информацией и энергией, которое С.И.Ивентьев относит к пятому поколению прав человека [14], являющее духовно-нравственной основой современной России [15,с.13-16].
   С точки зрения С.И.Ивентьева, человек имеет право на символы и право на управление символами, которые взаимосвязаны с душой и духом человека [14,с.237-238].
   Символы часто используются в информационных войнах [9,с. 71-74]. П.А.Махмадов верно указал, что "Объектом информационного воздействия современного вооружения является общественное сознание человека, его дух, воля, идейные установки и представления, при этом используются методы, ведущие к подавлению норм нравственности" [10,с. 187-191].
   Очевидно, что не всякий используемый символ можно считать истинным, то есть не каждый символ выступает истиной [16], что важно учитывать при оценке той или иной информации.
  
  
  
  
   Список литературы
  
  1.Энциклопедия символов/сост.В.М.Рошаль. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 1007с.
  
  2. Спирова Э.М.Функции символа //Знание. Понимание. Умение. - 2009. - ? 2. - С.205-212.
  
  3.Давыдова М.Л.Правовые символы и символы в праве: понятие, значение, классификация//Юридическая техника. - 2008. - ? 2. - С. 56-64.
  
  4.Пигалев А.И. Культурология. - Волгоград: ВолГУ, 1999. - 420с.
  
  5.Де Сола Пул И.Символы демократии//Политическая лингвистика. - 2009. - ? 27. - С.185-191.
  
  6.Луков В.А.Знаки и символы молодежи //Знание. Понимание. Умение. - 2005. - ? 3. - С.209-212.
  
  7.Лекант П.А.Метафора и символ в поэтическом языке М.Ю. Лермонтова//Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. - 2014. - ? 1. - С.198-205.
  
  8.Кобб Р., Элдер Ч.Использование символов в политике//Политическая лингвистика - 2009. - ? 29. - С.131-146.
  
  9.Ковалев А.А.Информационные войны в современную эпоху//Грамота. - 2016. - ? 7. - Ч. 2. - С.71-74.
  
  10.Махмадов П.А.Информационная война и информационная безопасность: использование новых технологий в качестве информационного оружия//Вестник Таджикского национального университета. Серия Гуманитарных наук. - 2015. - ?3/7 (179). - С.187-191.
  
  11.Терновая Л.О.Различия "времени колоколов" и "времени колокольчиков"//Вестник БИСТ. - 2016. - ? 4 (33). - С.129-138.
  
  12.Ильин В.В., Куренков И.О.К понятию символа //Знание. Понимание. Умение. - 2012. - ? 2. - С.126-132.
  
  13.Гарашко А.Ю.Символизация источников права как основа эффективной правовой политики государства//Закон и право. - 2015. - ? 5. - С.45-46.
  
  14. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
  
  15.Гузенко С.С.Духовно-нравственная основа современной России//Культура. Духовность. Общество: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2013. - С.13-16.
  
  16.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБ-ПРИНТ", 2016. - 386с.
  
  
  
  
  
  
Оценка: 7.61*5  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Нукланд "По дороге могущества. Книга первая: Возрождение." (ЛитРПГ) | | Vera "Летняя подработка 2.0" (Короткий любовный роман) | | LitaWolf "Проданная невеста" (Любовное фэнтези) | | П.Флер "Поцелуй василиска" (Попаданцы в другие миры) | | Blackcurrant "Магия печатей" (Любовное фэнтези) | | Н.Яблочкова "Академия зазнаек, или Дракон попал!" (Любовное фэнтези) | | И.Арьяр "Тирра. Невеста на удачу, или Попаданка против! " (Любовное фэнтези) | | Д.Данберг "Элитная школа магии 2. Факультет Защитников" (Попаданцы в другие миры) | | П.Флер "Сердце василиска" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Тимофеева "Заклятье для неверной жены" (Юмористическое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"