Гузенко Святослав Сергеевич, Ехлакова Елена Александровна, Кузьмина Лариса Павловна : другие произведения.

Социальная истина и менеджмент

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предметом исследования выступает концепт "истина" в системе менеджмента. Обращение к исследованию данного вопроса связано с тем, что к проблеме истины в системе менеджмента обращаются крайне редко, что определяет актуальность и востребованность настоящего исследования. В статье рассмотрена взаимосвязь социальной истины с менеджментом. Отмечено, что социальная истина включает в себя духовно-нравственный, социальный, философский, научный, религиозный, политический (государственный), экономический, социологический, корпоративный и другие аспекты. Сделан вывод о том, что результат деятельности организации должен иметь не только экономическую, но и социальную эффективность, базирующуюся на ответственности перед социумом.


   Гузенко С. С., Ехлакова Е. А., Кузьмина Л. П. Социальная истина и менеджмент // В поисках социальной истины : материалы III Международной научно-практической конференции. Иркутск, 29 ноября 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 30-37.
   ISBN 978-5-9624-1985-5
  
  
  
  
   УДК 005, 165
   ББК 87.226, 65стд1-21
  

Гузенко С.С., г. Казань,

студент

ФГБОУ ВО "Казанский государственный энергетический университет"

e-mail: SvyatoslavSG@mail.ru

Ехлакова Е.А., г. Казань

кандидат экономический наук, доцент

ФГБОУ ВО "Казанский государственный энергетический университет"

e-mail: g-v@mail.ru

Кузьмина Л.П., г. Казань

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВО "Казанский государственный энергетический университет"

e-mail: lpkazan@mail.ru

  

Социальная истина и менеджмент

   Аннотация: Предметом исследования выступает концепт "истина" в системе менеджмента. Обращение к исследованию данного вопроса связано с тем, что к проблеме истины в системе менеджмента обращаются крайне редко, что определяет актуальность и востребованность настоящего исследования. В статье рассмотрена взаимосвязь социальной истины с менеджментом. Отмечено, что социальная истина включает в себя духовно-нравственный, социальный, философский, научный, религиозный, политический (государственный), экономический, социологический, корпоративный и другие аспекты. Сделан вывод о том, что результат деятельности организации должен иметь не только экономическую, но и социальную эффективность, базирующуюся на ответственности перед социумом.
   Ключевые слова: Истина, человек, ценности, духовность, нравственность, духовно-нравственный уровень, социум, социальная истина, менеджмент.
  
   Развитие управленческой теории подразделяют на два этапа: 1. Донаучный исторический этап (XIX - VII тысячелетие до нашей эры - конец XVIII в), в котором сформировались религиозный и философский аспекты теории управления; 2. Научный период (начало XIX в.), который характеризуется провозглашением научных управленческих мыслей или идей [7, с. 1-7].
   Философские и научные управленческие идеи основаны на учениях управления, разработанных видными философами и государственными деятелями в связи с возникновением и развитием государства, а также с управленческими революциями [8, с. 1-2]. Эти учения не обходились без вопросов истины и истинности знаний и идей.
   Как считает В.К. Терентьев, "управление - это преднамеренное и целенаправленное воздействие на объект управления, обеспечивающее выполнение им нужных действий и достижение заданных целей" [14, с. 23].
   Управление может осуществляться в различных областях. Одним из основополагающих направлений в управлении социальными системами является менеджмент - управление организацией, которое сочетает в себе как практическую деятельность, так и научные знания.
   Менеджмент, как вид профессиональной деятельности, направлен на формирование и обеспечение целей организации путём рационального использования ресурсов. Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех её внешних и внутренних элементов.
   Менеджмент как научная дисциплина, имеющая прикладной характер, формирует фундаментальные основы знаний, на основе которых строится практическая деятельность. Одно из направлений - это поиск истины в своей области.
   По справедливому мнению В.А. Канке, "в области менеджмента к проблеме истины обращаются крайне редко" [11, с. 78].
   Существует огромное количество философских теорий истины (их более 25-и), во главе которых находится корреспондентская теории истины или классическая концепция соответствия, согласно которой "истина - это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени, Гегель); способы установления соответствия мысли и действительности" [7, с. 299].
   Например, согласно необычной и, на наш взгляд, более полной авторской классификации истины С.И. Ивентьева, истина подразделяется на следующие группы:
   I.Абсолютная Истина - Божественная Истина, Божественная Правда (Бог, Любовь, Божье Слово).
   II.Первоначальная истина - знания (информация), существующие(ая) в период Бога первочеловека (идеалы, учение об идеях (мыслях), идеология, мысль, энергия).
   - мифологическая истина;
   - философско-житейская истина.
   III.Истина духовных миров.
   IV.Человеческая истина - знания (информация), существующие(ая) после периода Бога первочеловека.
   Формы истины:
   1) Философская истина (философская правда)
   Виды истины:
   1.Абсолютная истина и относительная истина; 
   2.Объективная и субъективная истина; 
   3.Необходимая истина (истина разума); 
   4.Случайная истина (дают органы чувств)
   5.Аналитическая истина
   6.Синтетическая истина;
   7. Абстрактная и конкретная истина;
   8.Устаревшая истина;
   9.Эмпирическая истина;
   10.Сенсуалистическая истина;
   11.Рационалистическая истина;
   12.Агностическая истина;
   13.Идеальная истина;
   14.Внешняя и внутренняя истина;
   15.Скептическая истина;
   16.Непосредственная истина;
   17.Действительная истина;
   18.Истина эстетического восприятия и другие.
   2) Религиозная истина (Бог, Любовь, Абсолютная истина и другие);
   3) Нравственная истина (моральные и религиозные нормы; критерием выступают Добро и Зло);
   4) Научная истина:
   абсолютная и относительная истина; объективная и субъективная истина; отраслевые истины: историческая истина; юридическая (правовая) истина, судебная (процессуальная) истина и состязательно-выигрышная истина; социальная истина; логическая истина и другие отраслевые истины.
   5) Эзотерическая (мистическая) истина;
   6) Государственная (политическая, идеологическая) истина;
   7) Художественная истина или художественная правда - истина писателей, поэтов и других творческих людей (истина произведений и творений);
   8) Корпоративная истина.
   9) Обыденная или бытовая истина (правда).
   V.Истина живых существ и нематериального мира [8, с. 166-167].
   Вышеуказанный автор является основателем так называемой энергоинформационной философской теории истины, согласно которой, в отличие от других концепций, под Истиной понимает Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека [5, с. 299-300; 6, с. 167].
   Понятие "социальная истина", как и сам концепт "истина", имеет много различных определений, но ключевым для них является причастность к социальной сфере человека (социуму, от лат. socium - общее). Истина очень значима для социума и социального знания.
   Некоторые авторы под социальной истиной понимают государственную социальную идеологию, включая ценности, содержащую в конституции государства [9, с. 23-24].
   Несмотря на не разработанность принципа истины в менеджменте, считается, что система управления строится на так называемых двенадцати фундаментальных истинах или принципах менеджмента Г. Эмерсона, к которым относятся: Принцип N 1 - точная постановка цели; Принцип N 2 - здравый смысл; Принцип N 3 - компетентная консультация; Принцип N 4 - дисциплина в компании; Принцип N 5 - справедливость к работникам; Принцип N 6 - объективный учёт; Принцип N 7 - логистика; Принцип N 8 - расписание и нормы; Принцип N 9 - нормализация условий; Принцип N 10 - нормирование операций; Принцип N 11 - письменные инструкции; Принцип N 12 - вознаграждение за производительность [16].
   Например, В.К. Терентьев к истинам менеджмента относят следующие аспекты человеческих устремлений и качеств: 1.Горизонтальная карьера - это профессиональное мастерство; 2.Управление из любой точки; 3. Без жалоб и просьб: "Не жалуйся, не проси - предлагай выгоду!"; 4. Радость неудачи; 5. Большая цель [14, с. 42-49]. Это так называемые социально-экономические "истины" управленца или менеджера, основанные на личных качествах. При этом это не истина в последней инстанции, т.к. она связана только с определёнными качествами человека, т.е. неполная.
   Из указанных принципов видно, что они напрямую связаны с человеком и его поступками, его ценностями, а также корпоративным и социальным устройством того или иного предприятия. То есть экономические истины взаимоувязаны с социальной и корпоративной сферой организации. При этом следует отметить, что для других научных дисциплин и мировоззрений (например, религиозного и бытового) вышеупомянутые экономические принципы или истины могут быть неистинными или недостоверными (ложными).
   В.А. Канке обоснованно считает, что к менеджменту больше применима аксиологическая истина, проблема которой связана с "определением степени эффективности поступков людей посредством их проектирования и последующего осуществления" [11, с. 85].
   Можно определённо сказать, что аксиологическая истина базируется на ценностях менеджмента, общечеловеческих ценностях и уровне духовно-нравственного развития менеджера.
   "Ценности менеджмента - это сознательный выбор системы идей, наделенных особым значением и принятых в качестве вдохновляющих и направляющих предпосылок, на основе которых менеджеры осуществляют свою профессиональную деятельность" [14, с. 41].
   По духовно-нравственным уровнем развития понимается отношение к смыслу жизни ("отношение к осмыслению жизни, наличие смысложизненных убеждений, выявляет круг ценностей, определяющих понятие "жизненного успеха") (духовный уровень), морали (отражает отношение к моральным нормам как общественной системе отдельных индивидов) и самоотношение ("перенесенное вовнутрь отношения других - принятия другими или отвержения ими") (нравственный уровень), религии ("отражает наличие или отсутствие религиозной направленности у индивидов") и идеалу ("потребность в наличии или отсутствии значимого идеала для индивида") [13, с. 142-143].
   В литературе конкретизируется понятие "смысл" с позиции духовности и нравственности, именуется духовно-нравственным смыслом: "Духовно-нравственный смысл человека заключается в осознании им того, что он, прежде всего, является духовной личностью (сущностью), имеющего дух и душу, что, в свою очередь, позволит ему осознать и понять истинный смысл жизни в нашем мире" [3, с. 401-407].
   Некоторые авторы духовность и нравственность напрямую увязывают не только с религий, верой в Бога, но и деятельностью и характеристиками души и духа человека, которые не обходят религиозные учения [2, с. 21-29].
   Христианская антропология свидетельствует, что человек трёхсоставен и состоит из духа, души и тела [15, с. 210].
   В таких авраамических религиях, как в иудаизме (от греч. '??????????; евр. ????? - еврейство), христианстве  (от греч. ?????о? - Помазанник, Мессия)  и исламе (особое внимание уделяется душе человека, которая является бессмертным творением Бога [4, с. 141].
   "По вопросу наличия души человека в мировой философии на сегодняшний день сложились три позиции: "первая - отрицает душу у человека. Вторая - признаёт душу человека на словах, но на деле игнорирует её, сводя её сущность и свойства то к психике, то к сознанию, то к неосознаваемому. Но болит, например, не вся психика, а болит в ней душа. Третья - признаёт душу в человеке на деле, считая, что душа человека это особое образование в духе человека" [10, с. 9].
   Некоторые авторы под духом человека понимают "эманацию (лат. emanatio - "истечение, распространение") Бога", а под душой человека - "совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога" [2, с. 21-29].
   Следовательно, учитывая вышеизложенное, можно уверенно говорить о том, что духовно-нравственный уровень связан с деятельностью души и духа человека.
   Таким образом, под духовно-нравственным уровнем развития человека следует подразумевать показатель, характеризующий духовное и нравственное развитие и самосовершенствование человека, в том числе его души, как духовной и социальной личности.
   Любая организация при принятии управленческих решений в своей сфере деятельности должна быть ответственной за влияние результатов своей деятельности на общество, социальное окружение, принося пользу не только потребителям, но и обществу в целом, не нанося при этом вреда, то есть деятельность организации должна быть связана с ответственностью бизнеса и государственного управления [6, с. 369-370].
   Деятельность организации должна охватывать все виды ответственности (духовно-нравственную, моральную, политическую, юридическую, общественную, гражданскую, профессиональную (корпоративную), социальную и пр.), которые подробно рассматриваются в современной литературе [1, с. 100-104; 12, с. 214]. При этом наполнение и практическое содержание каждого вида ответственности формирует человек.
   Социальная истина находится в одной связке с корпоративной и социальной ответственностью бизнеса перед своими работниками и обществом (социумом).
   В связи с этим, необходимо напомнить, что главным в любой организации всегда выступает человеческий фактор, связанный с духовно-нравственным уровнем специалиста-менеджера. Именно менеджер формирует и развивает бизнес, определяя его приоритеты и ценностную политику, а значит, многое зависит не только от его деловых, но и личностных качеств, что, к большому сожалению, часто не учитывается при утверждении той или иной кандидатуры на данную должность.
   Нравственно-этическая позиция руководителя организации в значительной мере проявляется через механизм разработки и реализации управленческих решений, которые являются продуктом его интеллектуальной деятельности. Именно через решения конкретных менеджеров и формируется степень сопричастности организации социальной среде, являющаяся важнейшей составной частью профессионального управления. Отсюда, важнейшим требованием при подготовке современных менеджеров является как профессиональное, так и духовно-нравственное развитие, в рамках которого и должны быть сформированы незыблемые правила ответственного отношения к окружающему социальному миру [6, с. 372-373]. Это позволяет, в свою очередь, формировать влияние деятельности организации на социальное пространство только в положительном направлении.
   Из вышеизложенного следует, что социальная истина включает в себя духовно-нравственный, социальный, философский, научный, религиозный, политический (государственный), экономический, социологический, корпоративный и другие аспекты.
   Таким образом, социальная истина присутствует в менеджменте, определённым образом способствует в выборе верных и истинных управленческих решений, поиске истинных знаний, а также влияет и формирует социальную ответственность бизнеса перед обществом.
   В ходе исследования авторы также пришли к выводу, что истина в менеджменте должна формироваться как соответствие содержания проектируемых управленческих решений, формирующих положительную направленность деятельности организации, результату этой деятельности. А результат, в свою очередь, должен иметь, помимо экономической, ещё и социальную эффективность, базирующуюся на ответственности перед социумом.
  

Список литературы

   1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная ответственность в современном обществе // Социальная, профессиональная и персональная ответственность личности в современном обществе [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 8-10.10.2020 г.) / [редкол. : Л.И. Дементий (гл. ред.), А.Ю. Маленова (отв. ред.), А.А. Маленов]. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. С. 100-104.
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С. 21-29.
   3.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 401-407.
   4.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции //  Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С.Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. С. 141-147.
   5.Гузенко С.С., Варфоломеева З.В. Энергоинформационная философская теория истины // Актуальные проблемы развития науки и современного образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 10.04.2017 г. / отв. ред. Л.В. Красовская, И.Б. Костина. Белгород: ИД "Белгород" НИУ "БелГУ", 2017. С. 299-300.
   6.Гузенко С.С., Кузьмина Л.П. Актуальные аспекты влияния деятельности корпораций на социальное пространство // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 15.03.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. C.369-373.
   7.Ехлакова Е.А., Гузенко С.С. Теологическая модель управления в истории управленческой мысли // Меридиан. 2020. N 9 (43). С. 1-7.
   8.Ивентьев С.И. Истина. Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. 384 с.
   9.Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект социальной истины // В поисках социальной истины: материалы I Междунар. науч. конф. Иркутск, 28.11.2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В.А. Решетникова, О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 18-24.
   10.Меньчиков Г.П. Душа человека: некоторые закономерности её существования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. N 1. С. 9-13.
   11.Канке В.А. Философия менеджмента: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 392 с.
   12.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права учебник. М.: Юристъ, 2004. 512 с.
   13.Михалец И.В. Психология духовности как компонента духовно-нравственных отношений личности в системе образования // Актуальные проблемы эффективной модернизации образования в России: монография / Под научной и общей редакции В.В. Сохранова. Пенза: ПДЗ, 2011. С. 142-153.
   14.Терентьев В.К. Истины управления: взгляд на основы менеджмента. М.: Сентябрь, 2002. 160 с.
   15.Начало христианской психологии / Отв. ред. Б.С. Братусь. М.: Наука, 1995. 233 с.
   16.Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: [Пер. с англ.]. 2-е изд. М.: Экономика, 1992. 224 с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"